Научная статья на тему 'Проблемы правового обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса в современных политических и социальноэкономических условиях'

Проблемы правового обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса в современных политических и социальноэкономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРАВОВАЯ БАЗА / КОНКУРЕНТНЫЕ ЗАКУПКИ / STATE DEFENSE ORDER / DIVERSIFICATION / IMPORT SUBSTITUTION / LEGAL FRAMEWORK / COMPETITIVE PURCHASES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королев Олег Петрович

В данном выступлении освещается работа Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности по выявлению проблем в части нормативного обеспечения государственного оборонного заказа. Рассматриваемыми проблемами в сфере конкурентных закупок являются: излишнее число способов конкурсных процедур; чрезмерное и постоянно растущее количество исключений из конкурсных процедур за счет закупок у единственного поставщика; определяющее значение цены при подведении итогов конкурса в ущерб таким критериям отбора поставщиков, как опыт и качество продукции; недостаточная защита товаров отечественного производства. Поднимается проблема диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса как одного из направлений государственной политики, объединяющего на основе выпуска высокотехнологичной продукции гражданского назначения такие стратегические задачи, как импортозамещение, защиту отечественного производителя и устойчивое развитие отечественной экономики в целом. Предлагаются меры по решению обозначенных проблем и совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей диверсификацию предприятий ОПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL SUPPORT FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX IN MODERN POLITICAL AND SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS

This speech highlights the work of the Committee of the Council of the Federation on Defense and Security in identifying problems with regard to the regulatory support of the state defense order. The issues considered in the field of competitive procurement are: an excessive number of methods of competitive procedures; excessive and constantly growing number of exceptions to competitive procedures through procurement from a single supplier; the decisive importance of price when summing up the results of the competition to the detriment of such criteria for the selection of suppliers as experience and product quality; insufficient protection of domestic goods. The problem of diversification of the enterprises of the military-industrial complex as one of the directions of state policy, combining such strategic tasks as import substitution, protecting domestic producers and the sustainable development of the domestic economy as a whole, is being raised. Measures are proposed to address the identified problems and improve the regulatory framework governing the diversification of defense industry enterprises.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса в современных политических и социальноэкономических условиях»

вового обеспечения устойчивого развития ОПК.

Научно-практические рекомендации, которые будут выработаны сегодня в ходе обсуждения этих и других актуальных вопросов в области военного и гражданского права, соз-

Список литературы:

дадут основу решения важнейшей государственной задачи - реформирования ОПК для укрепления обороноспособности страны и ее эффективного устойчивого социально-экономического развития.

1. ЦАМТО. Владимир Путин: диверсификация ОПК - это одна из ключевых, стратегических национальных задач // Новости ВПК. - URL: https://vpk.name/news/235757_vladimir_putin_http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_307872/. - Дата публикации: 23.11.2018. - Текст : электронный.

2. Шойгу рассказал о главных угрозах для безопасности России // Ведомости. - URL.: https://www.vedomosti. ru/politics/news/2019/09/22/811749-o (дата обращения 24.02.2020). - Дата публикации: 22.09.2019. - Текст : электронный.

References:

1. TSAMTO. Vladimir Putin: diversifikatsiya OPK - ehto odna iz klyuchevykh, strategicheskikh natsional'nykh zadach, Novosti VPK. Available at: https://vpk.name/news/235757_vladimir_putin_http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_307872/ (published 23.11.2018).

2. Shoigu rasskazal o glavnykh ugrozakh dlya bezopasnosti Rossii, Vedomosti. Available at: https://www.vedomosti. ru/politics/news/2019/09/22/811749-o (published: 22.09.2019). i i

уДК 346.7_

проблемы правового обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса в современных политических и социально-экономических условиях

Королев Олег Петрович,

доктор экономических наук, Совет Федерации Федерального Собрания

Российской Федерации, РФ, г. Москва

Реферат. В данном выступлении освещается работа Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности по выявлению проблем в части нормативного обеспечения государственного оборонного заказа. Рассматриваемыми проблемами в сфере конкурентных закупок являются: излишнее число способов конкурсных процедур; чрезмерное и постоянно растущее количество исключений из конкурсных процедур за счет закупок у единственного поставщика; определяющее значение цены при подведении итогов конкурса в ущерб таким критериям отбора поставщиков, как опыт и качество продукции; недостаточная защита товаров отечественного производства. Поднимается проблема диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса как одного из направлений государственной политики, объединяющего на основе выпуска высокотехнологичной продукции гражданского назначения такие стратегические задачи, как импортозамещение, защиту отечественного производителя и устойчивое развитие отечественной экономики в целом. Предлагаются меры по решению обозначенных проблем и совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей диверсификацию предприятий ОПК.

Ключевые слова: государственный оборонный заказ; диверсификация; импортозамещение; правовая база; конкурентные закупки.

UDC 346.7

problems of legal support for sustainable development of the military-industrial complex in modern political and socio-economic conditions

Korolev Oleg,

doctor of Economics, Federation Council of the Federal Assembly of the Russian

Federation, Russia, Moscow

Abstract. This speech highlights the work of the Committee of the Council of the Federation on Defense and Security in identifying problems with regard to the regulatory support of the state defense order. The issues considered in the field of competitive procurement are: an excessive number of methods of competitive procedures; excessive and constantly growing number of exceptions to competitive procedures through procurement from a single supplier; the decisive importance of price when summing up the results of the competition to the detriment of such criteria for the selection of suppliers as experience and product quality; insufficient protection of domestic goods. The problem of diversification of the enterprises of the military-industrial complex as one of the directions of state policy, combining such strategic tasks as import substitution, protecting domestic producers and the sustainable development of the domestic economy as a whole, is being raised. Measures are proposed to address the identified problems and improve the regulatory framework governing the diversification of defense industry enterprises.

Keywords: state defense order; diversification; import substitution; legal framework; competitive purchases.

В Соответствии с Федеральным законом «О парламентском контроле» [2] Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности осуществляет мониторинг законодательства, регламентирующего деятельность в сфере государственного оборонного заказа.

Комитет получает информацию от предприятий оборонно-промышленного комплекса об имеющихся проблемах в части нормативного обеспечения государственного оборонного заказа.

Так, большой объем правоприменительной практики был проанализирован Комитетом после введения в действие Федерального закона от 29 июня 2015 года № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части создания межведомственной системы контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа.

Основной проблемой на пути реализации 159-ФЗ было неоднозначное трактование целого ряда его положений участниками государственного оборонного заказа. На начальном этапе государственный заказчик, уполномоченные банки, контрольные органы, головной исполнитель и вся пирамида

кооперации понимали положения 159-ФЗ по-своему.

Комитет неоднократно предоставлял свою площадку для обсуждения имевшихся проблем, доводил предложения по их преодоле -нию до федеральных органов исполнительной власти, в том числе до Председателя Правительства Российской Федерации. Благодаря проделанной совместно работе был внесен целый ряд поправок в Федеральный закон 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», позволивших нормализовать работу ОПК.

Из решаемых сегодня задач перечислю лишь некоторые.

Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности продолжается работа по систематизации законодательства в сфере деятельности оборонно-промышленного комплекса.

В рамках проводимой работы организовано взаимодействие с заинтересованными органами власти, организациями и учреждениями, в том числе с научно-исследовательским отделом Военного университета Министерства обороны Российской Федерации. В конце прошлого года председатель Комитета обращался к начальнику военного университета о поощрении ряда сотрудников отдела за активную работу в этом направлении.

Комитет продолжает мониторинг законодательства Российской Федерации в сфере закупочной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Общими проблемами в сфере конкурентных закупок являются:

- излишнее число способов конкурсных процедур;

- чрезмерное и постоянно растущее количество исключений из конкурсных процедур за счет закупок у единственного поставщика;

- определяющее значение цены при подведении итогов конкурса в ущерб таким критериям отбора поставщиков, как опыт и качество продукции;

- недостаточная защита товаров отечественного производства.

Проблема закупок у единственного поставщика является актуальной для предприятий ОПК. В действующей на март 2020 года редакции Федерального закона № 44-ФЗ существует 55 исключений из общих правил конкурсных процедур. Проектом федерального закона, подготовленным Министерством финансов Российской Федерации, этот список вновь увеличивается.

Тенденция роста исключений существенно влияет на общий экономический климат рыночной экономики, объективно сокращая ее конкурентный потенциал. Полагаем целесообразным подвергнуть качественному и количественному анализу каждый пункт исключений в ст. 93 Федерального закона ФЗ-44 и проработать возможность его сокращения.

В целом, по мнению Комитета, в настоящее время соответствующая нормативно-правовая база полностью сформирована. Ее дальнейшее совершенствование предполагает внесение точечных изменений, позволяющих оптимизировать деятельность участников государственного оборонного заказа. Для этих целей Правительством и Военно-промышленной комиссией разработан план-график совершенствования законодательства в сфере ГОЗ. Свои предложения, основанные на изучении проблем оборонно-промышленного комплекса, в этот документ представили и мы.

Вместе с тем, определенную озабоченность у Комитета вызывает проблема, напрямую не связанная с выполнением ГОЗ, но имеющая важное значение как для пред-

приятий ОПК, так и для экономики России в целом. Я имею в виду перевод предприятий оборонно-промышленного комплекса на производство высокотехнологичной продукции гражданского назначения.

Следует отметить, что в настоящее время диверсификация предприятий оборонно-промышленного комплекса является одним из приоритетных направлений государственной политики, объединяющим на основе выпуска высокотехнологичной продукции гражданского назначения такие стратегические задачи как импортозамещение, защиту отечественного производителя и устойчивое развитие отечественной экономики в целом.

Комитет отмечает позитивные тенденции в сфере диверсификации. В большей степени это касается производства гражданской авиационной техники, железнодорожного подвижного состава, гражданских судов и морской техники, оборудования для нефтяной и горнорудной промышленности. Достижению определенных успехов способствовало участие предприятий ОПК в национальных проектах и государственном заказе.

В качестве перспективных направлений рассматриваются создание уникальных продуктов для топливно-энергетического комплекса, здравоохранения, телекоммуникаций, вычислительной техники, интеллектуальных систем управления.

Также следует отметить, что в целом разработана система мер по стимулированию диверсификации предприятий ОПК, включающая мотивацию, защиту и гарантии для производителей высокотехнологичной гражданской продукции.

Вместе с тем, Комитет отмечает, что решение поставленной Президентом России задачи по увеличению доли гражданской продукции в общем объеме производства предприятий ОПК и доведении ее к 2025 до 30% и до 50% к 2030 году затруднительно в рамках одного предприятия, группы предприятий, отрасли и даже региона. Эту задачу надо решать не только в рамках предприятий ОПК, а общими усилиями всего экономического блока Правительства Российской Федерации.

К числу основных проблем расширения производства высокотехнологичной, востребованной гражданской продукции предприятиями ОПК следует отнести:

- отсутствие долгосрочного планового документа, предусматривающего осуществление скоординированных по целям, ресурсам и срокам мероприятий по диверсификации предприятий ОПК;

- недостаточность маркетинговых исследований по вопросам производства и сбыта гражданской продукции предприятиями ОПК;

- недоступность технической, конструкторской документации на востребованные товары;

- наличие в технических заданиях на размещение государственного заказа заведомо невыполнимых для отечественного производителя условий, являющихся основанием для проведения конкурса между иностранными поставщиками; отсутствие системы квотирования российских товаров при осуществлении госзакупок;

- неконкурентоспособность цены конечного продукта, в том числе из-за невозможности разделения накладных расходов между гражданской и военной продукцией, производимой предприятиями ОПК;

- проблемы послепродажного обслуживания высокотехнологичной продукции, отсутствие сервисной сети как внутри страны, так и за рубежом;

- закредитованность предприятий ОПК.

В целях решения обозначенных проблем и совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей диверсификацию предприятий ОПК, Комитетом предложен ряд мер, в частности:

1) необходимость разработки государственной программы диверсификации оборонно-промышленного комплекса, синхронизированной по целям, задачам и ресурсному обеспечению с проектом государственной программы вооружения на период 20242033 годов и проектом государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса на 2024-2033 годы;

2) проведение общественных слушаний для обсуждения проекта технического зада-

ния государственной программы диверсификации оборонно-промышленного комплекса с экспертным сообществом, профильными органами государственной власти, предприятиями ОПК;

3) создание публично-правовой компании для реализации государственной программы диверсификации оборонно-промышленного комплекса;

4) разработка системы мер, направленной на снижение закредитованности предприятий ОПК, реструктуризацию их долговой нагрузки;

5) подготовка предложений о порядке использования части чистой прибыли предприятий ОПК на реализацию проектов по созданию и производству гражданской продукции;

6) страхование со стороны государства ответственности в инвестиционных проектах и при выходе гражданской продукции предприятий ОПК на рынок;

7) распространение льгот по оплате налога на добавленную стоимость с готовой продукции медицинского назначения на комплектующие к ней, а также использование аналогичной льготы на комплектующие к другой готовой продукции, освобожденной от налога на добавленную стоимость;

8) внесение изменения в законодательство в части установления раздельного учета затрат, включая накладные расходы, относящиеся к продукции военного назначения и к продукции гражданского назначения;

9) введение дополнительных способов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения и ряд других мер.

Предложения Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности оформлены в виде рекомендаций, поддержаны Комитетом Совета Федерации по экономической политике и направлены в органы государственной власти для принятия конкретных решений.

Список литературы:_

1. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон № 159-ФЗ : [принят Государственной думой 10 июня 2015 года : одобрен Советом Федерации 24 июня 2015 года] // СПС КонсультантПлюс.

2. Российская Федерация. Законы. О парламентском контроле : Федеральный закон № 77-ФЗ : [принят Государственной думой 7 мая 2013 года : одобрен Советом Федерации 27 апреля 2013 года] // СПС КонсультантПлюс.

3. Российская Федерация. Законы. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспе -чения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон № 44-ФЗ : [принят Государственной думой 5 апреля 2013 года : одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года] // СПС КонсультантПлюс.

4. Российская Федерация. Законы. О государственном оборонном заказе : Федеральный закон № 275-ФЗ : [принят Государственной думой 19 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года] // СПС КонсультантПлюс.

References:

1. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon «O gosudarstvennom oboronnom zakaze» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii, Federal'nyi zakon no. 159-FZ, 10.06.2015, SPS Konsul'tantPlyus.

2. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. O parlamentskom kontrole, Federal'nyi zakon no. 77-FZ, 07.05.2013, SPS Konsul'tantPlyus.

3. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. O kontraktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd, Federal'nyi zakon no. 44-FZ, 05.04.2013, SPS Konsul'tantPlyus.

4. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. O gosudarstvennom oboronnom zakaze, Federal'nyi zakon no. 275-FZ, 26.12.2012, SPS Konsul'tantPlyus. i-1

уДК 346.7_

об особенностях правового регулирования оборонных концессионных соглашений по законодательству россии и франции

Барков Алексей Владимирович,

доктор юридических наук, профессор, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, РФ, г. Москва, e-mail: barkov_a_v@ mail.ru

Реферат. В настоящей статье раскрываются особенности правового регулирования оборонных концессионных соглашений по законодательству России и Франции, сходства и различия в подходах законодателей к этому вопросу. Рассмотрены и проанализированы законодательные акты России, СНГ, Франции и Европейского Союза, регулирующие правовые отношения сторон в области оборонных концессионных соглашений, а также история их разработки и принятия. На основе зарубежного правотворческого опыта, накопленного в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства для нужд оборонно-промышленного комплекса, формулируются авторские рекомендации по данной теме. Констатируется необходимость совершенствования законодательства с учетом эффективного зарубежного опыта, разработаны конкретные предложения по изменению действующих нормативно-правовых актов.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс; оборонное концессионное соглашение; государственно-частное партнерство.

udc 346.7

on the features of legal regulation of defense concessional agreements on the legislation of russia and france

Barkov Alexey,

doctor of Law, professor, The Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Russia, Moscow, e-mail: barkov_a_v@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.