УДК 616.5 Диак. Олег Терлецкий,
свящ. Григорий Григорьев*
ПСОРИАЗ И КОЖНЫЕ БОЛЕЗНИ В БИБЛИИ
В статье рассматриваются малоисследованные вопросы: 1) в каких случаях в Библии говорится о проказе или о псориазе?; 2) какая болезнь, проказа или псориаз, стала причиной приобретения человечеством первой иконы Христа — Нерукотворного Образа? В настоящее время эти вопросы получают свое отражение в медицинской науке при проведении духовно ориентированной терапии больным псориазом и духовно ориентированной психотерапии патологических зависимостей.
Ключевые слова: Библия, проказа, псориаз.
Terletskii Oleg, deacon, Grigoriev Grigory, priest Psoriasis and skin diseases in the Bible
The article discusses little studied: 1) cases in which the Bible says about leprosy or psoriasis?; 2) what kind of disease, leprosy or psoriasis, caused acquisition mankind first icons of Christ — Holy Face? Currently, these issues receive reflected in medical science during the spiritually oriented therapy in patients with psoriasis and spiritually oriented psychotherapy pathological dependency.
Keywords: Bible, leprosy, psoriasis.
Учение о псориазе имеет многовековую историю. Бросающиеся в глаза его проявления являлись предметом наблюдений еще на самой ранней стадии изучения кожных заболеваний. Из-за путаницы в терминах вплоть до середины XIX в. псориаз фигурировал в медицинской литературе под самыми различными названиями. В средневековье эту незаразную болезнь называли «императорской» или «розой дьявола» с острыми и болезненными шипами. Можно лишь предполагать, что в вавилонской и ассирийской медицине для обозначения псориаза использовался термин «quliptu» или «garabu», в Древней Греции — «alphos», «lepra» или «psora». Во времена Гиппократа,
* Терлецкий Олег Васильевич — диакон, кандидат медицинских наук, консультант Международного института резервных возможностей человека, [email protected]; Григорьев Григорий Игоревич — священник, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психологии, декан факультера психологии и философии человека РХГА, преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, [email protected].
220
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Том 15. Выпуск 4
прославленного древнегреческого врача, псориаз был известен под названием «lepra» и «psora» (по-гречески psora — чесотка, парша) [1, с. 4; 5, с. 13; 6, с. 14].
Псориаз относится к тем хроническим заболеваниям кожи, для которых не имеет значения сословный или социальный статус заболевшего. Неизлечимым недугом, как считает современная медицинская наука, болели многие известные люди, в том числе Иосиф Сталин, Уинстон Черчилль, Джон Рокфеллер.
В 30-е гг. прошлого века Уинстон Черчилль, много лет страдавший псориазом, от отчаяния предложил поставить памятник из чистого золота человеку, который разгадает тайну этого заболевания.
Основатель могущественной финансовой группы Джон Рокфеллер-старший тоже внес свою лепту в изучение псориаза. Болезнь настолько измучила нефтяного магната, что он даже учредил свою премию, практически равную по размеру Нобелевской, для тех, кто разработает препарат, полностью исцеляющий от псориаза. Американский Национальный фонд псориаза обещает врачу, избавившему человечество от этого монстра, премию, также сопоставимую с Нобелевской. Фонд финансируется богатыми семьями, в которых псориаз является наследственной болезнью, и не скупится на исследования. К сожалению, премия до сих пор не вручена. Ученые всего мира вот уже много десятилетий продолжают биться над этой проблемой, но эффективных результатов пока нет [8, с. 5-6].
Цель исследования — изучить Священное Писание, и попытаться понять в каких случаях описывается проказа или псориаз.
Задача исследования — использовать в практической врачебной работе, при проведении духовно ориентированной терапии, полученные знания.
Разделяя идею о необходимости обращения к триединству плоти, души и духа человека [4, с. 92-94] при лечении псориаза ради успеха исцеления, имеет смысл рассмотреть свидетельства Священного Писания об исследуемом в этой работе заболевании.
Библия (Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета) — это Священная Книга не только христиан, но и других религий. Она состоит из Ветхого и Нового Заветов, ядром которого является Евангелие. Большинство книг Ветхого Завета были написаны на иврите, за исключением нескольких поздних книг, написанных на арамейском. Книги Нового Завета были написаны на диалекте греческого койне.
Слово Библия происходит от греческого слова biblia, означающего книги (в множественном числе), а оно в свою очередь от byblos — папирус. Библия состоит из отдельных произведений, написанных разными авторами в разное время на протяжении 16 столетий. Эти произведения так и называются «книги», например: «книги Нового Завета» или «книги Ветхого Завета», и дошли до нас только в переводах и списках.
Состав книг Библии (Библейский Канон) складывался постепенно. Книги Ветхого Завета создавались на протяжении значительного промежутка времени: с XIII в. до н. э. до IV в. до н. э. Считается, что канонические («богодухновенные») книги Ветхого Завета были собраны воедино книжником Ездрой, жившим приблизительно за 450 лет до н. э., а оба Завета были впервые сведены в каноническую форму на соборе, который состоялся в Карфагене в 397 г. (по другим источникам — Лаодикийским собором 363 г.). Православные христиане, говоря о Библии, часто употребляют термин Писание или же Священное Писание, являющееся частью Священного Предания Церкви. Этот факт подчеркивает важность правильного понимания библейских текстов. Заявленная протестантами самодостаточность Писания («Sola Scriptura») порождает
множество противоречащих друг другу толкований Библии, лишающих священные тексты их подлинного смысла.
Например, в Священном Писании слово псориаз не упоминается ни разу, зато часто встречается проказа. Проказа (по-гречески — лепра, болезнь Хансена, хансеноз, хансениаз; устаревшие названия — проказа, elephantiasis graecorum, lepra arabum, satyriasis, lepra orientalis, Финикийская болезнь, скорбная болезнь, крымка, ленивая смерть, болезнь Святого Лазаря и др.) — инфекционное заболевание, протекающее в виде хронического гранулематоза, вызываемое микобактериями (Mycobacterium Lepre), с преимущественным поражением кожи, слизистых оболочек, периферической НС, иногда передней камеры глаза, верхних дыхательных путей выше гортани, яичек, а также кистей и стоп. Возбудитель лепры (Mycobacterium leprae) был открыт в 1871 г. в Норвегии Г. А. Хансеном. Он работал в госпитале Святого Йоргеса (основан в XV в.) в Бергене. Сейчас это музей, возможно, лучше всего сохранившийся лепрозорий в Северной Европе. Инкубационный период проказы обычно составляет 3-5 лет, но может колебаться от шести месяцев до нескольких десятилетий. Различают: лепроматозный тип (наиболее тяжелая и заразная форма лепры), туберкулоидный тип (наиболее благоприятная форма лепры) и пограничные (промежуточные) группы (сочетают признаки обоих полярных типов) [7, с. 190].
Отождествление проказы (о которой говорится в Библии) с известной ныне под этим названием лепрой (которая сопровождается параличами, язвами, самоампутациями конечностей, а также приводит к обезображиванию лица, поражению глаз, желудка, рта и гортани) издавна ставилось под сомнение. Известно, правда, что течение болезни спустя столетия может меняться. Исследователи предполагают также, что библейское понятие проказа могло включать и другие заболевания, которые в настоящее время рассматриваются как самостоятельные и к которым могла принадлежать лепра. С другой стороны, в некоторых случаях под проказой в Библии подразумевается псориаз (psoriasis vulgaris). Греческое слово лепра в Септуагинте (лат. Interpretatio Septuaginta Seniorum — «перевод семидесяти старцев» — собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III-II вв. до н. э. в Александрии, часто обозначается LXX [7, с. 190]) и в Новом Завете было переведено как проказа. В греческой медицине слово проказа означало, прежде всего, псориаз, симптомы которого во многом совпадают с симптомами проказы. Из-за этой путаницы в терминах, к сожалению, до сих пор непонятно, какая болезнь, проказа или псориаз, стала причиной приобретения человечеством первой иконы Христа — Нерукотворного Образа.
Епископ Иларион (Алфеев) в книге «Таинство веры: Введение в православное догматическое богословие» рассказал нам о князе Авгаре и приобретении Нерукотворного образа Христа. Он пишет:
Согласно преданию, первая икона Христа появилась при Его жизни. Эдесский князь Авгарь, больной проказой, послал своего слугу к Спасителю с просьбой прийти и исцелить его. На тот случай, если Христос не сможет прийти, Авгарь просил слугу написать Его портрет и принести ему (слуга был живописцем). Получив письмо князя, Христос взял чистый белый плат, умыл лицо и вытер его платом, на котором появилось изображение Его лика. Нерукотворный образ Христа в течение многих веков хранился в Эдессе: о нем упоминают Евагрий в «Церковной истории» (VI в.), преподобный Иоанн Дамаскин (VII в.) и отцы VII Вселенского Собора. В 944 г. Нерукотворный образ был торжественно перенесен в Константинополь. В честь этого события император Константин VII составил похвальное слово и установил ежегодное празднование 16 августа, которое совершается
и поныне. Во время разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 г. образ был, вероятно, утрачен, так как никаких упоминаний о его местонахождении после этого времени нет. (Знаменитая Туринская плащаница не может быть отождествлена с эдесским образом, так как ее происхождение другое: на ней отпечаталось изображение тела Христа, лежащего во гробе) [1, с. 138].
При псориазе на теле больного появляются красноватые узелки, пятна и бляшки, покрытые серебристо-белыми чешуйками. Эти пятна и бляшки быстро, подобно проказе, покрывают все тело (Числ 12: 10; 4 Цар 5: 27; 2 Пар 26: 19), но чаще, увеличиваясь, медленно разрастаются. Увеличение площади поражения может происходить и в результате появления новых узелков и пятен (Лев 13: 8, 22, 27). В случае, когда высыпания поражают все тело больного (Лев 13: 12), врачи говорят об эритродер-мии. Болезнь носит ярко выраженный хронический характер (4 Цар 15: 5). Первые проявления заболевания обычно бывают внезапными и ярко выраженными (Числ 12: 10; 4 Цар 5: 27; 2 Пар 26: 19); иногда болезнь провоцируется повреждением кожи нарывом или ожогом (Лев 13: 18-19, 24). Такое поведение характерно для активного (прогрессирующего) периода псориаза и укладывается в понятие симптома Кебнера, или изоморфной реакции раздражения. О причинах заболевания в Библии ничего не сказано, кроме того что угрозы заражения не существует. Однако нередко болезнь может проявиться у нескольких членов семьи, что указывает на ее наследственный характер (2 Цар 3: 29; 4 Цар 5: 27). Болеют как мужчины, так и женщины. Заболевание может появиться на коже, а также слизистых, где угодно, в том числе на голове, однако волосы при этом не выпадают. К сожалению, мы можем только предполагать, где в Библии говорится о проказе, а где о псориазе.
В Пятикнижии Моисея (по-еврейски Тора, т. е. Закон), в 13-й главе книги Левит, даны подробные предписания Господа Моисею и Аарону, которых необходимо придерживаться при установлении диагноза проказы (Лев 13: 1-46). Чтобы отличить проказу от других кожных заболеваний, необходимо наблюдать за больным в течение 7 (Лев 13: 21, 26) — 14 дней (Лев 13: 4-6, 31-34). Подозрения на заболевание проказой возникают при появлении опухоли, сыпи или белых пятен на коже. Проказа может развиться из нарывов (Лев 13: 18) или ожогов (Лев 13: 24, 25). Иногда она может сразу поразить все тело больного (Числ 12: 10; 4 Цар 5: 27).
Симптомы проказы: пятно на теле кажется «углубленным в кожу» (Лев 13: 3, 20, 25, 30), волосы на теле становятся белыми (Лев 13: 3, 10, 20, 25), на голове и бороде они истончаются и приобретают золотисто-желтый оттенок (Лев 13: 30). Если пораженными оказываются большие участки кожи, то это верный признак проказы: в этом случае нет необходимости наблюдать за цветом волос (Лев 13: 36). Иногда на пораженных местах проступает «живое мясо» (Лев 13: 10, 14-16), но эта рана, однако, может затянуться (Лев 13: 16). Цвет сыпи при проказе может быть белым или красновато-белым (Лев 13: 10, 16, 17, 19, 24, 42, 43); когда сыпью покрывались большие участки тела или все тело, то говорили, что человек покрылся проказой, «как снегом» (Исх 4: 6; Числ 12: 10; 4 Цар 5: 27; Лев 13: 13). Точных данных о количестве заболевших проказой в Библии нет; иногда сообщается, что прокаженных было «много» (Лк 4: 27). Во 2 Цар 3: 29; 4 Цар 5: 27 говорится, что проказа может быть наследственной (болезнь по воле Бога). Нигде, однако, не сказано о более серьезном, угрожающем жизни прогнозе этой болезни. В Лев 13: 46; 14: 3 утверждается, что от проказы можно излечиться, однако сведений об оказании врачебной помощи таким больным нет. Подробно рассказано лишь о внезапном выздоровлении Мариам по молитве Моисея (Числ 12: 13), а также
Неемана Сириянина по слову Елисея (4 Цар 5: 14), прокаженных по слову Иисуса (Мк 1: 40-42; Мф 8: 2-3; Лк 5: 12, 13; 17: 12-19) или Его учеников (Мф 10: 8). Нигде в Библии не говорится о боязни здоровых людей заразиться от больных. Прокаженный военачальник Нееман остается на службе, общается со своей семьей, имеет доступ к царю и разъезжает с большой свитой (4 Цар 5: 1, 4-6, 9, 11, 13).
Учитывая описанную в Библии клиническую картину: «...и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом» (Числ 12: 10), авторы настоящей статьи как врачи (один из которых дерматолог) считают, что Мариам и Нееман Сириянин болели псориазом, и своего слугу Гиезия пророк Елисей наказал передающимся по наследству псориазом, потому, что сказано: «Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него [белый] от проказы, как снег» (4Цар 5: 27). Также думаем, что речь идет о псориазе в том случае, когда перед тем, как отправить Моисея с Аароном к старейшинам сынов Израилевых, Господь показывает Моисею чудеса: «Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег» (Исх 4: 6).
В настоящее время медицинской науке достоверно известно, что псориаз является наследственным заболеванием, а проказа — инфекционным, но не наследственным. Высыпания при псориазе, как правило, покрыты серебристо-белыми чешуйками, которые по внешнему виду вполне сравнимы со «снегом». При проказе высыпания, похожие на снег, совершенно не характерны. Поэтому можно предположить, что кода в Библии высыпания на коже человека сравниваются со «снегом», речь идет все же о псориазе.
Что же делать, чтобы исцелиться от проказы или псориаза? Считаем, что ответ обнаруживается в книге Второзакония, где говорится: «Смотри, в язве проказы тщательно соблюдай и исполняй весь [закон], которому научат вас священники левиты; тщательно исполняйте, что я повелел им; помни, что Господь Бог твой сделал Мариами на пути, когда вы шли из Египта» (24: 8, 9).
В Евангелии от Луки описываются события в Назарете, где слова Иисуса Христа у всех присутствовавших в синагоге вызвали ярость. Господь сказал им: «много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина» (Лк 4: 27). «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лк 4: 28-30). Почему именно после приведенного Спасителем примера исцеления Неемана Сириянина от проказы последовала такая реакция? Как представляется, потому, что иудеи в Его словах услышали серьезное и обидное обвинение, обличающее их в неверии.
Стало быть, Спаситель, спустя несколько столетий после описываемых событий, привел в пример чудесную веру языческого военачальника Неемана всем тем, кто заявляет, что служит Богу. Этим примером Он показал, что Бог прошел мимо многих прокаженных в Израиле, потому что неверие закрыло для них дверь благодати. По этому поводу профессор А. П. Лопухин пишет:
Увлечение речью Христа быстро сменяется в душе назаретян страшной яростью против Того, Кто посмел поставить их ниже язычников. Последние оказывались в Его представлении лучшими, чем евреи, — этого уже никак не могли стерпеть присутствовавшие в синагоге, и, несмотря на то, что день был субботний, они начали теснить Христа из Синагоги и потом из города. Дорога из города, лежавшего на склонах гор, резко под-
нималась кверху (на западном краю города), и назаретяне, очевидно, оттесняя Христа на эту дорогу, незаметно сбросили бы Его с утеса, к которому вела эта дорога и около которого был обрыв футов в сорок над лежащей внизу долиной (место это находится над маронитской церковью). Но вдруг Христос остановился и, Своим одним повелительным взглядом заставив расступиться теснивших Его людей, спокойно прошел среди них. Так как Он, очевидно, пошел дорогой в Капернаум, которая ведет прямо от этого утеса, то теснившие Его должны были остановиться: там дальше уже не было возможности как будто нечаянно столкнуть Христа с утеса [10].
Больной, у которого сыпь покрыла все тело, после объявления его чистым считался здоровым (Лев 13: 13). Например, когда Иисус был в Вифании, в доме у Симона прокаженного, вокруг него было много людей, и никто не боялся заразиться, и сам больной не был изолирован (Мф 26: 6-13). Возможно, что Симон раньше был исцелен от проказы Самим же Иисусом или у него был незаразный и не опасный для окружающих псориаз, что более вероятно.
Вариант течения то ли проказы, то ли псориаза описан в притче о богаче и нищем Лазаре, «который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк 16: 20, 21). Интересно, что в древние времена проказу называли болезнью Святого Лазаря. Однако из Евангелия мы знаем о двух Святых Лазарях: друге Христовом, и нищем из притчи о богаче и нищем. Какой же Святой Лазарь имеется в виду в названии болезни? Попробуем разобраться. Нам известно из Священного Писания, что Лазарь Четверодневный, друг Христов из Вифании, не болел проказой, и в сведениях о его дальнейшей жизни на острове Кипре, в качестве епископа Китийского, никаких указаний на эту болезнь мы не нашли. При описании болезни нищего Лазаря, слово проказа, как мы видим, тоже не упоминается, никто его не изолировал от окружающих, а само слово «струпья» больше характерно для вульгарного (обычного) импетиго, эктим (язв) или незаразного псориаза. Поэтому можно предположить, что он не болел проказой. Итак, ни Лазарь друг Христов, ни нищий Лазарь проказой не болели. В связи с этим мы пришли к выводу, что проказу называли болезнью Святого Лазаря потому, что он являлся покровителем прокаженных, однако в источниках упоминаются оба Лазаря.
Стремление израильтян во что бы то ни стало избежать проказы, объяснялось тем, что прокаженный на все время болезни считался нечистым в культовом отношении (Лев 13: 3) и поэтому изолировался от общества и отстранялся от участия в богослужении. Хроническое заболевание становилось тяжелым несчастьем и испытанием для больного (Иов 2: 7-8). Необходимо отметить, что изоляция прокаженного от общества имела не медицинскую, а религиозную причину, считалось, что нечистота передается через прикосновение (Лев 15: 4-12). Заболевших не допускали в стан (Лев 13: 46; Числ 5: 2; 12: 14), и они жили за городскими воротами, как четверо прокаженных были вынужденны находиться вне стен Самарии даже во время войны (4 Цар 7: 3-10). Прокаженный царьЮзия до дня смерти своей жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня (4 Цар 15: 5). Пораженный проказой священник не мог более есть от святыни (Лев 22: 4). При других заболеваниях, даже если они делали священника «негодным» для служения, это не запрещалось (Лев 21: 20-22). Прокаженный должен был носить разодранную одежду, ходить с непокрытой головой, быть закрытым «до уст» и при появлении людей кричать: «Нечист! нечист!» (Лев 13: 45). Из текста Лк 17: 12 видно, что прокаженные решаются заговорить с Иисусом лишь издали. В некоторых случаях проказа является Божьим наказанием (Числ 12: 10; Втор 24: 8, 9; 4 Цар 5: 27; 2 Пар 26:
19-21, 23) или призывается в качестве такового на чью-либо голову (2 Цар 3: 29). Излечение от проказы рассматривалось как очищение (4 Цар 5: 10, 14; Лк 5: 14; Мф 10: 8; Мк 1: 40-42; Лк 4: 27; 7: 22; 17: 12-19, 14, 17). Исцелившийся должен был показаться священнику и принести особую жертву (Лев 14: 1-32; Мк 1: 44; Лк 5: 14).
В Евангелии от Луки, по нашему мнению, отражена сама суть психологии больного с кожной, либо любой другой патологией, а также указан путь к исцелению:
И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк 17: 12-19).
Кроме групповой терапии, также описан случай очищения Иисусом и одного прокаженного (Мф 8: 2; Мк 1: 40; Лк 5: 12), обратившегося к Нему за помощью: «...пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить» (Мф 8: 2; Мк 1: 40; Лк 5: 12). «Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него» (Мф 8: 3; Мк 1: 42; Лк 5: 13).
Наряду с проказой — болезнью людей — подробно рассматривается и «проказа», появляющаяся на одежде и стенах домов (Лев 13: 47-59; 14: 33-53) и делающая их нечистыми. Вероятно, в данных случаях под проказой подразумеваются пятна плесени, вызванные сыростью.
О силе молитвы праведника перед Господом может служить свидетельством выздоровление царя Иудейского Езекии от смертельного нарыва (4 Цар 20: 1, 7; Ис 38: 1, 21).
«Обыкновенно видят в этом нарыве Езекии чумный бубон, допуская при этом возможность заражения Езекии чумой, поразившей ассирийское войско (Кнобель Винер и др.). Конечно, последнее предположение совершенно произвольно: ни о какой чумной эпидемии и инфекции в данное время Библия не говорит; притом при чуме появляется не один нарыв, а множество нарывов на разных частях тела; наконец, и средство, указанное пророком, хотя и употреблялось иногда, например, арабскими врачами при чумных наростах, не может считаться специфическим против чумы. Более вероятно мнение (Беннет, Брунтон, Пясецкий и др.), что это был карбункул (anthrax) и воспаление миндалин, с чем будто бы согласуются указываемые Езекией в молитве (Ис 38: 13-14) симптомы болезни (ломота в костях, общая органическая слабость, затрудненный, воркливый и гнусливый голос, сдавливание дыхательных путей); незначительная продолжительность и характер лечения [см. 2, с. 115; 3, с. 68; 11, p. 324, 12, p. 302]. Ho точное определение болезни Езекии невозможно из-за неопределенности термина шхин; в Исх 9: 9 слово это означает гнойные нарывы, а в Иов 2:7 — проказу» [9]. Гнойные нарывы для псориаза совершенно не характерны, зато они характерны для проказы. Чума же является высоко контагиозным (заразным) заболеванием, которое обязательно поразило бы окружающих царя людей, но такой информации в Библии нет. Поэтому вероятней всего царь Езекия болел проказой.
Попытаемся понять почему, Всемогущий, Создатель, Всеблагий, Всемилостивый и Прещедрый Господь наш Иисус Христос, который воскрешает даже мертвого Лазаря (Ин 11: 11-14; Ин 11: 39-44), сына вдовы Наинской (Лк 7: 11-17), умершую дочь
Иаира (Мф 9: 23; Мк 5: 38; Лк 8: 52), исцеляет десять прокаженных (Лк 17: 11-19), прокаженного (Мф 8: 2-4; Мк 1: 40-44; Лк 5: 12-14), слепорожденного (Ин 9: 1-38), сына царедворца (Ин 4: 43-54), расслабленного при овечьей купальне (Ин 5: 1-16), сухорукого (12: 9-14; Мк 3: 1-6; Лк 6: 6-11), слугу капернаумского сотника (Мф 8: 5-13), расслабленного в Капернауме (Мф 9: 1-8; Мк 2: 1-12; Лк 5: 17-26), бесноватых в стране Гадаринской (Мф 8: 28-34; Мк 5: 1-20; Лк 8: 26-37), бесноватого в Капернауме (Мк 1: 21-28; Лк 4: 31-37), тещу Петра и множество людей (Мф 8: 14-15; Мк 1: 30-31; Лк 4: 38-39), кровоточивую женщину (Мф 9: 20-22; Мк 5: 25-29; Лк 8: 43-48), слепого в Вифсаиде (Мк 8: 22-26), дочь хананеянки (Мф 15: 21-28; Мк 7: 24-30), бесноватого отрока (Мф 17: 14-23; Мк 9: 14-32; Лк 9: 37-45), иерихонского слепца (Мф 20: 30-34; Мк 10: 46-52; Лк 18: 35-43), глухонемого косноязычного (Мк 7: 31-37), через пророка Исаию говорит Езекии: «пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв; и он выздоровеет» (4 Цар 20: 7; Ис 38: 21).
Вдумавшись в эти слова, начинаешь понимать, что кроме молитвы к Господу (Ис 38: 1, 21), веры и покаяния, Богу угодно, что бы болеющий человек, имея нужду, желающий исцелиться, приложил усилия к выздоровлению. Потому что не нужно просить у Господа то, что человек в состоянии сделать сам или с помощью врача. Поэтому оптимальными для выздоровления больного являются обстоятельства, когда он с верою, покаянием, с молитвою к Господу, выполняет рекомендации лечащего врача и в результате Господь может его исцелить.
Для наших читателей, самостоятельно желающих рассмотреть упоминания в Библии кожных болезней, приводим список книг, глав и стихов, где отражен этот вопрос.
Ветхий Завет
1. Исход (4: 6, 7).
2. Левит:
— о кожных болезнях (13: 1-46);
— о язве проказы на одежде (13: 47-59);
— об обрядах, совершаемых после исцеления от кожной болезни (14: 1-32);
— о язве проказы на стенах дома (14: 33-54).
3. Числа (12: 10).
4. Второзаконие (24: 8-9).
5. Вторая книга Царств (3: 29).
6. Четвертая книга Царств:
— (5: 1, 14, 27);
— (7: 3-10);
— (20: 1, 7).
7. Вторая книга Паралипоменон (26: 19-21, 23).
8. Книга Иова (2: 7-8).
9. Книга пророка Исаии (38: 1, 21).
Новый Завет
10. Евангелие от Матфея (8: 2-4; 10: 8; 26: 6-13).
11. Евангелие от Марка (1: 40-44).
12. Евангелие от Луки (5: 12-14; 16: 20, 21; 17: 12-19; 5: 12, 13).
ЛИТЕРАТУРА
1. Иларион (Алфеев), еп. Таинство веры: Введение в православное догматическое богословие. — М.: Эксмо, 2012.
2. Попова Т. Библейские данные о различных болезнях и их врачевании. — Киев, 1904.
3. Пясецкий А. Медицина по Библии и Талмуду. — СПб., 1902.
4. Серафим Слободской, протоиерей. Закон Божий. — М.: Изд-во Сретенского монастыря,
2009.
5. Терлецкий О. В. Псориаз. Дифференциальная диагностика «псориазоподобных» редких дерматозов. Терапия. — СПб.: ДЕАН, 2007.
6. Терлецкий О. В. Псориаз и другие кожные заболевания. Терапия, диета, рецепты блюд. — СПб.: ДЕАН, 2010.
7. Терлецкий О. В., Григорьев Г. И. Духовно ориентированная терапия. — СПб., 2013.
8. Терлецкий О. В., Разнатовский К. И., Григорьев Г. И. Псориаз. Руководство по диагностике и терапии разных форм псориаза и псориатического артрита. — СПб.: ДЕАН, 2014.
9. Толковая Библия под ред. А. П. Лопухина. Ветхий завет. Четвертая книга Царств. URL: http://azbyka.ru/ otechnik/?Lopuhin /tolkovaja_biblija_12=20.
10. Толковая Библия под ред. А. П. Лопухина. Новый Завет. Евангелие от Луки. Том 1. URL: http://azbyka.ru/ otechnik/?Lopuhin/tolkovaja_biblija_53=4.
11. Hastings J. A dictionary of the Bible. Vol. 1-4. — Vol. II. — New York, 1911-1912.
12. Smith W. A dictionary of the Bible. URL: http://www.ccel.org/ccel/smith_w/bibledict. html?term=Leper,%20Leprosy.