УДк 113 Н. В. ФЕДОРОВА
Омский государственный педагогический университет
ДЕВИАЦИЯ РАЗВИТИЯ
КАК ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНАЯ
ПРОБЛЕМА
В статье рассматривается философско-религиозный (библейский) аспект девиации развития. Анализируются книги Нового и Ветхого Заветов. Выделяются причины и смысл болезней с позиции Божьего промысла.
Ключевые слова: болезнь, грех, наказание, изгой, испытание, вразумление.
Философско-религиозный аспект рассмотрения проблемы девиантного развития, на наш взгляд, будет логичным построить на анализе упоминаний анализируемого феномена в Библии.
Всегда и во все времена среди людей были те, кто страдал от тяжких болезней, не мог обойтись без посторонней помощи, кто нередко чувствовал себя изгоем в мире, предназначенном для здоровых. Инвалиды, или люди с ограниченными возможностями здоровья, как сейчас их принято называть, были и во времена Моисея, и во времена Иисуса. Попытаемся проанализировать, что же говорится о них в книге книг — Библии? дается ли ответ, почему рождаются на свет люди с телесными недостатками? есть ли смысл в их страданиях? каково отношение общества к этим людям и какой путь решения данной проблемы предлагается религией?
Начало всех болезней произошло от проклятия земли, которое пришло от Бога за грех прародителей: Адама и Евы. Бог сотворил прекрасный мир, где не было болезней ни в растительном, ни в животном мире, ни в теле человека. Однако первое упоминание о болезни встречается уже в самом начале Библии — книге Бытия (книга Бытия. Глава 3, стих 16). Бог говорит Еве: «В болезни будешь рождать детей». Такое наказание дано ей за непослушание Богу и за то, что она и мужа своего склонила к неповиновению. Заповедь Божия была несложной — не ешь от древа познания добра и зла, болезнь стала результатом непослушания первых людей [1].
После грехопадения болезнь вошла в мир прародителей, и за грех Каина Диавол поразил землю проклятием и болезнью. Впоследствии болезнь усилилась: после потопа появилось множество микробов и вирусов от разложившихся тел первого мира в воде и в воздухе, болезни умножились от судов Божиих над Египтом.
Интересный, хотя и не явный пример неполноценности развития, можно предположить в жизни пророка Ветхого Завета — Моисея и брата его Аарона, описанный в Пятикнижии Моисея, Торе. Бог посылал Моисея в Египет, наделяя функцией спасителя израильтян от тяжкого рабства, и он должен был говорить с фараоном и своими соплеменниками, но Моисей отказывается, говоря: «...о Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера, и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен» (Исход. Глава 4, стихи с 10 по 11). Вряд ли проблема была в том, что Моисей не был приучен к публичным выступлениям, он воспитывался при царском дворе как
принц, и наверняка его не могли смущать толпы людей и различные церемонии. Возможно, у него был какой-то серьезный дефект дикции, он просто физически не мог говорить перед толпой [2].
И тогда Господь посылает навстречу Моисею, идущему в Египет, его родного брата Аарона: он будет твоими устами (Исход. Глава 4, стих 16), — говорит Он Моисею. Возникает, на наш взгляд, вполне закономерный вопрос: если Аарон, в отличие от Моисея, может хорошо говорить, то почему же Господь не посылает его? А если по каким-то причинам хочет послать именно Моисея, отчего не исправляет немедленно его телесный недостаток? Ведь такое чудо было бы посильно Богу. Возможно Аарон, в свою очередь, был не способен верно понять и передать мысль Господа. В таком случае, напрашивается вывод, что Бог выбрал двух братьев, которые компенсировали недостаток друг друга. Выбор представляется немного странным: неужели, пусть и в немногочисленном народе, не нашлось того, кто обладал и достаточным умом, и мог бы доступно передавать мысль израильтянам? Или же в этом есть глубокий, философский смысл. Господь показывает таким образом, что избранный им, угнетенный и разобщенный народ только совместными усилиями и только с Божьей помощью сможет стать свободным, и не должно ему забывать, что только вера в Бога и соблюдение всех его заповедей сделают их таковыми [2].
Однако эти примеры не дают ответа на вопрос: почему болеют дети, не успевшие еще согрешить в своей жизни? Возможный ответ находится во Второзаконии (Второзаконие. Глава 20, стих 5). Здесь излагаются десять заповедей, нарушение которых приведет к каре, ведь Бог предстает здесь как ревнитель, «наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» [3].
В Священном Писании сказано: «.Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его. И сказал: Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой» (Исход. Глава 15, стихи 25 — 26). «Если же не послушаете Меня, и не будете исполнять всех заповедей сих, и если презрите Мои постановления... то Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа» (Левит. Глава 26, стихи с 14 по 16). «Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро
увеличу наказание за грехи ваши» (Левит. Глава 26, стихи 18, 21, 23, 28). «Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и часоткою, от которых ты не возможешь исцелиться; поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца. И ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит впотьмах... (Второзаконие. Глава 28, стихи 27 — 29). «И наведет на тебя все язвы египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе. И всякую болезнь, и всякую язву Господь наведет на тебя...» (Второзаконие. Глава 28, стихи 60 — 61) [2, 3].
То есть причиной болезни является греховный образ жизни человека, неразумное использование тела, рассчитанного на 120 лет жизни (Бытие. Глава 6, стих 3), чрезмерные физические и эмоциональные нагрузки: «.шесть дней работай и делай всякие дела твои» (Исход. Глава 20, стих 9). Бог предусмотрел день отдыха, и нарушающие эту заповедь не смогут восстановить свои силы, ослабеют, преждевременно состарятся. Если смысл жизни человек видит в ежедневном получении удовольствия, то это прямая дорога к чревоугодию, пьянству и разврату [2].
Сын Божий Иисус Христос во время Своего пребывания на земле исцелил людей от многих болезней. Однажды, исцелив парализованного, Он сказал: «.дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Евангелие от Матфея. Глава 9, стих 2). Также и другому страждущему: «.ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Евангелие от Иоанна. Глава 5, стих 14). Причиной болезни в обоих случаях был грех, то есть нарушение Божиих законов. В худшем случае наказанием за грех является смерть (Послание Римлянам. Глава 6, стих 23), вечное мучение в аду, и во избежание такого печального конца нераскаянного грешника любящий Бог вразумляет его. В книге Иова: «Или он вразумляется болезнею на ложе своем» (Книга Иова. Глава 33, стих 19). В глазах Бога вечная человеческая душа намного дороже временного тела, и Он желает спасти грешника от вечного наказания. Христос говорил: «.лучше тебе войти в жизнь без руки или ноги, нежели с двумя руками или с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный» (Евангелие от Матфея. Глава 8, стих 8). Также в Первом послании Петра есть слова: «.страдающий плотию перестает грешить» (Первое послание Петра. Глава 4, стих 1). Таким образом, мы видим еще одну причину физической или психической неполноценности человека по воле Божьей. Кратковременные страдания плоти на земле останавливают человека на греховном пути, чтобы ему избежать гибельных последствий в вечности. Как уже было сказано, Господь использует болезни в целях воспитания, хотя и не всякая болезнь является средством воспитания в руке Божией. Есть болезни и к смерти. Но во многих случаях болезни имеют воспитательную цель [4-7].
Однако, говоря о болезнях и страданиях, не следует думать, что болезнь, или какая другая скорбь сами по себе хороши, но что их последствия обращаются во благо любящим Бога (Послание к Римлянам. Глава 8, стих 28). «Всякое наказание в настоящее время не кажется радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности» (Евреям. Глава 12, стих 11). Поэтому говорится: «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи» (Псалом. Глава 93, стих 12). Но, опять же, если в страдании человек находится без духовной поддержки, то сердце его может ожесточиться и он
станет роптать на Бога. Однако в Библии не единожды повторяется мысль, что Господь допускает болезни с добрыми намерениями, «.ибо Он никогда не искушает злом (Послание Иакова. Глава 1, стих 13) [6, 8-10].
Таким образом, напрашивается вывод, что и верующие люди призваны терпеливо переносить болезни. В Библии упоминается целый ряд Божиих людей, которые были больны:
— Исаак, сын Авраама и праотец Христа, был много лет слепым;
— Елисей заболел болезнью, «.от которой умер» (Четвертая книга Царств. Глава 13, стих 14);
— Даниил, «.муж желаний», болел несколько дней (Книга пророка Даниила. Глава 8, стих 27);
— В притче Иисус Христос говорил о бедном Лазаре, который жестоко страдал в этой жизни, но после смерти отнесен был ангелами на лоно Авра-амово (Евангелие от Луки. Глава 16, стихи с 19 по 31);
— Лазарь, брат Марфы и Марии, заболел, и Спаситель сказал, что эта болезнь «.к славе Божией» (Евангелие от Иоанна. Глава 11, стих 4). Мы верим, что когда при воскресении мы получим новое, без болезней тело, то поймем, что наши болезни были во славу Божию;
— У апостола Павла было «жало в плоти» (Второе послание коринфянам. Глава12, стих 7).
— Тимофей, сотрудник и спутник апостола Павла, страдал болезнью желудка (Первое послание Тимофею. Глава 5, стих 23).
В Евангелии от Иоанна автор повествует, как однажды Иисус проходил мимо человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Рав-ви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Евангелие от Иоанна. Глава 9, стихи с 2 по 3). Он исцелил этого человека, тот прозрел и уверовал в Иисуса, причем обрел такую смелость и доверие своему Спасителю, что без колебаний признал Его Сыном Божиим и прямо отстаивал свою веру перед фарисеями. Могло ли такое случиться, если бы этот человек не был слепым? Был бы у него повод заметить проходящего мимо Проповедника из Назарета и, возможно, в его жизни никогда бы не было этой удивительной встречи с Господом и Спасителем, ему бы просто не о чем было Его просить, не за чем к Нему приходить [4].
Похожее произошло и с ветхозаветным Иовом: Господь не ответил ему на многочисленные вопросы, но зато заговорил с ним, хотя не разговаривал с ним прежде. Возможно, не о чем было говорить, Иов жил праведно, приносил жертвы, произносил молитвы, и только когда пришла беда, он закричал, обращаясь к небу, он по-настоящему обратился к Богу. Отчаяние привело его к настоящей вере.
А значит, причина физической неполноценности человека — не только наказание за содеянные грехи, но и возможность узнать Бога.
Таким образом, рассмотрев примеры болезней, описанных в Библии, рассмотрев их причины и смысл, обратимся к следующему вопросу, поставленному
нами вначале
каково же отношение к этим лю-
дям, которые страдают за грехи свои телом или же в суетном мире болезнью своей уже искупают блаженство грядущее? Следует сказать, что в Ветхом Завете наказаны они оказываются не единожды и страдать им приходится не только телесно от кары Божьей, но и от отношения окружающих к ним, завещанного Богом.
Так, в Торе сказано: «И сказал Господь Моисею, говоря: повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого, и мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу» (Числа. Глава 5, стих с 1 по 3). Истечением называли гнойное выделение, которое приравнивалось к проказе, больные считались нечистыми, и по выздоровлении они должны были принести жертву очищения. В отношении изоляции таких больных действовали те же правила, что и для больных проказой, он должен быть удален, а после исцеления мог вернуться в стан, где необходимо было омыть тело и одежду. В главе 12 приводится пример наказания Господа Мариам проказой за ее упреки в адрес Моисея. Она также была изгнана из стана на семь дней, после чего возвратилась здоровой по воле Божьей (Числа. Глава 12, стих с 11 по 15).
В любом случае больные люди изгонялись, с одной стороны, высылка зараженного человека объясняется профилактикой заражения остальных в стане и необходимостью выживания евреев, с другой — больные люди оставались без помощи, в которой могли нуждаться. Вопрос профилактики и выживаемости всего рода, вероятно, был важнее жизни отдельного человека, тем более грешника. В этом смысле заветы Моисея удивляют своей мудростью (как известно, гораздо позже, следование этим заветам уберегло евреев во время эпидемии чумы в Европе), но и жесткостью, даже жестокостью. Но Моисей был лишь проводником воли Божьей, который, в свою очередь, называл избранный им народ жестоковыйным.
Стремление израильтян во что бы то ни стало избежать проказы объяснялось тем, что прокаженный считался нечистым в культовом отношении и поэтому изолировался от общества и отстранялся от участия в богослужении. Хроническое заболевание становится огромным несчастьем для больного. Изоляция прокаженного от общества имела не медицинскую, а религиозную причину (считалось, что нечистота передается через прикосновение). Заболевших не допускали в стан, позднее они жили за городскими воротами. Прокаженный царь жил в отдельном доме. Пораженный проказой священник не мог более есть от святыни; при других заболеваниях, даже если они делали священника «негодным» для служения, это не запрещалось. Прокаженный должен был носить разодранную одежду, ходить с непокрытой головой, быть закрытым «до уст» и при появлении людей кричать: «Нечист! нечист!».
Не является ли в таком случае борьба с болезнью сопротивлением воле Божией? Ведь болезни могут являться свидетельством нарушения законов, предусмотренных Богом. Болезнь разбивает ложное мнение, что все в порядке, что будто человек сам определяет свою судьбу. В действительности Бог установил человеку определенные границы. Если бы человека не посещали болезни и страдания, то он бы легко забыл Бога. Болезнь — это усилитель Божьего голоса. Без него человек не слышит этого голоса в шуме жизни. Болезни нередко заставляют нас искать помощи у Бога. Многие в болезни научились молиться.
Кроме того, практически все евангельские истории об инвалидах и тяжелобольных людях — это повествования о том, как их исцелил Христос. Исцеление — это восстановление целостности человека, его духовного, душевного и телесного здоровья.
Христианская вера предполагает Божию способность исцелять больных. Иисус Христос сам исцелял больных. Его возможности в этом были неограниченные. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Евангелие от Иоанна. Глава 1, стих 4). Чудеса исцеления являются неотъемлемой частью служения Мессии. Когда ученики Иоанна Крестителя пришли спросить Христа — Он ли обещанный Мессия или ожидать им другого, на это Господь сказал: «Пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Евангелие от Луки. Глава 7, стих 22). Пророк Исайя говорил, что Мессия придет открыть глаза слепым, узников выпустить на свободу (Книга пророка Исаии. Глава 42, стих 7; Глава 61, стих 1—2). Пророк Малахия предсказал, что «взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Книга пророка Малахии. Глава 4, стих 2). Более того, Мессия возьмет «на Себя наши болезни» (Книга пророка Исаии. Глава 53, стих 4) [4, 7, 8, 11, 12].
Однако Иисус Христос придерживался определенных границ при совершении исцелений. У купальни, называемой Вифезда, где было «пять крытых ходов» для больных, Спаситель исцелил только одного человека (Евангелие от Иоанна. Глава 5, стих с 1 по 8). В Евангелие от Луки: «Великое множество народа стекалось к Нему — слушать и врачеваться у Него от болезней своих. Но Он уходил в пустынные места и молился» (Евангелие от Луки. Глава 5, стих 15). Библия не объясняет нам причин того, что Христос исцелил не всех больных [4].
Таким образом, ответ Библии на последний вопрос очевиден, «Все, чего не попросите в молитве с верою, получите» (Евангелие от Матфея. Глава 21, стих 22). А Петр говорит: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (Первое послание Петра. Глава 5, стих 7). Итак, в числе возложенных на Него забот должна быть молитва веры и упования о защите себя и своих семейств от болезней [7].
Итак, резюмируя все выше сказанное, следует отметить, что в Библии многократно упоминается о различных недугах, таких как проказа, слепота, дефект речи, истечение, малоумие; однако причины их неоднозначны, это и наказание за грехи, и испытание веры, и некое вразумление, и смирение тела и духа, и ограждение от возможного греха, и знамение для неверующих; в этом и определенный смысл тех страданий, которыми наделяет Господь страждущих; путь же решения предлагается однозначный: покаяние и молитва.
Библиографический список
1. Библия: Ветхий Завет, Пятикнижие Моисея. Тора, книга Бытия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// apologetica.ru/biblie/bitie.html (дата обращения: 25.09.2013).
2. Библия: Ветхий Завет, Пятикнижие Моисея. Тора, Исход. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// apologetica.ru/biblie/ishod1.html (дата обращения: 12.10.2013).
3. Библия: Ветхий Завет, Пятикнижие Моисея. Тора, Второзаконие. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// apologetica.ru/biblie/vtor1.html (дата обращения: 09.11.2013).
4. Библия: Новый Завет Евангелие от Иоанна. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://apologetica.ru/biblie/ ioan1.html (дата обращения: 01.12.2013).
5. Библия: Новый Завет Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://apologetica.ru/biblie/ matf1.html (дата обращения: 01.12.2013).
6. Библия: Новый Завет Послание апостола Павла. [Элек-
тронный ресурс]. — Режим доступа: http://apologetica.ru/ biblie/roml.html. (дата обращения: 08.12.2013).
7. Библия: Новый Завет. Соборные послания. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://apologetica.ru/ biblie/1petra1.html (дата обращения: 07.12.2013).
8. Библия: Новый Завет, Послания к евреям. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://apologetica.ru/biblie/ heb1.html (дата обращения: 14.12.2013).
9. Библия: Новый Завет, Послание Иакова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://apologetica.ru/biblie/iakov1. html (дата обращения: 07.12.2013).
10. Библия: Новый Завет, Евангелие от Луки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://apologetica.ru/biblie/ luk1.html (дата обращения: 01.12.2013).
11. Библия: Ветхий Завет, Книга пророка Малахии. [Элек-
тронный ресурс]. — Режим доступа: http://apologetica.ru/ ЫЫ1е/та11.Мт1 (дата обращения: 29.11.2013).
12. Библия: Ветхий Завет, Книга пророка Исаии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://apo1ogetica.ru/ ЫЬНе^1.Мт1 (дата обращения: 19.11.2013).
ФЕДОРОВА Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент (Россия), доцент кафедры общей и педагогической психологии. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.01.2014 г. © Н. В. Федорова
УДК 1302 П. А. БАЛЮТА
Омский государственный технический университет
ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СПЕЦИФИКА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ_
В данной статье раскрываются определения и специфика понятий «пространство культуры» и «культурное пространство», а также их взаимодействие и взаимовлияние. Рассматривается система «культура — пространство культуры — культурное пространство», дается представление об особенностях формирования культурного пространства. Показывается различие между понятиями «пространство культуры» и «культурное пространство», а также их позиция относительно друг друга. В статье анализируется культура как явление, в ее соотношении с пространством культуры и культурным пространством.
Ключевые слова: культурное пространство, пространство культуры, культура, культурный факт.
Общеизвестно, что культура формирует и воспитывает человека, накапливая опыт предшествующих поколений и передавая его новому поколению в качестве наследия. В то же время человек творит культуру, создавая новые произведения искусства, открывая новые области человеческого познания. Создатель и творение парадоксально объединяются в одном лице. Механизмы такого взаимного формирования являются предметом многочисленных исследований и гипотез.
Согласно М. С. Кагану, понятие культуры охватывает множество явлений и описывается огромным количеством определений, раскрывающих всю пестроту взглядов как в нашей, так и зарубежной культурологической мысли. Существующие концепции можно классифицировать следующим образом: предметно-ценностная, деятельностная, личностно-атрибутивная, общественно-атрибутивная, информационно-знаковая и концепция культуры как системообразующей подсистемы, общества. [1, с. 54 — 55].
Термины «культурное пространство» и «пространство культуры» достаточно свободно используются в современных трудах по философии и куль-
турологии. Кроме того, они упоминаются в трудах по искусствоведению, религии, антропологии, истории, эстетике и т.д. Однако исследователи в своих работах нередко видят разный смысл отмеченных понятий. Так, встречается использование этих терминов в качестве словесного оборота или риторической фигуры.
Следует назвать исследователей (Г. Е. Зборовский, В. Н. Кузнецов, Д. С. Лихачев, А. Моль, В. К. Потемкин, А. Л. Симанов, Н. С. Трубецкой, Н. В. Устрялов, С. Хантингтон и многие другие), которые обращают внимание на процессы организации и обмена культурной информацией, вопросы понимания культурного ландшафта, культурного пространства как геокультуры, а также анализируют социальное пространство. Исследователей интересуют различные грани культуры и общества.
В основе анализа пространственных характеристик культуры находится понятие пространства, являющееся одним из основных измерений человеческого бытия как в аспекте физического существования человека и его социального бытия, так и в плане духовной жизни. Пространство, по определению А. И. Пигалева, предстает «важнейшим аспектом