Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1127
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИЩЕНИЯ / THEFT / ВЫЯВЛЕНИЕ / РАСКРЫТИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / CRIME / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / FUEL AND ENERGY COMPLEX / ДЕЙСТВИЯ / ACTIONS / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / КРИМИНАЛ / ИНФОРМАЦИЯ / ТЭК / DETECT / CRIMES / INFORMATION TECH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кручинин М.В., Потапова Н.Н., Долгачёва О.И.

В статье рассматривается процесс организации деятельности правоохранительных органов, направленный на выявление и раскрытие преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса. Акцентируется внимание на алгоритме действий оперативных подразделений в целях борьбы с преступными группами на объектах ТЭК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кручинин М.В., Потапова Н.Н., Долгачёва О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME OF THE ISSUES OF IDENTIFYING AND SOLVING CRIMES IN THE SPHERE OF FUEL AND ENERGY COMPLEX

We consider the process of organization of the activity of law enforcement bodies aimed at identifying and solving crimes in the sphere of fuel and energy complex. The focus is on the algorithm of actions of the operational divisions in order to combat crime groups in the complex.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА»

PUBLIC EXECUTION OF OBJECTS OF COPYRIGHT AT THE ENTERPRISES OF TRANSPORT BRANCH

M.P. Korolev, E.A. Pakhomova

Keywords: copyright, collecting, use, public execution, RAO, transport

Article is devoted to a key problem of domestic copyright - protection of the rights of authors and owners when using objects of copyright at the enterprises of transport branch. Also foreign experience in this sphere is analysed.

УДК: 34

М.В. Кручинин, кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «ВГУВТ»; Н.Н. Потапова, кандидат юридических наук, ФГКОУ ВПО «НА МВД России»; 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

О.И. Долгачёва, кандидат юридических наук, ФГКОУ ВПО «НА МВД России» 603144, г. Нижний Новгород, ул. Анкудиновское шоссе, 3

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Ключевые слова: хищения, выявление, раскрытие, преступления, топливно-энергетический комплекс, действия, правоохранительные органы, криминал, информация, ТЭК.

В статье рассматривается процесс организации деятельности правоохранительных органов, направленный на выявление и раскрытие преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса. Акцентируется внимание на алгоритме действий оперативных подразделений в целях борьбы с преступными группами на объектах ТЭК.

Хищения в сфере топливно-энергетического комплекса (далее ТЭК) - это довольно распространенное явление, которое создает опасность национальной безопасности Российской Федерации. Интенсивность воздействия со стороны правоохранительных органов вынудили организованные преступные группы к более грамотному и изощренному подходу к осуществлению своих незаконных действий, применению новых технологий и оборудования, привлечению высококвалифицированных специалистов различной направленности. Преступные элементы стали применять различные виды вооружения и снаряжения, существуют факты подрыва и убийств, которые встречаются крайне редко, но имеют место быть.

Наиболее затруднительное положение сложилось возле магистральных нефтепроводов складывается в Республике Дагестан, Самарской, Иркутской, Волгоградской, Ростовской и Ульяновской областях.

Необходимо учитывать, что при ликвидации несанкционированной врезки требуется остановка производства подачи нефти, которая в свою очередь срывает экспортный график транспортировки нефти. Отсюда вытекает подрыв международного престижа страны, а также государственных компаний. Следует помнить, что любая врезки становятся причиной разливов нефти, в связи с чем существует реальная угроза для окружающей среды. Загрязнение почвы, близлежащих рек и водоемов крайне недопустимо для экологии нашей страны.

М.В. Кручинин, Н.Н. Потапова, О.И. Долгачева

Некоторые вопросы выявления и раскрытия преступлений в сфере топливно-энергетического ...

Без сомнения стимулом криминальных структур для получения нелегальных доходов является сорганизованная система переработки нефти на мини нефтеперерабатывающих заводах.

Как показывает практика, хищением нефтепродуктов в подавляющем большинстве случаев занимаются преступные группы, в состав которых входят:

- координатор или организатор,

- специалисты в области ТЭК,

- водители автомобильных бензовозов,

- владельцы и работники автозаправочных станций,

- коррумпированные должностные лица органов местного самоуправления и правоохранительных органов.

Благодаря сплоченности незаконной деятельности в преступной группе вышеперечисленных лиц осуществляется высококачественная врезка в трубопровод, быстрое выкачивание топлива в автоцистерны и обеспеченный сбыт похищенного. Существуют множество примеров, когда преступники систематически совершают хищения путем прокладки отводов на расположенные поблизости территории различных организаций и складов.

Эффективностью работы правоохранительных органов по выявлению и раскрытию данной категории преступлений является процесс организации данной деятельности, если в его компоненты входят:

- изучение законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующий деятельность объектов топливно-энергетического комплекса;

- ознакомление с технологическим процессом предприятий по добыче, производству, реализации нефти и нефтепродуктов;

- непосредственное изучение структуры и характера деятельности предприятий и организаций нефтегазового комплекса;

- оптимальное закрепление сотрудников правоохранительных органов за объектами ТЭК;

- сбор, концентрация, обобщение и оценка полученных сведений, характеризующих обстановку на данных объектах;

- организация тесного взаимодействия между подразделениями органов внутренних дел и другими структурами.

Необходим многогранный анализ сложившейся криминогенной ситуации в указанной сфере с учетом правовых, организационных и профилактических мер по изменению сложившейся обстановки. Поэтому изучение специфики законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность предприятий данной сферы, является основополагающим компонентом.

Сбор и анализ информации о социально-экономической и криминогенной характеристике региона, как определяющего компонента, включают в себя следующие основные положения:

- доминирующие сектора экономики, крупные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия, объемы их промышленного производства, их оценка и перспективы развития

- наличие мест добычи, переработки нефти и нефтепродуктов, схема их транспортировки, наличие крупных транспортных узлов, магистралей;

- структура нефтегазового комплекса и ее связи с другими структурами;

- численность населения в регионе (состав, структура, уровень безработицы и т.д);

- статистические данные об уровне преступности в регионе;

- способы сокрытия преступлений экономической направленности, а также о лицах, их совершивших;

- причины и условия, способствующих совершению преступлений;

- деятельности органов местного самоуправления по вопросам обеспечения со-

хранности стратегически важных сырьевых ресурсов, а также укреплению безопасности объектов ТЭК;

- состояние контрольно-ревизионной работы на этих объектах ТЭК;

- нарушения и злоупотребления на объектах нефтегазового комплекса, получивших широкий общественный резонанс;

- наличии сил и средств территориальных правоохранительных органов и многое другое.

Данная информация позволяет определить эффективность деятельности правоохранительных органов, выявить проблемные вопросы и недостатки, а также методы для их устранения.

Данную информацию можно решить посредством:

- получения и дальнейшего изучения данных о регистрации юридических лиц на территории определенного региона;

- изучения и анализа данных, об общем числе зарегистрированных субъектов (объектов) нефтегазового комплекса, находящихся на самостоятельном балансе и соответственно являющихся юридическими лицами.

Эти данные наиболее точные, но получение их связано с определенными трудностями финансового характера разрешаемыми на практике путем достижения договоренностей между руководителями ведомств. Действуя таким образом, оперативные подразделения получают необходимое представление об объеме организационно-структурного массива топливно-энергетического комплекса.

Алгоритм выявления и раскрытия преступлений на объектах топливно-энер-гитического комплекса включает ряд взаимосвязанных этапов:

Получение первичной информации о преступлениях, совершаемых путем хищения нефтепродуктов, на основании изучения и анализа:

- заявлений физических и юридических лиц о факте совершения преступлений на объектах топливно-энергетического комплекса;

- результатов проверок, проводимых на соблюдение субъектами химического комплекса лицензионного законодательства;

- материалов ревизионных комиссий, работавших по проверке деятельности субъектов, аудиторских и налоговых проверок;

- публикаций в средствах массовой информации и т.п.;

- результатов обмена информацией с другими органами внутренних дел, иными правоохранительными органами (особенно - с органами прокуратуры, куда поступают жалобы от потребителей продукции), службами безопасности, а также частными охранными предприятиями, осуществляющими охрану нефтеперегонных и нефтехимических заводов и производств;

- результатов оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел на указанных объектах;

- сообщений лиц, оказывающих содействие оперативным работникам, закрепленных за данными объектами;

- а также путем непосредственного обнаружения преступления сотрудниками органов внутренних дел, охраны предприятий, иными лицами.

В процессе деятельности по выявлению и раскрытию преступлений необходимо собирать доказательства указывающие на:

- факты, свидетельствующие об одиночном или групповом совершении преступления (если выявлена группа, то установить роли участников, выявить зависимость ролей от видов занятости на указанных объектах);

- внутренней структуры преступной группы, сроков ее существования, масштабов деятельности (в том числе территориальных);

- функциональных обязанностях ее участников, их непосредственного участия в совершении конкретных преступлений;

- предметы и документы, имеющие доказательственное значение;

М.В. Кручинин, Н.Н. Потапова, О.И. Долгачёва

Некоторые вопросы выявления и раскрытия преступлений в сфере топливно-энергетического ...

- вид, способ и обстоятельства совершения преступления;

- способы сокрытия следов преступления;

- места нахождения (хранения) похищенной отраслевой продукции и (или) денежных средств от ее реализации;

- лиц, располагающих значимой информацией, и результаты проведенных опросов; и т.п.

- наличия коррумпированных связей в органах местного самоуправления и правоохранительных органах;

- выявлению предметов и документов, которые могут иметь доказательственное значение в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства, таких как производственные установки, используемые для переработки нефти кустарным способом; оборудование предприятия, осуществляющего безлицензионную разработку недр; фальсифицированные ГСМ;

- транспортные средства, на которых осуществлялась транспортировка нефти;

- управленческие, бухгалтерские, финансовые, технологические документы;

- документы, имеющие следы исправлений или подделки;

- зафиксированные на материальных носителях иные незаконные действия лиц.

Сотрудники руководящего звена и иные материально-ответственные лица имеют

доступ к бухгалтерским, управленческим документам. Сотрудники отдела кадров, обладают информацией о лицах, уволенных за различные нарушения. Среди технического персонала преступники, зачастую, подыскивают исполнителей, так как они обладают навыками работы с оборудованием, которое используется на объектах химической и нефтехимической промышленности, знают технологический процесс изготовления продукции определенного вида (а также возможность «экономии» и заменимости реактивов и других ингредиентов). Сотрудники организаций - поставщиков сырья и материалов для химической и нефтехимической промышленности, могут сообщить о фактах поступления неучтенных объемов сырья, хранения неучтенной тары (цистерн, баллонов) с веществами и реактивами и т.д.

В целях выявления и раскрытия преступлений в сфере ТЭК целесообразно проводить комплекс оперативно -розыскных мероприятий, а именно:

Рекомендуется опрашивать:

- должностных и материально-ответственных лиц предприятий и организаций с целью установления: законности операций с сырьем (наличие лицензий, срок их действия, наличия заключенных договоров, сроки их исполнения, условия оплаты); потребителей производимой ими продукции; и т.п.;

- работников объектов на предмет выявления фактов отступления от технологического процесса (в чем они выражались); причины отступления (если отступления от процесса произведены в связи с чьим-то указанием, то от кого, когда, в какой форме оно поступило, кто присутствовал при этом и может подтвердить этот факт);

- руководителей и материально-ответственных сотрудников организаций - потребителей продукции (на предмет установления возможного преступного сговора между ними и производителем);

- руководителей и сотрудников организаций - перевозчиков продукции на предмет личного использования либо сдачи в аренду транспортных средств, предназначенных для перевозки продукции);

- руководителей и сотрудников организаций (перевалочных баз), обеспечивающих массовые объемы поставки нефти (на предмет установления фактов поставки похищенной нефти);

- очевидцы и лица, непосредственно отвечающие за организацию процессов хранения и транспортировки нефтепродуктов (операторы, наливщики, кладовщики), которые могут сообщить информацию о типе продукции, условиях ее хранения, случаях нарушения пломб, падения давления, аварийных ситуациях, фактах недостачи и т.д.);

- сослуживцев, родственников, знакомых лиц, подозреваемых в совершении пре-

ступлений, на предмет установления признаков, свидетельствующих о возможной противоправной деятельности: наличие оборудования; появления доходов, не соответствующих социальному статусу (дорогих вещей, поездок за границу) и т.п.

Наведение справок, которое осуществляется путем изучения документов представляющих интерес для дальнейшего раскрытия преступлений в сфере ТЭК, а именно:

- учредительных и регистрационных документов (устав, учредительный договор, протокол общего собрания, свидетельство о государственной регистрации);

- разрешительных документов (лицензий на эксплуатацию химического комплекса, патентов на результаты интеллектуальной деятельности и т.п.);

- документы, подтверждающие факт постановки на налоговый учет в налоговом органе (свидетельство о постановке на учет и присвоении ИНН) и факт присвоения организации статистических кодов;

- документы о наличии счетов в банках - сведения о счетах, открытых в коммерческих банках (наименование банка, дата открытия, вид счета, валюта счета, движение по счету);

- документы, подтверждающие полномочия должностных лиц (приказы о назначении на должности руководителя организации и главного бухгалтера);

- приказы об учетной политике на предприятии (в организации);

- акты инвентаризаций, ревизий финансово-хозяйственной деятельности, аудиторские заключения;

- информация о сдаче налоговой отчетности в налоговые органы;

- количества выявленных преступлений на объектах (с разбивкой по регионам; по объектам; по видам преступлений; и т.п.);

- количества выявленных административных правонарушений на этих же объектах за аналогичный период;

- данных материально-ответственных лиц предприятий и организаций ТЭК (личные данные, место проживания и др.);

- журналы учета аварийных ситуаций; материалы проверок, проведенных службой безопасности; бухгалтерские документы, отражающие операции с нефтепродуктами; накладные на продукцию и т.д.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наличие судимости у лица (лиц), либо материалов об отказе в возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении этих лиц.

Рекомендуется проводить исследование следующих предметов:

- оборудования общего назначения, которое используется на всех объектах (производствах) химической и нефтехимической промышленности;

- оборудования, которое используется на отдельных производствах химической и нефтехимической промышленности;

- специальной рабочей одежды, обуви и других средств, применяемых при производстве врезки.

Указанные предметы изучаются с целью установления способа и механизма совершения преступления.

Также необходимо проводить наблюдение за лицами, которые занимаются или имеют причастие к данной деятельности в целях:

- установления и документирования контактов лица (лиц);

- выявления и документирования всех фактов преступных посягательств, в том числе на этапе подготовки (поиск, покупка необходимого оборудования; подбор исполнителей для осуществления врезки);

- выявления родственных и дружеских связей в сфере топливно-энергетического комплекса;

- установления фактов приобретения недвижимости (квартир, земельных участков), ценных бумаг, проведения дорогостоящего лечения, которые косвенно свидетельствуют о получении противоправных доходов.

М.В. Кручинин, Н.Н. Потапова, О.И. Долгачёва

Некоторые вопросы выявления и раскрытия преступлений в сфере топливно-энергетического .

При этом необходимо использовать средства негласного аудио- и видеоконтроля, с помощью которого можно установить факты:

- хищения нефти;

- включения ее в технологический процесс переработки на нефтеперерабатывающем заводе;

- транспортировки нефтепродуктов, полученных преступным путем, и иные незаконные действия.

Следующие оперативно-розыскное мероприятие проводимое в целях установления истины - это обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. С помощью данного ОРМ необходимо установить способ совершения хищения, и предпринять меры к установлению и задержанию лиц, совершивших кражу.

Далее проводится сбор образцов для сравнительного исследования, который предполагает отбор проб сырья для определения их группы и марки. В акте сбора образцов для сравнительного исследования должны быть закреплены:

- дата и место отбора проб,

- объем проб,

- лица, участвующие в отборе проб.

Впоследствии при проведении исследования должны решаться вопросы:

- является ли представленный на исследование образец химическим веществом (реактивом, нефтью, синтетическим моющим средством и т.п.)?

- какой группе химических веществ (углеводородного сырья) соответствует представленный на исследование образец?

- какова общая групповая принадлежность исследуемых объектов, есть ли у них признаки, свидетельствующие о едином источнике их происхождения по месту изготовления (конкретном производителе) и др.?

- каковы особенности рецептурного состава конкретных образцов?

- каково количественное содержание конкретных веществ и реактивов в смесях с другими веществами?

- и иные вопросы в зависимости от имеющейся и полученной информации.

Контролируемая поставка - это эффективный способ получения информации о

признаках преступной деятельности путем установления контроля за поставкой похищенной продукции. Она также поможет выявить:

- способ;

- механизм;

- умысел совершенного деяния.

Оперативное внедрение является весьма перспективным, однако практика применения этого оперативно-розыскного мероприятия для выявления и раскрытия данной категории преступлений практически отсутствует. При этом проведение данного оперативно-розыскного мероприятия может быть очень ценным в плане сбора информации для решении задач оперативно-розыскной деятельности.

Помимо перечисленных, определенные результаты могут принести и иные оперативно-розыскные мероприятия, в том числе: отождествление личности (особенно при выявлении преступной группы - для установления личности ее членов); прослушивание телефонных переговоров (например, можно установить время и место совершения преступления, а также дальнейшую реализацию похищенного); снятие информации с технических каналов связи - любой информации, свидетельствующей о фактах возможной преступной деятельности лиц (поиск специалистов-химиков, предложение по реализации нефтепродуктов по цене ниже рыночной и т.п.); оперативный эксперимент - для установления противоправных намерений лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении тяжких и особо тяжких преступлений.

Только комплекс проводимых оперативно-розыскных мероприятий выполненных в соответствии со всеми принципами оперативно-розыскной деятельности является важным этапом в выявлении и раскрытии преступлений в сфере ТЭК.

Основание возбуждения уголовного дела как понятие, состоит из двух информационных блоков (элементов): первый - наличие признаков преступления, второй -достаточность данных, исходя из которых устанавливаются признаки преступления.

Поводами для возбуждения уголовных дел о хищениях нефтепродуктов являются:

- заявление о преступлении;

- сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Рассмотрение сообщения о преступлении (предварительная проверка), позволяет установить не только наличие обстоятельств, необходимых для принятия решения о возбуждении уголовного дела, но и признаки, имеющие доказательственное значение:

- о факте завладения нефтепродуктами;

- о месте хищения и способе, которым оно было совершено;

- времени и условиях совершения кражи;

- количестве похищенных нефтепродуктов, их принадлежности собственнику, способе хранения (транспортировки), агрегатном состоянии, типе, марке, а также, приблизительно, о размере ущерба, причиненного противоправными действиями;

- о личности преступника (преступников) и распределении их действий при совершении хищения.

Успешное раскрытие преступлений и качественный сбор доказательств, во многом зависят от тесного взаимодействия следственно-оперативной группы, выезжающей на место происшествия. Необходимо предусмотреть комплекс оперативно-розыскных мероприятий (в основном, направленных на документирование преступных действий виновных, их установление и розыск) и перечень неотложных следственных действий, выполнение которых позволит правильно квалифицировать совершенное деяние и собрать доказательства в короткий срок. Выполнение всех действий должно быть возложено на конкретного исполнителя, который может наиболее квалифицированно его исполнить (например, получение объяснений необходимо поручить оперативному работнику, знакомому со спецификой функционирования предприятий нефтепродуктообеспечения).

Следует уделить особое внимание изучению информации, полученной в ходе проведения осмотра места происшествия, а также результатам проведенных экспертиз. Комплекс оперативно-розыскных мероприятий должен проводиться среди лиц, занимающихся реализацией топлива. К таким оперативно-розыскным мероприятиям относятся:

- опрос;

- наведение справок;

- сбор образцов для сравнительного исследования;

- проверочная закупка;

- исследование предметов и документов;

- наблюдение;

- отождествление личности;

- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств).

Как правило, осмотр места происшествия в большинстве случаев производился в ночное ли утреннее время, что также придает действию специфику - сложность в формировании следственно-оперативной группы, привлечении понятых, специалистов, необходимости применения специальных средств освещения. Сложности осмотру придает и то, что он, в основном, производится под открытым небом и местность подвержена влиянию погодных условий. Данные о том, что осмотр места происшествия в большинстве случаев производился на протяжении одного - трех часов позво-

М.В. Кручинин, Н.Н. Потапова, О.И. Долгачёва

Некоторые вопросы выявления и раскрытия преступлений в сфере топливно-энергетического .

ляют сделать выводы о достаточной заинтересованности следователей в высоком качестве осмотра.

Повышенная химическая и пожарная опасность нефтепродуктов подразумевает обеспечение безопасности всех членов следственно-оперативной группы, привлеченных лиц.

Для того чтобы сократить рост числа данных преступлений, необходимо произвести следующее:

- обеспечить высокий уровень материально- техническое обеспечение правоохранительных органов, которые осуществляют выявление и раскрытие данной категории преступлений;

- указывать предприятиям на усиление контроля за объектами своей инфраструктуры, а в процесс лицензирования таких предприятий включить положения об усиленном текущем контроле за состоянием охраны.

- повысить качество контроля правоохранительных органов за преступлениями данной категории, увеличив штат подразделений.

- осуществлять качественную работу со средствами массовой информации.

- организовать различные виды профилактической работы, начиная с индивидуальной и заканчивая общей.

Только слаженная работа правоохранительных, судебных органов и нефтегазодобывающих компаний будет результативной и эффективной защитой от преступлений, совершаемых в сфере ТЭК.

Сотрудники правоохранительных органов, которые обеспечивают организацию выявления и раскрытия хищений нефти и нефтепродуктов, должны решить ряд актуальных проблем, а именно:

- прекратить многочисленное распространение хищений нефтепродуктов и нефти;

- предотвратить получение преступными группами нелегальных доходов;

- не допустить возможные экокатастрофы, пожары, разрушения и человеческие жертвы вследствие взрывов при осуществлении несанкционированных подключений в действующие трубопроводы;

- заметно снизить ущерб от противоправных посягательств на объекты ТЭК, а также уровень криминогенной напряженности в регионах прохождения магистральных трубопроводов.

Необходимо комплексное и тесное взаимодействие всех государственных и правоохранительных органов в рамках эффективного решения стоящих перед ними задач.

Особую опасность представляют преступления совершаемые в сфере топливно-энергетического комплекса. Оценка всего диапазона криминального захвата нефтью, ее высокая опасность, обусловленная такими факторами, как посягательство на несколько правоохраняемых объектов, так и сопряженность с совершением другого самостоятельного преступления - приведением в негодность нефтепроводов, нефтепро-дуктопроводов, газопроводов, нередкое причинение множественности общественно опасных последствий, тесная связь с организованной преступностью. Данные незаконные деяния подрывают прочность и константность экономической системы страны, серьезно препятствуя экономическому повышению, и как следствие стабильному функционированию экономических процессов.

Список литературы:

[1] Шепель В.А. Расследование краж нефтепродуктов, совершаемых при их хранении и транспортировке: автореф...канд. юрид. наук: 12.00.09 / Шепель Владимир Анатольевич. - Омск. 2004. - 26 с.

[2] Нигметов Н.А. Оперативно-розыскное обеспечение предупреждения и раскрытия преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса (на примере Северо-Западного федераль-

ного округа) : автореф. дисс... канд. юрид. наук.: 12.00.09 / Нигметов Николай Александрович. - С.Петербург, 2008 - 26 с.

[3] Самойлов А.Ю. Особенности методики расследования преступлений, совершенных на объектах химической и нефтеперерабатывающей промышленности : автореф.канд. юрид. наук: 12.00.09 / Самойлов Александр Юрьевич. - Челябинск. 2009. - 26 с.

[4] Долгачева О.И. Криминалистические основы расследования преступлений в сфере потребительского рынка нефтепродуктов : автореф.канд. юрид. наук: 12.00.09 / Долгачева Оксана Игоревна. - Нижний Новгород. 2010. - 28 с.

[5] Лысенко С.А. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против собственности в нефтегазовом комплексе: автореф.канд. юрид. наук: 12.00.08 / Лысенко Сергей Александрович. - Тюмень. 2011. - 26 с.

[6] Методика мониторинга состояния энергетической безопасности России на региональном уровне / С.М. Сендеров, Н.И. Пятакова, В.И. Рабчук, Г.Б. Славин, С.В. Воробьев, Е.М. Смирнова. - Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2014. - 146 с.

[7] Акустическая диагностика и контроль на предприятиях топливно-энергетического комплекса: Монография / В.М. Баранов и др. - Москва, 1998. - 304 с.

SOME OF THE ISSUES OF IDENTIFYING AND SOLVING CRIMES IN THE SPHERE OF FUEL AND ENERGY COMPLEX

M. V. Kruchinin, N.N. Potapova, O.I. Dolgachevа

Keywords: theft, detect, crimes, fuel and energy complex, actions, law enforcement agencies, crime, information tech.

We consider the process of organization of the activity of law enforcement bodies aimed at identifying and solving crimes in the sphere of fuel and energy complex. The focus is on the algorithm of actions of the operational divisions in order to combat crime groups in the complex.

УДК 34

В.А. Лоскот, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» К.С. Камова, студентка юридического факультета ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ПРОБЕЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: пробелы, правовое регулирование, договорные отношения, строительный подряд

В статье рассматриваются вопросы недостаточного правового регулирования отношений строительного подряда, несовершенства действующего российского законодательства в строительной сфере и, как следствие этого, дороговизны жилья, увеличения судебных споров, невозможности формирования гражданского общества.

В статье рассмотрены основные пробелы правового регулирования договорных отношений строительного подряда по российскому законодательству, изучена действующая нормативно-правовая база и приведены рекомендации по её совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.