Научная статья на тему 'Психотехнология консультирования адвокатом клиента'

Психотехнология консультирования адвокатом клиента Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
681
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ЭТАПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ / ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ / СПОСОБЫ РАЗЪЯСНЕНИЯ / ПОДСТРОЙКА К КЛИЕНТУ / АКТИВИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ / МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЧУВСТВ КЛИЕНТА / PSYCHOTECHNIQUES / CONSULTATION STAGES / DISCUSSION OF THE PROBLEM / WAYS OF AN EXPLANATION / FINE TUNING TO THE CLIENT / ACTIVIZATION OF ATTENTION / COGITATIVE ACTIVITY / FEELINGS OF THE CLIENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Эриашвили Н. Д.

Статья рассказывает о том, что разъяснить клиенту правовые способы решения его проблем адвокату значительно легче, если использовать в процессе консультирования психологические приемы (психотехнологию).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOTECHNOLOGY OF CONSULTATION BY THE LAWYER OF THE CLIENT

Article tells that to explain to the client legal ways of the decision of its problems by the lawyer much easier, if to use in the course of consultation psychological receptions (psychotechnology).

Текст научной работы на тему «Психотехнология консультирования адвокатом клиента»

обстоятельство, несомненно, способствует снижению общей сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, возникновению различных отклонений в состоянии здоровья.

В результате проведенного исследования экспериментально доказана эффективность разработанной методики, о чем свидетельствуют следующие данные:

• выявлена положительная тенденция увеличения двигательной активности курсантов опытной группы;

• были получены статистически достоверные показатели (р < 0,05) по физической работоспособности у курсантов опытной группы;

• выявлена тенденция по снижению заболеваемости курсантов опытной группы.

Литература

1. Виленский М.Я. Личностное развитие студента в гуманитарно-ориентированном образователь-

ном пространстве физической культуры. М.Я. Виленский. Материалы Междунар. науч-практ конф. «Физическая культура, спорт, туризм: сегодня и завтра». Ростов-на-Дону, 2004.

2. Выдрин В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: Учеб. пособие. В.М. Выдрин. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгаф-та, 2001.

3. Лубышева Л.И. Методические подходы обновления педагогических технологий физического воспитания. Л.И. Лубышева. Физическая культура молодежи в XXI веке: Материалы I науч.-практ. конф. вузов ЦЧР России. Воронеж: ВГУ, 2001.

4. Синяев Е.Е. Самосовершенствование курсантов образовательных учреждений МВД России по дисциплине физическая подготовка: методическое пособие. Е.Е. Синяев, А.А. Синяева. Брянск.2010.

ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ АДВОКАТОМ КЛИЕНТА

Н.Д. ЭРИАШВИЛИ

19.00.00 — психологические науки E-mail: nodari@unity-dana.ru

Аннотация. Статья рассказывает о том, что разъяснить клиенту правовые способы решения его проблем адвокату значительно легче, если использовать в процессе консультирования психологические приемы (психотехнологию).

Ключевые слова: психотехнические приемы, этапы консультирования, обсуждение проблемы, способы разъяснения, подстройка к клиенту, активизация внимания, мыслительной деятельности, чувств клиента.

PSYCHOTECHNOLOGY OF CONSULTATION BY THE LAWYER OF THE CLIENT

N.D. ERIASHVILI

Annotation. Article tells that to explain to the client legal ways of the decision of its problems by the lawyer much easier, if to use in the course of consultation psychological receptions (psychotechnology).

Key words: psychotechniques, consultation stages, discussion of the problem, ways of an explanation, fine tuning to the client, activization of attention, cogitative activity, feelings of the client.

Среди компонентов профессиональной компетентности адвоката умение проводить консультирование одно из самых важных. Цель консультирования — дать клиенту исчерпывающую информацию по интересующему его вопросу, разъяснить всевозможные варианты решения его проблемы, предсказать возможные правовые и неправовые последствия каждого варианта решения и помочь выбрать наиболее приемлемый для клиента вариант решения1. Несмотря на сложность и уникаль-

ность каждого процесса консультирования, он все же включает в себя ряд частично совпадающих задач: убеждение клиента в том, что адвокат в достаточной мере представляет его интересы; ознакомление клиента с оценкой его положения; совет клиенту, как обеспечить максимальную вероятность успеха. Как видно из перечня этих задач, в отличие от интервьюирования, где источником фактической информации является клиент, в процессе консультировании коммуникативные роли меняются. Те-

перь активная роль в диалоге принадлежит юристу. Он должен передать клиенту всю нужную ему информацию о правовых аспектах его проблемы. Но сделать это следует так, чтобы, во-первых, клиент понял, о чем говорит юрист, что значат те или иные положения закона, как они влияют на возможность решения его проблемы. Во-вторых, разъяснения юриста не должны превращаться в монолог, так как консультирование предполагает прежде всего обсуждение проблемы с клиентом.

Поскольку любое консультирование включает в себя несколько этапов, важно также научиться организовывать и проводить консультирование сообразно этим этапам, используя психотехнологию взаимодействия и информирования клиента. Под психотехнологией консультирования клиента понимается научно обоснованный и проверенный на опыте психологический способ выполнения коммуникативных действий, обеспечивающих достижение намеченного результата (разъяснение клиенту правовых способов решения проблем). Этот способ представляет собой системное, целостное и алгоритмизированное операциональное образование, которое включает в себя в качестве взаимодействующих элементов психологические приемы, правила, условия, средства и микротехнику, а также специфику их использования. Психотехнология основана на психологических знаниях и правоохранительном опыте, исходит из расчетов, конкретных рекомендаций, наблюдения, понимания, оценок, предполагает гибкость мысли и адекватность корректировок, соответствующие умения и навыки. Очевидно и то, что психотехнология — операциональная целостность более крупного масштаба, чем отдельные психологические методы, приемы или их сочетания2.

1. Этап подготовки к консультированию. Готовясь к консультированию, адвокату необходимо еще раз просмотреть все известные факты, полученные в процессе интервьюирования клиента, при изучении документов. При обращении к нормативным актам следует уточнить и уяснить текст законов и содержание правовых норм, выбрать из них необходимые, соответствующие фактам и требованиям клиента, определить пределы их действия и последствия их применения. И хотя этим адвокат занимается чаще всего в отсутствие клиента, не исключены ситуации, когда консультацию необходимо проводить сразу. В любом случае, адвокат не должен стесняться присутствия клиента и уточнить то, что сформулировано в законе.

Необходимо определить возможные процедуры по реализации правовых норм применительно к ситуации клиента, просчитать всевозможные материальные, временные затраты. Следует подумать и о том, когда, где, в какой форме (устной или письменной) целесообразно провести предстоящую консультацию, какие вспомогательные материалы могут понадобиться3.

2. Этап встречи и разъяснения клиенту порядка проведения консультации. В этот момент определяются не только организационные, но и психологические аспекты консультирования. Очень важный момент начала консультации - определение ее последовательности. Следует знать: сколько времени может потратить на адвокат, каким временем располагает клиент; достаточно ли этого времени для спокойного и всестороннего обсуждения всех вопросов. Учитывая характер и настрой клиента, следует сразу оговорить и порядок обсуждения этих вопросов. Адвокат может перечислить всевозможные варианты, после чего обсуждать каждый из них или только те, которые заинтересуют клиента. Можно предложить сначала обсудить варианты и только потом способы и средства их реализации или делать это одновременно, чтобы при выборе варианта клиент оценил усилия и затраты, которые потребует реализация каждого варианта.

3. Этап разъяснения клиенту возможных вариантов решения и анализ возможных последствий каждого из них. Поскольку это центральный, наиболее важный этап консультирования, то к нему следует предъявлять не только организационные, но и психологические требования.

1) Разъяснения адвоката должны быть ясными и понятными. Умение говорить ясно и понятно необходимо всегда для адвоката, но зависит оно не только от его собственной грамотности, богатства его лексического запаса, но и от способности «подстроиться» к клиенту4.

Подстройка — это достаточно сложный и «утонченный» процесс, имеющий множество индивидуальных особенностей и проявлений. Его можно разделить на подстройку к языку тела и подстройку к речи.

Подстройка к языку тела включает в себя отражение позы человека, жестов (когда приходит ваша очередь говорить); движений (особенно кивание головой). Тело во многом передает состояние человека и его отношение к сказанному. Но в конечном итоге именно слова передают «официальный» смысл, поэтому важно уметь подстраиваться и к речи консультируемого. Сознание человека в большей степени настроено на понимание речи собеседника, которая является отражением модели мира человека. Поэтому, подстраиваясь к речи клиента адвокат подстраивается и к его модели мира. Другими словами человеку всегда легче понимать речь, которая похожа на его собственную. Подстройка к речи включает: подстройку к темпу и ритму речи; подстройку к голосу (громкости, интонации); подстройку к содержанию (использование в собственной речи ключевых слов клиента, повторение окончания фраз, использование той же репрезентативной системы и т.п.).

2) Адвокату необходимо перечислить клиенту все возможные варианты решения проблемы, в том числе и такие, которые могут не понравиться, огорчить его. Адвокату следует сохранять объективность и своевременно предупреждать клиента о возможных неудачах.

3) Предметом разъяснения должны быть не только варианты решения проблемы, но и прогноз возможных последствий. При обсуждении последствий следует помнить, что клиенту принадлежит немаловажная роль, так как только ему могут быть известны определенные обстоятельства.

4) Необходимо разъяснить способы и возможные затраты для реализации обсуждаемых вариантов, роль самого клиента в реализации каждого из них. Клиент должен четко представить себе, каких усилий и затрат потребует реализация каждого варианта как для адвоката, так и лично для него.

Как правило, на этом этапе клиент пассивен и слушает монолог адвоката. Но это не означает, что ему нечего сказать или не о чем спросить. Важно и эту часть консультации вести в диалоговой форме время от времени задавая вопросы клиенту, прибегая к таким выражениям, как: «если это вас заинтересует...», «один из возможных вариантов...», «вероятнее всего...» и т.п. Говоря о возможных последствиях, адвокат может уточнить позицию клиента, его отношение и тем самым получить более точное представление об истинных намерениях клиента. Побуждение к действию может быть усилено, если юрист будет не просто повествовать, а выражать свое отношение к тому, что говорит, т.е. вкладывать в содержание своей речи душу, испытывать искреннюю заинтересованность в предмете разговора, проникаться глубоким чувством важности своего дела.

4. Этап помощи клиенту в выборе оптимального решения. После того как клиенту будут разъяснены все возможные пути решения его проблемы и обсуждены с ним возможные для него последствия, адвокат переходит к наиболее ответственному этапу выбора оптимального варианта. При этом мнение клиента может не совпадать с мнением юриста. Адвокат может лишь рекомендовать клиенту то решение, которое ему представляется оптимальным. Но после обсуждения всех вариантов и их последствий, клиент может остановить свой выбор и на другом варианте. Это право клиента, и адвокат с этим должен согласиться.

Вместе с тем, в подобных ситуациях будет не лишним еще раз перепроверить, правильно ли клиент понял суть и последствия избранного варианта. Адвокат может спросить, готов ли клиент на значительно большие затраты, или определенные потери, которые непременно возникнут при реализации избранного варианта. Можно попросить клиента объяснить, почему он выбирает именно этот вариант, как он представляет себе его реализацию и возможные результаты.

Так или иначе, необходимо подвести клиента к осознанному выбору варианта решения. Если решение будет воспринято им как собственное, он сможет более последовательно и настойчиво претворять его в жизнь или содействовать в этом адвокату, представляющему его интересы.

Консультирование психологически будет тем успешнее, чем внимательнее и убедительнее будет выглядеть адвокат. От него требуется откровенность с клиентом и, вместе с тем, определенная дистанция, которая позволит им обоим искать выход из проблемы совместными усилиями и обеспечит принятие решения, наиболее соответствующего целям и интересам клиента. Кроме того, на этом этапе особенно важно с помощью психотехнических приемов активизировать внимание клиента, усилить его мыслительную деятельность и чувства5.

1) Прием «акцентировки» используется в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание клиента на самые важные (с точки зрения адвоката) моменты в сообщении. Данный прием можно реализовать с помощью прямой и косвенной акцентировки. Прямая акцентировка достигается за счет употребления таких фраз, как, например, «прошу обратить внимание», «важно отметить, что...», «необходимо подчеркнуть, что...» и т.д. Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы контрастировать с окружающим фоном и автоматически привлекать внимание (голос, темы речи, интонация, жесты и т.п.).

2) Прием «своевременного использования пауз» подготавливает клиента, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного. Использование пауз полезно в следующем ряде случаев:

• перед тем как начать говорить. Пауза дает возможность клиенту подготовиться к восприятию, настраивает его внимание на слушание и позволяет адвокату собраться с мыслями;

• для управления вниманием и усиления значения сказанного. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно не услышать или понять неправильно, применение пауз весьма полезно перед ними. В данном случае она сравнима с остановкой гида перед особенно интересной картиной;

• вместо знаков препинания, когда паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понятности;

• при смене характера консультации. В данном случае пауза разделяет ее процедуры, не позволяет смешивать различные этапы беседы.

3) Прием «переформулировки» — эффективное средство поддержания внимания и усиления воздействия. Уже высказанная ранее мысль переформулируется адвокатом по-новому, иными словами и выражениями. Это тем более целесообразно, когда речь идет о сложных или очень значимых для консультируемого вопросах. При отказе клиента ответить на поставленный вопрос рекомендуется не настаивать на ответе, а переформулировать вопрос.

5. Этап определения стратегии и тактики реализации принятого решения (завершение консультирования). Выбор клиентом с из всех предложенных вариантов наиболее предпочтительного, как

правило, вызывает у него определенную удовлетворенность. Но тут же может возникнуть и некоторая растерянность по поводу того, как реализовать избранный способ решения проблемы? Здесь следует четко определить необходимые действия, распределить обязанности: что будет делать юрист, а что сможет сделать клиент самостоятельно. На этом этапе определяются сроки, возможные и необходимые дополнительные встречи адвоката с клиентом, обговариваются вопросы и предложения по составлению необходимых юридических документов. Например, если клиент решил обратиться с иском в суд, можно обсудить с ним, когда целесообразно подать исковое заявление, к кому из судей пойти на прием, какие документы представить вместе с иском, а какие приберечь до судебного разбирательства и т.п.

То сотрудничество, которого адвокат сумел добиться в начале консультации поможет ему успешно завершить ее, а в последующем оно будет залогом успеха и в реализации выработанного варианта решения. Конечно же, консультации могут быть и менее продолжительными, когда клиент об-

ращается к адвокату только за разъяснением закона или с вопросом своих отдельных личных прав. В подобных случаях адвокат может ограничиться лишь дачей юридической справки. Если же вопрос клиента требует анализа фактических обстоятельств, изучения каких-либо доказательств, юридических документов, адвокат должен провести консультирование в полном объеме, начиная с подготовительного этапа.

1 Юридическая клиника: опыт практического обучения юристов / отв. ред. A.B. Байков, Л.А. Воскобитов, П. Дуглас, Л.В. Туманова и др. Учебно-методическое пособие. Спб, 1999. С. 109-110.

2 Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. A.M. Столяренко. М., 2003. С. 285.

3 Профессиональным навыки юриста: Опыт практического обучения. М.: Дело, 2001. С. 134.

4 Рюкле X. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. М., 1995. С. 23- 28.

5 См.: подробнее: Аминов И.И. Психология делового общения: учебное пособие / И.И. Аминов. 6 изд. М., 2010. С. 213-217.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.