Научная статья на тему 'Психотехнологии развития педагогической рефлексии'

Психотехнологии развития педагогической рефлексии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / PEDAGOGICAL REFLECTION / ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TRAINING TECHNOLOGIES / VIDEO TRAINING / ПСИХОДРАМА / PSYCHODRAMA / ВИДЕОТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашникова Ольга Владиславовна

В статье анализируются проблемы развития педагогической рефлексии, которая становится одним из условий совершенствования профессиональной компетентности современного учителя. Педагогическая рефлексия рассматривается как интегративное образование, зависящее от социальных факторов и индивидуально-типологических свойств и особенностей учителя. Выделяются технологии развития данного качества, большее внимание уделяется рассмотрению личностно ориентированного видеотренинга с использованием ролевых методов, психодрамы, психогимнастики и психорисунка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психотехнологии развития педагогической рефлексии»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

PSYCHO DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL REFLECTION Kalashnikova O.V. (Russian Federation) Email: Babayev437@scientifictext.ru

Kalashnikova Olga Vladislavovna - Candidate of psychological Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF SOCIAL WORK, MANAGEMENT AND LAW,

RUSSIAN STATE VOCATIONAL PEDAGOGICAL UNIVERSITY - BRANCH, NIZHNY TAGIL

Abstract: the article analyzes the problems of development of pedagogical reflection, which becomes one of the conditions for improving the professional competence of a modern teacher. Pedagogical reflection is considered as an integrative education, depending on social factors and individual-typological properties and features of the teacher. Stand out technology the development of this quality, more attention is paid to the personality-oriented videotraining using role-playing techniques, psychodrama, psihogimnastiki and psicorisc. Keywords: reflection, pedagogical reflection, training technologies, video training, psychodrama.

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

РЕФЛЕКСИИ Калашникова О.В. (Российская Федерация)

Калашникова Ольга Владиславовна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной работы управления и права,

Российский государственный профессионально-педагогический университет - филиал,

г. Нижний Тагил

Аннотация: в статье анализируются проблемы развития педагогической рефлексии, которая становится одним из условий совершенствования профессиональной компетентности современного учителя. Педагогическая рефлексия рассматривается как интегративное образование, зависящее от социальных факторов и индивидуально-типологических свойств и особенностей учителя. Выделяются технологии развития данного качества, большее внимание уделяется рассмотрению личностно ориентированного видеотренинга с использованием ролевых методов, психодрамы, психогимнастики и психорисунка. Ключевые слова: рефлексия, педагогическая рефлексия, тренинговые технологии, видеотренинг, психодрама.

Проблема рефлексии является актуальной в практической педагогической психологии [1]. Ее рассматривают как одно из условий развития профессиональной компетентности современного педагога и его готовности к выполнению действий в системе образования на разных ее ступенях, а также ориентированность на развитие и саморазвитие конкретного субъекта педагогической деятельности.

Анализ современной психолого-педагогической литературы позволяет определить педагогическую рефлексию как достаточно интегративное образование, зависящее в своем развитии от социальных факторов и индивидуально-типологических свойств и особенностей учителей. Данное качество не является константным качеством, так как имеет тенденцию к постоянному развитию и изменению в зависимости от характера выполняемой профессиональной деятельности и состояния человека.

Именно поэтому, в последние годы достаточно серьезно обсуждается на теоретическом и практическом уровне психотехнологии развития и

European science № 5 (37) ■ 84

совершенствования педагогической рефлексии через систему развития профессиональных качеств.

Проведенные исследования позволили достаточно четко определить, какие профессиональные качества в большей мере оказывают влияние на развитие педагогической рефлексии. Это, прежде всего, профессиональная направленность деятельности, позитивный образ «Я - педагог», склонность к сотрудничеству в профессиональной деятельности, способность к эмпатии, наличие субъектности поведения, достаточный уровень развития аналитико-синтетической мыслительной деятельности и т.п.

Наиболее высокие корреляционные показатели выявлены по факторам: адекватность самооценки-0,64, высокий уровень самоконтроля-0,58, мыслительная гибкость-0,42; профессиональная направленность поведения-0,38, позитивный образ «Я-педагог»-0,36; высокая самокритичность-0,38, тенденция к саморазвитию и самовоспитанию-0,32, субъектность поведения-0,30, эмпатическое присоедениение-0,26.

Знание данных особенностей развития педагогической рефлексии позволило выявить ряд психотехнологий, способствующих развитию данного качества.

Одним из наиболее продуктивных методов, направленных на развитие личностной педагогической рефлексии в зарубежных и отечественных исследованиях считается видеотренинг. Основной формой работы при его реализации для развития профессиональной значимой компетентности можно считать разыгрывание ролевых педагогических ситуаций. Они имеют непосредственную связь с практической деятельностью и позволяют в процессе проигрывания находить выходы из проблемных ситуаций и вербализировать данные сложности. Проигрывание педагогических ситуаций не требует дополнительной подготовки. В ходе их реализации учитель получает достаточно большой объем дополнительных сведений, позволяющий более серьезно понять самого себя [3].

Например, субъект тренинговой группы берет на себя роль учителя-предметника. Он определяет возраст объектов воздействия, их предмет и тему изучения. При этом он использует только тот запас знаний, которым владеет в данный момент. Временной промежуток реализации «занятия» не регламентируется, его протяженность зависит от ситуации успешности в реализации и поэтому ситуативно. Даже ситуация, если назначенный педагог удачно реализовал свой потенциал или испытал определенные сложности, представляет материал для серьезного группового и индивидуального анализа. Разыгрывание ролевых ситуаций может

сопровождаться и искусственно усложняющимися условиями. Это позволяет быстрее увидеть особенности индивидуально-личностных характеристик себя и других, порождающих проблемы профессиональной деятельности. Позволяет увидеть педагогу себя не только в процессе межличностного группового взаимодействия, а при выполнении социальной роли, опосредованной профессиональной ситуацией. Это предоставляет возможности для осознания внутреннего, чаще всего скрытого и не до конца осознаваемого, состояния субъектов занятия.

Каждая форма реализации ролевых методов завершаются совместным и индивидуальным обсуждением, анализом увиденного и услышанного. Необходимым условием становится предложения точки зрения каждого участника с позиции сложности или простоты выполнения той или иной роли, анализа проблем, которые она вызвала в поведении и т.п. На первом этапе он сам анализирует свои действия, лишь после этого, на втором этапе, свою точку зрения высказывают члены группы. На третьем этапе осуществляется просмотр видеозаписи и повторный анализ поведения участников игры.

Как показал опыт использования данной техники, наиболее незначительное количество проблем выделяется участниками группы на первом этапе (при первичном анализе). Анализ характеризуется положительной направленностью, осуществляется достаточно поверхностно. На втором этапе все участники начинают выделять гораздо

85 ■ Еигореап Баепсе № 5 (37)

большее количество ошибок и проблем, сложностей при организации самого себя, следствием чего становится смена результатов взаимодействия на отрицательную тенденцию. Это становится результатом создания условий для возможности посмотреть педагогу на себя «со стороны». Системное использование практики видеозаписи становится одним из источников более глубокого осознания педагогом своего поведения.

Практика видеозаписи возможна для использования не только при проведении специальных тренинговых занятий, но и в профессиональной и обыденной деятельности, так как подобные действия, как ни что другое стимулируют развитие личностной рефлексии поведения [2].

Одним из методов, который можно использовать для развития педагогической рефлексии в процессе тренинговых занятий, является психодрама. Главной особенностью ролевой игры и психодрамы является спонтанность, непосредственность и непроизвольность действий участников. Главной отличительной особенностью психодрамы становится то, что в ее процессе проигрываются ситуации, связанные с личной жизнью педагога и за счет этого, имеющие для него субъективную значимость, что существенно значимо, для развития педагогической рефлексии. При реализации данной технологии каждый участник группы имеет возможность вставлять реплики-мнения за другого человека в подходящий момент и в корректной форме говорить от его имени. Это делается для повышения осознания личностной проблемы и помощи в выстраивании направленности диалога для обострения проблемы или внесения поправки во взаимодействие с участниками тренинга [69].

Таким образом, при ролевой игре в центре внимания находится профессиональная (производственная) проблема, при психодраме эту роль выполняет личностная проблема субъекта деятельности. Другими словами, в ролевой игре важен профессионально-педагогический аспект; в психодраме главное внимание отводится психологическому аспекту, а весь процесс направлен на проникновение в личностную проблему субъекта.

Особую ценность, на наш взгляд, для реализации психотехнологий развития педагогической рефлексии поведения представляет такой прием, как введение "второго внутреннего Я". Этим "вторым Я" может стать любой из присутствующих. Этот прием помогает раскрыть внутреннюю "скрытую" личность участников. Когда педагогу становится сложно выразить вслух свои мысли и чувства, двойник становится сзади, имитируя его действия и произнося вслух его скрытые мысли.

Внешнее наблюдение участников в процессе проигрывания педагогических и личностных ситуаций могут помочь субъекту воздействия лучше разобраться в самом себе, в своем поведении, своих отношениях. При этом, участники группы должны активно включаться в процесс, что способствует более адекватному проникновению в сущность своего поведения и в свои отношения с окружающими. Это создает «эффект зеркального» отражения себя и другого человека, их скрытых и неосознаваемых особенностей поведения.

Достаточно часто в ходе тренинговых занятий можно использовать прием «зеркало», когда кто-нибудь из членов группы играет роль другого, это дает возможность последнему наблюдать за собой как в зеркале и более глубоко осознавать существующие проблемы поведения.

Кроме основных методов и приемов развития педагогической рефлексии поведения используются и вспомогательные. К ним могут быть отнесены: психогимнастика, психорисунок и т.п.

Данные методы и приемы можно считать базовыми в разработке и осуществлении личностно ориентированного тренинга развития педагогической рефлексии. Он может быть представлен как совокупность системы воздействий, заданий, направленных на развитие, сопровождение и актуализацию профессионально важной

Еигореап Баепсе № 5 (37) ■ 86

характеристики педагога [3]. Особенностью этого тренинга является установка на «формообразование» личности субъекта, соответствующее наполнению и ожиданиям профессиональной деятельности. Личностно ориентированный тренинг становится одним из условий реализации саморазвития, самокоррекции, самосовершенствования педагога в профессиональной деятельности. Данный тренинг представляет собой технологию соединения ролевой игры, дискуссии с некоторыми элементами психодрамы, психогимнастики, психорисунка и т.п. [3].

Для развития педагогической рефлексии необходимо создание специально организованной деятельности, что требует применения в практике последипломного и вузовского образования соответствующих технологий.

Список литературы /References

1. Калашникова О.В. Психологические особенности развития педагогической рефлексии.: Дисс.. ..канд. псих. наук. Санкт-Петербург, 1999. 205 с.

2. Жижина И.В. Преподаватель как фасилитатор инновационного образования процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 1 (часть1).

3. Калашникова О.В. Развитие педагогической рефлексии как основы профессионализма // Акмеология профессионального образования. Екатеринбург: РГППУ, 2015. С. 50-54.

Список литературы на английском языке /References in English

1. Kalashnikova O. V. Psychological features of the development of pedagogical reflection.: Diss....kand. crazy. sciences. St. Petersburg, 1999. 205 р. [in Russian].

2. Zhizhina I.V. Teacher as a facilitator of innovative education process in high school. Modern problems of science and education, 2015. № 1 (part 1) [in Russian].

3. Kalashnikova O. V. development of pedagogical reflection as a basis of professionalism // Acmeology of professional education. Yekaterinburg: RSPU, 2015. P. 50-54[in Russian].

87 ■ European science № 5 (37)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.