Научная статья на тему 'Особенности восприятия образа «Мира» в дихотомии «Война - мир» у русских и американцев'

Особенности восприятия образа «Мира» в дихотомии «Война - мир» у русских и американцев Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
143
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА / МИР / ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СУБЪЕКТИВНЫЙ ОБРАЗ / КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / РУССКИЕ / АМЕРИКАНЦЫ / СТУДЕНТЫ / WAR / PEACE / PSYCHOSEMANTIC APPROACH / SEMANTIC SPACE / SUBJECTIVE IMAGE / CROSS-CULTURAL DIFFERENCES / RUSSIANS / AMERICANS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жданова С.Ю., Полякова С.В., Пузырёва Л.О., Печеркина А.В.

В статье описано выявление особенностей восприятия образа «мира» у русских и американцев через представление дихотомии «война мир». Данное исследование является частью масштабного изучения образа Второй мировой войны у жителей стран-участниц (русских и американцев). Был проведен анализ вербальных описаний при предъявлении стимулов «война», «мир». Обозначены тенденции в описаниях мира. Описаны категории, которые составляют семантическое пространство концепта «мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Жданова С.Ю., Полякова С.В., Пузырёва Л.О., Печеркина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PERCEPTION OF THE IMAGE OF “PEACE” IN THE DICHOTOMY “WAR - PEACE” AMONG RUSSIANS AND AMERICANS

This article describes characteristics of perception of “peace” among Russians and Americans in the dichotomy “war peace”. This study is part of a large-scale study of the image of the Second World War among the residents of participating countries (Russians and Americans). Analysis was performed with verbal descriptions of stimulus “war”, “peace”. Describes trends in the representation of “peace”. Describes the categories that make up the semantic spacepeace” concept.

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия образа «Мира» в дихотомии «Война - мир» у русских и американцев»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-94-99

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА «МИРА» В ДИХОТОМИИ «ВОЙНА - МИР» У РУССКИХ И АМЕРИКАНЦЕВ

Жданова С.Ю., Полякова С.В., Пузырёва JI.O., Печеркина А.В.

ПГНИУ, г. Пермь, Российская Федерация

В статье описано выявление особенностей восприятия образа «мира» у русских и американцев через представление дихотомии «война-мир». Данное исследование является частью масштабного изучения образа Второй мировой войны у жителей стран-участниц (русских и американцев). Был проведен анализ вербальных описаний при предъявлении стимулов «война», «мир». Обозначены тенденции в описаниях мира. Описаны категории, которые составляют семантическое пространство концепта «мир».

Ключевые слова: война; мир; психосемантический подход; семантическое пространство; субъективный образ; кросс-культурные различия; русские; американцы; студенты.

FEATURES OF PERCEPTION OF THE IMAGE OF "PEACE" IN THE DICHOTOMY "WAR - PEACE" AMONG RUSSIANS AND AMERICANS

Zhdanova S. Yu., Polyakova S. V., Puzyreva L. O., Pecherkina A. V.

Perm State University, Perm, Russian Federation

This article describes characteristics of perception of "peace " among Russians and Americans in the dichotomy "war —peace ". This study is

part of a large-scale study of the image of the Second World War among the residents of participating countries (Russians and Americans). Analysis was performed with verbal descriptions of stimulus "war ", "peace ". Describes trends in the representation of "peace ". Describes the categories that make up the semantic space "peace " concept.

Keywords: war; peace; psychosemantic approach; semantic space; subjective image; cross-cultural differences; Russians; Americans; students.

Индивидуальный опыт каждого человека, трансформируясь на протяжении всей жизни, влияет на восприятие окружающего мира и событии прошлого. Он является главным составляющим так называемого «субъективного» образа мира, согласно подходу Е.Ю. Артемьевой [1]. С данной точки зрения, каждый индивид является носителем собственной уникальной картины мира, которая функционирует в сознании в виде системы значений субъективного опыта [4]. Это является предметом изучения психосемантического подхода в психологии, который реализует «субъектный» подход к пониманию другого.

Системы значений и смыслов, представления о реальности, прошлом и будущем индивида, об истории, жизни индивида предстают в качестве основных составляющих картины мира. Человек отражает и познает мир через системы значений, однако, наравне с отражением, он также наделяет окружающее смыслом через систему эмоционально окрашенных категорий и личностных отношений. Эти системы являются уникальными для каждого индивида и становятся главными движущими силами активного преобразования окружающего мира [3].

Картина мира - пространство определенных внутренних значений -является основанием формирования мировоззрения, жизненных позиций людей, их ценностных ориентаций и т.д. Она включает в себя не только события настоящего времени, но и значимые исторические события прошлого. В восприятии истории представителей различных культур одни и те же исторические

события могут приобретать различную коннотацию, а также эмоциональную окраску. Изучение репрезентации культурно-исторического наследия страны в сознании ее жителей является необходимым этапом в понимании картины мира, а также сложившихся ценностных ориентаций.

В связи с происходящими в мире геополитическими процессами и повышением конфликтности во внешнеполитических отношениях между странами особенно актуальным становится изучение концептов «война» и «мир» в сознании представителей различных культур.

В настоящем исследовании акцент в дихотомии «война-мир» ставится на изучении образа мира. Первоначальная концептуализация понятия «мир» заключалась в определении состояния, противоположного войне, другими словами - отсутствие вооруженного конфликта.

Семантическая картина мира отражает «национальные особенности морально-нравственного аспекта, которые указывают на эстетические и этические ценности» данного народа [5]. Ведущий специалист лингвистики и межкультурных коммуникаций С.Г. Тер-Минасова отмечает, что язык, как основа системы значений индивидуальной картины мира, является «зеркалом культуры», отражающим, наряду с жизнью индивида, также «общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, систему ценностей, мироощущение, видение мира» [6]. В семантике хранятся культурные ценности народа. В данном аспекте интересным представляется сравнение особенностей восприятия концепта «мир» у представителей разных культур: русских и американцев.

Эмпирическое изучение восприятия образа мира у русских и американцев было проведено в рамках масштабного исследования образа Второй мировой войны. Выборку составили студенты нескольких факультетов Пермского государственного национального исследовательского университета и студенты Университета Дельта (Delta State University, Cleveland, Mississippi, USA).

В качестве метода сбора данных был использован ассоциативный эксперимент, анкетирование русских и американских студентов с целью выявления особенностей ретроспективного образа мира.

Психолингвистический анализа текстов позволил выделить инвариантные и вариативные составляющие образа мира у российских и американских студентов. Интеллектуальный компонент образа мира российских респондентов характеризуется следующими ассоциациями: «семья», «солнце», «планета», «дружба», «свет», «белый», «свежесть» «труд», «май», «победа», «единство», «братство», «небо», «голубь», «победа». Эмоциональный компонент репрезентации вербализуется в понятиях «любовь», «процветание», «свобода», «добро», «счастье», «жизнь», «гармония», «спокойствие».

Композиционный рисунок семантически организованной репрезентации концепта «мир» у американских студентов представлен следующими категориями: «happiness» (счастье), «serenity» (спокойствие), kisses (поцелуи), smile (улыбка), «kindness» (доброта), «dream» (мечта), «joy» (радость), «love» (любовь), «freedom» (свобода), «pacification» (умиротворение), «relief» (утешение), которые относятся к эмоциональному компоненту; а также категориями интеллектуального компонента: «victory» (победа), «по fighting» (нет военных действий), «по death» (нет смерти), «life» (жизнь), «justice goal» (цель правосудия), «dove» (голубь).

Таким образом, инвариантной составляющей образа мира как для российских, так и для американских студентов, является победа как результат и необходимое условие мира, отсутствие военных действий. Представители обеих культур упоминают в своих репрезентациях голубя и небо, что можно определить не только как символ мирного времени, но и как метафору, посредством которой операционализируется понятие «мир». Общим является также и то, что мир ассоциируется с любовью, добротой, счастьем и спокойствием.

Отметим, что у русских респондентов ассоциативный ряд образа «мир» связан с образом Великой Отечественной войны (использование категорий «май», «труд»), что подчёркивает восприятие

образа мира в дихотомии с образом войны. Значимым отличием, выявленным в описании российскими студентами, является наличие таких категорий, как «братство», «единство», «дружба». Это может свидетельствовать о субъектности в описании войны и мира. Отметим, что у многих студентов стимул «мир» вызывает ассоциации не с мирным временем, а окружающим нас миром, поэтому мир воспринимается как система взаимоотношений с другими субъектами.

Примечательно, что образ мира у американских студентов описывается как цель или желаемый результат, достигаемый по окончании военных действий или вооруженных конфликтов. Это подтверждается использованием таких эмоциональных категорий, как «happiness» (счастье), «serenity» (спокойствие), «pacification» (умиротворение), «relief» (утешение).

В вербальном описании образа войны наиболее часто встречаются категории «военные действия и события», «военное оружие и средства». В эмоциональном описании война воспринимается как боль, горе, скорбь, голод.

Таким образом, можно заключить, что семантическое пространство концепта «мир» наполнено следующими категориями: семья, любовь, дети, дом, солнце, счастье. Образ войны наполнен категориями: смерть, боль, убитые и раненые, военные и солдаты, военная техника и оружие.

При этом, рассматривая культурные различия в операционализа-ции данных понятий, необходимо подчеркнуть большую структурированность семантического поля концепта «мир» у американских студентов в сравнении с российскими. Это обусловлено тем, что в русском языке слова мир как отсутствие вооруженного конфликта и мир как окружающая действительность являются омонимами. В связи с этим ассоциативный ряд в вербальной репрезентации концепта мир содержит компоненты, отражающие эмоциональные и когнитивные категории обоих омонимов. Для американских же респондентов характерно описание мира (peace) как цели, это состояние счастья, умиротворения, спокойствия.

В заключении отметим влияние языковых особенностей на формирование картины мира субъекта. Не только культурно-исторические факты, но также и язык в существенной мере определяют либо трансформирует наше понимание действительности. Язык - мощное общественное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого коллектива.

Исследование выполнялось при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 15-16-59006 «а (р)».

Список литературы

1. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999. 350 с.

2. Арупонян B.C. Специфика функционирования бинарных дихотомий во фразеологии сквозь призму лингвокультурологического исследования // Новое в исследовании языка и методике его преподавания: материалы Второй научно-практической конференции (Москва, 24-25 апреля 2015 г.). Т.1. С. 503-508.

3. Жданова С.Ю., Пузырёва Л.О., Печеркина A.B. Психосемантический анализ концепта «Вторая мировая война» // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. № 1. Пермь. С. 11-16.

4. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005. 480 с.

5. Попова Н.В. Дихотомия конфронтирукяцих категорий во фразеологических картинах мира немецкого и русского языков: Автореф... дис. докт. филол. наук. М., 2011. С. 47.

6. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. М.: Слово/Slovo, 2000. 624 с.

7. Трегубенко И.А. Историческая память в контексте субъективной картины жизненного пути личности: дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. СПб, 2013. 219 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.