Научная статья на тему 'Об особенностях правового регулирования оборонных концессионных соглашений по законодательству России и Франции'

Об особенностях правового регулирования оборонных концессионных соглашений по законодательству России и Франции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
331
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ОБОРОННОЕ КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / DEFENSE CONCESSION AGREEMENT / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / DEFENSE CONCESSION AGREEMENT / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барков Алексей Владимирович

В настоящей статье раскрываются особенности правового регулирования оборонных концессионных соглашений по законодательству России и Франции, сходства и различия в подходах законодателей к этому вопросу. Рассмотрены и проанализированы законодательные акты России, СНГ, Франции и Европейского Союза, регулирующие правовые отношения сторон в области оборонных концессионных соглашений, а также история их разработки и принятия. На основе зарубежного правотворческого опыта, накопленного в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства для нужд оборонно-промышленного комплекса, формулируются авторские рекомендации по данной теме. Констатируется необходимость совершенствования законодательства с учетом эффективного зарубежного опыта, разработаны конкретные предложения по изменению действующих нормативно-правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FEATURES OF LEGAL REGULATION OF DEFENSE CONCESSIONAL AGREEMENTS ON THE LEGISLATION OF RUSSIA AND FRANCE

This article reveals the features of the legal regulation of defense concession agreements under the laws of Russia and France, the similarities and differences in the approaches of legislators to this issue. The legislative acts of Russia, the CIS, France and the European Union, regulating the legal relations of the parties in the field of defense concession agreements, as well as the history of their development and adoption, are reviewed and analyzed. Based on foreign legislative experience gained in the framework of public-private partnership projects for the needs of the military-industrial complex, author’s recommendations on this topic are formulated. The need to improve legislation taking into account effective foreign experience is ascertained, specific proposals have been developed to amend the existing regulatory legal acts.

Текст научной работы на тему «Об особенностях правового регулирования оборонных концессионных соглашений по законодательству России и Франции»

3. Российская Федерация. Законы. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспе -чения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон № 44-ФЗ : [принят Государственной думой 5 апреля 2013 года : одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года] // СПС КонсультантПлюс.

4. Российская Федерация. Законы. О государственном оборонном заказе : Федеральный закон № 275-ФЗ : [принят Государственной думой 19 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года] // СПС КонсультантПлюс.

References:

1. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon «O gosudarstvennom oboronnom zakaze» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii, Federal'nyi zakon no. 159-FZ, 10.06.2015, SPS Konsul'tantPlyus.

2. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. O parlamentskom kontrole, Federal'nyi zakon no. 77-FZ, 07.05.2013, SPS Konsul'tantPlyus.

3. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. O kontraktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd, Federal'nyi zakon no. 44-FZ, 05.04.2013, SPS Konsul'tantPlyus.

4. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. O gosudarstvennom oboronnom zakaze, Federal'nyi zakon no. 275-FZ, 26.12.2012, SPS Konsul'tantPlyus. i-1

уДК 346.7_

об особенностях правового регулирования оборонных концессионных соглашений по законодательству россии и франции

Барков Алексей Владимирович,

доктор юридических наук, профессор, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, РФ, г. Москва, e-mail: barkov_a_v@ mail.ru

Реферат. В настоящей статье раскрываются особенности правового регулирования оборонных концессионных соглашений по законодательству России и Франции, сходства и различия в подходах законодателей к этому вопросу. Рассмотрены и проанализированы законодательные акты России, СНГ, Франции и Европейского Союза, регулирующие правовые отношения сторон в области оборонных концессионных соглашений, а также история их разработки и принятия. На основе зарубежного правотворческого опыта, накопленного в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства для нужд оборонно-промышленного комплекса, формулируются авторские рекомендации по данной теме. Констатируется необходимость совершенствования законодательства с учетом эффективного зарубежного опыта, разработаны конкретные предложения по изменению действующих нормативно-правовых актов.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс; оборонное концессионное соглашение; государственно-частное партнерство.

udc 346.7

on the features of legal regulation of defense concessional agreements on the legislation of russia and france

Barkov Alexey,

doctor of Law, professor, The Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Russia, Moscow, e-mail: barkov_a_v@mail.ru

Abstract. This article reveals the features of the legal regulation of defense concession agreements under the laws of Russia and France, the similarities and differences in the approaches of legislators to this issue. The legislative acts of Russia, the CIS, France and the European Union, regulating the legal relations of the parties in the field of defense concession agreements, as well as the history of their development and adoption, are reviewed and analyzed. Based on foreign legislative experience gained in the framework of public-private partnership projects for the needs of the military-industrial complex, author's recommendations on this topic are formulated. The need to improve legislation taking into account effective foreign experience is ascertained, specific proposals have been developed to amend the existing regulatory legal acts.

Keywords: military-industrial complex; defense concession agreement; public-private partnership.

С легализацией в 2015 году возможности рассмотрения в качестве объекта концессионного соглашения строительных сооружений, «предназначенных для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил РФ» [5] (далее - оборонных концессионных соглашений), данная разновидность государственно-частного партнерства в последнее время стала активно внедряться в России. В зарубежных странах развитых правопорядков применение различных видов оборонных концессий, как видов государственно-частного партнерства, имеет более давнюю историю. При этом наибольший интерес вызывает французское законодательство, где для характеристики сходных отношений в 2016 году введен специальный термин «концессионный договор об обороне или обеспечении безопасности -Contrat de concession de défense ou de sécurité (фр.)». Вместе с тем, российский и французский подходы к регулированию оборонных концессий различаются. Изучение этих особенностей в целях совершенствования российского законодательства о государственно-частном партнерстве в оборонной сфере представляется достаточно значимым, обусловливающим актуальность настоящего исследования.

На целесообразность легализации различных инструментов государственно-частного партнерства для нужд оборонно-промышленного комплекса, успешно применяемых в странах развитых правопорядков, обращалось внимание [35] еще при обсуждении необходимости принятия специального закона (далее - закон о ГЧП) [3]. Однако, несмотря на то, что в рекомендованном в 2014 году постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ Модельном законе «О публично-частном партнерстве» (далее - Модельный закон) [13], «обеспечение обороноспособности, безопасности и правопорядка» декларировалось в качестве

одной из приоритетных частно-инвестиционных сфер (п. 5 ст. 13 Модельного закона), в российском Законе о ГЧП данное положение до настоящего времени не реализовано.

Не была также поддержана законодателем и инициатива по рассмотрению в Государственной Думе отдельного законопроекта «О государственно-частном партнерстве в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны» (далее - Законопроект о ГЧП в оборонной сфере) [31]. В законопроекте под ГЧП в оборонной сфере предлагалось понимать «отношения публичного и частного партнеров, связанные с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением соглашений о государственно-частном партнерстве или созданием и функционированием предприятий с совместным участием государственного и частного партнеров в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны» [31]. Несмотря на заявления Президента РФ В. В. Путина о важности «совершенствования механизмов частно-государственного партнерства в оборонной отрасли, распространения успешного опыта частных компаний, распространяющих узлы, детали для военной продукции» [36], элементы этого механизма по-прежнему работают в полную силу.

Среди наиболее заметных успехов в реализации этой политики можно назвать лишь появление оборонных концессионных соглашений, легализованных благодаря внесению изменений в ст. 4 федерального закона от 21.07.2005года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее -Закон № 115), расширивших перечень объектов договорной конструкции, нацеленных на обеспечение обороноспособности и безопасности государства. Вместе с тем, в концепции Законопроекта о ГЧП в оборонной сфере обосно -вывалась необходимость предусмотрения в Законе № 115 возможности заключения кон-

цессионных соглашений, предметом которых будет не только создание объектов сферы военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны, но и создание объектов интеллектуальной собственности (опытных образцов вооружения, военной и специальной техники) с последующим их использованием [31].

Однако, законодатель легализовал в каче -стве объектов концессионного соглашения лишь недвижимое имущество: «здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений» (далее - военное имущество) (п. 1.15 ст. 4 Закон № 115) (п. 15 введен Федеральным законом от 30.12.2015 № 460-ФЗ [2]), отодвинув на долгое время решение проблемы осуществления прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, используемых в продукции военного и двойного назначения. Неразрешимость этой проблемы по-прежнему является серьезным препятствием в использовании научного потенциала предприятий ОПК в целях диверсификации [34].

До 2018 года предполагалось, что объектом концессионного соглашения может выступать только недвижимое имущество, тогда как во Франции, со времен Наполеона, популярны концессионные договоры делегирования различных публичных услуг, предполагающие полное обеспечение частным партнером проекта с полным переходом к нему всех коммерческих рисков [29]. Вместе с тем, в научной литературе писалось и о возможности использования государственно-частного партнерства для создания и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, как это реализуется во Франции, где государство финансирует развитие университетских разработок через деятельность технопарков, созданных с участием частных инвесторов [39], концессионных соглашений, нацеленных на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по модернизации существующих образцов вооружений и военной техники [41]. С внесением изменений в Закон № 115 [1] в перечень объектов концессионных соглашений добавлены объ-

екты 1Т, в связи с чем сегодня появилась воз -можность передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности частному партнеру в рамках государственно-частного партнерства (п.п. 21 и 22 Закона № 115). Однако, объектом оборонного концессионного соглашения по-прежнему остается только недвижимое военное имущество.

Следует признать, что с легализацией оборонных концессионных соглашений, данный элемент механизма государственно-частного партнерства сегодня стал реальностью. Вслед за успешно реализуемым пилотным оборонно-концессионным проектом по образованию производственно-логистического комплекса (далее - ПЛК) на территории Архангельской области для решения государственных задач в Арктике [12] в 2019 году были приняты Распоряжения Правительства РФ о заключении концессионного соглашения по созданию и эксплуатации комплексов сооружений, предназначенных для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенных на территориях Приморского [11], Хабаровского краев [9], Свердловской [10] и Новосибирской [8] областей. В настоящее время рассматривается вопрос о подписании еще трех оборонных концессионных соглашений по созданию ПЛК в Калининграде, Севастополе и Владивостоке, а всего к концу 2020 года планируется возведение 25 комплексов двойного назначения (для военных и гражданских нужд), которые заменят 530 существующих складов материальных средств [32]. По мнению экспертов, заключение оборонных концессионных соглашений имеет важнейшее государственное значение, поскольку позволяет решить следующие задачи: снижения нагрузки на федеральный бюджет, создавая при этом логистическую инфраструктуру военного и двойного назначения; сокращения количества задач, выполняемых Министерством обороны самостоятельно; оперативного обеспечения Вооруженных сил материальными средствами за счет передачи непрофильных функций частному логистическому оператору [26].

Основой оборонной концессии, как и других разновидностей концессионных соглашений, является универсальная договорная конструкция, регламентированная Законом № 115. В настоящее время концессионное

соглашение (от лат. concessio «разрешение, уступка») представляет собой двустороннее, возмездное, обязательство: с одной стороны, концессионера - по созданию за свой счет и (или) реконструированию определенного этим соглашением имущества с целью последующей его эксплуатации; с другой, концеден -та - по предоставлению концессионеру права владения и пользования объектом соглашения для осуществления деятельности, предусмотренной этим соглашением (ст.3 Закона № 115). Таким образом, данные соглашения представляют собой особый вид договоров, не входящих в инструментарий соглашений, регламентированных ГК РФ, при исполнении которых происходит создание частным инвестором объекта публичной собственности, или передача государственного (муниципального) имущества инвестору на реконструкцию с целью дальнейшей эксплуатации объекта на возмездной основе, то есть с возможностью получения дохода инвестором.

В отношении правовой природы концессионного соглашения единства среди ученых не достигнуто. По мнению В. Ф. Попондопу-ло, данное положение дел «связано с принципиальными различиями между романо-германской и англосаксонской правовыми системами, правовыми системами разных стран» [37]. В научной литературе принято сравнивать две альтернативные модели государственного (публичного) частного партнерства: британскую и французскую [27, с. 11-12; 38, с. 112], регламентируемые законодательством, относящимся к различным правовым системам, различия которых проявляются в степени государственного контроля над инвестиционной деятельностью в рамках проекта. В Великобритании и США, относящимся к англосаксонской системе права, странах - лидерах в сфере взаимодействия государства и бизнеса реализуется частноправовая, либеральная модель, в соответствии с которой государство ограничивалось предоставлением частному бизнесу разрешения (лицензий) на участие в ГЧП, полностью передавая им предпринимательскую инициативу. В англосаксонской системе права, где в правоприменительной практике отсутствует деление права на частное и публичное, правовая природа концессионного соглашения определяется как договорная (контрактная), частноправовая [37, с. 109].

Французская модель характеризуется публично-правовой, административной конструкцией, где государство полностью оставляет за собой контроль над развитием инфраструктуры с этапа проектирования до стадии строительства, включая последующую эксплуатацию объекта ГЧП [27, с. 12]. В романо-германской правовой системе, особенно во Франции, концессионное соглашение относится к сфере публичного права, признается административно-правовым договором, обладающим публично-правовой природой [37, с. 109]. На наш взгляд, правовая природа этого соглашения является комплексной, полиотраслевой, органично сочетающей частные и публичные правовые элементы.

Частный инвестор добровольно принимает риски, никто не вправе его принудить вступить в отношения с государством. Концессионное оглашение представляет собой взаимовыгодную форму государственно-частного партнерства, в ходе которого частный капитал используется в целях поддержания важнейших жизненно-необходимых публичных функций: государственный транспорт, порты, дороги, объекты теплоснабжения, социального обслуживания граждан, оборона и т.д., а также повышения эффективности использования публичной собственности. Государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов частных инвесторов. В тех случаях, когда объект концессионного соглашения является социальным или оборонным и его эксплуатация не может принести прибыли частному инвестору, то государством предусматривается оплата из бюджета на условиях, оговоренных в договоре [33].

В число существенных условий концессионного соглашения в научной литературе включают: обязательство концессионера по созданию объекта концессионного соглашения и осуществлению деятельности, предусмотренной соглашением; срок действия, состав и описание объекта концессионного соглашения; порядок предоставления концессионеру земельных участков, необходимых для реализации проекта; цели и срок эксплуатации объекта концессионного соглашения; иные предусмотренные федеральными законами существенные условия [37]. В отличие от ГЧП, где право собственности

на создаваемый объект может возникнуть у частного партнера (инвестора), при концессионных отношениях право публичной собственности всегда остается у концедента. Приватизация данного объекта также законом не предусматривается. Вместе с тем, исключительный характер прав, предоставляемых государством концессионеру, заключается в том, что в рамках территории или вида деятельности, на которые он получает исключительное право, не допускается аналогичная деятельность любых третьих лиц, а также самого государства, то есть ее предметом, помимо ограниченно оборотоспо-собных объектов публичной собственности, являются монопольные виды деятельности государства либо муниципального образования [40].

В зарубежной практике государственно-частного партнерства принято выделять следующие виды концессионных соглашений:

- BTO (Build - Transfer - Operate) - «Строительство - передача - управление». Суть соглашения заключается в том, что концессионер, создавая объект, сразу после завершения строительства передает его в собственность государству (концеденту). После этого происходит возвращение построенного объекта концендентом во владение и пользование, управление(эксплуатацию) концессионеру.

- ВООТ (Build - Own - Operate - Transfer) - «Строительство - владение - управление - передача». Данная модель концессионного соглашения предусматривает для концессионера возможность осуществления строительства, самостоятельного владения и пользования на праве частной собственности построенным объектом, а также управления (эксплуатации) концессионером объекта, в течение всего срока действия концессии. По истечении срока действия соглашения объект передается концессионером в публичную собственность государству.

- BOT (Build - Operate - Transfer- «Строительство - управление - передача». Эта модель аналогичная предыдущей, но допускающая передачу владения и пользования построенным объектом третьими лицами.

- ВОО (Build - Own - Operate) - «Строительство - владение - управление». При достижении такого соглашения концессионер строит объект, затем владеет им на праве

собственности, управляет (эксплуатирует) без срока ограничения соглашения.

- BBO (Buy - Build - Operate) - «Покупка - строительство - управление». При такой концессионной модели государство продает объект публичной собственности частному инвестору, в целях его усовершенствования для эффективного управления. При этом продажа объекта носит характер восстановления, расширения, реконструкции или реновации существующего объекта, с сохранением его предназначения [40].

В российской практике, определяемой Законом № 115, в основном предусматривается концессионная модель BTO («Строительство - передача - управление»), в оборонных концессионных соглашениях - только модель BTO.

Особенность субъектного состава оборонных концессионных соглашений заключается в том, что концедентом всегда является Российская Федерация, поскольку вопросы обороны и безопасности, согласно п. «м» ст. 71 Конституции РФ, находятся в ее ведении. Уполномоченным органом от имени Российской Федерации как стороной соглашения выступает Министерство обороны Российской Федерации. В отношении частного партнера - участника соглашения об оборонной концессии также существуют ограничения. Ими не могут быть иностранные инвесторы и российские организации, на решения которых способны влиять зарубежные инвесторы (п. 14 ст. 5 Закона № 115).

При заключении оборонного концессионного соглашения особо обращается внимание на необходимость соблюдения законодательства о государственной тайне [6]. В случае если данное соглашение «заключается в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную тайну, а также объекта концессионного соглашения, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства», конкурс на право заключения концессионного соглашения должен быть закрытым (п. 2 ст. 21 Закона № 115).

Прекращение оборонного концессионного соглашения также имеет особенности. Данное соглашение, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств, может быть прекращено досрочно Министерством обороны на

основании решения Правительства Российской Федерации (п. 5.6 ст. 13 Закона № 115).

Во Франции, где государственно-частное партнерство рассматривается несколько шире, чем в России, поскольку дополнительно включает вопросы государственных закупок, единого специального закона, регламентирующего все разновидности партнерского сотрудничества, как отмечается в научной литературе, нет [30]. В соответствии с общим подходом к правовому регулированию ГЧП, применяемым в странах ЕС, во Франции выделяют «контрактные» и «институциональные» формы партнерства, регламентируемые различными нормативными актами. К контрактным формам относятся концессии, целью которых является выполнение общественных работ (поставок, обслуживания), к институциональным - создание совместного предприятия с участием публичного и частного партнера [30, с. 17]. Такой, как представляется, оптимальный концептуальный подход, но позволяющий в едином законе урегулировать все формы ГЧП, был рекомендован странам СНГ Модельным законом. Однако, в отличие, например, от Казахстана [14], в российском Законе о ГЧП этот подход так и не получил реализацию.

Несмотря на то, что договорные концессии во Франции регламентируются с начала 19 века, в современном французском административном праве их регламентация получила импульс в законе № 93-22 от 29 января 1993 года, известного под наименованием «Закона Сапина», направленного на противодействие коррупции и обеспечение прозрачности экономической жизни и общественных процедур [21].Для нужд обеспечения национальной безопасности, куда относится и оборона, применение различных ГЧП, включая концессию, разрешено законом Франции № 2002-1094 от 29 августа 2002 года «О внутренней безопасности и программировании» (именуемый - закон LOPSI) [20]. Однако, термин «оборонное концессионное соглашение» («концессионный договор об обороне или обеспечении безопасности - Contrat de concession de défense ou de sécurité (фр.)»), (далее - оборонный концессионный договор), с принятием Постановления № 2016-65 от 29 января 2016 года о концессионных договорах [23] (далее Постановление № 201665), нацеленного на объединение в единый

нормативный акт набора правил, ранее запутанных и разрозненных между европейскими принципами и национальными положениями, определяющими условия заключения концессионного соглашения. Конкретизация Постановления № 2016-65 получила дальнейшее развитие в Указе № 1 2016-86 от 1 февраля 2016 года о концессионных договорах [22].

Во французском правовом поле Постановление № 2016-65 появилось благодаря законодательной реформе, инициированной Директивой 2014/23/ЕС Европейского Парламента и Совета от 26 февраля 2014 года о присуждении концессионных договоров [15], (далее-Директивой 2014/23/ЕС) предложившей более инновационные подходы, рыночные инструменты, нацеленные на достижение «разумного, устойчивого и всестороннего роста при обеспечении наиболее эффективного использования государственных средств», по сравнению с устаревшей Директивой 2004/18/ЕС [17], не справившейся с вызовами глобального кризиса. В соответствии со ст. 21Директивы 2014/23/ЕС, ее действие распространялось также на смешанные контракты, имеющие в качестве предмета не только элементы концессии, но и других договоров, регламентированных Директивой 2009/81/ЕС о закупках в сфере обороны и безопасности [16].

Концессионный договор в значении Постановления № 2016-65 - это договор, по которому один или несколько уступающих право органов поручают выполнение работ или управление услугами одному или нескольким экономическим операторам. Затем владелец контракта получает право управлять работой или услугой, на которые распространяется контракт, и принимает на себя всю ответственность за риски, связанные с этой эксплуатацией. Ранее в Постановлении № 2004-559 от 17 июня 2004 о партнерских договорах [25], легализовавшем договор о партнерстве, распространяющем свое действие на любые формы ГЧП и сферы действия, в отличие от Постановления № 201665, предусматривалась не полная передача риска, а разделение ответственности между публичным и частным партнерами [28].

Постановление № 2016-65 в целях упрощения правового режима концессионных договоров объединяет в своем спектре

применения все контракты, составляющие концессии в значении права Европейского Союза и заменяет все нормативные акты, которые применялись к этим договорам до 2016 года [44], например, Общий кодекс местных органов власти [18].

Существуют два типа концессионных договоров: концессии на работу и делегации государственной службы. Примеры концессионных соглашений многочисленны и различные: от вывоза мусора до создания военного имущества.

В соответствии со ст. 2 Постановления № 2016-65 под оборонными концессионными договорами понимаются концессионные договоры, заключаемые государством или его государственными учреждениями, имеющие характер, отличный от промышленных и коммерческих контрактов, и имеющие в качестве своих объектов работы или услуги, указанные в ст. 6 Постановления № 2015899 от 23 июля 2015 года о государственных закупках [24] (далее - постановление № 2015-899). В этой статье отсылочного документа дается универсальное определение договоров о государственной обороне или безопасности (далее - оборонный договор), разновидностью которых являются оборонные концессии. Оборонный договор определяется посредством перечисления объектов соглашения, под которыми в соответствии с романо-германской традицией понимаются цели, для достижения которых заключаются договоры. В этой связи оборонными концессионными договорами (как и в целом оборонными договорами) признаются договоры, нацеленные на:

1. Разработку и поставку оборудования, включая его запасные части, компоненты или узлы, которые предназначены для использования в качестве оружия, боеприпасов или военных материалов, независимо от того, были ли они специально предназначены для военных целей или были первоначально раз -работаны для гражданского использования, а затем адаптированы для военных целей.

2. Разработку и поставку оборудования, предназначенного для обеспечения безопасности, включая его запасные части, компоненты или узлы, которые включают в себя информацию, защищенную или классифицированную в интересах национальной безопасности.

3. Работы, поставки и услуги, непосредственно относящиеся к оборудованию, указанные в 1 или 2 параграфах, включая поставку инструментов, средств тестирования или специальной поддержки для всего или части жизненного цикла оборудования. Для применения этого параграфа жизненный цикл оборудования - это набор последовательных состояний, в которых оно может находиться, в частности: исследования и разработки, промышленное развитие, производство, ремонт, модернизация, модификация, техническое обслуживание, логистика, обучение, тестирование, удаление, демонтаж и утилизация.

4. Работы и услуги, имеющие конкретно военные цели, или работы и услуги, предназначенные для обеспечения безопасности, включающие в себя поддержку или информацию, защищенную или классифицированную в интересах национальной безопасности (ст. 6 Постановления № 2015-899, приведена с учетом изменений, утвержденных законом № 2018-607 от 13 июля 2018 года, по вопросам, относящимся к военному программированию на период с 2019 по 2025 год и содержащим различные положения, касающиеся обороны) [19].

Очевидно, что перечень объектов французских оборонных концессионных договоров значительно шире, чем в России, где объектом концессии может быть только создание недвижимого военного имущества. При этом состав объектов российского государственного оборонного заказа (п. 2 ст. 4 Закона о ГОЗ) [4] и французских оборонных контрактов примерно равнозначен. Однако в российской правовой традиции, в отличие от Франции, государственные оборонные контракты (как, в целом, и государственные контракты), за исключением содержащих инвестиционные условия и повышенную ответственность частного партнера контрактов жизненного цикла и специальных инвестиционных контрактов, не признаются формами ГЧП. Представляется, что французский правовой подход к правовому регулированию оборонных концессий более совершенен, чем российский, и может служить примером для корректировки законодательства.

В целях правового обеспечения укрепления европейской оборонно-промышленной и технологической базы, оптимизации исполь-

зования государственных средств, во французском законодательстве для оборонных концессионных договоров предусмотрена необходимость соответствия принципам государственных закупок: «равного обращения, свободы доступа и прозрачности процедур», разделяемых государствами-участниками Европейского экономического пространства в соответствии с рекомендациями Директивы 2014/23/Еи. В частности, в этой директиве отмечается, что в реформируемом национальном законодательстве концеденту должна быть предоставлена возможность исключить концессионеров (экономических операторов), «которые оказались ненадежными, например, из-за серьезных или неоднократных нарушений экологических или социальных обязательств, в том числе правил доступа для инвалидов или других форм грубого профессионального проступка» [15].

В Директиве Европейского Парламента и Совета 2011/437/ЕС от 13 апреля 2011 года о концессионных соглашениях (далее - Директива 2011/437/ЕС) [43], рекомендовано прини -мать решение о заключении концессионных контрактов на основе объективных критериев, обеспечивающих соблюдение принципов прозрачности, недискриминации и равного обращения и обеспечивающих оценку тендеров в условиях эффективной конкуренции, позволяющих выявить общие экономические преимущества для организации-заказчика (ст. 39 «Критерии предоставления концессий» Директивы 2011/437/ЕС). В директиве отмечается, что эти критерии, помимо цены, могут включать качество, технические достоинства, эстетические и функциональные характеристики, доступность, дизайн для всех пользователей, инновационный характер и степень воздействия на окружающую среду (п. 4а ст. 39). При расчете стоимости жизненного цикла контракта, означающего все последовательные и (или) взаимосвязанные этапы, включая оформление и доработку проектной документации, производство, транспортировку, использование и техническое обслуживание в течение всего существования объекта соглашения, от приобретения сырья или генерации ресурсов до его утилизации, рекомендовано учитывать внешние экологические затраты, включающие стоимость расходов по смягчению последствий выбросов парниковых газов, дру-

гих загрязняющих веществ, а также расходы по смягчению последствий изменения климата (п. 1б ст. 40 «Расчет стоимости жизненного цикла», Директива 2011/437/ЕС).

Во Франции в законодательстве, устанавливающем требования к заключению оборонных концессионных соглашений, эти рекомендации учтены. Контракт должен быть осуществлен на основе множества недискриминационных критериев, таких как экологические, социальные, инновационные, и других подобных критериев, содержащихся в выше приведенной Директиве ЕС. В качестве примера реализации успешной оборонной концессии по созданию и эксплуатации комплекса сооружений, предназначенной для объединения всех служб штаба Национальной обороны Франции на одной площадке, можно привести «Проект НехадопеВа1а^», иногда называемый «французским Пентагоном». Объект концессионного соглашения, заключенного на 30-летний срок, занимает территорию в 13,5 га. Здания с полезной площадью 420 000 кв. м. способны вместить 9300 военнослужащих. Среди трех участников конкурса на заключение оборонной концессии, стоимостью 4,2 миллиарда евро, победу одержала финансовая группа BouyguesConstruction [16], предложившая лучшие условия строительства из экологически чистых материалов, инновационную, интеллектуальную систему безопасности и энергоснабжения объекта на основе солнечных батарей. С «солнечно-батарейной крышей» площадью 4000 кв. м., системой обогрева грунта и конструктивными особенностями, достигнутыми благодаря изолированной облицовке, обеспечивающей высокий уровень энергоэффективности, объект был спроектирован победителем конкурса таким образом, чтобы быть самодостаточным в использовании природных ресурсов, что является выдающимся достижением для концессии такого масштаба [45].

В российских оборонных концессионных соглашениях подобные условия, к сожалению, не предусматриваются. Очевидно, что эти соглашения должны быть нацелены не только на прибыль концессионера, но и на достижение социально-экологического эффекта без ущерба для биосферы. Несомненно, что подобная нацеленность в полной мере соответствует интересам обороны

и безопасности, поскольку эти интересы и вопросы устойчивого развития в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации рассматриваются как взаимообусловленные, приоритетные задачи [7], что обусловливает необходимость совершенствования законодательства с учетом эффективного зарубежного опыта.

В Российской Федерации, в отличие от Франции и других стран зарубежных право-порядков, где применение различных видов оборонных концессий имеет более давнюю историю, при выборе концессионера не принимается во внимание степень его социально-экологической ответственности, приверженности идеологии «устойчивого развития». В ст. 24 «Критерии конкурса» Закона № 115 нет ни одного эколого-ориентированного критерия. Более того, п. 6 ст. 24 - использование дополнительных критериев конкурса, не предусмотренных настоящей статьей, императивно не дозволяется. При этом, в соответствии с п. 1 ст. 37 закона, на основании решения Правительства РФ концессионное соглашение может быть заключено вообще без конкурса. Представляется, что такой подход к заключению концессионных соглашений вряд ли оправдан.

Список литературы:

В целом, проведенное исследование особенностей правового регулирования оборонных концессионных соглашений по законодательству России и Франции позволяет сформулировать следующие рекомендации по совершенствованию российского законодательства:

1. В целях обеспечения устойчивого разви -тия ОПК представляется целесообразным по аналогии с правом ЕС расширить перечень критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения, содержащихся в ст. 24 Закона № 115, за счет включения требования об учете степени социального и экологического воздействия на окружающую среду при осуществлении концессионного проекта.

2. Видится обоснованным по аналогии с французским законодательством расширить состав военного имущества, определенного в п. 1.15 ст. 4 Закона № 115 в качестве объектов оборонного концессионного соглашения, включив в него объекты интеллектуальной собственности (опытные образцы вооружения, военной и специальной техники) и информационных технологий, что будет способствовать обеспечению диверсификации предприятий оборонной промышленности.

1. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон № 173-ФЗ : [принят Государственной думой 21 июня 2018 года : одобрен Советом Федерации 27 июня 2018 года] // Российская газета. - 2018. - 4 июля (№ 142).

2. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон № 460-ФЗ : [принят Государственной думой 22 декабря 2015 года : одобрен Советом Федерации 25 декабря 2015 года] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 1 (ч. I). - Ст. 80.

3. Российская Федерация. Законы. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон № 224-ФЗ : [принят Государственной думой 1 июля 2015 года : одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 29 (ч. I). -Ст. 4350.

4. Российская Федерация. Законы. О государственном оборонном заказе : Федеральный закон № 275-ФЗ : [принят Государственной думой 19 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7600.

5. Российская Федерация. Законы. О концессионных соглашениях : Федеральный закон № 115-ФЗ : [принят Государственной думой 6 июля 2005 года : одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года] // Собрание законо -дательства Российской Федерации. - 2005. - № 30 (ч. II). - Ст. 3126.,

6. Российская Федерация. Законы. О государственной тайне : закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 41. - С. 8220-8235.

7. Российская Федерация. Президент (2008-2012; Д. А. Медведев). Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 1 (ч. II). - Ст. 212.

8. Российская Федерация. Правительство. О заключении концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации зданий, строений и сооружений, оснащаемых соответствующим оборудованием и предназначенных для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации с ООО «Одиннадцатая концессионная компания» : Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2019 года № 2813-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2019. - № 48. - Ст. 6916.

9. Российская Федерация. Правительство. О заключении концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации зданий, строений и сооружений, оснащаемых соответствующим оборудованием и предназначенных для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации с ООО «Шестнадцатая концессионная компания» : Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2019 года № 2812-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2019. - № 48. - Ст. 6915.

10. Российская Федерация. Правительство. О заключении концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации зданий, строений и сооружений, оснащаемых соответствующим оборудованием и предназначенных для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации с ООО «Девятая концессионная компания» : Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2019 года № 2811 -р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2019. - № 48. - Ст. 6914.

11. Российская Федерация. Правительство. О создании на территории Приморского края производственно-логистического комплекса Вооруженных Сил Российской Федерации на условиях концессионного соглашения : Распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2019 года № 447-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2019. - № 12. - Ст. 1339.

12. Российская Федерация. Правительство. О заключении концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации зданий, строений и сооружений, оснащаемых соответствующим оборудованием и предназначенных для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе объектов производственной и инженерной инфраструктуры, расположенных на территории Архангельской области на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, с обществом с ограниченной ответственностью «ПЛК Архангельск» : Распоряжение Правительства РФ от 16 ноября 2017 года № 2529-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 48. - Ст. 7246.

13. Межпарламентская ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. О публично-частном партнерстве: модельный закон, рекомендованный постановлением Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств : Приложение к постановлению МПА СНГ от 28.11.2014 г. № 41-9. - URL: http://www.parliament.am/library/modelayin%20orenqner/305.pdf (дата обращения 11.01.20). - Текст : электронный.

14. Республика Казахстан. Законы. О государственно-частном партнерстве : закон Республики Казахстан от 31.10.2015 г. № 379-V ЗРК. // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. - URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000379 (дата обращения: 11.04.2020). - Текст : электронный.

15. European Union. Laws. Directive 2014/23/EU of the European Parliament and of the Council of 26 February 2014 on the award of concession contracts. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:32014L0023 (дата обращения 02.04.20). - Текст : электронный.

16. European Union. Laws. Defense Procurement Directive 2009/81/EC. - URL: https://frstrategie.org/en/publications/ recherches-et-documents/directive-2009-81-ec-defence-and-security-procurement-under-scrutiny-2015 (дата обращения 02.04.20). - Текст : электронный.

17. European Union. Laws. Directive 2004/18/EC of the European Parliament and of the Council of 31 March 2004 on the coordination of procedures for the award of public works contracts, public supply contracts and public service contracts. - URL:https://eur-lex.europa.eu/eli/dir/2004/18/oj (дата обращения 02.04.20). - Текст : электронный.

18. République française. Lois. Code général des collectivités territoriales. - URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006070633 (дата обращения 02.04.20). - Текст : электронный.

19. République française. Lois. Loi n° 2018-607 du 13 juillet 2018 relative à la programmation militaire pour les années 2019 à 2025 et portant diverses dispositions intéressant la défense. - URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ affichLoiPubliee.do?id Document=J0RFD0LE000036584151&type=echeancier&typeLoi=&legislature=15 (дата обращения 02.04.20). - Текст : электронный.

20. République française. Lois. Loi n° 2002-1094 du 29 août 2002 d'orientation et de programmation pour la sécurité intérieure. - URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000780288 (дата обращения 11.04.2020). - Текст : электронный.

21. République française. Lois. Loi n° 93-122 du 29 janvier 1993 relative à la prévention de la corruption et à la transparence de la vie économique et des procédures publiques. - URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?c idTexte=J0RFTEXT000000711604&dateTexte=&categorieLien=id (дата обращения 11.04.2020). - Текст : электронный.

22. République française. Le gouvernement. Décret n° 2016-86 du 1er février 2016 relatif aux contrats de concession. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000031963717 (дата обращения 02.04.20). -Текст : электронный.

23. République française. Le gouvernement. Ordonnance n° 2016-65 du 29 janvier 2016 relative aux contrats de concession. - URL: https:// www.economie.gouv.fr/daj/ordonnance-n-2016-65-29-janvier-2016-relative-aux-contrats-concession (дата обращения 02.04.20). - Текст : электронный.

24. République française. Le gouvernement. Ordonnance n° 2015-899 du 23 juillet 2015 relative aux marchés publics. - URL: https:// www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000030920376 (дата обращения 02.03.20). - Текст : электронный.

25. République française. Le gouvernement. Ordonnance n° 2004-559 du 17 juin 2004 sur les contrats de partenariat. -URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000438720 (дата обращения 02.04.20). -Текст : электронный.

26. Алексеев, А. В. Государственно-частное партнерство в военной сфере (на примере создания и эксплуатации производственно-логистического комплекса минобороны «Архангельск» / А. В. Алексеев, П. В. Егоров,

Т. Х. Курбанов // Экономика и управление народным хозяйством. Серия: Экономика и право. - 2018. - № 5. -С. 4-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Белицкая, А. В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства: Монография / А. В. Бе-лицкая. - Москва : Статут, 2012. - 190 с.

28. Галиуллина, Г Ф. Законодательная база как основа внедрения ГЧП-проектов (опыт зарубежных стран) / Г Ф. Галиуллина, С. Б. Кузнецова, Л. Б. Мингалеева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems. - 2014. - № 3(35). - URL: http://journal-s.org/index. php/mrsp/issue/view/32014 (дата обращения 02.04.20). - Текст : электронный.

29. Дмитриева, Д. М. Модели нормативного регулирования государственно-частного партнерства / Д. М. Дмитриева // Научный электронный журнал «Меридиан». - 2020. - № 6(40). - URL: http://meridian-journal.ru/site/ journal?id=895 (дата обращения 11.03.20). - Текст : электронный.

30. Захаров, А. Н. Использование зарубежного опыта государственно-частного партнерства в решении экономических задач России (на примере Франции) / А. Н. Захаров, М. С. Овакимян // Российский внешнеэкономический вестник. - 2012. - № 6. - С. 12-24.

31. Концепция и основные положения законопроекта «О государственно-частном партнерстве в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны» // Образовательный ресурс MyShared. - URL: http://www.myshared.ru/slide/474921/ (дата обращения 11.03.20). - Текст : электронный.

32. Комарова, В. Минобороны нашло инвестора для логистического центра за 17 млрд рублей в Крыму /

B. Комарова, М. Солопов, Т. Дзядко // Деловое информационное агентство РБК. - URL: https://www.rbc.ru/busine ss/13/12/2018/5c0fc5189a7947a462315656 (дата обращения 02.03.20). - Текст : электронный.

33. Концессионное соглашение - что это такое простыми словами // Юридическая фирма «Ветров и партнеры». - URL: https://vitvet.com/articles/kontsessionnyye_soglasheniya_chto_takoye_i_zachem_nuzhny/ (дата обращения 02.04.20). - Текст : электронный.

34. Мазур, И. Что мешает диверсификации ОПК? / И. Мазур, С. Чеботарев // Национальная оборона. - 2019. -№ 11. - URL: http://www.oborona.ru/includes/periodics/defense/2018/1009/203625463/detail.shtml (дата обращения 24.03.2020). - Текст : электронный.

35. Матвиенко, В. И. Модернизация ОПК возможна лишь в условиях государственно-частного партнерства / В. И. Матвиенко // Портал: ВМЕСТЕ-РФ. Телеканал Совета Федерации. - URL: https://vmeste-rf.tv/news/8253/ (дата обращения 13.01.2020). - Текст : электронный.

36. Механизмы ГЧП в оборонной сфере нуждаются в совершенствовании - Путин // RIAMO.RU - новостной информационно развлекательный ресурс. - URL: https://riamo.ru/article/65255/mehanizmy-gchp-v-oboronnoj-sfere-nuzhdayutsya-v-sovershenstvovanii-putin.xl (дата обращения 11.03.20). - Дата публикации: 16.06.2015. - Текст : электронный.

37. Попондопуло, В. В. Концессионное соглашение-правовая форма государственно-частного партнерства / В. В. Попондопуло // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. - 2007. - № 1. -

C. 105-119.

38. Попондопуло, В. Ф. Модельный закон «О публично-частном партнерстве» для государств - участников СНГ концепция и структура / В. Ф. Попондопуло // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. - 2012. - № 4(28). - С. 110-114.

39. Сомова, Е. В. Государственно-частное партнерства в сфере интеллектуальной собственности / Е. В. Сомова // Научная электронная библиотека «Киберленинка». - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnyorstvo-v-sfere-intellektualnoy-sobstvennosti (дата обращения 11.03.20). - Текст : электронный.

40. Что такое «ГЧП» и что такое «концессия»? // Система бизнес-аналитики «ЗнайБизнес.ру». - URL: http:// znaybiznes.ru/articles/page-12539.html (дата обращения 02.04.20). - Текст : электронный.

41. Шишков, Б. Е. Механизмы государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе / Б. Е. Шишков // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2015. - № 2. - С. 4-13.

42. Edelmann, F. Bouygues choisi pour construire le ministère de la défense à Balard // Le Monde. - URL: https://www.lemonde.fr/societeZa rticle/2011/02/17/bouygues-choisi-pour-construire-leministere-de-la-defense-a-balard_1481797_3224.html (дата обращения 2.03.20). - Дата публикации: 17.02.2011. - Текст : электронный.

43. Explanatory memorandum. Proposal for a directive of the European parliament and of the Council on the award of concession contracts. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52011PC0897 (датаобра-щения 02.04.20). - Текст : электронный.

44. Les contrats de concession // Le portail de marchés publics pour les PME. - URL: http://www.marchespublicspme. com/avant-la-reponse/les-delegations-de-services-publics-dsp/fiches-techniques/2017/09/12/les-contrats-de-concession_12867.html (дата обращения 02.04.20). - Дата публикации: 12.09.2017. - Текст : электронный.

45. Zylberman, L. The HexagoneBalard // Rockwool Group. - URL: https://www.rockwoolgroup.com/why-stone-wool/ case-studies/case-study-the-hexagone-balard/ (дата обращения 02.03.20). - Текст : электронный.

References:

1. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii, Federal'nyi zakon no. 173-FZ, 21.06.2018, Rossiiskaya gazeta, 04.07.2018, no. 142.

2. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii, Federal'nyi zakon no. 460-FZ, 22.12.2015, Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2016, no. 1 (part I), art. 80.

3. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, munitsipal'no-chastnom partnerstve v Rossiiskoi Federatsii i vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii, Federal'nyi zakon no. 224-FZ, 01.07.2015, Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2015, no. 29 (part I), art. 4350.

4. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. O gosudarstvennom oboronnom zakaze, Federal'nyi zakon no. 275-FZ, 19.12.2012, Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2012, no. 53 (part 1), art. 7600.

5. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. O kontsessionnykh soglasheniyakh, Federal'nyi zakon no. 115-FZ, 13.07.2005, Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2005, no. 30 (part II), art. 3126.,

6. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. O gosudarstvennoi taine, zakon RF no. 5485-1, 21.07.1993, Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 1997, no. 41, art. 8220-8235.

7. Rossiiskaya Federatsiya. Prezident (2008-2012; D. A. Medvedev). Strategiya natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda, Ukaz Prezidenta RF no. 537, 12.05.2009, Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii,

2016, no. 1 (part II), art. 212.

8. Rossiiskaya Federatsiya. Pravitel'stvo. O zaklyuchenii kontsessionnogo soglasheniya v otnoshenii sozdaniya i ehkspluatatsii zdanii, stroenii i sooruzhenii, osnashchaemykh sootvetstvuyushchim oborudovaniem i prednaznachennykh dlya skladirovaniya, khraneniya i remonta imushchestva Vooruzhennykh Sil Rossiiskoi Federatsii s OOO "Odinnadtsataya kontsessionnaya kompaniya", Rasporyazhenie Pravitel'stva RF no. 2813-r, 26.11.2019, Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2019, no. 48, art. 6916.

9. Rossiiskaya Federatsiya. Pravitel'stvo. O zaklyuchenii kontsessionnogo soglasheniya v otnoshenii sozdaniya i ehkspluatatsii zdanii, stroenii i sooruzhenii, osnashchaemykh sootvetstvuyushchim oborudovaniem i prednaznachennykh dlya skladirovaniya, khraneniya i remonta imushchestva Vooruzhennykh Sil Rossiiskoi Federatsii s OOO "Shestnadtsataya kontsessionnaya kompaniya", Rasporyazhenie Pravitel'stva RF no. 2812-r, 26.11.2019, Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2019, no. 48, art. 6915.

10. Rossiiskaya Federatsiya. Pravitel'stvo. O zaklyuchenii kontsessionnogo soglasheniya v otnoshenii sozdaniya i ehkspluatatsii zdanii, stroenii i sooruzhenii, osnashchaemykh sootvetstvuyushchim oborudovaniem i prednaznachennykh dlya skladirovaniya, khraneniya i remonta imushchestva Vooruzhennykh Sil Rossiiskoi Federatsii s OOO "Devyataya kontsessionnaya kompaniya", Rasporyazhenie Pravitel'stva RF no. 2811-r, 26.11.2019, Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2019, no. 48, art. 6914.

11. Rossiiskaya Federatsiya. Pravitel'stvo. O sozdanii na territorii Primorskogo kraya proizvodstvenno-logisticheskogo kompleksa Vooruzhennykh Sil Rossiiskoi Federatsii na usloviyakh kontsessionnogo soglasheniya, Rasporyazhenie Pravitel'stva RF no. 447-r, 16.03.2019, Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2019, no. 12, art. 1339.

12. Rossiiskaya Federatsiya. Pravitel'stvo. O zaklyuchenii kontsessionnogo soglasheniya v otnoshenii sozdaniya i ehkspluatatsii zdanii, stroenii i sooruzhenii, osnashchaemykh sootvetstvuyushchim oborudovaniem i prednaznachennykh dlya skladirovaniya, khraneniya i remonta imushchestva Vooruzhennykh Sil Rossiiskoi Federatsii, v tom chisle ob»ektov proizvodstvennoi i inzhenernoi infrastruktury, raspolozhennykh na territorii Arkhangel'skoi oblasti na zemel'nykh uchastkakh, nakhodyashchikhsya v federal'noi sobstvennosti, s obshchestvom s ogranichennoi otvetstvennost'yu "PLK Arkhangel'sk", Rasporyazhenie Pravitel'stva RF № 2529-r, 16.11.2017, Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii,

2017, no. 48, art. 7246.

13. Mezhparlamentskaya assambleya gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv. O publichno-chastnom partnerstve: model'nyi zakon, rekomendovannyi postanovleniem Mezhparlamentskoi Assambleei gosudarstv -uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv, Prilozhenie k postanovleniyu MPA SNG no. 41-9, 28.11.2014. Available at: http://www.parliament.am/library/modelayin%20orenqner/305.pdf (accessed 11.01.20).

14. Respublika Kazakhstan. Zakony. O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, zakon Respubliki Kazakhstan no. 379-V 3PK, 31.10.2015, Informatsionno-pravovaya sistema normativnykh pravovykh aktov Respubliki Kazakhstan. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000379 (accessed 11.04.2020).

15. European Union. Laws. Directive 2014/23/EU of the European Parliament and of the Council of 26 February 2014 on the award of concession contracts. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:32014L0023 (accessed 02.04.20)

16. European Union. Laws. Defense Procurement Directive 2009/81/EC. Available at: https://frstrategie.org/en/ publications/recherches-et-documents/directive-2009-81-ec-defence-and-security-procurement-under-scrutiny-2015 (accessed 02.04.20).

17. European Union. Laws. Directive 2004/18/EC of the European Parliament and of the Council of 31 March 2004 on the coordination of procedures for the award of public works contracts, public supply contracts and public service contracts. Available at: https://eur-lex.europa.eu/eli/dir/2004/18/oj (accessed 02.04.20).

18. République française. Lois. Code général des collectivités territoriales. Available at: https://www.legifrance.gouv. fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006070633 (accessed 02.04.20).

19. République française. Lois. Loi n° 2018-607 du 13 juillet 2018 relative à la programmation militaire pour les années 2019 à 2025 et portant diverses dispositions intéressant la défense. Available at: https://www.legifrance.gouv. fr/affichLoiPubliee.do?id Document=JORFDOLE000036584151&type=echeancier&typeLoi=&legislature=15 (accessed 02.04.20).

20. République française. Lois. Loi n° 2002-1094 du 29 août 2002 d'orientation et de programmation pour la sécurité intérieure. Available at: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000780288 (accessed 11.04.2020).

21. République française. Lois. Loi n° 93-122 du 29 janvier 1993 relative à la prévention de la corruption et à la transparence de la vie économique et des procédures publiques. Available at: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte. do?cidTexte=JORFTEXT000000711604&dateTexte=&categorieLien=id (accessed 11.04.2020).

22. République française. Le gouvernement. Décret n° 2016-86 du 1er février 2016 relatif aux contrats de concession. Available at: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000031963717 (accessed 02.04.20).

23. République française. Le gouvernement. Ordonnance n° 2016-65 du 29 janvier 2016 relative aux contrats de concession. Available at: https:// www.economie.gouv.fr/daj/ordonnance-n-2016-65-29-janvier-2016-relative-aux-contrats-concession (accessed 02.04.20).

24. République française. Le gouvernement. Ordonnance n° 2015-899 du 23 juillet 2015 relative aux marchés publics. Available at: https:// www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000030920376 (accessed 02.03.20).

25. République française. Le gouvernement. Ordonnance n° 2004-559 du 17 juin 2004 sur les contrats de partenariat. Available at: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000438720 (accessed 02.04.20).

26. Alekseev A. V., Egorov P. V., Kurbanov T. Kh. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v voennoi sfere (na primere sozdaniya i ehkspluatatsii proizvodstvenno-logisticheskogo kompleksa minoborony "Arkhangel'sk", Ehkonomika i upravlenie narodnym khozyaistvom. Seriya: Ehkonomika i pravo, 2018, no. 5, pp. 4-9.

27. Belitskaya A. V. Pravovoe regulirovanie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: Monografiya, Moscow, Statut Publ., 2012, 190 p.

28. Galiullina G. F., Kuznetsova S. B., Mingaleeva L. B. Zakonodatel'naya baza kak osnova vnedreniya GCHP-proektov (opyt zarubezhnykh stran), Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (ehlektronnyi nauchnyi zhurnal), Modern Research of Social Problems, 2014, no. 3(35). Available at: http://journal-s.org/index.php/mrsp/issue/view/32014 (accessed 02.04.20).

29. Dmitrieva D. M. Modeli normativnogo regulirovaniya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva, Nauchnyi ehlektronnyi zhurnal "Meridian", 2020. no. 6(40). Available at: http://meridian-journal.ru/site/journal?id=895 (accessed 11.03.20).

30. Zakharov A. N., Ovakimyan M. S. Ispol'zovanie zarubezhnogo opyta gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v reshenii ehkonomicheskikh zadach Rossii (na primere Frantsii), Rossiiskii vneshneehkonomicheskii vestnik, 2012, no. 6, pp. 12-24.

31. Kontseptsiya i osnovnye polozheniya zakonoproekta "O gosudarstvenno-chastnom partnerstve v sfere voenno-tekhnicheskogo obespecheniya oborony i bezopasnosti strany", Obrazovatel'nyi resurs MyShared. Available at: http:// www.myshared.ru/slide/474921/ (accessed 11.03.20).

32. Komarova V., Solopov M., Dzyadko T. Minoborony nashlo investora dlya logisticheskogo tsentra za 17 mlrd rublei v Krymu, Delovoe informatsionnoe agentstvo RBK. Available at: https://www.rbc.ru/business/13/12/2018/5c0fc5189a79 47a462315656 (accessed 02.03.20).

33. Kontsessionnoe soglashenie - chto ehto takoe prostymi slovami, Yuridicheskaya firma "Vetrov i partnery". Available at: https://vitvet.com/articles/kontsessionnyye_soglasheniya_chto_takoye_i_zachem_nuzhny/ (accessed 02.04.20).

34. Mazur I., Chebotarev S. Chto meshaet diversifikatsii OPK? Natsional'naya oborona, 2019, no. 11. Available at: http://www.oborona.ru/includes/periodics/defense/2018/1009/203625463/detail.shtml (accessed 24.03.2020).

35. Matvienko V. I. Modernizatsiya OPK vozmozhna lish' v usloviyakh gosudarstvenno-chastnogo partnerstva, Portal: VMESTE-RF. Telekanal Soveta Federatsii. Available at: https://vmeste-rf.tv/news/8253/ (accessed 13.01.2020).

36. Mekhanizmy GCHP v oboronnoi sfere nuzhdayutsya v sovershenstvovanii - Putin, RIAMO.RU - novostnoi informatsionno razvlekatel'nyi resurs, 16.06.2015. Available at: https://riamo.ru/article/65255/mehanizmy-gchp-v-oboronnoj-sfere-nuzhdayutsya-v-sovershenstvovanii-putin.xl (accessed 11.03.20).

37. Popondopulo V. V. Kontsessionnoe soglashenie-pravovaya forma gosudarstvenno-chastnogo partnerstva, Rossiiskii ezhegodnik predprinimatel'skogo (kommercheskogo) prava, 2007, no. 1, pp. 105-119.

38. Popondopulo V. F. Model'nyi zakon "O publichno-chastnom partnerstve" dlya gosudarstv - uchastnikov SNG: kontseptsiya i struktura, Vestnik Instituta zakonodatel'stva Respubliki Kazakhstan, 2012, no. 4(28), pp. 110-114.

39. Somova E. V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstva v sfere intellektual'noi sobstvennosti, Nauchnaya ehlektronnaya biblioteka "Kiberleninka". Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnyorstvo-v-sfere-intellektualnoy-sobstvennosti (accessed 11.03.20).

40. Chto takoe «GCHP» i chto takoe «kontsessiya»? Sistema biznes-analitiki "ZnaIBiznes.ru". Available at: http:// znaybiznes.ru/articles/page-12539.html (accessed 02.04.20)..

41. Shishkov B. E. Mekhanizmy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v oboronno-promyshlennom komplekse, Intellektual'naya sobstvennost'. Promyshlennaya sobstvennost', 2015, no. 2, pp. 4-13.

42. Edelmann F. Bouygues choisi pour construire le ministère de la défense à Balard, Le Monde, 17.02.2011. Available at: https://www.lemonde.fr/societe/article/2011/02/17/bouygues-choisi-pour-construire-leministere-de-la-defense-a-balard_1481797_3224.html (accessed 2.03.20).

43. Explanatory memorandum. Proposal for a directive of the European parliament and of the Council on the award of concession contracts. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52011PC0897 (accessed 02.04.20).

44. Les contrats de concession, Le portail de marchés publics pour les PME, 12.09.2017. Available at: http://www. marchespublicspme.com/avant-la-reponse/les-delegations-de-services-publics-dsp/fiches-techniques/2017/09/12/les-contrats-de-concession_12867.html (accessed 02.04.20).

45. Zylberman L. The HexagoneBalard, Rockwool Group. Available at: https://www.rockwoolgroup.com/why-stone-wool/case-studies/case-study-the-hexagone-balard/ (accessed 02.03.20). _i i

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.