РАЗДЕЛ 1. К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЕ
УДК 159.9.01
Жданова Светлана Юрьевна
доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой
психологии развития Мишланова Светлана Леонидовна доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
лингводидактики
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Букирева, 15, +7(342)239-61-55 e-mail: svetlanaur@gmail. com
ОБРАЗ ВОЙНЫ В РАЗЛИЧНЫХ СЕМИОТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Svetlana Y. Zhdanova
doctor of psychological sciences, associate professor, head of the Department
of Psychology of Development Svetlana L. Mishlanova
doctor of philological sciences, professor, head of the department of Lingvodidactics
Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State National Research University», Perm, Russia,
15, Bukireva Str., 614990, Perm, Russia e-mail: svetlanaur@gmail. com
THE IMAGE OF WAR IN VARIOUS SEMIOTIC SYSTEMS
Аннотация. В статье представлены результаты создания онтологии предметной области «Образ войны». Показано, что иерархическая структура концепта «образ войны» образована базовыми узлами, элементами структуры, между которыми существует взаимосвязь. Выявлено, что важными содержательными характеристиками образа войны выступают интеллектуальный и эмоциональный компоненты. Образ войны зависит от субъекта восприятия, является динамичным, эмоционально окрашенным. Помимо собственного образа включает также образ врага. Субъективная составляющая образа войны представлена непосредственными переживаниями, проявляется в форме рефлексивной оценки.
Ключевые слова: онтология; предметная область; образ войны.
Abstract. The article presents the results of the creation of ontology «The image of war». It is shown, that the basic units and structural elements, between
© Жданова С.Ю., Мишланова С.Л., 2015
11
|Д| ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 1. Психологические и педагогические науки
which there is a relationship, form the hierarchical structure of the concept of «image of war». It was revealed, that intellectual and emotional components are the important informative characteristics of the image of war. The image of war depends on the subject of perception, it is dynamic and appellative. In addition to the selfimage, it includes the image of an enemy. The subjective component is represented by direct experience and is manifested in the form of reflective assessment.
Key words: ontology; subject area; the image of war.
Вся история человечества может быть поделена на две части - войну и мир [15]. По-мнению В.В. Серебрянникова, это два полярных состояния, которые характеризуют общество, свидетельствуют об уровне его развития, отношениях с внешним окружением [15].
В настоящее время отчетливо наблюдается тенденция к учащению войн. Особенности современных войн заключаются в том, что увеличивается размер территорий, на которых ведутся военные действия, возрастает число стран и народов, принимающих в них участие, все более разрушительными становятся последствия, увеличивается ожесточенность, возрастают количество жертв, причиненный ущерб [7; 13; 15].
Сегодня войны претерпевают существенные изменения также по характеру применяемого оружия, социально-политическим характеристикам, своему военнотехническому облику [6]. Одна из главных особенностей войн XX в. заключается в том, что в своем развитии они достигли ступени мировых войн, охватывая огромное количество государств, населения мира, они ведутся на огромных территориях: сухопутных, воздушных, морских пространствах. В связи с этим особо актуальным становится обращение к опыту Второй мировой войны, осмысление ее значения, роли в истории, изучение отношения общества, в том числе к причинам, поводу, началу, итогам и последствиям Второй мировой войны.
Изучение представлений о войне способствует пониманию роли, значения войны и ее последствий в истории человечества, жизни отдельного человека, направлено на сохранение исторической памяти, понимание внешней политики государства.
Изучение образа войны в сознании респондентов способствует формированию духовных, нравственных ценностей, осознанию ценности жизни, формированию объективного взгляда на события истории, позволяет избежать субъективных, фальсифицированных оценок Второй мировой войны, направлено на сохранение Второй мировой войны в народной памяти как свидетельства величайшей трагедии.
Грандиозная по военно-политическим и социальным последствиям, своим масштабам Вторая мировая война не имела себе равных в истории. Охватив более 80 % населения земного шара, она вовлекла более 60 стран, продолжалась 6 лет и унесла жизни более 60 миллионов человек.
Анализируя онтологию базы знаний по тематике войны, следует отметить, что исследования, посвященные Второй мировой войне, носят междисциплинарный характер, являются предметом изучения различных наук: социологии, психологии, истории, относятся к их военным отраслям.
12
РАЗДЕЛ 1. К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В БЕЛИКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЕ
В психологической науке феномен Второй мировой войны исследовался в рамках двух направлений: военной психологии и исторической психологии. В рамках военной психологии интерес для исследователей представляли такие вопросы, как: деятельность, свойства личности воинов [2]. В этот период исследователи активно изучали психические состояния участников боевых действий (А.М. Дмитриевский, В.Н. Полянский, А.С. Резанов, П.И. Изместьев и др.). Например, большое внимание уделяли исследованию паники (А.С. Резанов, П.И. Изместьев). В дальнейшем предметом изучения в рамках военной психологии стали вопросы, относящиеся к Первой мировой войне, другим войнам и военно-вооруженным конфликтам. В этой связи стали рассматриваться такие проблемы, как: особенности боевой деятельности, обучение и воспитание личного состава, формирование волевых качеств, выносливости у бойцов [3; 11].
Так, вопросы мотивации воинов и их поведения изучал С.Л. Рубинштейн. Проблемы стрессовых состояний бойцов, особенности восстановления раненых, их дальнейшей реабилитации исследовали Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, В.В. Мерлин. Б.М. Теплов опубликовал работу «Ум полководца», в которой на основании исторических материалов исследовал мышление полководцев.
В исследовании Г.Д. Лукова было проанализировано, как влияет на психику человека боевая обстановка, рассмотрены вопросы обучения, воспитания воинов. Проблемы коллективной военной психологии были представлены в работах М.П. Коробейникова, К.К. Платонова, В.В. Шеляг, Н.Ф. Феденко и др. В частности, были изучены следующие вопросы: психология боя, профессиональная и инженерная психология в армии, психологический отбор воинов-специалистов, морально-психологическое воспитание и подготовка войск, воздействие войны на человека и общество, отношение общества к войне в разные исторические периоды [10; 15].
Другая часть работ, имеющих отношение к обсуждаемой проблеме, была выполнена в рамках исторической психологии. Здесь в первую очередь следует назвать труды Б.Ф. Поршнева, его учеников В.М. Зензинова, Е.Ю. Зубкова, в которых исследовалась психология вернувшихся с войны к мирной жизни фронтовиков, изучалось влияние социально-психологических аспектов войны, в том числе на формирование послевоенной атмосферы [13].
В целом анализ литературы показывает, что, несмотря на активный интерес к проблемам военной психологии, поведению человека во время боевых действий, исследования, посвященные изучению образа войны, в том числе у жителей стран-участниц, отсутствуют. Вместе с тем представляется актуальным изучение образа Второй мировой войны в странах, развязавших войну; насильно втянутых в военные действия; в странах, не участвовавших в войне. Кроме того, самостоятельный интерес представляет изучение образа войны в различных семиотических системах (вербальной, невербальной). К сожалению, данная проблема остается неизученной.
База знаний, онтология предметной области «Образ войны» может быть описана посредством анализа понятия образа войны, которое рассматривается
13
|Д| ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 1. Психологические и педагогические науки
как комплекс представлений о войне. В нашем исследовании в качества объекта анализа выступали различные семиотические системы (вербальные, невербальные), представленные в медиатекстах о войне (интернет-ресурсы, новостные каналы, блоги, учебники, песни, фильмы о войне). В ходе исследования было обнаружено, что иерархическая структура концепта «образ войны» образована базовыми узлами, элементами структуры, между которыми осуществляется взаимосвязь. Выявлено, что важными содержательными характеристиками образа войны выступают интеллектуальный и эмоциональный компоненты [8; 12]. Интеллектуальные компоненты образа включают в себя рациональное, логическое осмысление явления. Эмоциональные компоненты отражают чувства и эмоциональное отношение к войне [5].
Рассматривая проблему психологии образа, важно говорить о субъекте восприятия, поскольку структура, содержательные компоненты образа войны зависят от специфики субъекта восприятия. С точки зрения Е.С. Сенявской, субъект восприятия может быть дифференцированным. Применительно к образу войны в качестве субъекта восприятия могут выступать: массовое общественное сознание, армейский состав, в том числе его низшее, среднее командное звено, военное, а также высшее политическое руководство [12].
В исследовании Е.С. Сенявской были обнаружены общие, универсальные, а также специфические психологические механизмы формирования образа войны. Было показано, что закономерности формирования образа зависят от статуса субъекта восприятия. Так, автор считает, что чем ближе субъект восприятия находится к высшим звеньям управления, тем в большей мере структура образа войны представлена интеллектуальными и рациональными компонентами. Ученый объясняет данный факт тем, что люди, включенные в процесс управления, находятся ближе «к точкам пересечения информационных потоков», располагают большей информацией. В то время как у лиц, не принимающих непосредственное участие в принятии решений, образ войны формируется под влиянием пропаганды [16]. В связи с этим массовое общественное сознание в процессе формирования образа войны в большей мере ориентировано на закономерности «психологии толпы» и включает в основном эмоциональные компоненты [4; 12].
Рассматривая проблему структуры образа, следует отметить, что образ войны включает в себя собственный образ и образ врага [1; 4]. Образ врага наполнен такими характеристиками, как: представления о характере войны, ее масштабах, соотношении сил. Важное место в ряду данных характеристик занимает представление о перспективах, итогах войны. Результаты и перспективы войны воспринимаются в отношении собственной стороны, как правило, благоприятными, в то время как для противника, напротив, неблагоприятными, поскольку без надежды на победу затевать войну бессмысленно [12; 14].
Образ войны - это не статичное образование, он всегда динамичен. В то же время образ войны может быть адекватным и ложным. С точки зрения временной перспективы можно выделить следующие виды образов войны: прогностический, синхронный, ретроспективный образ [12].
14
РАЗДЕЛ 1. К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЕ
Прогностический образ войны включает в себя прогноз, заключение о предстоящих событиях, суждение о развитии ситуации, исходе войны. Прогностический образ зачастую является ложным, неадекватным, благодаря чему делает войну возможной. Например, достаточно распространенным на кануне Первой мировой войны был лозунг: «На Рождество мы будем дома!» [12].
Синхронный образ войны складывается непосредственно в процессе осуществления военных действий. Структура и содержание характеристик данного образа зависят от специфики субъекта восприятия. Так, важной составляющей образа войны в массовом сознании является моральное и психологическое состояние армии, общества в целом. Важными элементами образа войны у военных, политиков выступают представления о принятии решений, оказывающих влияние на политические события, исход военных действий.
Ретроспективный образ войны является отражением исторической памяти народа. В то же время ретроспективный образ выступает в качестве важного предмета исследования в различных областях знания: психологии, истории, политике, военной науке. Рассматривая ретроспективный образ войны в динамике, следует отметить, что со временем достаточно отчетливо проявляются различия в структурных и содержательных характеристиках данного образа у представителей массового сознания и профессионалов. Так, Е.С. Синявская отмечает, что со временем эмоциональная составляющая образа, ее содержательная характеристика, отражающая конкретные боевые действия, события, а также общественная значимость постепенно угасают [12; 13].
Однако в профессиональном отношении ретроспективный образ сохраняет свое первоначальное содержание, в то же время становится более дифференцированным. Это связано с тем, что с течением времени информация становится более доступной, раскрываются бывшие ранее секретными различные исторические документы, материалы. Это обеспечивает возможность для осмысления новых аспектов.
Ретроспективный образ имеет важное значение, поскольку позволяет оценить роль, значение войны в жизни людей, страны, осуществить анализ стратегий, тактики войны с точки зрения извлечения положительного опыта ведения военных действий.
Образ войны может быть положительным и отрицательным. Положительная оценка связана с пониманием значения войны в жизни человека, осознанием ценности жизни, с развитием духовных, нравственных ценностей. Негативный образ войны может проявляться в абсолютизации опыта войны.
Ретроспективный образ войны взаимосвязан с прогностическим и синхронным образами, например, может включать прогностический образ, что проявляется в предвидении будущих войн [12].
В целом следует заключить, что проблема изучения образа войны у жителей стран-участниц относится к числу неизученных. Вместе с тем изучение эксплицитного и имплицитного знания, представлений о Второй мировой войне, образа войны в сознании обычных жителей, наивных субъектов
15
|Д| ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 1. Психологические и педагогические науки
познания имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку вносит вклад в дальнейшее развитие концепции восприятия «другого», «чужого», изучение образа войны. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что важными содержательными характеристиками образа войны выступают интеллектуальный, эмоциональный компоненты. Образ войны обусловлен спецификой субъекта восприятия, является динамичным, эмоционально окрашенным. Помимо собственного образа образ войны включает также образ врага. Субъективная составляющая образа войны представлена непосредственными переживаниями, проявляется в форме рефлексивной оценки.
Список литературы
1. Амиров В.М. Образ врага в российском журналистском дискурсе разных войн // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2009. - № 1/2 (62).
- С. 156-161.
2. Головин H.H. Россия в Первой мировой войне. - Париж, 1939.
3. Гурова О.С. Психологические особенности субъективных представлений о жизненных перспективах участников локальных войн: дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук по специальности 19.00.01. Барнаул, 2004. - 176 с.
4. Забелина Н.Ю. Бельгийские союзники в восприятии британцев во время Первой мировой войны // Вестник МГУ. Секция «История».
- 2010. - № 1. - С. 85-94.
5. Забелина Н.Ю. Враги и союзники в восприятии британцев в годы Первой мировой войны: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. истор. наук по специальности 07.00.03. - М., 2011.
6. Корчагов А.Ю. Теория и практика взаимодействия военнополитических лидеров и масс в конфликтных ситуациях: на примере мировых войн XX века: дис. на соиск. учен. степ. канд. истор. наук. -М., 2002. - С. 166.
7. Куприянычева Е.А., Мишланова С.Л. Построение онтологии предметной области «война» на материале лексикографических источников // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики: материалы ежегодной междунар. конф. г. Екатеринбург, 30-31 января 2015 г. / Урал. гос. пед. ин-т. - Екатеринбург, 2015. - Ч. I. - С. 153-161.
8. Мишланова С.Л., Жданова С.Ю. Мультимодальность репрезентации знания в дискурсе // Гуманитарные чтения РГГУ - 2014: Теория и методология гуманитарного знания. Россиеведение. Общественные функции гуманитарных и социальных наук. Гуманитарное знание и образование: сб. материалов. - М.: РГГУ, 2015. - С. 623-636.
16
РАЗДЕЛ 1. К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЕ
9. Моисеева И.Ю. Социально-психологический портрет фронтовика
Великой Отечественной войны: на материалах Коми АССР
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.dissercat.com/content/sotsialno-3sikhologicheskn-portret-frontovika-velikoi-otechestvennoi-voiny-na-materialakh-k#ixzz3b5hDzDf6.
10. Реброва И.В. Великая Отечественная война в мемуарах: историкопсихологический аспект: на материалах Краснодарского края: дис. на соиск. учен. степ. канд. истор. наук по специальности 07.02.00. -Краснодар, 2005. - 255 с.
11. Салчинкина А.Р. Кавказская война 1817-1864 гг. и психология
комбатства: дис. на соиск. учен. степ. канд. истор. наук
по специальности 07.02.00. - Краснодар, 2005. - 203 с.
12. Сенявская Е.С. Образ войны как феномен общественного сознания
13. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-
кeading.club/chapter.php/1019663/11/Senyavskaya_-_Psihologiya_voyny_v_HH_veke._Istoricheskiy_opyt_Rossii.html (24.05.2015).
14. Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. - М.: РОССПЭН, 1999. - 383 с.
15. Сенявская Е.С. Союзники Германии в мировых войнах в сознании российской армии и общества // Вопросы истории. - 2006. - № 11. -С. 92-103.
16. Серебрянников В.В. Социология войны. - М., 1997. - С. 11-12.
17. Тагильцева Ю.Р. Методологический анализ информационнопсихологической войны: теоретический аспект // Политическая
лингвистика. - Екатеринбург, 2012. - № 4 (42). - С. 175-178.
18. Strokanov A.A., Zhdanova S.U. Russian and American students' images of their future presidents. Psychology in Russia: State of the Art, 2014. -Vol. 7(4). - P. 43-50. / Social psychology [Электронный ресурс]. - URL: http://psychologyinrussia.com/volumes/7_4_2014.php .
Исследование выполнялось при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 15-16-59006 «а (р)» (The study was carried out with the financial support of the RFH, grant № 14-16-59007 / a).
17