Научная статья на тему 'ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА'

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / ЭКОНОМИКА / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / СУВЕРЕНИТЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хорунжий Иван Александрович

Статья посвящена исследованию вопроса нормативно-правового регулирования в сфере государственного оборонного заказа. Характерной чертой для ГОЗ является непосредственный контроль исполнения обязательств по контрактам со стороны государства. Поскольку нормативно-правовое регулирование данного сектора осуществляется посредством связанных, но не систематизированных правовых актов, видится верным провести именно комплексный анализ правовой системы выполнения оборонных заказов. Особое внимание в статье уделяется нормам, введенным в законодательство в 2022 году и направленным на усиление ответственности за ненадлежащее исполнение государственных оборонных заказов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хорунжий Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC LEGAL REGULATION AND CONTROL BY THE STATE IN THE SPHERE OF THE STATE DEFENSE ORDER

The article is devoted to the study of the issue of legal regulation in the field of the state defense order. A characteristic feature of the state defense order is the direct control of the fulfillment of obligations under contracts by the state. Since the legal regulation of this sector is carried out through related, but not systematized legal acts, it seems right to conduct a comprehensive analysis of the legal system for the implementation of defense orders. Particular attention is paid to the norms introduced into the legislation in 2022 and aimed at strengthening responsibility for the improper execution of state defense orders.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА»

16. MR 3.1.0170-20. 3.1. Profilaktika infekcionnyh boleznej. Epidemiologiya i profilaktika COVID-19. Metodicheskie rekomendacii" (utv. Glavnym gosudarstvennym sanitarnym vrachom RF 30.03.2020) //URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_350140/ 24.10.2022.

17. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 12.04.2020 N 975-r «O perechne dolzhnostnyh lic organov upravleniya i sil edinoj gosudarstvennoj sistemy preduprezhdeniya i likvidacii chrezvychajnyh situacij, vklyuchaya dolzhnostnyh lic organov ispolnitel'noj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii, imeyushchih pravo sostavlyat' protokoly ob administrativnyh pravonarusheniyah, predusmotrennyh stat'ej 20.6.1 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah» //URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_350238/ 24.10.2022.

ПОРОДЕНКО ВАЛЕРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой судебной медицины, Кубанский государственный медицинский университет (porodenko52@mail.ru)

ТРАВЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА - доктор медицинских наук, доцент кафедры судебной медицины Кубанский государственный медицинский университет (elenaschon@yandex.ru)

ЛАПТЕВ ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - ассистент кафедры судебной медицины Кубанский государственный медицинский университет (laptev.90@mail.ru)

PORODENKO, VALERY A. - Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Forensic Medicine, Kuban State Medical University (porodenko52@mail.ru)

TRAVENKO, ELENA N. - Doctor of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Forensic Medicine, Kuban State Medical University (elenaschon@yandex.ru).

LAPTEV, DMITRY A. - Assistant of the Department of Forensic Medicine, Kuban State Medical University (laptev.90@mail.ru)

УДК 342.951 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-1-50-53

ХОРУНЖИЙ И.А.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА

Ключевые слова: Российская Федерация, государственный оборонный заказ, экономика, нормативное регулирование, вооруженные силы, суверенитет.

Статья посвящена исследованию вопроса нормативно-правового регулирования в сфере государственного оборонного заказа. Характерной чертой для ГОЗ является непосредственный контроль исполнения обязательств по контрактам со стороны государства. Поскольку нормативно-правовое регулирование данного сектора осуществляется посредством связанных, но не систематизированных правовых актов, видится верным провести именно комплексный анализ правовой системы выполнения оборонных заказов. Особое внимание в статье уделяется нормам, введенным в законодательство в 2022 году и направленным на усиление ответственности за ненадлежащее исполнение государственных оборонных заказов.

KHORUNZHIY, I.A.

PUBLIC LEGAL REGULATION AND CONTROL BY THE STATE IN THE SPHERE OF THE STATE DEFENSE ORDER Key words: Russian Federation, state defense order, economy, regulation, armed forces, sovereignty.

The article is devoted to the study of the issue of legal regulation in the field of the state defense order. A characteristic feature of the state defense order is the direct control of the fulfillment of obligations under contracts by the state. Since the legal regulation of this sector is carried out through related, but not systematized legal acts, it seems right to conduct a comprehensive analysis of the legal system for the implementation of defense orders. Particular attention is paid to the norms introduced into the legislation in 2022 and aimed at strengthening responsibility for the improper execution of state defense orders.

В настоящее время существует необходимость в усилении и модернизации оборонно-промышленного комплекса для обеспечения целостности и суверенности государства, а также защиты от угроз для национальной безопасности Российской Федерации. В рамках обеспечения вышеуказанных задач, в частности, возникает необходимость особого государственного (административного) регулирования деятельности в области закупок для нужд вооруженных сил РФ; в интересах обеспечения боеспособности и боеготовности войск, а также создания современных и эффективных средств защиты, посредством развития новейших достижений в области науки и техники.

Правоотношения в сфере государственного оборонного заказа регулируются многочисленными нормативно-правовыми актами разных уровней. Ядром правовой системы является Конституция РФ 1993 года, которая содержит и основополагающие нормы в сфере государственного оборонного заказа. В частности, в Конституции РФ закреплено, что оборонное производство, а также оборона и безопасность государства находятся в исключительном ведении Российской Федерации [1].

Системообразующим источником правового регулирования правоотношений в сфере государственного оборонного заказа является Закон об оборонном заказе (далее - ГОЗ) [2]. Нормами закона устанавливается перечень обязательных условий договоров на выполнение государственного оборонного заказа. Кроме того, рассматриваемый закон устанавливает порядок формирования, исполнения и контроля за процессом исполнения обязательств по контрактам. Важно, что данный закон является рамочным, то есть в нем определяется структура деятельности

при заключении оборонных заказов, но не порядок, регламентирующий фактически важные элементы контрактов, такие как обоснование начальной (максимальной) стоимости контракта (далее - НМЦК), перечень условий контракта, ограничение лиц, которые могут быть допущены к заключению и исполнению контрактов [3]. Более подробное регулирование устанавливается Постановлениями Правительства, Указаниями Банка России, Приказами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Порядок размещения контрактов на торгах непосредственно регулируется нормами Закона о контрактной системе 44-ФЗ от 05.04.2013) [4]. Самим Законом об оборонном заказе не регламентированы правила и способы размещения контрактов на торговых площадках. Важно, что данный закон регламентирует торги определенных заказчиков, таких как Министерство обороны РФ, органов ФСБ или СВР. Преимущественное большинство таких заказов являются закрытыми, а информация о них не разглашается в публичном доступе. Государственные корпорации, такие как «Ростех» или «Росатом», заключают оборонные заказы посредством других платформ, и на основе Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Указы Президента Российской Федерации являются одним из источников нормативно-правового регулирования правоотношений в сфере государственного оборонного заказа. Так, Президентом Российской Федерации утверждается Военная доктрина Российской Федерации (далее - Доктрина) [5], в которой устанавливается план стратегического развития оборонно-промышленного комплекса государства. Согласно п.п. л, м п. 53 Доктрины, к задачам развития оборонно-промышленного комплекса относятся процедуры совершенствования механизма размещения заказов на поставки продукции, выполнение работ и оказания услуг для федеральных нужд, а также реализация мер экономического стимулирования организаций-исполнителей государственного оборонного заказа.

Необходимо обратиться также к Постановлениям Правительства Российской Федерации, которые тоже осуществляют регламентацию правоотношений в сфере государственного оборонного заказа. В частности, Правительство Российской Федерации выступает в роли главенствующего органа, регулирующего и разрабатывающего нормативно-правовое обеспечение исполнения государственных оборонных заказов. Правительство формирует коллегию Военно-промышленной комиссии, которая, в свою очередь, координирует деятельность исполнительных органов власти в части реализации государственной политики; регулирует ценообразования на ГОЗ с учетом методологии определения цены товаров и услуг, рентабельности; разрабатывает нормативно-правовое регулирование образования НМЦК оборонных контрактов; вырабатывает и утверждает перечень условий, рекомендованных для составления оборонных контрактов [6].

Для нормативно-правового регулирования отношений в сфере государственного оборонного заказа большое значение имеют разъяснения и нормативные акты органов государственной власти. Одним из таких органов является Федеральная антимонопольная служба России (далее - ФАС РФ). Деятельность данного органа предполагает анализ обоснованности цены, сроков, качества исполнения контрактов, а также способов проведения процедуры закупок.

Контроль за операциями, производимыми в рамках исполнения оборонных заказов, возложен на Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) [7]. Кроме того, Росфинмониторинг осуществляет функции по контролю за исполнением законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем со стороны физических и юридических лиц.

Стоит отметить, что, в соответствии с Положением «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации», на Министерство промышленности и торговли Российской Федерации возложена функция выработки государственной политики и нормативно-правовом регулировании в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов. В полномочия органа входит спектр обязанностей: регулирование обоснованности ценообразования товаров в рамках исполнения контрактов, а также расчет расходов, связанных с созданием товаров [8], выработка системы расчетов стоимости поставляемых товаров или услуг [9].

Банк России является участником отношений по обеспечению государственных контрактов, осуществляя финансовые операции между контрагентами. Так, Банк России согласно Указаниям ЦБ РФ, обязывает уполномоченные банки приостановить операции по отдельным

счетам, открытым в рамках исполнения государственных оборонных заказов [10], а также предоставить в единую информационную систему государственного оборонного заказа информацию о каждом открытии, закрытии и изменение реквизитов отдельного счета [11]. То есть, таким образом, банки осуществляют контроль за расходованием денежных средств в течение исполнения контрактов. Видится необходимым отметить, что, невзирая на все вышеуказанное правовое регулирование деятельности в сфере государственного оборонного заказа, данная система не будет функционировать в условиях отсутствия надлежащего контроля и императивных норм, устанавливающих ответственность за нарушения требований законодательства в сфере оборонных заказов.

Первоначально, в случае нарушения исполнителем или заказчиком требований законодательства о государственном оборонном заказе лицо привлекается к административной ответственности. К данному виду ответственности привлекают в случаях отказа единственного поставщика от заключения контракта по государственному оборонному заказу, нарушения порядка определения НМЦК, нарушения условий государственного контракта в рамках исполнения оборонного заказа, нарушения срока или порядка оплаты товара в рамках ГОЗа со стороны заказчика, нарушении требований о раздельном ведении учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при исполнении оборонного заказа [12].

Непосредственным органом, осуществляющим контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере государственного оборонного заказа, является ФАС РФ. Сотрудники антимонопольного органа в ходе выявления административных правонарушений вправе возбудить административное дело и провести расследование. Кроме того, должностные лица ФАС РФ наделены полномочиями по внесению предписания об устранении требований законодательства в сфере оборонных заказов, неисполнение которых может привести к большей ответственности, чем нарушение административного законодательства.

Значительный вклад в сфере надзора за исполнением законодательства в сфере оборонных заказов осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации. Согласно КоАП РФ, прокурор имеет право на возбуждение любого дела об административном правонарушении, в том числе, в сфере антимонопольного законодательства. Кроме того, прокурор может внести обязательное для исполнения представление об устранении нарушений. Ввиду того, что прокуратура осуществляет надзорные функции, информация о нарушениях в сфере антимонопольного законодательства поступает из разных источников, таких как: данные Росфинмониторинга, данные ФАС РФ, обращение граждан или юридических лиц. В том числе, Генеральной прокуратурой РФ устанавливается сводный план проверок, на основании которого сотрудники прокуратуры проводят проверочные мероприятия в отношении отдельно взятых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Данные особенности позволяют органам получать большее количество информации о возможных нарушениях, в целях дальнейшего их пресечения.

Кроме того, согласно нормам законодательства, за нарушения в сфере государственных оборонных заказов может наступить уголовная ответственность. С 2017 года существовала ответственность за злоупотребление полномочиями при исполнении ГОЗов, однако, ввиду необходимости усиления контроля за преступлениями в сфере исполнения оборонных контрактов в 2022 году были внесены изменения в УК РФ [13]. В результате, за повторное нарушение КоАП РФ в сфере ГОЗ наступает уголовная ответственность.

Введение института административной преюдиции видится обоснованным, поскольку сектор оборонных заказов обеспечивает суверенитет и целостность государства. При ненадлежащем контроле исполнения оборонных контрактов возможно наступление неблагоприятных последствий для безопасности государства в целом. В то же время, уголовная ответственность за первое нарушение при исполнении оборонных заказов видится чрезмерной, поскольку при исполнении ГОЗов нередки случаи просрочки на короткий срок (1 -2 дня) фактического исполнения, без своевременного оформления закрывающей контракт документации. Если за подобные нарушения сразу привлекать к уголовной ответственности, то подобное может привести к перманентному отказу от заключения оборонных контрактов или даже закрытию оборонных предприятий.

Правоотношения в сфере выполнения государственного оборонного заказа регулируются многочисленными правовыми актами разных уровней. Важно, что Конституция РФ и Закон об

оборонном заказе устанавливают лишь основные положения, в то время как подзаконные нормативные акты посвящены более детальному регулированию правоотношений в сфере государственного оборонного заказа. Ввиду обширности сферы правового регулирования ГОЗов со стороны государства, видится обоснованной существующая система контроля и надзора исполнения оборонных заказов уполномоченными органами власти. Данная система позволяет проводить многоступенчатую и многоуровневую проверку исполнения контрактов, повышая эффективность выявления и пресечения правонарушений.

На основании вышесказанного система регулирования государственных оборонных заказов видится верной, поскольку обеспечение национальной безопасности государства является приоритетной и стратегической задачей, требующей надлежащей нормативной проработки и контроля за исполнением каждого этапа от заключения контракта, до его завершения.

Литература и источники

1. Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Орловская М.А., Римская О.Л. Механизм использования кредитных средств в государственном оборонном заказе и предложения по его совершенствованию: // Векторы благополучия: экономика и социум. 2019. № 4 (35).

4. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и мунициапальных нужд» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976) // СПС «КонсультантПлюс».

6. Васильев Н.И. Правовое регулирование отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Вооруженных сил Российской Федерации // Исследование организационно-правовых механизмов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Вооруженных сил Российской Федерации. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Центр научно-производственных технологий "Астерион", 2022. С. 18-27.

7. Указ Президента РФ от 13.06.2012 № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации) // СПС «КонсультантПлюс».

9. Приказ Минпромторга России от 08.02.2019 N 334 (ред. от 25.08.2022) «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.04.2019 N 54430) // СПС «КонсультантПлюс».

10. Указание Центрального Банка Российской Федерации от 15.07.2015 N 3729-У «О критериях операции, приостанавливаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» // СПС «КонсультантПлюс».

11. Указание Центрального Банка Российской Федерации от 15.07.2015 N 3733-У «О порядке представления уполномоченным банком сведений в единую информационную систему государственного оборонного заказа» // СПС «КонсультантПлюс».

12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ. // СПС «КонсультантПлюс».

13. Федеральный закон от 24.09.2022 N 365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

References and Sources

1. Konstitucii Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020). // SPS «Konsul'tantPlyus».

2. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 275-FZ «O gosudarstvennom oboronnom zakaze» // SPS «Konsul'tantPlyus».

3. Orlovskaya M.A., Rimskaya O.L. Mekhanizm ispol'zovaniya kreditnyh sredstv v gosudarstvennom oboronnom zakaze i predlozheniya po ego sovershenstvovaniyu: // Vektory blagopoluchiya: ekonomika i socium. 2019. № 4 (35).

4. Federal'nyj zakon ot 05.04.2013 N 44-FZ «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municiapal'nyh nuzhd» // SPS «Konsul'tantPlyus».

5. Voennaya doktrina Rossijskoj Federacii (utv. Prezidentom RF 25.12.2014 N Pr-2976) // SPS «Konsul'tantPlyus».

6. Vasil'ev N.I. Pravovoe regulirovanie otnoshenij v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya nuzhd Vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii // Issledovanie organizacionno-pravovyh mekhanizmov kontraktnoj sistemy v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya nuzhd Vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii. Izd. 2-e, ispr. i dop. SPb.: Centr nauchno-proizvodstvennyh tekhnologij "Asterion", 2022. S. 18-27.

7. Ukaz Prezidenta RF ot 13.06.2012 № 808 «Voprosy Federal'noj sluzhby po finansovomu monitoringu» // SPS «Konsul'tantPlyus».

8. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 05.06.2008 N 438 «O Ministerstve promyshlennosti i torgovli Rossijskoj Federacii) // SPS «Konsul'tantPlyus».

9. Prikaz Minpromtorga Rossii ot 08.02.2019 N 334 (red. ot 25.08.2022) «Ob utverzhdenii poryadka opredeleniya sostava zatrat, vklyuchaemyh v cenu produkcii, postavlyaemoj v ramkah gosudarstvennogo oboronnogo zakaza» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 18.04.2019 N 54430) // SPS «Konsul'tantPlyus».

10. Ukazanie Central'nogo Banka Rossijskoj Federacii ot 15.07.2015 N 3729-U «O kriteriyah operacii, priostanavlivaemyh v sootvetstvii s Federal'nym zakonom «O gosudarstvennom oboronnom zakaze» // SPS «Konsul'tantPlyus».

11. Ukazanie Central'nogo Banka Rossijskoj Federacii ot 15.07.2015 N 3733-U «O poryadke predstavleniya upolnomochennym bankom svedenij v edinuyu informacionnuyu sistemu gosudarstvennogo oboronnogo zakaza» // SPS «Konsul'tantPlyus».

12. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah» ot 30.12.2001 N 195-FZ. // SPS «Konsul'tantPlyus».

13. Federal'nyj zakon ot 24.09.2022 N 365-FZ «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i stat'yu 151 Ugolovno-processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

ХОРУНЖИЙ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ - аспирант, МИРЭА - Российский технологический университет. KHORUNZHIY, IVAN A. - Ph.D. student, MIREA - Russian Technological University (khrivan@rambler.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.