Научная статья на тему 'Психосоциальный подход в ресоциализации и социальной реабилитации осужденных, освобождающихся из исправительного учреждения'

Психосоциальный подход в ресоциализации и социальной реабилитации осужденных, освобождающихся из исправительного учреждения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
847
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ОСУЖДЕННЫЕ / ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL REHABILITATION / RESOCIALIZATION / SOCIAL PROTECTION / CONVICTS / PSYCHOSOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щербаков Г. В.

В статье рассматриваются вопросы ресоциализации и социальной реабилитации осужденных с позиции психосоциального подхода. Акцентируется внимание на необходимости использования психологических методов, консультирования и посредничества в социальной работе с осужденными, освобождающимися из мест лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Annotation: The article deals with problems of resocialization and social rehabilitation of convicts from the point of view of psychosocial approach. Special attention is paid to the necessity of use of psychological methods, counseling and mediation while working with convicts on delivery.

Текст научной работы на тему «Психосоциальный подход в ресоциализации и социальной реабилитации осужденных, освобождающихся из исправительного учреждения»

Психосоциальный подход в ресоциализации и социальной реабилитации осужденных, освобождающихся из исправительного учреждения

Г. В. Щербаков

Ключевые слова: социальная реабилитация, ресоциализация, социальная защита, осужденные, психосоциальная работа.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы ресоциализации и социальной реабилитации осужденных с позиции психосоциального подхода. Акцентируется внимание на необходимости использования психологических методов, консультирования и посредничества в социальной работе с осужденными, освобождающимися из мест лишения свободы.

Отбывание наказания в виде лишения свободы, как известно, связано с рядом негативных факторов, которые нередко затрудняют социальную адаптацию лиц, освобожденных из исправительных учреждений (ИУ). Усвоение элементов криминальной субкультуры, ослабление семейных и родственных связей, потеря навыков рационального использования материальных ресурсов, неумение принимать позитивные решения в различных жизненных ситуациях, настороженное отношение со стороны окружающих на свободе создают освободившимся осужденным значительные трудности, особенно в течение первых месяцев свободной жизни.

Необходимость решения вопросов социальной реабилитации освобождающихся послужило толчком к введению в оргштатное расписание ИУ специалистов по социальной работе с осуж-

денными, функционирование которых нормативно закреплено приказом Минюста России №262 от 30.12.2005 г. «Об утверждении положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» и приказом №2 от 13.01.2006 г. «Об утверждении инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы».

Термин «ресоциализация» в широком его понимании обычно используют для обозначения процесса «вторичного» вхождения индивида в социальную среду в результате «дефектов» социализации или смены социокультурного окружения [1].

Применительно к осужденным ресо-циализация представляет собой «комплекс мероприятий, направленных на восстановление, приобретение социальных связей, утраченных как вследствие преступной деятельности, так и в период вынужденной изоляции от общества» [2].

Фундамент ресоциализации закладывается с самого первого дня пребывания осужденного в исправительном учреждении. Поэтому содержание в местах лишения свободы должно быть организовано таким образом, чтобы способствовать возвращению осужденных в общество в качестве зако-

нопослушных, общественно полезных граждан.

Особая сложность ресоциализации осужденных заключается в специфике самих пенитенциарных учреждений. По мнению С. А. Старостина, осуществление указанного процесса в местах лишения свободы «содержит в себе взаим-нопротивополжные тенденции: с одной стороны, мы изолируем человека от общества, разрывая положительные социальные связи, изменяя сферу общения, окружающую социальную среду, с другой - ставим цель его исправления и последующего включения в общественные отношения» [3].

К сожалению, процесс исполнения наказания до сих пор во многом строится на инструментальном подходе к работе с осужденными. Осужденный в лучшем случае рассматривается как объект воспитательного воздействия, а не как субъект, который должен быть включен в процесс решения проблем, определяющих его дальнейшую судьбу. Это подавляет их и без того скромные возможности по преодолению дезадап-тированности в будущей жизни на свободе, снижает эффективность социальной работы с осужденными.

Представляется, что преодолеть данную ситуацию в какой-то мере позволит психосоциальный подход.

По мнению С. А. Беличевой, психосоциальная работа представляет собой психологическую помощь клиенту с целью преодоления социальной дезадаптации и социально-психологического неблагополучия, которое может проявиться как в системе профессиональных, так и семейно-бытовых отношений [4].

При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются возмож-

ности человека, высоко оценивается потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов, помощи. При этом сама помощь понимается как эффективное участие социального работника в решении различных проблем, с которыми сталкивается клиент социальной службы. В рамках этого подхода реализуется социально-психологическая помощь, в частности, осуществление консультирования; помощь в конфликтных и психотравмирующих ситуациях; расширение у осужденных диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного разрешения проблем и преодоления трудностей; стимулирование самоуважения клиентов и их уверенности в себе.

Введение в России социальной работы и подготовки социальных работников кардинально изменило концептуальные основы различных смежных дисциплин, изучающих человека и общество, потребовало нового содержательного наполнения социальных дисциплин, педагогики, экономики, права и, конечно же, психологии. Содержание этих дисциплин начало концентрироваться на болевых точках, на социальном и личностном неблагополучии, которое может быть вызвано самыми разнообразными факторами и причинами, далеко не всегда осознаваемыми человеком.

Потребность в социальной помощи осужденным, как правило, возникает в таких кризисных ситуациях, когда от социального работника требуется, прежде всего, разобраться в проблеме своего клиента, определить источник его неблагополучия, который может носить самый разнообразный характер, - болезни, адаптация к новым условиям жизни,

семейные и производственные конфликты и т.д.

К проблемам, требующим специальной профессиональной помощи относятся, безусловно, и психологические, которые, кстати, имеют ту особенность, что, по сути дела, сопровождают практически любое кризисное состояние, которое может быть вызвано не только причинами внутреннего психологического характера, но и внешними обстоятельствами, вызывающими личностные кризисы и социальную дезадаптацию, будь то безработица, заболевание, потеря близких, смена условий жизни и т. д.

Таким образом, в идеале мы говорим о пенитенциарной психосоциальной работе, направленной на психологическую поддержку осужденных в различных затруднительных случаях, вызывающих психологический дискомфорт и эмоциональную нестабильность. Другими словами, психосоциальная работа в ИУ - это направление пенитенциарной социальной работы, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации осужденных.

Психосоциальная работа включает в себя две различные формы:

1) Общественно направленное воздействие или профилактическая психосоциальная работа, заключается в просветительской деятельности, передаче знаний осужденным. Примером этой работы могут служить информация и занятия в школе по подготовке осужденных к освобождению.

2) Другая форма психосоциальной работы в ИУ применяется во время контактов с отдельными осужденными, т.е. речь идет об индивидуально направленном воздействии.

Личность осужденного затрагивается в большей степени, чем при оказании социальной помощи. Беседы являются по своему характеру поддерживающими и нацелены на проработку пограничных проблем. Речь может идти и о беседе с осужденным, находящимся в кризисном состоянии, а также о советах в различной форме. Беседы не нуждаются в особой систематизации, а исходят из актуальных потребностей клиента. Не происходит вникания в прошлое индивида. Целью не является достижение каких-либо существенных изменений личности, даже если эффект и мог бы стать терапевтическим. На данном уровне психосоциальной работы в ИУ могут проводить работу не только специалисты-психологи и социальные работники, но и начальники отрядов, сотрудники оперативных отделов, отделов безопасности, т.е. те категории персонала учреждения, которые имеют непосредственное общение с осужденными, а также заинтересованные в изучении их психосоциальной обстановки и мотивации.

Работа по оказанию психосоциальной помощи осужденным, освобождающимся из мест лишения свободы, является в высшей степени индивидуально направленной. Проблемы проявляются здесь социально и/или психологически. Клиент должен иметь иную, более сильную мотивацию, чтобы помощь стала актуальной. Социальный работник и осужденный приходят к согласию о начале совместного процесса решения проблемы. Воздействие при этом более систематизировано и структурировано, чем общественная психосоциальная работа. По продолжительности оно простирается от многократных до многолетних

контактов. Завязываются более личные отношения, которые используются для осуществления изменений. Такая психосоциальная деятельность также направлена на изменение личности осужденного, системы его отношений и/или социальной ситуации.

В исследованиях, посвященных психосоциальному подходу, обосновывается необходимость понимать личность клиента в его взаимоотношениях с миром, который его окружает. А целью психосоциального подхода выступает поддержание равновесия между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность.

В отечественной методологии и практике социальной работы идея синтеза психологического и социального прослеживается на всех уровнях - в формулировках целей и задач социальной помощи населению, в квалификационных требованиях и должностных обязанностях социальных работников, в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов по социальной работе. Соответственно, интегра-тивный подход фактически заложен и в нормативных документах о деятельности социальных служб и должностных обязанностях социальных работников. Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как:

• оказание гражданам квалифицированной социально-психологической помощи, в частности осуществление консультирования;

• помощь клиентам в конфликтных и психотравмирующих ситуациях;

• расширение у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения

возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей;

• помощь клиентам в актуализации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

• стимулирование самоуважения клиентов и их уверенности в себе.

Одним из наиболее приемлемых видов психосоциальной работы с осужденными, освобождающимся из ИУ, является психологическое консультирование.

В практике ИУ выделяют три типичных повода для проведения социально-психологического консультирования:

- самостоятельное обращение осужденного за помощью;

- приглашение осужденного на консультирование специалистом-психологом или социальным работником;

- направление осужденного на консультирование администрацией.

Первая ситуация является наиболее благоприятной для эффективной работы с клиентом. Это связано с высокой мотивацией и наличием осознанной проблемы, с которой осужденный обращается к специалисту. Для увеличения доли самостоятельных обращений в исправительном учреждении должна быть налажена система информирования осужденных о возможности получения социально-психологической помощи.

Вторая ситуация обусловлена необходимостью профилактической работы с различными категориями осужденных, находящихся на учете психологической и социальной служб. Особенностью психосоциального консультирования в таких случаях является необходимость предварительного формирования у осужденных мотивации к работе, сня-

тие возможного напряжения и беспокойства.

Третья ситуация является наиболее сложной. В данной ситуации специалист выступает в роли посредника, возможно, в конфликтной ситуации. Администрация рассчитывает на помощь социального работника или психолога в нормализации состояния и поведения осужденного, предотвращении назревающих отклонений и срывов. Для успешного решения задач консультирования в этом случае необходима соответствующая предварительная подготовка, формирование мотивации, снятие негативных установок по отношению к работе со специалистом. При отсутствии мотивации осужденного к работе со специалистом проведение эффективного консультирования невозможно.

Результаты консультирования могут регистрироваться в специальных формах учетной документации. Консультант может вести рабочие записи во время беседы, если это не мешает основной работе и не вызывает возражений клиента.

В протоколе консультирования должны быть отражены:

• паспортные данные,

• информация о семье,

• состояние здоровья,

• кем направлен на консультирование,

• заявленная клиентом проблема,

• результаты социальной и/или психологической диагностики,

• предварительный и уточненный социально-психологический диагноз, формы и методы консультирования,

• проработанные проблемы,

• результаты консультирования,

• поведение осужденного в процес-

се беседы и его отношение к совместной работе,

• личные впечатления специалиста о клиенте,

• ошибки и промахи консультанта,

• направления дальнейшей работы с осужденным,

• другие необходимые сведения.

Предлагаемая методика консультирования может быть особенно востребована для практического использования в уголовно-исполнительной системе в процессе психосоциальной работы по подготовке осужденного к освобождению из ИУ.

Совершенно очевидно, что далеко не всегда социальный работник способен оказать необходимую помощь, и далеко не все проблемы входят в пределы его компетенции, и в таких случаях он выполняет как бы диспетчерские функции, адресуя к соответствующим специалистам.

Таким образом, в ходе взаимодействия ИУ с социальными учреждениями и общественными организациями по ре-социализации и социальной реабилитации осужденных особую актуальность приобретает социальное посредничество, т.е. содействие достижению согласия между социальными субъектами для решения социальных проблем одного из них и оказания ему помощи.

Специалист по социальной работе ИУ в качестве посредника в обязательном порядке выявляет соответствие требований освобождающегося осужденного профилю деятельности тех ведомств, которые могут оказать ему профессиональную, компетентную помощь. Быть осведомленным о характере услуг, которые оказываются населению различными организациями и учреждениями,

входит в число обязанностей специалиста по социальной работе. Это позволяет ему быстро реагировать на проблемы, оценивать их и давать осужденному четкие разъяснения о том, кто и как ему может помочь.

Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда специалист по социальной работе не может предложить пути и средства решения проблемы осужденного самостоятельно в своем учреждении. Тогда он взаимодействует с соответствующими государственными ведомствами, которые могут способствовать решению проблемы осужденного.

Организационно в посреднической деятельности специалиста по социальной работе ИУ при подготовке осужденного к освобождению можно выделить четыре этапа:

1. Определение проблемы освобождающегося осужденного, оценка возможностей ее решения.

2. Оценка и выбор государственного ведомства, способного наилучшим образом решить проблему освобождающегося осужденного.

3. Помощь осужденному в установлении контакта и содействия с соответствующими государственными ведомствами в решении его проблемы.

4. Проверка результативности контакта, продвижения в решении проблемы.

В заключение необходимо отметить, что использование психологических методов в пенитенциарной социальной работе, консультирования и посредничества будет в значительной степени способствовать преодолению у освобождающихся осужденных социальной дезадаптациии к условиям свободной жизни.

Представленная в работе попытка обоснования психосоциального подхода в работе с осужденными может послужить толчком к дальнейшей разработке этого направления, как в теоретическом аспекте, так и в рамках прикладного исследования.

Автор будет благодарен всем, кто пришлет свои предложения и замечания по электронному адресу: gregoralW yandex.ru

Литература

1. Kennedy D., Kerber A. Resocialization: an American experiment // New York: Behavioral Publ. 1976. P. 5-50.

2. Громов В. В., Крылов А. С. Социальные связи в процессе ресоциализации осужденных // Применение наказаний, не связанных с лишением свободы. М., 1989. С. 37.

3. Старостин С. А. Ресоциализация как одно из направлений уголовной и уголовно-исполнительной политики // Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России: проблемы формирования и реализации: Тезисы межд. науч.-прак. конф. (Вологда, 14-15 декабря 2006г.): В 2 ч. Вологда, 2006. Ч. 1. С. 58-65.

4. Беличева С. А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. М., 2004. С. 130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.