Научная статья на тему 'Организация системы непрерывного образования для студентов специальности «Социальная работа» на базе лечебно-реабилитационного учреждения'

Организация системы непрерывного образования для студентов специальности «Социальная работа» на базе лечебно-реабилитационного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / БИОПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / SYSTEM OF CONTINUOUS FORMATION / MEDICAL AND SOCIAL WORK / BIOPSYCHOSOCIAL MODEL OF RENDERING OF MEDICAL AID

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинкина Анна Петровна, Степанова Ольга Николаевна, Шмидт Светлана Петровна

В статье показана необходимость организации социальной службы на базе лечебно-реабилитационного учреждения и внедрения системы непрерывного образования для специалистов по социальной работе. Статья так же посвящена актуализации включения студентов специальности «Социальная работа» в систему непрерывного образования для специалистов по социальной работе на базе лечебно-реабилитационного учреждения. Показаны основные компоненты системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зинкина Анна Петровна, Степанова Ольга Николаевна, Шмидт Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of long-term education system in specialty «Social work» in medical rehabilitation institution

In the present article it is shown necessity for organization of social service on the basis of medical rehabilitation institution and introduction of system of continuous formation for experts in social work. The article is devoted to revealing of urgency of inclusion of students of a specialty «Social work» in the system of continuous formation for experts in social work on the basis of medical rehabilitation institution. The basic components of system are shown.

Текст научной работы на тему «Организация системы непрерывного образования для студентов специальности «Социальная работа» на базе лечебно-реабилитационного учреждения»

УДк 378.046.4 А. П. ЗИНКИНА

О. Н. СТЕПАНОВА С. П. ШМИДТ

Клиническая психиатрическая больница им. Н. Н. Солодникова», г. Омск

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

НА БАЗЕ ЛЕЧЕБНОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье показана необходимость организации социальной службы на базе лечебно-реабилитационного учреждения и внедрения системы непрерывного образования для специалистов по социальной работе. Статья так же посвящена актуализации включения студентов специальности «Социальная работа» в систему непрерывного образования для специалистов по социальной работе на базе лечебно-реабилитационного учреждения. Показаны основные компоненты системы.

Ключевые слова: система непрерывного образования, медико-социальная работа, био-психосоциальная модель оказания медицинской помощи.

Одной из основных тенденций развития лечебнореабилитационных служб в настоящее время является отказ от чисто медицинской модели оказания помощи с присущим ей монопрофессиональным подходом в пользу биопсихосоциальной модели, характеризующейся мультидисциплинарным подходом к лечению имеющихся расстройств с участием специалистов разного профиля, тесно взаимодействующих друг с другом [1]. Такой бригадный метод ведения больных находится в соответствии с многофакторной природой заболеваний и позволяет уделять внимание не только клиническим, но также психологическим и социальным факторам и, таким образом, оказывать более разностороннюю и эффективную помощь [2]. Полипрофессиональная бригада, созданная для оказания помощи лицам с психическими расстройствами, должна включать: врача-психиатра, психотерапевта, медицинского психолога, специалиста по социальной работе, социального работника, медицинскую сестру и других специалистов в соответствии со штатными возможностями согласно Приказу Минздрава № 27 от 1995 г. Среди предпосылок, которые легли в основу внедрения специалистов немедицинских специальностей (специалисты по социальной работе, психологи, социальные работники) в деятельность психиатрической клиники можно назвать: развитие социальной психиатрии как психиатрии с опорой на сообщество; принятие во внимание показателей качества жизни и социального функционирования пациентов при планировании лечебно-реабилитационного процесса; необходимость создания активной, насыщенной позитивными и полезными событиями реабилитационной среды для пациентов больницы [3]. В Омской психиатрической больнице сформированы полипрофессиональные бригады, укомплектованы ставки специалистов по социальной работе.

По оценкам экспертов в области здравоохранения КПБ является передовым учреждением, развивающимся на протяжении всей своей истории (более 110 лет) благодаря постоянному мониторингу качества оказания психиатрической помощи. Деятельность специалистов по социальной работе больницы развивалась от оказания преимущественно инструментальной помощи и поддержки до использования социально-педагогических технологий в работе с пациентами. За почти 6 лет интенсивной работы социальной службы достигнуты стойкие позитивные результаты, выражающиеся в снижении количества повторных госпитализаций пациентов, частичном или полном восстановлении полезного социального функционирования, возвращении пациента в сообщество [4]. В Ресурсном методическом центре больницы собран обширный банк теоретико-практических материалов по социальной работе в области психиатрии на основе опыта работы специалистов клиники и взаимодействия с партнерскими организациями (вузами, психиатрическими больницами, общественными организациями).

Проблемы в деятельности специалистов по социальной работе и недостаток узкоспециальных знаний и навыков, а так же невозможность охватить вузовской программой все разделы медико-социальной работы явились основаниями для создания на базе Омской психиатрической больницы системы непрерывного образования. Как показала практика, выпускники вузов, имеющие специальность «Социальная работа», не всегда готовы к работе с таким сложным контингентом, как пациенты психиатрических клиник: не знают их клинических и социальных особенностей, не имеют навыков групповой и индивидуальной работы, не знают основ законодательства в области оказания социальной помощи и поддержки

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Проблемы д еф ицита социально-педагогических и профессиональных компетенций специалистов по социальной работе,

р аботающих в псих иатрической клинике

ю о МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

1

Учебный план вуза, включающий обучение по специальности и дополнительную специализацию «Социальная работа в медицинском учреждению)

Программа специализации «Социальная работав медицинском учрежден ии» с аслючением с о циа ль но-педагогических компонентов

Реализация системы непрерывного образования специалистов по социальной работе на базе КПБ

Цель: преодоление дефицита социально-педагогических компетенций при адаптации к работе студентов и специалистов по социальной работе в медицинском учреждшии, дальнейшее совершенствование

про фес <31 ональных навыко в.

С тудетты вузов г. Омска, специальность «Социальная работа»

Спщиалисты по социальной работе КПБ

Лекционные занятия на базе Ресурсного методического центр а больницы по тематике:

Клиническая психиатрия С о циа льн ая п си х иатр ия Пс ихосоц иальн ая работа Законодательство в области социальной работы в психиатрии Структура КПБ, особенности работы подразделе ни й клиники

Непрерывная практика в отделениях больницы Ознакомительная практика в отделениях больницы (лекции, экскурсии),

Учебная практика (лекции,экскурсии, приобретение компетенций в области психосоциальной работы)

Производственная практика (лекции, экскурсии, супервизорство в тренингах, участие в помощи специалисту),

Предципломная практика (самостоятельное составление и ведение модуля, выполнение части функциональных обязанностей, проведение культурно-досугового мероприятия)

Теоретические занятия на базе Ресурсного методического центра больницы по тематике:

Изменения в законодательстве в области психиатрии и социальной работы

Новые подходы в реализации психосоциальной работы с пацие нтами

Знакомство с новинками литературы, данными научных исследований

Практические занятия на базе Ресурсного методического центра б ольницы: Обучение социально-педагогическим технологиям

Обсуждение и конструктивное решение заявленных в процессе работы проблем Методическая поддержка специалистов, помощь в разработке новых методик, подготовке и равмещ ени и публикаци й в научных изданиях Помощь в подготовке мероприятий по социальной работе

Итог:получаше новых знаний по теории и организации социальной работы в психиатрии

Итог: приобретение со циа льн о-педагогических компетенций, знание методов активного обучения при работе с пациентами

Получе ние д ипл ом а с дополните льн ой сп ец иал из аци ей « Соци аль ная работав медицинском учреждении», овладение социальнопедагогическими компетенциями при работе с пациентами, возможное трудоустройство в больницу

Итог: повышение уровня проф е сс ион аль ных з наний специалистов

Итог: пов ыше ни е у р ов н я со ц иа ль но -пед агогических ком петен ций, совершенствование практических навыков

Повышение качества работы специалистов, совершенствование социальнопедагогических компетенций, последующая аттестация на рабочем месте

Рис. 1. Компоненты системы непрерывного образования для специалистов по социальной работе

Требования медицинского убеждения (пснхнагрнчеснэй клиники) к]фсвню подготовки специалист св по социальной работе, в впютакщие знания с сцнапьно-пелагогнчежнх тех нопсгай. впал аше навыкамиинсш\матгапьной. тоенео:кой лосстсвой-саботы

Причины выбора студентами Омской психиатрической больницы местом непрерывной практики

№ Причина выбора практики %

1. Интерес к психически больным пациентам 58

2 Желание получить опыт в области психосоциальной реабилитации 58 |

3 Обязательное прохождение практики по указанию администрации 41 1

4 Стремление работать в психиатрической больнице по окончании университета 6 1

данному контингенту и т.п. В связи с этим была принята во внимание необходимость развития системы непрерывного образования в направлении новых форм, видов учебного процесса, позволяющих восполнить дефицит практических навыков у выпускников вузов [5, 6]. В частности, была взята за основу концепция непрерывного образования, или «образования через всю жизнь» [7] и организована система непрерывного образования для специалистов по социальной работе на базе Омской психиатрической больницы. После систематизации и структурирования опыта работы эту систему можно представить в следующем виде (рис. 1).

Как видно из схемы, данная система основывается на взаимодействии КПБ и вузов г. Омска (ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, ОмГПУ). В качестве участников образовательного процесса выступают студенты специальности «Социальная работа» и специалисты по социальной работе больницы.

Поскольку в данной статье внимание сфокусировано на организации работы со студентами, остановимся на этом подробнее. Обучение студентов представлено в форме непрерывной практики, которая продолжается в течение всего учебного года. Ее посещают те студенты, которые выбрали дополнительную к диплому специализацию «Социальная работа в медицинском учреждении». Для того, чтобы их выбор был более осознанным, уже на первом-втором курсе они приглашаются на занятия в рамках ознакомительной практики — прослушать лекции о больнице, познакомиться с музеем клиники, осмотреть территорию больницы. Только после прохождения этого этапа студенты могут записаться на участие в учебной практике на базе КПБ.

Этот этап начинается на 4-м курсе, студенты посещают занятия на базе клиники в течение всего учебного года, 1 раз в неделю. День, который обучающиеся проводят в больнице, включает теоретическую и практическую часть — лекционные занятия и посещение подразделений клиники. Они узнают новое из области клинической и социальной психиатрии, законодательства в области социальной работы, функционирования подразделений КПБ. Практические занятия дают возможность научиться проектировать образовательные модули по работе с пациентами, поучаствовать в проведении тренингов в качестве соведу-щего, научиться проводить индивидуальные консультации, приобрести опыт организации и проведения культурно-досуговых мероприятий с пациентами.

После производственной практики, уже на 5-м курсе, студенты посещают занятия специального курса «Медико-социальная работа с инвалидами» и проходят производственную практику, где более детально знакомятся с законодательством РФ по защите прав инвалидов, работают в подразделениях клиники с соответствующим контингентом пациен-

тов, углубленно изучают методические материалы. Непрерывная практика продолжается на 5-м курсе в виде преддипломной практики. Необходимо сказать, что многие студенты пишут дипломы на базе КПБ и успешно защищают их.

Прежде чем данная система обучения была организована, было проведено несколько исследований для определения условий максимально эффективной организации системы обучения. В том числе среди студентов было проведено исследование с целью выявления актуальности включения их в обучение на базе клиники; выявления мотивов прохождения практики; выявления привлекательности психиатрической больницы для студентов как потенциального места работы. Далее приведены данные ответов студентов 4-го курса специальности «Социальная работа» Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского и Омского государственного педагогического университета на вопросы авторского опросника. Исследование проводилось в 2007 — 2008 гг.

При ответе на вопрос об основных причинах прохождения практики именно на базе психиатрической больницы (табл. 1) основными причинами были названы интерес к психически больным пациентам, к новым знаниям (58 %) и желание получить опыт работы в области психосоциальной реабилитации (58 %). Несколько человек из числа студентов (6 %) стремится устроиться в психиатрическую больницу после окончания института.

При планировании практических занятий были выявлены учебные потребности студентов, то есть определено, какие знания и навыки они хотели бы приобрести за время нахождения на практике (рис. 2). В приобретении навыков инструментальной помощи и поддержки больше заинтересованы студенты ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (24 % из 29 %), а вот в получении информации о современном положении психосоциальной работы в учреждениях здравоохранения — студенты ОмГПУ (18 % из 29 %). Студенты обоих вузов одинаково заинтересованы в обучении навыкам ведения групповой работы (47%), в приобретении навыков ведения консультационной работы — 65 %, причем, здесь больший интерес проявляют студенты педагогического вуза. Самой популярной информацией для практикантов является знание об особенностях психических заболеваний — 76 %. Большинством здесь также выступают специалисты по социальной работе из ОмГПУ.

Следовательно, основными полезными для студентов навыками (по их признанию) считается ведение групповой работы, консультаций и знание особенностей психически больных людей. По тому, как распределились студенты при ответе на данный вопрос, можно сделать вывод, что студенты ОмГУ им. Ф. М. Достоевского больше ориентированы на получение навыков во всех сферах деятельности

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

Потребности студентов в областях знаний

29% □ клиническая

психиатрия

/\ \76% 29% / \ \ □ консультационная

работа

г—) □ групповая работа

V / 7/ □ инструментальная

47% \ / / помощь

□ соц. работа в медицине

65%

Рис. 2. Потребности студентов в областях знаний

специалиста по социальной работе. В свою очередь, студенты педагогического вуза больше ориентированы на индивидуальную помощь, теоретические знания об учреждениях здравоохранения и особенностях психически больных людей.

При просьбе оценить собственные знания о различных направлениях деятельности специалиста по социальной работе по 10-балльной системе студенты в обеих группах давали примерно одинаковые оценки. Например, навыки ведения групповой и консультационной работы, знания об особенностях социального функционирования и качества жизни, знания о современном положении психосоциальной работы в учреждениях здравоохранения и связи больницы с другими социальными учреждениями в обеих группах оценены на 5 баллов из 10, навыки оказания инструментальной помощи и поддержки — на 4 балла. Несколько ниже свои знания о психических болезнях оценивают студенты ОмГПУ — на 3 балла, студенты ОмГУ им. Ф. М. Достоевского поставили себе оценку 5. Таким образом, на начальном этапе прохождения практики студентами большинство из них оценивают свои знания о практической социальной работе как недостаточные (дают средние и невысокие оценки).

При просьбе оценить по 10-балльной системе свое желание работать в больнице средняя оценка составила 6 баллов, причем и в группе студентов классического университета и в группе студентов педагогического вуза.

По итогам данного опроса были сделаны следующие обобщения:

1. Интерес к психически больным у студентов довольно высокий. Треть опрошенных высказывает мнение о пациенте, как клиенте, к которому необходимо относиться с профессиональной точки зрения. Отсутствие подобного отношения при непосредственной работе с пациентами может привести к симптомам эмоционального выгорания. Поэтому необходимо обучение студентов выявлению особенностей психического состояния пациентов, основным подходам к работе с разными контингентами пациентов, а так же обучение приемам профилактики эмоционального выгорания.

2. Педагогический университет ориентирован на обучение навыкам организации и ведения групповой работы, индивидуальных консультаций, знание особенностей психически больных. Студенты классического университета обнаруживают более широкие потребности в знаниях в области социальной работы, инструментальной поддержки. Эти различия обусловлены специфическими особенностями вузов, что заставляет вносить коррективы в организацию обучения разных групп студентов.

3. В целом, имеющиеся знания по психосоциальной реабилитации студенты оценивают средне и низко, что говорит об актуальности включения студентов в практическую работу по освоению необходимых компетенций.

4. На начальном этапе прохождения практики стремление студентов устроиться на работу в КПБ невысокое, что связано с отсутствием опыта работы и знаний в области социальной психиатрии, стереотипным, стигматизированным восприятием особенностей психически больных.

Как видно из представленных данных, у студентов специальности «социальная работа» была выявлена высокая потребность в получении узкоспециальных знаний и навыков, имеющих отношение к медикосоциальной работе. Все они проявляют высокие показатели интереса к работе с пациентами психиатрической клиники, стремятся получить новый учебный опыт.

Полученные результаты обусловили актуальность включения студентов старших курсов в систему непрерывного образования по направлению «Медикосоциальная работа в психиатрии». Кроме них, как уже было отмечено, обучение проходят уже трудоустроенные специалисты по социальной работе, а так же слушатели семинаров и обучающих циклов, организованных на базе больницы.

На основе выявленного дефицита знаний, недостатка профессиональных компетенций была построена система непрерывного образования специалистов по социальной работе, продолжающаяся в течение всего периода профессиональной деятельности специалистов больницы. Обучение на базе Ресурсного методического центра КПБ позволяет преподавать специалистам и студентам новые формы организации социальной работы, внедрение новых форм ведения учетной документации, обмен опытом между сотрудниками больницы, обучение новейшим методикам в области социальной работы и социальной педагогики. Ценность этих занятий в том, что участники обучения имеют возможность узнать о самых последних новинках в области социальной работы и социальной педагогики, кроме того, здесь они делятся своими проблемами, возникающими в процессе работы, последними новостями, имеют возможность обратиться к опыту других специалистов. Благодаря системе непрерывного образования в больнице создана сильная, постоянно развивающаяся социальная служба, большой банк методических материалов, постоянно пополняемый благодаря систематизации опыта сотрудников и учебным работам студентов.

Библиографический список

1. Черносвитов, Е. В. Социальная медицина / Е. В. Черно-свитов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С. 165.

2. Гурович, И. Я. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии / И. Я. Гурович, А. Б. Шмуклер, Я. А. Сторожакова. - М. : ИД МЕДПРАКТИКА-М., 2004 - С. 66.

3. Чуркин, А. А. Социальные аспекты организации психиатрической помощи и охраны психического здоровья / А. А. Чуркин // Руководство по социальной психиатрии ; под ред. Т. Б. Дмитриевой. - М. : Медицина, 2001. - С. 479-496;

4. Уткин, А. А. Психосоциальная психиатрия и психосоциальная реабилитация в Омской области / А. А. Уткин // Современные принципы терапии и реабилитации психически больных : материалы Российской конференции. - Омск, 2006. - С. 108- 110.

5. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А Вербицкий. - М. : Высшая школа, 1991. -С. 74-78.

6. Гершунский, Б. С. Перспективы развития системы непрерывного образования / Б. С Гершунский, - М. : Педагогика, 1990. - С. 137.

7. Гузеев, В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. В. Гузеев. - М. : Народное образование, 2001. - С. 195.

ЗИНКИНА Анна Петровна, специалист по социальной работе.

СТЕПАНОВА Ольга Николаевна, кандидат медицинских наук, заместитель главного врача.

ШМИДТ Светлана Петровна, специалист по социальной работе.

Адрес для переписки: е-таіі: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.12.2009 г.

©А. П. Зинкина, О. Н. Степанова, С. П. Шмидт

УДК 37 034 И. Н. СУСЛОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

СПОСОБЫ МОТИВИРОВАНИЯ, СТИМУЛИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАФЕДРЫ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показывается инновационный опыт кафедры иностранных языков Омского технического университета по организации большого дела педагогов и обучающихся — музея историко-культурологической направленности, музея антифашистской борьбы, который затем стали называть музеем дружбы. Был создан совет музея и затем несколько его секций. Концепция: создается для учебно-воспитательных целей, должен иметь систематический характер деятельности.

Ключевые слова: инновационный опыт, кафедра иностранных языков, технический университет, организация совместного дела.

Нравственная деятельность как педагогическое понятие

С. А. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев, обосновавшие принцип единства деятельности, сознания и личности, инициировали другие исследования. Появилось убеждение, что нравственная целостность личности может быть сформирована только в целостной системе нравственного воспитания в образовательном процессе.

В научных работах имеется немало определений целостности (В. Г. Афанасьев, 1964). Оригинальное определение целостности дано В. В. Краевским: категория «целостность» означает отдифференцирован-ность объекта от окружающей среды и его внутреннее единство. Его поддерживает другой исследователь [1, с. 5]: «Данное определение отражает философские особенности категории, которые позволяют применить определение к решению методологических вопросов педагогической проблемы целостности процесса воспитания в рамках ситуативной педагогики».

Под целостной системой нравственного воспитания личности в образовательном процессе понимают единство деятельностей, развивающих взаимодействие учащих и учащихся; осуществляемых во взаимо-

связи с социальной средой и направленных на достижение целостности процесса нравственного воспитания и развития личности, ее нравственной зрелости, пишет М. Н. Аплетаев [2, с. 44] «Сущность целостного процесса нравственного воспитания личности в обучении состоит в том, продолжает исследователь, что в нем происходит взаимосвязанное целостное освоение (познавательное, эмоциональноволевое и практически-деятельностное) нравственных ценностей, образуется нравственно-психологическая структура личности».

Ученые пишут, что в целостном образовательном процессе создаются условия, в которых обучаемый чувствует себя комфортно, получает удовольствие от выполнения поручений педагогов [1, с. 26].

Целостный процесс нравственного воспитания складывается из таких компонентов, как этическое целеполагание, стимулирование и мотивация учебной и нравственной деятельности, принятие обучаемыми нравственных целей, этическое содержание материала, на котором предстоит обучать студентов, организация коллективной учебной и нравственной деятельности, способы и формы целостного освоения студентами нравственных ценностей, выбор нравственно оправданных средств достижения целей, контроль и

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.