В.И. Фролова
Кафедра психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии ФПК МР Медицинского факультета РУДН, Москва, Россия
ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕРМАТОЛОГИИ (ДЕРМАТОЗОЙНЫЙ БРЕД И ОГРАНИЧЕННАЯ ИПОХОНДРИЯ)
V.I. Frolova
Department of Psychiatry, Psychotherapy and Psychosomatic patology Medical Institute of «Peoples Friendship University of Russian», Moscow, Russia
PSYCHOPHATOLOGICAL MECHANISM
OF AUTOAGRESSIVE BEHAVIOUR IN DERMATOLOGY
(DELUSIONAL PARASITOSIS AND CIRCUMSCRIPTA HYPOCHONDRIA)
Высокая распространенность, а также негативное влияние психических расстройств на качество жизни пациентов и течение дерматологического заболевания определяют актуальность изучения психопатологических симптомокомплексов у пациентов дерматологов.
Одними из наиболее сложных в диагностическом аспекте остаются психические расстройства, сопровождающиеся самоповреждающим поведением. Полиморфизм клинических проявлений самодеструктивных дерматозов, маскирование ими психической патологии приводит к значительному числу ошибок в их диагностике, значимой социальной дезадаптации, ухудшению качества жизни.
Тяжёлым проявлением телесно ориентированного аутоагрессивного поведения является ограниченная (circumscripta) ипохондрия — локальные интенсивные боли, проецирующиеся на ограниченное пространство кожного покрова и сопровождающиеся самодеструктивным поведением, направленным на удаление источника боли. Клиническую картину ограниченной ипохондрии на начальном этапе определяют идиопатические алгии — интенсивные, стойкие, локальные боли. Длительность приступов болей варьирует от нескольких часов до нескольких дней. Постепенно идиопатические алгии приобретают свойства овладевающих ощущений. Овладевающие ощущения характеризуются аффективной заряженностью, превалируют в сознании пациента, определяя содержание его мыслей и поведение. На последнем этапе формируется синдром одержимости болями — участок тела или орган, выступающий «источником» болей, определяется как чужеродное организму образование, основной задачей пациентов является элиминация беспокоящего участка — появляется стремление к повторным оперативным вмешательствам. Для доказательства необходимости
операции пациенты приносят на прием в специальных емкостях самостоятельно извлеченные из раны «патологически измененные ткани». После проведенной операции они самостоятельно и преждевременно снимают швы, извлекают «незамеченные» хирургами «частицы». Не удовлетворяясь результатами медицинских процедур, пациенты продолжают расковыривать кожу ногтями, а также при помощи специальных инструментов — иголок, ножниц, пинцетов, ножей, прижигают её концентрированными растворами дезинфицирующих средств.
Другим тяжелым психопатологическим расстройством, протекающим с аутодеструктивным поведением, является дерматозойный/зоопатический бред — убежденность в наличии паразитарной инвазии при отсутствии каких-либо объективных признаков заражения. Манифестация зоопатического бреда происходит аутохтонно или в связи с психогенной провокацией. Для случаев аутохтонной манифестации ДБ характерна быстрая (в течение нескольких месяцев) систематизация бреда, хроническое течение при отсутствии тенденции к обратному развитию. Бредовая система характеризуется разработанностью, высоким уровнем систематизации, обнаруживает тенденцию к расширению, генерализации за счет присоединения убежденности в распространении паразитов на внутренние органы, влиянии на функции организма. Описательные характеристики патологических телесных сенсаций характеризуются образностью, яркостью. Усложнение психопатологических проявлений происходит и за счет присоединения бредовых идей иного содержания, чаще всего представленных сенситивными идеями отношения. Патологическое поведение, завершающее формирование бредовой системы, отличается вычурностью. Собственные способы «вытравливания» паразитов из организма носят черты аутоагрессии, что приводит к нарушению целостно-
сти кожных покровов. Характерны явления транзи-тивизма.
Терапия артифициальных дерматозов представляет собой сложную задачу. Оказание помощи этой кате-
гории пациентов может проводиться дерматологом при регулярной консультативной помощи психиатра, однако в случаях тяжелых форм самодеструкции показана терапия в условиях психиатрического стационара.
Е.Е. Жильцова, Н.П. Ермошина
ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России, Рязань, Россия
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У БОЛЬНЫХ АКНЕ
Е.Е. Zhiltsova, N.P. Еrmoshina
Ryazan state Medical University, Ryazan, Russia
PSYCHOSOMATIC ASPECTS QUALITY LIFE IN PATIENTS WITH ACNE
Актуальность. Акне — хроническое заболевание, наиболее широко распространенное в возрастной группе от 14 до 20 лет, когда в значительной степени изменяется психоэмоциональная сфера подростка, его самооценка, само восприятие в коллективе. В связи с этим большая часть пациентов предъявляет жалобы не только на косметические дефекты кожи, но и на психоэмоциональные переживания, которые выражаются в неуверенности в себе, чувстве собственной неполноценности, раздражительности, замкнутости, и нередко приводят к депрессивному состоянию. Также в последние годы появились работы, доказывающие роль в патогенезе акне нейропеп-тидов, в частности субстанции Р, которая влияет на деление и дифференцировку себоцитов и приводит к развитию фолликулярного гиперкератоза. Все вышеперечисленное позволило отнести акне к психоэмоциональным дерматозам, снижающим качество жизни больных.
Цель исследования — оценка психолого-характерологического состояния больных акне.
Материалы и методы. Под нашим наблюдением находилось 60 больных акне (36 женщин и 24 мужчин) с различной степенью тяжести заболевания. Все пациенты предъявляли жалобы не только на косметические дефекты кожи, но и на психоэмоциональные переживания.
Исследование проводилось с использованием специального опросника Acne-specific Quality of Life Questionnaire (Acne-QoL) предназначенного для изучения показателей качества жизни у пациентов с акне с локализацией высыпаний на коже лица.
Результаты. Установлено выраженное нарушение качества жизни (КЖ) у 54 (90%) пациентов. Из них у 49 (90,7%) диагностирована средняя и тяжелая степени тяжести акне, у оставшихся 5 (9,3%) человек легкая (ко-медональная) распространенная форма заболевания.
Нами выявлены наиболее часто встречающиеся изменения психической сферы, приводящие к нарушению КЖ.
У больных преобладало (85,2%) чувство беспокойства (тревожности), несколько реже встречалась (77,8%) — неуверенность в себе, повышенная раздражительность и замкнутость встречались в 33,3% и 42,6% случаев соответственно, у единичных пациентов (5,6%) отмечались признаки состояния депрессии и нарушения сна.
Заключение. Акне вызывают тяжелые эмоциональные расстройства, значительно снижают активность пациентов в общественной жизни, могут приводить к психологическим изменения личности в виде снижения самооценки, социальной замкнутости, стеснительности и депрессии, социальной дезадаптации.
Данные личностные нарушения требуют ведения таких больных с обязательным консультированием психотерапевта. Существующие современные средства лечения акне позволяют устранить не только косметические дефекты, но и психопатологические расстройства, которые ими обусловлены.
Важным является выработка приверженности к назначению высокоэффективных средств у врачей и приверженности использования этих препаратов у пациентов с целью снижения вероятности развития психопатологических процессов.