Научная статья на тему 'Психосемантическое исследование ценностно-мотивационной сферы безработных граждан'

Психосемантическое исследование ценностно-мотивационной сферы безработных граждан Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1130
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безработица / трудовая занятость / общественные работы / ценностно-мотивационная сфера / мотивация / ценностные ориентации / психодиагностика / психология / безработный

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бендюков Михаил Александрович

В статье представлены результаты исследования ценностно-мотивационной сферы безработных индивидов. Показано, что безработные, участвующие в общественных работах, отличаются от индивидов, отказавшихся от этой формы временной трудовой деятельности, более широким спектром и выраженностью мотивов и ценностных ориентации. "Доказано, что особенности и структура индивидуальных ценностей и мотивов являются существенным фактором, влияющим на стремление безработных к восстановлению трудовой занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бендюков Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the study of values and motivation to work with unemployed individuals. Compared with the unemployed participating in public works the jobless who refused to participate in public works have strong limiting vital interests, low motivation to work and career, lack of desire to make money and hypertrophied attachment to his own family. Proved that the structure and characteristics of individual values and motives are the factor for re-employed of the jobless.

Текст научной работы на тему «Психосемантическое исследование ценностно-мотивационной сферы безработных граждан»

М. А. Бендюков

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

В статье представлены результаты исследования ценностно-мотивационной сферы безработных индивидов. Показано, что безработные, участвующие в общественных работах, отличаются от индивидов, отказавшихся от этой формы временной трудовой деятельности, более широким спектром и выраженностью мотивов и ценностных ориентации. "Доказано, что особенности и структура индивидуальных ценностей и мотивов являются существенным фактором, влияющим на стремление безработных к восстановлению трудовой занятости.

М. Bendyukov

PSYCHOSEMANTIC STUDY OF VALUES AND MOTIVATION AMONG UNEMPLOYED

The article presents the results of the study of values and motivation to workwith unemployed individuals. Compared with the unemployed participating in public works the jobless who refused to participate in public works have strong limiting vital interests, low motivation to work and career, lack ofdesire to make money and hypertrophied attachment to his own family. Proved that the structure and characteristics of individual values and motives are the factorfor re-employed of the jobless.

Мотивация является одной из основных детерминант поведения человека. Выбор профессии, места работы, супруга, круга общения, рода занятий, товаров или услуг, успешность учебной и трудовой деятельности — все это так или иначе связано с мотивационной сферой личности. Без знания потребностей и мотивов конкретных людей вряд ли возможно прогнозировать и корректировать их поведение и состояние.

Мотивация представляет собой систему мотивов различных видов деятельности. Мотивы — это осознаваемые или неосознаваемые процессы, которые обусловлены потребностями и побуждают к деятельности, направленной на их удовлетворение. В свою очередь, потребности представляют собой состояния зависимости от условий, необходимых для существо ва ния и развития индивида и личности. Кроме того, мотивы представляют собой функцию двух переменных. С одной стороны, они обусловлены устойчивыми особенностями личности, связанными с потребностями (ценностный аспект мотивации), с другой — они зависят от содержания ситуаций, в которых проявляются эти потребности (ситуационный аспект мотивации) .

Структурой, которая обеспечивает удовлетворение потребностей в социально приемлемой форме, является индивидуальная система ценностей личности. М. Рокич определяет ценности как базовые представления о том, что определенные идеи, цели, формы поведения или институты являются индивидуально или социально предпочтительнее иных идеей,

- а 2

целей, форм поведения и т. д.

Формирование индивидуальных ценностей рассматривается как процесс инте-риоризации личностью социальных ценностей. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образует систему личностных координат, обеспечивающую устойчивость и преемственность определенного типа поведе-

ния и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов человека. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором,

регулирующим и детерминирующим по-3

ведение человека .

Изучение ценностно-мотивационной сферы безработных граждан, представляет значительный интерес. Во-первых, потеря работы может приводить к изменению структуры ценностных ориентации и мотивации в связи с ограничением возможности удовлетворе ния всех без исключения потребностей. Следовательно, состояние этой сферы личности может быть индикатором содержания и степени выраженности негативных эффектов потери работы. Во-вторых, эти изменения могут способствовать или препятствовать адаптации на рынке труда. Таким образом, изучение ценностно-мотивационной сферы личности безработных необходимо как для прогнозирования возможных исходов состояния безработицы, так и для эффективной помощи по восстановлению статуса занятости.

В настоящее время в диагностике цен-ностно-мотивационной сферы личности активно используются психосемантические методы. Теоретические и методические основы экспериментальной психосемантики были заложены в работах

4 5

Ч. Осгуда и Дж. Келли . Среди отечественных психологов наиболее известны работы В. Ф. Петренко , В. И. Похилько , 8

И. Л. Соломина .

В 2002—2003 гг. автором статьи на базе Департаментов ФГСЗН по Красноярскому краю и Московской области был осуществлен исследовательский проект, посвященный изучению психосемантической структуры сознания безработных граждан, практической целью которого являлось выяснение мотивации безработных к участию/не участию в обществе иных работах и субъективной ценности временной занятости.

Организация исследования

Характеристика общественных работ. В соответствии с федеральным законом «О занятости населения в РФ» общественные работы представляют собой общедоступную трудовую деятельность, имеющую социально-полезную направленность, не требующую специальной профессиональной подготовки и организуемую государственными органами содействия занятости в целях материальной поддержки безработных граждан. Общественные работы имеют значительные преимущества, сравнительно с выплатой пособий по безработице, за счет получения более высокого уровня доходов и создания лучшего психологического и нравственного состояния работников, занятых

я 9

хотя бы временным трудом .

Цель исследования. Целью исследования являлось изучение различий ценност-но-мотивационной структуры сознания безработных в зависимости от реального поведения (отказ от участия в общественных работах; согласие участвовать в общественных работах выражаемое в получении направления; участие в общественных работах).

Методы исследования. Исследование проводилось с помощью метода цветовых метафор. Этот метод основан на двух принципах:

1. Если человек обозначает какое-либо понятие привлекательным цветом, то это может свидетельствовать о привлекательности этого понятия, позитивном к нему отношении. И, наоборот, к понятиям, обозначенным неприятными цветами, человек и относится, скорее всего, негативно.

2. Обозначение различных понятий одним цветом является косвенным показателем их субъективного сходства, т. е., в этих понятиях есть для человека что-то общее, и он относится к ним приблизительно одинаково.

Анализ результатов основывается на двух принципах.

1. Понятия, обозначенные самым привлекательным цветом, характеризуются наиболее позитивным к ним отношением. И наоборот, понятия, обозначенные самым неприятным цветом, характеризуются наиболее негативным отношением.

2. Несколько слов, обозначенных одним и тем же цветом, характеризуются сходством отношения к ним; в них есть

что-то для тестируемого общее, между

10

ними в сознании есть связь, ассоциация .

Для исследования был подготовлен список из 47 понятий.

Характеристика выборки

Выборка состояла из 1175 безработных Красноярского края и Московской области, разделенных на три категории:

1. Безработные, участвующие в общественных работах — 417 чел.

2. Безработные, направленных на общественные работы, но еще не участвовавших в них — 384 чел.

3. Безработные, отказавшихся от направления на общественные работы, — 374 чел.

Рассматриваемая выборка характеризуется преобладанием женщин (76%). Возрастной диапазон от 18 до 55 лет. Профессиональная структура и уровень образования выборки соответствует профессиональной структуре всей совокупности безработных России. В выборке представлены индивиды с разной продолжительностью регистрации в службе занятости.

Результаты исследования

В результате тестирования для каждого из 47 понятий был получен перечень тех понятий, которые не менее 25% обследованных безработных обозначают одинаковым цветом, что свидетельствует о сходстве отношения к данным понятиям (табл. I). В табл. 1 в первом столбце указаны лишь те понятия, по которым обнаружено сход-

Таблица 1

Структура ассоциаций между понятиями у безработных

Понятие

1. Успех

2. Болезнь

; 3. Власть

I 4. Заработок

I

5. Мое будущее

Понятия, эмоционально сходные с данным более чем у 25% безработных

Участники общественных | Направленные

работ | на общественные работы

Отказавшиеся от общественных работ

Мое будущее, каким я хочу быть, карьера, семья, любовь, я, радость, свобода

Мое будущее, каким я хочу быть, карьера, семья, любовь, я, радость, свобода

Безработные, неприятности, неудача, печаль, страх

Конфликты, угроза

богатство,

Бизнес, богатство, деньги

Каким я хочу быть, семья, любовь, я, радость, свобода

Безработные, неприятности, неудача, печаль, страх

Безработные, неприятности, неудача, печаль, страх

Угроза

| Бизнес, богатство, угроза

Бизнес, богатство, деньги Богатство, деньги,

■ Успех, каким я хону . Успех, любовь, я, радость 1 Я быть, я, радость

8. Карьера

9. Конфликты

Успех, образование радость

_

| Власть, угроза

10. Любимое занятие

Творчество

11. Безработные

12. Бизнес

Болезнь, неприятности, неудача, печаль

Раздражение, угроза

Болезнь, неприятности, неудача, печаль

Заработок, богатство, деньги

Заработок, богатство, деньги

13. Моя последняя работа

Моя профессия

14. Моя профессия

15. Моя семья

| Успех, каким я хочу I быть, работа с детьми, я, радость

16. Неприятности

17. Неудача

Болезнь, безработные, неудача, печаль, страх

Болезнь, безработные, неприятности, печаль, страх

18. Образование

19. Работа по озеленению

Знания, карьера, радость, свобода

с/х работы

Моя последняя работа

Успех, любовь, я

Болезнь, безработные, неудача, печаль, страх

Болезнь, безработные, неприятности, печаль, страх

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знания, переобучение

с/х работы, уборка помещений

Раздражение, страх, угроза

Болезнь, неудача, печаль

Власть, богатство, деньги

Успех, любовь, я, радость

Болезнь, неудача, печаль, страх

Болезнь, безработные, неприятности, печаль, страх

Знание, переобучение

с/х работы, уборка помещений

Окончание табл. 1

Понятия, эмоционально сходные с данным более чем у 25% безработных

Понятие Участники общественных работ Направленные на общественные работы Отказавшиеся от общественных работ

20. Любовь Успех, каким я хочу быть, семья, я, радость, свобода Успех, мое будущее, каким я хочу быть, семья, я, радость, сво бода Успех, семья, я, радость, свобода

21. Переобучение | Образование Образование

22. Печаль Болезнь, безработные, неприятности, неудача, страх Болезнь, безработные, неприятности, неудача, страх Болезнь, безработные, неприятности, неудача, страх

23. Богатство Власть, заработок, бизнес, деньги Заработок, бизнес, деньги Власть, заработок, бизнес, деньги

24. Я Успех, мое будущее, каким я хочу быть, семья, любовь, радость, свобода Успех, мое будущее, каким я хочу быть, семья, любовь Успех, мое будущее, каким я хочу быть, семья, любовь

25. Радость Успех, мое будущее, каким я хочу быть, карьера, образование, семья, любовь, я, свобода 1 ' Успех, будущее, любовь, свобода, творчество Успех, семья, любовь, свобода,

26. Деньга Заработок, бизнес, богатство Заработок, бизнес, богатство Заработок, бизнес, богатство

27 Раздражение Угроза Конфликты, угроза Конфликты, страх, угроза

28.Ремонтно- строительные работы с/х работы с/х работы, уборка помещений с/х работы

29. Свобода Успех, каким я хочу быть, образование, любовь, я, радость Успех, каким я хочу быть, любовь, радость, Успех, любовь, радость,

30.Сельско- хозяйственные работы Озеленение, ремонтно-строительные работы, уборка помещений Озеленение, ремонтно-строительные работы, труд, уборка помещений Озеленение, ремонтно-строительные работы, уборка помещений

31. Страх Болезнь, неприятности, неудача, печаль, угроза Болезнь, неприятности, неудача, печаль Болезнь, конфликты, непр иятности, неудача, печаль, раздражение

32 Творчество Любимое занятие Радость

33. Уборка помещений с/х работы Озеленение, ремонтно-строительные работы, с/х работы, уход за людьми Озеленение, с/х работы

34 Уход за людьми Уборка помещений

35 Угроза Власть, конфликты, раздражение, страх Власть, конфликты, раздражение Власть, конфликты, раздражение

ство, а жирным шрифтом выделены понятия, отличающие между собой группы безработных.

В результате анализа полученных результатов был сформирован психосемантический портрет типичного безработного и описаны различия в структуре его представлений и отношений в зависимости от его участия в общественных работах (табл. 2).

Анализ психосемантических портретов всех категорий безработных позволил сделать следующие выводы.

1. Большинство безработных находится в неблагоприятном состоянии, характеризующемся существенным снижением субъективной значимости интересов и увлечений, подавленностью, чувством страдания, игнорированием текущего положения дел и внешних обстоятельств, отсутствием надежд и планов на будущее. Также для них характерны отсутствие активной мотивации к материальному вознаграждению своей деятельности, вытеснение из сознания всего, что связано с трудом, поиском работы, карьерой, творчеством, общением и долгом, негативным отношением к безработным. Таким образом, безработные характеризуются не только снижением трудовой мотивации, но и обшей деградацией ценностно-мотивационной сферы. Более или менее значимыми ценностями безработных остаются только преданность семье, стремление к познавательной деятельности, радость от успехов, свободы и любви.

2. Большинство безработных, не принимающих участие в общественных работах, характеризуется следующими особенностями эмоционального состояния, мотивации и ценностных ориентации:

• Очень существенное ограничение круга интересов и увлечений.

• Страдания и подавленность вследствие неудовлетворенности базовых потребностей.

• Вытеснение из сознания представлений о текущих окружающих обстоятельствах, о труде, поиске работы, общественных работах, службе занятости, карьере и

творчестве, прошлом, обшении с людьми, чувстве долга.

• Отсутствие сформированных представлений о будущем, надежд, планов и намерений.

• Гипертрофированная привязанность к собственной семье.

• Негативное отношение к безработным.

• Некоторое стремление к образованию и познавательной деятельности.

• Отсутствие стремления зарабатывать деньги.

• Радостные переживания, связанные с успехом, свободой, любовью и семейными отношениями.

3. Безработные, принявшие решение об уча стии в общественных работах, характеризуются следующими особенностями ценностно-мотивационной сферы.

• Позитивная, но весьма слабо выраженная, ценность карьеры и творческой деятельности.

• Оптимистичное отношение к будущему.

• Особенно негативное отношение к безработным, восприятие их как источников неприятностей.

• Сильная привязанность к семье.

• Более широкий по сравнению с первой группой круг источников радостных переживаний, в который дополнительно включены представления о будущем и творческой деятельности.

4. Участники общественных работ отличаются следующими особенностями ценностно-мотивационной сферы.

• Наличие творческой мотивации, более широкий, по сравнению с двумя первыми группами, спектр интересов и увлечений, меньшая степень безразличия и безучастия, наличие стремления действовать, создавать что-то новое.

• Выраженная ценность карьеры.

• Выход за рамки семейных ценностей.

• Расширение мотивов образовательной деятельности, восприятие образования как источника свободы и карьеры.

Таблица 2

Психосемантический портрет безработных Характеристика безработных

Показатель

Участники общественных работ

Направленные на общественные работы

Отказавшиеся от общественных работ

1 Базовые потребности, Стремятся к творческой дея-'увлечения, интересы !тельности

Характеризуются подавленностью потребностей, утратой интересов, безразличием

Степень удовлетворен- Не имеют возможности удовлетворения базовых потребностей в настоящее ности базовых потреб- время, не надеются на изменение к лучшему в будущем, забывают о том, как ностей добивались успеха в прошлом

Актуальные потребно- i Стараются не думать, забыть о том, что происходит в настоящее время, игно-

! сти, содержание забот | рируют окружающую действительность

]

. Отношение к будуще- Испытывают радостные ожи- | Отличаются отсутствием конкретных пред-му, ожидания, надеж- дания, надежды на успех, на- ставлений и планов, связанных с будущим лы, намерения, планы мерения к самосовершенств : ованию

Отношение к себе

Идентифицируют себя I с семьей,ориентируются ' на будущую любовь, успех, свободу, испытывают радость по отношению к себе

Идеализируют себя, идентифицируют себя с семьей, ориентируются на будущую любовь и успех

Отношение к безработным

Отношение к образованию

; Представление о безработных ] Представление о безработных ассоциируется ассоциируется с неудачей, бо- с неудачей, болезнью лезнью, вызывает печаль и не- ;

приятные переживания

Образование побуждается стремлением к знаниям, карьере и свободе, является источником радости

I

Образование побуждается стремлением к знаниям, ассоциируется с переобучением

Отношение к труду

[ Стараются не думать, забыть, игнорируют, вытесняют из сознания

1-

Отношение к поиску работы Отношение к общественным работам

Отношение к заработку Не стремятся зарабатывать, ассоциируют представление о заработке с деньгами, богатством и бизнесом Не стремятся зарабатывать, ассоциируют представление о заработке только с деньгами

Отношение к карьере Карьера ассоциируется с успехом, побуждает к образованию, является источником радости Карьера ассоциируется с успехом Стараются не думать, забыть

Отношение к творчеству Является любимым занятием Является источником радости Стараются не думать, забыть

п Показатель Характеристика безработных Участники общественных ] Направлеиные - на общественные работ _ ! работы | Окончание табл. 2 Отказавшиеся от общественных работ

Источники радостных переживаний Успех, свобода, любовь и семья, образование и карьера, собственная личность и ее самосовершенствование, представления о будущем Успех, свобода, любовь и семья, представление о будущем, творческая деятельность Успех, свобода, любовь и семья

Источники неприятностей Источники страха и тревоги Болезни, неудачи, безработные Болезни, неудачи

Власть, конфликты, болезни, неудачи

Источники агре ссии Угроза Угроза и конфликты

Вытесненные из сознания переживания и представления Стараются не думать, забыть, игнорировать все, связанное с настоящим и прошлым, общением и людьми, выполнением своих обязанностей, службой занятости, поиском работы

• Широкий крут радостных переживаний, связанных с образованием и карьерой, собственной личностью и самосовершенствованием, представлением о будущем.

Таким образом, в нашем исследовании показано, что, несмотря нато, что все безработные находятся в неблагоприятном психоэмоциональном состоянии, структура и «наполненность» ценностно-моти-

вационной сферы разных индивидов, находящихся в состоянии безработицы, различается. С учетом того факта, что участие в общественных работах является добровольным, можно заключить, что особенности ценностно-мотивационной сферы личности существенно влияют на стремление безработных выйти из состояния безработицы и восстановить трудовую занятость.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Психология. Учебник для гуманитарных вузов. // Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001.

2

Занковский А. Н. Организационная психология — М., 2000.

3

Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. — 1996. - № 4. - С. 4-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4

Osgood С. Е. The mature and measurement of meaning. — Psychological bulletin. — 1952. — Vol. 49. - P. 197-237.

Келли Дж. Психология личности. Теория личностных конструктов. — СПб., 2000. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. — М., 1988.

7

Похилько В. И. Психодиагностика индивидуального сознания // Общая психодиагностика /

Ред. А. А. Бодалев, В. В. Столин. - М, 1987.

8

Соломин И. Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации: Методическое руководство. - СПб., 2001.

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ

9

Методические рекомендации по организации общественных работ: Сборник организационно-методических документов. — Красноярск, 2000.

Соломин И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. — СПб., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.