Научная статья на тему 'Педагогическая рефлексия специалиста по физической культуре и спорту'

Педагогическая рефлексия специалиста по физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
967
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / PEDAGOGICAL REFLECTION / КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ / CRITERIA AND METHODS OF TEACHING REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иоакимиди Ю. А., Шрам В. П., Гринева Д. А.

Данная статья посвящена проблеме формирования педагогической рефлексии у специалиста по физической культуре и спорту в процессе обучения в вузе, раскрыта сущность, критерии и методы ее формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иоакимиди Ю. А., Шрам В. П., Гринева Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL REFLECTION SPECIALIST FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

This article deals with the problem of formation of pedagogical reflection by a specialist in physical culture and sports in the course of training in high school, reveals the essence, criteria and methods of its formation.

Текст научной работы на тему «Педагогическая рефлексия специалиста по физической культуре и спорту»

УДК 159.955.4:796.01

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Ю.А. Иоакимиди1, В.П. Шрам1, Д.А. Гринева2

1 Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

2 МБУДО ДЮСШ «Виктория», ст. Выселки Краснодарского края, Россия Для связи с авторами: E-mail: [email protected]

Аннотация:

Данная статья посвящена проблеме формирования педагогической рефлексии у специалиста по физической культуре и спорту в процессе обучения в вузе, раскрыта сущность, критерии и методы ее формирования.

Ключевые слова: рефлексия, педагогическая рефлексия, критерии и методы развития педагогической рефлексии.

PEDAGOGICAL REFLECTION SPECIALIST FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS Y.A. Ioakimidi1, V.P. Shram1, D.A. Grineva2

1 Adygeya State University, Maikop, Russia

2 MBUDO Youth "Victoria", Art. Vyselki, Krasnodar Krai, Russia Abstract:

This article deals with the problem of formation of pedagogical reflection by a specialist in physical culture and sports in the course of training in high school, reveals the essence, criteria and methods of its formation. Keywords: reflection, pedagogical reflection, criteria and methods of teaching reflection.

Кардинальные преобразования культурной и социально-экономической жизни страны обусловили появление новых ценностей в образовании, сформировали в обществе устойчивые запросы на профессионально компетентного педагога, способного к проектированию развивающей социально-педагогической среды, к созданию психолого-педагогических условий эффективного образования и воспитания человека на основных этапах онтогенеза. Функция школы — передача культурного опыта новым поколениям в виде логически завершенной системы знаний, формирование у учащихся научной картины мира — перестает быть, по сути, единственной, как ранее. В дополнение к ней приходит новая функция образования — активно способствовать преобразованию общества посредством развития самостоятельности и творческого потенциала личности обучающихся. Такой системе образования требуется педагог-профессионал, являющийся подлинным субъектом педагогической деятельности, ориентированный на разви-

тие человеческих способностей, а не только на трансляцию знаний, умений, навыков; умеющий конструировать развивающие образовательные ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачи. Это должен быть педагог нового типа, способный быстро реагировать на происходящие общественные изменения, корректировать свою собственную профессиональную деятельность в соответствии с изменяющимися социальными требованиями. Характерной особенностью его профессионального сознания должна являться сосредоточенность мышления на педагогических проблемах, видение педагогического процесса как целостного явления, центральное место в котором принадлежит развивающейся личности ученика. Учитель физической культуры, тренер должен обладать целым комплексом качеств, без которых реализация поставленных выше задач станет практически невозможной. Для профессионального роста данных педагогов необходима ориентация на самообразование, саморазвитие, самовоспитание; потребность

и способность к рефлексии педагогической деятельности. В связи с вышесказанным целью нашего исследования стало выявление сущности, критериев и методов формирования педагогической рефлексии у будущих спортивных педагогов.

В деятельности спортивного педагога рефлексия играет определяющую роль, так как ориентирует его на самоанализ результатов собственного труда, всесторонний анализ поведения детей и их родителей, межличностных отношений, а также на коррекцию взаимодействия с воспитанником. Кроме того, рефлексия выступает в качестве одного из основных механизмов реализации активности человека, его саморазвития, а целенаправленное рефлексивное взаимодействие преподавателя и учащихся может быть основой успешного управления учебной деятельностью.

Рефлексия означает осознание себя и ожиданий других субъектов образовательного процесса; это попытка понять происходящее в себе и себя в происходящем путем самостоятельного обращения к самоанализу [1,2]. Профессиональная рефлексия обеспечивает готовность действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, гибкость в принятии решений, стремление к реализации нововведений и инноваций, постоянную нацеленность на поиск новых, нестандартных путей решения профессиональных задач, способность переосмыслить стереотипы своего профессионального и личностного опыта [3].

Педагогическая рефлексия определяется как обращенность сознания педагога на самого себя, учет представлений учащихся о его деятельности и о том, как педагог понимает деятельность ученика [4,5]. Она направлена на самоорганизацию педагога через осмысление себя, своей профессиональной деятельности как способа осуществления своего целостного «Я» и эффективна в той мере, в какой субъект способен понимать, принимать, содействовать действиям других [4]. В онтологическом плане педагогическая рефлексия выступает как средство становления мира человека в профессии (трансформации

ценностно-смысловых составляющих образа профессии и профессионала как детерминант формирования образа/стиля профессиональной деятельности и общения), поскольку направлена на фиксацию субъектом текущих и итоговых изменений (достижений), а также прогнозирование хода формирования профессиональной компетентности. Педагогическая рефлексия в разной степени присуща любому учителю [5,6]. Так, в творчестве педагогов-новаторов всегда ярко присутствует умение мыслить и действовать нешаблонно. Анализ их деятельности показывает, что им в высокой степени присуща рефлексия (анализ) собственного педагогического опыта. Именно она позволяет совершенствовать эмпатический аспект педагогического мастерства — умение в той или иной степени встать на позицию ученика и с нее взглянуть на самого себя как на учителя. Педагогическая рефлексия является наиболее значимым качеством личности учителя физической культуры и тренера, обеспечивающим рост профессионализма педагога и становление его как профессионала. В связи с этим ее формирование и развитие в процессе профессиональной подготовки является важной задачей системы высшего образования [7]. Педагогическая рефлексия реализуется в рефлексивной деятельности, объединяющей аналитико-оценочную и смыслопоисковую деятельность в единую метадеятельность. Формами ее проявления на практике выступают: педагогическая диагностика, педагогические исследования, педагогическое конструирование и проектирование; указанные виды деятельности чрезвычайно важны для учителя физической культуры и тренера. Рефлексия является основой педагогической деятельности учителя на всех ее этапах: от замысливания цели до получения и анализа результатов. Это может быть представлено в виде следующей цепочки: цель педагогической деятельности — рефлексивный анализ ситуации — выбор; проектирование и конструирование учителем средств педагогической деятельности на основе рефлексии на адекватность этих средств поставленной цели — реализация проекта — рефлексия на

различение проекта и его реализации (цели и результата). При этом рефлексия учителя может быть направлена на предмет педагогической деятельности, на саму педагогическую деятельность, на взаимодействие с другими людьми (учителями, учениками, родителями), на выявление собственных средств и способов мышления, понимания, коммуникации, а также действия и деятельность учеников, понимание их способов деятельности, мышления, понимания, коммуникации. В осуществлении рефлексии у специалиста по физической культуре и спорту можно выделить следующие взаимосвязанные моменты: осознание педагогом подлинных мотивов своей педагогической деятельности; умение отличать собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем учеников; способность к эмпатии и децентрации; умение видеть себя глазами ученика. Основными структурными элементами процесса, обусловливающими развитие педагогической рефлексии, являются: диагностика состояния как самого процесса развития, так и его результатов, уровня развития педагогической рефлексии; коррекция процесса обучения рефлексии; проблемно-исследовательский характер обучения. Кроме того, в контексте нашего исследования важное значение имеет понимание ключевых функций рефлексии, к которым относятся следующие: креативная (проявляется в создании условий для развития творческого потенциала студента); собственно рефлексия (позволяет ему, прежде всего, переосмыслить свой предшествующий опыт); стимулирующая (предполагает создание условий для проявления и развития рефлексивной деятельности).

С учетом вышесказанного общими критериями эффективности процесса развития педагогической рефлексии выступа-

ют: усиление положительной мотивации к профессионально-личностному самопознанию, саморегуляции и саморазвитию; развитие ценностного отношения педагога к себе и своей будущей профессиональной деятельности; повышение уровня педагогической рефлексии; технологизация процесса рефлексивной деятельности (полнота, системность, научность и т.п.).

Изучая особенности формирования педагогической рефлексии у будущих специалистов по физической культуре и спорту, мы еще в 2004 году провели тестирование студентов 1-5-го курсов Института физической культуры (ИФК) и дзюдо Адыгейского государственного университета (АГУ), которое позволило оценить сформированность данного качества личности; при этом использовался тест, предложенный М.К. Тутушкиной. При анализе и сравнении показателей мы учитывали, что оптимальными для педагога являются средний и высокий уровни развития рефлексии. Завышенный уровень указывает на повышенную возбудимость и неоправданную перепроверку своей деятельности. Студенты с низким уровнем вообще не видят необходимости анализировать свое поведение, критически оценивать свои действия (таблица 1). Из таблицы видно, что высокий уровень рефлексии был присущ 47,12% учащихся 1-го курса и 42,53% студентов 2-го курса. Однако на 3-м курсе наблюдалось значительное понижение количества студентов с оптимальным для педагога уровнем развития данного качества — 19,23%, что произошло за счет увеличения студентов с повышенным уровнем — 69,23%. На 4-м курсе высокий уровень рефлексии был характерен уже для 45%, а к 5-му курсу этот показатель снизился до 38,28 %. Такое резкое повышение данного показателя к 4-му курсу было связано с тем, что на

Таблица 1 - Показатели развития рефлексии у студентов ИФК и дзюдо АГУ (2004 г.)

Курсы Уровни развития рефлексии

Низкий Средний Высокий Повышенный

1-й (п=114) 0% 20,85% 47,12% 32,03%

2-й (п=94) 1,55% 17,8% 42,53% 38,12%

3-й (п=121) 0% 11,5% 19,27% 69,23%

4-й (п=90) 3,7% 19,54% 45% 31,76%

5-й (п=115) 3,88% 14,83% 38,28% 43,01%

занятиях по предмету «Основы акмеологии физической культуры» студентами выполнялись задания, направленные на развитие у них рефлексивных способностей. Но сформированные у них рефлексивные установки не стали в достаточной степени фиксированными, в связи с чем на 5-м курсе произошло снижение их показателя. Следует заметить, что в процессе обучения в вузе практически не менялось количество студентов со средним уровнем развития рефлексии: на 1-м курсе — 20,85%, что незначительно отличается от 5-го курса — 14,83% (Р>0.05). Достаточно высок процент студентов с повышенным уровнем рефлексии, особенно на 3-м курсе — 69,23% студентов. Это свидетельствует о том, что почти 50% выпускников боялись самостоятельно принимать решения. В связи с произошедшими реформами в сфере образования и принятием Болонского соглашения АГУ перешел на двухуровневую систему подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Это повлекло за собой изменения образовательных программ, учебных планов, целевых ориентиров и содержания ряда преподаваемых дисциплин, что не могло не сказаться на образовательных и воспитательных результатах. Поэтому по прошествии более 10 лет нами был проведен ретест с целью определения сформирован-ности рефлексии у современных студентов (таблица 2).

На основании результатов ретеста можно сделать вывод, что студенты 2016 года владеют рефлексивными умениями лучше, чем их ровесники в 2004 году, так как учащихся с высоким уровнем развития данного качества личности стало больше и практически отсутствуют студенты с низким уровнем рефлексии. Следует отметить, что выявленные различия статистически не достоверны (Р>0,05). Однако, несмотря на положительную ди-

намику исследуемого качества личности у студентов ИФК и дзюдо, в настоящее время оптимальными уровнями педагогической рефлексии характеризуются чуть более половины выпускников. В связи с этим в образовательном процессе необходимо уделять целенаправленное внимание развитию у студентов данного качества. Важное значение в данном процессе имеет использование следующих методов: педагогических игр, дискуссий, исследовательского, тренинга, анализа педагогических ситуаций, ведения дневника, аудио- или видеосамонаблюдения. Метод педагогических игр включает использование обучающих, деловых игр. Рефлексия является элементом деловой игры, содержащей обычно несколько последовательно осуществляемых циклов. Переход от одного цикла к другому или прекращение процесса производится в соответствии с результатом рефлексии, предпринимаемой после каждого цикла. При этом содержание принимаемых решений, правила их принятия и выполнения могут быть пересмотрены и видоизменены. В силу этого деловая игра содержит рефлексию в качестве необходимого элемента самоорганизации и самоконтроля. При невозможности решить какую-либо задачу в новых условиях прежде выработанным способом формулируют вспомогательную, опосредующую по отношению к исходной, задачу. Решив последнюю, находят решение исходной, цепочка таких опосредований может быть достаточно длинной.

Участие в играх позволяет, во-первых, диагностировать возможные профессиональные затруднения, во-вторых, включиться в процесс профессионального саморазвития, выработки своей педагогической позиции. Наиболее эффективным средством для реализации метода педагогических игр при саморазвитии педагогической рефлексии является

Таблица 2 - Показатели развития рефлексии у студентов ИФК и дзюдо АГУ (2016 г.)

Курсы Уровни развития рефлексии

Низкий Средний Высокий Повышенный

1-й (п=32) 0% 25% 37,5% 37,5%

2-й (п=62) 4,55% 0% 45,45% 54,55%

3-й (п=63) 0% 0% 47,62% 52,38%

4-й (п=54) 0% 22,22% 38,9% 38,9%

проигрывание ролей. Ситуации, в которых исполнение роли сочетается с самоубеждением, способны оказывать глубокое влияние на личность, приводя к значительным изменениям. Этот метод заключается в том, что необходимо активно принять роль другого человека (персонажа), например, преподавателя, ученика, родителя с целью добиться адекватности в восприятии и оценке этого человека. Иногда достаточно лишь наблюдать за тем, как другой член группы играет роль, чтобы произошли изменения в восприятии и установках [8].

«Жизнь» воспитанника как способ его бытия, как культурно-историческая реальность дана воспитателю «переживанием». Переживание понимается не чисто эмоционально, в нём содержится момент, названный «осознанностью». Это осознание, конечно, не лишено эмоциональности, интереса, страсти, которые играют огромную роль в достижении понимания. «Переживание» даёт материал для рефлексии. На основе опыта «переживания», приобретённого в прошлой жизни, воспитатель получает способность понимать другого, благодаря тому что ему «знакомы» аналогичные переживания и он уже когда-то пережил нечто подобное. С помощью исполнения чужой роли можно добиться более терпимого отношения к противоположной точке зрения, поскольку в процессе проигрывания роли человеку приходится публично отстаивать точку зрения, с которой изначально он был не согласен, в результате чего включаются механизмы саморефлексии. Проигрывание педагогических ситуаций позволяет искусственно воссоздавать условия реальной педагогической деятельности. Проигрывание ситуации позволяет осмыслить педагогическую проблему как жизненную, учитывая последствия любого решения, предопределяя возможные изменения в ребенке и, желательно, перемены в самом себе как профессионале.

Дискуссии способствуют развитию рефлексивных способностей. Темы дискуссий необходимо сообщать заранее для самостоятельной подготовки к их обсуждению. При подборе и формулировке вопросов следует

опираться на имеющиеся у студентов знания. Можно предложить следующие темы для дискуссий:

1. Необходимость профессии учителя физической культуры, тренера в жизни общества.

2. Воспитательная направленность занятий физической культурой, спортом.

3. Личные качества учителя физической культуры.

4. Преимущества и трудности профессиональной деятельности учителя физической культуры и тренера.

5. Социальный статус учителя физической культуры, тренера.

6. Почему учитель, тренер должен постоянно работать над саморазвитием собственных профессиональных способностей?

7. Какую роль играет педагогический авторитет учителя физической культуры в формировании личности школьника?

В процессе дискуссий необходимо учитывать мнение каждого участника, что иногда приводит к столкновению противоположных позиций и пересмотру студентами собственных взглядов, изменению установок. Интерпретация различных точек зрения, позиций, поведения во время дискуссий позволяет развивать рефлексивные способности. Анализируя мнения и поведение людей, пытаясь понять причины поведения и суть мысли, можно достичь более высокого уровня рефлексивных способностей (выход за пределы собственного сознания). Умение оценивать и интерпретировать свои и чужие позиции, точку зрения, поведение является необходимым качеством педагога. Вовлечение аудитории в процесс систематического анализа убеждающего сообщения и его проблематики, активное и тщательное размышление порождают знания, легко вспоминаемые, хорошо увязанные друг с другом [8]. Таким образом, информация, усвоенная в процессе дискуссий, удерживается лучше, чем знания, явившиеся результатом пассивного усвоения.

В процессе дискуссии систематизируются теоретические знания, и на основе этого будет легче дать себе оценку как специалисту. В итоге возникнет необходимость восстанов-

ления пробелов в своем развитии. Подобные задания способствуют развитию рефлексии и актуализации потребности в пополнении отсутствующей информации, что способствует закреплению готовности к саморазвитию. Учебно-исследовательская деятельность учащихся практически всеми сегодня осознается как факт положительный и необходимый. Учебно-исследовательская деятельность влияет на мировоззрение учащихся, формирует их ответственное отношение к делу и к окружающей действительности, она создает необходимые условия для развития и личностного роста, формируя и оттачивая такой важный механизм, как рефлексия.

В процессе саморазвития педагогической рефлексии необходимо использовать исследовательский метод, который заключается в организации самостоятельной поисковой, творческой деятельности по решению научных задач. Формы заданий при этом методе могут быть различными. Предпочтение отдается домашним заданиям на определенный, но ограниченный срок. Этот метод позволяет сформировать навыки исследовательской работы, приучает самостоятельно обобщать наблюдаемые явления и анализировать факты. По мнению В.А. Ваттса, убежденность людей в справедливости тех идей, до которых они «дошли своим умом», носит более стойкий характер, чем убежденность в идеях, принятых извне [9]. Следовательно, неотъемлемой частью педагогического процесса, включающего саморазвитие рефлексии, является использование исследовательского метода обучения.

Тренинг. Применение специальных рефлексивных тренингов усиливает у студентов мотивацию профессионального образования, профессиональной деятельности, способствует развитию в самосовершенствовании. Основными приемами тренинга является цепочка самовопросов: «Почему?», «Зачем, для чего?», «Как действовать, как изменить ситуацию (себя)?», «Нужно ли что-то менять?» и т.п., отвечая на которые, студенты не только начинают лучше понимать самих себя, но и определяют потребность (либо отсутствие таковой) в конкретных действиях, условиях,

планируют стратегию саморазвития. Процессуально рефлексивные тренинги должны соответствовать механизмам рефлексии и включать следующие этапы:

1. Определение предмета рефлексии — профессиональный выбор (тренинг «Мой профессиональный выбор»), профессиональные цели и ценности (тренинг «Мои профессиональные цели и ценности»).

2. Остановка — отвлечение от вопросов, не имеющих отношения к предмету рефлексии.

3. Фиксация — сосредоточение на себе, своем внутреннем мире, мотивах и интересах, своем жизненном опыте (самовопросы «Почему я выбрал профессию учителя?», «Зачем я учусь в вузе?», «Что ценно для меня в педагогической деятельности?», «Чего я хочу добиться в профессии?» и т.п.); формулирование ответов на вопросы.

4. Отстранение — изучение и анализ себя «со стороны», например, с позиции «Я-вчерашний» при определении индивидуальных мотивов профессионального выбора (обращение к памяти, воспоминания), с позиции «Я—завтрашний» при выяснении собственных целей и ценностей профессиональной деятельности (сопоставление будущей деятельности и актуальных интересов, способностей).

5. Объективация — анализ своих действий, чувств, отношений с позиции «Я—сегодняшний», оценка прошлого опыта («Если бы я снова выбирал профессию») и будущих перспектив («Как достичь значимых жизненных целей, работая учителем») с учетом опыта настоящего, реально существующих условий и возможностей; выявление причин и возможных последствий своих действий, поступков, чувств; переосмысление и переконструирование ситуации, отраженной в предмете рефлексии.

6. Оборачивание — возвращение к начальной ситуации, к первоначально сформулированным ответам, соотнесение их с новым опытом, с тем, что осознано в результате рефлексии; сопоставление своих целей, мотивов, интересов и действий, направленных на их достижение, реализацию, удовлетворение. Эффективно формируется педагогическая

рефлексия при анализе педагогических ситуаций, в том числе с позиции определённой роли (ученика, его родителей, журналиста, директора, учителя и т.д.). При этом необходимо выполнить следующие задания:

1. Уяснить педагогический аспект описанной ситуации, т.е. какое влияние она оказывает на формирование личности ребёнка, его жизненного опыта, взглядов, позиций.

2. Вычленить педагогическую проблему: реально существующее или назревающее противоречие в формировании личности ребёнка, к которому ведёт описанная ситуация. Выяснить или предположить истоки этого конфликта.

3. Определить педагогическую цель (планируемые изменения, которые хотелось бы внести в опыт ребёнка, его взгляды, убеждения и т.д.).

4. Сформулировать пять-шесть вариантов решения конфликта, эффективного поведения педагога в этом случае.

5. Выбрать и обосновать оптимальный вариант педагогической деятельности в данной ситуации.

6. Определить критерии достижения и методы оценки планируемого результата. Выполнение подобных работ способствует пониманию сущности и особенностей педагогической деятельности, настраивает на реальное решение профессиональных проблем, обеспечивая необходимыми для этого знаниями и умениями, развивает педагогическую рефлексию.

Хорошим средством развития умения постоянно удерживать рефлексивную позицию является ведение дневника, в котором рекомендуется описывать ситуации своей ученической жизни с позиции учителя, составлять план собственного профессионального развития и делать отчет о результатах его выполнения, а также писать педагогические эссе на темы: «Преподаватель физической культуры через 20 лет», «Мое акме», «Личный план профессионального развития», «Мое профессиональное будущее» и др., — подобные упражнения способствуют обращению студента к рефлексии.

Если личность способна адекватно оценить

себя, критически и объективно подойти к своим действиям и поступкам, у нее возникает потребность формировать установку успешной профессиональной деятельности, что будет способствовать умственному осознанию, а также самосовершенствованию личности в целом [10,11].

Одним из способов выходить в рефлексивную позицию является прием самовопросов. Вопрос есть средство фиксации знания о незнании, причем если этот вопрос ставится самому себе, то тем самым фиксируется знание о своем незнании, формируется рефлексивная позиция.

Надо отметить, что вопросы преподавателя или автора учебника отнюдь не всегда выводят студента в рефлексивную позицию, поскольку не всегда фиксируют его знание о незнании. Чтобы вопросы приобрели проблемный характер, преподаватель должен исходить из той модели мира, в которой живет и действует студент, а вовсе не из той, в которой живет и действует некий абстрактный усредненный «ученый», от имени которого и ставится большинство вопросов в процессе обучения. Именно с этим и связана чрезвычайно типичная для высшей школы ситуация: преподаватели, пытающиеся осуществлять проблемное обучение, постоянно сталкиваются с тем, что те столь «интересные» и «проблемные» с их точки зрения (исходя из их модели мира) вопросы вовсе не являются таковыми для студентов. Чтобы вопрос был проблемным, чтобы он выводил к знанию о своем незнании (т.е. в рефлексивную позицию), этот вопрос должен быть собственным (или переживаться как таковой). Этот метод имеет весьма глубокие корни (сократовский диалог), ведь любое движение мысли начинается с постановки вопроса, с проблематизации (т.е. превращения «знаемо-го» в «незнаемое»).

Для повышения эффективности данного метода необходимо воспользоваться приемом «Спроси себя». Например, «Спроси себя, нет ли более простого метода решения задачи», «Спроси себя, что ты делаешь», «Спроси себя, чего от тебя хотят» и т.д. Прием этот универсален, легко разрушает целостность

поведенческих актов, т.е. бессмысленного, неосознаваемого действования, и «выталкивает» в рефлексивную позицию. Необходимо использовать этот прием как можно чаще и в самых разнообразных ситуациях. Особо надо отметить необходимость при постановке любого вопроса на понимание стремиться задавать его в противопоставлении своему опыту, например: «Почему так, а не ... (как это /обычно/часто бывает)?».

В качестве средства пробуждения и активизации рефлексии у студентов можно использовать магнитофон (или видеомагнитофон, компьютерные технологии). Происходящее на занятии записывается на электронный носитель — например, Ваш ответ записывается на магнитофон, и Вы получаете возможность, прослушивая (или просматривая) запись, увидеть себя со стороны, занять по отношению к своим действиям рефлексивную позицию. Поскольку запись является своеобразной «естественной фиксацией» происшедше-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вульфов, Б. З. Педагогика рефлексии / Б. З. Вуль-фов, В. Н. Харькин. - М. : Магистр, 1999. - 112 с.

2. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А.Матис, А. Б. Орлов.- М., 1990. - 220 с.

3. Борытко, Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания : Монография / Н. М. Борытко. -Волгоград : «Перемена», 2001. - 214 с.

4. Чернилевский, Д. В. Креативная педагогика и психология : Учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский, А. В. Морозов. - М. : МГТА, 2001. - 301 с.

5. Бегидова, С. Н. Педагогическая установка в профессиональной подготовке специалиста по физической культуре и спорту: детерминанты, процесс, условия / С. Н. Бегидова, Ю. А. Иоакимиди, Л. Ф. Сельмидис. - Майкоп, 2006.

6. Иоакимиди, Ю. А. Методы и средства формирования педагогической установки у будущих специалистов по физической культуре и спорту / Ю. А. Иоакимиди // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 7. - С. 57-60.

7. Иоакимиди, Ю. А. Педагогическая рефлексия как

BIBLIOGRAPHY

1. Wolf, B.Z. Reflection Pedagogy / B.Z. Wulf, V.N. Harkin. - M .: Master, 1999. - 112 p.

2. Markov, A.K. Formation of motivation of teaching / A.K. Markov, T.A. Mathis, A.B. Orlov. - M., 1990. - 220 p.

3. Borytko, N.M. The teacher in the spaces of modern education: Monograph / N.M. Borytko. - Volgograd, "Change", 2001. - 214 p.

4. Chernilevsky. D.V. Creative Pedagogy and Psychology: A Textbook. manual for schools / D.V. Chernilevsky,

го, ее можно использовать как материал для рефлексивного анализа — то есть фактически рефлексии, но «облегченной» отчуждением (посредством магнитофона) «себя говорившего» (или «себя действовавшего») там и тогда — от «себя слушающего» здесь и теперь. Такая работа может быть этапом в системе саморазвития рефлексии.

Завершая список методов и средств развития и саморазвития педагогической рефлексии, следует еще раз подчеркнуть, что он ни в коем случае не претендует на полноту и служит лишь для очерчивания возможных и перспективных направлений для разработки конкретных методик и средств обучения рефлексии. На наш взгляд, учитывая целевые ориентиры и тенденции развития отечественного образования, в настоящее время создание в вузе педагогических условий для развития рефлексивных способностей у будущих спортивных педагогов является важнейшей задачей профессиональной подготовки.

компонент профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту : Методические указания / Ю. А. Иоакимиди. - Майкоп : Изд-во АГУ, 2009. - 60 с.

8. Зимбардо, Ф. Социальное влияние / Филипп Зим-бардо, Майкл Ляйппе. - СПб. : Питер, 2001. - 448 с.

9. Watts, W.A. Relative persistence of opionion change induced by active compared to passive participation. Journal of Personality and Social Psychology / W.A. Watts , 1967. - P. 4-15.

10. Конюхова, Е.Т. Самоотношение в формировании установки на успешность профессиональной деятельности / Е.Т. Конюхова // Педагогическое образование и наука, - №1, 2003. - С.52-56.

11. Иоакимиди, Ю.А. Педагогическая установка как профессиональная компетенция в структуре профессионально-педагогической направленности личности специалиста по физической культуре и спорту /Ю. А. Иоакимиди, Н. А. Корохова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология» - Майкоп : Изд-во АГУ. Вып. 2(178). - № 2. - 2016. - С. 118-125.

A.V. Morozov. - M .: MGTA, 2001. - 301 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Begidova, S.N. Educational setting the training specialist in physical culture and sports: the determinants, process conditions / S.N. Begidova, У.А. loakimidi, L.F. Selmidis. - Maikop. - 2006.

6. loakimidi, Y.A .Methods and means of formation of pedagogical installation at the future experts in physical training and sports / Y.A. loakimidi // Theory and Practice of Physical Culture. - 2008. - № 7. - S. 57-60.

7. loakimidi, Y.A. Pedagogical reflection as a component

of professional work of the expert in physical training and sports. Guidelines / Y.A. loakimidi. -Maikop : Publishing house AGU, 2009. - 60 р.

8. Zimbardo, F. Social impact / Philip Zimbardo, Michael Lyayppe. - SPb. : Peter, 2001. - 448 p.

9. Watts, W.A. Relative persistence of opionion change induced by active compared to passive participation. Journal of Personality and Social Psychology / W.A. Watts, 1967. - P. 4-15.

10. Konyukhov, E.T. Self-installation in shaping the

success of professional work / E.T. Konyukhov // Teacher education and science. - №1, 2003. - S.52-56.

11. loakimidi, Y.A. Educational setting as expertise in the structure of professional-pedagogical orientation of the person expert in physical training and sports /Y.A. loakimidi, N.A. Korohova // Herald of Adygeya State University. A series of "Pedagogy and Psychology" -Maikop : Publishing House of the ASU. Vol. 2 (178). №2. - 2016. - S. 118-125.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Юлия Александровна Иоакимиди (Julia Alexandrovna loakimidi) - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Адыгейского государственного университета, е-mail: [email protected]

Виктория Петровна Шрам (Victoria Petrovna Shram) - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Адыгейского государственного университета, е-mail: [email protected] Диана Александровна Гринева (Diane Alexandrovna Grinyova) - тренер-преподаватель детско-юношеской спортивной школы «Виктория», е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.