Научная статья на тему 'Публичная дипломатия США и безопасность суверенного государства (на примере «Революции роз» в Грузии 2003 года)'

Публичная дипломатия США и безопасность суверенного государства (на примере «Революции роз» в Грузии 2003 года) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1359
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PUBLIC DIPLOMACY / UNITED STATES OF AMERICA / CIS STATES / GEORGIA / COLOR REVOLUTIONS / ROSE REVOLUTION / FOREIGN AFFAIRS / INFORMATION / EDUCATION / "SOFT POWER" / ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ / СТРАНЫ СНГ / ГРУЗИЯ / ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ / "РЕВОЛЮЦИЯ РОЗ" / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / "МЯГКАЯ СИЛА"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Теленьга Марина Павловна

В настоящий момент программы в области информации, культуры и образования, которые используются в рамках внешней политики государства, которые известны под названием «публичная дипломатия», переживают новый этап развития. В первую очередь, данное положение объясняется понимание государствами важности использования элементов публичной дипломатии для достижения внешнеполитических целей, отвечающих национальным интересам государств. В связи с активным развитием информационных технологий за последние десятилетия развились новые методы влияния на общество. В первую очередь, за счет использования интернет-блогов и социальных сетей. Активнее всего публичная дипломатия используется для достижения внешнеполитических целей Соединенными Штатами Америки. За последние несколько десятилетий, в связи с тем что изменились политические реалии в мире, публичная дипломатия из оружия холодной войны превратилась в инструментарий продвижения демократии. Самыми успешными проектами публичной дипломатии последнего времени были те, что действовали на территории стран постсоветского пространства. Благодаря обучению представителей правительства и парламента, формированию партий и участию в выборах, проводимых США, произошли цветные революции, которые привели к смене власти элит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

U.S. PUBLIC DIPLOMACY AND SECURITY OF AN INDEPENDENT STATE (“ROSE REVOLUTION” IN GEORGIA)

The programs of information, culture and education, used as part of foreign policy, which are known as public diplomacy, experience a new stage of development. First of all, this situation is explained by the states’ understanding the importance of using of public diplomacy elements to achieve foreign policy objectives, consistent with the national interests of states. Due to the rapid development of information technology has developed new methods of influence on society. In the first place, with Internet blogs and social networks. The United States of America uses the most active public diplomacy to achieve foreign policy goals. Over the past few decades due to the fact that the changed political reality in the world of public diplomacy has become a tool of democracy promotion. The most successful public diplomacy projects recently have been those that act on the territory of the former Soviet Union countries. Through training of representatives of government and parliament, the formation of political parties and participate in elections held by the United States, there were the color revolutions that led to the change of the power elite

Текст научной работы на тему «Публичная дипломатия США и безопасность суверенного государства (на примере «Революции роз» в Грузии 2003 года)»

УДК 94 ББК 63.3(0)64

ТЕЛЕНЬГА Марина Павловна Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия [email protected]

ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ США И БЕЗОПАСНОСТЬ СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА (НА ПРИМЕРЕ «РЕВОЛЮЦИИ РОЗ» В ГРУЗИИ 2003 ГОДА)

В настоящий момент программы в области информации, культуры и образования, которые используются в рамках внешней политики государства, которые известны под названием «публичная дипломатия», переживают новый этап развития. В первую очередь, данное положение объясняется понимание государствами важности использования элементов публичной дипломатии для достижения внешнеполитических целей, отвечающих национальным интересам государств. В связи с активным развитием информационных технологий за последние десятилетия развились новые методы влияния на общество. В первую очередь, за счет использования интернет-блогов и социальных сетей. Активнее всего публичная дипломатия используется для достижения внешнеполитических целей Соединенными Штатами Америки. За последние несколько десятилетий, в связи с тем что изменились политические реалии в мире, публичная дипломатия из оружия холодной войны превратилась в инструментарий продвижения демократии. Самыми успешными проектами публичной дипломатии последнего времени были те, что действовали на территории стран постсоветского пространства. Благодаря обучению представителей правительства и парламента, формированию партий и участию в выборах, проводимых США, произошли цветные революции, которые привели к смене власти элит.

Ключевые слова: публичная дипломатия, Соединенные Штаты Америки, страны СНГ, Грузия, цветные революции, «революция роз», внешняя политика, информация, образование, «мягкая сила».

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-85-89

Marina P. TELENGA Kuban State University Krasnodar, Russia [email protected]

U.S. PUBLIC DIPLOMACY AND SECURITY OF AN INDEPENDENT STATE ("ROSE REVOLUTION" IN GEORGIA)

The programs of information, culture and education, used as part of foreign policy, which are known as public diplomacy, experience a new stage of development. First of all, this situation is explained by the states' understanding the importance of using of public diplomacy elements to achieve foreign policy objectives, consistent with the national interests of states. Due to the rapid development of information technology has developed new methods of influence on society. In the first place, with Internet blogs and social networks. The United States of America uses the most active public diplomacy to achieve foreign policy goals. Over the past few decades due to the fact that the changed political reality in the world of public diplomacy has become a tool of democracy promotion. The most successful public diplomacy projects recently have been those that act on the territory of the former Soviet Union countries. Through training of representatives of government and parliament, the formation of political parties and participate in elections held by the United States, there were the color revolutions that led to the change of the power elite.

Keywords: public diplomacy, United States of America, CIS states, Georgia, Color Revolutions, Rose Revolution, foreign affairs, information, education, "soft power".

На протяжении последних десяти-пятнадцати лет программы в области информации, культуры и образования, реализуемые в рамках внешней политики государств, обозначаемые понятием «публичная дипломатия», вновь обрели актуальность как инструмент внешней политики.

Ранее всплеск интереса к вышеуказанной теме наблюдался в 1950-1960-е гг., в период холодной войны, когда конфронтация СССР и США способствовала масштабному развитию культурного, информационного и образовательного обмена.

Современный этап использования «мягкой силы», к которой, по определению американского идеолога и создателя концепции «мягкой силы» Дж. Ная, относится публичная дипломатия [1, с. 125], характеризуется лидерством США в данной области. В связи с тем, что главной целью «мягкой силы» является формирование привлекательной власти, которая способна влиять на поведение людей, опосредованно заставляя их делать то, что в ином случае они никогда бы не сделали [2, с. 45], явление лидерства объясняется тем, что США считают стимулом развития публичной дипломатии внешние угрозы, которые стоят перед национальной безопасностью Соединенных Штатов, а также угрозы американским интересам, возникающие в различных уголках мира. Посредством публичной дипломатии США реализуют механизм продвижения институтов демократии и рыночной экономики по всему миру, тем самым обеспечивая безопасность своих интересов и своего положения на международной арене.

Цели публичной дипломатии можно интерпретировать в различных плоскостях. Главная из них, на взгляд автора, получение возможностей, которые предоставляет публичная дипломатия в парадигме отстаивания национальных интересов, проявляющихся в ее способности улучшить соотношение сил в пользу того участника международных отношений, кто в наибольшей мере освоил публично-дипломатические технологии.

Цель данной статьи - выявить прямую зависимость между публичной дипломатией и безопасностью суверенного государства и определить угрозы ему со стороны публичной дипломатии.

За время использования публичной дипломатии как инструмента достижения собственных внешнеполитических интересов американскими политическими элитами выработаны механизмы продвижения своих интересов:

Одним из первых инструментов, который не устарел до сих пор, является общественный опрос мнения. При помощи него выявляются категории граждан, наиболее отрицательно относящихся к политике США. Помимо этого, действенным способом обзора общественного мнения является не только опрос, но и сбор информации ведущих СМИ зарубежного государства, против которого развернута публичная дипломатия.

Еще одним излюбленным механизмом служат информационные программы, направленные на продвижение американских ценностей. Присутствуя в человеческой жизни ежедневно, средства массовой информации фактически управляют мнениями и оценками людей. В результате у людей продуцируются одни и те же мысли и рождаются одни и те же образы, которые отвечают целям и задачам ретрансляторов информационных программ [3, с. 53].

Благодаря интернет-технологиям и распространению социальных сетей американская публичная дипломатия стремительно внедряет новые методы воздействия на зарубежные аудитории. В настоящее время самым действенным способом являются социальные сети, которые предлагают разнообразные формы воздействия, имеющие различную степень эффективности. Радио- и телестанции публикуют новости и продвигают имидж США посредством своих аккаунтов в социальных сетях и официальных сайтов. Чаще всего материал, размещаемый ими в Интернете, содержит конкретные внешнеполитические идеи или действия, которые подлежат продвижению. Целями сетевых структур являются изменение исторической памяти и формирование новых смыслов, организации оперативного контроля над деятельностью групп и отдельных лиц и создание механизмов формирования и манипулирования поведением человека в конкретных ситуациях [4].

Однако существует еще один способ продвижения внешнеполитических идей или действий - привлечение общественных организаций либерального толка для работы с обывателями и формирование общественного мнения.

Для работы с молодежью и отдельными категориями граждан, их мнением и убеждениями США прибегают к образовательным программам, которые представляют собой совокупность правительственных программ обучения с целью формирования выгодной для Соединенных Штатов картины мира. Это приводит к созданию элит в зарубежных странах, на которые США могут опираться в распространении своих ценностей и взглядов. По словам Дж. Ная, идеолога «мягкой силы», «идеалы и ценности, которые Америка "экспортирует" в умы более полумиллиона иностранных студентов,... направлены на то, чтобы "добраться" до властных элит» [5, с. 176-177].

Используются вышеперечисленные механизмы для достижения разных целей. Одним из примеров, который ярко иллюстрирует механизм публичной дипломатии, являются так называемые цветные революции, которые произошли на территории некоторых бывших советских республик в начале XXI века. Под понятием «цветные революции» принято понимать смену правящего режима под давлением массовых уличных акций протеста или при поддержке финансируемых из-за рубежа неправительственных общественных организаций [6, с. 38]. В 1968 г. всемирно известный геополитик и военный стратег Э.Н. Люттвак детально описал в книге «Государственный переворот: Практическое пособие» технологии государственных переворотов, которые не изменились до сих пор: «Его [государственный переворот - Т.М.] можно осуществить "извне", и он может происходить вне правительства, но внутри государственной машины, которую образует постоянная и профессиональная государственная служба, вооруженные силы и оппозиция» [7, с. 4]. Однако переворот в качестве цветной революции - это высокотехнологичный продукт эпохи глобализации, а также достижения человечеством определенного уровня развития во всех сферах, который является комплексом процессов имитирующих социально-политическую революцию [8].

Данный комплекс очень отличается от классических революций образца Х1Х-ХХ вв., где ядром была новая идеологическая доктрина, призванная формировать высшие ценности и смысл человеческого существования. В связи с тем, что таких задач перед цветными революциями не стоит, мы, прибегая к понятиям Ж. Бодрийяра, утверждаем, что они являются симуля-крами революции, то есть имитацией революции, ее симуляцией [9].

Первая революция подобного толка близи границ Российской Федерации произошла в Грузии. Анализ ее событий помогает выявить механизм публичной дипломатии и понять взаимосвязь между последней и безопасностью государства.

Революция была прозвана «революцией роз». Согласно мысли Е.Г. Пономарёвой, высказанной в статье «Секреты "цветных революций"», особую роль в цветных революциях играют цвет и символы, так как именно знаковые системы воздействуют на глубокие формы психики [10]. В связи с этим политтехнологами в качестве символов «революций» выбираются «красные розы» или «красные тюльпаны» [11]. Выбор красной розы для Грузии был не случайным и воздействовал на большой пласт населения - от обычных граждан до националистов: красная роза - национальный цветок, ассоциирующийся с полотнами выдающегося грузинского художника Нико Пиросмани. Однако одновременно с этим воспевался образ нежного цветка, который при необходимости может защитить себя. Шипы розы стали символом борьбы с русскими «оккупантами» [12, c. 13].

Каким образом развивался механизм публичной дипломатии в рамках «революции роз». События 2003 года - это лишь конечный пункт, перед которым было воплощено в жизнь немало сценариев. В 1990-е гг. XX в. США в связи с опасением угрозы возрождения российского империализма обращают свое внимание на страны бывшего СССР как полигон для применения публичной дипломатии. Особое внимание уделялось Грузии ввиду того, что государство располагается не только вблизи российских границ, но и около Каспийского бассейна, богатого нефтью.

В 1992 г. в Тбилиси было открыто представительство Агентства международного развития США. С середины десятилетия Грузия значилась второй в строке расходов финансовых средств для развития демократии. Закавказскому государству предназначалось 30 млн долл. на построение демократического режима [13]. К началу 2000-х гг. грузинское государство стало получать беспрецедентное по объемам финансирование программ публичной дипломатии [14, c. 122]. Главной целью США было создание сети лидеров-реформаторов, которые составят проамериканскую элиту и приведут страну к смене политического режима [15].

Механизм публичной дипломатии по демократизации Грузии заключался в следующем: с 1996 г. между правительством Грузии и администрацией США устанавливаются плотные связи. Это привело к реформам как на уровне правительства Грузии, так и на уровне всего государства. Для этого было создано особое образовательное учреждение, Грузинский Институт государственного управления, осуществлявшее отбор и обучение будущих государственных служащих Грузии. Параллельно с этим при поддержке созданного ранее Грузинского фонда в области стратегических и международных отношений шло формирование элиты грузинской армии и сообщества экспертов, которые были ориентированы на партнерство с США. Таким образом, создалось звено реформаторов, которые были готовы на решительные действия против президента.

Следующим шагом были создание проамериканских партий и проведение выборов с целью приведения их к власти, а также организация независимых СМИ, которые будут заниматься агитационной работой. Помимо этого, существующие средства массовой информации стали обладателями всевозможных американских грантов, выдаваемых для освещения ходов парламентских выборов [16].

Парламентские выборы 2003 г., на которые делали ставку США, должны были состояться, в связи с чем проектами публичной дипломатии были мобилизованы сторонники партий, выступающих за обновление и реформы Грузии. По данным exit poll, на голосование пришло более 60% населения. Наблюдателями на этих выборах были различные, в большинстве своем американские, международные организации.

Такие высокие результаты явки были достигнуты американцами в рамках модели вербовки MICE ("Money - Ideology - Compromise - Ego") [17]. Согласно ей, в любой социальной группе можно найти достаточное количество людей, неудовлетворенных существующим положением дел, которых можно завербовать при помощи одного или всех составляющих модели.

В итоге данные действия привели к известному всему миру сценарию «революции роз», когда на улицах Тбилиси протестовала активная часть грузин. Эти события создали надежный плацдарм для последующего избрания президентом страны М. Саакашвили в январе 2004 г., завершившее так называемую революцию.

В революционных потрясениях новейшего времени комплекс факторов, необходимый для естественной революции, отсутствует. Вместо этого огромную роль играет информационная поддержка антисистемными силами из-за рубежа.

В результате десятилетий применения США публичной дипломатии опасность, которая угрожает безопасности суверенного государства, исходит не столько от «жесткой силы» - военно-промышленного комплекса, сколько от культурного, образовательного и информационного обмена между государствами.

Благодаря активным действиям США в ключе распространения «мягкой силы» произошло увеличение числа иностранцев, обучающихся в Соединенных Штатах. Помимо этого, США уда-

лось «обработать» молодежь, которая представляет не самые обеспеченные слои населения. Для них по всему миру открывались так называемые школы демократии, где изучались гражданские права, политические технологии и основы протестного движения. Именно они стали «боевым отрядом» цветных революций. Кроме того, начиная с 2000-х гг. правительство США создало порядка десяти новых радиостанций и телеканалов. Подобный механизм позволяет быстро и легко воздействовать на сознание людей, их историческую память, формировать новые смысловые конструкции и символы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США: от «мягкой силы» к «диалоговой пропаганде» // Международные процессы. - Том 13. - № 3.

2. Пономарёва Е.Г. Секреты «цветных революций» // Свободная мысль. - №3/4 (1632). - 2012.

3. См. Брушлинский А.В. Социальная психология в России и теория Сержа Московичи. - С. Московичи. Век толп. Исторических трактат по психологии масс. - М., 1996.

4. Пономарёва Е.Г. Указ. соч.

5. Най Дж. С. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике.

6. Пономарёва Е.Г. «Цветные революции»: природа, символы, технологии // Обозреватель - Observer. - № 3. -2012.

7. Люттвак Э.Н. Государственный переворот: Практическое пособие. - М., 2012.

8. Марков С. Цветная революция - это новый тип политических технологий по смене политической власти. [Электронный ресурс] - URL: http://www.km.ru/glavnoe/2005/11/15/arkhiv.

9. См. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. - М.: Рипол-классик, 2015.

10. Пономарёва Е.Г. Секреты «цветных революций» // Свободная мысль. - № 3/4 (1632). - 2012.

11. Пономарёва Е.Г. Указ. соч.

12. Ладариа Н. «Революция роз» - исторический контекст // Неприкосновенный запас. - № 1 (33). - 2004.

13. Department of State and Related Agencies Appropriations Act, 1996. Public Law 134, 104th Congress. April 26, 1996; Foreign Operations, Export Financing, and Related Programs Appropriations Act of 1996 // U.S. Congress, House of Representatives.

14. Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США: от «мягкой силы» к «диалоговой пропаганде» // Международные процессы. - Том 13. - № 3.

15. U.S. Government Assistance to and Cooperative Activities with Eurasia, FY 2002. Wash., D.C.: Department of State. Bureau of European and Eurasian Affairs, 2003.

16. Eurasia Fund (Georgia), 1999. Annual Report.

17. См. Political Calculations. [Электронный ресурс] - URL: http://www.politicalcalculations/2005/04/brains-r-us.html.

REFERENCES

1. Tsvetkova N.A. Publichnaya diplomatiya: ot "myagkoy sily" k "dialogovoy porpagande". [Public Diplomacy of USA: from "Soft Power" to "Dialogue Propaganda"]. Mezhdunarodnye protessy = International Processes. Vol. 13, № 3. (In Russ.)

2. Ponomareva E.G. Secrety "tsvetnykh revolyutsiy". [Secrets of Colour Revolutions]. Svobodnaya mysl = Free Thought. №3/4 (1632). - 2012. (in Russ.)

3. См. Brushlinsky A. V. Sotsialnaya psikhologiya v Rossii I teoriya Serzha Moskovichi. Vek tolp. Istoricheskiy traktat po psikhologii mass. [Social Psychology in Russia and the Theory of Serg Moskovichi. Age of Crowds. The Historical Treatise about Psychology of Crowds]. Мoscow, 1996.

4. Ponomareva E.G. Secrety "tsvetnykh revolyutsiy". [Secrets of Colour Revolutions]. Svobodnaya mysl = Free Thought. No 3-4 (1632). 2012. (in Russ.)

5. Nye J. Soft Power: Gibkaya sila. Kak dobitsya uspelha v mirovoy politike. [The Means to Success in World Politics].

6. Ponomareva E.G. Tsevnye revolutsii: priroda, simvoly, tekhnologii. [Colour Revolutions: grains, symbols, methods]. Obozrevatel - Observer. No 3/2012. (in Russ.)

7. Lyuttvak E.N. Gosudarstvenniy perevorot: Prakticheshoe posobie. [Coup D'eat: Practice]. Мoscow, 2012.

8. Markov S. Tsvetnye revolutsii - eto noviy etap politicheskikh technologiy po smene politicheskoy vlasti. [Colour Revolutions are the New Step of Political Technology in Changing of Political Power]. Available at: http://www.km.ru/glavnoe/2005/11/15/arkhiv.

9. См. Baudrillard J. Simulyukr I simyulatsiya. [Simulacra and simulation]. Мoscow: Рипол-классик, 2015.

10. Ponomareva E.G. Secrety "tsvetnykh revolyutsiy". [Secrets of Colour Revolutions]. Svobodnaya mysl = Free Thought. №3/4 (1632). 2012. (in Russ.)

11. Ibid.

12. Ladaria N. ["Revolyutsiya Ros - istoricheskiy kontekst". [Rose Revolution: Historical Context]. Neprikosnoveniy zapas = Emergency Ration. № 1 (33), 2004. (in Russ.)

13. Department of State and Related Agencies Appropriations Act, 1996. Public Law 134, 104th Congress. April 26, 1996; Foreign Operations, Export Financing, and Related Programs Appropriations Act of 1996. U.S. Congress, House of Representatives.

14. Tsvetkova N.A. Publichnaya diplomatiya: ot "myagkoy sily" k "dialogovoy porpagande". [Public Diplomacy of USA: from "Soft Power" to "Dialogue Propaganda"]. Mezhdunarodnye protessy = International Processes. Vol. 13, № 3. (in Russ.)

15. U.S. Government Assistance to and Cooperative Activities with Eurasia, FY 2002. Wash., D.C.: Department of State. Bureau of European and Eurasian Affairs, 2003.

16. Eurasia Fund (Georgia), 1999. Annual Report.

17. Cm. Political Calculations. Available at: http://www.politicalcalculations/2005/04/brains-r-us.html.

Информация об авторе

Теленьга Марина Павловна, ассистент, кафедра зарубежного регионоведения и дипломатии, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия [email protected]

Получена: 10.06.2016

Для цитирования статьи: Теленьга М.П. Публичная дипломатия США и безопасность суверенного государства (на примере «революции роз» в Грузии 2003 года). Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 3. Часть 2. с. 85-89. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-85-89.

Information about the author

Marina P. Telenga, Assistant, Department of International Study of region and Diplomacy, Kuban State University, Krasnodar, Russia

[email protected]

Received:10.06.2016

For article citation: Telenga M.P. Publichnaya diplomatiya SShA i bezopasnost' suverennogo gosudarstva (na primere «revolyutsii roz» v Gruzii 2003 goda) [U.S. public diplomacy and security of an independent state ("rose revolution" in Georgia)]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. no. 3. Part. 2. Pp. 85-89.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-85-89. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.