Неврология, нейрохирургия и вопросы психического здоровья
Материалы и методы. Участникам были назначены клиническая и нейропсихологическая оценка, а также диагностическое интервью. Нейропсихологическая батарея включала: следы А и В (следы; скорость обработки, исполнительное функционирование); Краткий тест зрительно-пространственной памяти; Тест Хопкинса на вербальное обучение и др.
Результаты. Сравнение когнитивных нарушений между диагнозами дало смешанные результаты. В нескольких сообщениях указывается, что пациенты с БАР или шизоаффективным расстройством (СЗР) демонстрируют ту же картину дефицита, что и пациенты с СЗ, но с уровнями функционирования между пациентами с СЗ и здоровым контролем. Перекрестное диагностическое сравнение пациентов с СЗ, СЗА, БАР и БДР выявило нейрокогнитивный дефицит во всех группах пациентов, но у пациентов с СЗ нарушения были наиболее тяжелыми. Наконец, группы пациентов могут различаться по некоторым нейрокогнитивным показателям, но не по другим.
Выводы. Полученные данные могут быть использованы для повышения эффективности диагностической и коррекционной работы.
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ
Прусова H.H.
Саратовский медицинский университет «Реавиз», Саратов, Россия Научный руководитель: Рогачева С.М. (д-р биол. наук, профессор)
Известно, что сахарный диабет (СД) негативно влияет на работу всех систем организма человека, в том числе и на его психику. Для успешного лечения СД необходимо принимать во внимание психическое состояние больного, купировать психосоматические реакции. Таким образом, изучение психосоматических нарушений у больных СД является актуальной проблемой клинической медицины.
Цель исследования: рассмотреть психосоматические нарушения у больных СД и предложить способы повышения эффективности лечебных мероприятий у данной категории пациентов.
В работе проведен анализ научных статей, представленных в наукометрической базе данных
Из опубликованных за последние годы результатов научных исследований следует, что начало СД 2-го типа, как правило, провоцируется стрессовой ситуацией. В свою очередь психосоматические расстройства периодически обостряются в результате неправильного отношения пациента к своему заболеванию. Авторы отмечают, что для пациентов характерны следующие проявления эмоциональной неустойчивости: повышенная требовательность к себе и окружающим, чувство незащищенности и эмоциональной заброшенности, чувство вины и неполноценности. Человек осознает, что отныне не все в его власти и испытывает страх.
Отмечено, что у пациентов с СД наблюдаются 3 основных вида субъективных реакций на болезнь: отказ от болезни, тревожно невротические реакции, реакции эмоциональной неустойчивости. Адекватные реакции на СД наблюдаются редко. Выявлено, что у пациентов с СД риск появления депрессии увеличивается на 24 % по сравнению с пациентами без СД, что указывает на наличие корреляции между этими заболеваниями.
Известно, что СД влияет на состояние сосудов и кровоснабжение головного мозга, что приводит к когнитивным расстройствам. Показано, что именно депрессия у пациентов с СД 2-го способствует развитию данных состояний: ухудшению памяти, рассеянности внимания, постепенной потери навыка к восприятию услышанного, снижению психогенных реакций, нарушению способности к абстрактному мышлению и плавности речи. Установлено, что наличие депрессивного состояния при СД уменьшает эффективность освоения образовательных программ на 50 %.
Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2022. № 2
Приложение
Наличие депрессии также ассоциируется со снижением физической подвижности, несоблюдением диеты, нерегулярной сахароснижающей терапией, игнорированием гипотензивных и липи-демических препаратов. Мета-анализ 47 исследований показал, что наблюдается значимое влияние депрессии на выполнение пациентами медицинских рекомендаций.
Таким образом, психологическое состояние пациента является главным в управлении СД и определяет эффективность лечения.
Анализ публикаций позволил нам предложить способы повышения эффективности лечебных мероприятий у пациентов с СД. Они заключаются в проведении сеансов семейной психотерапии, создании центров досуга, спортивных секций для больных СД, вовлечение их в волонтерскую деятельность. Главное, чтобы пациенты наряду с соблюдением лечебных процедур были физически активны и чувствовали свою нужность обществу и родным.
1. Гречка П.С., Белобородова A.B., Гуменюк J1.H. Взаимосвязь депрессии и сахарного диабета 2 типа // Международный научно-исследовательский журнал. 2020;7-2(97):75-80.
2. Петрова М.М., Рачко Т.А. Отношение к болезни пациентов с сахарным диабетом // Бюллетень сибирской медицины. 2006;5(4): 144-146.
3. Чернова A.A. Информированность с сахарным диабетом и развитие осложнений диабета // Бюллетень медицинских интернет-конференций.2012;2:60.
4. Лябах H.H. Кибернетический подход к лечению больных с сахарным диабетом // Известия высших учебных учреждений, северокавказский регион. 2003;2:10-14.
5. Ковалевская В.Т., Батюшин М.М., Кудинов В.И. Прогнозирование рисков развития микрососудистых поражений // Сахарный диабет. 2007;2:29-32.
6. Мотовилин О.Г., Шишкова Ю.А., Дивисенко С.И. Психологические эффекты достижения компенсации сахарного диабета 1 типа у пациентов молодого возраста // Сахарный диабет. 2010;1:66-76.
7. Куликова Е.А. Повышение эффективности обучения пациентов в условиях школы сахарного диабета // Достижения персонализированной медицины сегодня - результат практического здравоохранения завтра: сборник тезисов VII Всероссийского конгресса эндокринологов. ФГБУ "Эндокринологический научный центр" Минздрава России; Министерство здравоохранения Российской Федерации; Общественная организация "Российская ассоциация эндокринологов". 2016
8. Русаленко М.Г., Шаршакова Т.М., Мохорт Т.В. Социально-психологические и медицинские компоненты качества жизни взрослых с сахарным диабетом 1 -го типа // Здравоохранение. 2010;4:68-71.
9. Иванов В.Г., Николаев E.J1. Психологическая помощь в онлайн-режиме при кризисных состояниях и трудных жизненных ситуациях в связи с болезнью // Личность в меняющемся мире.
Тест-опросник Яна Стреляу направлен на изучение и диагностику темперамента испытуемых, в данном случае методика помогает выбрать подходящую медицинскую специальность.
Цель: дать рекомендацию по медицинской специальности, оценив уровень нервной деятельности испытуемой группы.
ТЕМПЕРАМЕНТ И МЕДИЦИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Научный руководитель: Черкашина А. Г. (канд. псх. наук, доцент)