Научная статья на тему 'Психосемантический анализ представлений человека об окружающем и о самом себе'

Психосемантический анализ представлений человека об окружающем и о самом себе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
233
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОСЕМАНТИКА / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ОЦЕНКА / САМОСОЗНАНИЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВО / ПОКОЛЕНИЕ / PSYCHOSEMANTICS / SEMANTIC DIFFERENTIAL / FACTOR ANALYSIS / EVALUATION / SELF-AWARENESS / REPRESENTATION / SOCIETY / GENERATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полозова Наталья Анатольевна

В статье представлены результаты психосемантического исследования, в рамках которого изучалось представления человека о себе, о другом человеке, об обществе в целом. Эти представления являются динамичным образованием психики и находятся в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в повседневном функционировании человека. Методы психосемантики, являясь перспективным исследовательским инструментом, позволяют выявлять существующие на глубинном уровне структуры оценивания, неосознаваемые ожидания и предпочтения респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOSEMANTIC ANALYSIS OF HUMAN REPRESENTATIONS ABOUT THE ENVIRONMENT AND ABOUT MYSELF

The article presents the results of a psychosemantic study, in the framework of which the person’s ideas about himself, about another person, about society as a whole were studied. These ideas are a dynamic formation of the psyche and are in constant motion not only in ontogenesis, but also in the daily functioning of a person. Methods of psychosemantics, as a promising research tool, make it possible to identify existing at a deep level assessment structures, unconscious expectations and preferences of respondents.

Текст научной работы на тему «Психосемантический анализ представлений человека об окружающем и о самом себе»

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ И О САМОМ СЕБЕ Полозова Н.А. Email: Polozova679@scientifictext.ru

Полозова Наталья Анатольевна - магистр психологии, факультет социальной психологии, Автономная некоммерческая организация высшего образования Гуманитарный университет, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье представлены результаты психосемантического исследования, в рамках которого изучалось представления человека о себе, о другом человеке, об обществе в целом. Эти представления являются динамичным образованием психики и находятся в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в повседневном функционировании человека. Методы психосемантики, являясь перспективным исследовательским инструментом, позволяют выявлять существующие на глубинном уровне структуры оценивания, неосознаваемые ожидания и предпочтения респондентов.

Ключевые слова: психосемантика, семантический дифференциал, факторный анализ, оценка, самосознание, представление, общество, поколение.

PSYCHOSEMANTIC ANALYSIS OF HUMAN REPRESENTATIONS ABOUT THE ENVIRONMENT AND ABOUT MYSELF

Polozova N.A.

Polozova Natalia Anatolievna - Master of Psychology, FACULTY OF SOCIAL PSYCHOLOGY, AUTONOMOUS NONPROFIT ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION HUMANITARIAN UNIVERSITY, EKATERINBURG

Abstract: the article presents the results of a psychosemantic study, in the framework of which the person's ideas about himself, about another person, about society as a whole were studied. These ideas are a dynamic formation of the psyche and are in constant motion not only in ontogenesis, but also in the daily functioning of a person. Methods of psychosemantics, as a promising research tool, make it possible to identify existing at a deep level assessment structures, unconscious expectations and preferences of respondents. Keywords: psychosemantics, semantic differential, factor analysis, evaluation, self-awareness, representation, society, generation.

УДК 159.923

Представления человека о себе, о другом человеке, об обществе в целом являются динамичным образованием психики и развиваются в процессе активного участия в различных видах деятельности, а также включения в различные социальные группы. «Человек — самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее интересный предмет для себя самого. Он представляется существом многосторонним, многомерным и сложно организованным» - А.Н. Леонтьев [1].

Предметной областью в нашем исследовании является семантическая организация обыденного сознания в области представления о себе и о другом человеке.

Методы психосемантики занимают особое место среди прочих психологических методов. Их преимущество заключается в неочевидности цели исследования для респондентов, благодаря чему преодолеваются их защитные механизмы, что позволяет выявлять существующие на глубинном уровне структуры оценивания, неосознаваемые ожидания и предпочтения респондентов. В процессе психосемантического исследования респонденты используют для оценивания

(описания) свой образ мира (систему значений), который уже сложился в процессе реализации индивидуального опыта. Реконструкция систем значений в методическом плане осуществляется через построение так называемых семантических пространств. В.П. Серкин рассматривает семантическое пространство как «операциональный аналог субъективного опыта» [4].

Исследование проводилось с целью: изучить отношение человека к окружающему и к самому себе.

В работе использованы следующие методы исследования: метод сбора первичной информации (метод семантического дифференциала) и методы математико-статистического анализа полученных данных.

Методика. Метод семантического дифференциала использовался по отношению к 40 респондентам (25 девушек и 15 юношей) из числа студентов Уральского государственного экономического университета в возрасте от 18 до 20 лет. В качестве объектов исследования были предложены следующие элементы: 1. Я; 2. Человек, достигший успеха; 3. Человек, которого жаль; 4. Политик; 5. Опасный человек; 6. Человек, который не нравится; 7. Иностранец; 8. Полицейский; 9. Типичный представитель нашего общества; 10.Спасатель; 11. Идеальная женщина; 12. Идеальный мужчина; 13. Бизнесмен; 14. Интеллигент; 15. Трудяга; 16. Романтик; 17. Человек поколения моих родителей; 18. Человек будущего.

Испытуемые заполняли матрицу, оценивая предложенные объекты (элементы) по каждому дескриптору по семибалльной градуальной шкале. Список из двадцати дескрипторов был представлен только одним полюсом (другой полюс испытуемые выстраивали самостоятельно): добрый; воспитанный; аккуратный; волевой; веселый; красивый; умный; общительный; опытный; острый; сильный; твердый; яркий; энергичный; интересный; собранный; теплый; тонкий; искренний; открытый.

Испытуемым давалась инструкция: «Оцените, пожалуйста, свое представление о предложенном Вам «списке объектов» следующим образом. Используйте шкалу оценок от -3 до 3 (включая 0). Чем ближе цифра к одному из полюсов, тем сильнее ее вес: 3 — сильная выраженность, 2 — средняя, 1 — малая, 0 — нейтральная оценка. Старайтесь давать как можно меньше нейтральных оценок. Работайте быстро, не задумываясь».

Результаты. Собранные данные были объединены в единую усредненную матрицу. После чего при помощи факторного анализа в программе SPSS по методу «Главные компоненты» с использованием Варимакс вращения было выделено 4 фактора с общей дисперсией 79%, что свидетельствует о корректности факторного решения.

Поиск оптимальной факторной структуры показал, что модель факторного решения имеет следующий вид: 1-й и 2-й факторы объясняет максимум дисперсии -22,76% и 22,19% соответственно; 3-й фактор объясняет 17,05% дисперсии; 4-й фактор объясняет 17,00% дисперсии.

Проведенный факторный анализ позволил выявить в сознании опрошенных четыре группы объектов, исходя из варианта расположения переменных в факторном пространстве (табл.1).

Таблица 1. Факторный анализ усредненной матрицы

Компонент

Переменные

1 2 3 4

Политик 0,871

Человек, достигший успеха 0,849

Опасный человек 0,842

Бизнесмен 0,810 0,315 0,405

Трудяга 0,928

Я -0,822

Человек поколения родителей 0,396 0,783

Спасатель 0,633 0,594 0,357

Романтик -0,449 -0,559 0,519

Иностранец -0,302 -0,528 0,497 0,409

Идеальный мужчина -0,308 0,832

Идеальная женщина -0,319 0,820

Человек будущего 0,746

Человек, который не нравится 0,853

Человек, которого жаль -0,784

Типичный представитель нашего 0,461 0,627

общества

Интеллигент 0,553 0,438 -0,619

Полицейский 0,419 0,313 0,575

По величине факторных нагрузок видно, что на 1-й униполярный фактор (22,76% дисперсии), характеризующий власть и успех, наибольшее влияние оказывают следующие переменные (табл. 2):

Таблица 2. Первая группа переменных

Переменные Нагрузка Шкалы

политик 0,871 умный (1,1791) общительный (0,9172) собранный (0,9082) волевой (0,9033)

успешный человек 0,849

опасный человек 0,842

бизнесмен 0,810

Для испытуемых успешный человек (умный, общительный, собранный, волевой) наделен властью и ассоциируется с политической и предпринимательской деятельностью, что несет на себе черты опасного человека.

На 2-й биполярный фактор (22,19% дисперсии), характеризующий консервативность и экстравагантность разных поколений, наибольшее влияние оказывают следующие переменные (табл.3):

Таблица 3. Вторая группа переменных

Переменные Нагрузка Шкалы

на положительном полюсе

трудяга 0,928 волевой (1,1299)

человек поколения родителей 0,783 опытный (1,2637)

спасатель 0,633 твердый (1,6443) энергичный (1,1604)

на отрицательном полюсе им противопоставляются:

Я -0,822 необщительный (-1,0287)

романтик -0,559 неоткрытый (-0,9588)

иностранец -0,528 необычный (-1,9221)

Для испытуемых человек, поколения родителей, воспринимается через образ трудяги и спасателя (это волевые, опытные, твердые, энергичные люди). Им противопоставляется группа, к которой испытуемые относит себя (необщительных, неоткрытых и необычных). Человек поколения родителей, по мнению испытуемых, очень консервативен, поэтому ему противопоставляется романтичный, закрытый, экстравагантный человек из поколения своих сверстников.

3-й униполярный фактор (17,05% дисперсии), характеризующий идеализированные представления, сформирован следующими переменными:

Таблица 4. Третья группа переменных

Переменные Нагрузка Шкалы

идеальный мужчина 0,832 умный (1,3850) волевой (1,0235) интересный (0,9131)

идеальная женщина 0,820

человек будущего 0,746

Третий фактор объединяет переменные, связанные с идеализированными представлениями. У испытуемых образ идеального мужчины и идеальной женщины ассоциируется с человеком будущего. Это умные, волевые и интересные люди.

На 4-й биполярный фактор (17,00% дисперсии), характеризующий современное общество, наибольшее влияние оказывают следующие переменные:

Таблица 5. Четвертая группа переменных

Переменные Нагрузка Шкалы

на положительном полюсе

человек, который не нравится 0,853 общительный (1,8158) сильный (1,5164) веселый (1,4999) открытый (1,4669)

типичный человек современного общества 0,627

полицейский 0,575

на отрицательном полюсе им противопоставляются:

человек, которого жаль - 0,784 неаккуратный (-1,3578) неяркий (-1,2786)

интеллигент - 0,619

Типичный человек современного общества ассоциируется у испытуемых с контрольными функциями (полицейского, например) и это не находит у них отклик. Поэтому в противовес выступает группа, в которую входят интеллигент и человек, которого жаль. Современное общество испытуемые характеризуют как общительное, веселое, сильное, открытое, но достаточно примитивное с чертами потребителя, не воспринимающее интеллигенцию, что вызывает у испытуемых сожаление.

Полученные в исследовании результаты показывают, что психосемантические методы являются перспективным исследовательским инструментом в поле изучения отношения человека к окружающему и к самому себе. Эти представления являются динамичным образованием психики и находятся в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в повседневном функционировании человека, что еще раз подчеркивает актуальность исследования.

Список литературы /References

1. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

2. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2005. 480 с.

3. Психология субъективной семантики: истоки и развитие: монография / М.М. Абдулаева [и др.]; под ред. И.Б. Ханиной, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 472.

4. Серкин В.П. Методы психосемантики. М.: Аспект Пресс, 2004. 207 с.

5. Шмелёв А.Г. Психосемантика и психодиагностика личности: автореф. дис. д. психол. наук. М., 1994. 40 с.

6. Osgood C.E. Method and theory in experimental psychology. New York: Oxford University Press, 1956. 800 p.

ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Танярыкова М.С. Email: Tanyarykova679@scientifictext.ru

Танярыкова Мария Сергеевна - магистрант, направление - психология организационно-управленческой деятельности (44.04.02), психолого-педагогический факультет, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы возникновения конфликтов и способы их решения в общеобразовательной организации. Показаны виды педагогических конфликтов, из-за чего происходят конфликты между сотрудниками школы и руководством. Каждый из конфликтов вызван своими особенными причинами. Таким образом, рассматриваются конфликты: молодых специалистов и учителей со стажем работы, администрацией и педагогическим коллективом и т.д. Также поднимаются вопросы управления конфликтами и как избежать конфликтной ситуации.

Ключевые слова: конфликт, коллектив, учитель, директор, ученик, организация, руководство.

PSYCHOLOGY OF CONFLICTS OF A PEDAGOGICAL COLLECTIVE IN A GENERAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Tanyarykova M.S.

Tanyarykova Maria Sergeevna - Undergraduate, DIRECTION: PSYCHOLOGY OF ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ACTIVITIES (44.04.02), FACULTY OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY, STAVROPOL STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, STAVROPOL

Abstract: the article discusses the issues of conflict and how to solve them in a general educational organization. Types of pedagogical conflicts are shown, because of which there are conflicts between school staff and management. Each of the conflicts is caused by its own special reasons. Thus, conflicts are considered: young specialists and teachers with work experience, administration and teaching staff, etc. Also raised are issues of conflict management and how to avoid a conflict situation

Keywords: conflict, team, teacher, director, student, organization, leadership.

УДК 159.9

Возможность возникновения конфликта существует во всех сферах жизни общества и педагогический коллектив не исключение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Межличностные конфликты во взаимоотношениях учителей и руководства, учителей и школьников изучены в меньшей степени по сравнению с многими другими видами конфликтов в школьных коллективах разных ступеней. Это связано с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.