7) осуществлять периодический контроль за установлением и развитием межличностных отношений;
8) постоянный контроль, профилактика конфликтов.
Современные сложные условия работы сотрудников в УИС становятся причиной высокой текучести кадров (выделяется первый год службы), недостаток притока новых сотрудников, а также наблюдаются нарушения дисциплины и случаи злоупотребления служебным положением. Поэтому возникает необходимость активной разработки и внедрения психокоррекционных программ, направленных на создание позитивного психоэмоционального климата в коллективе сотрудников ИУ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дежурова, Е.В. Формирование диалогической направленности в общении в процессе обучения курсантов Академии ФСИН России / Е.В. Дежурова // Ведомости УИС. - 2018. - № 3 (190). - С. 6-11.
2. Жильцова, Ю.В. Возможности психокоррекционных техник в работе с подростками-правонарушителями / Ю.В. Жильцова // Актуальные вопросы права, образования и психологии : сборник научных трудов. - Могилев, 2015. - С. 335-341.
3. Шатохина, Л. В. Межличностные отношения курсантов образовательных организаций ФСИН России в психологическом измерении / Л.В. Шатохина, М.М. Калашникова // Прикладная юридическая психология. - 2017. - № 2. - С. 80-85.
4. Шатохина, Л.В. Условия реализации психолого-педагогического контроля межличностных отношений курсантов / Л.В. Шатохина, Т.В. Кириллова, Н.А. Тюгаева // Прикладная юридическая психология. - 2017. - № 4. - С. 73-82.
REFERENCES
1. Dezhurova, E.V. (2018), "Forming of dialogical orientation in communication in training activity of cadets of FSIN of Russia Academy", Sheets of penal correction system, No. 3 (190), pp. 6-11.
2. Zhiltsova, Yu.V. (2015), "Opportunities psychocorrectional the technician in work with teenage offenders", Topical issues of the right, education and psychology: collection of scientific works, Mogilev, pp. 335-341.
3. Shatokhina, L.V., and Kalashnikov, M.M. (2017), "The interpersonal relations of cadets of the educational organizations of FSIN of Russia in psychological measurement", Applied legal psychology, No. 2, pp. 80-85.
4. Shatokhina, L.V., Kirillova, T.V. and Tyugayeva, N.A. (2017), "Conditions of implementation of psychology and pedagogical control of the interpersonal relations of cadets", Applied legal psychology, No. 4, pp. 73-82.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.05.2019
УДК 159.9
ПСИХОТИПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ РАЗНООБРАЗНЫХ ВИДОВ СПОРТА И С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Владимир Михайлович Карлышев, кандидат педагогических наук, профессор,
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Юлия Николаевна Подгорная, тренер, МБУ СШОР « ЧТЗ по гимнастике», Челябинск
Аннотация
Предполагалось, что исследование психотипических особенностей спортсменов позволит понять и объяснить вариативность их адаптации и взаимодействия с окружающей реальностью. Обследовано более двухсот квалифицированных спортсменов разных видов спорта. Выявлены их психотипические особенности, обеспечивающие освоение спортивного мастерства и значимые для
успешного спортивного совершенствования.
Ключевые слова: квалифицированные спортсмены, разные виды спорта, психотипические особенности: ощущения, мышление, чувство, интуиция, экстраверсия, интроверсия, успешность спортивного совершенствования.
PSYCHOTYPICAL CHARACTERISTICS OF ATHLETES OF DIFFERENT KINDS OF SPORTS AND WITH DIFFERENT DEGREES OF SUCCESS OF SPORTS
PERFECTION
Vladimir Mikhailovich Karlyshev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Yuliya Nikolaevna Podgornaya, the coach, Municipal Budgetary Institution "Sports School of Olympic Reserve of «CHTZ gymnastics»,
Chelyabinsk
Annotation
It was supposed that the study of the psychotypical characteristics of the athletes would allow us to understand and explain the variation of their adaptation and interaction with the surrounding reality. More than two hundred qualified athletes of different sports are examined. Their psychotypical features have been determined, providing the development of sport skills and distinguishing of significant ones for the successful sports perfection.
Keywords: qualified athletes, different kinds of sports, psychotypical features: perception, thinking, feeling, intuition, extroversion, introversion, success of sports perfection.
В целях скорейшего понимания реальности создаются различные модели, а в психологии - различные типологии, позволяющие понять и объяснить реакции и поведение личности. Знание типа личности и её особенностей позволяют быстро классифицировать человека для объяснения поведенческих реакций, понимания его внутренних особенностей и выбора направленного взаимодействия с ним. Таких типологий множество, и они присутствуют во всех человеческих субкультурах, ибо каждая создается для объяснения конкретных особенностей и ситуаций, с уровня понимания науки и исследователя, и предназначена для решения конкретных практических задач.
В наиболее ранних типологиях западного общества (IV в. до н.э.) делались попытки связать психические особенности человека с гуморальными проявлениями и видимыми особенностями тела (Гиппократ). Позднее была предложена типология темпераментов, в которую уже в XX столетии внёс вклад наш соотечественник И. Павлов, и которая до сих пор не утратила своих приверженцев. В дальнейшем также делались попытки связать психические особенности человека с физическим строением тела (К. Сиго, Э. Кречмер и У Шелдон). Наиболее полной, современной и последовательной типологией темпераментов в настоящее время следует считать типологию французских ученых Хейсманна и Ле Сенна [8, с. 7].
Наибольший вклад в создание типологий внесла психиатрия, изучающая особенности людей, с отклоняющимся от нормы поведением. В психологию индивидуальных различий внесли значительный вклад работы психиатров П. Б. Ганнушкина (1933), Г. Е. Сухаревой (1959), K. Леонгарда (1964, 1968), А. Е. Личко (1977) и др., обративших внимание не только на психопатии, но и акцентуации характера, которые занимают промежуточное положение между психически здоровыми людьми и психопатическими личностями.
До настоящего времени в учебниках рекомендуется придерживаться наиболее простой и доступной классификации человека по типу темперамента, который даёт общее представление о поведенческих особенностях человека, упуская при этом много важных деталей. В спорте активно используется эта типология для оптимизации обучения и тренировочного процесса спортсмена [3].
Мы предлагаем познакомиться с концепцией великого швейцарского психоаналитика К. Г. Юнга, который на основе своей психоаналитической практики выделил и описал 8 типов людей и закономерности их поведения в книге «Психологические типы» [10]. Позднее, литовская исследовательница А. Аугустинавичюте пришла к выводу, что юнгов-ский тип является врождённой (сущностной) психической структурой, осуществляющий конкретный вид информационного обмена личности со средой, и на этой основе разработала и сформулировала законы отношений между представителями разных психологических типов [1; 2]. В работах Е. С. Филатовой и А. В. Батаршева можно найти полное описание и сопоставление типов акцентуаций характеров среди различных учёных (например, сопоставление типов по К. Леонгарду и социотипическим, по К. Леонгарду и А. Е. Личко), что и послужило толчком для проведения эксперимента в области выбранного нами исследования [4; 5; 6; 8]. Исследований психотипов и их связи со спортивной деятельностью нами обнаружено немного. Это связано с недостаточной разработанностью самой теории и разнообразием интерпретаций исследователей. Имеется лишь одна монография А. А. Полозова, обобщающая разные типологии в единой интерпретации личности спортсменов и тренеров [7]. С нашей точки зрения, очень важно знать психотипические особенности спортсменов, определяющие считывание и восприятие информации, принятие решения и взаимодействия с реальностью. Это может помочь тренеру в рационализации взаимоотношения с ним.
В исследовании мы ограничились психофизическими составляющими и не будем касаться социотипических. С нашей точки зрения психофизические особенности наиболее значимы для спорта, поскольку характеризуют ведущие функции, определяющие адаптацию и реализацию спортсмена.
Цель исследования: выявить преобладающие психотипические особенности квалифицированных спортсменов в разнообразных видах спорта и с разной степенью успешности спортивного совершенствования.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняло участие 222 спортсмена в возрасте от 13 до 20 лет, занимающихся:
1) технико-эстетическими видами спорта (художественная и спортивная гимнастика) в спортивных школах олимпийского резерва, в количестве 75 человек из городов Челябинска, Волгограда и Самары (МСМК - 5 человек, МС - 22, КМС - 27, I спортивного разряда - 21);
2) единоборствами (тхэквондо, дзюдо, кикбоксинг) в спортивных школах олимпийского резерва, в количестве 61 человек из города Челябинска (МСМК - 1; МС - 13, КМС -28, I спортивного разряда - 19);
3) циклическими видами спорта (плавание, легкая атлетика: бег на средние и длинные дистанции, многоборье, лыжные гонки, конькобежный спорт), в спортивных школах олимпийского резерва, в количестве 53 человек из города Челябинска (МСМК - 2, МС - 8, КМС - 16, I спортивного разряда - 16, II спортивного разряда - 11);
4) игровыми видами спорта (волейбол, баскетбол) в спортивных школах олимпийского резерва, в количестве 33 человек из города Челябинска (КМС - 12, I спортивного разряда - 21).
Возрастной разброс связан со спецификой видов спорта и началом спортивного совершенствования в каждом из них. Спортсменам был предложен социотипический опросник Е.С. Филатовой, содержащий 10 частей по 4 вопроса, анализ которых позволяет быстро подсчитать результаты и выделить ведущие психофизические функции спортсменов. Учитывая недостаточную научную добротность теста, полученные данные проверены экспертной оценкой спортсменов и тренеров. 96% из них подтвердили правильность интерпретации их поведения и правильность полученных данных, остальные согласны были на 85%.
Для основного понимания вопроса исследования кратко отметим, что К. Г. Юнг выделил четыре функции, представленные в экстравертной установке либо в интровертной: мышление и чувство (являются рациональными функциями), интуиция и ощущения (иррациональными). Согласно его теории, каждый из нас относится к базовым типам считывания, восприятия информации и принятия решения, а также взаимодействия с реальностью. Предполагалось, что все четыре функции должны вносить одинаковый вклад в мир психических явлений личности, но на практике у каждого индивида отмечается преобладание одной из функций и иерархическая соподчиненность других.
У каждого человека отмечается своеобразное сочетание этих функций, которые и определяет особенности адаптации и взаимодействия с окружающей реальностью. Мышление помогает облегчить осознание и осмысление реальности и происходящего. Чувство подсказывает о том, в какой степени те или иные вещи оказываются важными или неважными лично для данного человека. Ощущение сообщает о конкретной реальности посредством пяти органов, позволяя «зафиксировать-ощутить» её особенности и соответствующе реагировать на неё. Интуиция делает личность способной к предвидению и опережающему пониманию закономерных изменений [9, с. 13].
Считается, что функция, занимающая первое место, является - ведущей (ресурсной). Функция, встающая на вторую позицию - называется вспомогательной. Третье место занимает тип установки: экстраверсия или интроверсия отражающие направленность физической и психической энергетики человека. Такое сочетание даёт разнообразие поведенческих реакций, объясняет различие мышления и поведения, а также позволяет выйти на классификацию социотипов, которой мы не будем касаться.
В последующих исследованиях авторами было зафиксировано, что в кризисных ситуациях часто ведущая функция блокируются. Вместо неё в управление включается «теневая» функция (т.е. противоположная ведущей), которая редко используется личностью [9]. Именно в этом случае проявляются не адекватные реакции и поведение, приводящие к появлению ситуативных проблем, перед которыми человек становится бессильным. Кроме того, человеку сложно понимать личность с другим набором функций, что часто является негативным источником и фактором в процессе взаимоотношений. С чем очень часто сталкиваются тренеры. А теперь перейдем к результатам исследования.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные в ходе нашего исследования данные, мы попытались структурировать и группировать по функциям (ведущая или вспомогательная) и по типам установок (экстраверсия или интроверсия) - таблица 1.
Таблица 1 - Процентное соотношение данных по типу установок и по функциям в исследований_
Психотипическая установка/ функция Значимость Соотношение в % из всех опрошенных
Экстраверсия ведущая 70%
Интроверсия ведущая 30%
«Логика» ведущая 19%
вспомогательная 5%
«Эмоции» ведущая 29%
вспомогательная 47%
«Сенсорика» ведущая 27%
вспомогательная 43%
«Интуиция» ведущая 25%
вспомогательная 5%
Как мы видим, в таблице 1 (строки 1 и 2), 70% спортсменов имеют экстровертиро-ванную установку и лишь 30% - интровертированную. Как пишет К.Г. Юнг, экстраверсия характеризуется подвижной, добродушной, сговорчивой, уживчивой натурой,
ориентированной на внешнее и легко приспосабливающейся к любой ситуации. Такая натура быстро образует связи и привязанности и отбрасывает в сторону любые возможные дурные опасения и предчувствия, и часто в незнакомой ситуации предпринимает рискованные начинания с беззаботной уверенностью в их реализации. В экстравертной установке внешние факторы являются преобладающей движущей силой для суждений, чувственных восприятий, решений и действий. Другими словами, экстравертов вдохновляет все внешнее [9, с. 11]. Чаще всего истерики (возбуждённые психоэмоциональные состояния) присущи именно в экстравертном типе установки, что обычно проявляется в преувеличенном отношении к людям из окружающей среды. Со спортсменами-экстравертами проще находить общий язык и понимать их, т. к. чаще всего их эмоции более выражены и читаемы, чем у интровертов.
Интроверсия в норме характеризуется внутренней направленностью, рефлексивной, более замкнутой, стремящейся к уединению натурой, которая сохраняет себя для самой себя, склонна удаляться от объектов и всегда пребывать в несколько оборонительной позиции. В отличие от экстравертов психологической природой интроверсии являются внутренние или субъективные факторы, которые и являются ведущей мотивацией. То есть интровертов вдохновляет не сам объект, а его отношение к этому объекту. Поэтому интровертов в спорте лучше вести через мир его внутренних переживаний и явлений, которые подсказывают наиболее рациональное для него взаимодействие и в этом он черпает вдохновение и мотивацию.
Также из таблицы 1 (строки 3-6) видно, что в спорте фиксируем больший процент сенсориков и эмоционалов. Эти функции в большинстве случаев занимают место либо ведущей, либо вспомогательной функции, в отличие от логиков и интуитов. Это можно объяснить тем, что, во-первых, функция ощущений в спорте имеет высокое значение, особенно на начальном этапе подготовки в процессе обучения и тренировки, т. к. именно через ощущения своего тела (в пространстве, усилии и во времени), реакций тела на другого человека, предмета или снаряда зависит успешность обучения и рационализация тренировки. На первых этапах спортивного совершенствования ощущения являются главными помощниками в освоении качества движений и основными показателями, и регуляторами адаптационных процессов в организме спортсменов. На последующих этапах подготовки они используются для оптимизации и индивидуализации подготовки конкретного спортсмена.
Эмоции выражают переживание и отношение спортсмена к происходящему. Именно эта функция наиболее активна в формировании состояния спортсмена и включения многих механизмов в его организме, определяющих успешность деятельности и адаптации. В определённых условиях она является показателем мотивации и реакции на происходящее. Многими исследователями доказано, что эмоциональные состояния, вызванные объективными условиями, сами оказывают воздействие на выполняемую спортивную деятельность. Они, либо мобилизуют или подавляют жизнедеятельность организма, либо стимулируют или снижают функциональную подготовленность и специальную работоспособность, инициируют действия, поступки, поведение в зависимости от личностных качеств. Как правило, «эмоционалы» нестабильны в соревновательной деятельности и требуют обучения приёмам психорегуляции.
Однако хотим отметить, что спортсменам, уже добившимся более высокого уровня спортивного мастерства (МСМК), чаще свойственны интуитивная и логическая функции. Нами зафиксировано, что интуитивная функция, представленная в экстравертной установке, отмечается у спортсменов в художественной гимнастике, лёгкой атлетике (скоростные, скоростно-силовые виды), многоборье. Логическая - свойственна спортсменам в легкой атлетике, ходьбе (средние и длинные дистанции) и кикбоксинге. Чаще всего такие спортсмены эмоционально сдержанны, тонко чувствуют ситуацию и стабильны во время выступлений на соревнованиях и чем выше ранг соревнований, тем эти проявления более
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). выражены.
Рассмотрим соотношение ведущих функций/ресурсов в различных группах видов спорта (таблица 2).
Таблица 2 - Процентное соотношение ведущих функций/ресурсов в различных группах
Ведущая функция/ установка Сложнокоординаци-онные виды спорта Единоборства Циклические виды спорта Спортивные игры
Ощущения 25% 23% 26% 24%
Эмоции 28% 34% 34% 16%
Логика 20% 34% 26% 20%
Интуиция 27% 9% 14% 40%
Экстраверты 61% 80% 68% 72%
Интроверты 39% 20% 32% 28%
В сложнокоординационных видах спорта представлены наиболее пропорционально спортсмены со всеми функциями. Выделяются эмоционалы (28), интуиты (27) и сенсорики (25). Видимо, именно эти функции способствуют освоению новых комбинаций и красоте выражения движений в их деятельности.
Ведущими функциями у спортсменов в единоборствах являются логика и эмоция (по 34%). Преобладание этих систем связано с постоянным освоением различных приёмов, сосредоточенности на их выполнении и логическом их использовании в конкретных условиях. Эмоциональная сфера помогает адаптироваться в жестких условиях и служит энергетической подпитке спортсменов в их деятельности.
В циклических видах спорта у большей части спортсменов (34%) выделяется эмоциональная функция, которая помогает скрасить длительную напряжённую работу, способствует её перестройке и энергетической подпитке. Логика и ощущения свойственны четверти спортсменов (по 26%), которые помогают освоению длительных усилий, рационализации деятельности и повышению эффективности.
В спортивных играх больше спортсменов с интуитивной функцией (40%), что способствует активной творческой деятельности в игровой ситуации, большая часть которых мало предсказуема. При этом ощущения (24%) и логика (20%) помогают наибольшей эффективности. Во всех исследуемых видах спорта преобладают спортсмены-экстраверты (от 61% в сложнокоординационных видах до 80% в единоборствах). Интроверты составляют треть спортсменов в сложнокоординационных и циклических видах спорта, что вполне соответствует специфике видов деятельности.
Поскольку выборка позволяла оценить исследуемые особенности квалифицированных спортсменов, то нас заинтересовало, чем отличаются от остальных спортсмены, достигшие высоких результатов (МС и МСМК) и перспективные (по мнению тренеров), а также, входящие в юниорские сборные команды. Поэтому разберем соотношение ведущих функций/ресурсов успешных и перспективных спортсменов в различных видах спорта (более 50 человек) (таблица 3).
Таблица 3 - Процентное соотношение ведущих функций/ресурсов успешных и перспективных спортсменов в различных видах спорта (в%)_
Ведущая функция/ установка Сложнокоординаци-онные виды спорта Единоборства Циклические виды спорта Спортивные игры
Ощущения 26% 40% 33,3% 10%
Эмоции 17% 10% 33,3% 30%
Логика 13% 30% 33,3% 20%
Интуиция 44% 20% - 40%
Экстраверты 74% 70% 83% 80%
Интроверты 26% 30% 17% 20%
Среди более успешных спортсменов возрастает процент экстравертов на 26%. В сложнокоординационных видах спорта возросла доля интуитов на 17%. В единоборствах
увеличился процент сенсориков на 17%. В циклических видах спорта отмечаем приросты на 7% в ощущениях и логике.
Следует отметить, что выделенные особенности позволяют говорить о зафиксированных тенденциях в видах спорта. Требуются дополнительные лонгитюдные исследования на большей выборке для выявления объективных закономерностей в адаптации к деятельности спортсменов в конкретном виде спорта и выделения ведущих функций, способствующих рационализации отбора и оптимизации подготовки спортсменов.
Считаем необходимым обратить внимание на «теневую» функцию, т.к. в экстремальных (соревновательных в том числе) ситуациях именно она часто начинает управлять личностью. И поскольку она не является развитой и привычной, человек не знает, как с ней взаимодействовать (он попросту с ней не знаком; знает, что в экстремальных ситуациях с ним происходит что-то, с чем он не может справиться и, чаще всего, когда происходит восстановление, он успокаивается и приходит в своё привычное состояние, начинает анализировать своё поведение и считать его неприемлемым, неправильным, давать себе негативную оценку, тем самым снижает уверенность, самооценку и порождает в себе чувство агрессии и вины). Поэтому необходимо обучить каждого спортсмена приемам психорегуляции. При осознанном и дозированном развитии неразвитой «теневой» функции происходит своеобразное выравнивание влияния всех функций на личность человека. Мы называем это - наработкой новых определённых способностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленные материалы позволяют выделить и объяснить основные ведущие функции спортсменов, определяющие взаимодействие с собой и миром, а также понять глубинные особенности спортсменов и объяснить многие причины их поведения. Это первые пилотажные исследования в отечественной науке. Требуются дальнейшие исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аугустинавичюте, А. Соционика : в 2 томах / А. Аугустинавичюте. - М. : АСТ, 1998. - Т. 1. - 444 с.
2. Аугустинавичюте, А. Соционика : Психотипы. Тесты / А. Аугустинавичюте. - СПб. ; М. : Terra Fantastica, 1998. - 414 с.
3. Барчукова, Г.В. Психологическая подготовка спортсменов индивидуально-игровых видов спорта : учебное пособие / Г. В. Барчукова, Е. В. Романина. - М. : ИКЦ «Колос-с», 2018. - 134 с.
4. Батаршев, А.В. Типология характера и личности : практ. рук. по психол. диагностике / А.В. Батаршев. - 2-е изд., испр. - М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. - 107 с.
5. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. -
446 с.
6. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - М. : Медицина, 1977. - 208 с.
7. Полозов, А. А. Модули психологической структуры в спорте : монография / А. А. Полозов, Н.Н. Полозова. - М. : Советский спорт, 2009. - 296 с.
8. Филатова, Е.С. Соционика для всех: наука общения, понимания и согласия / Е.С. Филатова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 373 с.
9. Шарп, Д. Типы личности: Юнговская типологическая модель / Д. Шарп. - Воронеж : НПО «МОДЭК», 1994. - 128 с.
10. Юнг, К. Психологические типы / К.Г. Юнг. - М. : Алфавит, 1992. - 104 с.
REFERENCES
1. Augustinavichiute A. (1998), Socionics, in 2 volumes, V. 1, AST, Moscow.
2. Augustinavichiute A. (1998), Socionics: Personality Types. Tests, Terra Fantastica, St. Petersburg, Moscow.
3. Barchukova, G.V. (2018), Psychological training of athletes of individual-game sports : textbook, "Kolos-s", Moscow.
4. Batarishev, A.V. (2005), Typology of character and personality : practical guide to psychological diagnosis, publishing house of Institute of psychotherapy, Moscow.
5. Leongard, K. (2001), Accentuation of the person, EKSMO-Press, Moscow.
6. LickoA. E. (1977), Psychopathy and accentuations of character at teenagers, Medicine, Moscow.
7. Polozov A. A. (2009), Modules of psychological structure in sport: monograph, Soviet sport, Moscow.
8. Filatova, E.S. (2013), Socionics for all: science communication, understanding and harmony, Phoenix, Rostov on Don.
9. Sharpe, D. (1994), Personality Types: Jung's typological model, MODEK, Voronezh.
10. Jung, C. (1992), Psychological types, Alphabet, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.04.2019
УДК 159.922.736.4 + 316.624
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ДЕСТРУКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У
ПОДРОСТКОВ
Мария Николаевна Кузнецова, аспирант, Лидия Сергеевна Рычкова, доктор медицинских наук, профессор, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) (ФГАОУВО «ЮУрГУ (НИУ)»), Челябинск
Аннотация
Представлены результаты исследования личностных характеристик (уровень самооценки, агрессивности, групповой сплоченности, тип восприятия группы, агрессии, акцентуаций характера) подростков и их предрасположенности к деструктивному поведению. Выявлены взаимосвязи между волевым контролем и уровнем агрессии, самооценки, типом акцентуации; преодолением норм и правил и типом восприятия группы; склонностью к агрессии и насилию и типом акцентуации характера; склонности к самоповреждениям и самоповреждающему поведению и типом акцентуации.
Ключевые слова: деструктивное поведение, подросток, личностные характеристики, самооценка, агрессия, восприятие группы, акцентуации.
CORRELATION OF PERSONAL CHARACTERISTICS AND PREDISPOSITION TO DESTRUCTIVE BEHAVIOR IN ADOLESCENTS
Maria Nikolaevna Kuznetsova, the post-graduate student, Lidiya Sergeevna Rychkova, the doctor of medical sciences, professor, Southern Ural State University (National Research University), Chelyabinsk
Annotation
The results of the study of personal characteristics (level of self-esteem, aggressiveness, group cohesion, type of group perception, aggression, character accentuations) of adolescents and their susceptibility to destructive behavior are presented. The article revealed the relationship between the volitional control and the level of aggression, self-esteem, type of accentuation; overcoming the norms and rules and the type of perception of the group; propensity for aggression and violence and type of accentuation of character; propensity for self-harming and self-damaging behavior and type of accentuation.
Keywords: destructive behavior, teenager, personal characteristics, self-esteem, aggression, group perception, accentuation.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы деструктивного поведения среди подростков обуславливается изменениями, происходящими в стране за последние пять лет. И как в следствии -