Научная статья на тему 'Объективация телесной девиации субъекта в философии'

Объективация телесной девиации субъекта в философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
200
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЕЗНЬ / ГРЕХ / НАКАЗАНИЕ / ИЗГОЙ / ИСПЫТАНИЕ / ВРАЗУМЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федорова Н. В.

В статье рассматривается философско-религиозный (библейский) аспект телесной девиации развития. Анализируются книги Нового и Ветхого заветов. Выделяются причины возникновения болезней и их смысл с позиции Божьего промысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIFICATION OF THE SUBJECT''S CARNAL DEVIATION IN PHILOSOPHY

The philosophical and religious (biblical) aspect of carnal deviation of development is considered in the article. The books of the New and Old Testaments are analyzed. The reasons and sense of diseases, according to the disposition of God, are highlighted.

Текст научной работы на тему «Объективация телесной девиации субъекта в философии»

идеи мощи национального духа. В связи с этим, кроме оппозиции внутреннего, основанного на симбиозе искусств и столь успешно разрешаемого саморазвитием оперы конфликта, можно выявить ещё одну конфликтную оппозицию, связанную со спецификой национального компонента оперы. Действительно, опера, как никакой иной вид искусства транслирует идеи национальной культуры в полноте их предметно-чувственной формы, в их историческом развитии, а главное, опера, будучи искусством светским, явно и имплицитно репрезентирует сакральное ядро культуры: идеалы, нормы, мировоззренческие установки. Таким образом, опера является формой сохранения сакрального ядра культуры, актуализируя в каждой национальной культуре её сущностные основания. Это объясняет то глубокое уважение, которое всегда было и есть в культуре по отношению к композиторам и исполнителям, являющимися выразителями не просто духа своей культуры, но её сакральных основ.

Опера, однако, находится в развитии: меняется практика исполнения классической оперы, появляются новые формы музыкальных спектаклей, допускающих разнообразные виды вокала. В 1970-е гг. это был рок-вокал, неоднозначно встреченный в оперной культуре. Сегодня рок-опера Э. Уэббера «Иисус Христос суперзвезда» всемирно признана, но на смену рок-вокалу приходят новые вокальные формы, например рэп. Опера и рэп - оппозиция, на первый взгляд, вполне оксюморонная. Опера позиционирована как элитарное высокое искусство, доступное подготовленным зрителям и слушателям. Рэп полагается как исключительно молодёжная, во многом протестная музыкально-речевая форма. Он раздражает

эпигонов академического вокала. Однако внутренняя конфликтность оперы, её готовность не только к сохранению своего симбиоза, но и к развитию, чему симбиоз (будучи подчас сочетанием несочетаемого) способствует, позволяет предположить возможность и рэп-оперы, что подтверждается, в частности, таким элементом оперной партитуры, как речитатив и в целом онтологическим статусом оперы, предполагающим конфликтное взаимодействие сакрального и профанного, священного и мирского.

1. Стёпин В. С. Культура // Всемирная энциклопедия: Философия XX век / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М.: АСТ; Минск: Харвест: Современный литератор, 2002. 976 с.

2. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир, 1999. 488 с.

3. Крунтяев Т. С., Молокова Н. В. Opera // Словарь иностранных музыкальных терминов. М.: Музыка, 2000. 184 с.

4. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т. М.: Искусство, 1971. Т. 3. 624 с.

5. Мандельштам О. Э. Избранное / сост., автор пре-дисл. и коммент. П. М. Нерлер. М.: СП Интерпринт, 1991. 480 с.

6. Кандинский А. И., Орлова Е. М. Русская музыкальная литература. Л.: Музыка, 1976. Вып. III. 328 с.

© Нефёдова Л. К., Новикова Е. Б., 2015

УДК 130.2

ОБЪЕКТИВАЦИЯ ТЕЛЕСНОЙ ДЕВИАЦИИ СУБЪЕКТА В ФИЛОСОФИИ

В статье рассматривается философско-религиозный (библейский) аспект телесной девиации развития. Анализируются книги Нового и Ветхого заветов. Выделяются причины возникновения болезней и их смысл с позиции Божьего промысла.

Ключевые слова: болезнь, грех, наказание, изгой, испытание, вразумление.

Н. В. Федорова N. V. Fedorova

OBJECTIFICATION OF THE SUBJECT'S CARNAL DEVIATION IN PHILOSOPHY

The philosophical and religious (biblical) aspect of carnal deviation of development is considered in the article. The books of the New and Old Testaments are analyzed. The reasons and sense of diseases, according to the disposition of God, are highlighted.

Keywords: illness, sin, punishment, derelict, ordeal, correction.

«Тело» и «телесность» - понятия неклассической философии - стали рассматриваться и обрели имманентный категориальный статус в понятийном комплексе философии постмодернизма. Однако нельзя сказать, что в ранних философских трудах они не встречаются, в классической философии нами были обнаружены упоминания о теле человека и о телесных отклонениях.

Первоначально рассуждения об аномалиях и болезнях не отделялись от общефилософских воззрений, переплетались с размышлениями о других явлениях человеческой жизни. Так, Гераклит Эфесский полагал, что «...болезнь делает приятным и благим здоровье» и целью человеческой жизни являются «облегчение», освобождение от страданий, поэтому не вызывают доверия лечебные меры,

причиняющие больным страдания. Другими словами, настоящую ценность здоровья человек может осознать только через потерю оного. Действительно, имея нормальную телесность человеку трудно понять, каково живется людям незрячим, глухим, с ограниченными возможностями передвижения. Наверное, этим можно объяснить столь долгий путь общества от презрения людей с физическими недостатками к их призрению.

Оригинальное понимание происхождения и лечения недугов дано у Платона. В его диалоге «Тимей» различаются телесные болезни, вызванные нарушением соотношения и взаимопорождения первоэлементов в теле, и душевные недуги (сумасшествие и невежество), причиной которых являются дурные свойства тела или неудавшееся воспитание. Здоровье и красота живого существа, согласно Платону, выражаются в соразмерности души и тела, их равновесии между собой. То есть уже в те времена было замечено влияние телесного недуга на состояние души и духа человека. Не новость, что у людей, имеющих хронические заболевания, которые мешают реализации каких-либо жизненных планов, портится характер и, соответственно, отношения с окружающими. Устранять же телесный недуг Платон рекомендует с помощью «упорядоченного образа жизни», а не лекарств. В диалоге Платона «Государство» проблема телесной аномальности приобретает социальный смысл, причем отношение к больным людям оказывается противоречивым. С одной стороны, в духе обычаев Спарты отмечается, что человек, страдающий тяжелой внутренней болезнью на протяжении всей жизни, бесполезен и для себя, и для общества. С другой стороны, допускается возможность дружбы с человеком, который имеет физический недостаток [1, с. 38]. Конечно, данная мысль как минимум не современна. Как физическое здоровье не гарантирует полезности, так и нездоровье не означает бессмысленности существования человека. Известно большое количество людей, не имеющих отклонений в физическом развитии, однако проживающих свою жизнь совершенно напрасно. Одни живут в праздности, получают от жизни удовольствие, не заботясь о завтрашнем дне, о ближних своих, а о проблемах общества они и знать не хотят. Другие ведут асоциальный образ жизни, пьют, употребляют наркотики, чем портят жизнь не только себе, но и ближним своим. Но есть и прямо противоположные примеры - жизнь людей, которых принято называть «люди с ограниченными возможностями здоровья», однако они находят способ не быть бесполезным не только для себя, но и для общества в целом.

В этическом учении Аристотеля подробно рассматриваются рекомендации для здоровой жизни, которые касаются местоположения поселений, влияния воды и воздуха на здоровье, времени заключения браков, оптимального возраста для деторождения, питания и движения малышей, предотвращения болезней. Некоторые из оздоровительных мероприятий предлагалось начинать еще до рождения ребенка. Можно сказать, что в аристотелевской философии берет начало осмысление профилактики отклонений в развитии человека, которым сейчас уделяется большое внимание. Это забота об экологии, которую называют экзогенным фактором, влияющим на развитие ре-

бенка на разных этапах онтогенеза. И которая может стать причиной врожденных аномалий развития. Это и забота о семье, являющейся первым институтом социализации ребенка, что особенно важно, если в семье рождается ребенок с отклонением в развитии. Именно неправильное воспитание в семье ребенка с физическим недостатком приводит в дальнейшем к развитию иждивенческой позиции последнего.

В работах же античных авторов (Плутарха, Сенеки) встречаются отдельные упоминания о традиции избавляться от уродливых и болезненных детей. Удивительно, насколько современной оказывается эта традиция. В различных учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты проживает огромное количество детей, имеющих разные отклонения в физическом развитии, от которых отказались родители.

У Плутарха мы обнаруживаем наставления для молодежи касательно употребления спиртного (никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло повредить его), о пользе вегетарианства и гимнастики (как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм). Сенека, будучи стоиком, настаивал на телесности всего сущего, однако тело он называл оковами и темницей души [2, с. 356].

И опять прослеживается связь с проблемами нашего времени: по утверждениям современных медиков причиной врожденных аномалий развития у детей часто становится родительский алкоголизм, неправильное питание, безответственное отношение к телу человека. И снова античным философом высказывается мысль о негативном влиянии девиантной телесности на развитие души.

В средневековой европейской философии аномалии человеческого тела воспринимались сквозь призму христианской веры и догматики. Например, болезнь, в понимании Августина Аврелия, связана с пороком и представляет собой наказание за грехопадение и неповиновение. Лечение, исправление телесных недостатков в этом случае обесцениваются, но одновременно возрастает значение раскаяния, очищения души [3, с. 221].

Представления о связи порока и болезни восходят к Библии: начало всех болезней произошло от проклятия земли, которое пришло от Бога за грех Адама и Евы. Бог сотворил прекрасный мир, где не было болезней ни в растительном, ни в животном мире, ни в теле человека. Однако первое упоминание о болезни встречается уже в самом начале Библии книге Бытия, Бог говорит Еве: «В болезни будешь рождать детей» (Быт 3:16). Такое наказание дано за непослушание Богу и за то, что она и мужа своего склонила к неповиновению. Заповедь Божия была несложной -не ешь от дерева познания добра и зла. Болезнь стала результатом непослушания первых людей [4].

Интересный, хотя и не явный, пример неполноценности развития можно усмотреть в жизни Моисея - пророка Ветхого Завета и брата его Аарона. Бог посылал Моисея в Египет, наделяя функцией спасителя израильтян от тяжкого рабства, и он должен был говорить с фараоном и своими соплеменниками, но Моисей отказывается, говоря: «...о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим:

я тяжело говорю и косноязычен» (Исх 4:10). Вряд ли, проблема была в том, что Моисей не был приучен к публичным выступлениям, он воспитывался при царском дворе, как принц, и наверняка его не могли смущать толпы людей и различные церемонии. Возможно, у него был серьезный дефект речи, он просто физически не мог говорить перед большим скоплением людей.

И тогда Господь посылает навстречу Моисею, идущему в Египет, его родного брата Аарона: «.он будет твоими устами» (Исх 4:16), — говорит Он Моисею [4]. Возникает, на наш взгляд, вполне закономерный вопрос, если Аарон, в отличие от Моисея, может хорошо говорить, то почему же Господь не посылает его? А если по каким-то причинам хочет послать именно Моисея, отчего не исправляет немедленно его телесный недостаток? Ведь такое чудо было бы посильно Богу. Возможно, Аарон, в свою очередь, был неспособен, верно понять и передать мысль Господа. В таком случае напрашивается вывод, что Бог выбрал двух братьев, которые компенсировали недостатки друг друга. Выбор представляется немного странным. Неужели пусть и в немногочисленном народе не нашлось того, кто обладал и достаточным умом, и мог бы доступно передавать божественную мысль израильтянам? Или же в этом есть глубокий, философский смысл? Господь показывает таким образом, что избранный им, угнетенный и разобщенный народ только совместными усилиями и только с Божьей помощью сможет стать свободным и не должно ему забывать, что только вера в Бога и соблюдение всех его заповедей сделают их таковыми.

Однако эти примеры не дают ответа на вопрос: почему болеют дети, не успевшие еще согрешить в своей жизни? Возможный ответ находится во Второзаконии, (Втор 20:5). Здесь излагаются десять заповедей, нарушение которых приведет к каре, Бог предстает как ревнитель, «.наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» [4].

В Священном Писании сказано: «Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его. И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой» (Исх 15:25, 26). «Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, и если презрите Мои постановления... то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа» (Лев 26:14-16). «Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши» (Лев 26:18). «Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться; поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца. И ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходить впотьмах. (Втор 28:27-29). «...И наведет на тебя все язвы Египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе; и всякую болезнь, и всякую язву... Господь наведет на тебя...» (Втор 28:60-61).

Иначе говоря, причиной болезни является греховный образ жизни человека, неразумное использование тела, рассчитанного на 120 лет жизни, чрезмерные физические

и эмоциональные нагрузки: «.шесть дней работай и делай всякие дела твои...» (Исх 20:9) [4]. Бог предусмотрел день отдыха, и нарушающие эту заповедь не смогут восстановить свои силы, ослабеют, преждевременно состарятся. Если смысл жизни человек видит в ежедневном получении удовольствия, то это прямая дорога к чревоугодию, пьянству и разврату.

Сын Божий Иисус Христос во время пребывания на земле исцелил людей от многих болезней. Однажды, исцелив парализованного, Он сказал: «.дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф 9:2). Также и другому страждущему: «.ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин 5:14). Причиной болезни в обоих случаях был грех, то есть нарушение Божиих законов. В худшем случае наказанием за грех является смерть (Рим 6:23), вечное мучение в аду, и во избежание такого печального конца нераскаянного грешника любящий Бог вразумляет его в книге Иова: «Или он вразумляется болезнью на ложе своем.» (Иов 33:19). В глазах Бога вечная человеческая душа намного дороже временного тела и Он желает спасти грешника от вечного наказания. Христос говорил: «.лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный» (Мф 18:8). Также в первом послании Петра есть слова: «.страдающий плотию перестает грешить» (1Пет 4:1) [4]. Таким образом, мы видим еще одну причину физической неполноценности человека по воле Божьей. Кратковременные страдания плоти на земле останавливают человека на греховном пути, чтобы ему избежать гибельных последствий в вечности. Как уже было сказано, Господь использует болезни в целях воспитания, хотя и не всякая болезнь является средством воспитания в руке Бо-жией. Есть болезни и ведущие к смерти. Но во многих случаях болезни имеют воспитательную цель.

Однако, говоря о болезнях и страданиях, следует сказать, что в Библии не единожды повторяется мысль, что Господь допускает болезни с добрыми намерениями, «... Бог никогда не искушает злом (Иак 1:13).

Таким образом, напрашивается вывод, что верующие люди призваны терпеливо переносить болезни. В Библии упоминается целый ряд Божиих людей, которые были больны: Исаак, сын Авраама и праотец Христа, был много лет слепым; Елисей заболел болезнью, «.от которой умер»; Даниил, «.муж желаний», болел несколько дней; бедный Лазарь, который жестоко страдал в этой жизни, но после смерти отнесен был ангелами на лоно Авраамо-во; Лазарь, болезнь которого была «.к славе Божией»; у апостола Павла было «жало в плоти»; Тимофей, спутник апостола Павла, страдал болезнью желудка.

В Евангелие от Иоанна автор повествует, как однажды Иисус проходил мимо человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: «.Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин 9:2, 3). Он исцелил этого человека, тот прозрел и уверовал в Иисуса, причем обрел такую смелость и доверие к своему Спасителю, что без колебаний признал Его Сыном Божьим и отстаивал свою веру перед фарисеями. Могло ли такое случиться, если бы этот человек

не был слепым? Был бы у него повод заметить проходящего мимо Проповедника из Назарета и возможно в его жизни никогда бы не было этой удивительной встречи с Господом и Спасителем, ему бы просто не о чем было Его просить, незачем к Нему приходить [4].

Похожее произошло и с ветхозаветным Иовом: Господь не ответил ему на многочисленные вопросы, но зато заговорил с ним, хотя не разговаривал с ним прежде. Возможно, не о чем было говорить, Иов жил праведно, приносил жертвы, произносил молитвы, и только когда пришла беда в виде физического недуга, он закричал, обращаясь к небу, он по-настоящему обратился к Богу. Отчаяние привело его к настоящей вере. А значит причина физической неполноценности человека не только наказание за содеянные грехи, но и возможность узнать Бога.

Для полноты картины, рассмотрим отношение ветхозаветных и новозаветных людей к тем, кто имеет телесную болезнь.

Так, в Ветхом Завете сказано: «И сказал Господь Моисею, говоря: повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого, и мужчин, и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу» (Чис 5:1-3). Истечением называли гнойное выделение, которое приравнивалось к проказе, больные считались нечистыми, и по выздоровлении они должны были принести жертву очищения. В отношении изоляции таких больных действовали те же правила, что и для больных проказой, он должен быть удален, а после исцеления мог вернуться в стан, где необходимо было омыть тело и одежду. В Главе 12 приводится пример наказания Господа Мариам проказой за ее упреки в адрес Моисея. Она также была изгнана из стана на семь дней, после чего возвратилась здоровой по воле Божьей (Чис 12:11-15).

В любом случае больные люди изгонялись. С одной стороны, высылка зараженного человека объясняется профилактикой заражения остальных в стане и необходимостью выживания евреев, с другой - больные люди оставались без помощи, в которой могли нуждаться. Вопрос профилактики и выживаемости всего рода, вероятно, был важнее жизни отдельного человека, тем более грешника. В этом смысле заветы Моисея удивляют своей мудростью (как известно, гораздо позже следование этим заветам уберегло евреев во время эпидемии чумы в Европе), но и жесткостью, даже жестокостью. Но Моисей был лишь проводником воли Божьей, который, в свою очередь, называл избранный им народ жестоковыйным.

Стремление израильтян во что бы то ни стало избежать проказы объяснялось тем, что прокаженный считался нечистым в культовом отношении и поэтому изолировался от общества и отстранялся от участия в богослужении. Хроническое заболевание становится огромным несчастьем для больного. Изоляция прокаженного от общества имела не медицинскую, а религиозную причину (считалось, что нечистота передается через прикосновение). Заболевших не допускали в стан, позднее они жили за городскими воротами. Прокаженный царь жил в отдельном доме. Пораженный проказой священник не мог более есть от святыни; при

других заболеваниях, даже если они делали священника «негодным» для служения, это не запрещалось. Прокаженный должен был носить разодранную одежду, ходить с непокрытой головой, быть закрытым «до уст» и при появлении людей кричать: «Нечист! Нечист!».

Не является ли в таком случае борьба с болезнью сопротивлением воле Божией? Ведь болезни могут являться свидетельством нарушения законов, предусмотренных Богом. Болезнь разбивает ложное мнение, что все в порядке, что будто человек сам определяет свою судьбу. В действительности Бог установил человеку определенные границы. Если бы человека не посещали болезни и страдания, то он бы легко забыл Бога. Болезнь - это усилитель Божьего голоса. Без него человек не слышит этого голоса в шуме жизни. Болезни нередко заставляют нас искать помощи у Бога. Многие в болезни научились молиться.

Кроме того, практически все евангельские истории об инвалидах и тяжелобольных людях - это повествования о том, как их исцелил Христос. Исцеление в таком случае может рассматриваться как восстановление целостности человека, его духовного, душевного и телесного здоровья.

Христианская вера предполагает Божию способность исцелять больных. Иисус Христос сам исцелял больных. Его возможности в этом были неограниченные. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин 1:4). Чудеса исцеления являются неотъемлемой частью служения Мессии. Когда ученики Иоанна Крестителя пришли спросить Христа - Он ли обещанный Мессия или ожидать им другого, Господь сказал: «Пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, и нищие благовествуют» (Лк 7:22). Пророк Исайя говорил, что Мессия придет «...открыть глаза слепых... узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы...»; исцелить «сокрушенных сердцем... утешить всех сетующих...» (Ис 42:7; 61:1-2). Пророк Малахия предсказал, что «.взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал 4:2). Более того, Мессия возьмет «на Себя наши... болезни» (Ис 53:4).

Однако Иисус Христос придерживался определенных границ при совершении исцелений. У купальни, называемой Вифезда, где было «пять крытых ходов» для больных, Спаситель исцелил только одного человека (Ин 5:1-8). В Евангелие от Луки: «...великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих» (Лк 5:15). Библия не объясняет нам причин того, что Христос исцелил не всех больных [4].

Как видим, в Библии многократно упоминаются различные телесные недостатки людей, однако причины их не однозначны, это и наказание за грехи, и испытание веры, и некое вразумление, и смирение тела, и ограждение от возможного греха и знамение для неверующих; в этом и определенный смысл тех страданий, которыми наделяет Господь страждущих; путь же решения предлагается однозначный: покаяние и молитва.

В эпоху Нового времени, с развитием практики лечения и обучения детей с недостатками развития, философский анализ отклоняющейся телесности становится более пос-

ледовательным, перестраивается с умозрительной теоре-тизации на систематизацию опытных данных.

В рассуждении о слепых французский просветитель Д. Дидро, опираясь на факты жизни слепорожденного из Пюизо и слепого математика Н. Саундерсона, выделил особенности человеческих ощущений и показал, что интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека тесно связаны с устройством его тела и состоянием органов чувств [1, с. 41].

Расширение эмпирической базы медицины и специальной педагогики и психологии потребовало уточнения теоретических представлений о сущности, причинах и формах дизонтогенеза, поэтому возникла тенденция создания философских классификаций отклонений.

Роль социально-экономических факторов в этиологии отклоняющегося, патологического развития раскрыл с позиций материализма Ф. Энгельс, по мнению которого нищенское положение трудящихся и их жестокая эксплуатация являются основными причинами высокой заболеваемости, безнадзорности детей, несчастных случаев на производстве. На заре становления проблемы девиант-ного развития эффективность помощи инвалидам была недостаточно высокой. Возможно, поэтому Ф. Ницше осуждал методы исправления как противоестественные и бесполезные. Вместе с тем идеи Ф. Ницше о стремлении к превосходству и преодолении болезненных симптомов подготовили почву для изучения возможностей компенсации нарушений развития в работах А. Адлера [1, с. 45].

В условиях социальных потрясений ХХ в., увеличения в популяции доли лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности принципиальное мировоззренческое значение приобретают проблемы их образования и развития. Наибольшее внимание этим проблемам уделяют представители таких направлений современной западной философии, как экзистенциализм и психоанализ.

В философии экзистенциализма (К. Ясперс, А. Камю, Ж. П. Сартр и др.) придается бытийный смысл патологическим явлениям, а избавление от этих явлений связывается с движением к подлинному существованию. Условием подлинности существования человека считается его самоосуществление, основанное на согласовании его свободы со свободой других людей. В мире обезличенного существования, где господствуют иррациональные силы, патологические феномены имеют широкое распространение, иногда их бывает трудно распознать. Человек становится способным к осознанию бытия лишь в напряжении ситуации, на грани жизни и смерти. Выдвинутые экзистенциалистами идеи оказали значительное влияние на развитие психотерапевтической практики [5; 6; 7].

В психоанализе, представителем которого является А. Адлер, в своей индивидуальной психологии он вводит понятие «комплекс неполноценности». Родоначальник неофрейдизма полагает, что физический недостаток может стать не только причиной комплекса неполноценности, но и мощным источником развития человека. Говоря о преодолении данного комплекса, психолог рассуждает о его компенсации и даже сверхкомпенсации. Имея какой либо

физический недостаток, человек компенсирует его развитием интеллектуальных способностей (история науки знает много таких примеров) или становится профессиональным спортсменом (в последнее время все большую популярность приобретают параолимпийские игры).

В отечественной философии не проводилось последовательного системного анализа проблематики отклоняющейся телесности как целостной научной проблемы. Тем не менее некоторые вопросы получили философское освещение. Обучение слепоглухих детей было исследовано в работах Э. В. Ильенкова и Ф.Т. Михайлова. Отдельные философские идеи по вопросу обучения аномальных детей были высказаны известными отечественными учеными. По мысли Л. С. Выготского, объектом дефектологии является не недостаток как таковой, а ребенок, отягощенный недостатком. Продолжая идею А. Адлера, Л. С. Выготский утверждал, что дефект не только затрудняет развитие ребенка, но и дает импульс к выработке социальной компенсации [8, с. 307].

Таким образом, проследив философское осмысление проблемы телесной девиации, мы можем утверждать, что данная проблема дает интересный материал для обоснования и конкретизации философских и библейских представлений, но этот материал получил только частичное осмысление. В общих чертах философское осмысление отдельных моментов находит свое отражение в философских работах разных времен. От античности до наших дней произошли существенные изменения в понимании сути телесной девиации, ее причин, отношения людей к лицам, имеющим телесные недуг. На протяжении всего периода развития философской мысли с разной степенью отчетливости прослеживается мысль о влиянии телесной неполноценности на развитие душевных свойств и качеств человека, а также на развитие его духовности.

1. Корнеев П. В. Современная философская антропология: Некоторые проблемы и направления. М.: Изд-во Моск. ун-та,1967. 71 с.

2. Трубецкой С. Н. Метафизика в Древней Греции. М.: Мысль, 2010. 518 с.

3. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1991. 512 с.

4. Библия. URL: http://www.apologetica.ru/biblie/bitie.html (дата обращения 25.09.2013)

5. Сартр Ж. П. Тошнота: избранные произведения. М.: Республика, 1994. 182 с.

6. Камю А. Бунтующий человек. М.: Изд-во полит. лит.,

1990. 416 с.

7. Ясперс К. Истоки и смысл истории. М.: Политиздат,

1991. 527 с.

8. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: хрестоматия / сост. и науч. ред. Л. М. Шипи-цина. СПб., 1997. 407 с.

© Федорова Н. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.