Научная статья на тему 'Эволюция «Мозговых центров» в рамках внешней политики США (ХХ В. )'

Эволюция «Мозговых центров» в рамках внешней политики США (ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1385
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"THINK TANKS" / TRANSNATIONAL CORPORATIONS / USA / "SOFT POWER" / FOREIGN POLICY / PUBLIC DIPLOMACY / EDUCATION / UNIVERSITY / INFORMATION / INTERNATIONAL PROCESS. / "МОЗГОВЫЕ ЦЕНТРЫ" / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / США / "МЯГКАЯ СИЛА" / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Теленьга М. П.

В настоящей статье идет речь о роли «мозговых центров» и транснациональных корпораций в формировании внешнеполитического курса Соединенных Штатов Америки. Внешнеполитическая линия США является компромиссом между точками зрения и позициями различных элементов системы принятия решения. Политолог Дж. Франкел (J. Frankel) в самом общем виде определил две силы, участвующие в процессе принятия решений: «центр», представляющий из себя правительственный аппарат, и «периферия», система окружения аппарата. «Правительственные чиновники бывают настолько заняты, что не в состоянии методично осмысливать стратегию внешней политики», ‒ писал один из ведущих американских экспертов Говард Виарда (Howard Wiarda). Одними из основных ретрансляторов влияния на внешнеполитический процесс служат американские научно-исследовательские центры, больше известные как «мозговые центры». Для лучшего понимания феномена предметов исследования автором рассмотрена история каждого из них. Кроме того, сделана попытка анализа участия государственных органов США в работе «мозговых центров» и их взаимодействия друг с другом. «Мозговые центры» в нынешнем понимании этого слова появились в Соединенных Штатах Америки в начале XX века. «Мозговые центры» – это организации, которые задействованы в защите общественной политики в таких областях, как политическая стратегия, социальная политика, экономика, наука и техника, а также промышленная и бизнес-политики. Это мощные генераторы идеологии, которые создают тонким и опосредованным образом мировоззренческие аксиомы сознания, их широкая международная деятельность подменяет и дополняет работу дипломатии. Идейная продукция «мозговых центров» ‒ прикладная политическая экспертиза, аналитические статьи, фундаментальные теоретические труды. Главное предназначение этих структур ‒ глубокое изучение (в рамках государственного заказа с предоставлением соответствующего гранта либо по собственной инициативе) тех или иных актуальных проблем и выработка рекомендаций, которые могут учитываться американским военно-политическим руководством при выработке практических решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF “THINK TANKS” IN THE U.S. FOREIGN POLICY MAKING (XX CENTURY)

The article deals with a role of “think tanks” and transnational corporation in making foreign policy of USA. The author looked through history of research items for better understanding of their phenomena. Besides that, there was a try of analysis of a state administration's part in work of “think tanks” and their cooperation. "Think tanks" in the current sense of the word appeared in the United States at the beginning of the XX century. ";Think tanks" are organizations that are involved in the protection of public policy in the one-cal areas, as a political strategy, social policy, economics, science and technology, as well as industrial and business policies. This powerful re-generators of ideology, which create a subtle and indirect manner philosophical axiom of consciousness, their broad international figure-of substitutes and complements the work of diplomacy. Ideological products "Moss govyh centers" applied political expertise, analysis of article, the fundamental theoretical works. The main purpose of these structures depth study (in the framework of the state order with the corresponding pre-grant representation or on its own initiative) those or other relevant issues and make recommendations that can be considered American military and political leaders at the expressionprocessing practices.

Текст научной работы на тему «Эволюция «Мозговых центров» в рамках внешней политики США (ХХ В. )»

УДК 94 (73) ББК 63.3(0) 63 Т 31

ТЕЛЕНЬГА Марина Павловна Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

[email protected]

ЭВОЛЮЦИЯ «МОЗГОВЫХ ЦЕНТРОВ» В РАМКАХ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США (ХХ В.)

В настоящей статье идет речь о роли «мозговых центров» и транснациональных корпораций в формировании внешнеполитического курса Соединенных Штатов Америки. Внешнеполитическая линия США является компромиссом между точками зрения и позициями различных элементов системы принятия решения. Политолог Дж. Франкел (J. Frankel) в самом общем виде определил две силы, участвующие в процессе принятия решений: «центр», представляющий из себя правительственный аппарат, и «периферия», система окружения аппарата. «Правительственные чиновники бывают настолько заняты, что не в состоянии методично осмысливать стратегию внешней политики», - писал один из ведущих американских экспертов Говард Виарда (Howard Wiarda). Одними из основных ретрансляторов влияния на внешнеполитический процесс служат американские научно-исследовательские центры, больше известные как «мозговые центры». Для лучшего понимания феномена предметов исследования автором рассмотрена история каждого из них. Кроме того, сделана попытка анализа участия государственных органов США в работе «мозговых центров» и их взаимодействия друг с другом. «Мозговые центры» в нынешнем понимании этого слова появились в Соединенных Штатах Америки в начале XX века. «Мозговые центры» - это организации, которые задействованы в защите общественной политики в таких областях, как политическая стратегия, социальная политика, экономика, наука и техника, а также промышленная и бизнес-политики. Это мощные генераторы идеологии, которые создают тонким и опосредованным образом мировоззренческие аксиомы сознания, их широкая международная деятельность подменяет и дополняет работу дипломатии. Идейная продукция «мозговых центров» - прикладная политическая экспертиза, аналитические статьи, фундаментальные теоретические труды. Главное предназначение этих структур - глубокое изучение (в рамках государственного заказа с предоставлением соответствующего гранта либо по собственной инициативе) тех или иных актуальных проблем и выработка рекомендаций, которые могут учитываться американским военно-политическим руководством при выработке практических решений.

Ключевые слова: «мозговые центры», транснациональные корпорации, США, «мягкая сила», внешняя политика, публичная дипломатия, университет, образование, информация, международные процессы.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -00-00

Marina P. TELENGA Kuban State University Krasnodar, Russia

[email protected]

THE EVOLUTION OF "THINK TANKS" IN THE U.S. FOREIGN POLICY MAKING (XX

CENTURY)

The article deals with a role of "think tanks" and transnational corporation in making foreign policy of USA. The author looked through history of research items for better understanding of their phenomena. Besides that, there was a try of analysis of a state administration's part in work of "think tanks" and their cooperation. "Think tanks" in the current sense of the word appeared in the United States at the beginning of the XX century. "Think tanks" - are organizations that are involved in the protection of public policy in the one-cal areas, as a political strategy, social policy, economics, science and technology, as well as industrial and business policies. This powerful re-generators of ideology, which create a subtle and indirect manner philosophical axiom of consciousness, their broad international figure-of substitutes and complements the work of diplomacy. Ideological products "Moss govyh centers" -applied political expertise, analysis of article, the fundamental theoretical works. The main purpose of these structures - depth study (in the framework of the state order with the corresponding pre-grant representation or on its own initiative) those or other relevant issues and make recommendations that can be considered American military and political leaders at the expression-processing practices.

Keywords: "think tanks", transnational corporations, USA, "soft power", foreign policy, public diplomacy, education, university, information, international process.

Внешняя политика любого государства является курсом на укрепление его позиций и авторитета на международной арене, создание благоприятных внешних условий для функционирования государственного механизма и социально-экономического развития страны. Инструментарий, при помощи которого этот курс приводится в жизнь, меняется от окружающих обстоятельств и исторической действительности. К примеру, в условиях биполярного противостояния и реалиях холодной войны XX в. лидирующей тенденцией наращивания мощи страны было в первую очередь главенство «жесткой силы», военной и экономической. На современном этапе развития в качестве факторов влияния на авансцену выдвигаются элементы «мягкой силы»: культурные, научные, технологические и образовательные достижения.

Одними из основных ретрансляторов влияния на внешнеполитический процесс служат американские научно-исследовательские центры, больше известные как «мозговые центры». «Мозговые центры» (think tanks) - это организации, которые задействованы в защите

общественной политики в таких областях, как политическая стратегия, социальная политика, экономика, наука и техника, а также промышленная и бизнес-политики. Это мощные генераторы идеологии, которые создают тонким и опосредованным образом мировоззренческие аксиомы сознания, их широкая международная деятельность подменяет и дополняет работу дипломатии. Идейная продукция «мозговых центров» - прикладная политическая экспертиза, аналитические статьи, фундаментальные теоретические труды. Главное предназначение этих структур - глубокое изучение (в рамках государственного заказа с предоставлением соответствующего гранта либо по собственной инициативе) тех или иных актуальных проблем и выработка рекомендаций, которые могут учитываться американским военно-политическим руководством при выработке практических решений [17]. Участие исследователей в процессе выработки внешнеполитических решений требует от них четкого представления своих возможностей и обладания преимуществом перед представителями государственного аппарата.

«Мозговые центры» в нынешнем понимании этого слова появились в Соединенных Штатах Америки в начале XX в. Этот период известен в американской науке как «прогрессивная эра». Ее начало связано с реакцией на растущую политическую и экономическую мощь в области финансов и промышленности, что подрывало устои американской системы управления. В этом контексте политическим истеблишментом Соединенных Штатов Америки была поставлена задача повышения компетентности государственного аппарата. В дополнение к университетам, где начиная с середины XIX в. шло изучение политического процесса и была создана наука политология1, стали создаваться новые формы изучения политологической науки, отвечающие целям администрации США. Возникавшие организации можно разделить на две категории: в первой были ассоциации различных групп элит, которые занимались согласованием интересов представителей разнообразных кругов общества с официальной политикой правительства Америки [5]. Второй категорией являются исследовательские центры, получившие в послевоенное время название «мозговые центры», или «фабрики мысли». В США этот термин стал обозначать организации, вовлеченные в проведение исследований в таких областях, как экономика, политика, стратегии промышленного и технологического развития, военно-политические проблемы.

Интерес к международным отношениям в Америке был вызван Первой мировой войной. В ходе войны по инициативе президента США Вудро Вильсона была собрана группа молодых исследователей «Исследование» (the Inquiry), основной задачей которой была разработка рекомендаций для обустройства мира по окончании войны [24]. Часть экспертов, работающих в группе «Исследование», присутствовали на Версальской конференции в качестве членов делегации Соединённых Штатов Америки.

После завершения войны интерес администрации 28-го президента Соединенных Штатов Америки2 к международному устройству и международным отношениям не угас. В 1918 г. была создана организация, объединяющая исследователей в области международной политики, юристов, финансистов, заинтересованных в разработке международно-политической концепции, - Совет по международным отношениям (Council on International Relations) [23]. Совет быстро превратился в элитарный клуб, занимающийся исследованием внешней политики. Плодом его работы стал запуск в 1924 г. журнала «Внешняя политика» (Foreign Affairs). В настоящее время в состав Совета входит политическая и деловая элита Америки.

Примерно в то же самое время сформировался ряд других организаций, специализирующихся на внешнеполитических исследованиях: Ассоциация внешней политики (Association on Foreign Affairs), Гуверский институт войны, революции и мира (Hoover Institution on War, Revolution and Peace), Королевский институт международных отношений (The Royal Institute of International Affairs) и другие. Проводимый этими организациями анализ был направлен на решение задач по поддержанию мира и предотвращению войн.

Во время Второй мировой войны, под эгидой Совета по международным отношениям, существовал Проект по исследованию проблем войны и мира. Около 100 экспертов планировали послевоенное будущее. Результатом этой работы стало порядка 682 меморандумов, разработанных по различным аспектам политики [11].

1 В 1857 г. в Колумбийском университете (Columbia University in the City of New York) в Нью-Йорке /Френсис Либер (Fransic Lieber) стал первым преподавателем, получившим должность профессора политологии. В 1880 г. в стенах университета появилась первая кафедра политологии.

2 Вудро Вильсон (Woodrow Wilson).

В послевоенные годы в условиях развернувшейся биполярной конфронтации требовалась существенная модернизация американского внешнеполитического аппарата, отвечающая новым реалиям на международной арене. Администрацией Гарри Трумена (Harry Truman) был опубликован Закон о национальной безопасности 1947 года, на основании которого сформированы Совет национальной безопасности (National Security Council), ответственный за межведомственную координацию внешнеполитической деятельности, и Центральное разведывательное управление (Central Intelligence Agency), взявшее на себя роль координации разведывательной деятельности.

Более влиятельным транснациональным «мозговым центром» стала Трехсторонняя комиссия, созданная в 1973 г. по инициативе директора «Чейз Манхэттэн банка» Д. Рокфеллер (D. Rockfeller) и американского политолога Зб. Бжезинского (Zb. Brzezinski). Этот неофициальный международный клуб совмещал в себе черты политической ассоциации, «мозгового центра» и элитарного дискуссионного клуба.

В этой связи на пороге 1980-х гг. в западном научно-экспертном сообществе стали заметнее «мозговые центры» нового поколения. В литературе такие центры называются пропагандистскими мозговыми центрами (Advocacy Think Tanks) [18]. Одной из примечательных организаций в этом ряду является Институт Пропаганды (Advocacy Institute). С самого начала своего существования с 1985 г. он был ориентирован на усиление отдельных защитников социальной справедливости и целых движений, которые пытались усовершенствовать публичную политику. По мнению Дэвида Кохена, со-директора Института, Институт занимается анализом состояния дел в области защиты общественных интересов, консультирует группы по разнообразным вопросам в этой области, проводит семинары, конференции, делает рассылки, публикует исследования [6].

После распада Советского Союза «мозговые центры», разрабатывавшие концепцию взаимодействия с СССР, если не ушли на второй план, то получали меньшее финансирование и больше превращались в теоретические исследовательские центры. Окончание «Холодной войны» означало «победу Запада», что символизировало глобальное доминирование американских ценностей и их распространение в мировом масштабе.

К настоящему времени в США сложилась крайне разветвленная система организации социальных наук. Предметом нашего интереса выступает лишь та часть научно-исследовательского сообщества США, которая стремится непосредственно влиять на политику государства. Она включает в себя аналитические подразделения министерств и ведомств, исследовательские центры, коммерческие компании и ведомства, а также ряд представителей академической науки [2]. Анализ направлений деятельности и сфер интересов действующих «мозговых центров», проведенный в 2010 г., показал, что на территории Соединенных Штатов Америки действует более 1 777 «мозговых центров»1.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Бабиков А.В. Транснациональные корпорации в мировой политике / дис. ... канд. полит. наук. - М., 2005. -264 с.

2. Баталов Э.Я. Мировое развитие и мировой порядок (анализ современных американских концепций). - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005. - 114 с.

3. Бжезински Зб. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство. - М., 2003. - 315 с.

4. Богатуров А.Д. Лидерство и децентрализация в международной системе // Международные процессы. -2006. Т. 4. - № 3 (12).

5. Войтоловский Ф.Г. Производство» интеллектуального пространства мировой политики // Международные процессы. - 2006. - № 2. - С. 101-103.

6. Виноградова Т. Фабрики мысли в США: особенности развития и роль в публичной политике. // Центр гуманитарных технологий. - 2006.12.10. [Электронный ресурс] -http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2189 <07/04/2015>.

7. Кобринская И.Я. «Мозговые тресты» и внешняя политика США. - М.: Международные отношения, 1986. -261 с.

8. Госдепартамент США, Министерство обороны, разведывательные службы США. См. Конышев В.Н. Процесс принятия внешнеполитического решения. - СПб: СПбГУ, 2007. - 169 c.

9. Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования / под ред. С. Супяна. -М.: Магистр. 2009. - 315 с.

10. Истомин И.А. Научное обеспечение внешней политики США / дис. ... канд. полит. наук. - М., 2012. - 218 с.

11. Кобринская И.Я. Указ. соч. - 123 c.

1 Согласно данным, представленным Brooking http://foreignpolicy/.com/2012/01/18/brookings-tops-2011-think-tank-rankings <12/04/2014>.

12. Конышев В.Н. Процесс принятия внешнеполитического решения. - СПб: СПбГУ, 2007. - 11 с.

13. Макгэнн Дж. «Мозговые центры» и транснационализация внешней политики / [Электронный ресурс] -http://gtmarket.ru/laboratory/-expertize/2006/4571 <01/02/2014>.

14. Мерзаян Г.В. Мозговые центры и процесс принятия решения в США / [Электронный ресурс] -http://www.rusus.ru/?act=read&id=301 <20/04/2015>.

15. Лысенко Д.Л. Проблема международной правосубъектности транснациональных корпораций // Право: теория и практика = Law: Theory & Practice. - М., 2002. - С. 22-25.

16. Солодовников С., Черныш С. Мозговые центры Запада / [Электронный ресурс] -http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:Z1LEo0vbGA8J:nashsovremennik.ru/archive/2008/n12/23 3237_Solodovnikov_Chernysh.pdf+&cd=4&hl=ru&ct=clnk&gl=ru <25/06/2014>.

17. Чеснаков С. Роль негосударственных «мозговых центров» в процессе принятия решений военно-политическим руководством США в области обороны и безопасности / [Электронный ресурс] -http://www.pentagonus.ru/publ/19-1-0-1 <03/01/2015>.

18. Abelson D.E. Think Tanks and U.S. Foreign Policy: A historical Review // US Foreign Policy Agenda. - 2002. -November. - Vol. 7. - No 3.

19. An Overview of the United States Intelligence Community for the 111th Congress / [Электронный ресурс] -http://www.dni.gov/overview.pdf <12/09/2015>.

20. Brewer G.D., de Leon P. The Foundations of Policy Analysis. - Monterey: Brooks/Cole, 1983.

21. Bloomfield L.P. Planning Foreign Policy: Can It Be Done? Political Science Quarterly. - 1978. - № 3. - P. 371.

22. Cohen E. How Government Looks as Pundits // The Wall Street Journal / [Электронный ресурс] -http://www.wsj.com/articles/SB123267054604308313 <01/02/2015>.

23. Crose P. Continuing The Inquiry: The Council of Foreign Relations from 1921 to 1996. - New York: Council on Foreign Relations, 1996.

24. GelfandL.E. The Inquiry: American Preparation for Peace, 1917-1919. - Westport: Greenwood Press, 1976. - 313 p.

25. Hirsh M. Bush and the World // Foreign Affairs. - September/October 2002. - P. 37.

26. Frankel J. The Making of Foreign Policy: an Analysis of Decision Making. - Oxford University Press, 1963. - 244 p.

27. Jordan R, Maliniak D, Oakes A., Peterson S, Tierney M.J. One Discipline or Many? TRIP Putman R.D. Diplomacy and Domestic Politics: The Logic of Two-Level Games // International Organization. - 1988. - № 3. - P. 427-460.

28. Smith B.L.R. The Adviser. Scientists in Policy Progress. - Washington D.C.: The Brookings Institution, 1992. - P. 21-42.

29. Surbey of International Relations Faculty in Ten Countries // The College of William and Mary. - February, 2009. -P. 4.

30. Rourke J. Taking Sides. Clashing Views on Controversial Issues in World Politics. - Clifford, 2000. - P. 81.

31. The Role of think tanks in U.S. foreign policy // U.S. Foreign Policy Agenda. - Vol.7. - November, 2002 / [Электронный ресурс] - http://guangzhou.usembassy-china.org.cn/uploads/images/QHgRpr9Ar-KtqbseIU l05Q/ijpe1102.pdf <25/12/2013>.

32. Walt S.M. The Relationship between Theory and Policy in International Relations // Annual Review of Political Science. - 2005. - Pp. 29-34.

33. Wiarda H. Foreign Policy Without Illusion. How Foreign Policy Making Works and Fails to Work in the United States. Scott, Foresman / Little Brown Higher Education. - Glenvew, Illinois & London, England, 1990.

REFERENCES

1. Babikov A.V. Trasndatsional'nye korporatsii v mirovoy politike. Diss. kand. polit. Nauk. [Transnational Corporations in World Policy PhD in art]. Moscow, 2007. 264 p.

2. Batalov E.Ya. Mirovoe razvitie i mirovoj porjadok (analiz sovremennyh amerikanskih koncepcij). [The World Development and World Order (Analysis of Modern American conceptions)]. Moscow, 2005. 114 p.

3. Brzezinski Zb. Vybor: Global'noe gospodstvo ili global'noe liderstvo. [The Choice: Global Domination or Global Leadership]. Moscow, 2003. 315 p.

4. Bogaturov A.D. Liderstvo i decentralizacija v mezhdunarodnoj sisteme. [The Leadership and Decentralization in International System]. Mezhdynarodnye processy [International Processes]. 2006. Vol. 4. № 3 (12).

5. Voytlovkiy F.G. «Proizvodstvo» intellektual'nogo prostranstva mirovoj politiki. ["Producing" of Intellectual Space of World Policy]. Mezhdynarodnye process. International Processes. 2006. Vol. 4. № 2. Pp. 101-103.

6. Vinogradova T. Виноградова Т. Fabriki mysli v SShA: osobennosti razvitija i rol' v publichnoj politike. ["Think tanks" in USA: The Features of Development and Their Role in Public Policy]. Centr gumanitarnyh tehnologij. 2006.12.10. Available at: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2189 <07/04/2015>.

7. Kobrinskaya I.Ya. "Mozgovye tresty" i vneshnjaja politika SShA. Moscow, 1986. 261 p.

8. The US state Department, the defense Department, the intelligence services of the United States; See: Konyshev V.N. Process prinjatija vneshnepoliticheskogo reshenija. [The Process of Foreign Policy Decision-making]. Saint-Petersburg, 2007. 169 p.

9. Issledovatel'skie universitety SShA: mehanizm integracii nauki i obrazovanija. pod red. S. Supjana [The US Research Universities: the Mechanism of Science and Education]. Moscow, 2009. 315 p.

10. Istomin I.A. Nauchnoe obespechenie vneshnej politiki SShA. Dess. kand. polit. Nauk. [The Scientific Maintenance of Foreign Policy of USA PhD of art]. Мoscow, 2012. 218 p.

11. Kobrinskaya I.Ya. "Mozgovye tresty" i vneshnjaja politika SShA. Moscow, 1986. 123 p.

12. Konyshev V.N. Process prinjatija vneshnepoliticheskogo reshenija. [The Process of Foreign Policy Decisionmaking]. Saint-Petersburg, 2007. 11 p.

13. Makgann J. «Mozgovye centry» i transnacionalizacija vneshnej politiki. ["Think tanks" and Transnationalisation of Foreign Policy]. Available at: http://gtmarket.ru/laboratory/-expertize/2006/4571 <01/02/2014>.

14. Merzajan G.V. Mozgovye centry i process prinjatija reshenija v SShA. ["Think tanks" and the Process of Foreign Policy Decision-making]. Available at: http://www.rusus.ru/?act=read&id=301 <20/04/2015>.

15. Lysenko D.L. Problema mezhdunarodnoj pravosub'ektnosti transnacional'nyh korporacij. [The Problem of International Subject of Transnational Corporations]. Law: Theory & Practice. M., 2002. Pp. 22-25.

16. Solodovnikov S., Chernysh S. Mozgovye tsentry Zapada. ["Think tanks" of the West] Available at: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:Z1LEo0vbGA8J:nashsovremennik.ru/archive/2008/n12/23 3237_Solodovnikov_Chernysh.pdf+&cd=4&hl=ru&ct=clnk&gl=ru <25/06/2014>.

17. Chesnakov S. Rol' negosudarstvennyh «mozgovyh centrov» v processe prinjatija reshenij voenno-politicheskim rukovodstvom SShA v oblasti oborony i bezopasnost. [The Role of Non-Governmental "Think Tanks" in Process of Decision-Making of Militarian and Politicial Administration of USA]. Available at: http://www.pentagonus.ru/publ/19-1-0-1 <03/01/2015>.

18. Abelson D.E. Think Tanks and U.S. Foreign Policy: A historical Review. US Foreign Policy Agenda. 2002. November. Vol. 7. No 3.

19. An Overview of the United States Intelligence Community for the 111th Congress. Available at: http://www.dni.gov/overview.pdf <12/09/2015>.

20. Brewer G.D., de Leon P. The Foundations of Policy Analysis. Monterey: Brooks/Cole, 1983.

21. Bloomfield L.P. Planning Foreign Policy: Can It Be Done? Political Science Quarterly. 1978/# 3. P. 371.

22. Cohen E. How Government Looks as Pundits. The Wall Street Journal. Available at: http://www.wsj.com/articles/SB123267054604308313 <01 /02/2015>.

23. Crose P. Continuing The Inquiry: The Council of Foreign Relations from 1921 to 1996. New York: Council on Foreign Relations, 1996.

24. Gelfand L.E. The Inquiry: American Preparation for Peace, 1917-1919. Westport: Greenwood Press, 1976. 313 p.

25. Hirsh M. Bush and the World. Foreign Affairs. September/October 2002. P. 37.

26. Frankel J. The Making of Foreign Policy: an Analysis of Decision Making. Oxford University Press, 1963. 244 p.

27. Jordan R., Maliniak D., Oakes A., Peterson S., Tierney M.J. One Discipline or Many? TRIP Putman R.D. Diplomacy and Domestic Politics: The Logic of Two-Level Games. International Organization. 1988/# 3. Pp. 427-460.

28. Smith B.L.R. The Adviser. Scientists in Policy Progress. Washington D.C.: The Brookings Institution, 1992. Pp. 2142.

29. Surbey of International Relations Faculty in Ten Countries. The College of William and Mary. February, 2009. P. 4.

30. Rourke J. Taking Sides. Clashing Views on Controversial Issues in World Politics. Clifford, 2000. P. 81.

31. The Role of think tanks in U.S. foreign policy. U.S. Foreign Policy Agenda. Vol.7. November, 2002. Available at:http://guangzhou.usembassy-china.org.cn/uploads/images/QHgRpr9Ar-KtqbseIUl05Q/ijpe1102.pdf <25/12/2013>.

32. Walt S.M. The Relationship between Theory and Policy in International Relations. Annual Review of Political Science. 2005. Pp. 29-34.

33. Wiarda H. Foreign Policy Without Illusion. How Foreign Policy Making Works and Fails to Work in the United States. Scott, Foresman, Little Brown Higher Education. Glenvew, Illinois & London, England, 1990.

Информация об авторе

Теленьга Марина Павловна, ассистент, кафедра зарубежного регионоведения и дипломатии, Кубанский Государственный Университет, г. Краснодар, Россия [email protected]

Получена:27.06.2016

Для цитирования статьи: Теленьга М.П. Эволюция «мозговых центров» в рамках внешней политики США (ХХ в.). Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 4. Часть 1. с. 00-00. Сок 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author

Marina P. Telenga, Assistant, Department of International Study of Region and Diplomacy, Kuban State University, Krasnodar, Russia [email protected]

Received: 27.06.2016

For article citation: Telenga M.P. Evolyutsiya «mozgovykh tsentrov» v ramkakh vneshney politiki SShA (XX v.). [The evolution of "think tanks" in the U.S. foreign policy making (XX century)]. Krasnodar: Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. no. 4. Part. 1. Pp. 00-00.

doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.