Научная статья на тему 'Психосоциальная и социально-психологическая составляющие в профессиональной подготовке специалистов социальной работы'

Психосоциальная и социально-психологическая составляющие в профессиональной подготовке специалистов социальной работы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4164
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психосоциальная и социально-психологическая составляющие в профессиональной подготовке специалистов социальной работы»

правлений возможной профессиональной деятельности и включение в новые виды деятельности (исследовательской, социальной, технической и т.п.), дающие субъекту возможность не только осознать свои ресурсы, но и приумножить их.

Психологическая помощь субъекту в осознании своих ресурсов и развитии на их основе профессионально ценных качеств личности и компетенций.

Н.А. Захарченко

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Подготовка социальных работников в системе профессионального образования для работы с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (сиротами, инвалидами, детьми группы риска), количество которых неуклонно возрастает, ведется уже около 15 лет. Наблюдающийся на протяжении всего этого периода рост числа вузов и факультетов, занятых подготовкой сотрудников учреждений социальной защиты, свидетельствует о возросшей потребности в таких специалистах. Запрос на них вызван, с одной стороны, усложнившейся социально-экономической ситуацией, а с другой - ориентацией на демократические достижения развитых государств, особенно в плане продуктивности специалистов социальной работы. Очевидно, что профессиональная подготовка таких специалистов имеет важное значение для решения многих социальных, политических, экономических проблем общества.

Вместе с тем, в условиях роста невротизации и девиации населения, распада института семьи, ухудшения уровня жизни, усиления классовой и этнической поляризации, имея низкий статус профессии и невысокое вознаграждение за труд, не все выпускники вузов по этой специализации готовы работать заниматься своей профессиональной деятельностью. Вступивших же на профессиональную стезю социальноэкономические обстоятельства жизни низводят, зачастую, до переживания тех же трудностей, которые испытывают обучаемые, клиенты, посетители служб (Д.А. Леонтьев). Социальная дезадаптация, девальвация ценностей, межличностное отчуждение, утрата идентичности, жизненных смыслов, веры в авторитеты - все это, в целом, приводит к оттоку дипломированных специалистов в другие сферы. Соответственно, перед системой высшего профессионального образования возникает задача подготовки специалистов, не только устойчиво ориентированных на компетентное решение профессиональных задач социальной работы, но и способных осуществлять в рамках данной деятельности задачи саморегуляции и саморазвития.

Следует признать, что в отечественной науке имеется успешный опыт теоретических разработок в сфере подготовки специалистов социальной работы. Они касаются вопросов специфики учебной работы со взрослыми (С.Г. Вершловский, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, В.В. Рубцов, Е.И. Степанова, Г.С. Сухобская), в том числе с использованием методов активной групповой работы (Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, А.Б. Добрович, Ю.Н. Емельянов, В.А. Кан-Калик, Л.А. Петровская, Л.А. Регуш и др.), осмысления ценностных оснований и установок профессиональной деятельности «помогающего» типа (Б.С. Братусь, Л.В. Воробьева, А.А. Деркач, И.В. Дубровина, А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков, А.С. Спиваковская, В.А. Ядов), эмоционально-волевой саморегуляции деятельности (Л.М. Митина, А.М. Прихожан), выбора ее стиля (А.К. Маркова, С.Ю. Степанов) и типа преодоления затруднений (Л.И. Анциферова) и т.д.

Обращают на себя внимание достижения зарубежной практики профессио-

нального развития специалистов учреждений образовательный социально-реабилитационной направленности, особенно экзистенционально-гуманистический подход как самый продуктивный. Он описан в исследованиях А. Маслоу, К. и Н. Роджерсов, В. Франкла, Э. Фромма; G. Allport, J. Bugental, R. May. Свои положительные наработки в плане подготовки специалистов имеются в традициях бихевиоризма (A. Bandura, A. Bergin, A. Mehrabian, J. Getzels, С. Lastrow, J. Wolpe и др.), психоанализа (F. Alien, Т. Clark, J. Halley, T. Reik, Т. Scheff и др.), а также возрастающем влиянии работ эклектической направленности (L. Beutler, R. Corsiny, S. Garfield, J. Hally, S. Garfield, P. Kreitsberg, A. Lazarus, C. Nemeth, K. Reid & Hopkins).

Перед организаторами отечественного профессионального образования специалистов социальной работы стоят задачи разработки новых стандартов, моделей и программ обучения, создания и внедрения нового учебно-методического обеспечения (С.А. Беличева, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, В.В. Рубцов). Настоятельного внимания в рамках профессиональной системы требует переосмысление комплекса психологической подготовки специалистов социальной работы, не соответствующего запросу практики и имеющимся в данной сфере теоретическим наработкам. В соответствии с нашими позициями, психологическая подготовка специалиста социальной работы должна быть расширена и обязательно включать в себя психосоциальную и социально-психологическую составляющие.

Отметим, что оформление представлений о профессиональных стандартах социальной работы основывается на развитии теории и практики социально-помога-ющей деятельности (М.Н. Коныгина). Практика этой деятельности связана с необходимостью оказания социальной помощи различным категориям населения, оказавшимся в трудных жизненных условиях: безработным, беженцам, дезадаптированным детям и взрослым. Теория социальной работы базируется на наработках, выполненных по смежным проблемам в рамках философии, социологии, юриспруденции, медицины, педагогики и психологии. С начала ХХ века развитие теории и практики социальной работы неразрывно связано с психологической теорией и практикой.

Процесс профессиональной подготовки социального работника и особенности формирования специалиста в системе высшего образования рассмотрены в работах Ю.К. Березкина, В.Г., Бочаровой, М.А. Галагузовой, М.Н. Коныгиной, В.Ш. Масленниковой, В.А. Сластенина, Е.Н. Сорочинской, М.Ф. Черкасовой и др. Было показано, что институционализация социально-помогающей деятельности требует решения трех основных задач: формирования в обществе сферы профессиональной деятельности социальных работников, развития соответствующей отрасли научного знания и создания системы подготовки специалистов для этой сферы. Только взаимодействие всех трех направлений обеспечит успешное развитие и функционирование относительно новой для нашей страны профессиональной сферы.

Реализуемые в профессиональной сфере функции задают стандарты деятельности соответствующих специалистов. Социальная работа реализуется на трех уровнях, - макро-, мезо- и микроуровне, - ориентируя своих специалистов на социальное взаимодействие в масштабах всего социума, отдельных социальных групп и с конкретным человеком, при решении широкого круга задач из различных сфер жизнедеятельности. Это предъявляет повышенные требования к его профессиональной подготовке.

Формирование модели личности специалиста социальной работы реализуется в рамках профессиональной подготовки. Достижение профессионализма в практике социальной работы в качестве основного компонента содержит профессиональную компетентность. Центральным компонентом профессиональной компетентности специалиста социальной работы, с нашей точки зрения, является психологическая компетентность. Особенно велика ее роль при работе с клиентами в кри-

зисных ситуациях. Для кризисов характерны различные острые психологические проявления: снижение доверия, возрастание конфликтов, преобладание негативных эмоциональных состояний, неуверенность, снижение трудовой мотивации и пр.

Психологическая компетентность социального работника представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем различные социальные взаимодействия. Как система, психологическая компетентность включает в себя несколько относительно самостоятельных, но взаимосвязанных составляющих.

В зависимости от объема использования психологических знаний, психологическая компетентность социального работника распадается на две составляющие - социально-психологическую и психосоциальную компетентности.

Социально-психологическая компетентность на основе социально-психологических особенностей различных категорий населения и владения навыками взаимодействия с ними в целом позволяет социальному работнику решать широкий спектр проблем клиентов в юридической, профессиональной, социальной и т.д. сферах его жизнедеятельности. Психосоциальная компетентность лежит в основе способности социального работника оказывать психологическую помощь своим клиентам, находящимся в кризисных состояниях в связи с различными социальными проблемами.

В обеих составляющих психологической компетентности социального работника можно выделить когнитивный, личностный и деятельностный компоненты, обладающие своими специфическими особенностями. Уровень сформированности этих компонентов позволяет судить об уровне развития соответствующей образующей психологической компетентности социального работника. Подструктура социально-перцептивной компетенции играет особую роль в восприятии и понимании личностных особенностей клиента, его психических и эмоциональных состояний в экстремальных условиях кризиса, оказывающих сильное влияние на поведение и отношения. Подструктура социально-психологической компетенции, включающая знания, отражающие изменения групповых процессов и функций при действии экстремальных факторов, характерных для кризисов, и самих кризисных явлений, интеллектуальные умения получать и анализировать психологическую информацию, умения точно ориентироваться в социальных ситуациях, выделять их детерминанты, предвидеть их исходы, высокий уровень интеллектуальных способностей, рефлексию, эмпатию. Подструктура аутопсихологической компетенции, включающая рефлексивные знания и личностно-профессиональные качества, обеспечивающие высокую психологическую устойчивость, готовность к деятельности в кризисных условиях, способствующих лидерскому поведению, вызывающих доверие со стороны клиентов, способствующих осуществлению влияния на окружающих. Подструктура коммуникативной компетенции, представляющая систему знаний о видах, различных формах, методах и факторах эффективности делового, служебно-товарищеского, субординационного и доверительного общения, о методах психологического воздействия на партнеров по общению, об их особенностях в условиях затрудненного общения при действии экстремальных факторов, о влиянии негативных психических эмоциональных состояний на восприятие, понимание и осмысление информации, систему специальных коммуникативных умений, позволяющих осуществлять эффективное общение, влиять на партнеров по общению в различных ситуациях взаимодействий и находящихся в различных (в том числе и негативных) психических эмоциональных состояниях. Подструктура психолого-педагогической компетенции, включающая знания и умения стабилизировать настроения и отношения, формировать доверие, уверенность, благоприятный морально-психологический климат.

В реализованном нами исследовании была поставлена проблема эмпириче-

ского выяснения соотношения социально-психологической и психосоциальной составляющих в профессиональной подготовке социального работника. Использование экспертов, принадлежащих к различным подразделениям социальных служб, показало, что имеются определенные расхождения в востребованности социальнопсихологического и психосоциального компонентов профессиональной подготовки социального работника.

В наибольшей степени, согласно полученному распределению средних баллов, социально-психологический компонент профессиональной подготовки социальных работников востребован у сотрудников служб социального обеспечения. При беседе с ними было установлено, что необходимость решать широкий круг экономических, правовых, медицинских и т.д. проблем своих клиентов, требует хорошего знания социально-психологических особенностей различных категорий людей, а еще более - отличного умения выстраивать с ними эффективное взаимодействие и принимать решения по широкому кругу социальных вопросов. Несколько ниже, но также достаточно высоко востребован социально-психологический компонент профессиональной подготовки социального работника и представителями остальных задействованных нами подразделений социальной службы. Это и ожидалось, т.к. эти службы изначально ориентированы на взаимодействие их сотрудников с широким перечнем клиентов в рамках возникающих перед ними проблем.

Согласно полученным результатам, психосоциальная составляющая профессиональной подготовки социального работника востребована несколько меньше, но эта разница достаточно незначительна. Социальные работники, в целом, имеют представления о сфере применения психосоциальной компетентности в их профессиональной деятельности. Произошло перераспределение востребованности данного компонента профессиональной подготовки социальных сотрудников по сравнению с востребованностью социально-психологической составляющей. В наибольшей степени психосоциальная составляющая востребована сотрудниками служб социально-психологической помощи детям и молодежи и медико-социальной помощи. Как объяснили социальные сотрудники данных служб, они работают с людьми, которые имеют различные проблемы со здоровьем. Особенно часто кризисные психические состояния переживают подростки. Соматические заболевания также зачастую сопровождаются кризисными психическими состояниями, поэтому данный компонент подготовки сотрудникам данных служб необходим.

Хотя и в меньшей степени, но также востребован психосоциальный компонент сотрудниками социального патронажа. Согласно приведенным обоснованиям, в профессиональной деятельности им часто приходится прибегать к сочетанию конкретной социальной помощи и применения элементов психотехник, с тем, чтобы помочь людям легче пережить тяжелые для них жизненные обстоятельства.

Значительно в меньшей степени данный компонент профессиональной подготовки востребован сотрудниками службы социального обеспечения, т.к. их деятельность в большей степени ориентирована на разрешение собственно социальных, а не психосоциальных проблем клиента. Наблюдаются расхождения в соотношении востребованности социальными работниками компонентов психосоциальной подготовки. Напряженный, стрессовый характер профессиональной деятельности социального работника делает востребованным владение им техниками саморегуляции психических состояний, что подтвердили представители всех социальных служб.

На втором месте по востребованности оказалось владение психосоциальными технологиями оказания психологической помощи клиенту, находящемуся в кризисном состоянии. Распределение востребованности данного компонента психосоциальной подготовки социального работника по социальным службам совпадает с востребованностью в целом психосоциальной составляющей профессиональной

подготовки: служба социально-психологической помощи детям и молодежи и служба медико-социальной помощи; патронажная служба; служба социального обеспечения. Аргументы подобной востребованности также аналогичны приведенным в отношении психосоциальной подготовки в целом.

Анализируя полученные данные в целом, можно сказать, что востребованность психологического компонента профессиональной подготовки распределилась следующим образом: служба социально-психологической помощи детям и молодежи, патронажная служба, служба медико-социальной помощи, служба социального обеспечения. Приведенное распределение соответствует специфике ориентации со-циально-помогающей деятельности данных подразделений социальной службы.

Для расширения уровня психологической компетентности студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа», нами было разработано и внедрено в учебную практику два спецкурса - «Психология развития социальной работы» и «Психосоциальные технологии в деятельности социального работника», предусматривающие два блока подготовки - теоретический и практический. Целью первого курса было раскрытие психологических особенностей профессиональной деятельности социального работника и практическое овладение основными умениями, обусловленными спецификой его профессиональной деятельности. Целью второго курса было знакомство будущих специалистов социальной работы с основными психотехнологиями работы с кризисными состояниями личности и овладение элементами их практического использования. Одновременно со студентами, изучающими этот курс, проводилась работа над их психическим состоянием.

Апробация наших спецкурсов показала, что они приводят к повышению всех компонентов (когнитивного, личностного и деятельностного) психологической подготовки будущего специалиста социальной работы. Обладая значительным практикоориентированным блоком, они способствуют позитивному личностному развитию самих будущих специалистов социальной работы. Повышается способность студентов контролировать свои психические состояния, повышается общая интернальность, осмысленность выбора ценностей. Все это в комплексе способно повысить эффективность реализации ими своих будущих профессиональных функций.

Отметим, что профессиональная подготовка в вузе будущих специалистов социальной работы должна включать социально-психологическую и психосоциальную составляющие, способствующие формированию у них психологической компетентности в выбранной профессиональной сфере. Проведенное нами исследование не исчерпывает всех проблем, которые возникают в процессе реализации профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы. Исследовательская работа по проблеме психологической компетентности будущих специалистов социальной работы может быть продолжена в последующем.

С.Г. Корлякова

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ МУЗЫКАНТОВ

Движения человека, по Н.А. Бернштейну [1; 2], имеют сложную многоуровневую структуру, которая отражает деятельность и строение центральной нервной системы человека. В процессе филогенеза эта структура усложнялась и разрасталась за счет новых качественных образований. Появление каждой мозговой надстройки «обязательно означает в то же время появление нового синтетического сенсорного поля, а тем самым и появление возможности реализации нового класса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.