Научная статья на тему 'Психосексуальность старших подростков с нарушениями общения'

Психосексуальность старших подростков с нарушениями общения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
992
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Донской Дмитрий Алексеевич

Данная статья представляет клинико-психологический и акмеологический анализ психосексуального развития в старшем подростковом возрасте для дальнейшего выбора психокоррекционных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychosexual development is an active process of personality development in acmaeological context. Psychosexual development with communicational disorders or character accentuation requires special attention for the study of the problem of disharmony of psychosexual development. This article presents clinical, psychological and acmaeological analysis of psychosexual development in senior teenagers for further selection of psychocorrectional measures.

Текст научной работы на тему «Психосексуальность старших подростков с нарушениями общения»

УДК 159.93/94

Донской Дмитрий Алексеевич

Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер

[email protected]

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОБЩЕНИЯ

Данная статья представляет клинико-психологический и акмеологический анализ психосексуального развития в старшем подростковом возрасте для дальнейшего выбора психокоррекционных мероприятий. Ключевые слова: половое поведение, психосексуальное развитие, старший подростковый возраст.

Введение

В современной ситуации в связи с либерализацией полового просвещения и сексуального воспитания в сознании подростков размываются представления о нормах и паттернах полового поведения. Экономические условия приводят к сокращению учебных предметов (литературы, этики и психологии в семейной жизни) в школьной программе, связанных с формированием нормативных психосексуальных моделей. Отсутствие в общественном сознании этих моделей приводит к дефициту осознанного принятия в дальнейшем супружеских ролей, что является одним из факторов определяющих неблагополучие демографической ситуации в стране.

В работах современных научных исследованиях ГС. Васильченко, А.М. Свядоща, С.С. Либиха, Л.Н. Собчик, И.С. Кона подчеркивается, что этап интеграции таких стадий психосексуального развития как платоническая, эротическая происходит в подростковый период. Однако детального и глубокого изучения психосексуального развития в имеющихся источниках представлено недостаточно.

В процессе индивидуального развития человека можно условно отметить следующие возрастные периоды или этапы становления и динамики сексуальности:

1. Парапубертатный период (1-7 лет), в течение которого формируется половое самосознание (I этап психосексуального развития).

2. Препубертатный период (7-13 лет) характеризуется выбором и формированием стереотипа полоролевого поведения (II этап психосексуального развития).

3. Пубертатный период (12-18 лет) - самый бурный в сексуальном развитии организма, во время которого происходят половое созревание и формирование платонического, эротического

и начальной фазы сексуального либидо (первые 2 стадии III этапа психосексуального развития).

4. Переходный период становления сексуальности (16-26 лет) характеризуется началом половой жизни, мастурбационной практикой, сочетанием сексуальных эксцессов с периодами абстиненции (последняя стадия III этапа психосексуального развития с завершением формирования сексуального либидо).

Целью настоящего исследования являлось изучение проблемы дисгармоничного психосексуального развития, сопровождаемого нарушениями общения в старшем подростковом возрасте.

Материал и методы исследования: теоретический анализ, биографический метод, беседа, наблюдение, праксиметрический метод (медицинские карты), опросный метод, формирующий эксперимент, методы статистической обработки данных.

В качестве конкретных психодиагностических процедур применялись:

1. Для изучения эмоционально-волевой сферы на предмет наличия личностных особенностей присущих данным видам нарушения общения, а также маскулинности-фемининности применялся Миннесотский многоаспектный личностный (ММР!-566 компьютерный вариант) опросник предложенный С. Хатуем и Дж. Маккинли (1943), адаптированный «Иматон» (2003).

2. Методика «Сексуальный профиль» использовалась для диагностики сексуальной культуры, выявления особенностей в психосексуальном развитии, диагностики фемининности [4].

3. Проективная методика «Рисунок человека» К. Маховер использовалась для оценки особенностей психосексуального развития (осознания половой принадлежности, формирование полового самосознания и формирование стереотипа полоролевого поведения.

Рис. 1.

Данные, полученные в ходе эмпирического исследования, были обработаны путем качественного и количественного анализа с помощью вычисления ^критерия Стъюдента и линейного коэффициента корреляции Пирсона.

Исследование проводилось на базе кабинета семейного врачебно-психологического консультирования Воронежского областного клинического психоневрологического диспансера (ВОКПНД), Воронежского экономико-правового института (ВЭПИ), Бутурлиновского медицинского училища в течение 2005-2009 гг. Исследование проведено анонимно в соответствии с действующим приказом Министерства здравоохранения СССР от 10 мая 1988 г. N 370.

В эмпирическом исследовании приняли участие 2 группы испытуемых девочек-подростков (50 человек экспериментальная и 50 контрольная) в общем количестве 100 человек, в возрасте 1618 лет.

Значительную часть обращений пациентов в кабинет семейного врачебно-психологического консультирования составляют пациенты с замкнутостью и агрессивностью, или их совокупным сочетанием (смешанный вариант). Среди основных жалоб при обращении в областной кабинет сексологии преобладают трудности в создании отношений с противоположным полом, тревожность и сниженное настроение, сопровождающееся дисгармоничным психосексуальным развитием. Критериями отбора служили:

- отсутствие психопатологических расстройств в стадии обострения и/или декомпенсации;

- женский пол в возрасте от 16 до 18 лет;

- отсутствие девиантного сексуального поведения;

- согласие на участие в эмпирическом исследовании;

- способность пациента выполнить задания в соответствии с инструкцией;

- пациенты со смешанным типом нарушения общения (замкнутость и агрессивность).

Результаты исследования

Для выявления типов нарушения общения девочек-подростков, имеющих дисгармонии психосексуального развития использовался (ММРЬ 566) «ИМАТОН» (компьютерный вариант). Распределение полученных в ходе исследования типов личностных особенностей в старшем подростковом возрасте обеих групп представлено на гистограмме (рис. 1.).

В обеих группах испытуемых статистически значимых отличий выявлено не было (р>±0,05 по всем шкалам), что указывает на однородность выборки.

В ходе исследования нами были выявлены особенности личности по смешанному шизоидно - эпилептоидному типу, на что указывает повышение по 8 (шизофрении), 6 (паранойяльнос-ти), 4 (психопатии), 9 (гипомании) шкалам, выше нормативного показателя равного 70 - t баллам. Высокий уровень в крайней нормативной зоне 70,86 - t баллов в экспериментальной и 70,75 - t баллов в контрольной группах по 7 шкале психастении, что указывает на высокий уровень лично-

стной тревожности и потребность в безопасности. Данные личностные особенности указывают на сочетание замкнутости и агрессивности, а также неоднородные реакции, характерезующиеся вспышками гнева, ярости и уходом в себя. Повышение показателя 5 шкалы (фемининности-мас-кулинности) в контрольной и экспериментальной группах говорит о частичной (от 60 до 75 - t баллов), 78%, либо полной (выше 75 - t баллов) трансформации полоролевого поведения, что составляет по 22% испытуемых в каждой из групп.

Психологический портрет личностных особенностей при нарушениях общения получен в ходе наблюдения за испытуемыми, опроса испытуемых девочек-подростков.

Как правило, конкретно-действенное мышление всегда превалирует над образным [3]. Склонные к интеллектуальной переработке информации и резонерству по не значительным поводам [3]. В мировоззрении имеют место противоречивое сочетание гиперсоциальных установок наряду с антисоциальными поступками. Умозаключения иррациональны при внешней рациональности мышления.

В характеристиках данной личности следует выделить интеллектуальную переработку информации, стремление к доминированию и власти. Всегда стараются выглядеть честными, педантичными и ответственными, дисциплинированными и пунктуальными, но это выглядит как борьба внутри себя.

Они ригидные, конфликтные, дерзкие, ревнивые, дотошные, скупые, лживые, экономные, упря-

мые, брезгливые, завистливые, мстительные, недостаточно адаптированы в социуме. Любят порядок и дисциплину, проявляют настойчивость даже перед лицом непреодолимых препятствий. Наблюдаемая выраженная диспропорция со способностью чувствовать, ощущать, интуитивно понимать, слушать, мечтать, фантазировать, получать удовольствие от произведений искусства [1].

Ощущая свое превосходство над другими, зачастую обвиняют или оскорбляют, доставляя другим состояние психического дискомфорта. Ищут недостатки в людях, не обращая внимания на их достоинства, с презрением относятся к окружающим. В реакции конфликта могут уходить в себя или давать вспышку гнева и ярости.

Аддиктивное поведение проявляется в курении табака, чрезмерном употреблении алкоголя, с целью снятия психологического дискомфорта, личностной тревожности. На данном этапе психосексуального развития отмечается лишь бытовое пьянство, они с легкостью могут долго, как не курить, так и не пить [2].

Реакция эмансипации нередко проявляется весьма своеобразно. Подростки с нарушениями общения с одной стороны находятся в зависимости от родителей, они их почитают, с другой стороны, они остаются во власти деструктивной культуры, которая диктует им свою нравственность. В силу своей ригидности они надолго остаются привязанными к своим родителям даже на расстоянии [1].

Реакция группирования проявляется в нахождении сверстников близких с собой личностных

Рис. 2.

Таблица1

Признаки ПСР Г руппы Правильное осознание половой принадлежности Формирование стереотипа полоролевого поведения

Частичная трансформация Полная трансформация

экспериментальная группа 100% 78 22%

контрольная группа 100% 78 22%

качеств, стараются занять лидирующую позицию в группе. Поскольку в данных группах присутствуют личности с лидерскими качествами, поэтому в них часто происходят конфликты. Наблюдается несколько презрительное и ироничное отношение к противоположному полу и отсутствие кокетливости.

Главным (стержневым) признаком деструктивного нарциссизма при данном типе является формируемая с начала подросткового возраста (пубертата) убежденность в своей особой значимости, в своих талантах, необычайно привлекательной внешности, без попыток найти подтверждение со стороны [2].

Таким образом, характерологические особенности личности определяются по смешанному шизоидно - эпилептоидному типу.

Результаты исследования испытуемых девочек - подростков по методике изучения сексуального профиля представлены в таблице на гистограмме (рис. 2).

Определяется повышенный уровень по шкале гиперсексуальность, равный 7,36 баллам экспериментальной и 6,9 баллов контрольной группах, характеризующийся высокой степенью сексуальной активности. Высокий показатель по шкале корысть в экспериментальной 6,98 баллов и 6,14 баллов в контрольной группе, что указывает на ориентацию к материальным благам при выборе сексуального партнера. Высокий пик по шкале ревность 6,56 баллов в экспериментальной группе и 5,4 баллов в контрольной группе интерпретирован как тенденция к построению отношений по типу «субъект-объект». Завышенный показатель по шкале экспрессивность равный 6,28 баллам в экспериментальной и 5,55 баллов в контрольной группах, указывает на свойственное испытуемым бурное проявление чувств, сексуального влечения и раскованность в сексуальных реакциях.

Низкие показатели выявлены по шкалам, как жертвенность 4,14 балла в экспериментальной

группе, нежность 4,1 балла контрольной группе и 3,3 балла в экспериментальной группе, любовь как высшая ценность 2,96 балла в экспериментальной группе и 4,55 балла в контрольной группе. В данных случаях девочки-подростки не склонны к альтруизму и к самоотдаче в отношениях, не испытывают любви, а сильные чувства проявляют в грубой форме. По шкале ответственность в экспериментальной 3,32 балла и контрольной 3,87 балла группах имеют довольно таки низкие показатели средних значений, что указывает на безответственность за сексуального партнера. Очень низкий уровень фемининности как в контрольной 3,44 балла группе также и в экспериментальной 2,28 балла указывает на преобладание маскулинности над феменинностью, и указывает на полную, либо частичную трансформацию полоролевого стереотипа.

Выявление особенностей осознания половой принадлежности, формирование полового самосознания и формирование стереотипа полоролевого поведения испытуемых девочек-подрост-ков экспериментальной и контрольной групп с помощью проективной методики «Рисунок человека» К. Маховер. Результаты исследования представлены в таблице 1.

На первом этапе было предложено нарисовать себя. Девочки-подростки обеих групп в 100% случаев нарисовали человека женского пола. Это говорит о благополучном прохождении I этапа формирования полового самосознания, осознание половой принадлежности и ее необратимости.

На следующем этапе тестирования было предложено нарисовать человека. В 22% случаев девочки-подростки нарисовали рисунок противоположного себе пола (мальчик футболист, юноша атлетического телосложения и т.п.), носящие характер гипермаскулинного типа, что указывает на полную трансформацию полоролевого стереотипа. Рисунки человека мужского пола, которые нами наблюдались в 78% случаев, свидетельствуют о частичной трансформа-

ции полоролевого стереотипа. Все это указывает на дисгармоничное психосексуальное развитие II этапа формирования стереотипа полоролевого поведения при смешанном нарушении общения.

В ходе корреляционного анализа выявлены корреляции при уровне достоверности 95% между двумя группами экспериментальной и контрольной как при исследовании с помощью опросника ММР1-566, так и при исследовании методики «Сексуальный профиль». В первой и второй группах эти связи имеют одинаковый характер, что свидетельствует об однородности выборки и одинаковой структуре личности испытуемых девочек-подростков.

Определяется наличие связей между показателями шкал в результате исследования с помощью опросника ММР1-566. Нами выявлена прямая зависимость по 4 шкале (психопатии) и 5 шкале (фемининности, маскулинности) (г=0,42), что указывает на повышение маскулинных черт при возбудимости, так же по 4 шкале (психопатии) и 6 шкале (паранойяльность) (г=0,68), что говорит о сопровождении паранойяльных тенденций возбудимостью. Наблюдается отрицательная взаимосвязь между 4 шкалой (психопатии) и 7 шкалой (психастении) (г=-0,56), где возбудимые черты подавляют влияние психастенических проявлений. Высокие показатели по шкалам 8 (шизофрении) и 4 (психопатии), положительно соотносятся между собой (г=0,58), где возбудимые черты сопровождаются холодностью в эмоциональных контактах, в совокупном влиянии данные личностные особенности усиливают экспансию. Такие показатели шкал, как 9 (гипомании) и 4 (психопатии), имеющие положительную взаимосвязь между (г=0,78), где гипертимные личностные особенности сопровождаются возбудимостью, в своей массе личностных характеристик выражают высокую работоспособность и активность, твердую личностную позицию и возбудимость. Имеется обратная зависимость (г=-0,82) между 6 шкалой (паранойяльности) и 7 шкалой (психастении), где такие личностные особенности, как убежденность в своей особой значимости, ревность, ригидность, снижают характеристики психастенического радикала, сохраняя при этом характерные особенности личностной тревожности при выявленном нами типе характера. Также имеется прямая взаимосвязь (г=0,61) таких шкал, как 6 (паранойяльности) и 8 (шизофрении), что указы-

вает на усиление ригидности, ревности, конфликтности, дотошности, властности, индивидуалис-тичности и других личностных особенностей. Выявлена прямая зависимость (г=0,73) между 6 шкалой (паранойяльности) и 9 (гипомании), что свидетельствует о ригидности, вязкости мышления, которые сочетаются с высокой активностью, работоспособностью, с тенденцией деструктивной конфликтности. Наблюдается обратная взаимосвязь (г=-0,77) между 7 шкалой (психастении) и 8 шкалой (шизофрении), это говорит о том, что выявленная нами личность экспансивного круга противоположна фактору психастении сенситивного типа, характеризуется хроническим чувством душевного дискомфорта, внутренней напряженностью, навязчивостями. Также обратная взаимосвязь (г=-0,64) наблюдается между показателями шкал 9 (гипомании) и 7 (психастении), где такие качества как гипертимность, активность, нивелируют психастеничность, в состоянии стресса тревожность приобретает характер ажитации порою даже по мелочам. Выявлена прямая взаимосвязь (г=0,47) между 8 шкалой (шизофрении) и 9 (гипомании), что говорит об активности, но не продуктивности мыслительных процессов и жизнедеятельности в целом (параноидные включения, деструктивный нарциссизм), а также шизоидной экспансии.

Также выявлено наличие взаимосвязей между показателями шкал в результате исследования с помощью методики «Сексуальный профиль». Показатели экспрессивности и корыстная ориентация в выборе сексуального партнера положительно коррелируют между собой (г=0,47), что говорит об обезличивании сексуальных связей при акценте на материальные блага, а также экспрессивность прямо взаимосвязана с избирательностью (г=0,56), что указывает на активный поиск выбора сексуального партнера без избера-тельности. Имеется прямая взаимосвязь между шкалами гиперсексуальность и экспрессивность (г=0,58), что свидетельствует о сильной выраженности сексуального влечения (либидо). Однако экспрессивность и щепетильность также имеют прямую взаимосвязь между собой (г=0,41), бурное проявление своих чувств, раскованность в реакциях сочетается с чрезмерным вниманием к обстановке, где происходит сексуальный контакт с обращением на брезгливость к неряшливости. Нежность и экспрессивность (г=-0,68) находятся в обратной зависимости, что свидетельствует об

отсутствии ласки, чуткости, внимания, при бурном выражении собственных чувств и раскованности в реакциях, в том числе и сексуальных. Смелость, решительность находятся в обратной зависимости с нежностью (г=-0,73), что не предполагает ласки и нежности в данной группе испытуемых девочек-подростков, а также смелость, решительность не сочетается и ведет к отказу от жертвенности (г=-0,62), ответственности (г=-0,62), любви как высшей ценности. Смелость в сексуальных контактах сопровождается ревностью (г=0,83), стремлением к разнообразию сексуальных контактов, их способов и форм (г=0,41). Мотив корыстного выбора сексуального партнера соотносится с высокой избирательностью в сексуальных контактах (г=0,72), щепетильностью и брезгливостью (г=0,47), с потребностью в разнообразии сексуальных контактов, их способов и форм (г=0,39). Корыстный мотив влечет за собой снижение личностной ответственности за последствия сексуальных отношений (г=-0,34). Избирательность сочетается с гиперсексуальностью (г=0,34), щепетильностью (г=0,35), ревностью (г=0,37), и обратно соотносится с нежностью (г=-0,44) и ответственностью (г=-0,46). В свою очередь, нежность прямо взаимосвязана с жертвенностью (г=0,83), ответственностью (г=0,88), отношением к любви как к высшей ценности (г=0,90) и обратно взаимосвязана с ревностью (г=-0,70), стремлением к разнообразию сексуальных контактов (г=-0,64). Жертвенность прямо взаимосвязана с ответственностью (г=0,85), отношением к любви как к высшей ценности (г=0,79) и обратно связана с ревностью (г=-0,64), и со стремлением к разнообразию (г=-0,66) сексуальных контактов их способов и форм. Ответственность прямо взаимосвязана со шкалой любовь как высшая ценность (г=0,84), и обратно взаимосвязана с ревностью (г=-0,69) и стремлением к разнообразию сексуальных контактов их способов и форм (г=-0,73). Любовь как высшая ценность не сочетается с ревностью (г=-0,65) и стремлением к разнообразию сексуальных контактов их способов и форм (г=-0,61). Ревность прямо взаимосвязана со стремлением к разнообразию сексуальных контактов их способов и форм (г=0,48).

Корреляционный анализ позволил определить дисгармоничность, как личностной структуры, так и особенностей психосексуального развития, существенно влияющих на характер социального и психосексуального общения.

Обсуждение

Наблюдается полная трансформация полоролевого стереотипа (22%) случаев и в (78%) случаев частичная. Что говорит об искажении формирования полоролевого стереотипа.

Высокая степень сексуальной активности, ха-рактерена для подросткового возраста при данных личностных особенностях, и сочетается с ревнивыми отношениями с партнером, что характеризует выявленные нами типологические особенности характера.

Умеренно низкие показатели по шкале жертвенность и низкие показатели по таким шкалам, как нежность, любовь как высшая ценность, ответственность, фемининность указывают на ослабленное формирование платонической стадии на фазе выработки установки.

Сильное сексуальное влечение, сопровождается недостаточной сексуальной удовлетворенностью.

В целом можно сказать об искажении нравственных ценностей в психосексуальном развитии отношения с опорой на материальные блага при выборе сексуального партнера, несформи-рованности нравственных чувств, ответственности в сексуальных взаимоотношениях.

Полученные в исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. При адекватном осознании половой идентичности формирование стереотипа полоролевого поведения происходит искаженно: частичной или полной трансформацией полоролевого стереотипа.

2. В половых отношениях указанные девочки-подростки характеризуются специфическими особенностями: высокой степенью сексуальной активности, ориентацией на материальные блага при выборе сексуального партнера, собственническими чувствами и построением отношений с партнером по типу «субъект-объект», решительностью в выборе сексуального партнера, внешней выразительностью эмоций.

3. Эгоистические установки в сексуальных отношениях сопровождаются выражением чувств в грубой форме, ориентацией на потребление, безответственностью и маскулинными чертами.

4. Высокая сексуальная активность девочек-подростков носит агрессивный характер в общении с противоположным полом, в ситуации конфликта проявляется уходом в себя или вспышкой

гнева и ярости порою даже по мелочам. Определяется тенденция строить отношения для реализации материальных целей и доминирования над партнером.

Библиографический список

1. Донской Д.А. Особенности психосексуального развития в пубертате при шизоидной и эпи-лептоидной акцентуациях характера // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - М., 2009. - №1. - С. 116-120.

2. Донской Д.А . Психологические особеннос-

ти психосексуального развития при шизоидно-эпилептоидном типе акцентуации характера в пубертате // Актуальные вопросы медицинской науки: Сборник научных работ Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 65-летию ЯГМА, 22 апреля 2009 г, Ярославль. -Изд. ООО «ЯрМедиаГрупп», 2009 - С. 246.

3. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. - СПб.: Речь, 2000. - 219 с.

4. Потемкина О. Ф. Психология сексуальности. - М.: ИП РАН, 2003. - С. 56-79.

УДК 159.93/94

Хабирова Елена Рафаиловна

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ОЦЕНКИ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Автор статьи ставит задачу рассмотреть различия в оценке проблемной ситуации в зависимости от ее принадлежности, то есть восприятия ситуации как «своей» или как «чужой». В результате исследования выявлена половая и возрастная динамика в оценке проблемных ситуаций.

Ключевые слова: оценка ситуации, студенческий возраст, проблемная ситуации.

Одна из актуальных задач современной психологии - изучение поведения личности в условиях быстро меняющегося мира и возрастания стрессовой нагрузки на отдельную личность. Современная отечественная психология решает эту задачу в связи с субъектным подходом, в котором акцентируется активное начало личности. Это позволяет исследовать роль самой личности не только в выборе стратегий поведения в различных ситуациях, но и в восприятии и оценке самих ситуаций.

Работы в этом направлении в отечественной науке активно ведутся (А.Ф. Коган, Е.Ю. Коржова, С.Д. Максименко и др.), но «ситуационный подход реализуется весьма субъективно, в зависимости от интересов и теоретической ориентации исследователей» [1] и достаточно полной общей теории психологической ситуации пока нет.

На наш взгляд, в восприятии и оценке ситуации всегда существует как минимум два компонента: личность и ситуация. Наличие этих компонентов исследователи обозначают по-разному.

Первый класс исследователей четко разграничивает эти два компонента. Выделяют объективные и субъективные ситуации (объектные, субъектные) [1; 8]. Л. Николов употребляет понятия ситуации и среды [6].

Второй класс исследователей отдает первенство субъективному компоненту, иногда, на наш взгляд, чрезвычайно масштабно. «Ситуация - это особенности восприятия и переживания человеком социальных и физических параметров окружающей среды» [5]. У Томас и Ф. Занецкий [7] говорят о том, что ситуация - это набор ценностей и установок, с которыми индивид или группа имеют дело в процессе активности.

Еще одна точка зрения, заключается в том, что границы между средой, как источником ситуаций, и субъектом подвижны. Зависят они от разных субъективных факторов и подобная граница может изменяться в зависимости от ситуаций: «Кризисы сопровождаются изменениями личного пространства (в которое включаются новые элементы взамен старых) и его границ» [2].

На наш взгляд, необходимо четкое разграничение терминов: «ситуация чужая» как некий набор элементов окружающей действительности, который сам по себе не детерминирует активность индивида, он лишь несет потенциально возможность такой детерминации; и «ситуация своя» - восприятие и оценка данной ситуации, (интерпретация, субъективная составляющая и т.д.) Следовательно, ситуация приобретает психологическое содержание в результате того, как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.