Научная статья на тему 'Два богословских трактата. Сулейман, епископ Газский'

Два богословских трактата. Сулейман, епископ Газский Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
142
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Два богословских трактата. Сулейман, епископ Газский»

Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология

2016. Вып. 4 (49). С. 119-128

Протоиерей Олег Давыденков д-р богословия, канд. филос. наук зав. кафедрой восточно-христианской филологии и восточных Церквей, проф. кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ

Два богословских трактата Сулейман, епископ Газский1

Первый богословский трактат «О Кресте»2

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

[Трактат] Сулеймана бен Басиля, да будет доволен им Бог и помилует его

Вам, возложившим на себя закон Креста Христова, да будет известно, что, не понимая значения Креста, вы уподобляетесь детям, которые неспособны дать ответ на вопрос о смысле Его таинств, [но лишь внешне] исполняют то, чего сами не понимают. Если на вопрос: «Вы любите то, что Христос любил, или же то, что Он ненавидел?» вы ответите: «Мы любим то, что Он любил», то вас обличат во лжи слова Святого Евангелия: «Отче, если Ты хочешь, чтобы миновала Меня чаша сия, то сделай [так]» (ср.: Мф 26. 39)3, свидетельствующие, что Он не желал избрать смерть и быть распятым. Если же вы ответите: «Мы любим ненавистное Ему», то, любя это, вы становитесь Его противниками. Ответом «Мы любим распятие, поскольку оно — причина нашего спасения» вы поставите инструмент выше

1 Сулейман, православный епископ г. Газа, жил на рубеже X—XI вв., известен, прежде всего, как один из первых христианских поэтов, составитель объемного поэтического сборника («Дивана»). Его перу принадлежит также не менее шести трактатов богословско-философского содержания. Хотя мысль Газского епископа в целом не превышает среднего уровня средневековых мелькитских мутакаллимов, пристальное внимание ученых привлекают два сочинения, в которых автор неожиданно обнаруживает интересные космологические и антропологические идеи. Именно их перевод предлагается вниманию читателей. Обычно издатели называют их «О кресте» и «Человек как микрокосм». Об источниках некоторых идей Сулеймана, связанных с учением о человеке как о микрокосме и представлением о кресте как о принципе, лежащем в основе тварного мира и человеческой природы, см.: Давыденков О. В. Об источниках некоторых космологических и антропологических идей Сулеймана Газского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 3 (65). С. 42—54.

2 Перевод с арабского выполнен по изданию: I trattati teologici di Sulayman Ibn Hasan al-Gazzl / P. la Spisa, еd. and transí. Louvain: Peeters, 2013. Р. 1-81. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 648. Scriptores Arabici; 52).

3 Здесь и далее цитаты из Священного Писания приводятся так, как они представлены в тексте трактатов. Обычно приводимые Сулейманом цитаты отличаются, порой заметно, от соответствующих мест греческого текста.

Мастера, ибо причина (2) спасения — Христос, распятие же лишь его способ. Если же вы скажете: «Крест — образ смерти Христа, отверзающий врата жизни», то будете немного ближе к истине.

Для обладающего [даже] начатками знания не может быть сомнения, что Христос — две природы, одна — вечная и непреходящая, а вторая возникла из небытия, объединяет же их ипостась сыновства. Ненавидела смерть природа человеческая, чувственная, которая пострадала ради нашего исцеления, природа же божественная, сверхчувственная и бесстрастная не ненавидела смерть и побудила человечество претерпеть и испить чашу с горьким лекарством, исцеляющим болезнь смерти.

И через три дня [после смерти] благодаря первой [природе] вторая воскресла для жизни вечной и бессмертной по установленному для нее закону. Этой смертью Бог снял с выи Израиля ярмо закона Моисеева, (3) осуждавшего на распятие тех, кто этого заслуживали. Осудив же Невинного, он спасает тех из виновных, которые крестятся в смерть тела Христова.

Его распятию, смерти и пригвождению ко древу Его дланей и стоп предшествовали пророчества. Пророк Давид предрек: «Они окружили Меня словно пчелы и воспламенились как огонь в тернии, и во имя Господа я победил их» (ср.: Пс 117. 12), и еще: «Они пронзили руки Мои и ноги Мои, пересчитали все суставы Мои, разделили между собой ризы Мои и об одежде Моей метали жребий» (ср.: Пс 21. 17—19).

Пророк же Исайя пророчествовал: «Воистину Он терпел за наши беззакония и понес грехи наши, пострадал за [наши] преступления, мучим был за грехи наши и ранами Своими исцелил нас. Мы блуждали словно овцы, каждый из нас уклонился к своим страстям, Он же отсек все наши грехи. Он унизился и не (4) отверзал уст, словно агнец был веден на заклание и как овца пред заколающим был безгласен, из темницы веден Он был на судилище, дабы быть изведенным из земли живых, и злыми [людьми]моего презренного народа Он был осужден» (ср.: Ис 53. 5—8). Пророк же Захария сказал: «Придите, обезобразим на древе плоть его и изведем его из земли живых»4, и еще: «В тот день они воззрят на Него, Которого пронзили» (ср.: Зах 12. 10).

Ездра пророк сказал: «И восстанут нечестивые, говорящие зло, и будут изрекать хулу на Всевышнего и совершат великое зло5, но от древа явится жизнь (ср.: Притч 4. 23), а из плоти истекут вода и кровь (ср.: Ин 19. 34), и будет слышан глас Господень, и на этом древе в течение шести часов будет распростерто тело. Погребут Того, Кто не может быть погребен, и Умерший воскреснет; среди мертвых явится жизнь, от земли на небо вознесется Он и воистину пребудет одесную Всевышнего, потому что Он был от начала, и прежде начала Он был рожден»6. (5)

Соломон, сын Давида, изрек: «Кедром, кипарисом и платаном будет прославлено подножие ног моих»1. Иаков же благословил сыновей сына своего Иосифа

4 В книге Захарии похожего стиха нет. Возможно, эти слова представляют собой свободную передачу Иер 11. 19.

5 Возможно, свободная передача Дан 7. 25.

6 В книгах Ездры похожего места нет.

7 В действительности не совсем точная цитата из книги пророка Исайи (ср.: Ис 60. 13).

знаком креста, возложив свою правую руку на голову стоявшего слева, а левую на голову бывшего справа (см.: Быт 48. 13—14). Также Бог — хвала Ему! — повелел Моисею ударить поперек моря, когда же народ прошел посуху, повелел ударить вдоль моря. [Это также было] знаком креста (см.: Исх 14. 21—27). Еще Он повелел Моисею вознести медного змия, чтобы всякий, взирающий на него, спасен был от смертоносных укусов змей, напавших на народ (см.: Числ 21. 8—9). Сколько же раз крест был знамением среди сынов Израилевых! Пророк Аввакум сказал: «Между двух жизней он будет познан» (ср.: Авв 3. 2), имея в виду жизнь тела (6) Христова до Его смерти и жизнь после Его смерти. И если бы не умерло тело Христа, иго предписаний закона не было бы снято с уверовавших в Него.

Нам известно, что говорят о достоинстве креста мудрецы, следующие учению разума. По их словам, сама крестовина — это причина и основание, она дает четыре элемента, удерживаемые вместе единым средоточием, то есть душой. Это — образ макрокосма, который, имея четыре предела, четыре свойства, четыре природы или элемента, подобен Кресту. Это суть восток, запад, север и юг; горячее, холодное, влажное и сухое; огонь, воздух, земля и вода, [и для каждой четверицы] пятым становится средоточие, управляемое Господом.

Многие христиане веруют, что Крест является подобием древа познания: одно стало причиной смерти человека в Адаме, а другое причиной его жизни во Христе. Говорят, что верующие во Христа обязаны почитать Крест как (7) знак последнего завета с Ним. Когда Господь был повешен на древе, Он сказал распинавшим Его: «Разрушьте этот храм, и Я через три дня воздвигну его снова» (ср.: Ин 2. 19). И как влюбленный тоскует по возлюбленной, вспоминая минуту разлуки, так и христиане вспоминают час своего расставания с Иисусом, которое произошло на крестном древе.

Достоинство Креста доказывается и тем, что никто из апостолов не совершил ни одного чуда, пока не говорил слепому, прокаженному, расслабленному или умершему: «Во имя Христа, Которого иудеи распяли в Иерусалиме, исцелись от своей болезни!» И тот сразу же исцелялся. Сколько раз правители заставляли апостолов не произносить этого заклинания из отвращения к нему, но те не повиновались. (8)

И это — сильнейшее доказательство величия Креста, который есть образ стоящего человека. Его верхняя часть указывает вверх, нижняя — вниз, его лицевая сторона обращена на восток, тыльная — на запад, а боковые части, правая и левая, направлены на юг и на север. Мир же не преступает четырех умопостигаемых пределов, заключающих внутри себя все, что можно увидеть и познать. А это суть сущность, тело, живое и дышащее, а разум служит тем средоточием, которое их объединяет. Истинность сказанного доказывает наше утверждение: все разумное — живое, все живое — дышащее, все дышащее является телом, а всякое тело есть сущность. Вот его наглядное изображение:

сущность живое разум дышащее тело

(9) Бог же — да возвеличится имя Его! — даровал этому благородному храму, я имею в виду человеку, разум, чтобы управлять вещами и восходить к совершенству. Управление же бывает трех видов: первое — это управление самим собой, второе — своей семьей и третье — обществом. Управляющий самим собой должен избегать дел мерзких и порицаемых, стремиться совершать поступки прекрасные и похвальные, помнить о смерти и, возгревая в себе страх Божий, творить добрые дела. Управляющий своей семьей должен сострадать своим [сродникам] так, как сострадают любящие, оказывать им почтение, выслушивать их жалобы, помогать просящим о помощи, наставлять невежественных, посещать больных, не завидовать богатым, не превозносясь над бедными. Управляющий же обществом должен (10) поступать по справедливости, приказывать одобренное и удерживать от неодобряемого8, не запрещать [другим] то, что делаешь сам, наблюдать за работами и проверять плату работников, строить укрепления и отражать врагов, быть бдительным, чтобы находиться в курсе событий, помогать немощным, почитать благочестивых и добродетельных, наказывать преступников и быть готовым лишиться своего благополучия.

Всякий, кто не понимает того, о чем мы говорили, не знает самого себя, не знающий самого себя, не ведает своего Творца и нарушает Его заповедь о почитании драгоценного храма, который Бог вознес в Царствие Небесное в человечестве Христа, Которому подобает слава, достоинство и честь во веки веков! Аминь.

Второй богословский трактат «Человек как микрокосм»

Во имя Бога единого, живого, словесного!

Знайте, о сыны человеческой Церкви Божией, что человек — это микрокосм, а внутри него существует большой мир (макрокосм). Тот же, кто не знает человеческую [природу], которая [познается] чувствами, как познает сверхчувственное божество? Мудрец сказал, что человек не преступает четырех пределов, первый из них — сущность, второй — тело, третий — жизнь и четвертый — разум. Сущность — это небо и земля, которые соответствуют тонкому и грубому [началам в человеке], тело соответствует своему рождению, росту и размножению, живое соответствует своему движению, действиям и перемещению [в пространстве], разум же — своему мышлению, управлению и мудрости. (12)

Истинность того, что мы утверждаем, доказывает то, что все разумное — живое, все живое — дышащее, все дышащее — тело, а всякое тело — сущность, то есть имеет объем и занимает место. Человек же разумен как ангелы, живой как животные, одушевленный как растения и подобно небу и земли является сущностью9. Исходя из этого постигается шесть [типов] сущего, заключающих в

8 Здесь Сулейман использует кораническую формулу. См.: Коран 3: 100 (104), 110 (114).

9 Данный фрагмент сложен для понимания, поскольку здесь Сулейман употребляет термин «сущность» (араб. ^сткаг) в разных значениях. Говоря «всякое тело — сущность», он понимает сущность в аристотелевском смысле, как отдельное единичное сущее, характеризующееся самостоятельным бытием. Когда же он говорит, что «сущность — это небо и земля, которые соответствуют тонкому и грубому [началам в человеке]», он употребляет «сущность»

себе знания и действия. Среди них то, что обладает видимыми качествами, каковы небо, звезды, земля и растения, постигаемые зрением; затем голоса, языки и значения речей, постигаемые слухом; затем запахи, приятные и отвратительные, постигаемые обонянием; затем сладкое, горькое, кислое и соленое, постигаемое вкусом; затем горячее, холодное, сухое и влажное, постигаемое осязанием; затем знание того, что ускользает от зрения, например, Творца мира — да возвеличится имя Его! — ангелов и бесов, того, что касается исчисления минут и степеней, траекторий (13) небесных тел и секретов искусств, которые постигаются разумом. Тот, кто лишен одного из этих чувств, не имеет и приобретаемого посредством его знания. И нет сомнения, что из всех сущностей, то есть существующих вещей, только человек имеет много имен и лиц. И тот, кто познал его, тот познал и его Творца, тот же, кто не постиг познаваемое чувствами, как познает сверхчувственное?

Справедливо назвать отличительной чертой человека то, что он и един, и множествен, он и сущность и акциденция. Ничто из существующего, как тонкое, так и грубое, не выходит за эти четыре [предела]. Разве ты не видишь, что человек своим тонким разумом приобретает знание о своем Творце, а своим грубым телом выполняет правила и законы, которые вменяются ему в обязанность? Он становится храмом для Слова Всевышнего Бога и местом [пребывания] Его святости, поскольку Бог, — да возвеличится имя Его! — сотворил тонкую [составляющую] человека и ангелов из (14) первого света, между которым и Богом нет посредника, кроме Его Слова. Сатана же отступил от природы ангельской, устремившись к величию сверхприродному и нетварному. Однако это относится к сущностным атрибутам, которыми характеризуется Сам Всевышний Бог, и Он низвергает всякого, кто устремляется к ним.

Неизбежным сделал сатана свое падение с неба на землю, из сообщества ангелов в сообщество скотов, зверей и пресмыкающихся. Произошло же оно с сотворения тела Адама. Когда сатана, находясь на земле, увидел, как создал Бог тело Адама из праха, а затем вдохнул в него тонкий словесный дух, который есть неотделяемая часть света ангельского, сделав Адама объединителем мира горнего и мира дольнего, — по своей тонкой [составляющей] он подобен ангелам, а по грубой подобен скотам, он познает (15) посредством тонкого, действует же посредством грубого, и небо служит ему, потому что в нем есть тонкая [составляющая], а земля, поскольку есть в нем и грубая, — позавидовал такому совершенству. В теле змея он искусил Еву, жену Адама, сказав ей: «Если вы вкусите от этого дерева, вы оба станете как боги, знающие сокровенное» (ср.: Быт 3. 5). Поддался Адам искушению падшего ангела, поскольку в нем есть тонкое ангель-

в значении «природа». Тонкое и грубое в человеке — это тело и душа, которые составляют видовую природу человека. Двум значения термина «сущность» соответствуют и два вида рассуждений о четырехсоставности человека. Сначала Сулейман говорит, что человек слагается из разумного начала, животной души и обладающего способностью роста одушевленного тела, которое, в свою очередь, является сущностью. Затем он утверждает, что человек, подобно небу и земли, является сущностью, т. е. обладает видовой природой, слагающейся из разумного начала («как ангелы»), животной души («как животные») и органического тела («как растения»).

ское [начало], и вкусил запретный плод, потому что есть в нем и [начало] грубое, скотское.

Некоторые мутакаллимы говорили, что запретный плод означает непослушание, которое есть древо познания, низвергшее Адама в мир порождения и исчезновения, в котором пребывает злобный сатана. Умерло грубое в Адаме, отделившись от тонкого, и тело [его], вместе с [телами] скотов взятое от земли, стало тленным, но тонкий дух и после смерти сохранялся на небе вместе с ангелами до времени возвращения. (16)

Добрые дела человека — это знак жизни, а злые — знак смерти. Первое при-родно, второе же — противоприродно. Если бы зло было природно, оно не было бы порицаемо ни в этой жизни, ни в будущей; не упрекают за то, что природно, ибо созданное по природе неизбежно. Причина сотворения человека — воля Творца, между которой и Самим волящим нет посредника. Из Его воли произошло действие, из действия — жизнь, из жизни — свет, из света — движение, а из движения душевная теплота.

Затем после перечисленного нами Бог приступил к творению сложных тел. В начале была тишина, как посредница между вечным миром и временным. Из тишины произошел холод, из холода — влага, из влаги были рождены тварные вещи, венцом которых является человеческое тело. Оно подобно крыше, задумав которую, царь сначала заложил фундамент, а затем возвел стены, и, таким образом, его первое желание стало [причиной] его последующих дел. (17)

Книга Закона подтверждает истинность сказанного нами: «И сотворил Бог человека по образу Божию» (ср.: Быт 1. 27). [Слова] «по образу» указывают на тонкий разум, с помощью которого человек воспринимает то, что ускользает от его взгляда. Также Бог — хвала Ему! — сказал в Законе: «Вот, Адам стал как один из Нас» (ср.: Быт 3. 22), указав на знание Адама и его деятельность. Еще Он сказал в книге Исхода сынов Израилевых из Египта: «О Моисей, Я сделал тебя богом фараону» (ср.: Исх 7. 1), и еще: «Отпусти к Сыну Моему первенца Моего Израиля» (ср.: Исх 4. 22-23).

Сказал Он через Давида: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя, проси Меня, и Я дам Тебе народы в наследие Тебе, и царство Твое — до пределов земли» (ср.: Пс 2. 7-8), через него же: «Из чрева прежде зари Я родил Тебя» (ср. Пс 109. 3), и еще: «Господи, кто этот (18) человек, что Ты открываешься ему, и сын человеческий, что Ты почитаешь его? Ты немного умалил его пред ангелами, славой и честью увенчал его и над деламирук Твоих поставил его» (ср.: Пс 8. 5-7). Сказал через Исайю пророка: «Это Сын Мой, Которого Я возлюбил и о Котором возрадовался, Я даровал Ему дух Мой, чтобы Он извел людям суд Свой, тростинки надломленной Он не сломал и светильника потрескивающего не угасил, но производил суд по истине и поступал на земле по справедливости и покорил сильных земли Своему закону» (ср.: Ис 42. 1-3). Слова «тростинка надломленная» и «светильник» означают, что бедным Он обещал в наследие Царство, а больным спасение от смерти.

Сказал [Господь] через пророка Исайю: «Это — Человек, и кто познает его, поскольку Он — Бог?»10, и еще: «Дева зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему "с нами Бог"» (ср.: Ис 7. 14), и еще: (19) «Тебе будут молиться и Тебе поклоняться,

10 Возможно, аллюзия на Ис 53. 1.

потому что в тебе Бог. Ты — Бог, а мы не знали, что Ты — Бог Израиля и Спаситель его» (ср.: Ис 45. 14—15). И еще сказал о вселении безначального Слова в природу человеческую: «Во что вселюсь и в чем буду обитать, если не в юноше, боящемся Меня и повинующемся повелению Моему, в него вселюсь, сказал Господь»11.

Итак, человек — истинно храм, который Бог построил собственной рукой и, в отличие от всех творений, почтил его Своим духом. Иеремия сказал: «Это — Бог наш, и мы не признаем кроме Него другого бога, Он нашел путь ведения и даровал его Иакову, рабу Своему, и Израилю, избранному Своему, и после этого Он явился на земле и обращался между людьми» (ср.: Бар 3. 36—38). А Захария — пророк говорил: «Сейчас мы молимся по направлению к (20) месту, где стоят ноги Господа. И сказал народ: Где стоят ноги Господа? Он сказал им: На горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку» (ср.: Зах 14. 4), и еще: «Радуйся, Сион, и ликуй, Иерусалим, вот Царь твой, праведный и смиренный, грядет к тебе, сидящий на осленке, сыне ослицы» (ср.: Зах 9. 9).

Кто же пришел к Сиону верхом на осле? Кто встал на горе Елеонской? Кто ходил по земле и жил среди людей? Кто этот юноша, в котором обитал Бог, и которому люди молились и поклонялись? Кто рожден от Девы с именем «С нами Бог»? Кто этот Человек, о котором люди не знали, что Он — Бог? Кто этот Сын, который явил людям Свой суд и покорил сильных земли Своему закону? Кто исцелял сухоруких (21) и хромых? Кто сошел с небес и в подобии человека явился Даниилу? Кто приблизился к Ветхому днями, и Кому даровано непреходящее владычество (см.: Дан 7. 13—14)? Кто Он, увенчанный славой и честью, кто Он, поставленный над всеми делами рук Его? Кто этот Человек, Которому открылся Бог, и Кто Сын Человеческий, которого Он почтил? Кто этот сын, Которого Бог родил прежде зари, дал Ему в наследие народы и даровал Ему во владение [все] пределы земли? Кто Он, достойный именоваться от народа Израиля Сыном Божиим?

Это Иисус Христос: Он по плоти Сын Человеческий и Сын Божий как Слово. Он сказал в Евангелии Своим апостолам: «Что обо Мне говорят люди? Они сказали: некоторые говорят, что Ты Моисей, а некоторые, что Илия. Он же сказал: людям простительно не знать Меня, вы же (22) апостолы Мои, совершающие знамения именем Моим, не должно вам быть в неведении обо Мне. Они же долго молчали. Он сказал: так что же скажете вы? И встал Петр, старший из них по возрасту, и сказал: да, мой Господин, я говорю, что Ты — Христос, безначальный Сын Божий. [Христос] же ответил ему: блажен ты, Симон, сын Ионин, поскольку не человек, имеющий плоть и кровь, открыл тебе это, но Отец, Который на небесах» (ср.: Мф 16. 13—17), имея в виду тонкое [начало], с которым соединен разум.

В другом месте прекрасного Евангелия Он сказал: «Я — в Отце, и Отец — во Мне, видевший Меня видел Отца» (ср.: Ин 14. 9—10), имея в виду познавших Сына. И в другом месте Святого Евангелия: «Я — хлеб жизни, сошедший с небес; ядущий Меня не умрет» (ср.: Ин 6. 35), и еще: (23) «Я — пастырь добрый, и овцы Мои знают голос Мой, пастырь добрый полагает душу свою ради овец своих, чтобы спасти их. А тот, кто не есть пастырь, входит не через дверь, и овцы бегут от него, поскольку он приходит только для того, чтобы похитить и убить» (ср.: Ин 10. 11—14), и еще: «Уверующего в Меня из чрева потечет вода жизни» (ср.: Ин 7. 38), и еще: «Никто

11 Цитата не установлена.

не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, всегда пребывающий на небесах» (ср.: Ин 3. 13), имея в виду тонкое разумное Слово, возвышающееся над всем.

Кто Он, славнейший из [всех] людей, ради Которого Всевышний Бог сотворил небо и землю? Познавший самого себя познал и почтил Его, а почтивший Его почтил своего Творца. Разве ты не знаешь, что Бог — да будет Он славен и могуществен! — даровал Моисею десять заповедей, первая из которых относится к Самому Всевышнему, а девять — к человеку. Вот сказанное Им — хвала Ему!: «Не убий, не прелюбодействуй, не кради, не злоумышляй, не лжесвидетельствуй, не лги, не блуди, не завидуй, почитай отца своего и мать» (ср.: Исх 20. 12-17). Недостаточно Ему было дать девять заповедей, чтобы удержать человека от беззакония, так что (24) прибавил Он и соблюдение десятой: «Возлюби Бога от всего сердца своего, и возлюби ближнего своего как самого себя» (ср.: Втор 6. 5, Лев 19. 18, Мк 12. 30-32, Лк 10. 27), имея в виду [всякого] человека, как отличающегося особым достоинством.

В пречистом Евангелии Он говорит стоящим одесную: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, обещанное вам прежде создания мира, потому что Я был голоден, и вы накормили Меня, жаждал, и вы напоили Меня, был странником, и вы дали Мне приют, был наг, и вы одели Меня, был болен, и вы посетили Меня, был в темнице, и вы пришли ко Мне. И скажут праведники, которые по правую руку от Него: Господи, когда мы видели Тебя алчущим и накормили Тебя, или жаждущим и напоили Тебя, или нагим и одели Тебя, или странником и дали Тебе приют, или больным или в темнице и посетили Тебя? Он же ответит им, говоря: Истинно говорю вам, поскольку вы сделали для одного из этих братьев Моих меньших, то и для Меня сделали» (ср.: Мф 25. 34-40).

Это самое ясное указание на достоинство словесного храма Божия, каковым является истинный человек Иисус Христос, царь двух обителей и образ двух миров, посредник между Творцом и творениями, вечное разумное Слово Бога, через Которого творение произошло и к Которому (25) возвращается. Он сказал Своим апостолам: «Я восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и к Богу вашему, чтобы приготовить вам место, а затем приду и возьму вас туда» (ср.: Ин 14. 2, 20. 17). Эти слова указывают, что Бог человека есть Отец Слова.

Уразумевшему эти слова открылось знание тайны человека, через которое он постигает таинственное знание о смысле человечества [Христа] и восходит к познанию своего Творца, — да возвеличится имя Его! Не познавший же истину человечества Христа, не познал и истину Его божества, а перед не познавшим истину Его божества затворяются двери познания и самого себя, и других. Не имеющие удела в наследовании жизни Царства и в спасении тела от геенны смерти как исповедуют единобожие, если они далеки от истины? (26) Разве не видит невежественный, что Бог, Благословенный и Всевышний, даровал знание и пророчество только человеку и совершал знамения и чудеса только его руками?!

Смысл пророческого служения был в том, что Бог Творец послал человека Моисея к Израилю, и говорил устами пророков с народом, раскрывая смысл

Своего соединения с телом, заслуживающим наименования «Христианство»12, и Своего обитания в человечестве Марии, девственной и чистой, и восприятия от [ее] человеческой природы такого Человека, который подобен апостолам по Своему человечеству и подобен Пославшему апостолов по Своему божеству.

Доказательством Его [божественности] служит то, что апостолы совершали чудеса со смиренным прошением, настойчивой просьбой и мольбой. Не так совершал Свои знамения Христос. Он никого не просил, но лишь говорил слепому (27) «смотри», прокаженному «очистись», расслабленному «встань», мертвому «оживи», и в тот час исполнялось Его повеление.

Если кто-нибудь скажет: «А почему же Он молился в долине Кедрон и постился на горе Док13, почему просил на кресте о чаше смертной: "Отче Мой, если Тебе угодно, да минует Меня чаша сия?"» (ср.: Мф 26. 39), мы ответим: «Разве ты не знаешь, что Слово Божие соединилось с человечеством Адама не из-за нужды в нем, но ради спасения погибающего человека?

Бог Слово принял на Себя состояние падшего человека, и послушно исполнял в Своем теле все предписания закона, которые никто не мог исполнить. Он молился, постился, являл истинное смирение и любовь, совершал все добрые дела, и, не боясь никаких тягот, доводил их до полноты (28). Претерпев [все] это, Он спас заблудшую овцу и вознес ее благими делами на место совершенства, выше которого нет ничего, кроме Его божества, сильного и величественного, которому во веки подобает слава, честь и достоинство».

На вопрос: «Как может быть у христиан истинное единобожие, если они воплощают божество в человечество Христа, говоря, что две природы — это одна ипостась?» наш ответ [будет таков]: «Есть ли в мире сущее, существующее само по себе? Если скажут: "это невозможно", то признают существование сверхчувственного Создателя в чувственно воспринимаемом творении и существование божества в человечестве Христовом, в котором оно приобрело материальную форму, обладая вне человечества Христа формой нематериальной. Следовательно, существование божества в человечестве Христа относится к миру духовному, а Его существование в Адаме — к миру телесному». (29)

Если потребуют: «Приведите доказательства», мы зададим вопрос: «Какие [харфы] образуют слово al-llah?» И если ответят: «lam, lam, ha'», мы скажем: «Эти малочисленные харфы — Бог, они служат подобием образа человеческого, суть которого в существовании тонкого и вечного в грубом и временном». Удивительно, как утверждающие, что люди после смерти посылаются к сидящему на престоле Судии, видят его Лицо и слышат Его слова, объявляют ложным учение христиан о Христе как о Посреднике между Творцом и тварями, соединяющем божество и человечество. Ему же подобает хвала и слава во все веки! Аминь.

(Перевод и комментарий прот. Олег Давыденков)

12 Вероятно, это не вполне понятное выражение объясняется тем, что для Сулеймана Газского понятие «Христианство» связано, прежде всего, с представлением о новозаветной Церкви как о Теле Христовом (см.: Еф 1. 22, 4. 12; Кол 18—20).

13 Это наименование горы сорокадневного поста Спасителя происходит от построенной на ней в эпоху Селевкидов (II в. до Р.Х.) крепости, упоминаемой в 1 Мак 16. 15.

Список литературы

1. Давыденков О. В. Об источниках некоторых космологических и антропологических идей Сулеймана Газского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 3 (65). С. 42-54.

2. Коран / И. Ю. Крачковский, пер. и коммент. Изд. 2-е. М., 1986.

3. I trattati teologici di Sulayman Ibn hasan al-gazzT / P. la Spisa, еd. and transí. Louvain: Peeters, 2013. Р. 1-81. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 648. Scriptores Arabici; 52).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.