Научная статья на тему 'Психосемантический анализ концепта «Вторая мировая война»'

Психосемантический анализ концепта «Вторая мировая война» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
240
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВОЙНА / МИР / ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СУБЪЕКТИВНЫЙ ОБРАЗ / SECOND WORLD WAR / WAR / PEACE / PSYCHOSEMANTIC APPROACH / SEMANTIC SPACE / SUBJECTIVE IMAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жданова Светлана Юрьевна, Пузырёва Любава Олеговна, Печеркина Анна Викторовна

В статье приводится описание применения психосемантического подхода к изучению концепта Второй мировой войны. Обосновано применение данного подхода к изучению образа Второй мировой войны на примере исследования, проводившегося на студенческой выборке. Был проведен анализ вербальных и рисуночных описаний при предъявлении стимулов «война», «мир», «Вторая мировая война». Обозначены тенденции в изображениях и описаниях мира и войны. Описаны категории, которые составляют семантическое пространство концептов «война», «мир», «Вторая мировая война».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Жданова Светлана Юрьевна, Пузырёва Любава Олеговна, Печеркина Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOSEMANTIC ANALYSIS OF THE CONCEPT OF THE SECOND WORLD WAR

The article describes the possibility of using of psychosemantic approach to the study of the concept of the Second World War. Applying this approach to the study of the image of the Second World War was justified. The study was conducted on a sample of students. The analysis of verbal and picturesque descriptions was conducted upon presentation of stimuli «war», «world», «World War II». Have been identified trends in the images and descriptions of peace and war. Have been described the categories that make up the semantic space concepts of «war», «world», «World War II».

Текст научной работы на тему «Психосемантический анализ концепта «Вторая мировая война»»

УДК 159.9.01

Жданова Светлана Юрьевна

доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии

развития

Пузырёва Любава Олеговна

ассистент кафедры психологии развития, аспирант

Печеркина Анна Викторовна

ассистент кафедры психологии развития, аспирант

ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Букирева, 15, +7(342)239-61-56 e-mail: svetlanaur@gmail. com

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТА «ВТОРАЯ

МИРОВАЯ ВОЙНА»

Svetlana Y. Zhdanova

Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department

of Developmental Psychology

Liubava O. Puzyreva

Assistant of the Department of Developmental Psychology, Postgraduate Student

Anna V. Pecherkina

Assistant of the Department of Developmental Psychology, Postgraduate Student

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research University» 15, Bukireva Str., 614099, Perm, Russia, e-mail: svetlanaur@gmail. com

PSYCHOSEMANTIC ANALYSIS OF THE CONCEPT OF THE SECOND

WORLD WAR

Аннотация. В статье приводится описание применения психосемантического подхода к изучению концепта Второй мировой войны.

© Жданова С.Ю., Пузырёва Л.О., Печеркина А.В., 2016

11

Обосновано применение данного подхода к изучению образа Второй мировой войны на примере исследования, проводившегося на студенческой выборке. Был проведен анализ вербальных и рисуночных описаний при предъявлении стимулов «война», «мир», «Вторая мировая война». Обозначены тенденции в изображениях и описаниях мира и войны. Описаны категории, которые составляют семантическое пространство концептов «война», «мир», «Вторая мировая война».

Ключевые слова: Вторая мировая война; война; мир; психосемантический подход; семантическое пространство; субъективный образ.

Abstract. The article describes the possibility of using of psychosemantic approach to the study of the concept of the Second World War. Applying this approach to the study of the image of the Second World War was justified. The study was conducted on a sample of students. The analysis of verbal and picturesque descriptions was conducted upon presentation of stimuli «war», «world», «World War II». Have been identified trends in the images and descriptions of peace and war. Have been described the categories that make up the semantic space concepts of «war», «world», «World War II».

Key words: The Second World War; war; peace; psychosemantic approach; semantic space; subjective image.

Психосемантический подход в психологии как относительно новое направление исследует существование системы значений, их появление и функционирование в сознании индивида. В данном направлении реализуется «субъектный» подход к пониманию другого, который выступает как носитель собственной уникальной картины мира [5].

Согласно подходу Е.Ю. Артемьевой, составляющим субъективного образа мира является индивидуальный опыт каждого человека. С данной точки зрения, образ мира и субъективное представление о нем несут в себе «следы всей предыстории психической жизни субъекта» [1]. В связи с этим должна существовать определенная структура, которая будет являться регулятором и составляющей образа мира. В качестве подобной структуры выступает категория субъективного опыта. Семантика предстает одним из слоев субъективного опыта и составляющей «картины мира» [1].

Картина мира человека существует в виде системы значений и смыслов, в ней содержатся общие представления о реальности, жизни индивида. Помимо отражения и познания мира, человеку также присуща способность придавать миру смысл через систему эмоционально окрашенных категорий и личностных

отношении, которые передают уникальность мировосприятия и являются причиной активного преобразования индивидом окружающего мира.

Таким образом, субъективную картину мира можно назвать системой представлений человека о мире и месте в нем человека, системой связей между образами, которая является определенной причиной формирования жизненных позиций людей, их ценностных ориентаций и т.д.

В нашей стране преобладает подход к исследованию картины мира человека как к пространству определенных внутренних значений -семантическому пространству.

Человек наделяет смыслами не только свою собственную жизнь, конструируя специфическую картину мира, но и исторические события прошлого.

В современном научном сообществе активно обсуждается проблема понимания и восприятия человеком своего жизненного пути. Изучение этой проблемы невозможно без осознания места истории страны, народа или даже мира в жизни конкретного индивида. В этой связи встает вопрос о роли восприятия истории в картине мира и жизни личности [6].

История, будучи объективным процессом реальности, не поддается изменениям, однако образ как пространство значений исторического события или эпохи может трансформироваться, искажаться в связи с множеством факторов. Одни и те же фрагменты истории, события и факты воспринимаются, преобразуются и трансформируются в опыте личности по-разному.

Исторические события прошлого условно можно представить через дихотомию «мир» - «война». Последствия войны отчетливо прослеживаются как в целом в истории человечества, так и в жизни отдельного человека [4].

Образ Второй мировой войны в сознании граждан под влиянием современного пространства медиа претерпевает изменения, однако очень важно сохранить в памяти народа образ войны как национальной трагедии, повлекшей невосполнимые потери и унесшей жизни миллионов человек [2].

Обращение к исследованию представлений о войне и образа войны дает нам возможность оценить современный взгляд на ужасающие события тех лет. Необходимо формировать знания об исторических фактах, воспитывать соответствующее уважительное отношение к людям старшего поколения и ветеранам Великой Отечественной войны [3].

Именно в данном аспекте представляется интересным изучение образа Второй мировой войны у студентов.

С целью изучения образа Второй мировой войны было проведено эмпирическое исследование. Выборку составили студенты нескольких факультетов Пермского государственного национального исследовательского университета

13

(факультета современных иностранных языков и литератур, историко-политологического, экономического, философско-социологического и др.).

Для исследования образа Второй мировой войны у студентов был применен метод ассоциативного эксперимента, где в качестве стимулов использовались такие понятия, как «война», «мир», «Вторая мировая война».

Так как психосемантический подход может быть применен к изучению всех форм репрезентации объекта, в данном случае образ Второй мировой войны исследовался через анализ вербальных и рисуночных описаний.

В ходе исследования были получены следующие результаты. В процессе анализа рисунков удалось установить некоторые тенденции в изображении мира и войны. Так, мир у студентов ассоциируется с семьей, любовью, детьми, домом. Семья изображается всегда полная, с одним или двумя детьми. Чаще всего изображен семейный досуг: игры, в которых принимают участие все члены семьи, прогулки и пр. На лицах изображенных людей всегда присутствуют улыбки. Кроме того, в большинстве случаев семья изображается на фоне дома, природы, солнца. Солнце присутствует на большинстве рисунков, олицетворяя ясную погоду, умиротворение, спокойствие и радость. Нередки изображения домов, природы, нашей планеты. На рисунках - много пустого пространства, они светлые, редко используется штриховка.

При изображении войны студенты прибегают к штриховке, усиливается нажим на карандаш, рисунки становятся темнее, меньше пустого пространства. Атрибутами большинства рисунков становятся танки, самолеты, оружие, солдаты. Часто встречаются подписи названий орудий, такие как «Катюша» и др. На изображениях встречаются взрывы, перестрелки, убитые и раненые люди. Студенты стараются изображать повсюду огонь, почти на всех рисунках представлены боевые действия, четко разграничены солдаты советской армии и враги. Главное, что можно выделить в изображении врага, - это обобщенность представления, некоторая схематичность, хотя и с элементами конкретного, индивидуального восприятия, сильной эмоциональной окраской.

При изображении Второй мировой войны встречается повтор рисунков для предыдущего стимула - «война», что может свидетельствовать о том, что именно Вторая мировая война является для студентов самой разрушительной, кровавой, жестокой войной, одним из ключевых событий истории страны. Наряду с упомянутыми выше атрибутами: танками, оружием, бойцами, перестрелками, отличительными элементами для стимула «Вторая мировая война» можно назвать изображения серпа и молота, свастики, И. Сталина и А. Гитлера, слов «СССР» и «Германии». Здесь репрезентация чаще идет через представление дихотомий, четко отражена идея противостояния.

Важно отметить, что наряду с изображением печали и слез, часто студенты изображают медали, ордена, знамена. Акцент смещается с ужасов войны на радость от одержанной победы.

Кроме того, необходимо обратить внимание на рамочный формат восприятия образа Второй мировой войны. Студенты обращают внимание только на конкретные боевые действия, изображая в рисуночных методиках события и моменты, которые, по их мнению, происходили в тот период времени. При описании Второй мировой войны студенты не учитывали влияние и нанесенный ущерб в странах-участницах, не обращали внимание на то, что война идет не только на полях сражений, но и в тылу. Данный феномен представляет интерес в плане дальнейших исследований причин рамочного и шаблонного восприятия некоторых концептов.

Анализ вербальных ассоциаций с указанными стимулами позволил выделить следующие тенденции. Вербальные компоненты образа мира, войны и Второй мировой войны пересекаются со знаковыми описаниями. Так, наиболее часто встречающимися ассоциациями к стимулу «мир» стали понятия: семья, любовь, солнце, планета, спокойствие, свобода, небо, добро и дружба.

Композиционный рисунок семантически организованной репрезентации войны объединяет повторяющиеся словесные комплексы: танки, оружие, сражение, армия, разрушение, убийства. Война ассоциируется у студентов с горем, болью, смертью. В числе наиболее популярных ассоциаций встречаются такие, как голод, отчаяние, враги, страх и ужас, жестокость, потери, слезы.

Вторая мировая война описывается студентами через следующие категории: ужас, фашизм, страдание, жертвы. Так же, как и в рисуночных методиках, используются дихотомии: Гитлер - Сталин, СССР - Германия. Часто встречается ассоциация с победой.

Таким образом, можно заключить, что семантическое пространство концепта «мир» наполнено следующими категориями: семья, любовь, дети, дом, солнце, счастье. Образ войны наполнен категориями: смерть, боль, убитые и раненые, военные и солдаты, военная техника и оружие. Вторая мировая война в сознании студентов представлена дихотомическими образами: Гитлер -Сталин, война - победа, Германия - СССР, свастика - серп и молот. Ретроспективный образ Второй мировой войны трансформируется сейчас в образ победы, героизма.

Список литературы

1. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. - М., 1999. - 350 с.

2. Ерофеева И.В. Параллели репрезентации концепта «война» в медиатексте: длиною в 70 лет // Наука и мир. - 2015. - № 5. - С. 22-24.

3. Жданова С.Ю., Пузырева Л.О., Печеркина А.В. Медиатекст как объект изучения (на примере анализа песен и фильмов о войне) //В мире научных открытий. - 2015. - № 11.6. - С. 2274-2287.

4. Образ советского воина в специальных группах социальной сети «Фейсбук» / С.В. Полякова, С.Ю. Жданова, С.Л. Мишланова и др. // В мире научных открытий. - 2015. - № 11.2. - С. 1106-1115.

5. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 480 с.

6. Трегубенко И.А. Историческая память в контексте субъективной картины жизненного пути личности: дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. - СПб., 2013. - 219 с.

Исследование выполнялось при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 15-16-59006 «а (р)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.