Научная статья на тему 'Модульный курс Инновационные формы в структуре психиатрической помощи (на основании разработок специалистов БУЗ оо клиническая психиатрическая больница им. Н. Н. Солодникова)'

Модульный курс Инновационные формы в структуре психиатрической помощи (на основании разработок специалистов БУЗ оо клиническая психиатрическая больница им. Н. Н. Солодникова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНЫЙ КУРС / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ / ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / MODULE COURSE / INNOVATIONS / PSYCHIATRIC CARE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеперин Андрей Игоревич, Степанова Ольга Николаевна, Зинкина Анна Петровна

Для широкого круга специалистов в области практической психиатрии врачей-психиатров, психологов и специалистов по социальной работе предлагается оригинальная разработка омских авторов модульный курс Инновационные формы в структуре психиатрической помощи. Курс является обобщением опыта преобразований психиатрической службы Омской области в целях соответствия деятельности службы по требностям населения и социально-экономической ситуации в стране и направлен на повышение компетентности специалистов в организации новых форм психиатрической помощи. Его целью является ознакомление участников с региональным опытом внедрения инноваций в структуру психиатрической помощи Омской области и развития психосоциальной реабилитации, а также выявление трудностей на пути этого внедрения и предоставление вариантов их преодоления. Курс содержит 10 модулей, представляющих практические наработки с принципиальными компонентами и указанием проблем развития социальной психиатрии в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чеперин Андрей Игоревич, Степанова Ольга Николаевна, Зинкина Анна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODULE COURSE INNOVATIONS IN THE STRUCTURE OF PSYCHIATRIC CARE (BASED ON THE DEVELOPMENTS FROM THE SOLODOVNIKOV PSYCHIATRIC HOSPITAL)

The authors from Omsk offer an original module course Innovations in the structure of psychiatric care developed for professionals working in practical psychiatry, including psychiatrists, psychologists and specialists in social work. This course is a concentration of experience obtained during the reform of psychiatric care in the Omsk Region in order to adapt it to the needs of the population and the socioeconomic circumstances in the country. The course is aimed at increasing the specialists competence in organization of new forms of psychiatric care. It offers the participants the accumulated regional experience on introducing innovations into the structure of psychiatric care in the Omsk Region as well as development of psychosocial rehabilitation, and analyzes the diffi culties and variants to resolve them. The course consists of 10 modules, which present practical schemes, with basic components and specifi c issues concerning development of social psychiatry in Russia.

Текст научной работы на тему «Модульный курс Инновационные формы в структуре психиатрической помощи (на основании разработок специалистов БУЗ оо клиническая психиатрическая больница им. Н. Н. Солодникова)»

|ИНФОРМАЦИЯ|

УДК 616.89-083-082.4

МОДУЛЬНЫЙ КУРС «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ В СТРУКТУРЕ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ» (на основании разработок специалистов БУЗ ОО «Клиническая психиатрическая больница им. Н. Н. Солодникова»)

А. И. Чеперин, О. Н. Степанова, А. П. Зинкина

Омская клиническая психиатрическая больница им. Н.Н.Солодникова

Переход России на инновационный путь развития и использование научных достижений в профессиональной среде требует от специалистов высококвалифицированной подготовки, ориентации в смежных областях знаний, конкурентоспособности. Они должны быть компетентными, способными к эффективной работе на уровне требований, принятых в профессиональной практике, готовыми к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности. Система образования в России развивается в сторону непрерывности образовательного процесса и становление парадигмы «образование через всю жизнь» сопровождается большим количеством разработок в данной области. Перспективы развития системы непрерывного профессионального образования, активно используемой сегодня за рубежом, рассматриваются в работах А.А.Вербицкого, Б.С.Гершунского, место и прогресс образовательных технологий в новой образовательной системе определяет В.В.Гузеев [1-3, 5]. Формирование профессионализма при обучении в русле концепции непрерывного образования освящено в работах А.А.Петренко, Е.И.Сахарчук, Е.В.Янченковой [6, 7, 12].

В связи с глобальными изменениями социума в России большое значение имеет развитие непрерывного образования в сфере социальной психиатрии. Это обусловлено растущим количеством разработок по внедрению инновационных форм в структуру различных психиатрических служб, обобщением практического опыта и большим количеством публикаций по данной проблематике. Исследователи и практики создают условия для совершенствования профессиональных компетенций у специалистов с помощью учебных программ, тренингов, модулей.

Однако, на сегодняшний день имеющихся разработок в области непрерывного образования по социальной психиатрии недостаточно для обеспечения учреждений системы здравоохранения квали-

фицированными кадрами, владеющими инновационными технологиями работы с населением. Перспективные исследования в сфере технологий социальной психиатрии проведены И.Я.Гуровичем, К.В.Давыдовым, Ж.Л.Есаянц, М.А.Ландышевым, Л.Г.Мовиной, О.В.Немиринским, Н.Д.Семеновой, Я.А.Сторожаковой, А.А.Уткиным, А.Б.Шмуклером и другими [8-10, 12]. Ими обоснованы различные направления, технологии, методы социальной психиатрии, определены роли и функции членов поли-профессиональных бригад в оказании помощи пациентам.

Развитие медико-социальной сферы влечет развитие социальной психиатрии как науки, делает необходимым пополнение у специалистов профессиональных знаний. Профессиональная практика ставит новые задачи - не только информировать психиатрическое сообщество о результатах практической деятельности и проводимых исследованиях, но и активно развивать у работающих специалистов в области психиатрической помощи компетенции, необходимые для деятельности в инновационных формах психиатрической помощи. Этим продиктована актуальность в организации и проведении модульного курса «Инновационные формы в структуре психиатрической помощи» для врачей-психиатров, психологов и специалистов по социальной работе российских психиатрических учреждений.

Данный модульный курс является результатом обобщения опыта по осуществлению последовательных преобразований психиатрической службы Омской области в целях соответствия деятельности службы потребностям населения и социальноэкономической ситуации в обществе. Модульный курс «Инновационные формы в структуре психиатрической помощи» объединяет основную информацию, технологии, алгоритмы оказания помощи, структуру нововведений. Целью данной программы является расширение компетентности специа-

листов (врачей-психиатров, психотерапевтов, психологов, специалистов по социальной работе, медицинских сестер), необходимой для улучшения качества оказания психиатрической помощи, которая являлась бы эксклюзивной и отвечающей потребностям граждан, имеющих психические нарушения, их семей и сообществ. Этот курс предоставит широкой аудитории участников, практиков, студентов, потребителям услуг информацию, необходимую для организации новых форм психиатрической помощи. Все предлагаемые разработки являются результатом реальной практической деятельности, внедрены в структуру психиатрической службы и зарекомендовали себя как успешные в части развития социальной психиатрии в России.

Курс «Инновационные формы в структуре психиатрической помощи», один из запланированных курсов, лежащих в основе междисциплинарной программы по развитию центров психосоциальной реабилитации в России, познакомит участников с различными моделями психиатрической помощи, реализуемыми в рамках социально-ориентированной психиатрии. Ведущие курса предоставят практическую информацию, которая поможет более успешно проводить преобразования в службе, развивать доступность для населения психиатрических учреждений в России.

Для этого модульного курса была обобщена самая новая исследовательская и практическая литература в данной области. Кроме того, он включает конспекты лекций и практических упражнений, входящих в курс, подготовленный к прочтению в Омском государственном университете им.Ф.М.Достоевского, в Омском государственном педагогическом университете. Разработки, включенные в модульный курс, неоднократно публиковались в научно-практических рецензируемых журналах, материалах региональных, российских и международных конференций, книгах.

Так, неоднократно распространялась информация о том, что реабилитационное направление работы в Омской психиатрической больнице прошло путь развития от лечебно-трудовых мастерских до современной системы, основанной на инновационных методиках реабилитационных вмешательств. Инновационные подразделения сегодня преобразованы в программы («Жилье с поддержкой», «Первый психотический эпизод», «Отделение внеболь-ничной реабилитации», «Интенсивное лечение в сообществе» и др.), когда помощь оказывается по-липрофессиональной бригадой специалистов, включающей врачей, психологов, специалистов по социальной работе, социальных работников, медицинских сестер, в условиях стационаров, дневных стационаров, амбулаторных участков. Используются разнообразные виды психосоциального лечения и реабилитации. Преемственность при переводе пациентов по маршруту из стационара в проме-

жуточные подразделения и на амбулаторные участки практически полная. Следствием внедрения в повседневную практику психосоциальных вмешательств является повышение социальной адаптации, мотивации к продуктивной деятельности, межличностного взаимодействия, облегчение бремени семьи, снижение числа регоспитализаций. Сегодня работа направлена на дальнейшее развитие и совершенствование досуговых программ, трудовой занятости пациентов.

Модульный курс «Инновационные формы в структуре психиатрической помощи» должен познакомить слушателей с концепцией внедрения и развития инновационных форм в структуре психиатрической службы региона, а также предоставить методику, позволяющую применять эту концепцию на практике.

Цели модульного курса:

- ознакомление участников модульного курса с региональным опытом внедрения инновационных форм в структуру психиатрической помощи Омской области и развития психосоциальной реабилитации;

- выявление трудностей в организации лечебнореабилитационного процесса в рамках новых моделей и предоставление вариантов путей их преодоления.

Задачи модульного курса:

- предоставление участникам модульного курса опыта реализации лечебно-реабилитационных программ для людей, страдающих психическими расстройствами, в Омской области;

- обучение практическим навыкам работы в рамках различных лечебно-реабилитационных программ;

- обмен опытом в области развития социальной психиатрии.

В данном модульном курсе применяются следующие методы и формы работы: лекции и доклады, дискуссии, просмотр видеофильмов и слайдов, практические упражнения, изучение раздаточных материалов и материалов для чтения. Кроме того, применяются экскурсии по инновационным подразделениям, круглые столы с представителями психиатрического сообщества, семинары, посвященные вопросам проектирования инновационных форм психиатрической помощи.

Рассмотрим краткое содержание курса «Инновационные формы в структуре психиатрической помощи».

Модуль первый. Введение и обзор. Цель данного занятия состоит во введении и обзоре инновационных форм психиатрической помощи. Ведущий продемонстрирует, каким образом социальная психиатрия развивалась на пути трансформации медицинской модели оказания помощи к биопсихосоци-альной модели с учетом потребностей пациентов и их семей. На данном занятии рассматривается демографическая ситуация, связанная с психическим

116

А. И. Чеперин

здоровьем населения, которая характерна для многих стран, а также то, каким образом данная ситуация стимулирует развитие социальной психиатрии. Далее рассматривается алгоритм развития психиатрической службы в соответствии с потребностями общества и потребителей, составленный на опыте Омской психиатрической службы.

Модуль второй. Необходимые условия для развития службы. Программный комплекс «Пациент». Целью данного занятия является краткое знакомство с различными факторами, создающими условия для успешных преобразований: программный комплекс «Пациент» для разных направлений деятельности службы, система непрерывного образования сотрудников больницы, систематизация и обобщение опыта в научно-практических публикациях. Эти условия необходимы как при планировании деятельности, так и при проведении оценки инновационных форм в процессе их работы. Далее ведущий подробно останавливается на программном комплексе «Пациент»: задачах, видах автоматизированных рабочих мест, видах получаемых отчетов, электронных документах.

Модуль третий. Необходимые условия для развития службы. Система непрерывного профессионального образования сотрудников больницы. Цель данного занятия состоит в демонстрации взаимосвязи, существующей между успешным обучением сотрудников и качеством их деятельности на своем рабочем месте. Важность обучения состоит не только в обеспечении высокой квалификации сотрудников, но и в обеспечении преемственности профессионального образования и обучения на рабочем месте; с его помощью также создается благоприятная для непрерывного профессионального роста среда. На занятии рассматриваются цели, задачи непрерывного обучения, компоненты данной системы, участники учебного процесса, принципы обучения, учебные программы.

Модуль четвертый. Реабилитационный дневной стационар. Приводится история развития отделения, цели, задачи, структура, взаимодействие с другими подразделениями, штаты отделения, материально-техническая база. Рассматриваются применяемые в отделении технологии: case management, защищенное трудоустройство, психообразование, психологическая поддержка пациентов после выписки и т.д.

Модуль пятый. Программа «Первый психотический эпизод». Приводится история развития программы, цели, задачи, структура, взаимодействие с другими подразделениями, штаты отделения, материально-техническая база. Приводятся показания и противопоказания для включения пациентов в программу в соответствии с рекомендациями Московского НИИ психиатрии. Рассматриваются применяемые в отделении технологии: полипрофесси-ональный бригадный метод работы, психообразова-

тельные техники, работа с родственниками впервые заболевших пациентов и др.

Модуль шестой. Программа «Жилье с поддержкой». Приводится история развития программы, цели, задачи, структура, взаимодействие с другими подразделениями, штаты отделения, материальнотехническая база. Приводятся показания и противопоказания для включения пациентов в программу в соответствии с рекомендациями Московского НИИ психиатрии. Представляются различные формы жилья с поддержкой: общежитие с поддержкой, квартиры с поддержкой. Рассматриваются применяемые в отделении технологии: полипрофессиональ-ный бригадный метод работы, психообразовательные техники, психосоциальные адаптационные занятия, защищенное трудоустройство.

Модуль седьмой. Программа «Интенсивное лечение в сообществе». Приводится история развития программы, цели, задачи, структура, взаимодействие с другими подразделениями, штаты отделения, материально-техническая база. Приводятся показания и противопоказания для включения пациентов в программу в соответствии с рекомендациями Московского НИИ психиатрии. Представляются особенности интенсивного лечения в сообществе для взрослого и детского населения. Рассматриваются применяемые в отделении технологии: полипрофессиональный бригадный метод работы, психообразовательные техники, психосоциальные адаптационные занятия, защищенное трудоустройство, работа с пациентами на дому.

Модуль восьмой. Отделение амбулаторного принудительного наблюдения и лечения (АПНЛ) с кабинетом активного диспансерного наблюдения (АДН). Представлена история развития отделения, цели, задачи, структура, взаимодействие с другими подразделениями, штаты отделения, материальнотехническая база. Рассматриваются правовые основы осуществления данного вида психиатрической помощи. Приводятся показания и противопоказания для включения пациентов в программу. Представляются особенности активного динамического наблюдения. Рассматриваются применяемые в отделении технологии: полипрофессиональный бригадный метод работы, психообразовательные техники, психосоциальные адаптационные занятия.

Модуль девятый. Антикризисная служба в структуре психиатрической помощи. Представлена история развития службы, цели, задачи, структура, взаимодействие с другими подразделениями, штаты отделения, материально-техническая база. Особенности оказания антикризисной помощи в городе и на селе. Мобильные и стационарные телефоны доверия. Психопросвещение. Профилактика нарушений психического здоровья среди населения. Статистические показатели.

Модуль десятый. Обобщение результатов обучения. В ходе данного занятия ведется дискуссия меж-

ду участниками, обсуждаются предложенные формы, их достоинства и проблемные моменты. Участники пробуют создать собственные уникальные модели оказания психиатрической помощи на основе принципов биопсихосоциального подхода и социальной психиатрии. Подводятся итоги модуля.

Таким образом, в то время как многие подобные модульные курсы уделяют особое внимание обобщению зарубежного опыта и теоретическим моделям, данный курс предоставляет практические наработки с принципиальными компонентами и указанием проблем в развитии социальной психиа-

трии в России. Изменение направлений социальной политики и политики в области здравоохранения, программ и услуг на национальном и региональном уровнях является важным фактором, который необходимо учитывать при дальнейшей разработке и преподавании этого курса. Дальнейшие исследования в области практического обучения специалистов психиатрических служб будут направлены на практическую реализацию предложенного модуля, его апробацию, внесение корректив и методическую помощь и обмен опытом с регионами, вставшими на путь развития социальной психиатрии.

ЛИТЕРАТУРА

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. С. 89-94.

Гершунский Б.С. Перспективы развития системы непрерывного образования. М.: Педагогика, 1990. 224 с.

Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. М., 2001. С. 71-77.

Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. М.: ИД МЕДПРАКТИКА-М, 2004. 492 с.

Каштанов В.В. Непрерывное образование во Франции. Перспективы развития системы непрерывного образования. М.: Изд. АПН СССР, 1987. С. 161-169.

Петренко А.А. Тенденции формирования профессионализма педагога в системе непрерывного педагогического образования [Электронный ресурс]. http://www.emissia.50g.com/offline/2007/1140.htm Сахарчук Е.И. Организационный механизм управления качеством подготовки специалистов в педвузе // Университетское управление. 2004. № 3. С. 43-50.

Семенова Н.Д., Сальникова Л.И. // Социальная и клиническая психиатрия. 1998. Т. 8, № 4. С. 30-39.

9. Сторожакова Я.А., Ландышев М.А., Мовина Л.Г. и соавт. Роль специалиста по социальной работе и социального работника в полипрофессиональной бригаде по оказанию психиатрической помощи // Сборник методических рекомендаций и пособий для врачей и других специалистов, оказывающих психиатрическую помощь / Под ред. И.Я. Гуровича. М.: ООО «ИПУЗ», 2009. С. 61-131.

10. Уткин А.А. Психосоциальная психиатрия и психосоциальная реабилитация в Омской области // Материалы Российской конференции «Современные принципы терапии и реабилитации психически больных». М.: Медпрактика-М, 2006. С. 108-110.

11. Шмуклер А.Б. Социальное функционирование и качество жизни психически больных и задачи по их социальной поддержке: Методические указания // Сборник методических рекомендаций и пособий для врачей и других специалистов, оказывающих психиатрическую помощь / Под ред. И.Я. Гуровича. М.: ООО «ИПУЗ», 2009. С. 291-306.

12. Янченкова Е.В. Пути повышения качества подготовки специалистов в условиях построения системы непрерывного образования // Методист. 2006. № 4. С. 49-51.

МОДУЛЬНЫЙ КУРС «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ В СТРУКТУРЕ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ» (НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТОК СПЕЦИАЛИСТОВ БУЗ ОО «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ

БОЛЬНИЦА ИМЕНИ Н.Н. СОЛОДНИКОВА»)

А. И. Чеперин, О. Н. Степанова, А. П. Зинкина

Для широкого круга специалистов в области практической психиатрии - врачей-психиатров, психологов и специалистов по социальной работе предлагается оригинальная разработка омских авторов - модульный курс «Инновационные формы в структуре психиатрической помощи». Курс является обобщением опыта преобразований психиатрической службы Омской области в целях соответствия деятельности службы потребностям населения и социально-экономической ситуации в стране и направлен на повышение компетентности специалистов в организации новых форм психиатрической помощи. Его це-

лью является ознакомление участников с региональным опытом внедрения инноваций в структуру психиатрической помощи Омской области и развития психосоциальной реабилитации, а также выявление трудностей на пути этого внедрения и предоставление вариантов их преодоления. Курс содержит 10 модулей, представляющих практические наработки с принципиальными компонентами и указанием проблем развития социальной психиатрии в России.

Ключевые слова: модульный курс, инновационные формы, психиатрическая помощь.

THE MODULE COURSE ‘INNOVATIONS IN THE STRUCTURE OF PSYCHIATRIC CARE’ (BASED ON THE DEVELOPMENTS FROM THE SOLODOVNIKOV PSYCHIATRIC HOSPITAL)

A. I. Cheperin, O. N. Stepanova, A. P. Zinkina

The authors from Omsk offer an original module course ‘Innovations in the structure of psychiatric care’ developed for professionals working in practical psychiatry, including psychiatrists, psychologists and specialists in social work. This course is a concentration of experience obtained during the reform of psychiatric care in the Omsk Region in order to adapt it to the needs of the population and the socioeconomic circumstances in the country. The course is aimed at increasing the specialists’ competence in organization of new forms of psychiatric

care. It offers the participants the accumulated regional experience on introducing innovations into the structure of psychiatric care in the Omsk Region as well as development of psychosocial rehabilitation, and analyzes the difficulties and variants to resolve them. The course consists of 10 modules, which present practical schemes, with basic components and specific issues concerning development of social psychiatry in Russia.

Key words: module course, innovations, psychiatric care.

Чеперин Андрей Игоревич - главный врач БУЗ ОО «Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н.Солодникова»; e-mail: [email protected]

Степанова Ольга Николаевна - кандидат медицинских наук, заместитель главного врача БУЗ ОО «Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н.Солодникова», главный внештатный психиатр Омской области; e-mail: [email protected]

Зинкина Анна Петровна - специалист по социальной работе отделения первого психотического эпизода БУЗ ОО «Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н.Солодникова», менеджер ресурсного методического центра больницы; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.