Научная статья на тему 'ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
155
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ / ПОСТСОВРЕМЕННОСТЬ / ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ДЕТСТВО / СТИЛЬ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Давыдова Галина Ивановна, Малучиев Гаджи Сафижуллаевич, Самыгин Сергей Иванович

Современная концепция социологии и психологии молодежи акцентирует погружение подрастающего поколения в гибридную офлайн-онлайн реальность, выступающую в качестве новых социокультурных условий формирования психики растущего человека, новых форм коммуникаций, в новом пространстве жизни. Статья посвящена важной социально-педагогической проблеме психосексуального воспитания подростков, связанной с выработкой системы нравственно-коммуникативных качеств и навыков межличностного и социально-практического отношений с людьми, задачей стабилизации сексуальных ориентаций, а также принятия подростками своей чувственности и своего «телесного Я». Авторами поднимается проблема необходимости доверительных отношений в семье подростка, не ограничивающихся жесткими вербальными запретами, и, напротив, важности диалогического общения, в котором формируется рефлексивное самоотношение подростков, «взвешенность» оценок, действенное самоорганизующее отношение к себе и осмысленно-познавательное отношение к окружающему миру.Авторы привели результаты пилотажного эксперимента, целью которого было зафиксировать связь между мотивацией, характером направленности личности подростков 14-15 лет, стилем отношений родителей к ребенку в семье и отношением подростков к сексуальным связям. В итоге, они выделили две группы подростков, имеющих опыт сексуальных отношений: тех подростков, кто легко вступает в сексуальные отношения («прагматики») и тех, кто экспериментирует в «поиске смысла» («экспериментаторы»). В завершение исследования авторы пришли к следующим выводам. Ранее начало половой жизни сопрягается у подростков с психологическими особенностями: в одном случае, это подростки, действующие ситуативно, по настроению, не вдаваясь в оценку ситуации и не беря на себя ответственность. В другом случае, это подростки со сложным и противоречивым внутренним миром, с ощущением одиночества и экзистенциального поиска близости. В ходе психолого-педагогического сопровождения становления личности, актуально переосмысление механизмов её социализации в контексте современных тенденций развития современного детства ориентированных на существующие социокультурные стандарты, содействие выработке самостоятельного мышления личности, при котором поведение оценивается и регулируется самим человеком на основе собственной рефлексивной системы ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOSEXUAL UPBRINGING OF ADOLESCENTS AS A SOCIO - PEDAGOGICAL PROBLEM

The modern concept of sociology and psychology of youth emphasizes the immersion of the younger generation in a hybrid offline-online reality, acting as new socio-cultural conditions for the formation of the psyche of a growing person, new forms of communication, in a new space of life. The article is devoted to an important pedagogical problem of psychosexual upbringing of adolescents related to the development of a system of moral and communicative qualities and skills of interpersonal and socio-practical relations with people, the task of stabilizing sexual orientations, as well as the acceptance of adolescents of their sensuality and their «bodily self». The authors raise the problem of the need for trusting relationships in a teenager's family, which are not limited to strict verbal prohibitions, and, on the contrary, the importance of dialogical communication, in which a reflexive self-attitude of adolescents is formed, «balanced» assessments, an effective self-organizing attitude to oneself and a meaningful cognitive attitude to the surrounding world. We conducted a pilot experiment, the purpose of which was to fix the relationship between motivation, the nature of the orientation of the personality of adolescents aged 14-15 years, the style of parents' relationship to the child in the family and the attitude of adolescents to sexual relations. As a result, we identified two groups of teenagers who have experience of sexual relations: those teenagers who easily enter into sexual relations («pragmatists») and those who experiment in the «search for meaning» («experimenters»). Earlier, the beginning of sexual life is associated with psychological characteristics in adolescents: in one case, these are teenagers acting situationally, according to their mood, without going into the assessment of the situation and without taking responsibility. In another case, these are teenagers with a complex and contradictory inner world, with a feeling of loneliness and an existential search for intimacy. In the course of psychological and pedagogical support of a person becoming, it is important to rethink the mechanisms of socialization in the context of modern trends in the development of modern childhood oriented to existing socio-cultural standards, promoting the development of independent thinking of the individual, in which behavior is evaluated and regulated by the person himself on the basis of his own reflexive system of values.

Текст научной работы на тему «ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 316

DOI 10.23672/SAE.2023.28.56.010

Давыдова Галина Ивановна

доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, г. Ялта galynadavydova@yandex.ru

Малучиев Гаджи Сафижуллаевич

кандидат педагогических наук, доцент,

Республиканская специальная библиотека для слепых; Дагестанский

государственный университет 1@yandex.ru

Galina I. Davydova

Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor,

Professor of the Department of Psychology, Humanitarian and pedagogical academy (branch) Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Yalta galynadavydova@yandex.ru

Gadzhi S. Maluchiev

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Republican Special Library for the Blind; Dagestan State University mgs11@yandex.ru

Sergey I. Samygin

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Rostov State University of Economics samygin78_@yandex.ru

Psychosexual upbringing

of adolescents as a socio -pedagogical problem

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор,

Ростовский государственный экономический университет samygin78_@yandex.ru

Психосексуальное

воспитание подростков

как социально-педагогическая

проблема

Аннотация. Современная концепция социологии и психологии молодежи акцентирует погружение подрастающего поколения в гибридную офлайн-он-лайн реальность, выступающую в качестве новых социокультурных условий формирования психики растущего человека, новых форм коммуникаций, в новом пространстве жизни. Статья посвящена важной социально-педагогической проблеме психосексуального воспитания подростков, связанной с выработкой системы нравственно-коммуникативных качеств и навыков межличностного и социально-практического отношений с людьми, задачей стабилизации сексуальных ориентаций, а также принятия подростками своей чувственности и своего «телесного Я». Авторами поднимается проблема необходимости доверительных отношений в семье подростка, не ограничивающихся жесткими вербальными запретами, и, напротив, важности диалогического общения, в котором формируется рефлексивное самоотношение подростков, «взвешенность» оценок, действенное самоорганизующее отношение к себе и осмысленно-познавательное отношение к окружающему миру.Авторы привели результаты пилотажного эксперимента, целью которого было зафиксировать связь между мотивацией, характером направленности личности подростков 14-15 лет,

Annotation. The modern concept of sociology and psychology of youth emphasizes the immersion of the younger generation in a hybrid offline-online reality, acting as new socio-cultural conditions for the formation of the psyche of a growing person, new forms of communication, in a new space of life. The article is devoted to an important pedagogical problem of psycho-sexual upbringing of adolescents related to the development of a system of moral and communicative qualities and skills of interpersonal and socio-practical relations with people, the task of stabilizing sexual orientations, as well as the acceptance of adolescents of their sensuality and their «bodily self». The authors raise the problem of the need for trusting relationships in a teenager's family, which are not limited to strict verbal prohibitions, and, on the contrary, the importance of dia-logical communication, in which a reflexive self-attitude of adolescents is formed, «balanced» assessments, an effective self-organizing attitude to oneself and a meaningful cognitive attitude to the surrounding world. We conducted a pilot experiment, the purpose of which was to fix the relationship between motivation, the nature of the orientation of the personality of adolescents aged 14-15 years, the style of parents' relationship to the child in the family and the attitude of adolescents to sexual relations. As a result, we identified two groups of

стилем отношений родителей к ребенку в семье и отношением подростков к сексуальным связям. В итоге, они выделили две группы подростков, имеющих опыт сексуальных отношений: тех подростков, кто легко вступает в сексуальные отношения («прагматики») и тех, кто экспериментирует в «поиске смысла» («экспериментаторы»). В завершение исследования авторы пришли к следующим выводам. Ранее начало половой жизни сопрягается у подростков с психологическими особенностями: в одном случае, это подростки, действующие ситуативно, по настроению, не вдаваясь в оценку ситуации и не беря на себя ответственность. В другом случае, это подростки со сложным и противоречивым внутренним миром, с ощущением одиночества и экзистенциального поиска близости. В ходе психолого-педагогического сопровождения становления личности, актуально переосмысление механизмов её социализации в контексте современных тенденций развития современного детства ориентированных на существующие социокультурные стандарты, содействие выработке самостоятельного мышления личности, при котором поведение оценивается и регулируется самим человеком на основе собственной рефлексивной системы ценностей.

Ключевые слова: социология и психология молодежи, постсовременность, психосексуальное воспитание, девиантное детство, стиль семейных отношений, психологические характеристики подростков.

teenagers who have experience of sexual relations: those teenagers who easily enter into sexual relations («pragmatists») and those who experiment in the «search for meaning» («experimenters»). Earlier, the beginning of sexual life is associated with psychological characteristics in adolescents: in one case, these are teenagers acting situationally, according to their mood, without going into the assessment of the situation and without taking responsibility. In another case, these are teenagers with a complex and contradictory inner world, with a feeling of loneliness and an existential search for intimacy. In the course of psychological and pedagogical support of a person becoming, it is important to rethink the mechanisms of socialization in the context of modern trends in the development of modern childhood oriented to existing socio-cultural standards, promoting the development of independent thinking of the individual, in which behavior is evaluated and regulated by the person himself on the basis of his own reflexive system of values.

Keywords: sociology and psychology of youth, post-modernity, psychosexual upbringing, deviant childhood, style of family relations, psychological characteristics of adolescents.

О

сновное изложение материала статьи.

Специфика постсовременности затронула «профиль» общества; ушли в прошлое прежние критерии, моральные оценки. Отсутствие личных абсолютов позволяет обнаружить обратную сторону экзистенциальной свободы, выступающей зыбкостью и неопределенностью основ жизни и воспитания человека. Мы говорим о существования «девиантного детства», связанного с потерей инварианта как «объективного» ценностного основания во внешнем, а значит и во внутреннем бытии подрастающего поколения, проявляющееся как усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации [1; 2; 3; 4 ].

Гибридная офлайн-онлайновая реальность стала для подрастающего поколения единственной реальностью; психика растущего человека формируется в новых условиях, новых коммуникациях, в новом пространстве жизни. Это то, что необходимо профессионально осознавать, не обязательно критиковать, но исследовать.

Психосексуальное развитие выступает одним из важных аспектов семейного воспитания, выработкой целой системы нравственно-коммуникативных качеств и навыков в процессе межличностных и социально-практических отношений с людьми [5; 6].

Задачей психосексуального воспитания в переходном возрасте является не только стабилизация сексуальной ориентации, но также принятие

подростком свой чувственности и своего «телесного Я». И здесь в числе существенных факторов формирования здорового отношения к сексуальности выступают доверительность отношений с родителями, отсутствие жестких вербальных запретов, готовность обсуждать волнующие подростка проблемы [7].

Вместе с тем, характерная черта современного постиндустриального общества проявляется во взаимоотчуждении детей и родителей в семье с синдромом семейной дезадаптации: низкой школьной успеваемости, проблемами в отношениях со сверстниками и взрослыми, вседозволенностью, гиперопекой, дистанцированиемродите-лей от школы. Эмоциональная атмосфера семьи, как показывают наши исследования, зачастую далека от того, как это представляется взрослыми и свидетельствует об отсутствии взаимопонимания между детьми и родителями [8; 9].

Так, в контингенте одаренных подростков были выделены типы семейных взаимоотношений, выступающих в качестве механизма психогенной школьной дезадаптации [8; 9].

В одном случае, занимая строго контролирующую позицию по отношению к подростку, родители, тем самым, защищаются от осознания необходимости разрешения давно тянувшихся разладов в личных отношениях.

В другом случае, назревший семейный конфликт купируется в отношениях за счет гиперзаботы о ребенке, в свою очередь, «подсевшем» на рачительность родителей и не желающем считаться

ни с чем, кроме заботы о себе и собственных удовольствиях.

Еще один тип семейной дезадаптации, связанный с приобретением подростком невротической защиты «ухода в болезнь»; угроза его здоровью выступает для семьи «условно полезной функцией», смещающей акценты с семейных противоречий. Очевидно, что семья как сложный социокультурный и психолого-педагогический феномен выступает «составным субъектом» развития личностной направленности подростка, в том числе психосексуальных особенностей развития.

В разных современных исследованиях демонстрируется снижение возраста сексуального дебюта подростков, вместе с тем недостаточно исследований на предмет психолого-педагогического мониторинга подростков, вступающих в ранние сексуальные отношения. Еще в начале нового века ученые заговорили о раннем начале половой жизни подростков, «пододвинувшем» классические нормы возрастной психологии и педагогики [10; 11; 12]. В том числе, были апробированы такие методические материалы, как опросник «Установки к сексу», опросник «Шкала любви и симпатий», анкета «Секс в вашей жизни», которые частично использовались в нашем исследовании.

Мы провели пилотажный эксперимент, целью которого было зафиксировать связь между мотивацией, характером направленности личности подростков 14-15 лет, стилем отношений родителей к ребенку в семье и отношением подростков к сексуальным связям.

На первом этапе исследования применялась методика «Установка к сексу» Г.Ю. Айзенка (за основу бралась шкала «Сексуальная удовлетворенность»). Родителям подростков предлагался опросник ОРО (опросник родительского отношения) Варги-Столина.

С помощью методики Венгера «Мотивационная готовность» были получены две основные тенденции в направленности личности подростков (ответивших положительно на опросник «Установка к сексу» - 19 чел.): познавательная и социальная. В итоге, мы выделили две группы подростков, имеющих опыт сексуальных отношений: тех подростков, кто легко вступает в сексуальные отношения («прагматики») и тех, кто экспериментирует в «поиске смысла» («экспериментаторы»). Для анализа личностных характеристик подростков применялся вариант методики Дж. Келли «Метод личностных конструктов».

По методике ОРО были получены достаточно низкие баллы по шкале «принятие - отвержение» - от 8 до 14. Сами родители аргументировали это тем, что по разным причинам (загруженность на работе, недостаток общего досуга) подростки предоставлены сами себе и «частенько разочаровывают» родителей. Средние баллы по шкале «кооперация» (3-5) свидетельствуют о желании «по мере возможности» родителей быть ближе, неравнодушном отношении к подростку, его интересам, потребностям. Вместе с тем, довольно низкие баллы по шкале «симбиоз» (3-4) являются

признаком наличия психологической дистанции в детско-взрослых отношениях, что может объясняться закрытостью родителей на личных проблемах отношений в семье. По шкале «контроль» показан наибольший разброс (от 2 до 7 баллов), что с одной стороны свидетельствует о, так называемых, индифферентных отношениях, с другой, чрезмерно авторитарных, контролирующих. Сами родители этот факт объясняют в одном случае как «предоставление самостоятельности», в другом - как необходимость контроля «в этом возрасте». В то же время, довольно высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» (5-7 баллов) являются признаком озабоченности родителей по поводу интересов, увлечений и поступков подростка, сомнений в способности его «брать ответственность за себя».

Определяющей категорией в теории Келли является личностная система конструктов. Конструкты подростками выбирались самостоятельно, вариант репертуарной решетки представлял собой набор элементов, среди которых были -Моя семья, Друг, Сын/дочь, мама, Человек который нравится, Отличник в учебе, Главный член семьи, Я-мир, Я-другой, Я-как объект. Группу «прагматиков», показавших «удовлетворенность сексуальными отношениями» (таких подростков оказалось большинство - 73 %) характеризует система конструктов «жесткого типа» (тесные связи между конструктами), что характеризует сверхупрощенность представлений, конкретность мышления, реактивность в оценках ситуаций. Поведение «прагматиков» определяется преимущественно целью получения удовольствия, факт осознания потребности приобретает самостоятельную цель, предмет (объект) легко взаимозаменяем (табл. 1).

В группе «экспериментаторов» (27 %), показавших низкий «уровень сексуальной удовлетворенности», поиск осуществляется в атмосфере страха нарушения табу. В каких-то случаях это связано с выбором в пользу легко доступной цели, и наоборот, выбор определяется труднодостижимым мотивом. В системе конструктов выявляются слабые связи, при этом тесные («жесткие») связи характерны для «родительского» фактора, что характеризует отсутствие свободы в принятии самостоятельных решений, с одной стороны, с другой, избегание ошибочных ожиданий за счет дестабилизации окружающего мира, который становится в определенной мере бессмысленным.

Уход в сексуальные фантазии выступает, своего рода, психологической защитой в условиях неудовлетворяющей реальности. Ценностно-смысловая структура личности «экспериментаторов» характеризуется широким спектром качеств, отражающих эмоциональные состояния, жесткие оценки себя и других, «проблемный» родительский фактор, сниженный уровень самовосприятия (самопринятия) и высокий (завышенный) уровень рациональной самооценки.

Вместе с тем, выделяются варианты психологических диспозицийотношений подростков с разным типом направленности личности (табл. 2).

Формально-содержательная структура личности подростков

Таблица 1

Тип отношений Характеристики структуры личности Прагматики Экспериментаторы

Степень когнитивной сложности Низкая Средняя/высокая

Тип отношений между конструктами Жесткий Слабый

Характеристика мышления Слишком тесные связи между подсистемами конструктами: сверхупрощенность оценок, отсутствие общих представлений, трудность адаптации к изменяющимся условиям, конкретность мышления Слабые связи между конструктами и одновременно большое их количество: отсутствие способности принимать самостоятельные решения, избегание ошибочных ожиданий за счет дестабилизации окружающего мира, который становится в известной мере бессмысленным

Содержание «Идеального Я» Свобода и новизна ощущений Уход в фантазии как психологическая защита от неудовлетворяющей реальности

Ценностно-смысловая структура Смещение ценностей в сторону удовлетворения ситуативных потребностей Широкий спектр качеств отражающих эмоциональные состояния, жесткие оценки себя и других, проблемный родительский фактор

Мотивация Факт получения удовольствия приобретает самостоятельную, основную цель, предмет принципиального значения не имеет Поведение осуществляется в атмосфере страха нарушения табу, в одном случае - ради легко доступной цели, в другом - выбор труднодостижимого мотива

Степень целостности структуры личности Низкая Низкая

Уровень самопринятия Низкий Низкий

Таблица 2

Диспозиции психосексуальных отношений подростков с разным типом направленности

Тип отношений Варианты диспозиции Прагматики Экспериментаторы

Отсутствие меры Неизменность, регидность Неустойчивость, поиск смыслов Я

Утрата вектора развития Слияние, замена Чрезмерно высокая планка, ощущение тупика

Когнитивная дисфункция Предельная простота Избыточная сложность, дезинтегриро-ванность

Направленность Я-мир Я-Другой

Как видим, для «прагматиков» характерно отсутствие меры, некритичное отношение к предмету/объекту потребности (он может быть любым), предельная простота (поверхностность) смыслов.

Другое отношение характерно для психосексуальных отношений «экспериментаторов», которым свойственна сложность внутреннего мира, высокий напряженный уровень притязаний, дез-интегрированность и противоречивость смыслов.

Ценностно-смысловая структура личности подростков обеих групп отражает проблемный «родительский» фактор, «жесткие» связи, отражающие эмоциональные состояния, сниженный уровень эмоционального самовосприятия, завышенный уровень рациональной самооценки, что характеризует акцентуированный характер направленности личности подростков, связанный либо с попустительским (индифферентным) отношением родителей («прагматики»), либо с авторитарным («экспериментаторы».)

Выводы. Происходящая трансформация психосексуального развития подрастающего поколения выражается в психологическом дрейфе к восприятию социальных выборов сделанных под влиянием обезличенного сегодня понятия «половая идентичность», экранно-ущербного лексикона, фетишизации телесности, когда она становится яркой этикеткой, инструментом статусной конкуренции. Культ тела притупляет необходимость построения индивидуальной аутентичности, потребительский социум приветствует ограничение личностной рефлексии подростка готовым набором квазиценностей.

С другой стороны, социальный выбор подростка вытекает из русла семейного воспитания. Сексуальное развитие ребенка определяется самыми разными детскими переживаниями, прежде всего, эмоционально-чувственными отношениями с матерью, определяющими формирование позитивного Образа Я как «ядерного» (М.И. Лисина) личностного образования. Исследование показало, что отношение к сексу сопрягается у подростков с определенными социально-психологическими

особенностями. В одном случае, это подростки, которые ведут себя ситуативно, часто под влиянием групповых примеров, не вдаваясь в оценку ситуации. В другом случае, это подростки со сложным и противоречивым внутренним миром, с ощущением одиночества и экзистенциального поиска близости. И в том, и другом случаях, в структуре внутреннего пространства личности подростков выявилось специфическое проблемное родительское влияние, транспарентность фактора семейных отношений.

Воздействие на подрастающую личность требует определенных решений в нескольких направлениях. Одно из них - стратегическое, связанное со структурно-содержательной перестройкой моти-вационной сферы личности, другое - конкретное, связанное с задачей психолого-педагогического

Литература:

1. Аномальное сексуальное поведение / Авт.- сост. А.А. Ткаченко; Под общ. ред. Г.Е. Введенского. СПб. : Юридический центр Пресс, 2003. 655 с.

2. Дерягин Г.Б. Криминальная сексология: курс лекций. М. : Щит-М, 2008. 552 с.

3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). 2-е изд. М. : «Академия», 2004. 288 с.

4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения : учеб. пособие для вузов. М. : ТЦ Сфера, 2001. 160 с.

5. Основы психологии молодежи / С.И. Самыгин, Л .Д. Столяренко [и др.]. М. : КноРус, 2023. 524 с.

6. Самыгин С.И. Психологические и социокультурные аспекты любви : монография. М. : Ру-сайнс, 2022. 284 с

7. Давыдова Г.И. Формирование личности в теории и практике рефлексивно-диалогического подхода : монография / Г.И. Давыдова, С.И. Самыгин. М. : РУСАЙНС, 2020. 220 с.

8. Давыдова Г.И. Событийный принцип развития творческой направленности одаренных подростков в инклюзивном образовательном пространстве: рефлексивно-диалогический подход Психология одаренности и творчества / Г.И. Давыдова, Э.В. Кошель // Сборник научных трудов IV Международной научно-практической онлайн-конфе-ренции. Под научной редакцией А.И. Савенкова, П.В. Смирновой. М. : Известия института педагогики и психологии образования, 2022. С. 170-176.

9. Давыдова Г.И. Психогенная школьная дезадаптация как симптом семейной патологической социализации // Г.И. Давыдова; Под научной ред.

B.В. Коврова // Социально-психологические проблемы просоциального поведения современного поколения детей и молодёжи:сборник материалов научно-практической конференции, 14-15 октября 2022 года. Севастополь : ИК «ИПТС», 2022.

C. 527.

мониторинга социальных и межличностных отношений личности подростка в характерной для него социально-культурной ситуации. Все это возможно в тесном взаимодействии с семьей, там, где хорошо выражен контекст значимости «заботы о себе» (М. Фуко).

И еще одно направление, имеющее макросоци-альный характер. Необходима забота государства об источниках социального воздействия на подрастающее поколение, где ведущая роль в социальном воспитании должна принадлежать государству, которое осуществляет его через институты образования и семьи. Необходима педагоги-зация среды, идеологизация институтов образования и семьи.

Literature:

1. Anomalous sexual behavior / Author-compiler A.A. Tkachenko; Under the general editorship of G.E. Vvedensky. SPb. : Legal Center Press, 2003. 655 p.

2. Deryagin G.B. Criminal sexology: a course of lectures. M. : Shchit-M, 2008. 552 p.

3. Zmanovskaya E.V. Deviantology: (Psychology of deviant behavior). 2nd ed. M. : «Academy», 2004. 288 p.

4. Kleiberg Y.A. Psychology of deviant behavior : textbook for universities. M. : TC Sphere, 2001. 160 p.

5. Fundamentals of youth psychology / S.I. Sa-mygin, , L.D. Stolyarenko [et al.]. M. : KnoRus, 2023. 524 p.

6. Samygin S.I. Psychological and sociocultural aspects of love : monograph. M. : Rusains, 2022. 284 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Davydova G.I. Formation of personality in the theory and practice of the reflexive-dialogical approach : monograph / G.I. Davydova, S.I. Samygin. M. : RU-SAINS, 2020. 220 p.

8. Davydova G.I. Event-based principle of the development of creative orientation of gifted adolescents in an inclusive educational space: reflexive-dialogic approach Psychology of giftedness and creativity / G.I. Davydova, E.V. Koshel; Under the scientific editorship of A.I. Savenkov, P.V. Smirnova // Collection of scientific papers of the IV International Scientific and Practical Online Conference. M. : Proceedings of the Institute of Pedagogy and Psychology of Education, 2022. P. 170-176.

9. Davydova G.I. Psychogenic school maladaptation as a symptom of family pathological socialization / G.I. Davydova; Under the scientific editorship of V.V. Kovrov // Socio-psychological problems of prosocial behavior of the modern generation of children and youth:collection of materials of the scientific and practical conference, October 14-15, 2022. Sevastopol : IC «IPTS», 2022. - P. 527.

10. Денисенко М.Б. Сексуальное поведение российской молодежи / М.Б. Денисенко, Ж.П. Далла Зуания // Социалогические исследования. 2001. № 2. С. 83-87.

11. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. М., 2002. 208 с.

12. Подростковые комплексы. Причина ранних сексуальных потребностей. ЫЯЬ : http://strana-sovetov.com/kids/14/730-teenage-facilities.html (дата обращения 10.07.2023).

10. Denisenko M.B. Sexual behavior of Russian youth / M.B. Denisenko, J.P. Dalla Zuania // Sociological research. 2001. № 2. P. 83-87.

11. Kon I.S. Adolescent sexuality on the threshold of the XXI century. M., 2002. 208 p.

12. Teenage complexes. The reason for early sexual needs. URL : http://strana-sovetov.com/kids/14/730-teenage-facilities.html (date of the application 10.07.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.