ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (96) 2011
УДК 378.14.015.62
А. П. ЗИНКИНА
Клиническая психиатрическая больница им. Н. Н. Солодникова, г. Омск
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ЛЕЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ_________________________________________
Перечень должностных обязанностей специалистов по социальной работе лечебно-реабилитационного учреждения и профессиональных компетенций, необходимых для их выполнения, отражает требования к профессиональной подготовке специалистов в области технологий медико-социальной работы с населением и определяет содержание учебных программ, реализуемых в системе непрерывного профессионального образования на базе лечебно-реабилитационного учреждения. Профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе при взаимодействии гуманитарного высшего учебного заведения и лечебно-реабилитационного учреждения решает социальную, адаптивную и экономическую задачи и является эффективной.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, непрерывное образование, высшее учебное заведение, социальная работа, специалисты по социальной работе, психиатрическая клиника.
В последние годы система образования в России развивается в сторону непрерывности образовательного процесса. Акцент смещается в сторону расширения спектра образовательных услуг, дополняющих обучение в вузе. Непрерывное образование реализуется в переподготовке, повышении квалификации и культурного уровня людей, преодолевших обычный возраст базового обучения. Актуальность непрерывного профессионального образования специалистов в области социальной работы на рабочем месте обусловлена потребностью учреждений в компетентных специалистах; интенсивным развитием социальной работы, в том числе, лечебно-реабилитационной сфере; необходимостью методического и организационного сопровождения студентов в ходе непрерывной учебной и производственной практики.
Большинство клиентов, обращающихся за помощью в любую социальную службу, помимо социальных проблем имеют различные нарушения соматического и психического здоровья. Умение взаимодействия с такими клиентами — важная компетенция любого специалиста, которой он должен овладеть в процессе образования. Однако на сегодняшний день разработок в области непрерывного образования по социальной работе недостаточно для обеспечения учреждений квалифицированными кадрами, владеющими технологиями медико-социальной работы с населением. Перспективные исследования в сфере технологий медикосоциальной работы проведены И.Я. Гуровичем, К.В. Давыдовым, Ж.Л. Есаянц, М.А. Ландышевым, Л.Г. Мовиной, О.В. Немиринским, Н.Д. Семеновой,
О.Н. Степановой, Я.А. Сторожаковой, А.А. Уткиным, А.Б. Шмуклером [1 — 6].
Основную сложность представляет определение круга обязанностей специалистов по социальной работе в лечебно-реабилитационном учреждении. В процессе исследования была получена достоверная информация о деятельности специалистов по социальной работе в лечебно-реабилитационном учреждении, конкретизированы профессиональные компетенции, необходимые для выполнения должно-
стных обязанностей. Данные были сопоставлены с государственным образовательным стандартом специальности «Социальная работа» гуманитарных вузов и должностными инструкциями специалистов по социальной работе.
После проведенных обобщений результатов исследования был составлен перечень основных обязанностей специалистов и необходимых для их выполнения профессиональных компетенций. Он был учтен при составлении образовательных программ, реализованных со студентами специальности «Социальная работа» гуманитарных вузов и уже работающими специалистами по социальной работе на базе лечебно-реабилитационного учреждения. В перечень должностных обязанностей специалистов по социальной работе в лечебно-реабилитационном учреждении входят:
1. Ведение социального обследования и консультативных форм работы. Каждый специалист по социальной работе сталкивается с необходимостью индивидуальной беседы с клиентом, в том числе, с целью выявления наиболее острых социальных проблем и потребности в социальных услугах. Необходимыми компетенциями, которыми должен владеть специалист для ведения индивидуальной консультативной работы, являются владение технологией ведения социального обследования и достижения ком-плайенса (продуктивного контакта) с пациентом; владение технологией составления заключения специалиста по социальной работе с планом лечебнореабилитационных мероприятий; компетенция ведения консультативной работы.
2. Взаимодействие с другими специалистами по методу полипрофессиональной бригады. Полипро-фессиональный бригадный подход постепенно внедрен в работу психиатрических служб и получает свое развитие в других медицинских учреждениях благодаря распространению в них принципов био-психосоциальной модели оказания помощи пациентам [7]. Необходимые сотрудникам компетенции для успешного выполнения данной профессиональной
задачи: знание и применение в работе основных принципов биопсихосоциальной модели; компетенции командной работы; владение технологией целеполагания и планирования; владение технологией организации и проведения совета полипрофессиона-льной бригады; компетенции взаимодействия с различными ведомствами.
3. Инструментальная помощь и поддержка клиентов и их родственников. Имеется в виду предоставление пациентам возможностей (инструментов), дающих им право на получение определенных государственных гарантий (инвалидизации, оформления пенсии, пособий, оформления в дом-интернат и т.п.). По мнению И.Я. Гуровича, Ю.А. Окуньковой, В.А. Потаповой, Я.А. Сторожаковой, А.Б. Шмуклера, этот раздел социальной помощи (в частности, паспортизация пациентов) является наиболее важным в структуре социальной работы в медицинских учреждениях [1, 3, 6, 8]. Необходимые для оказания инструментальной помощи компетенции-владение методикой выявления необходимости инструментальной помощи; знание алгоритмов обеспечения клиента пакетом документов; владение технологией закупки необходимых пациенту продуктов и вещей; владение технологиями делопроизводства; компетенции пользователя персонального компьютера.
4. Организация и ведение групповых форм работы с пациентами. Эта должностная обязанность многими исследователями в области социальной работы (М.А. Ландышев, О.Н. Степанова, А.А. Уткин, Я.А. Сторожакова) признается одной из самых значимых [3, 5]. Благодаря тренингам, занятиям, проводимым с группой клиентов, достигаются такие реабилитационные задачи, как восстановление и развитие социальных навыков, сплочение коллектива пациентов, достижение комплайенса между пациентом и персоналом больницы. Необходимые компетенции для ведения групповой работы-владение методами диагностики социальных проблем пациента и привлечения к участию в тренингах для их решения; компетенция создания проектов и программ в рамках групповой работы; владение технологией подбора участников группы и организации занятий; компетентность ведения групповых занятий с применением адаптированных методов активного обучения социальным навыкам.
5. Организация и проведение досуговых и профилактических мероприятий с пациентами. Для проведения досуговых мероприятий требуется владение такими компетенциями, как компетенция создания проектов и программ в рамках досуговой и профилактической деятельности; владение технологией организации коллективного творческого дела; компетенция оформления отчетной документации по досуговой и профилактической работе; компетенция работы в команде.
6. Оказание социальной помощи и поддержки в сообществе (полустационары, амбулаторные подразделения, общественные объединения, работа на дому и т.п.). Эта часть социальной работы выделена в отдельное направление, так как существуют значимые отличия в организации реабилитационных мероприятий в стационарных и амбулаторных условиях. При этом, один и тот же специалист по социальной работе может столкнуться с необходимостью работать и с госпитализированными и с амбулаторными пациентами. К необходимым компетенциям относится владение технологией проведения социального обследования и обследования материально-бытовых условий пациента на дому; компетенция эффективного общения
с целью установления партнерских отношений с пациентом, взаимодействия со всеми участниками реабилитационного процесса, в том числе с помощью телефона, электронных средств связи, деловой переписки; технология составления заключения специалиста по социальной работе с планом лечебно-реабилитационных мероприятий; технология организации и ведения групповой работы в амбулаторных условиях; технология оказания инструментальной помощи и поддержки в амбулаторных условиях.
7. Обеспечение трудовой и полезной занятости пациента. Восстановление трудового статуса клиентов является основной целью реабилитации, поэтому специалисты по социальной работе создают условия, способствующие восстановлению их профессиональных навыков. Необходимые для этого компетенции-владение методикой диагностики профессионального маршрута пациента и возможности его продолжения во время социального обследования; владение методами восстановления профессионального статуса пациента; владение технологией организации групп трудотерапии.
8. Работа с родственниками пациента. Люди, столкнувшиеся с проблемой больного человека в семье, переживают довольно сильный стресс и нуждаются в эмоциональной поддержке, а так же в получении сведений об уходе и проживании рядом с больным человеком. Работу с родственниками должен проводить специалист, обладающий такими компетенциями, как компетенция эффективного общения с целью установления партнерских отношений с родственниками пациента; владение технологиями общественной работы по психосоциальной реабилитации; компетентность проведения психообразовательных занятий совместно с врачом; компетентность ведения консультативной работы.
9. Осуществление методической работы. Развитие технологий медико-социальной работы с населением требует систематизации накапливаемых знаний и практических разработок. В этом отношении личный опыт каждого специалиста представляет ценность, особенно если он оформлен в виде программ, проектов, методических рекомендаций. Благодаря методической деятельности постепенно все более уточняются, систематизируются и дополняются на основе анализа теоретических данных и практического опыта имеющиеся представления о деятельности специалиста по социальной работе в лечебно-реабилитационном учреждении таким компонентом, как организация педагогической развивающей среды для клиентов с помощью методов педагогического и социально-педагогического воздействия. Необходимые компетенции для ведения методической работы — теоретические знания в области технологий медикосоциальной работы; владение технологией оформления проектов, программ, модулей групповых занятий, коллективных творческих дел, досуговых занятий и т.п.; владение технологией формирования алгоритмов по оказанию инструментальной помощи; компетенции научно-исследовательской деятельности; владение техниками оформления наглядных материалов; навыки работы с научной и практической литературой.
10. Организация социальной работы в стационарном подразделении. Необходимые компетенции для организации реабилитационных мероприятий в стационаре: компетенция организаторской и руководящей деятельности; владение технологией организации мероприятий по профилактике психического здоровья на всех уровнях социальной работы;
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (96) 2011
владение технологиями инструментальной помощи и поддержки; владение технологией организации деятельности совета самоуправления пациентов; компетенции в области тайм-менеджмента.
Приведенный перечень должностных обязанностей специалистов по социальной работе лечебнореабилитационного учреждения и профессиональных компетенций, необходимых для их выполнения, отражает требования к профессиональной подготовке специалистов в области технологий медико-социальной работы с населением и определяет содержание учебных программ, реализуемых в системе непрерывного профессионального образования (СНПО) на базе лечебно-реабилитационного учреждения.
В структуре СНПО будущих и уже работающих специалистов по социальной работе на базе лечебнореабилитационного учреждения определены цель, задачи, этапы и результаты обучения. Цель обучения: совершенствование профессиональных компетенций при адаптации к работе студентов и специалистов по социальной работе, непрерывное развитие профессиональных компетенций. Она реализуется при достижении социальной, экономической и адаптивной задач. Социальная задача: реализация непрерывного профессионального образования на базе больницы для выполнения требований учреждений к уровню подготовки компетентных сотрудников. Адаптационная задача: привлечение студентов к активной деятельности во время непрерывной практики для помощи специалистам и приобретению профессиональных компетенций на опыте работы в подразделениях; методическое и организационное сопровождение сотрудников социальной службы для оказания необходимой помощи в работе, организация командного взаимодействия между всеми участниками процесса обучения. Экономическая задача: подготовка студентов для работы в лечебно-реабилитационном учреждении, повышение их мотивации к работе по специальности, организация мероприятий в рамках непрерывного обучения для специалистов по социальной работе с целью повышения качества работы.
Обучение проводится в два этапа: I этап — практика студентов специальности «Социальная работа» в рамках специализации «Технологии медикосоциальной работы с населением»; II этап — продолжение профессионального образования специалистов по социальной работе на рабочем месте. Непрерывность образовательного процесса основывается на преемственности. Обучение студентов гуманитарных вузов во время практики на базе лечебно-реабилитационного учреждения на четвертом и пятом годах обучения дает им возможность трудоустройства в данное учреждение после окончания вуза при наличии свободного рабочего места и продолжения совершенствования профессиональных компетенций на рабочем месте в процессе непрерывного профессионального образования.
Принципами системы непрерывного профессионального образования специалистов по социальной работе на рабочем месте являются:
1. Связь обучения и профессиональной практики, предполагающая моделирование профессиональных ситуаций во время обучения.
2. Ориентация на приобретение студентами профессиональных компетенций, необходимых для успешного выполнения ими своих должностных обязанностей.
3. Использование инновационных педагогических технологий в процессе обучения. Переход от информационных форм к активным методам и формам
обучения с включением заданий по решению практических проблем.
4. Гибкость организации образовательного процесса.
5. Сотрудничество учащихся при выполнении практических задач.
6. Осуществление методической и информационной поддержки.
7. Помощь и курирование деятельности студентов и молодых специалистов на периоде профессиональной адаптации.
В основе содержательной части системы — учебный план вуза по специальности «Социальная работа», программа специализации «Технологии медико-социальной работы с населением» и программа непрерывного профессионального образования специалистов по социальной работе на рабочем месте. Обучение осуществляется на базе специально организованного Ресурсного методического центра больницы при взаимодействии с другими подразделениями и высшими учебными заведениями.
Теоретическое обоснование и апробация модели системы непрерывного профессионального образования для специалистов по социальной работе на базе лечебно-реабилитационного учреждения привели к следующим результатам:
1. Был проведен теоретический анализ и конкретизированы социальная, адаптивная и экономическая задачи, основные характеристики непрерывного профессионального образования. Рассмотрена специфика, формы, методы и технологии социальной работы в лечебно-реабилитационных учреждениях.
2. Была обоснована необходимость подготовки специалистов по социальной работе в области технологий медико-социальной работы с населением на основе перечня функциональных обязанностей специалистов и необходимых для их выполнения профессиональных компетенций. Этот перечень был разработан на основе анализа литературы, сопоставления образовательного стандарта специальности «Социальная работа» и реалий профессиональной практики лечебно-реабилитационного учреждения. Он стал основой содержательной части учебных программ в системе непрерывного профессионального образования специалистов на базе лечебно-реабилитационного учреждения.
3. Реализована система непрерывного профессионального образования специалистов по социальной работе на рабочем месте. Она предназначена для повышения качества подготовки специалистов по социальной работе в области технологий медико-социальной работы с населением, преодоления трудностей в адаптации молодых специалистов на рабочих местах. Целью обучения является развитие профессиональных компетенций, адаптация к работе студентов и специалистов по социальной работе при взаимодействии вуза и лечебно-реабилитационного учреждения, дальнейшее совершенствование их профессиональных компетенций.
В соответствии с итогами исследования сделаны следующие выводы:
1. Доказано, что перечень должностных обязанностей специалистов по социальной работе лечебнореабилитационного учреждения и профессиональных компетенций, необходимых для их выполнения, отражает требования к профессиональной подготовке специалистов в области технологий медикосоциальной работы с населением и определяет содержание учебных программ, реализуемых на базе рабочего места.
2. Обоснована актуальность непрерывной профессиональной подготовки специалистов в области медико-социальной работы на рабочем месте развитием непрерывного образования, потребностью лечебно-реабилитационных учреждений в компетентных специалистах; необходимостью методического и организационного сопровождения студентов в ходе непрерывной учебной и производственной практики; организацией командного (полипрофессионального бригадного) взаимодействия в коллективе лечебнореабилитационного учреждения.
3. Выявлено, что подготовка будущих специалистов по социальной работе при взаимодействии высшего гуманитарного учебного заведения и лечебно-реабилитационного учреждения решает социальную, адаптивную и экономическую задачи и является эффективной.
4. Доказано, что предлагаемая организация непрерывного профессионального образования студентов и специалистов является оптимальной для развития профессиональных компетенций выпускников вуза в области технологий медико-социальной работы с населением на базе лечебно-реабилитационного учреждения.
Библиографический список
1. Роль специалиста по социальной работе и социального работника в полипрофессиональной бригаде по оказанию психиатрической помощи: Пособие для врачей, специалистов по социальной работе и социальных работников / Под ред. д.м.н., проф. И. Я. Гуровича. — М. : Московский НИИ психиатрии МЗ Рос-здрава РФ, 2003. — 31 с.
2. Гурович, И. Я. Социальная работа в психиатрических учреждениях (задачи и основные направления) : учеб.-метод. по-
собие / И. Я. Гурович, А. Б. Шмуклер, О. В. Немиринский // Сборник методических рекомендаций и пособий для врачей и других специалистов, оказывающих психиатрическую помощь. — М. : ООО «ИПУЗ», 2009. - С. 37-57.
3. Сборник методических рекомендаций и пособий для врачей и других специалистов, оказывающих психиатрическую помощь / под ред. Гуровича И. Я. — М. : ООО «ИПУЗ», 2009. — 131 с.
4. Семенова, Н. Д. Проблема образования психически больных / Н. Д. Семенова, Л. И. Сальникова // Социальная и клиническая психиатрия. — 1998. — Т. 8. — № 4. — С. 30 — 39.
5. Уткин, А. А.Инновационные формы психосоциальной терапии и реабилитации больных шизофренией и расстройствами шизофренического спектра в Омской области / А. А. Уткин, О. Н. Степанова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. — 2009. — № 1. — С. 124— 126.
6. Практикум по психосоциальному лечению и психосоциальной реабилитации психически больных / Под ред. проф. И. Я. Гуровича и д.м.н. А. Б. Шмуклера. — М. : ИД МЕДПРАКТИКА— М, 2002. — 180 с.
7. Вид, В. А. Бригадный подход в современной психиатрической клинике и его функциональное структурирование / В. А. Вид // Социальная и клиническая психиатрия. — 1995. — № 3. — С. 102— 105.
8. Окунькова, Ю. А. Об организации социальными работниками инструментальной социальной поддержки психически больных / Ю. А Окунькова, В. А. Потапова // Социальная и клиническая психиатрия. — 1999. — № 2. — С. 36 — 39.
ЗИНКИНА Анна Петровна, специалист по социальной работе.
Адрес для переписки : e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.01.2011 г.
© А. П. Зинкина
Книжная полка
Орлова, Е. А. Клиническая психология : учебник / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник. - М. : Юрайт. - 363 с. -18В№ 978-5-9916-1291-3.
Кратко изложены основные проблемы клинической психологии. Раскрыты предмет, объект и задачи клинической психологии, проблема соотношения нормы и патологии, особенности работы клинических психологов в различных учреждениях. Рассмотрены проблемы нейропсихологии как раздела клинической психологии, представлен патопсихологический анализ нарушений познавательной и эмоциональноличностной сферы и психодиагностический инструментарий клинического психолога. Для студентов, обучающихся по специальностям «Психология», «Социальная педагогика», «Педагог-психолог», «Социальный работник», «Специальная психология», «Дефектология» и др., а также практических специалистов по перечисленным профилям.
Анджелис, Б. де. Секреты уверенности, которые должна знать каждая женщина / Б. де Анджелис ; пер. с англ. - М. : Эксмо, 2011. - 96 с. - 18В№ 978-5-699-16783-8.
Уверенность — вот чего нам чаще всего не хватает, чтобы добиться успеха в жизни и любви, убеждена Барбара де Анджелис, известный знаток женской психологии, ведущий мировой эксперт по вопросам личностного и духовного развития, автор многочисленных бестселлеров. «Не смогу, боюсь, не получится» — вот наши главные враги, с которыми нужно беспощадно бороться. Начните борьбу прямо сегодня! У вас все получится! На этих страницах вы найдете простые и эффективные способы борьбы с неуверенностью и нерешительностью, которые проверены на личном опыте не только автором, но и многими известными и преуспевающими женщинами. Ярко и эмоционально написанная, с реальными историями и примерами, дельными рекомендациями и любопытными выводами, эта книга станет вашим лучшим попутчиком и помощником на пути к успеху. Желаем удачи!
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ