УДК 159.93/94
Донской Дмитрий Алексеевич
Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер
ПСИХОСЕКСУАЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОБЩЕНИЯ
Данная статья представляет клинико-психологический и акмеологический анализ психосексуального развития в старшем подростковом возрасте для дальнейшего выбора психокоррекционных мероприятий. Ключевые слова: половое поведение, психосексуальное развитие, старший подростковый возраст.
Введение
В современной ситуации в связи с либерализацией полового просвещения и сексуального воспитания в сознании подростков размываются представления о нормах и паттернах полового поведения. Экономические условия приводят к сокращению учебных предметов (литературы, этики и психологии в семейной жизни) в школьной программе, связанных с формированием нормативных психосексуальных моделей. Отсутствие в общественном сознании этих моделей приводит к дефициту осознанного принятия в дальнейшем супружеских ролей, что является одним из факторов определяющих неблагополучие демографической ситуации в стране.
В работах современных научных исследованиях ГС. Васильченко, А.М. Свядоща, С.С. Либиха, Л.Н. Собчик, И.С. Кона подчеркивается, что этап интеграции таких стадий психосексуального развития как платоническая, эротическая происходит в подростковый период. Однако детального и глубокого изучения психосексуального развития в имеющихся источниках представлено недостаточно.
В процессе индивидуального развития человека можно условно отметить следующие возрастные периоды или этапы становления и динамики сексуальности:
1. Парапубертатный период (1-7 лет), в течение которого формируется половое самосознание (I этап психосексуального развития).
2. Препубертатный период (7-13 лет) характеризуется выбором и формированием стереотипа полоролевого поведения (II этап психосексуального развития).
3. Пубертатный период (12-18 лет) - самый бурный в сексуальном развитии организма, во время которого происходят половое созревание и формирование платонического, эротического
и начальной фазы сексуального либидо (первые 2 стадии III этапа психосексуального развития).
4. Переходный период становления сексуальности (16-26 лет) характеризуется началом половой жизни, мастурбационной практикой, сочетанием сексуальных эксцессов с периодами абстиненции (последняя стадия III этапа психосексуального развития с завершением формирования сексуального либидо).
Целью настоящего исследования являлось изучение проблемы дисгармоничного психосексуального развития, сопровождаемого нарушениями общения в старшем подростковом возрасте.
Материал и методы исследования: теоретический анализ, биографический метод, беседа, наблюдение, праксиметрический метод (медицинские карты), опросный метод, формирующий эксперимент, методы статистической обработки данных.
В качестве конкретных психодиагностических процедур применялись:
1. Для изучения эмоционально-волевой сферы на предмет наличия личностных особенностей присущих данным видам нарушения общения, а также маскулинности-фемининности применялся Миннесотский многоаспектный личностный (ММР!-566 компьютерный вариант) опросник предложенный С. Хатуем и Дж. Маккинли (1943), адаптированный «Иматон» (2003).
2. Методика «Сексуальный профиль» использовалась для диагностики сексуальной культуры, выявления особенностей в психосексуальном развитии, диагностики фемининности [4].
3. Проективная методика «Рисунок человека» К. Маховер использовалась для оценки особенностей психосексуального развития (осознания половой принадлежности, формирование полового самосознания и формирование стереотипа полоролевого поведения.
Рис. 1.
Данные, полученные в ходе эмпирического исследования, были обработаны путем качественного и количественного анализа с помощью вычисления ^критерия Стъюдента и линейного коэффициента корреляции Пирсона.
Исследование проводилось на базе кабинета семейного врачебно-психологического консультирования Воронежского областного клинического психоневрологического диспансера (ВОКПНД), Воронежского экономико-правового института (ВЭПИ), Бутурлиновского медицинского училища в течение 2005-2009 гг. Исследование проведено анонимно в соответствии с действующим приказом Министерства здравоохранения СССР от 10 мая 1988 г. N 370.
В эмпирическом исследовании приняли участие 2 группы испытуемых девочек-подростков (50 человек экспериментальная и 50 контрольная) в общем количестве 100 человек, в возрасте 1618 лет.
Значительную часть обращений пациентов в кабинет семейного врачебно-психологического консультирования составляют пациенты с замкнутостью и агрессивностью, или их совокупным сочетанием (смешанный вариант). Среди основных жалоб при обращении в областной кабинет сексологии преобладают трудности в создании отношений с противоположным полом, тревожность и сниженное настроение, сопровождающееся дисгармоничным психосексуальным развитием. Критериями отбора служили:
- отсутствие психопатологических расстройств в стадии обострения и/или декомпенсации;
- женский пол в возрасте от 16 до 18 лет;
- отсутствие девиантного сексуального поведения;
- согласие на участие в эмпирическом исследовании;
- способность пациента выполнить задания в соответствии с инструкцией;
- пациенты со смешанным типом нарушения общения (замкнутость и агрессивность).
Результаты исследования
Для выявления типов нарушения общения девочек-подростков, имеющих дисгармонии психосексуального развития использовался (ММРЬ 566) «ИМАТОН» (компьютерный вариант). Распределение полученных в ходе исследования типов личностных особенностей в старшем подростковом возрасте обеих групп представлено на гистограмме (рис. 1.).
В обеих группах испытуемых статистически значимых отличий выявлено не было (р>±0,05 по всем шкалам), что указывает на однородность выборки.
В ходе исследования нами были выявлены особенности личности по смешанному шизоидно - эпилептоидному типу, на что указывает повышение по 8 (шизофрении), 6 (паранойяльнос-ти), 4 (психопатии), 9 (гипомании) шкалам, выше нормативного показателя равного 70 - t баллам. Высокий уровень в крайней нормативной зоне 70,86 - t баллов в экспериментальной и 70,75 - t баллов в контрольной группах по 7 шкале психастении, что указывает на высокий уровень лично-
стной тревожности и потребность в безопасности. Данные личностные особенности указывают на сочетание замкнутости и агрессивности, а также неоднородные реакции, характерезующиеся вспышками гнева, ярости и уходом в себя. Повышение показателя 5 шкалы (фемининности-мас-кулинности) в контрольной и экспериментальной группах говорит о частичной (от 60 до 75 - t баллов), 78%, либо полной (выше 75 - t баллов) трансформации полоролевого поведения, что составляет по 22% испытуемых в каждой из групп.
Психологический портрет личностных особенностей при нарушениях общения получен в ходе наблюдения за испытуемыми, опроса испытуемых девочек-подростков.
Как правило, конкретно-действенное мышление всегда превалирует над образным [3]. Склонные к интеллектуальной переработке информации и резонерству по не значительным поводам [3]. В мировоззрении имеют место противоречивое сочетание гиперсоциальных установок наряду с антисоциальными поступками. Умозаключения иррациональны при внешней рациональности мышления.
В характеристиках данной личности следует выделить интеллектуальную переработку информации, стремление к доминированию и власти. Всегда стараются выглядеть честными, педантичными и ответственными, дисциплинированными и пунктуальными, но это выглядит как борьба внутри себя.
Они ригидные, конфликтные, дерзкие, ревнивые, дотошные, скупые, лживые, экономные, упря-
мые, брезгливые, завистливые, мстительные, недостаточно адаптированы в социуме. Любят порядок и дисциплину, проявляют настойчивость даже перед лицом непреодолимых препятствий. Наблюдаемая выраженная диспропорция со способностью чувствовать, ощущать, интуитивно понимать, слушать, мечтать, фантазировать, получать удовольствие от произведений искусства [1].
Ощущая свое превосходство над другими, зачастую обвиняют или оскорбляют, доставляя другим состояние психического дискомфорта. Ищут недостатки в людях, не обращая внимания на их достоинства, с презрением относятся к окружающим. В реакции конфликта могут уходить в себя или давать вспышку гнева и ярости.
Аддиктивное поведение проявляется в курении табака, чрезмерном употреблении алкоголя, с целью снятия психологического дискомфорта, личностной тревожности. На данном этапе психосексуального развития отмечается лишь бытовое пьянство, они с легкостью могут долго, как не курить, так и не пить [2].
Реакция эмансипации нередко проявляется весьма своеобразно. Подростки с нарушениями общения с одной стороны находятся в зависимости от родителей, они их почитают, с другой стороны, они остаются во власти деструктивной культуры, которая диктует им свою нравственность. В силу своей ригидности они надолго остаются привязанными к своим родителям даже на расстоянии [1].
Реакция группирования проявляется в нахождении сверстников близких с собой личностных
Рис. 2.
Таблица1
Признаки ПСР Г руппы Правильное осознание половой принадлежности Формирование стереотипа полоролевого поведения
Частичная трансформация Полная трансформация
экспериментальная группа 100% 78 22%
контрольная группа 100% 78 22%
качеств, стараются занять лидирующую позицию в группе. Поскольку в данных группах присутствуют личности с лидерскими качествами, поэтому в них часто происходят конфликты. Наблюдается несколько презрительное и ироничное отношение к противоположному полу и отсутствие кокетливости.
Главным (стержневым) признаком деструктивного нарциссизма при данном типе является формируемая с начала подросткового возраста (пубертата) убежденность в своей особой значимости, в своих талантах, необычайно привлекательной внешности, без попыток найти подтверждение со стороны [2].
Таким образом, характерологические особенности личности определяются по смешанному шизоидно - эпилептоидному типу.
Результаты исследования испытуемых девочек - подростков по методике изучения сексуального профиля представлены в таблице на гистограмме (рис. 2).
Определяется повышенный уровень по шкале гиперсексуальность, равный 7,36 баллам экспериментальной и 6,9 баллов контрольной группах, характеризующийся высокой степенью сексуальной активности. Высокий показатель по шкале корысть в экспериментальной 6,98 баллов и 6,14 баллов в контрольной группе, что указывает на ориентацию к материальным благам при выборе сексуального партнера. Высокий пик по шкале ревность 6,56 баллов в экспериментальной группе и 5,4 баллов в контрольной группе интерпретирован как тенденция к построению отношений по типу «субъект-объект». Завышенный показатель по шкале экспрессивность равный 6,28 баллам в экспериментальной и 5,55 баллов в контрольной группах, указывает на свойственное испытуемым бурное проявление чувств, сексуального влечения и раскованность в сексуальных реакциях.
Низкие показатели выявлены по шкалам, как жертвенность 4,14 балла в экспериментальной
группе, нежность 4,1 балла контрольной группе и 3,3 балла в экспериментальной группе, любовь как высшая ценность 2,96 балла в экспериментальной группе и 4,55 балла в контрольной группе. В данных случаях девочки-подростки не склонны к альтруизму и к самоотдаче в отношениях, не испытывают любви, а сильные чувства проявляют в грубой форме. По шкале ответственность в экспериментальной 3,32 балла и контрольной 3,87 балла группах имеют довольно таки низкие показатели средних значений, что указывает на безответственность за сексуального партнера. Очень низкий уровень фемининности как в контрольной 3,44 балла группе также и в экспериментальной 2,28 балла указывает на преобладание маскулинности над феменинностью, и указывает на полную, либо частичную трансформацию полоролевого стереотипа.
Выявление особенностей осознания половой принадлежности, формирование полового самосознания и формирование стереотипа полоролевого поведения испытуемых девочек-подрост-ков экспериментальной и контрольной групп с помощью проективной методики «Рисунок человека» К. Маховер. Результаты исследования представлены в таблице 1.
На первом этапе было предложено нарисовать себя. Девочки-подростки обеих групп в 100% случаев нарисовали человека женского пола. Это говорит о благополучном прохождении I этапа формирования полового самосознания, осознание половой принадлежности и ее необратимости.
На следующем этапе тестирования было предложено нарисовать человека. В 22% случаев девочки-подростки нарисовали рисунок противоположного себе пола (мальчик футболист, юноша атлетического телосложения и т.п.), носящие характер гипермаскулинного типа, что указывает на полную трансформацию полоролевого стереотипа. Рисунки человека мужского пола, которые нами наблюдались в 78% случаев, свидетельствуют о частичной трансформа-
ции полоролевого стереотипа. Все это указывает на дисгармоничное психосексуальное развитие II этапа формирования стереотипа полоролевого поведения при смешанном нарушении общения.
В ходе корреляционного анализа выявлены корреляции при уровне достоверности 95% между двумя группами экспериментальной и контрольной как при исследовании с помощью опросника ММР1-566, так и при исследовании методики «Сексуальный профиль». В первой и второй группах эти связи имеют одинаковый характер, что свидетельствует об однородности выборки и одинаковой структуре личности испытуемых девочек-подростков.
Определяется наличие связей между показателями шкал в результате исследования с помощью опросника ММР1-566. Нами выявлена прямая зависимость по 4 шкале (психопатии) и 5 шкале (фемининности, маскулинности) (г=0,42), что указывает на повышение маскулинных черт при возбудимости, так же по 4 шкале (психопатии) и 6 шкале (паранойяльность) (г=0,68), что говорит о сопровождении паранойяльных тенденций возбудимостью. Наблюдается отрицательная взаимосвязь между 4 шкалой (психопатии) и 7 шкалой (психастении) (г=-0,56), где возбудимые черты подавляют влияние психастенических проявлений. Высокие показатели по шкалам 8 (шизофрении) и 4 (психопатии), положительно соотносятся между собой (г=0,58), где возбудимые черты сопровождаются холодностью в эмоциональных контактах, в совокупном влиянии данные личностные особенности усиливают экспансию. Такие показатели шкал, как 9 (гипомании) и 4 (психопатии), имеющие положительную взаимосвязь между (г=0,78), где гипертимные личностные особенности сопровождаются возбудимостью, в своей массе личностных характеристик выражают высокую работоспособность и активность, твердую личностную позицию и возбудимость. Имеется обратная зависимость (г=-0,82) между 6 шкалой (паранойяльности) и 7 шкалой (психастении), где такие личностные особенности, как убежденность в своей особой значимости, ревность, ригидность, снижают характеристики психастенического радикала, сохраняя при этом характерные особенности личностной тревожности при выявленном нами типе характера. Также имеется прямая взаимосвязь (г=0,61) таких шкал, как 6 (паранойяльности) и 8 (шизофрении), что указы-
вает на усиление ригидности, ревности, конфликтности, дотошности, властности, индивидуалис-тичности и других личностных особенностей. Выявлена прямая зависимость (г=0,73) между 6 шкалой (паранойяльности) и 9 (гипомании), что свидетельствует о ригидности, вязкости мышления, которые сочетаются с высокой активностью, работоспособностью, с тенденцией деструктивной конфликтности. Наблюдается обратная взаимосвязь (г=-0,77) между 7 шкалой (психастении) и 8 шкалой (шизофрении), это говорит о том, что выявленная нами личность экспансивного круга противоположна фактору психастении сенситивного типа, характеризуется хроническим чувством душевного дискомфорта, внутренней напряженностью, навязчивостями. Также обратная взаимосвязь (г=-0,64) наблюдается между показателями шкал 9 (гипомании) и 7 (психастении), где такие качества как гипертимность, активность, нивелируют психастеничность, в состоянии стресса тревожность приобретает характер ажитации порою даже по мелочам. Выявлена прямая взаимосвязь (г=0,47) между 8 шкалой (шизофрении) и 9 (гипомании), что говорит об активности, но не продуктивности мыслительных процессов и жизнедеятельности в целом (параноидные включения, деструктивный нарциссизм), а также шизоидной экспансии.
Также выявлено наличие взаимосвязей между показателями шкал в результате исследования с помощью методики «Сексуальный профиль». Показатели экспрессивности и корыстная ориентация в выборе сексуального партнера положительно коррелируют между собой (г=0,47), что говорит об обезличивании сексуальных связей при акценте на материальные блага, а также экспрессивность прямо взаимосвязана с избирательностью (г=0,56), что указывает на активный поиск выбора сексуального партнера без избера-тельности. Имеется прямая взаимосвязь между шкалами гиперсексуальность и экспрессивность (г=0,58), что свидетельствует о сильной выраженности сексуального влечения (либидо). Однако экспрессивность и щепетильность также имеют прямую взаимосвязь между собой (г=0,41), бурное проявление своих чувств, раскованность в реакциях сочетается с чрезмерным вниманием к обстановке, где происходит сексуальный контакт с обращением на брезгливость к неряшливости. Нежность и экспрессивность (г=-0,68) находятся в обратной зависимости, что свидетельствует об
отсутствии ласки, чуткости, внимания, при бурном выражении собственных чувств и раскованности в реакциях, в том числе и сексуальных. Смелость, решительность находятся в обратной зависимости с нежностью (г=-0,73), что не предполагает ласки и нежности в данной группе испытуемых девочек-подростков, а также смелость, решительность не сочетается и ведет к отказу от жертвенности (г=-0,62), ответственности (г=-0,62), любви как высшей ценности. Смелость в сексуальных контактах сопровождается ревностью (г=0,83), стремлением к разнообразию сексуальных контактов, их способов и форм (г=0,41). Мотив корыстного выбора сексуального партнера соотносится с высокой избирательностью в сексуальных контактах (г=0,72), щепетильностью и брезгливостью (г=0,47), с потребностью в разнообразии сексуальных контактов, их способов и форм (г=0,39). Корыстный мотив влечет за собой снижение личностной ответственности за последствия сексуальных отношений (г=-0,34). Избирательность сочетается с гиперсексуальностью (г=0,34), щепетильностью (г=0,35), ревностью (г=0,37), и обратно соотносится с нежностью (г=-0,44) и ответственностью (г=-0,46). В свою очередь, нежность прямо взаимосвязана с жертвенностью (г=0,83), ответственностью (г=0,88), отношением к любви как к высшей ценности (г=0,90) и обратно взаимосвязана с ревностью (г=-0,70), стремлением к разнообразию сексуальных контактов (г=-0,64). Жертвенность прямо взаимосвязана с ответственностью (г=0,85), отношением к любви как к высшей ценности (г=0,79) и обратно связана с ревностью (г=-0,64), и со стремлением к разнообразию (г=-0,66) сексуальных контактов их способов и форм. Ответственность прямо взаимосвязана со шкалой любовь как высшая ценность (г=0,84), и обратно взаимосвязана с ревностью (г=-0,69) и стремлением к разнообразию сексуальных контактов их способов и форм (г=-0,73). Любовь как высшая ценность не сочетается с ревностью (г=-0,65) и стремлением к разнообразию сексуальных контактов их способов и форм (г=-0,61). Ревность прямо взаимосвязана со стремлением к разнообразию сексуальных контактов их способов и форм (г=0,48).
Корреляционный анализ позволил определить дисгармоничность, как личностной структуры, так и особенностей психосексуального развития, существенно влияющих на характер социального и психосексуального общения.
Обсуждение
Наблюдается полная трансформация полоролевого стереотипа (22%) случаев и в (78%) случаев частичная. Что говорит об искажении формирования полоролевого стереотипа.
Высокая степень сексуальной активности, ха-рактерена для подросткового возраста при данных личностных особенностях, и сочетается с ревнивыми отношениями с партнером, что характеризует выявленные нами типологические особенности характера.
Умеренно низкие показатели по шкале жертвенность и низкие показатели по таким шкалам, как нежность, любовь как высшая ценность, ответственность, фемининность указывают на ослабленное формирование платонической стадии на фазе выработки установки.
Сильное сексуальное влечение, сопровождается недостаточной сексуальной удовлетворенностью.
В целом можно сказать об искажении нравственных ценностей в психосексуальном развитии отношения с опорой на материальные блага при выборе сексуального партнера, несформи-рованности нравственных чувств, ответственности в сексуальных взаимоотношениях.
Полученные в исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. При адекватном осознании половой идентичности формирование стереотипа полоролевого поведения происходит искаженно: частичной или полной трансформацией полоролевого стереотипа.
2. В половых отношениях указанные девочки-подростки характеризуются специфическими особенностями: высокой степенью сексуальной активности, ориентацией на материальные блага при выборе сексуального партнера, собственническими чувствами и построением отношений с партнером по типу «субъект-объект», решительностью в выборе сексуального партнера, внешней выразительностью эмоций.
3. Эгоистические установки в сексуальных отношениях сопровождаются выражением чувств в грубой форме, ориентацией на потребление, безответственностью и маскулинными чертами.
4. Высокая сексуальная активность девочек-подростков носит агрессивный характер в общении с противоположным полом, в ситуации конфликта проявляется уходом в себя или вспышкой
гнева и ярости порою даже по мелочам. Определяется тенденция строить отношения для реализации материальных целей и доминирования над партнером.
Библиографический список
1. Донской Д.А. Особенности психосексуального развития в пубертате при шизоидной и эпи-лептоидной акцентуациях характера // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - М., 2009. - №1. - С. 116-120.
2. Донской Д.А . Психологические особеннос-
ти психосексуального развития при шизоидно-эпилептоидном типе акцентуации характера в пубертате // Актуальные вопросы медицинской науки: Сборник научных работ Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 65-летию ЯГМА, 22 апреля 2009 г, Ярославль. -Изд. ООО «ЯрМедиаГрупп», 2009 - С. 246.
3. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. - СПб.: Речь, 2000. - 219 с.
4. Потемкина О. Ф. Психология сексуальности. - М.: ИП РАН, 2003. - С. 56-79.
УДК 159.93/94
Хабирова Елена Рафаиловна
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ОЦЕНКИ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Автор статьи ставит задачу рассмотреть различия в оценке проблемной ситуации в зависимости от ее принадлежности, то есть восприятия ситуации как «своей» или как «чужой». В результате исследования выявлена половая и возрастная динамика в оценке проблемных ситуаций.
Ключевые слова: оценка ситуации, студенческий возраст, проблемная ситуации.
Одна из актуальных задач современной психологии - изучение поведения личности в условиях быстро меняющегося мира и возрастания стрессовой нагрузки на отдельную личность. Современная отечественная психология решает эту задачу в связи с субъектным подходом, в котором акцентируется активное начало личности. Это позволяет исследовать роль самой личности не только в выборе стратегий поведения в различных ситуациях, но и в восприятии и оценке самих ситуаций.
Работы в этом направлении в отечественной науке активно ведутся (А.Ф. Коган, Е.Ю. Коржова, С.Д. Максименко и др.), но «ситуационный подход реализуется весьма субъективно, в зависимости от интересов и теоретической ориентации исследователей» [1] и достаточно полной общей теории психологической ситуации пока нет.
На наш взгляд, в восприятии и оценке ситуации всегда существует как минимум два компонента: личность и ситуация. Наличие этих компонентов исследователи обозначают по-разному.
Первый класс исследователей четко разграничивает эти два компонента. Выделяют объективные и субъективные ситуации (объектные, субъектные) [1; 8]. Л. Николов употребляет понятия ситуации и среды [6].
Второй класс исследователей отдает первенство субъективному компоненту, иногда, на наш взгляд, чрезвычайно масштабно. «Ситуация - это особенности восприятия и переживания человеком социальных и физических параметров окружающей среды» [5]. У Томас и Ф. Занецкий [7] говорят о том, что ситуация - это набор ценностей и установок, с которыми индивид или группа имеют дело в процессе активности.
Еще одна точка зрения, заключается в том, что границы между средой, как источником ситуаций, и субъектом подвижны. Зависят они от разных субъективных факторов и подобная граница может изменяться в зависимости от ситуаций: «Кризисы сопровождаются изменениями личного пространства (в которое включаются новые элементы взамен старых) и его границ» [2].
На наш взгляд, необходимо четкое разграничение терминов: «ситуация чужая» как некий набор элементов окружающей действительности, который сам по себе не детерминирует активность индивида, он лишь несет потенциально возможность такой детерминации; и «ситуация своя» - восприятие и оценка данной ситуации, (интерпретация, субъективная составляющая и т.д.) Следовательно, ситуация приобретает психологическое содержание в результате того, как