Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2016. №2
исследование рефлексивного мышления и свойства рефлексивности у педагогов общеобразовательных школ г. москвы
А. А. Кузнецова
(кафедра педагогической психологии ГБОУ ВПО МГППУ; e-mail: anastasya_ [email protected])
В статье описаны задачи, процедура, методы и результаты исследования рефлексивного мышления и свойства рефлексивности у педагогов образовательных организаций г. Москвы. Обосновывается актуальность исследования и разработки психолого-педагогических моделей и технологий развития профессиональной педагогической рефлексии. Отмечается, что при разработке программ развития педагогической рефлексии целесообразно делать акцент на процессуальном аспекте профессиональной рефлексии учителя.
Ключевые слова: профессиональная педагогическая рефлексия, рефлексивное мышление, свойство рефлексивности, программа развития профессиональной педагогической рефлексии.
Современная образовательная ситуация характеризуется стремительной динамикой разного рода содержательных и организационных изменений, которые требуют постоянного обновления педагогических технологий, способов их реализации, взаимодействия субъектов образовательного процесса . В связи с этим был разработан, утвержден и в настоящее время проходит апробацию профессиональный стандарт педагога, предъявляющий к учителю широкий круг требований, который включает в себя профессиональные знания, умения, навыки, компетенции, ценностные ориентации, практический опыт . Ученые (В . В . Рубцов, А . А. Марголис, В . А . Гуружапов, Л . М . Митина и др .) отмечают, что эти требования должны пониматься шире, чем способность педагога применять профессиональные знания сообразно учебной ситуации [1, 2, 3] . Профессиональные компетенции учителя рассматриваются как своеобразные комплексы, объединяющие теорию, практику и способность рефлексивного отношения к своей и чужой практике [4].
Перед педагогом стоит задача создания условий, которые будут способствовать достижению у всех обучающихся триады результатов (предметных, метапредметных, личностных) в процессе учебного взаимодействия на каждом учебном занятии [5, 6, 7]. Решение этой задачи тесно связано со способностью учителя к проектированию развивающего взаимодействия с обучающимися на основе предметного содержания [8], сценированию развивающих учебных ситуаций [9].
Известно, что в основе педагогического проектирования на всех его этапах лежит профессиональная рефлексия учителя (Алексеев Н . Г ., Анисимов О . С . , Гуружапов В . А . , Давыдов В . В . , Кулюткин Ю . Н . , Пи-скунова Е .В ., Рубцов В .В ., Цукерман Г .А ., Щедровицкий Г .П . и др .). В связи с этим, мы полагаем, что одним из ресурсов совершенствования учебно-воспитательного процесса может быть разработка моделей и технологий развития профессиональной педагогической рефлексии в процессе сотрудничества учителя и педагога-психолога
Согласно определению А . А . Бизяевой, профессиональная педагогическая рефлексия - это сложный психологический феномен, проявляющийся в способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика Автор понятия отмечает, что профессиональная педагогическая рефлексия разворачивается на двух уровнях: операциональном, связанном непосредственно с организацией процесса рефлексии, и личностном, характеризующим субъектную ориентацию учителя в его деятельности [10].
В результате исследования рефлексивных механизмов управленческой деятельности А В Карпов сделал вывод о том, что изучение рефлексии в структуре деятельности целесообразно в трех аспектах: рефлексия как процесс (собственно рефлексия), рефлексия как свойство личности (рефлексивность), рефлексия, как состояние (рефлектирова-ние) [11]. Так как процесс рефлексии разворачивается на фоне состояния рефлектирования, их механизмы совпадают Поэтому представление о рефлексивных механизмах деятельности можно получить посредством изучения процесса рефлексии этой деятельности и свойства рефлексивности личности субъектов деятельности
В настоящее время во всех образовательных организациях РФ осуществляется реализация ФГОС Внедрение и реализация ФГОС требует преобразования профессиональной деятельности педагога и влияет на профессиональную рефлексию учителя Предметом рефлексии учителя становится осознание, преобразование существующих и присвоение новых смыслов, лежащих в основе профессиональных действий На первый план в осуществлении преобразования профессиональной деятельности выходит мышление в рефлексивной функции - рефлексивное мышление (Анисимов О С ) Рефлексивное мышление - тип мышления, подчиненный особенностям рефлексивных функций, последовательно совмещенных между собой: функции реконструирования происшедшего - познания или исследования действия; функции выявления причин затруднений - критика действия; функции нормирования действия [12]. Высокий уровень развития рефлексивного мышления определяет способность учителя к произвольному последовательному осуществлению трех
рефлексивных функций в процессе проектирования, непосредственного осуществления и / или самоанализа профессиональной деятельности .
Второй структурный аспект рефлексии, исследование которого во взаимосвязи с процессуальным аспектом позволяет изучать рефлексивные механизмы деятельности, - это свойство рефлективности личности субъекта деятельности Свойство рефлексивности - личностное качество, проявляющееся в склонности к обдумыванию происходящего в жизни, к размышлению над своими действиями и поступками других людей Как и любое психологическое свойство, рефлексивность имеет индивидуальную степень выраженности, может быть диагностировано и рассмотрено в качестве независимой переменной в исследованиях, направленных на выявление различных зависимостей и связей [11] . Свойство рефлексивности включает в себя следующие компоненты: ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к анализу уже выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий; актуальная (ситуативная) рефлексия обеспечивает непосредственный самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием; преобразующая (перспективная) рефлексия соотносится с функцией анализа предстоящей деятельности, поведения, планированием как таковым; рефлексия общения соотносится со способностью к пониманию психики других людей, включающей наряду с рефлексивностью как способностью "встать на место другого" также и механизмы проекции, идентификации, эмпа-тии [11]. Согласно исследованиям А. В . Карпова (2004) индивидуальная мера выраженности свойства рефлективности влияет на эффективность осуществляемой деятельности Таким образом, для изучения педагогической рефлексии нужно рассмотреть следующие ее аспекты: рефлексивное мышление и свойство рефлексивности педагогов
Нами было проведено исследование рефлексивного мышления и свойства рефлексивности педагогов общеобразовательных организаций г . Москвы . Исследование проводилось с октября 2013 г. по октябрь 2014 г . Общее количество учителей, принявших участие в исследовании, составило 236 человек. Были обследованы педагоги из 10 образовательных организаций общего образования (средних школ) 6 округов г Москвы Среди принявших участие в исследовании учителей были мужчины и женщины; педагоги, преподающие на начальной, основной и старшей ступени общего образования; педагоги, преподающие предметы гуманитарного, естественнонаучного, художественного, физико-математического циклов; педагоги второй, первой и высшей квалификационной категории Возрастной диапазон обследуемых составил от 20 до 60 лет Стаж работы обследуемых учителей представлен в диапазоне от 5 до 20 и более лет . В процессе
подготовки исследования были поставлены следующие задачи: определить уровень рефлексивного мышления педагогов; определить уровень свойства рефлексивности педагогов; установить наличие / отсутствие связи между компонентами рефлексивного мышления и свойства рефлексивности, выступающего в качестве независимой переменной; подтвердить актуальность разработки программ развития профессиональной педагогической рефлексии в процессе сотрудничества учителя и педагога-психолога в современной образовательной ситуации
Выбор методов исследования определялся исходя из задач исследования и наличия достоверных, апробированных методик в области исследования рефлексии В ходе исследования использовались следующие методы: тестовая методика определения рефлексивности мышления (О . А . Анисимов) [8]; методика определения индивидуальной меры выраженности рефлексивности (А. В . Карпов, В . В . Пономарева) [11]; метод ранговой корреляции Спирмена, выполненный при помощи статистического пакета SPSS13 (SPSS Corp., USA) для статистического анализа полученных данных Педагогам был предложен бланк, содержащий инструкцию, анкету для описания общих сведений об испытуемом (пол, возраст, стаж, квалификационная категория, преподаваемый предмет), и вопросник, содержащий 35 вопросов из 2-х диагностических методик . Заполнение бланка учителями занимало не более 20 минут. Обследование было анонимным. Из 236 бланков 37 были заполнены не полностью или не корректно . Поэтому статистической обработке подверглись 199 бланков . В результате исследования была выявлено:
1 . Лишь у 8% педагогов, принявших участие в исследовании, уровень развития рефлексивного мышления превышает средние значения . У большинства участников исследования мышление развито на среднем уровне
2 . У большинства учителей (76%), принявших участие в исследовании, высокий уровень свойства рефлексивности
3 . Выявлена статистически значимая взаимосвязь между следующими компонентами рефлексивного мышления и свойства рефлексивности:
- способностью "встать на место другого", включая механизмы проекции, идентификации, эмпатии (рефлексия общения и взаимодействия) и способностью к реконструкции, разворачивания действия;
- склонностью к анализу выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий (ретроспективная рефлексия) и способностью к реконструкции хода (разворачивания) ситуации (деятельности);
- способностью "встать на место другого", включая механизмы проекции, идентификации, эмпатии (рефлексия общения и взаимодействия) и способностью к реконструкции причин затруднения;
- склонностью к анализу выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий (ретроспективная рефлексия) и способностью к реконструкции причин затруднения
Обращает внимание отсутствие взаимосвязи между самоконтролем поведения в актуальной ситуации, осмыслением ее элементов, анализом происходящего (рефлексией настоящего), функцией анализа предстоящей деятельности, поведения; планированием (рефлексией будущего) и коллективностью - способностью к нормализации действия в совместном поиске . Относительно большая взаимосвязь компонентов рефлексивного мышления выявлена с ретроспективной рефлексией и рефлексией общения и взаимодействия . Гораздо меньшая - с рефлексией настоящего и будущего (см табл )
Таблица
Анализ взаимосвязи компонентов рефлексивного мышления и свойства рефлексивности при помощи линейной корреляции (по методу Спирмена)
Рефлексив- Самокри- Коллектив-
ность тичность ность
Ретроспективная рефлексия 0,314** 0,313** 0,223**
Рефлексия настоящего 0,171* 0,203** 0,052
Рефлексия будущего 0,207** 0,156* 0,082
Рефлексия общения и взаимо- 0,374** 0,280** 0,180*
действия
** корреляция значима на уровне 0,01 (р<0,01), * корреляция значима на уровне 0,05 (р<0,05)
По результатам проведенного исследования можно сделать выводы о том, что:
- из числа обследуемых педагогов лишь у незначительного количества (не более 8%) уровень рефлексивного мышления превышает средние значения Можно предположить, что незначительное количество учителей готовы к системному обновлению профессиональной деятельности в современной образовательной ситуации (связанной с изменением смыслов и оснований деятельности) в основе которого лежит высокий уровень рефлексивного мышления;
- у большинства учителей московских школ, принявших участие в исследовании, высокий уровень свойства рефлексивности и только у 20% средний . Известно, что наибольшая эффективность управленческой деятельности проявляется при среднем уровне выраженности рефлексивности, а при низкой и высокой рефлексивности может происходить снижение эффективности [11, 13] Педагогическая деятельность, как и управленческая, связана с управлением другой деятельностью (учением), поэтому можно предположить, что высокий уровень рефлексивности педагогов определенным образом влияет на эффективность педагогической деятельности Данное предположение, безусловно, нуждается в экспериментальной проверке;
- анализ взаимосвязи компонентов рефлексивного мышления и свойства рефлексивности не позволяет сделать вывод о том, что высокий уровень свойства рефлексивности ведет за собой повышение уровня рефлексивного мышления. Следовательно, для решения задач обновления профессиональной деятельности учителя в современной образовательной ситуации необходима разработка программ развития педагогической рефлексии, направленных на развитие рефлексивного мышления педагогов .
Данные программы должны быть разработаны таким образом, чтобы включенные в них мероприятия способствовали развитию функций рефлексивного мышления учителя: исследования профессионального и / или учебного действия, выявления причин затруднений действия (критика действия), нормирования действия . Особое внимание при разработке программ, направленных на развитие педагогической рефлексии, следует уделять развитию способности к нормированию действия в совместном поиске (с обучающимися в ситуации непосредственного осуществления учебного взаимодействия, с коллегами в процессе профессионального взаимодействия). При разработке программ, направленных на развитие педагогической рефлексии и реализуемых школьными психологами, больший акцент целесообразно делать на развитие у учителей рефлексивного мышления в процессе осуществления и анализа профессиональной деятельности, а не на развитие рефлексивности как личностного качества учителя в процессе тренинговой работы .
В результате проведенного исследования можно констатировать, что исследование и разработка моделей и технологий развития профессиональной педагогической рефлексии, направленных в первую очередь на ее процессуальный аспект, является актуальной научно-практической задачей
Список литературы
1. Митина Л. М. Психологу об учителе . Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностка, технология, коррекционно-развивающие программы . М . : Учреждение российской академии образования «Психологический институт», МГППУ, 2010. 386 с.
2 . Педагогическая психология: учебник для бакалавров / под ред . В . А. Гу-ружапова. М . : Издательство Юрайт, 2013. 493 с.
3 . Пискунова Е.В. Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета . 2005. № 1 . С . 62-66.
4 . Рубцов В. В., Марголис А. А., Гуружапов В. А. О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурно-историческая психология . 2010 . № 4. С . 62-67.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (URL: http://www. edu.ru/db/mo/data/d_09/m373. html 14. 01 . 2015).
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (URL: http://www. rg. ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok . html 14. 01 . 2015).
7 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (URL: http://www. rg. ru/2012/06/21/obrstandart-dok. html 14 . 01 . 2015).
8 . Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы» // Проблемы современного образования . 2010 . № 1 . С. 18-25.
9 . Учет множественности решений задач, направленных на развитие мета-предметных компетенций в процессе сценирования учителем учебно-развивающих ситуаций. // Психологическая наука и образование . 2012. № 1 . С. 40-45.
10. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия . Псков: ПГПИ им . С . М . Кирова, 2004. 216 с .
11 . Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности . М . : Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 424 с .
12. Анисимов О. С. Методологический словарь для стратегов. Т. 2 Методологическая парадигма и управленческая аналитика М , 2004 364 с
13. Личностная и профессиональная рефлексия: психологический практикум /сост . Г . С. Пьянкова. Красноярск: Краснояр . гос. пед . ун-т им . В . П . Астафьева, 2012 125 с
Research of reflexive thinking and property of reflexivity at teachers of Moscow schools
A. A. Kuznetsova
In article terms are opened: reflexive thinking, reflexivity, professional pedagogical reflection. The purpose, procedure, methods, results of research of reflexive thinking and reflexivity at teachers of schools of the city of Moscow is described. Relevance of development of technologies of development of a professional pedagogical reflection is proved. It is noted that when developing programs of development of a pedagogical reflection it is expedient to place emphasis on procedural aspect of a professional reflection of the teacher.
Key words: professional pedagogical reflection, reflexive thinking, property of reflexivity, program of development of a professional pedagogical reflection.
Сведения об авторе
Кузнецова Анастасия Андреевна - аспирант кафедры педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета (ГБОУ ВПО МГППУ). E-mail: [email protected].