Научная статья на тему 'Публичные сервитуты в законодательстве Российской федерации'

Публичные сервитуты в законодательстве Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
583
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНЫЙ СЕРВИТУТ / УСТАНОВЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА И ЕГО ЦЕЛЬ / ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА / ОБЛАДАТЕЛЬ ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА / СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА / ПЛАТА ЗА ПУБЛИЧНЫЙ СЕРВИТУТ / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБЛАДАТЕЛЯ ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРА ЦИЯ ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА / ПРЕКРАЩЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА / PUBLIC EASEMENT / ESTABLISHING A PUBLIC EASEMENT AND ITS PURPOSE / THE COPYRIGHT HOLDER OF THE LAND PLOT / THE HOLDER OF A PUBLIC EASEMENT / THE AGREEMENT FOR THE IMPLEMENTA TION OF THE PUBLIC EASEMENT / THE RIGHTS AND OBLIGATIONS OF THE HOLDER OF A PUBLIC EASEMENT / STATE REGISTRATION OF A PUBLIC EASEMENT / TERMINATION OF PUBLIC EASEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цыбуленко Зиновий Иванович

Введение: в связи с реформированием законодательства Российской Федерации Фе деральным законом от 3 августа 2018 г. № 341-ФЗ внесены существенные изменения в нормы Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), регулирующие частные и публичные сервитуты. Значительно обновлены правила ст. 23 ЗК РФ, ЗК РФ дополнен гл. V. 7, в которой более подробно и полно урегулирован публичный сервитут, изменены и другие нормы ЗК о таких сервитутах. Вследствие этого возникла необходимость изучения названных норм, уяснения их действительного содержания. В статье анализируются существенно измененные новые нормы ЗК РФ о публичных сервитутах, в т.ч. цели их установления, в органах, принимающих решения об этом; условиях их предоставления; о лицах, имеющих право ходатайство вать о предоставлении такого сервитута и о содержании ходатайства; о порядке, сроках принятия решения об установлении публичного сервитута, его содержании и государственной регистрации; об основаниях отказа в его предоставлении; о сро ках, плате за публичный сервитут; о соглашении об осуществлении публичного сервитута и о порядке его заключения; о правах и обязанностях обладателя такого сервитута; об основаниях его прекращения и некоторые другие вопросы. Цель: изуче ние и разъяснение действительного содержания существенно измененных и новых норм ЗК РФ о публичных сервитутах для единообразного понимания и применения на практике. Методологическая основа: при освещении содержания вопросов ста тьи использованы общенаучные методы исследования: систематического анализа, сравнительно-правовой, толкования норм и другие вопросы. Результаты: сделано заключение о сложной формулировке отдельных правил, не совсем четком и ясном изложении некоторых норм о публичных сервитутах, что может затруднить их единообразное толкование и применение на практике.Background: in connection with the reform of the legislation of the Russian Federation by the Federal Law of 03.08.2018, No. 341-FL significant changes to the rules of the Land Code of the Russian Federation (further SC of the Russian Federation), regulating private and public Servitudes were made. The rules of Art. 23 of the RF LC are significantly updated, the RF LC is supplemented by chapter V. 7, in which the public easement is more detailed and fully regulated, and other norms of the LC on such easements are changed. As a result of this, it became necessary to study these norms and to clarify their actual content. The article analyzes the significantly amended and new rules of the Russian Criminal Code on public easements, including the purpose of their establishment, the bodies that make decisions about it; terms of their provision; persons eligible to apply for such an easement and the content of the application; on the order, timing of the decision to establish a public easement, its contents and state registration; the grounds for refusing to grant it; about the terms, the payment for the public easement; agreement on the implementation of a public easement and the form it is concluded; about the rights and responsibilities of the owner of such an easement; about the reasons for its termination and some other issues. Objective: to study and explain the actual content of the significantly changed and new norms of the Russian Criminal Code on public easements for uniform understanding and application in practice. Methodology: in covering the content of the article general scientific methods of research: systematic analysis, comparative-legal, interpretation of norms and other methods were used. Results: а conclusion has been made on the complex wording of certain rules, and some rules on public easements are not quite clear which may make their uniform in terpretation and application in practice difficult.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Публичные сервитуты в законодательстве Российской федерации»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

DOI 10.24411/2227-7315-2020-10045 УДК 347.262

З.И. Цыбуленко

ПУБЛИЧНЫЕ СЕРВИТУТЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение: в связи с реформированием законодательства Российской Федерации Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 341-ФЗ внесены существенные изменения в нормы Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), регулирующие частные и публичные сервитуты. Значительно обновлены правила ст. 23 ЗК РФ, ЗК РФ дополнен гл. V. 7, в которой более подробно и полно урегулирован публичный сервитут, изменены и другие нормы ЗК о таких сервитутах. Вследствие этого возникла необходимость изучения названных норм, уяснения их действительного содержания. В статье анализируются существенно измененные новые нормы ЗК РФ о публичных сервитутах, в т.ч. цели их установления, в органах, принимающих решения об этом; условиях их предоставления; о лицах, имеющих право ходатайствовать о предоставлении такого сервитута и о содержании ходатайства; о порядке, сроках принятия решения об установлении публичного сервитута, его содержании и государственной регистрации; об основаниях отказа в его предоставлении; о сроках, плате за публичный сервитут; о соглашении об осуществлении публичного сервитута и о порядке его заключения; о правах и обязанностях обладателя такого сервитута; об основаниях его прекращения и некоторые другие вопросы. Цель: изучение и разъяснение действительного содержания существенно измененных и новых норм ЗК РФ о публичных сервитутах для единообразного понимания и применения на практике. Методологическая основа: при освещении содержания вопросов статьи использованы общенаучные методы исследования: систематического анализа, сравнительно-правовой, толкования норм и другие вопросы. Результаты: сделано заключение о сложной формулировке отдельных правил, не совсем четком и ясном изложении некоторых норм о публичных сервитутах, что может затруднить их единообразное толкование и применение на практике.

Ключевые слова: публичный сервитут, установление публичного сервитута и его цель, правообладатель земельного участка, обладатель публичного сервитута, соглашение об осуществлении публичного сервитута, плата за публичный сервитут, права и обязанности обладателя публичного сервитута, государственнаярегистра-ция публичного сервитута, прекращение публичного сервитута.

© Цыбуленко Зиновий Иванович, 2020

Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права (Саратовская государственная юридическая академия); cybulenko@bk.ru © Tsybulenko Zinoviy Ivanovich, 2020

Doctor of law, Professor, Professor, Civil law department (Saratov State Law Academy) 123

Z.I. Tsybulenko

PUBLIC EASEMENTS IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Background: in connection with the reform of the legislation of the Russian Federation by the Federal Law of 03.08.2018, No. 341-FL significant changes to the rules of the Land Code of the Russian Federation (further - SC of the Russian Federation), regulating private and public Servitudes were made. The rules of Art. 23 of the RF LC are significantly updated, the RF LC is supplemented by chapter V. 7, in which the public easement is more detailed and fully regulated, and other norms of the LC on such easements are changed. As a result of this, it became necessary to study these norms and to clarify their actual content. The article analyzes the significantly amended and new rules of the Russian Criminal Code on public easements, including the purpose of their establishment, the bodies that make decisions about it; terms of their provision; persons eligible to apply for such an easement and the content of the application; on the order, timing of the decision to establish a public easement, its contents and state registration; the grounds for refusing to grant it; about the terms, the payment for the public easement; agreement on the implementation of a public easement and the form it is concluded; about the rights and responsibilities of the owner of such an easement; about the reasons for its termination and some other issues. Objective: to study and explain the actual content of the significantly changed and new norms of the Russian Criminal Code on public easements for uniform understanding and application in practice. Methodology: in covering the content of the article general scientific methods of research: systematic analysis, comparative-legal, interpretation of norms and other methods were used. Results: а conclusion has been made on the complex wording of certain rules, and some rules on public easements are not quite clear which may make their uniform interpretation and application in practice difficult.

Key-words: public easement, establishing a public easement and its purpose, the copyright holder of the land plot, the holder of a public easement, the agreement for the implementation of the public easement, the rights and obligations of the holder of a public easement, state registration of a public easement, termination of public easement.

Законодательство Российской Федерации, кроме частных сервитутов, регулирует и публичные сервитуты (Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. (в ред. от 2 августа 2019 г № 283-ФЗ)1, Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. (в ред. от 2 августа 2019 г. № 294-ФЗ)2, Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. (в ред. от 27 декабря 2018 г. № 538-Ф3)3, Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в ред. от 2 августа 2019 г. № 299-ФЗ)4 и другие нормативно-правовые акты).'

Согласно п. 1 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком. В отличие от частных сервитутов, которые устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством, а относительно некоторых земельных участков, с учетом особенностей, закрепленных в гл. V. 3 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается в соответствии с ЗК РФ. При этом к правоотношениям, которые возникают в

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 44, ст. 4147; 2019. № 31, ст. 4442.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации.2005. № 1, ч. 1, ст. 16; 2019. № 31, ст. 4453.

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006, № 50, ст. 5278; 2018. № 53, ч. I, ст. 8464.

124 4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015, № 29, ч. I, ст. 4344; 2019. № 31, ст. 4458.

связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, нормы Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и правила гл. V. 3 ЗК РФ не применяются.

Основанием возникновения частного сервитута служит соглашение сторон, а при его отсутствии — решение суда (п. 3, 6 ст. 274 ГК РФ), а публичного сервитута — решение исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Первый устанавливается для удовлетворения частных интересов лица, а второй — в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения, то есть в общественных интересах (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

В соответствии земельным законодательством публичный сервитут устанавливается, в частности, для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок и других целей (п. 4 ст. 23 ЗК РФ).

Публичный сервитут:

1) может быть предоставлен в отношении одного или нескольких земельных участков;

2) обременение земельного участка таким сервитутом, не лишает его правообладателя прав владения, пользования и (или) распоряжения таким участком; е

3) переход прав на указанный участок, предоставление такого участка, яв- и ляющегося государственной или муниципальной собственностью, гражданам п или юридическим лицам не может служить основанием для прекращения пу- о бличного сервитута и (или) изменения условий его осуществления; К

4) срок данного сервитута определяется решением о его установлении; о

с

5) должен предоставляться и осуществляться на условиях, наименее обре- | менительных для использования земельного участка согласно с его целевым в

е

назначением и разрешенным использованием (п. 5-9 ст. 23 ЗК РФ). о

Что касается деятельности, для обеспечения которой предоставляется публич- ю

Т5

ный сервитут, она может осуществляться на земельном участке независимо от |

его целевого назначения и разрешенного использования, кроме случаев, пред- К

усмотренных законом. В отличие от частного сервитута, когда правообладатель а

земельного участка, обремененного сервитутом, вправе, по общему правилу, |

требовать соразмерную плату от лица, в чьих интересах установлен сервитут, ии

при публичном сервитуте правообладатель земельного участка имеет право №

требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправ- 1

ления, предоставивших названный сервитут, такую плату только в случае, )

если установление публичного сервитута влечет существенные затруднения в 0 использовании земельного участка (п. 11-13 ЗК РФ).

Из приведенной нормы ЗК РФ видно, что категория «существенные затруднения» носит субъективный, оценочный характер, но содержание ее не раскрыто, что может приводить к различному толкованию на практике и к нарушению прав участников публичных сервитутов. В целях единообразного понимания и

применения данного понятия на практике целесообразно было бы раскрыть его 125

содержание в названной статье ЗК РФ или в разъяснениях Пленума Верховного суда РФ.

В отличие от частного сервитута, при котором права лиц, использующих земельный участок, предусматриваются законом и соглашением о предоставлении сервитута, такие права при публичном сервитуте устанавливаются решением уполномоченного органа исполнительной власти или органом местного самоуправления, предоставивших публичный сервитут, а в случаях, указанных в гл. У.7 ЗК РФ, также соглашением об осуществлении такого сервитута (п. 2 ст. 41 ЗК РФ).

Для установления публичного сервитута не может служить препятствием отсутствие сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, обременяемые таким сервитутом, в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН), наличие споров о правах на указанные земельные участки, а также наличие на земельном участке обременений, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 15, 16 ст. 23 ЗК РФ).

Согласно п. 17 ст. 23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», кроме сервитутов, названных в п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ. Сведения о публичных сервитутах вносятся в ЕГРН. Редакция приведенных правил позволяет сделать вывод, что государственной регистрации подлежат как частные, так и публичные сервитуты. В силу п. 4 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется путем внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН. В п. 6 названной статьи говорится о государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество, в т.ч. сервитутов.

Порядок установления публичного сервитута относительно земельных участков для использования их в целях, установленных ст. 39.37 ЗК РФ, срок его, условия осуществления, порядок определения платы за него предусматриваются главой V. 7 ЗК РФ. Особенности предоставления публичного сервитута в отношении земельных участков, расположенных в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 2 августа 2019 г. № 289-ФЗ)4.

В главе V. 7 ЗК РФ закреплены цели установления публичного сервитута, в частности: размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, линий и объектов связи, газоснабжения, и им подобных, необходимых для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения; складирование строительных и иных материалов, размещение вспомогательных сооружений, строительной техники; размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях и других целей (ст. 39.37 ЗК РФ).

Для перечисленных целей публичный сервитут устанавливается решениями уполномоченных федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления — для размещения инженерных сооружений, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей

126

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 46, ст. 5553; 2019. № 31, ст. 4448.

с аналогичными объектами федерального, регионального или местного значения в соответствии со ст. 39.38 ЗК РФ.

В соответствии с законом публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, на основании ходатайства об его установлении, с учетом правил ст. 23 ЗК РФ; допускается только при условии обоснования необходимости его предоставления в соответствии с п. 2 и 3 ст. 39.41 ЗК РФ; производится независимо от формы собственности на земельный участок5.

Предоставление публичного сервитута не допускается в целях, указанных в законе (подп. 1 и 2 ст. 39.37 ЗК, в отношении земельных участков, которые предоставлены или принадлежат гражданам и предназначены для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, кроме случаев предусмотренных подп. 1-3 п. 5 ст. 39.39 ЗК РФ.

С ходатайством о предоставлении публичного сервитута имеет право обратиться организация, которая является субъектом естественных монополий, организацией связи, владельцем объекта транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, а также другие организации и лица перечисленные в ст. 39.40 ЗК РФ.

В таком ходатайстве заявитель должен указать: наименование и место его нахождения, цель установления публичного сервитута; его срок; обоснование необходимости его предоставления с приложением требуемых документов, другие сведения, предусмотренные в законе.

Ходатайство может быть возвращено органом, уполномоченным на установление публичного сервитута, в случаях указанных в ст. 39.41 ЗК.

В ЗК РФ закреплен порядок выявления правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута, обеспечения их извещениями о возможном установлении такого сервитута, направления копии решения о его установлении за счет средств заявителя (ст. 39.42 ЗК РФ).

В соответствии с законом орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, должен принять такое решение или отказать в этом в течение установленного срока со дня поступления ходатайства об этом. В решении об установлении такого сервитута должны быть указаны: его цель; сведения о заявителе; кадастровые номера земельных участков относительно которых устанавливается публичный сервитут; его срок; порядок расчета и внесения платы за него; обязанность обладателя публичного сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для использования в соответствии с видом разрешенного использования и другие сведения.

Сведения о публичном сервитуте с указанием местоположения его границ, цели, срока, обладателя и некоторые другие вносятся в реестр границ (ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (в ред. от 3 августа 2018 г. № 341-ФЗ). Из реестра границ сведения о публичном сервитуте исключаются по истечении срока или поступления решения уполномоченного органа или суда о его прекращении.

5 Приказом Минэкономразвития РФ от 10 октября 2018 г. № 542 утверждены требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 29.12.20l8). 127

Уполномоченные органы, которые приняли решение о предоставлении публичного сервитута, должны направить в орган регистрации прав решение об установлении или о прекращении сервитута с описанием местоположения его границ в определенный законом срок со дня принятия такого решения (ч. 15.1 ст. 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ).

В предусмотренный законом срок со дня внесения в ЕГРН сведений о публичном сервитуте орган регистрации прав направляет его обладателю сообщение с указанием правообладателя земельного участка, относительно которого предоставлен названный сервитут (ч. 19 ст. 34 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ).

После принятия решения о предоставлении публичного сервитута уполномоченный орган в определенный законом срок обязан разместить решение об установлении публичного сервитута на своем официальном сайте в сети Интернет, обеспечить его опубликование, направить копию решения правообладателям земельных участков, относительно которых установлен публичный сервитут, в орган регистрации прав и обладателю такого сервитута.

Публичный сервитут признается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН. Решение о его предоставлении может быть оспорено правообладателем земельного участка в суд по истечению 30 дней со дня получения таким правообладателем соглашения об осуществлении сервитута. Предоставление земельного участка, который обременен публичным сервитутом, переход прав на него, образование из него земельного участка, переход прав на инженерное сооружение, расположенное на условиях публичного сервитута, не оказывают

0 влияния на действительность решения о предоставлении такого сервитута и не ? служат основаниям для его пересмотра (ст. 39.43 ЗК РФ).

3 В установлении публичного сервитута должно быть отказано в случаях,

» предусмотренных законом, с приведением в решении об этом всех оснований для

1 отказа, с направлением копии такого решения уполномоченным органам, заяви-| телю в установленный срок со дня принятия такого решения (ст. 39.44 ЗК РФ). ! Рассматриваемый сервитут устанавливается на срок, который указан в хода-§ тайстве о его предоставлении, с учетом положений п. 7 ст. 23 ЗК РФ и предусмо-| тренных в законе ограничений:

| 1) от десяти до сорока девяти лет;

2) на срок строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной | инфраструктуры;

| 3) на срок не более одного года в случаях и в целях, предусмотренных законом.

Если иное не предусмотрено ЗК РФ, обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за него. Она может устанавливаться в виде единовременного ё платежа или периодических платежей. Плата за публичный сервитут в отно-§ шении земельного участка, являющихся государственной или муниципальной | собственностью, должна вноситься его обладателем единовременным платежом | не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установлении публичного сервитута.

Плата за названный сервитут должна определяться пропорционально площади земельного участка в установленных границах публичного сервитута.

Относительно земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, 128 плата за такой сервитут, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимо-

сти такого земельного участка за каждый год его использования. Кроме того, плата за указанный сервитут, предоставленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, в отношении которого установлен сервитут, за весь его срок.

При отсутствии кадастровой стоимости земельных участков размер платы за публичный сервитут рассчитывается в соответствии с п. 3 и 4 ст. 39.46 ЗК РФ исходя из среднего показателя кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району, муниципальному образованию в составе города федерального значения.

Публичный сервитут являет безвозмездным, если он установлен в целях, предусмотренных законом (п. 6 ст. 39.46 ЗК РФ).

В отношении земельных участков, являющихся частной, государственной или муниципальной собственностью, предоставленных гражданам или юридическим лицам, плата за публичный сервитут устанавливается на основании Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с 1 января 2020 г. — Федеральным законом от 3 июля

2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке») (в ред. от 29 июля

2017 г. № 274-ФЗ)6 и методическими рекомендациями, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Размер данной платы должен определяться на дату, которая предшествует дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута7.

Плата за него должна вноситься правообладателю земельного участка, с которым заключено названное соглашение, или в депозит нотариуса единовременным платежом в случаях, предусмотренных пп. 11 и 13 ст. 39.47 ЗК РФ. При досрочном прекращении публичного сервитута внесенная за него плата не подлежит возврату, кроме случаев, предусмотренных соглашением об его осуществлении (п. 7-9 ст. 39.46 ЗК РФ).

Не засчитываются в счет платы за публичный сервитут и подлежат возмещению независимо от нее: убытки, которые причинены невозможностью исполнения правообладателем земельного участка обязательств перед третьими лицами; иные убытки такого правообладателя, возникшие у него в результате деятельности обладателя публичного сервитута.

Названные убытки должны возмещаться правообладателю земельного участка обладателем публичного сервитута в течение 30 дней со дня обращения правообладателя земельного участка с таким требованием (п. 10-11 ст. 39.46 ЗК РФ).

Для осуществления публичного сервитута должно быть заключено соглашение об этом. Оно должно содержать: сведения о сторонах соглашения; цель установления этого сервитута; срок его; размер платы за него, порядок и срок ее внесения; права и обязанности обладателя публичного сервитута; порядок возмещения правообладателю земельного участка убытков и другие сведения, указанные в п. 1 ст. 39.47 ЗК РФ.

6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 27, ч. I, ст. 4170; 2017. № 31, ст. 4823.

7 См.: Приказ Минэкономразвития России от 4 июня 2019 г. № 321 «Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам». Доступ

из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 129

Такое соглашение заключается в письменной форме путем составления документа, подписанного между обладателем публичного сервитута и частным собственником земельного участка или арендатором, землепользователем, землевладельцем земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относительно которых предоставлен публичный сервитут. Подобное соглашение не заключается, если этот сервитут установлен в отношении земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и не обременены правами третьих лиц,

Срок соглашения об осуществлении публичного сервитута должен соответствовать сроку публичного сервитута, предусмотренному в решении об его установлении. Проект такого соглашения, подписанный обладателем публичного сервитута, направляется в двух экземплярах правообладателю земельного участка, с приложением сведений, предусмотренных в п. 7 ст. 39.47 ЗК РФ.

Правообладатель участка может подписать такое соглашение или отказаться от этого или направить уведомление об этом обладателю публичного сервитута либо в установленный законом срок направить обладателю публичного сервитута предложение о заключении такого соглашения на других условиях. В таком случае обладатель публичного сервитута должен в течение установленного законом срока, направить правообладателю земельного участка проект соглашения об осуществлении сервитута на предложенных условиях или уведомление об отклонении такого предложения.

Если такое соглашение не заключено в течение 30 дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения, обладатель публич-о ного сервитута должен вносить плату за него, указанную в проекте соглашения

0

? на депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. В таком случае 3 обладатель имеет право осуществлять сервитут до заключения соглашения о » его осуществлении.

1 Правообладатель земельного участка вправе предъявить в суд требование о | понуждении обладателя публичного сервитута заключить названное соглаше-! ние. Оно будет считается заключенным на условиях, установленных в решении § суда, с момента вступления его в законную силу. Размер платы за сервитут | может быть определен судом независимо от суммы, которая внесена на депозит | нотариуса, с зачетом суммы в счет платы за публичный сервитут.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если правообладатель земельного участка оспаривает решение об установ-| лении публичного сервитута, он должен направить проект соглашения об его | осуществлении, внести плату за него в депозит нотариуса и вправе приступить к осуществлению публичного сервитута на условиях, предусмотренных в п. 11 ст. 39.47 ЗК РФ.

§ При предоставления гражданам или юридическим лицам земельных участ-

§ ков, которые являются государственной или муниципальной собственностью, | обремененных публичным сервитутом, они имеют право требовать от облада-| телей таких сервитутов заключения соглашения об его осуществлении, но не вправе требовать плату за него (ст. 39.47 ЗК РФ).

В тех случаях, когда осуществление публичного сервитута повлекло невозможность или существенное затруднение в использования земельного участка или находящегося на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием в течение определенного в законе срока, правообладатель 130 земельного участка или расположенного на нем объекта недвижимости имеет

право требовать выкупа таких объектов по рыночной стоимости и возмещения всех причиненных убытков, а арендатор, землепользователь, землевладелец земельного участка, относящегося к государственной или муниципальной собственности, — возмещения убытков, обусловленных невозможностью исполнения договора аренды земельного участка, безвозмездного пользования им, прекращением прав на него. Перечисленные требования предъявляются к обладателю публичного сервитута, а если их несколько, то к обладателю того сервитута, осуществление которого наиболее обременительно для использования земельного участка (ст. 39.48 ЗК РФ).

Следует обратить внимание на то, что термины «существенные затруднения», «наиболее обременительно» в использовании земельного участка носят субъективный оценочный характер, могут пониматься неоднозначно сторонами соглашения об осуществлении сервитута, что может создавать трудности в применении на практике, приводить к нарушению прав сторон такого соглашения. В целях единообразного толкования и применения правил ст. 39.48 ЗК РФ на практике целесообразно было бы в ней привести хотя бы примерный перечень обстоятельств, относящихся к таким терминам, при использовании земельных участков в период осуществления публичных сервитутов.

В соответствии с законом обладатель публичного сервитута имеет право начать его осуществление со дня заключения соглашения об этом, но не ранее дня внесения сведений о публичном сервитуте в ЕГРН; после внесения платы за такой сервитут в соответствии с решением о его установлении в случае предоставления сервитута в отношении земельных участков, являющихся государственной или муниципальной собственностью и не предоставленных гра^кданам или юриди- ш ческим лицам. и

В силу закона обладатель такого сервитута наделен правом в установленных а границах публичного сервитута заниматься деятельностью, для обеспечения ко- о торой он предоставлен, в т.ч. осуществлять: 1) доступ на земельный участок при к заблаговременном уведомлении об этом правообладателя земельного участка; о

с

2) строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию инженерных соору- а жений; 3) доставку, складирование и вывоз строительных материалов, провоз в

н

и размещение строительной техники; 4) консервацию и снос сооружений, при- но надлежащих обладателю публичного сервитута, и другие работы необходимые ю

для его осуществления (п. 1-3 ст. 29.50 ЗК РФ). |

Если иное не предусмотрено соглашением об осуществлении публичного к

сервитута, его обладатель приобретает следующие права: 1) на имущество, в а

том числе недвижимое, которое размещено им на земельном участке в связи с |

осуществлением публичного сервитута; 2) требовать от правообладателя земель- ии

ного участка или других лиц соблюдения ограничений, которые установлены №

публичным сервитутом; 3) самостоятельно уточнить местоположение границ 1

публичного сервитута при соблюдении условий, предусмотренных п. 6 ст. 39.50 )

ЗК РФ; 4) отказаться от осуществления публичного сервитута в любое время 0 без освобождения его от обязанностей, предусмотренных п. 8 и 9 ст. 39.50 ЗК РФ; 5) до окончания срока публичного сервитута обратиться с ходатайством об установлении его на новый срок.

Помимо перечисленных прав обладатель публичного сервитута обязан: привести земельный участок в состояние которое пригодно для его использования

в соответствии с разрешенным использованием, в установленный законом срок; 131

снести объекты, которые он разместил на основании публичного сервитута, а при необходимости провести рекультивацию земельного участка в срок не позднее чем шесть месяцев с момента прекращения сервитута (п. 8-9 ст. 39.50 ЗК РФ).

Публичный сервитут может быть прекращен при отпадении оснований для его установления путем отмены акта о его принятии, кроме публичного сервитута, который установлен в порядке, определенным гл. V. 7 ЗК РФ.

Он считается прекращенным по истечении его срока.

При установлении названного сервитута в порядке, определенным главой V. 7 ЗК РФ он прекращается на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, установивших его, если:

1) не осуществляется на протяжении двух и более лет деятельность, для обеспечения которой он был предоставлен;

2) не внесена плата в установленный срок за публичный сервитут, предоставленный в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не переданных гражданам или юридическим лицам;

3) не внесена плата за такой же сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам или юридическим лицам, в установленные законом сроки;

4) обладатель такого сервитута отказался от него (п. 3-4 ст. 48 ЗК РФ (в ред. от 3 августа 2018 г. № 341-ФЗ).

Прекращения публичного сервитута в судебном порядке имеет право требовать и правообладатель земельного участка при наличии предусмотренных в 20 законе оснований:

? 1) нарушение срока его установления;

3 2) отсутствие возможности использования земельного участка или нахо-

» дящегося на нем объекта недвижимости либо возникновение существенного I затруднения в этом вследствие осуществления публичного сервитута, кроме | случаев предоставления его в целях, указанных в ст. 39.37 ЗК РФ; ! 3) изменение документации по планировке территории, на основании которой

§ был установлен такой сервитут;

| 4) осуществление обладателем публичного сервитута деятельности, в целях

| занятия которой он был предоставлен, с нарушением федеральных законов, и 'I других нормативных правовых актов РФ или условий осуществления публич-| ного сервитута, определенных в решении или соглашении об его установлении; | 5) при наличии обстоятельств, предусмотренных в подп. 1 и 3 п. 4 ст. 48 ЗК

| РФ, п. 6 ст. 48 ЗК РФ.

Решение об установлении такого сервитута служит основанием для внесе-§ ния записи в ЕГРН о прекращении названных прав на указанные земельные § участки. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти или | орган местного самоуправления, по решению которых установлен публичный | сервитут, в определенный законом срок обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации прекращения названных прав на земельный участок, относительно которого предоставлен такой сервитут и сведения о котором внесены в ЕГРН.

Юридические лица, право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления которых на сооружения, которые согласно ЗК РФ могут 132 быть размещены на земельном участке на основании публичного сервитута,

возникло до 1 сентября 2018 г. и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, имеют право оформить публичный сервитут в порядке, установленном гл. V. 7 ЗК РФ, или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 г. (п. 1-3 ст. 3.6 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 341-Ф3). В приведенных случаях плата за публичный сервитут не устанавливается.

Лица, названные в пп. 1 и 3 указанной статьи, имеют право заключить с правообладателем земельного участка соглашение об осуществлении публичного сервитута.

В тех случаях, когда земельные участки, право постоянного (бессрочного) пользования которыми или право аренды которых переоформлено на публичный сервитут, перераспределяются с земельными участками, являющимися частной либо государственной или муниципальной собственностью, и предоставлены третьим лицам, плата за их перераспределение не должна взиматься (п. 4, 6, 7 ст. 3.6 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 341-ФЗ).

Орган регистрации прав должен внести изменения в сведения ЕГРН об обладателе публичного сервитута в случае государственной регистрации перехода права собственности на сооружение, которое было создано на земельном участке на основании публичного сервитута (ч. 4 ст. 57 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (в ред. от 3 августа 2018 г. № 341-ФЗ).

Если публичные сервитуты были установлены до вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 341-ФЗ, они сохраняются на условиях, определенных в федеральном законе или ином нормативном правовом акте РФ, ее субъекта, в акте органа местного самоуправления, которые предусматривали ш установление таких публичных сервитутов (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от и 3 августа 2018 г. № 341-ФЗ). р

Изложенное свидетельствует, что некоторые из норм о публичных сервитутах о сформулированы и изложены сложно, содержание используемых в них отдель- К ных понятий, терминов не раскрыто, допускает различное их толкование, что о

с

может приводить к трудностям при применении на практике, нарушению прав | сторон публичных сервитутов. В целях устранения отмеченных недостатков, в

е

достижения единообразного толкования и применения целесообразно их даль- о нейшее совершенствование. ю

д

а

д

м

3

)

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.