Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5, №4. С. 120-125.
СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
ЛИЧНОСТИ
А.А. ГАЙВОРОНСКАЯ
Резюме
Вопросы изучения содержания нравственного сознания, системы личностных смыслов и отношений человека представляют собой особый интерес для психологических исследований. Изучение структуры нравственного сознания личности происходило при реконструкции смысловых параметров, лежащих в основе восприятия данным конкретным человеком себя и других людей, объектов и отношений. В результате были сделаны выводы о том, что содержание нравственного сознания личности определяется компонентами порядочность, гражданская позиция, культурно-когнитивный и личностно-ориен-тированный компонент. Сравнение факторных структур и расположений ролевых позиций в их семантических пространствах позволяет сделать вывод, что личностные смыслы, содержащиеся в конструктах, противоречивы, выражая отношения, которые строит личность со своим окружением.
Ключевые слова: нравственное сознание, психосемантические методы, реконструкция системы индивидуальных значений, семантические пространства, репертуарная решетка, ролевые позиции
Изучение содержания нравственного сознания личности — одна из важнейших задач психологии. Личность мыслит о социальной действительности, обладая собственной имплицитной теорией причин и следствий разных событий, устанавливает отношения с окружающими,
проходит этапы своего жизненного пути. В способности и умении личности адекватно следовать моральным принципам в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура или практическая мудрость. Развитие личности в сфере нравственности проявляется в
рефлексии долга и совести, ценностном ориентировании, свободном целеполагании, мотивации, нравственных исканиях смысла, выборе и проектировании действий, взаимопомощи, сотрудничестве, саморегуляции поведения. Поступок, моральный выбор, позиция могут иметь разное внутреннее обоснование, могут определяться либо возникшей ситуацией, либо сознательно используемыми убеждениями, и это отражает сложные внутренние противоречия, связанные с нравственным сознанием. Социальные представления, являясь основной характеристикой общественного и индивидуального сознания, оказывают регулирующее действие, поскольку существующий в сознании образ (идеал) нравственного человека, как некая «модель должного», оказывает влияние на поведение личности, на построение жизненных стратегий, на личностное самоопределение. В.Ф. Петренко полагает, что «образы обуславливают формирование нравственных критериев, "идеальных мерок", с которыми индивид подходит к оценке себя или других, и в конечном счете обуславливают организацию его жизни, определяют его личность» (Петренко, 2005).
В связи с проблемами такого рода изучение содержания нравственного сознания, системы личностных смыслов и отношений человека представляет особый интерес.
Целью нашего исследования было изучение содержания нравственного сознания личности. Для изучения структуры нравственного сознания личности испытуемым была предложена «Репертуарная решетка» Дж. Келли. Техника репер-
туарных решеток относится к психосемантическим методам, позволяющим реконструировать смысловые параметры, лежащие в основе восприятия данным конкретным человеком себя и других людей, объектов и отношений. Реконструкция системы индивидуальных значений и личностных смыслов позволила выявить связи между различными образующими сознание. Так как структура индивидуального сознания раскрывается в семантических пространствах, то субъективные семантические пространства являются определенной формой модельного представления сознания.
В эксперименте приняли участие 70 человек, средний возраст — 20 лет, мужского пола - 50%, русской национальности 90%, студенты СГУ, место жительства — город Смоленск. В экспериментальный материал вошли ролевые позиции, выбор которых определялся проведенными ранее исследованиями: Н.Л. Смирновой «Образ умного человека» (Смирнова, 1997) — ролевая позиция умный человек; И.А. Джидарьян «Счастье и удовлетворенность жизнью в русском обществе» (Джидарьян, 1997) — ролевая позиция счастливый человек; М.И. Воловиковой «Представления русских о нравственном идеале» (Воловикова, 2005); Л.Л. Дикевич «Обыденные представления о порядочном человеке» (Ди-кевич, 1997) — ролевая позиция порядочный человек и др. Подбирая роли для Реп-теста, мы стремились выбрать как можно более контрастные позиции («я идеал» — «неприятный человек», «эмоциональный человек» — «равнодушный человек», «русский человек» — «человек другой
национальности» и др.). Конструкты, использованные в исследовании, были получены нами в результате контент-анализа сочинений респондентов (описание нравственных представлений о человеке) (Гайворонская, 2006). Это позволило сделать акцент в исследовании на морально-нравственной сфере личности. Конструкты выступали шкалами, ролевые позиции являлись объектами, которые оценивались по этим шкалам, для получения матрицы. Пригодность имеющихся данных для факторного анализа была подтверждена достаточно высоким показателем КМО (0.78) и значимым уровнем теста сферичности Бартлетта (^ < 0.001). Был проведен факторный анализ с использованием метода главных компонент с последующим вращением факторных структур по принципу Варимакс. В результате было получено девять факторов, объясняющих 93% дисперсии, для содержательного анализа было выбрано четыре значимых фактора. Факторы в исследовании униполярны. По мнению В.В. Столина, в данном случае в смысловой сфере человека «то или иное содержание смысла переживается как единственно существующее, не дихотомизиро-ванное, не противопоставленное какому-либо иному содержанию» (Столин, 1983).
1-й фактор объясняет 57.3% общей дисперсии, обозначен нами как фактор «конвенция». В него входят следующие переменные с наиболее высокими факторными нагрузками:
48. трудолюбивый 0.86
42. надежный 0.85
17. вежливый 0.74
18. отзывчивый 0.74 21. терпимый 0.73 20. образованный 0.72 43. оказывающий поддержку 0.72 16. хороший 0.71 24. воспитанный 0.66
Интерпретируя содержание этого фактора, можно отметить, что на его полюсе сосредоточены социально одобряемые конструкты. Лидирующий конструкт в этом факторе — «трудолюбивый»; за ним следует конструкт «надежный».
2-й фактор объясняет 8.3% общей дисперсии. Он включает следующие переменные с наиболее высокими факторными нагрузками:
57. человечный 0.81
56. служащий Родине 0.79
50. выполняющий долг 0.64 8. верный 0.62 52. тактичный 0.61 49. знающий историю 0.57
51. культурный 0.55
Этот фактор обозначен нами как фактор «гражданская позиция», лидирующий конструкт в нем — «человечный», что значит достойный человека, добрый, верный, тактичный. Конструкт «служащий Родине» отражает, на наш взгляд, патриотичность испытуемых.
Рис. 1 показывает, что в семантическом пространстве фактора «конвенция» лидирует ролевая позиция «я воспоминание», вероятно, в этом расположении отражается отношение испытуемых к своему прошлому. Противоположную сторону занимает ролевая позиция «равнодушный человек», здесь, на наш взгляд,
Рис. 1
Расположение ролевых позиций в пространстве 1-го и 2-го факторов
1,0
0,8
0,6
од
0,2
0,0
-0,2
-0,4 -1
го русский челе зядочныи о век человек
о
мой элизкий
*еловек вызывающа О ! й уваяжние года
равнодуи Л4ЫЙ чело век дрдаой ПОЖИЛОЙ' о намиональ эо в еловек ности нрующии человек
ПраЕ она^ушит ель я во споминан о
-0,8
-0,6 -0,4
-0,2 0,0 F 1 конвенция
0,2
0,4
0,6
0,8
выражено отношение испытуемых к равнодушным людям как безразличным к интересам большинства.
Семантическое пространство фактора «гражданская позиция» показывает нам, что лидирует роль «порядочный человек», так как порядочный человек служит Родине, патриотичен (конструкты «выполняющий долг», «служащий Родине»). Рядом с этой ролевой позицией расположилась роль «русский человек»; для испытуемых отождествление русских людей с порядочными отражает глубинные представления о своем народе. По мнению Н.О. Лос-ского, нравственной доминантой характера русского народа явилось «искание абсолютного добра» (Лос-ский,1991)
3-й фактор объясняет 6.9% общей дисперсии. Он содержит переменные:
10. уважает старших 0.87 9. эрудированный 0.82
13. религиозный 0.78
14. ответственный 0.77
11. искренний 0.74
12. духовный 0.73 19. законопослушный 0.66
15. интеллигентный 0.66
Этот фактор обозначен нами как «культурно-когнитивный». Его компоненты отражают многогранность личностных смыслов, связанных культурой, поведением, образованностью. Основной конструкт — «уважает старших» (0.87); взаимосвязь поколений помогает передать и сохранить нравственные традиции, существующие в обществе.
4-й фактор объясняет 5.8% общей дисперсии и включает следующие переменные:
46. уверенный в себе 0.92
47. гордый 0.91 23. спокойный 0.74 53. решительный 0.72 45. умеющий себя
контролировать 0.64
26. жизнерадостный 0.63
27. общительный 0.60
Этот фактор обозначен нами как «ассертивность». Конструкты, входящие в этот фактор, отражают способность личности к самостоятельности и независимости. Лидирующий конструкт «уверенный в себе» (0.92), вероятно, уверенная в себе личность более успешна и репрезентабельна в глазах окружающих.
Размещение ролевых позиций на рис. 2 по оси 3-го фактора показывает, что «я через три года» занимает лидирующее положение в культурно-когнитивном факторе, что,
вероятно, отражает возможность позитивных изменений в будущем. Ролевая позиция «пожилой человек», занимая противоположный полюс, выражает уважительное отношение к людям преклонного возраста. Произошла склейка ролевой позиции «пожилой человек» с ролевой позицией «верующий человек»; вероятно, испытуемые относятся к пожилым людям как к религиозным. В эту склейку попадает и ролевая позиция «человек, вызывающий уважение». Эти ролевые позиции обладают единым смысловым полем; как пожилой, так и верующий человек вызывают к себе уважение.
Семантическое пространство фактора «ассертивность» показывает, что лидирующее положение занимает позиция «правонарушитель», что, на наш взгляд, выражает толерантное, во многом противоречивое отноше-
Рис. 2
Расположение ролевых позиций в пространстве 3-го и 4-го факторов
мой бли: о ¡кийправо нарушитель
я воспой инание
пожило! человек вызываюи человек ций ува^ 31 |Щпчньш ясам мзщйналь русский о ный еловек я чер езЗ года о
н о к
■0,8 -0,6 -0,4 -0,2 0,0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0
РЗ культурно-когнитивный
ние испытуемых к людям, способным разрешать ситуации, не всегда по букве закона. В склейку с этой ролью вошла позиция «мой близкий»; вероятно, в этом расположении отразились отношения испытуемых к близким как уверенным в себе, спокойным, решительным (конструкты «уверенный в себе», «гордый», «решительный»).
Противоположный полюс в этом факторе заняла ролевая позиция «умный человек», образуя склейку с ролевой позицией «неприятный человек». На наш взгляд, в этом расположении раскрывается отношение испытуемых к умному человеку как
неприятному, поскольку умный человек, по мнению испытуемых, более успешен, чем они сами.
В результате исследования были выделены следующие компоненты нравственного сознания: конвенция, гражданская позиция, культурно-когнитивный и ассертивность. Сравнение факторных структур и расположений ролевых позиций в их семантических пространствах позволяет сделать вывод, что личностные смыслы, содержащиеся в конструктах, противоречивы, они выражают отношения, которые строит личность со своим окружением.
Литература
Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. М.: Изд-во ИП РАН, 2005.
Гайворонская А.А. Нравственные ценности в представлениях современной молодежи / Ценности и оценки: проблемы философии и науки: Материалы научно-практической конференции. Смоленск: Универсум, 2006.
Джидарьян И.А. Счастье и удовлетворенность жизнью в русском обществе // Российский менталитет: Вопросы психологической теории и практики / Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлин-ского, М.И. Воловиковой. М.: Изд-во ИП РАН, 1997.
Дикевич Л.Л. Обыденные представления о порядочном человеке // Современ-
ная психология: Состояние и перспективы исследования. Ч. 3: Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во ИП РАН, 2002.
Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики: Характер русского народа. М., 1991.
Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005.
Смирнова Н.Л. Образ умного человека: российское исследование // Российский менталитет: Вопросы психологической теории и практики / Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: Изд-во ИП РАН, 1997.
Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
Гайворонская Александра Александровна, Смоленский гуманитарный университет, преподаватель
Контакты: [email protected]