В.Н. Бутченко, В.Н. Ничипоренко, М.В. Кручинин
Теоретические аспекты категорирования транспортных средств водного транспорта
THEORETICAL ASPECTS OF RATING VEHICLES WATER TRANSPORT
V.N. Butchenko, V.N. Nichiporenko, M. V. Kruchinin
Key words: Categorization, transport vehicles, categorization criteria, the act of unlawful interference.
In the article the analysis of a regulatory framework for establishing the category of vehicles based on the criteria of rating, as well as the feasibility of their application to ensure the protection of vehicles against acts of unlawful interference on water transport.
УДК 347.78.033
М.П. Королев, к.ю.н., директор Волго-Вятского филиала РАО г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, 15/34. Е.А. Пахомова, к.и.н., доцент ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
ПУБЛИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ
Ключевые слова: авторское право, сборы, использование, публичное исполнение, РАО, транспорт
Статья посвящена ключевой проблеме отечественного авторского права - защите прав авторов и правообладателей при использовании объектов авторского права на предприятиях транспортной отрасли. Проанализирован также зарубежный опыт в данной сфере.
Одним из наиболее распространенных способов использования объектов авторского права (например, музыкальных произведений) является их публичное исполнение. По данным ежегодного исследования международных сборов авторского вознаграждения за 2012 г. Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC) 75% мировых сборов составили сборы за публичное исполнение музыкальных произведений [1]. Причем данная категория финансовых поступлений имеет тенденцию роста. Так, например, по данным Чешского авторского общества OSA наибольшую долю в общих сборах за 2011 год составили сборы за публичное исполнение - 17,3 млн. долл. (поступления от живых концертов составили 26,5% этой суммы). Сборы с таких категорий пользователей, как поставщики услуг (торговые центры, рестораны и т.д.), увеличились на 21% по сравнению с прошлым годом и составили 5,5 млн. долл. [2].
Регулирование публичных исполнений происходит в соответствии с международными договорами в области авторского права, нормами национальных законодательств. Гражданский Кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) определяет публичное исполнение как «представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа
либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения» [3], при этом не имеет значения имеют ли указанные действия своей целью извлечение прибыли.
Стоит отметить, что публичное исполнение может осуществляться как непосредственно для получения прибыли (например, организация концерта), так и для создания благоприятной для привлечения клиентов (посетителей, покупателей, потребителей каких-либо слуг) атмосферы на предприятиях общественного питания, торговли, индустрии развлечений и др., что, однако, также косвенно влияет на их доходность. Так, например, исследование PRS for Music (Велкобритания) выявило, что в пабах с музыкой недельная выручка от продажи алкоголя на 44% больше (почти 230 фунтов в день), а в выходные и на все 60% (485 фунтов), чем в пабах, где музыка не звучит [4]. Также стоит учитывать, что предприниматель или организация при незаконном использовании «произведения, получает доход в виде необоснованного обогащения от экономии затрат по выплате авторского вознаграждения, тем самым имея экономическое преимущество перед конкурентами при формировании себестоимости реализуемой продукции либо предоставляемых услуг» [5, с. 9].
В полной мере данное положение применимо и к предприятиям транспортной отрасли: в салонах транспортных средств, в помещениях и на территориях вокзалов осуществляется нередко трансляция музыкальных произведений, фильмов и т.д. При этом следует учитывать, что в настоящее время в связи с массовым изготовлением «пиратских» копий произведений, широким незаконным использованием произведений в цифровой форме в сети Интернет наблюдается сокращение поступлений авторских вознаграждений, в связи с чем «авторские общества в большинстве развитых стран мира стремятся расширить сферы осуществления сборов за публичное исполнение произведений» [6, с. 5].
Организации, специализирующиеся на охране авторских прав на коллективной основе, на современном этапе обратили особое внимание на предприятия транспорта, причем не только пассажирского. Например, Бельгийское общество авторов, композиторов и издателей SABAM подписало с национальной ассоциацией транспорта и логистики соглашения о сборе и распределении вознаграждения при использовании музыки в транспортном секторе. Данный контракт классифицирует грузовые автомобили в качестве рабочих мест, в связи с чем работодатели будут обязаны выплачивать авторское вознаграждение за водителей, прослушивающих музыку в кабинах автомобилей. В соглашении отмечается, что следующей группой пользователей, на которую распространится его действие, должны стать водители такси [7].
Аналогичным путем развивается и защита авторских прав в РФ. Все транспортные организации, независимо от формы собственности, которые в своей деятельности публично используют музыкальные произведения, обязаны в силу закона получить на это прямое разрешения от правообладателя либо лицензию организации, управляющей правами авторов. Для осуществления такой деятельности в России государством аккредитована Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (далее - РАО). Получение лицензии на использование музыкальных произведений необходимо и в том случае, когда в публичном месте транслируется радио-или телепрограммы содержащие музыкальные произведения. Теле- или радиостанция, в свою очередь заключает лицензионный договор на сообщение произведений в составе программ в эфир. Администрация транспортного или иного предприятии также обязана заключить лицензионный договор, поскольку она организовывает публичное исполнение произведений «в месте, открытом для свободного посещения лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи». Соответственно на данные предприятия также распространяются нормы, определяющие выплату авторского вознаграждения правообладателю за использование объектов авторского права. Особое внимание РАО уделяет работе с предприятиями речного и железнодорожного транспорта ввиду их широкой практики публичного исполнения объектов авторского права.
М.П. Королев, Е.А. Пахомова
Публичное исполнение объектов авторского права на предприятиях транспортной отрасли
Размер авторского вознаграждения зависит от типа предприятия пассажирского транспорта (железнодорожный транспорт, такси, метрополитен и пр.) и рассчитывается как в процентах от дохода, так и в фиксированном платеже в зависимости от озвучиваемой площади. РАО регулирует в настоящее время порядок начисления авторских сборов с предприятий транспорта путем утверждения Авторским Советом ставок авторского вознаграждения. Так, в настоящее время действует Постановление Авторского Совета РАО №2 от 11.12.2013 года «Об утверждении Положения о ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение обнародованных музыкальных произведений (с текстом или без текста), отрывков музыкально-драматических и иных произведений». Указанным Положением установлена, среди прочих, ставка авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений на воздушном, морском и речным транспорте в виде ежемесячного платежа в сумме 0,25% от дохода (выручки) от продажи проездных документов.
Защищая права авторов, РАО активно сотрудничает с органами полиции и прокуратуры, в частности, был заключен ряд соглашений о сотрудничестве, в том числе с транспортными прокуратурами (например, с Западно-Сибирской транспортной прокуратурой в 2010 году). Транспортная прокуратура с привлечением специалистов РАО проводит совместные проверки исполнения законодательства о защите права интеллектуальной собственности на объектах железнодорожного, внутреннего водного, воздушного транспорта (в аэропортах, на железнодорожных и речных вокзалах, а также в организациях общественного питания, расположенных на этих объектах). В качестве примера совместной проверки следует привести размещенные на официальном сайте РАО сведения: Приволжская транспортная прокуратура установила в январе 2012 года в ходе проверки организаций общественного питания, а также иных организаций, расположенных на объектах транспорта, факты осуществления публичных исполнений музыкальных произведений без заключения соответствующих лицензионных договоров. Всего по результатам проверки внесено 5 представлений об устранении нарушений законодательства, возбуждено 7 дел об административном правонарушении по ч.1 ст.7.12 КоАП Российской Федерации - «Нарушение авторских и смежных прав» - в отношении работников организаций общественного питания, кроме того, объявлено 4 предостережения о недопустимости нарушения закона.
Одним из подобных нарушений является публичное исполнение музыкальных произведений в кафе «Зодиак» гостиничного комплекса ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород». Нарушение было выявлено Нижегородской транспортной прокуратурой по обращению представителей РАО, по результатам проверки и судебного рассмотрения материалов административного дела 27.12.2010 года мировым судьей судебного участка №1 Автозаводского района г. Н. Новгорода ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород» было подвергнуто административному наказанию пост. 7. 12 КОАП РФ в виде штрафа 30 000 рублей.
Список литературы:
[1] Вестник Департамента международных связей РАО № 65.
[2] Вестник Департамента международных связей РАО № 63.
[3] ГК РФ. Ст 1270: http://base.garant.rU/10164072/71/#ixzz3XfeTlYlk
[4] Вестник Департамента международных связей РАО № 60
[5] Выявление и документирование нарушений авторского права на публичное исполнение музыкальных произведений, сообщение произведений в эфир или по кабелю, ответственность за которые предусмотреныст. 146 УК РФ и ст. 7.12. КоАП РФ. Методические рекомендации. М., 2012.
[6] Хоменко М.П. Охрана авторских прав при публичном исполнении произведений. Автореф. дис. ...канд. юр.наук: 12.00.03. М., 2012.
[7] Вестник Департамента международных связей РАО № 55.
PUBLIC EXECUTION OF OBJECTS OF COPYRIGHT AT THE ENTERPRISES OF TRANSPORT BRANCH
M.P. Korolev, E.A. Pakhomova
Keywords: copyright, collecting, use, public execution, RAO, transport
Article is devoted to a key problem of domestic copyright - protection of the rights of authors and owners when using objects of copyright at the enterprises of transport branch. Also foreign experience in this sphere is analysed.
УДК: 34
М.В. Кручинин, кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «ВГУВТ»; Н.Н. Потапова, кандидат юридических наук, ФГКОУ ВПО «НА МВД России»; 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
О.И. Долгачёва, кандидат юридических наук, ФГКОУ ВПО «НА МВД России» 603144, г. Нижний Новгород, ул. Анкудиновское шоссе, 3
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Ключевые слова: хищения, выявление, раскрытие, преступления, топливно-энергетический комплекс, действия, правоохранительные органы, криминал, информация, ТЭК.
В статье рассматривается процесс организации деятельности правоохранительных органов, направленный на выявление и раскрытие преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса. Акцентируется внимание на алгоритме действий оперативных подразделений в целях борьбы с преступными группами на объектах ТЭК.
Хищения в сфере топливно-энергетического комплекса (далее ТЭК) - это довольно распространенное явление, которое создает опасность национальной безопасности Российской Федерации. Интенсивность воздействия со стороны правоохранительных органов вынудили организованные преступные группы к более грамотному и изощренному подходу к осуществлению своих незаконных действий, применению новых технологий и оборудования, привлечению высококвалифицированных специалистов различной направленности. Преступные элементы стали применять различные виды вооружения и снаряжения, существуют факты подрыва и убийств, которые встречаются крайне редко, но имеют место быть.
Наиболее затруднительное положение сложилось возле магистральных нефтепроводов складывается в Республике Дагестан, Самарской, Иркутской, Волгоградской, Ростовской и Ульяновской областях.
Необходимо учитывать, что при ликвидации несанкционированной врезки требуется остановка производства подачи нефти, которая в свою очередь срывает экспортный график транспортировки нефти. Отсюда вытекает подрыв международного престижа страны, а также государственных компаний. Следует помнить, что любая врезки становятся причиной разливов нефти, в связи с чем существует реальная угроза для окружающей среды. Загрязнение почвы, близлежащих рек и водоемов крайне недопустимо для экологии нашей страны.