Научная статья на тему 'Психосемантический анализ причин популярности волшебного мира Гарри поттера среди подростков'

Психосемантический анализ причин популярности волшебного мира Гарри поттера среди подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1680
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРРИ ПОТТЕР / ПОДРОСТКИ / ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / HARRY POTTER / TEENAGERS / PSYCHOSEMANTIC RESEARCH / EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сазонова Елена Валериевна

Представлены результаты психосемантического исследования причин популярности произведений Дж. Роулинг «Гарри Поттер» среди подростков. Выявлены наиболее значимые для подростков моменты в волшебной ситуации, среди которых важное место занимают наличие чуда в волшебном мире, а также ощущения силы, могущества и свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are given the results of psychosemantic research of popularity of the novels by Joanne Rowling Harry Potter among teenagers. There are revealed the most significant moments in a magic situation, among which an important place is given to a miracle in a magic world, as well as the feeling of power, strength and freedom.

Текст научной работы на тему «Психосемантический анализ причин популярности волшебного мира Гарри поттера среди подростков»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Е.В. САЗОНОВА (Белгород)

психосемантический анализ причин популярности волшебного мира гарри поттера среди подростков

Представлены результаты психосемантического исследования причин популярности произведений Дж. Роулинг «Гарри Поттер» среди подростков. Выявлены наиболее значимые для подростков моменты в волшебной ситуации, среди которых важное место занимают наличие чуда в волшебном мире, а также ощущения силы, могущества и свободы.

Ключевые слова: Гарри Поттер, подростки, психосемантическое исследование, обучение.

Интерес подростков к циклу романов Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере привлекает большое внимание педагогов и психологов. В последние десятилетия положение с чтением у подростков многие специалисты характеризуют как кризисное. Поттериана вновь пробудила у детей тягу к чтению. Для очень многих подростков истории о мальчике-волшебнике стали первыми книгами, прочитанными самостоятельно и по собственной инициативе. Более того, романы Дж. Роулинг, подобно произведениям Дж. Р.Р. Толкиена, породили целую субкультуру (преимущественно в виртуальном мире) - «поттеризм», «поттероманию».

Научное знание о подростковом возрасте как одном из самых молодых возрастов, выделяемых в теориях психического развития, до сих пор находится в фазе своего становления, что обусловливает круг проблем анализа этого возраста, связанных с отсутствием полного единства в вопросах терминологии, хронологии и психологического содержания. Изучение причин популярности среди подростков произведений «Гарри Поттер» может помочь понять некоторые особенности внутреннего мира современного подростка.

Немногочисленные опросы подростков и юношей, проведенные с целью определения причин популярности книг о Гарри Поттере,

свидетельствуют о том, что респондентов в первую очередь привлекают волшебный мир, фантазия, волшебство, магия и лишь во вторую -сами герои, отношения между ними, захватывающие приключения [1;3]. По словам Ю.М. Лот-мана, для того чтобы произошел акт понимания, необходимо отождествление текста в сознании читателя с его языковым инвариантом [4], т.е. появление общих пересекающихся в произведении и сознании читателя точек, именно они воспринимаются последним как важные, значимые и наиболее интересные моменты в книгах. Опросив участников таких интернет-форумов, как «Хогвартс Нэт» [7], «Гарри Поттер и волшебный форум»[2], «Русский клуб Г арри Потте-ра»[6], а также школьников 13-14 лет, мы попытались найти эти точки соприкосновения. В качестве методического инструментария использовалось построение субъективных семантических пространств, являющихся операциональными аналогами категориальных структур индивидуального сознания [5].

Исследование проводилось в два этапа. На первом (подготовительном) этапе участникам интернет-форумов (всего 306 человек) предлагалось записать ассоциации на следующие слова и словосочетания: «Волшебная палочка», «Летающая метла», «Запретный лес», «Квиддич», «Волшебное заклинание», «Волшебный мир», «Волшебник», «Волшебный поединок», «Реальный мир», «Реальный человек». Обработка результатов проводилась с помощью компьютерной программы Concordance, которая позволила подсчитать частотность каждого слова. Наиболее популярные ассоциации были использованы в качестве шкал-дескрипторов для построения семантического пространства. Объектами анализа были вышеперечисленные ключевые слова и словосочетания.

В основном этапе исследования принимали участие учащиеся восьмых классов в возрасте 13 - 14 лет (75 человек) на базе гимназий .№4 и 12 г. Белгорода. Испытуемым предлагалось оценить по шестибалльной шкале (от 0 до 5) степень того, насколько каждая ассоциация соответствует или может служить характеристикой каждому оцениваемому объекту. По результатам субъективного шкалирования была построена матрица усредненных данных, которая подверглась фак-

© Сазонова Е.В., 2012

га

в

Волшебная палочка • Летаюф я метпа

Реальный человек • Реальный мир КВИДДИЧ

Волшебное заклинание ♦ Волиевник • ВолмОный мир

Волшебный под* • но^ап ретный лес

-2

-2-1012

Фактор 1

Рис. 1. Размещение в семантическом пространстве (Ф1, ФЗ) объектов шкалирования

торной обработке методом главных компонент. Факторный анализ данных, полученных в группе учащихся 8-х классов, выявил пять значимых факторов, объясняющих 39,3; 29,4; 11,1; 8,2 и 5,2% общей дисперсии соответственно. Рассмотрим содержание полученных факторов.

Первый фактор - совершенство, превосходство, возможности, могущество, неожиданность - в оппозиции к следующим характеристикам: уныние, лень, смерть, серость, скука, простота, обыденность, отсталость, неуверенность, бессилие, ограниченность. Здесь Волшебник и Волшебный мир противопоставлены реальному миру и реальному человеку (рис. 1).

Второй фактор получился однополюсным - свобода, сдержанность, творчество, ум, добро, честность, воля, любовь, радость, дружба, жизнь, статичность, интерес, благородство, красота. Данный фактор связан прежде всего с Волшебным миром и Волшебником (рис. 2 на с. 92).

Третий фактор - легкость, безопасность, контроль, удовольствие, помощь, защита. На другом полюсе - коварство, страх, напряжение, удивление, опасность, насилие. Крайнюю позицию на положительном полюсе данного фактора занимает Волшебная палочка, чуть ниже - Летающая метла. Крайние позиции противоположного полюса связаны с Запретным лесом и Волшебным поединком (рис. 1).

Четвертый фактор - целеустремленность, победа, ловкость, везение - в оппозиции к тайне. По данному фактору Волшебный поединок, Квиддич и летающая метла противопоставлены Запретному лесу (рис. 2 на с. 92).

Пятый фактор - сила, способности, победа, власть, возможности, защита, ум, вседозволенность, разрушение, могущество. Это еще один однополюсный фактор, верхнюю позицию которого занимают Волшебное заклинание и Волшебная палочка.

Таким образом, мы видим, что Волшебный мир для школьников связан с уверенностью в своих силах, могуществом и многочисленными возможностями, неожиданностью. Волшебный мир в представлении подростков можно обобщенно назвать идеальным миром, миром, где все красиво и хорошо, совершенно и правильно. Реальный мир и реальный человек, напротив, связаны со скукой, обыденностью, бессилием, серостью. Реальный мир -рутина, в нем нет места чуду.

Спортивная волшебная игра Квиддич связана, с одной стороны, с легкостью, свободой, удовольствием, радостью, а с другой - с победой, целеустремленностью и благородством, опасностью, коварством и поражением. В первом случае Квиддич находится рядом с летающей метлой, а во втором - объединен с Волшебным поединком. Здесь важно отметить, что спортивную игру и поединок школьники связывают с активностью и инициативностью самого человека, а не с волшебными средствами.

По третьему фактору Летающая метла расположена рядом с Волшебной палочкой. Палочка в восприятии подростков связана с силой, властью, активностью, но в то же время и с удовольствием, легкостью, радостью. Школьники разделяют Волшебную палочку

Фактор 2

Рис. 2. Размещение в семантическом пространстве (Ф2, Ф4) объектов шкалирования.

и Волшебное заклинание по таким характеристикам, как тайна, легкость, безопасность, помощь, защита (Волшебная палочка) и коварство, напряжение, опасность, насилие, целеустремленность (Волшебное заклинание). Другими словами, Волшебная палочка воспринимается в целом как нечто позитивное, а Волшебное заклинание - как что-то отрицательное, требующее больших усилий.

Запретный лес противопоставлен Волшебной палочке и Летающей метле и связан с такими характеристиками, как коварство, страх, напряжение, удивление, опасность, насилие и тайна. Интересно, что лес по третьему фактору объединяется с Волшебным поединком, а по четвертому фактору становится с ним в оппозицию. Запретный лес и поединок в восприятии школьников схожи страхом, опасностью, непредсказуемостью. Однако в лесу нет места активности, уверенности, а в Волшебном поединке, несмотря на страх и опасность, необходимо действовать.

Проведенное психосемантическое исследование позволяет сделать следующие выводы относительно популярности волшебного и фантастического среди подростков на примере романов Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер». Прежде всего важно отметить, что окружающая реальность воспринимается школьниками как обыденность и серость. В реальном мире подросток ощущает свое бессилие, страх, уныние и напряжение. Волшебный мир, связанный с ощущением легкости и радости, представляет интерес для школьников тем, что позволяет человеку быть активным, сильным и могущественным, не мо-

жет быть заурядным. В сказочном мире Гарри Поттера подростки ценят волшебные средства за то, что они позволяют держать ситуацию под контролем. Благодаря волшебной палочке человек чувствует себя защищенным, что позволяет ему действовать более свободно и уверенно.

При обучении подростков важно учитывать, что повседневная жизнь, учеба, даже ежедневное общение со сверстниками воспринимаются ими как обыденность и серость. Реальный мир подавляет, в нем нет места подростку, поэтому важно, чтобы методы обучения и психологической работы со школьниками были необычны, содержали момент условности. Важно создавать такую среду для подростка, где он мог бы проявить свои силы и умения, быть инициативным без боязни провала, серьезной неудачи. Среда обучения подростка должна быть пробной, где он постоянно проверяет свои силы, но в то же время безопасной, где взрослый-посредник незаметно, неявно берет на себя обеспечение всех технических трудностей.

Литература

1. Васильева Н.И. Фольклорные архетипы в современной массовой литературе: романы Дж. К. Роулинг и их интерпретация в молодежной субкультуре : дис. ... канд. филол. наук. М., 2005.

2. Гарри Поттер и волшебный форум. URL : http://www.harrypotter.com.ua/ .

3. Круглова Т.Э. Феномен детского бестселлера. По результатам исследования // Школьная библиотека. 2006. 25 мая. URL : http://www.library. ruЛ/socюlog/text/artide.php?a_шd=266.

4. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Ю.М. Лотман. Об искусстве. СПб., 1998. С. 14 - 285.

5. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб., 2005.

6. Русский клуб Гарри Поттера. URL : http:// hpforum.ru/mdex.php?sid=55b258e608c507a1bb9723 f08756a3a6.

7. Hogwartsnet. URL : http://www.hogwartsnet. ru/forum/index.php?act=idx.

Psychosemantic analysis of reasons for popularity of the magic world of Harry Potter among teenagers

There are given the results of psychosemantic research of popularity of the novels by Joanne Rowling "Harry Potter" among teenagers. There are revealed the most significant moments in a magic situation, among which an important place is given to a miracle in a magic world, as well as the feeling of power, strength and freedom.

Key words: Harry Potter, teenagers, psychosemantic research, education.

А.А. ПОЛЕТАЕВ (Волгоград)

характеристика типов текстов в рамках функционально-смыслового типа речи «рассуждение»

Рассматривается проблема выделения подтипов функционально-смыслового типа речи «рассуждение» исходя из разнообразия решаемых коммуникативных задач, а также обосновывается предлагаемая последовательность типов текстов-рассуждений при обучении письменной речи.

Ключевые слова: функционально-смысловой тип речи, рассуждение, текст-доказательство, текст-опровержение, полемический текст, позиционный текст.

Столетия развития языка, мышления, речи выработали наиболее экономичные и точные способы, схемы, словесные структуры для решения соответствующих коммуникативных задач. По мнению В.И. Конькова и О.В. Не-упокоевой, наша речевая жизнь «.устроена таким образом, что в ней чрезвычайно часто

встречаются три типа коммуникативных ситуаций» [4, с. 17]. Соответственно выделяются три «таких важных, существенных компонента речи, как описание, повествование, рассуждение.» [6, с. 136]. Большинство отечественных и зарубежных исследователей признают существование данной классической триады, каждый элемент которой получил название «функционально-смысловой тип речи». Мы солидарны с мнением Т.Б. Трошевой, которая определяет «функционально-смысловой тип речи» как «коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, к числу которых традиционно относятся описание, повествование, рассуждение» [7, с. 577].

В зависимости от того, какой вопрос требует ответа в сообщении, автору необходимо использовать тот или иной функциональносмысловой тип речи. Так, если ему необходимо в процессе изложения собственных мыслей исследовать предмет или явление, рассмотреть причинно-следственные связи событий и ответить на вопрос, почему эти предметы или явления такие, он вынужден использовать функционально-смысловой тип речи «рассуждение». Вслед за исследователем О.А. Крыловой под рассуждением мы понимаем «текст аргументирующего типа, направленный на определение понятий, объяснение каких-либо явлений, фактов, событий, на аргументацию, доказательство определенных положений» [5, с. 244].

В этой связи интересной представляется точка зрения Л.П. Клобуковой, которая полагает, что «.текст-рассуждение <...> имеет <...> характерный только для него каркас, организуемый следующими составляющими: введение, тезис, антитезис, аргументация<...> и последующее опровержение, вывод или заключение» [3, с. 37]. Тем не менее в представленном виде текст-рассуждение встречается крайне редко. По мнению Т.Б. Трошевой, каждый функционально-смысловой тип речи имеет различные модификации. По своей структуре они могут быть «классическими», т.е. близкими к типу, или вариационными. В последнем случае структура того или иного функционально-смыслового типа речи подвергается изменениям в зависимости от предметно-тематического содержания письменного высказывания, функционального стиля, жанра, индивидуальной манеры автора [7, с. 577]. Таких модификаций, т.е. подти-

© Полетаев A.A., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.