Научная статья на тему 'Актуальные вопросы современного состояния системы утилизации военной техники и продукции военного назначения в Российской Федерации'

Актуальные вопросы современного состояния системы утилизации военной техники и продукции военного назначения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТИЛИЗАЦИЯ / ВОЕННАЯ ТЕХНИКА И ПРОДУКЦИЯ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ВЫСВОБОЖДАЕМОЕ ВОЕННОЕ ИМУЩЕСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УТИЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / DISPOSAL / MILITARY EQUIPMENT AND MILITARY PRODUCTS / MILITARY PROPERTY TO BE RELEASED / ENVIRONMENTAL SAFETY / THE EFFICIENCY OF THE DISPOSAL OF MILITARY PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трунова Екатерина Юрьевна

После того, как российские Вооруженные Силы взяли курс на перевооружение и модернизацию военной техники, в нашей стране возникла необходимость утилизации продукции военного назначения комплекса организационно-технических, экономических, технологических и экологических мероприятий, обеспечивающих переработку продукции военного назначения или придания ей других функций с целью использования в качестве гражданской техники.В статье рассмотрено состояние современной системы утилизации военной техники и продукции военного назначения, проанализирована ее нормативно-правовая база и финансирование в Российской Федерации. Определены существующие проблемы, которые возникли в ходе процесса утилизации высвобождаемых вооружений, военной и специальной техники. Отдельное внимание уделено мероприятиям, необходимым для научно-методического сопровождения и повышения эффективности утилизации ВВСТ при разработке стратегии оптимизации национальной системы утилизации с экономической точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ISSUES OF THE MODERN STATUS OF THE SYSTEM OF UTILIZATION OF MILITARY EQUIPMENT AND PRODUCTION OF MILITARY PURPOSE IN THE RUSSIAN FEDERATION

After the Russian Armed Forces headed for the rearmament and modernization of military equipment, in our country the need arose for the disposal of military products a set of organizational, technical, economic, technological and environmental measures that ensure the processing of military products or giving it other functions for the purpose use as civil engineering. The article examines the state of the modern system for the disposal of military equipment and military products, analyzes its regulatory framework and financing in the Russian Federation. The existing problems that have arisen during the process of disposal of released weapons, military and special equipment are identified. Particular attention is paid to the measures necessary for scientific and methodological support and to increase the efficiency of WWMT disposal in the development of a strategy for optimizing the national disposal system from an economic point of view.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы современного состояния системы утилизации военной техники и продукции военного назначения в Российской Федерации»

УДК 623

трунова Екатерина Юрьевна,

кандидат экономических наук, доцент, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, РФ, г. Москва,

e-mail: trunova-katyusha@mail.ru

актуальные вопросы современного состояния системы утилизации военной техники и продукции военного назначения в российской федерации

Реферат. После того, как российские Вооруженные Силы взяли курс на перевооружение и модернизацию военной техники, в нашей стране возникла необходимость утилизации продукции военного назначения - комплекса организационно-технических, экономических, технологических и экологических мероприятий, обеспечивающих переработку продукции военного назначения или придания ей других функций с целью использования в качестве гражданской техники.В статье рассмотрено состояние современной системы утилизации военной техники и продукции военного назначения, проанализирована ее нормативно-правовая база и финансирование в Российской Федерации. Определены существующие проблемы, которые возникли в ходе процесса утилизации высвобождаемых вооружений, военной и специальной техники. Отдельное внимание уделено мероприятиям, необходимым для научно-методического сопровождения и повышения эффективности утилизации ВВСТ при разработке стратегии оптимизации национальной системы утилизации с экономической точки зрения.

Ключевые слова: утилизация; военная техника и продукция военного назначения; высвобождаемое военное имущество; экологическая безопасность; эффективность утилизации продукции военного назначения.

UDC 623

Trunova Ekaterina,

Candidate of Economics, associate professor, The Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Russia, Moscow, e-mail: trunova-katyusha@ mail.ru

ACTUAL ISSUES OF THE MODERN STATUS OF THE SYSTEM OF UTILIZATION OF MILITARY EQUIPMENT AND PRODUCTION OF MILITARY PURPOSE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. After the Russian Armed Forces headed for the rearmament and modernization of military equipment, in our country the need arose for the disposal of military products - a set of organizational, technical, economic, technological and environmental measures that ensure the processing of military products or giving it other functions for the purpose use as civil engineering. The article examines the state of the modern system for the disposal of military equipment and military products, analyzes its regulatory framework and financing in the Russian Federation. The existing problems that have arisen during the process of disposal of released weapons, military and special equipment are identified. Particular attention is paid to the measures necessary for scientific and methodological support and to increase the efficiency of WWMT disposal in the development of a strategy for optimizing the national disposal system from an economic point of view.

Keywords: disposal; military equipment and military products; military property to be released; environmental Safety; the efficiency of the disposal of military products.

Интенсивный путь развития экономики любой страны, кроме разработки и реализации различных инновационных проектов, предполагает также поиск и эффективное использование внутренних резервов. К та-

ким резервам можно отнести выработавшие свой ресурс промышленные товары военного и гражданского назначения и их невостребованные излишки, требующие утилизации. В данной связи возникает необходимость

эффективного вторичного использования устаревших образцов ВВСТ (вооружение, во -енная и специальная техника) и другого имущества после того, как российские Вооруженные Силы взяли курс на перевооружение и модернизацию военной техники, а также после выявления проблем утилизации продукции военного назначения в РФ.

Утилизация продукции военного назначения - комплекс организационно-технических, экономических, технологических и экологических мероприятий, обеспечивающих переработку продукции военного назначения или придания ей других функций с целью использования в качестве гражданской техники [4].

На данный момент нет единого документа, регламентирующего процесс утилизации высвобождаемого военного имущества, а также дальнейшее его использование, но существует ряд нормативных документов, обеспечивающих его. Также имеется проект Федерального закона «О высвобождаемом военном имуществе» № 88343-3, который разрабатывался в целях регулирования процесса утилизации военного имущества.

Утилизация военного имущества выполняется зачастую с соблюдением секретности, а сам процесс охраняется таким понятием, как «государственная тайна». В отличие от утилизации продукции гражданского назначения работы по переработке продукции военного назначения во вторсырье выполняются исключительно отечественными предприятиями, которые не так давно относились к оборонной промышленности.

В последнее время утилизация высвобождаемого военного имущества все чаще поручается российским предприятиям, не имеющим прямого отношения к военному ведомству, но располагающим производственной базой и всеми необходимыми условиями, чтобы утилизация вооружения и военной техники была проведена качественно и в установленные сроки. В свою очередь государство все чаще предлагает тендеры и размещает заказы на утилизацию ВВСТ для заинтересованных компаний. [9, с. 33-36]

Таким образом, утилизация продукции военного назначения может быть доступна не любому предприятию, а получившему специальное разрешение (лицензию) на проведение таких работ. К ним относятся лицензия на утилизацию конкретного вида ВВСТ и

лицензия, дающая предприятию право работать с государственной тайной. Министерство обороны больше заинтересовано в привлечении к своим проектам так называемых «единственных», а не меняющихся с каждым новым заказом исполнителей. Такое сотрудничество сопряжено с определенными трудностями в достижении экономической рентабельности работы предприятий.

Во-первых, как мы уже упоминали, утилизация техники и вооружения требует особых условий в обеспечении безопасности, в том числе и экологической.

Во-вторых, она связана с сопутствующими расходами, например, на транспортировку до места утилизации и на выгрузку. Предприятия-исполнители готовы нести эти расходы, но, соответственно, включают их в стоимость услуг. При этом заказчика, ищуще -го как можно более выгодные расценки, по которым может проходить утилизация, условия потенциальных исполнителей могут и не устраивать.

При выполнении работ по утилизации не допускается нанесения экономического, экологического и финансового ущерба Российской Федерации, снижения расходов на национальную оборону, нарушений государственной политики ценообразования на продукцию военного назначения, ущемления интересов участников деятельности по реализации и утилизации (ликвидации) утилизируемых военного имущества [5, с. 13-14].

Обобщая все вышесказанное, сделаем вывод, что в основе деятельности непосредственных исполнителей работ - предприятий и организаций лежит комплексная безопасность. Она подразумевает безопасность при транспортировке ВВСТ к местам проведения работ по утилизации непосредственно в ходе мероприятий, реализуемых на предприятии; обеспечение безопасности населения, проживающего вблизи транспортных магистралей, по которым осуществляется транспортировка, и производственных площадок; экологическую безопасность.

Если говорить об экономической эффективности работ, подлежащее утилизации высвобождаемое военное имущество выступает потенциальным источником значительных объемов сырья и материалов, которые подчас даже во вторичном качестве оказываются весьма дорогостоящими. А так как

военное имущество, передаваемое на утилизацию, является федеральной собственностью, Министерство обороны возлагает на исполнителя работ по утилизации высвобождаемого военного имущества определенные обязанности. Они заключаются не только в демонтировании, но и в сортировке полученного лома по типам сырья и материалов, приведении их в соответствие с требованиями ГОСТов и далее согласно законодательству Российской Федерации реализации.

Полученные денежные средства перечисляются в доход федерального бюджета, тем самым обеспечивается компенсация расходов, которые несет государство, финансируя такие работы.

Большое количество российских предприятий участвует в Федеральной целевой программе (ФЦП) по утилизации вооружения и военной техники до 2020 года.

В программе «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года» определены объемы финансирования в общем, а также по Министерству Обороны в частности, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Объем и источники финансирования федеральной целевой программы [1]

Показатель

общий объем финансирования Программы (в ценах соответствующих лет) в том числе: за счет средств Федерального бюджета, из них:

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

капитальные вложения;

прочие нужды; за счет международной технической помощи (прочие нужды)

По Программе из Федерального бюджета (млн.руб.)

36 594,6662

35 964,7662

802,5515

524,2866 34 637,9281

629,900

Из них по Министерству обороны РФ (млн.руб)

25 008,6233

25 008,6233

497,0543

24 511,569

чтобы на каждом интервале планирования достигался максимально возможный эффект от утилизации высвобождаемых ВВСТ.

Как мы видим, первой проблемой, которая изложена выше в сфере утилизации продукции военного назначения, является ограниченность ресурсов, выделяемых на ее проведение и модернизацию технологий.

Также существует проблема соблюдения экологической безопасности. Для достижения необходимого уровня экологической безопасности необходимо соблюдение ряда мероприятий, которые изложены ниже на рисунке 1 [3].

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Расширение действующих очистных сооружений

Проведение экологической паспортизации военных объектов и организация системы экологического контроля

Создание и оснащение необходимой техникой экологических подразделений для проведения работ по восстановлению нарушенной окружающей среды

Ведение более технологичного процесса утилизации (пиролиз, высокотемпературная переработка отходов в электромагнитном реакторе)

Осуществление комплексного и непрерывного

экологического воспитания и ужесточение наказаний за несоблюдение норм экологической безопасности на законодательном уровне и т.д.

На проведение работ по утилизации (НИ-ОКР, практические работы, капитальное строительство и т.д.) выделяются ограниченные суммы ассигнований. При этом требуется так распределить эти ассигнования,

Рисунок 1 - Мероприятия по охране и защите окружающей среды

Финансирование программ и работ по охране и восстановлению окружающей природ -ной среды, осуществляемых ВС РФ, предусматривается отдельной статьей расходов в бюджете МО РФ. Программы стабилизации и оздоровления экологической обстановки на объектах ВС РФ финансируются за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в оборонном бюджете, средств предприятий, учреждений, организаций и других источников, установленных законодательством Российской Федерации [2].

Однако, в настоящее время существует ряд других проблем, препятствующих рациональной деятельности в сфере утилизации ВВСТ, включая проблемы организационно-нормативного характера, в частности, это

формирование единой научно-технической и промышленной политики в области утилизации вооружения. Причем необходимо отметить, что все эти проблемы носят комплексный характер. Первая проблема - невзирая на многолетний опыт утилизации, на настоящий момент в стране не завершено формирование нормативных документов федерального уровня, которые можно было бы назвать правовым базисом в этой области [6] (рисунок 2).

НЕ ЗАВЕРШЕНО ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ФЕДЕРАДЬНОГО УРОВНЯ, КОТОРЫЕ МОЖНО БЫЛО БЫ НАЗВАТЬ ПРАВОВЫМ БАЗИСОМ ПО УТИЛИЗАЦИИ ВВСТ.

Нормативно не определено на достижение, каких целей она направлена и каковы границы ее действия

Не утвержден проект постановление правительства РФ «О порядке ликвидации ВВСТ в Российской Федерации»

Не утверждено новое «Руководство по утилизации ВВСТ» разработанное по заказу МО взамен устаревшего в связи с изменениями произошедшими в ходе реформирования ВС.

Не разработаны нормативные документы, определяющие единый порядок ценообразования стоимости работ по утилизации образцов вооружения

Рисунок 2 - Проблемы в области нормативного базиса процесса утилизации

В результате нормативно не определено взаимоотношение утилизации и ликвидации ВВСТ, на достижение каких целей она направлена, каковы границы ее действия. Применяемые термины и определения пришли к нам из прошлого века, когда в Минобороны сначала СССР, а потом Российской Федерации существовали совсем другие правовые отношения между субъектами процесса утилизации.

Следующая проблема - это различие, неполнота охвата участниками процесса утилизации всей системы задач, решение которых необходимо для обеспечения максимальной эффективности в этой сфере деятельности. В связи с этим возникают трудности взаимодействия между субъектами утилизации и, как следствие, проблемы с достижением эффективного конечного результата. Причем эти задачи на федеральном уровне в полном объеме не взаимоувязаны ни в правовом, ни в организационном плане, в связи с чем границы ответственности министерств и ведомств различны, что не позволяет сфор-

мировать единую, замкнутую систему утилизации в стране в целом (рисунок 3).

РАЗЛИЧИЕ, НЕПОЛНОТА ОХВАТА УЧАСТНИКАМИ ПРОЦЕССА УТИЛИЗАЦИИ ВСЕЙ СИСТЕМЫ ЗАДАЧ, РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО дЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАКСИМАЛьНОй ЭФФЕКТИВНОСТИ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ ДЕЯТЕЛьНОСТИ.

МО - утилизация наибольшего количества высвобождаемых ВВСТ, а также обеспечение безопасности и сокращение мест хранения

Минфин- снижение нагрузки на бюджет

Минэкономразвития - планирование деятельности различных участников и достижение программных показателей

Минпромторг- заггрузка федеральных казенных предприятий, подготовка и развитие утилизационных мощностей, лицензирование и обеспечение безопасности промышленной утилизации

Предприятия ОПК - извлечение прибыли

Военно-промышленная комиссия - организация взаимоувязанной , внятно работающей системы утилизации ВВСТ

Рисунок 3 - Неполнота охвата участниками процесса утилизации всей системы задач

До настоящего времени отсутствует иерархически выстроенная система нормативных и нормативно-технических документов, регулирующая взаимоотношения субъектов утилизации на всех этапах реализации этого процесса, в том числе не реализован проект Федерального закона № 88343-3 «О высвобождаемом военном имуществе».

Отсутствует единый научный инструментарий, позволяющий методически поддерживать процесс утилизации, включая подготовку нормативных документов, методик ценообразования, осуществлять технологическую поддержку и т.п. Это в первую очередь объясняется тем, что отсутствует единый научный центр, который координировал бы такую деятельность.

Еще болше сложностей с прибылью от реализации продуктов утилизации. Требования ГОСТов использовать возвратный потенциал утилизируемой продукции с максимальной пользой игнорируются. Ни госзаказчик (Министерство обороны), ни исполнители не заинтересованы, чтобы объем продуктов утилизации ВВСТ вышел за пределы минимального, указанного в контракте.

Заказчик, зачастую монополист, подписывает контракты только с твердой фикси-

рованной ценой, выигранные в тендерах «на понижение». Исходная тендерная максимальная цена рассчитывается по шаблонам и предусматривает изначально как минимальный объем работ - транспортировку, разборку и резку, без отбора пригодных для дальнейшего использования элементов, так и минимальный набор получаемых продуктов утилизации - лом цветных, черных и драгметаллов, без ремонтопригодных узлов и компонентов.

Следующий значимый проблемный вопрос - это несовершенство организации процесса утилизации, что вытекает из нерешенности первых двух предыдущих проблем. Нет единого административного органа, который необходим для организации эффективного взаимодействия участников процесса утилизации и информационного центра, который обеспечивал бы сбор и хранение информации об объектах утилизации [7, с. 42-47] (рисунок 4).

ранее, выделяется достаточно мало средств из бюджета, а внедрение новых технологий происходит медленно.

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА УТИЛИЗАЦИИ

Нет административного органа, наделенного всей полнотой полномочий для эффективного управления процессом утилизации высвобождаемого ВВСТ, ракет и боеприпасов, начиная от планирования и заканчивая контролем всех этапов утилизации; организации взаимодействия участников, распределения ответственности и т.д.

Отсутствует межведомственный информационный центр, обеспечивающий сбор, хранение и передачу заинтересованным сторонам информации:

- об объектах утилизации (номенклатура, объемы, сроки передачи на утилизации и т.п.);

- о методах, технологиях и оборудовании для утилизации;

- об объеме и характеристиках продуктов утилизации и т.п.

ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕСА УТИЛИЗАЦИИ

Отсутствует единый инструментарий, обеспечивающий методическую поддержку процесса утилизации, включая подготовку нормативных документов, методик оценки эффективности утилизации, методик ценообразования, технологическую поддержку и т.п.

V

Отсутствует единый научный центр, который осуществлял бы научную и координационную деятельность (в 90-е годы он существовал на базе одного НИО МО)

Рисунок 4 - Проблемы организационного обеспечения процесса утилизации

Необходима и научная организация, находящаяся в ведении упомянутого административного органа (работающая с ним в тесном взаимодействии), способная обеспечить научную поддержку разрабатываемых и принимаемых решений [8] (рисунок 5).

Необходимо использование научно-технических разработок по утилизации ВВСТ на практике, за последние два десятилетия наукой разработаны и созданы экологически чистые и безопасные технологии по утилизации, хотя на НИОКР, как было рассмотрено

Рисунок 5 - Проблемы научного обеспечения процесса утилизации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако, говорить о высокоэффективном использовании продуктов утилизации, особенно высокоэнергетических материалов, пока преждевременно. Решению проблемы в этой части, как представляется, способствовало бы создание межведомственного информационного центра.

Этот центр должен заниматься мониторингом потребностей промышленности в продуктах утилизации, своевременно извещать потенциальных потребителей о планах получения таких продуктов. Особое внимание при проведении утилизации следует обратить на повторное использование продуктов утилизации, которые являются источником вторичного сырья и материалов, реализация которых может дать существенный экономический эффект. Действующая нормативная база, определяющая суть существующей системы планирования и организации работ по утилизации, не способствует вложению промышленностью средств в создание новых производств по глубокой переработке утилизируемых объектов и получению качественных и востребованных продуктов утилизации.

Как уже отмечалось, отсутствует ритмичность планирования и поставок ВВСТ на утилизацию, долгосрочное планирование на срок более трех лет, которое бы позволило привлекать предприятиям инвестиции, внедрять новые прогрессивные технологии и развивать утилизационное производство и, вследствие этого, возникает необходимость

создания национального центра утилизации, так как основной проблемой на современном этапе является отсутствие цельной и ритмично работающей федеральной системы утилизации ВВСТ.

В этой связи представляется целесообразным сформировать административную и научно-производственную структуры, которые были бы наделены полномочиями организатора и координатора работы научных и промышленных предприятий в области развития и совершенствования управления процессом утилизации ВВСТ. Данная структура могла бы обеспечить планирование, регулирование рынка, включая размещение заказов и финансирование работ по утилизации, лицензирование, выполнение НИОКР, внедрение технологий утилизации и оборудования и т. п.

Она должна сосредоточить у себя техническую информацию и технологическую документацию, разработанную на основе НИОКР по утилизации, и являлась бы связующим звеном между Минобороны России, промышленностью и наукой, стала бы площадкой для общения и установления договоренностей и обеспечивала решение следующих задач:

- разработку стратегий, программ и планов промышленной утилизации ВВСТ, управление их реализацией;

- разработку методик оценки эффективности процессов утилизации, ценообразования, а также создание новых технологий и оборудования для утилизации;

- разработку стратегии и методов формирования рынка продуктов утилизации и организации их эффективного использования;

- проведение экспертиз предлагаемых технологических новаций в области утилизации вооружения и использования продуктов утилизации и ряд других задач.

Проведенный нами анализ позволил сформулировать мероприятия необходимые для научно-методического сопровождения и повышения эффективности утилизации ВВСТ при разработке стратегии создания национальной системы утилизации:

- определение единого административного органа управления утилизацией вооружения, ракет и боеприпасов, наделенного полномочиями осуществлять распределение

ответственности, планировать работы по промышленной утилизации, размещать заказы, финансировать, контролировать процессы утилизации и использования вторичных материалов;

- создание (выбор) научно-производственной структуры, способной обеспечить научную, методическую и консультативную поддержку принимаемых административных решений.

Список литературы:

1. Российская Федерация. Правительство. Федеральная целевая программа «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 годы и на период до 2020 года» : Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 № 950 // СПС КонсультантПлюс.

2. Российская Федерация. Министерство обороны. Приказ министра обороны Российской Федерации от 23 января 1998 г. № 46 «Об утверждении Положения об Экологической службе Вооруженных Сил Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 101, ст. 891.

3. Российская Федерация. Министерство обороны. Положение о порядке организации экологического контроля за охраной природной среды и рациональном использовании природных ресурсов в Вооруженных Силах Российской Федерации: приказ Министра обороны Российской Федерации от 14.08.1993 № 406 // СПС КонсультантПлюс.

4. Российская Федерация. Законы. О высвобождаемом военном имуществе»: Проект Федерального закона № 88343-3. (Внесен депутатами Государственной Думы Арбатовым А. Г, Безбородовым Н. М., Воробьевым Э. А., Лушиным В. П.; не действует) // СПС КонсультантПлюс.

5. Андреев, С. В. Экологическая безопасность военной безопасности / С. В. Андреев // Независимое во -енное обозрение. - 2015. - № 36. - С. 13-14.

6. Барынькин, В. М. Военные угрозы России и проблемы развития ее Вооруженных Сил / В. М. Барынь-кин. - Москва : Воениздат, 2016. - 179 с.

7. Бунин, П. Г Нормативные аспекты решения проблемы утилизации вооружения и военной техники / Бунин П. Г // Проблемы военной науки. - 2017. - № 4. -С. 42-47.

8. Дашков, Н. Г Проблемы утилизации ВТС / Н. Г Дашков. - Москва : Воениздат, 2014. - 249 с.

9. Полежаев, В. А. Анализ современного состояния системы утилизации бронетанкового вооружения и военной техники / В. А. Полежаев // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 12. - С. 33-36.

References:

1. Rossiiskaya Federatsiya. Pravitel'stvo. Federal'naya tselevaya programma "Promyshlennaya utilizatsiya vooruzheniya i voennoi tekhniki na 2011-2015 gody i na period do 2020 goda", Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii no. 950, 18.11.2011 // SPS Konsul'tantPlyus.

2. Rossiiskaya Federatsiya. Ministerstvo oborony. Prikaz ministra oborony Rossiiskoi Federatsii no. 46, 23.01.1998 "Ob utverzhdenii Polozheniya ob Ehkologicheskoi sluzhbe Vooruzhennykh Sil Rossiiskoi Federatsii", Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 1998, no. 101, art. 891.

3. Rossiiskaya Federatsiya. Ministerstvo oborony. Polozhenie o poryadke organizatsii ehkologicheskogo kontrolya za okhranoi prirodnoi sredy i ratsional'nom ispol'zovanii prirodnykh resursov v Vooruzhennykh Silakh Rossiiskoi Federatsii: prikaz Ministra oborony Rossiiskoi Federatsii no. 406, 14.08.1993, SPS Konsul'tantPlyus.

4. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. O vysvobozhdaemom voennom imushchestve: Proekt Federal'nogo zakona no. 88343-3, SPS Konsul'tantPlyus.

5. Andreev S. V. Ehkologicheskaya bezopasnost' voennoi bezopasnosti, Nezavisimoe voennoe obozrenie,

2015, no. 36, pp. 13-14.

6. Baryn'kin V. M. Voennye ugrozy Rossii i problemy razvitiya ee Vooruzhennykh Sil. Moscow, Voenizdat Publ.,

2016, 179 p.

7. Bunin P. G. Normativnye aspekty resheniya problemy utilizatsii vooruzheniya i voennoi tekhniki, Problemy voennoi nauki, 2017, no. 4, pp. 42-47.

8. Dashkov N. G. Problemy utilizatsii VTS. Moscow, Voenizdat Publ., 2014, 249 p.

9. Polezhaev V. A. Analiz sovremennogo sostoyaniya sistemy utilizatsii bronetankovogo vooruzheniya i voennoi tekhniki, Ehkonomika i predprinimatel'stvo, 2019, no. 12, pp. 33-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.