Ирина Геннадьевна АНТИПОВА / Irina ANTIPOVA
| Психосемантическая реконструкция сознания в дизайнерской деятельности: возможности и ограничения / Psychosemantic Reconstruction of Consciousness in the Design Activity: Possibilities and Limitations |
Ирина Геннадьевна АНТИПОВА / Irina ANTIPOVA
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону Кафедра психологии образования, кандидат психологических наук, доцент
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia Department of Educational Psychology, PhD in Psychology, Associate Professor
antipovaig@list. ru
ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ СОЗНАНИЯ В ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Изменения во всех сферах жизни общества связывают с дизайном, который осуществляется в пространстве сознания, средствами сознания и трансформирует это сознание. Психология оснащает дизайнерскую деятельность средствами и информацией о том, как устроено сознание. Психосемантическое исследование можно представить как систему методов, применимых в дизайне, и автономную систему проектирования работ по исследованию и изменению сознания. Цель статьи: представить психосемантику в контексте дизайна, обсуждая отличия психосемантики, раскрыть возможности и ограничения психосемантических исследований сознания в сравнении с другими системами средств реконструкции смыслов сознания. Разъяснение возможностей и ограничений метода представляет собой этап подготовки проектов исследования сознания. Психосемантика как система методов исследования сознания, использующих экспланативный потенциал деятельностного подхода, эффективно применяется для реконструкции систем значений, строящих картину реальности, задающих содержание реакций на стимулы и это представляет существенный потенциал, реализуемый в различных дизайнерских проектах. Значительные ограничения психосемантического исследования связаны с методологией психологии, методическими трудностями, вопросами внедрения, которые подлежат оцениванию по различным критериям, в частности, с точки зрения этики, гуманизма, последствий для человека и общества. Психосемантическое исследование сравнивается с сис-
темами средств реконструкции смыслов, использующихся художниками, писателями, с традиционными средствами постижения смыслов, применявшимися в прошлом. В зависимости от контекста становятся заметнее то преимущества, то ограничения психосемантики. Эти возможности и ограничения можно видеть в сравнении методов психосемантики с герменевтикой. Эффективные проекты психосемантического изучения сознания возможны лишь в связи с выработкой приемов контроля негативных последствий использования информации о внутреннем устройстве сознания.
Ключевые слова: исследование сознания, дизайнерская деятельность, дизайн, проектирование, проект, психосемантика, значение, факторизация, реконструкция значений.
PSYCHOSEMANTIC RECONSTRUCTION OF CONSCIOUSNESS IN THE DESIGN ACTIVITY: POSSIBILITIES AND LIMITATIONS
Changes in all spheres of society are associated with the design, which relies on the abilities of human consciousness and also transforms this consciousness. Psychology equips design activity with means and information about the structure of the consciousness. Psychosemantics can be represented as a system of methods applied in design and as autonomous system of designing the consciousnessstudies. The research of the possibilities and limitations of psycho-
|4 (25) 20161
Ирина Геннадьевна АНТИПОВА / Irina ANTIPOVA
| Психосемантическая реконструкция сознания в дизайнерской деятельности: возможности и ограничения / Psychosemantic Reconstruction of Consciousness in the Design Activity: Possibilities and Limitations |
semantic studies of consciousness is the stage of preparation of the consciousness study projects. Psychose-mantics is effectively used for the reconstruction of systems of values that build the picture of reality and define the content of responses to various stimuli, and this represents a significant potential to be used in a variety of design projects. Significant restrictions of psychosemantic studies are related to the methodology of psychology of consciousness, methodological difficulties, introduction issues that are subject to evaluation according to the criteria of ethics, humanism, consequences for human being and society. These possibilities and limitations can be seen more clearly in
comparison of psychosemantics methods withherme-neutics methods and a description of the psychological world of man by writers, with traditional means of understanding the meanings of man that were used in the past. Effective projects of psychosemantic study of consciousness are possible only in connection with the development of methods that control the negative consequences of the use of information about the internal structure of consciousness.
Key words: consciousness study, design activity, design, designing, project psychosemantics, meaning, factorization, reconstruction of values.
Изменения общества, человека, природы связывают с дизайном, который и учитывает содержательные параметры сознания, и осуществляется в пространстве сознания, и использует средства, доступные сознанию, и трансформирует сознание человека. Затруднительно представить дизайнерский проект, не затрагивающий сознания, а поскольку сознание часто становится предметом использования, производства, манипулирования, то и изучение сознания представляет собой теперь дизайн исследование. Эти исследования сознания по своей актуальности превышают все остальные изыскания, но их эффективность может обеспечиваться лишь четким осознанием ограничений, негативных последствий во взаимосвязи с преимуществами.
История дизайна: реконструкция контекста применения психосемантики
Применение методики, как и теоретическое обоснование этой применимости, возможны лишь в случае учета контекста, который только и придает смысл деятельности и исследователя, и практика, применяющего эти методики. Реконструкция актуального контекста ограничена и представляет собой палимпсест, на котором проступают преды-
дущие пласты смысла. А историческую реконструкцию контекста затрудняет выбор критериев и проблема взаимосвязи дискретного с континуальным: что назвать дизайном, от каких работ начи- -
нать историю дизайна, как акцентировать преемственность в истории, оценивать яркие решения разработки и разрыв с традицией. Эти альтернативы, как можно было бы считать, укладываются в описание центральных трендов исторической трансформации, но эти последние то разбегаются, то пересекаются как в саду расходящихся тропок1, что и обнажает связь всякого описания с задачами исследования. Если поставить задачей изучение условий включения в дизайнерскую деятельность высокотехнологичных методов психосемантики, исследование возможностей и ограничений психосемантических реконструкций сознания в дизайне, то исторический контекст можно реконструировать лишь учитывая нелинейную, эмерджентную связь сознания с дизайном: дизайнер опирается на знания о человеческом сознании, предпочтений, готовности впечатляться, но он и трансформирует, обучает сознание.
1 Лаврентьев А. Н. История дизайна. М.: Гардарики, 2007. 250 с.
|4 (25) 20161
Ирина Геннадьевна АНТИПОВА / Irina ANTIPOVA
| Психосемантическая реконструкция сознания в дизайнерской деятельности: возможности и ограничения / Psychosemantic Reconstruction of Consciousness in the Design Activity: Possibilities and Limitations |
Протодизайн, включавший элементы технологии, находят в античных техниках производства анонимных вещей, признаки дизайна видят в конструктивных устройствах в Древнем Египте. Первым дизайнером называют Леонардо да Винчи, который, используя рисунок, разрабатывал схемы механизмов геликоптеров, водолазных машин, экскаватора, устройств для навивки веревок, применяя компоновку как способ проектирования.
Трансформация производства, вызвавшая потребность в дизайнерских кадрах, привела к возникновению в Европе XIX века рисовальных школ; открытая в первой трети XIX века в Москве школа С.Г. Строганова к середине века получила государственный статус. История искусства Европы, включающая и тенденции формирования дизайна, прошла в конце XIX века короткую, но существенно трансформировавшую и искусство, и практики коммуникации, предпочтения в одежде, эпоху модерна: во Франции возникло ар нуво, в Англии либерти, в Австрии и Чехии художники, архитекторы, дизайнеры объединились в Сецессион, в конце века в Кельне была открыта выставка «Веркбунда», приступившего к выпуску журнала, представлявшего деятельность дизайнеров. Просуществовав в качестве центральной тенденции около 40 лет, модерн отличился использованием абстрактных линейных композиций, цветовыми комбинациями, которые применяли дизайнеры А. ван де Вельде, Г. Мутезиус, У. Моррис. Не называя свою деятельность дизайнерской, А. ван де Вельде работал над рекламными плакатами, спроектировал здание, позже занятое Баухаузом. Еще не разрывая связи с культурой уходящего века, модерн существенно переосмыслил композиционный опыт искусства, подготовив изменение и расширение дизайна в ХХ веке, в двадцатых годах которого произошло много значительных событий: дизайнер Э. Лисицкий и художник Г. Арп издали книгу, в которой излагались «измы», различные течения искусства, прежде всего, абстрактивизм, конструктивизм, кубизм, экспрессионизм, началось проектирование зала
искусства Ганноверского музея, в котором экспонировались скульптуры Н. Габо, живопись П. Мондриана, В. Кандинского. Пробы различных форм, средств, часто эпатирующие, были, в сущности, пробами сознания: футуризм начал пробовать геометрические средства в конструировании реальности, возникли коллаж, гравюра, литография, отличающиеся тем, что художник, не прикасаясь карандашом к бумаге, комбинирует различные компоненты, конструктивизм К. Иогансена, Г. Клуциса отрывается от традиций прошлого века, так, что представляемое построение не описывает реальность, но проектируется. Изменение дизайна в середине ХХ века (золотой век дизайна) связано с возникновением и функционализма, трансформировавшего производство как бытовых предметов, так и технических устройств, скандинавские дизайнеры старались найти сочетание красоты, гармонии и удобства. А. Аалто приступил к опытам с 130 гнутой фанерой в производстве мебели. Дж. Нельсон, бюро которого предлагало широкий спектр дизайнерских услуг, представлял широко дизайн как формулирование и разработку проектного задания. Значительный толчок к расширению школ дизайна связан с тем, что представители Баухауза (В. Гропиус, Мис ван дер Роэ, Ласло Мохой-Надя) переехали в США, выведя дизайн на межнациональный уровень. Размывая границы искусства, Э. Уорхол открыл дорогу иронии над вещами в дизайне. История компьютерного дизайна включает проекты IBM и Apple, дизайн интерфейса становится человечным, учитывая и формируя потребности пользователей. Заметны национальные различия дизайна: в Англии дизайн включен в социальные тенденции изменения потребностей общества, в Германии дизайн отличается функционализмом, Веркбунд организует институт технической формы, итальянский дизайн, не обладая музеями, школами, выносил свои проекты прямо на решение публики, во Франции дизайн отличается игрой форм и изяществом (центр Помпиду в Париже), японский дизайн парадоксально эклектичен
|4 (25) 20161
Ирина Геннадьевна АНТИПОВА / Irina ANTIPOVA
| Психосемантическая реконструкция сознания в дизайнерской деятельности: возможности и ограничения / Psychosemantic Reconstruction of Consciousness in the Design Activity: Possibilities and Limitations |
и оригинален. Изменения дизайна связаны с трансформацией в компоновке и экономией пространства, опытами авангардистов, экологическими проектами; в ХХ веке в исследованиях дизайна различают два подхода: первый проектирует все единовременно, резко, в соподчинении элементов (супрематизм К. Малевича), эта проектность модернизма работает с конструктивными объектами, второй предполагает, что реальность не организуется сразу, но изменения осуществляются на уровне конкретных предметов, этот подход называется слабой проектностью. Значительной тенденцией в дизайне конца ХХ века было возникновение наднациональных проектов, эта тенденция затем сменяется акцентированием национальных дизайнов. Этот краткий обзор отчетливо раскрывает, разворачивает тенденции дизайна как трансформаций сознания человека; как в науке, так в дизайне, резко изменяющим сознание, иллюзии подвластности сознания, возможности манипулировать сменяются признанием автономности, аутопоэтической сущности сознания.
Этапы психосемантического исследования сознания в контексте дизайна: методические трудности и решения
Проблемы методологии психосемантики представляют различно, А.Г. Шмелев2 видит в основании психосемантики деятельностные исследования сознания А.Н. Леонтьева, В.Ф. Петренко3 разъясняет конструктивистские основания психосемантики, но как конструктивизм, так и теория деятельности могут эффективно применяться в дизайне.
Психосемантика предполагает построение семантических пространств признаков, которые
2 Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М.: МГУ. 1984. 290 с.
3 Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Психологический журнал. 2002. № 3. С. 113-121.
используются как операциональный аналог категориальных структур сознания, реконструируя «системы значений»4. Этапы психосемантического исследования многократно описаны в литературе5: выбор задачи, предметного содержания, подбор дескрипторов, уточнение набора оцениваемых объектов и оценочных критериев, тестирование, статическая обработка полученных оценок объектов с использованием факторного анализа, содержательное толкование факторов, описание факторов, объясняющих значительный процент дисперсии, построение семантических пространств.
Психосемантическое исследование как дизайнерское отличается тем, что включает существенный предпроектный этап, отработку замысла исследования, наполнение с помощью этой предварительной работы психосемантических методик конкретным содержанием, толкование факторной структуры в связи с замыслом, формулирование 131 выводов, которые имплицируют рекомендации, описание возможных трансформаций изучаемого сознания. Это связано с отличием психосемантики от остальных методов психологии: психосемантика, как показывает В.Ф. Петренко, представляет
собой не теоретический подход, а методы эмпири-
6
ческого исследования сознания , использующие экспланативные возможности деятельностного
4 Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск: СГУ, 1997. С.10.
5 Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск: СГУ, 1997. 400 с.; Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005. 480 с.; Похилько В.И., Федотова Е.О. Техники репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности: обзор зарубежных исследований // Вопросы психологии. 1984. N0 3. С. 151-158; Петренко В.Ф. Многомерное сознание: Психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф, 2010. 440 с.; Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. М.: Феникс, 1996. 310 с.; Кожевникова О.В., Вьюжанина С.А.Психосемантика. Метод семантического дифференциала. Ижевск: Удмуртский университет, 2016. 120 с.
6 Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005. 480 с.
|4 (25) 20161
Ирина Геннадьевна АНТИПОВА / Irina ANTIPOVA
| Психосемантическая реконструкция сознания в дизайнерской деятельности: возможности и ограничения / Psychosemantic Reconstruction of Consciousness in the Design Activity: Possibilities and Limitations |
подхода (которые еще не реализованы полностью, но, на наш взгляд, шире конструктивизма на предметном пространстве исследования сознания) и раскрывающие содержание категориальных структур сознания в конкретной системе деятельности, коммуникации или осознания собственного я. По этой причине (психосемантика не теория, а метод) невозможно дедуктивное обоснование исследования, выдвижение гипотез и оценивание фактов на основе принятого подхода, в отличие от остальных психологических исследований. Психосемантика предполагает построение на предварительном (предпроектном) этапе системной картины изучаемой предметности сознания, поскольку это задает то, что уловит или пропустит психосемантическая методика (как сеть категорий в науке), а потому психолог заранее представляет себе то, что изучает; предварительный постановочный и обосновывающие этап связан с методическим, наполняющим схему методики конкретным содержанием.
Если не учитывать эти моменты, то психосемантическое исследование может стать непродуктивным, схематичным применением процедур, потому в психосемантике важным становится замысел и описание возможных ограничений, узкой различенности в системе значений, что и имплицирует способы изменения сознания. Психосемантика может использоваться в научном исследовании, но лишь как средство, применяемое для «чужих» задач, как метод в системе, во взаимосвязи с остальными средствами, включенный в методическое оснащение исследования.
Психосемантика, опираясь на высокотехнологичные процедуры, решает вопросы о смысле конкретного сознания: реконструируя смысловое содержание, отвечает на вопросы о том, что сможет усвоить, осмыслить, как будет реагировать это конкретное изучаемое сознание, а что останется за границей доступного горизонта жизненного мира.
Так психосемантика подходит близко к проблемам постфеноменологии, апеллирующей к мысли Э. Гуссерля, в социальном контексте обсуждающей горизонты реальности конкретного сознания. Психосемантика не включает этических императивов, а поэтому допускает в своем применении манипулирование сознанием как вещью.
Представить все это можно на психосемантической решетке как центральном методическом приеме исследования, который включает предметно связанные семантические дифференциалы (СД), разработанные первоначально в функциональном бихевиоризме (Осгуд). Психолог, уточняя замысел работы, на предварительном этапе знакомится с предметным содержанием, не предоставляемым ни деятельностной трактовкой сознания, ни психосемантикой, если психолог не провел эту подготовку, то не сможет компетентно и обоснованно отобрать критерии и объекты и растолковать факторную 132 структуру (в этом случае исследование проводится лишь как пилотажное, ознакомительное). Этот этап, возможно с эмпирическими пробами, приходит к отладке психосемантической решетки; для тестирования готовится бланк в виде таблицы, по столбцам располагаются оцениваемые объекты, строки представляют оценочные критерии (предполагаемые конструкты, а реальные конструкты выясняются после факторизации8. Этот бланк предлагается для заполнения в ходе тестирования (каждый объект оценивается по всем критериям). Хотя исследуется сознание человека, проходящего тестирование, но огромный труд осмысливания изучаемого предмета выполняет психолог.
Не процедуры тестирования и формирования объемной матрицы по итогам тестирования (по
А.Г. Шмелев методологию психосемантики связывает с теорией А.Н. Леонтьева.
Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005. 480 с.; Похилько В.И., Федотова Е.О. Техники репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности: обзор зарубежных исследований // Вопросы психологии. 1984. No 3. С. 151-158; Похилько В.И. Психодиагностика индивидуального сознания // Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина. СПб.: Речь, 2000. 440 с.
|4 (25) 20161
Ирина Геннадьевна АНТИПОВА / Irina ANTIPOVA
| Психосемантическая реконструкция сознания в дизайнерской деятельности: возможности и ограничения / Psychosemantic Reconstruction of Consciousness in the Design Activity: Possibilities and Limitations |
оси Х располагаются объекты, ось У включает критерии оценивания, а по оси Ъ приводятся бланки тех, кто проходит тестирование), не растягивание этой объемной матрицы в плоскую для последующей статистической обработки с применением факторного анализа представляют собой трудности исследования, но отработка замысла и осмысливание факторной структуры (построенных факторов).
Эти отличия психосемантики раскрывают и преимущества:
• исследование смыслов сознания (хотя бы исследователь и представлял сознание как вещь) проводится в режиме применения смысловых конструктов, не предполагая их осознания как в прямых опросных методах,
• исследование может проводиться очень широко и заочно, используя технологии интернета,
• обработка огромного числа бланков проводится быстро с использованием статистических программ.
• Есть и ограничения психосемантических исследований: методические связаны с невозможность «адекватно вербализовать используемые ре-
9
ально конструкты» .
• Признается и ограниченность возможного набора оценочных шкал, наличие «незначимых оценочных шкал, возможное отсутствие значимых оценочных шкал»10.
9 Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005. С. 69.
10 Кожевникова О.В., Вьюжанина С.А. Психосемантика. Метод семантического дифференциала. Ижевск: Удмуртский университет, 2016. 15.
Психосемантика в сравнении с другими системами средств реконструкции сознания
Если задаваться смыслом не только изучаемого предмета, но применяемых методов, то надо сравнить психосемантику с другими средствами реконструкции смыслового содержания сознания, с приемами психотерапии, средствами описания внутреннего мира человека писателями, наглядной визуализации смыслов скульпторами, художниками.
Психосемантика отличается как от традиционных количественных методов, реконструируя смысловые структуры, так и от «методов культурологической «расшифровки» объектов предметного мира», которые изучают «социокультурные смыслы предметной среды»11. А сходство психосемантики, в частности, с изучением нарративов, в возможности открывать то, что респонденты не расскажут о себе12, но не по причине сдержанности, а по ограниченной репрезентированности структур репрезентации, сознание не осознает своих оснований сознания.
Психосемантика предполагает обработку оценок различных предметов по наборам критериев, а применение «дискурса нарратологии для изучения предметной среды ... культуры», слышит то, «что «произносят» вещи как продукты культуры и аккумуляторы социокультурного опыта»13, но для психосемантики полученная факторная структура не менее реальна, чем эти вещи.
Психосемантика не находит аналогов в прошлом, предшествующие подходы в рамках традиционной, объектной психометрики существенно отстают как в технологическом плане, так и плане проработки проблем. Психотерапия близко подходя к герменевтике, тем не менее старается повышать свою технологичность, в том числе применяя
11 Быстрова Т.Ю. Нарратив дизайна // Международный журнал исследований культуры. 2013. N 1(10). С.140.
12 Там же. С. 141.
13 Там же. С. 150.
|4 (25) 20161
Ирина Геннадьевна АНТИПОВА / Irina ANTIPOVA
| Психосемантическая реконструкция сознания в дизайнерской деятельности: возможности и ограничения / Psychosemantic Reconstruction of Consciousness in the Design Activity: Possibilities and Limitations |
методы психосемантики. Психосемантика со всей технологией тестирования и обработки с применением факторизации выглядит бледнее красочных описаний С. Цвейга, живописных полотен художников, раскрывающих и показывающих смысл сознания, но лишь на взгляд, который оценивает все технологичное как неприемлемые, профанирующее, редуцирующее смысл к числовым показателям. Но не все так просто, именно психосемантика открывает ограниченность строгих дистинкций и предвзятых оценок. Если психосемантику негативно оценивать по причине разработок, которые предоставляют возможность использовать, трансформировать сознание, выстраивать методы манипуляции, то надо признать, что манипуляция сознанием существовала всегда, сейчас лишь получая технологическую оснастку; приемы использования сознания (как вещи, которая стоит над другими вещами) становятся шире, в том числе и за счёт психосемантики, но находится система приемов разоблачения манипуляций, но и это может изучать именно психосемантика. Не связывая психосемантическое исследование лишь с технологиями тестирования и обработки, надо признать, что психосемантика и осуществила продвижение к смыслу (для манипуляций сознанием надо сначала раскрыть смысл этой "вещи") тем, что вышла за границы традиционной психометрики, в рамках которой человек описывался по параметрам, оцениваемым с помощью системы тестов, а в итоге составлялась одна на всех таблица, в строку вносился человек, проходящий тестирование, по столбцам указывались шкалы теста, параметры человека14.
Психосемантика изучает человека не по заранее готовым параметрам, но реконструирует смыслы, исследуя оценки объектов по предлагаемым критериям, в итоге получается не плоская, а объемная матрица. Это методическое различие
14 Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психо-
семантику. М.: МГУ. 1984. 290 с.
становится методологическим, различающим психометрические парадигмы. Но существеннее включение огромного труда психолога по построению замысла исследования, осмысливанию содержания на всех этапах, это предполагает и изучение себя, уточнение своих предварительных оснований и изменение собственных смыслов исследования, а это сравнимо с кропотливым исследованием герменевтика, движением от целого к части и от части к целому. Поверхностное отличие герменевтика, писателя, поставляющих штучный товар, и психолога, трудящегося над огромным количеством бланков и поставляющего информацию о сознании, не раскрывает содержания различных подходов, смысл и значение которых зависят как от изначальных оснований, так и приемов применения.
Проблемы и причины ограниченного применения психосемантических методов в дизайне
Решения проблем применения психосемантики находятся как с помощью методических приемов, так и посредством признания ограниченности психосемантической реконструкции структур сознания. Но надо различать ограничения, присущие психосемантике как системе методов исследования сознания, и ограничения применения этих методов в конкретной дизайнерской деятельности. Есть причины, затрудняющие использование психосемантики, которые объясняются не методологией и имманентными основаниями построения этих методов, но сознанием пользователя (дизайнера), которое, соединяя чувственное с рациональным, мысля объемно, в применении методов изучения сознания не выходит за классическую дис-тинкцию качественных и регламентированных, количественных методов, привыкнув к традиционной психометрике.
Исследования в дизайне применяют различные системы методов (опрос, фокус группы), но освоение психосемантики осуществимо лишь с
|4 (25) 20161
Ирина Геннадьевна АНТИПОВА / Irina ANTIPOVA
| Психосемантическая реконструкция сознания в дизайнерской деятельности: возможности и ограничения / Psychosemantic Reconstruction of Consciousness in the Design Activity: Possibilities and Limitations |
поворотом исследовательской мысли к возможностям реконструкции сознания. Применение психосемантики в дизайне пока старается ограничиваться лишь прямыми способами изучения содержания сознания: применяя семантический дифференциал, используют эту методику для получения информации о том, как респонденты оценивают предлагаемые предметы (рекламные объекты, бренды и пр), не различая прямые оценки с коннотативными значениями, реконструируемыми в косвенном режиме. Эти возможности, которыми отличаются традиционные психометрические методы, есть в психосемантике, но в решении задач реконструкции системы значений можно не останавливаться на них.
Психосемантические методы широко используются в дизайне, в качестве объектов шкалирования предлагаются реклама, бренды, различные пластические формы. Так, О.Ю. Павлов15 провел корректное исследование оценок бренда с применением семантического дифференциала, показав адекватные статистические решения, но это исследование представляет использование прямых методов изучения сознания. Неправильно было бы сказать, что семантический дифференциал ничего другого не может предоставить, а косвенный метод реконструкции репрезентирован лишь психосемантической решеткой, поскольку и эту последнюю можно проводить редуцированно, а семантический дифференциал, если есть несколько респондентов, применим как косвенный метод реконструкции значений.
Психосемантика и гуманизм
Психосемантику можно оценивать как проект гуманизации исследований в психологии, по-
15 Павлов О.Ю. Бренд-менеджмент: глубинный семантический дифференциал бренда // Креативная экономика. 2012. № 9 (69). С. 96-106. URL: http://bgscience.ru/lib/4824/(дата обращения: 1.10. 2016)
скольку исследуются не параметры человека как объекта, а смысловая картина мира16. Но можно говорить и о том, что психосемантика предоставляет возможности манипулировать сознанием, изощренно и технологично вторгаясь в смысловое пространство.
Психосемантическое исследование ограничено по своей методологии допущением категориального устройства сознания, что игнорирует другие существенные продвижения в исследовании человека17. «Психосемантика, участвуя в трансформации методологии научной психологии, репрезентируя субъектную парадигму анализа данных и становясь альтернативой классической психометрической парадигме, накапливая эмпирию, оказывающуюся релевантной для различных теорий в психологии, пока не раскрывает в исследованиях систем значений наработки психологии субъ-ектности»18 и это приводит к постулированию 135 высшего уровня, свободы, который осуществляется, как надо считать, вне всяких категорий, смыслов и значений, свободно, по ничем не обоснованному решению. Но эти вопросы трудны не только для психосемантики, но для всех изучающих сознание, для писателей, художников прошлого, настоящего, для тех, кто манипулирует сознанием и тех, кто апеллирует к коммуникативной рациональности.
Психосемантика существенно раскрывает возможности использования, трансформации, изучения сознания, то включаясь в различные дизайнерские разработки, то представляя автономное дизайн исследование, но значение, возможности и ограничения психосемантики зависят от способов использования и толкования эти возможностей.
16 Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М.: МГУ. 1984. 290 с.
17 Антипова И.Г. Проблемы методологии психосемантики в контексте теорий субъектности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. N3. С. 87 93.
18 Там же. С. 89.
|4 (25) 20161