УДК 629.1
Колиснык Юлия Сергеевна, преподаватель кафедры специальных дисциплин Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России (ВФ ДВЮИ МВД России)
ПСИХОМОТОРИКА КАК ОСНОВА НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ
Аннотация: В настоящее время управление транспортным средством является определенным действием, в соответствии с которым процесс совершенствования водителя имеет весьма автоматизированные, сознательно либо полусознательно контролируемые компоненты деятельности, которые могут трактоваться как знания, умения и навыки. Психомоторика, в свою очередь, играет немаловажную роль при управлении транспортным средством. В данной статье рассмотрены особенности психомоторики как основы навыков и умений при управлении транспортным средством.
Ключевые слова: управление транспортным средством, водитель, психомоторика, навыки, умения, познавательные процессы.
Annotation: Currently, driving a vehicle is a certain action, according to which the driver's improvement process has highly automated, consciously or semi-consciously controlled components of activity, which can be interpreted as knowledge, skills and abilities. Psychomotor skills, in turn, play an important role when driving a vehicle. This article discusses the features of psychomotor skills as the basis of skills and abilities when driving a vehicle.
Keywords: vehicle management, driver, psychomotor skills, skills, cognitive processes.
В настоящее время, транспортное средство стало не только средством
передвижения, но и новым показателем самостоятельности, свободы и достижения цели, престижности. Однако, обгон или преимущество проезда изучается многими как основной критерий безопасности, определенно, отталкиваясь на несколько шагов назад [1, с. 75].
Современное развитие автотранспортной психологии выражается в тесном взаимодействии между научными исследованиями и прикладной психологией. Специалист по автотранспортной психологии в основном делает акцент к различным научно-исследовательским работам и, как правило, к общему в системе введение основных результатов в системе деятельности.
Немаловажное значение в данном вопросе занимает психологическая теория. Как правило, психологическая теория предопределена как обобщенная категория в системе научного познания, касаемо психики для описания, некоторых прояснений, относительно наивысшей системы поведения и чувств. При этом, важно предположить именно то, что, в первую очередь здесь полностью отсутствует теория поведения, ввиду предусмотренного массового дорожного движения [3, с. 12].
Анализируя особенности транспортной психологии можно увидеть некоторые нюансы за которыми стоит немецкий психолог Г. Мюнстерберг. Он в 1910 году опубликовал мнение о профессиональной оценке происходящих действий водителей в системе городского транспорта и их водительского соответствия реальным требованиям в отношении безопасности движения.
Изучение общего влияния индивидуальных качеств на конкретного человека при образовании различных несчастных случаев, также активно изучал немецкий психолог К. Марбе. По его трактовке, было определено: существует склонность к совершению ошибок у наибольшего числа людей -это, как правило, определенное следствие неспособности достаточно быстро переключать свои реальные установки и изменять свое поведение в соответствии с изменившейся ситуацией [4, с. 55].
В исследовании данной темы, взаимодействие звеньев, касательно
дорожного движения (рис. 1) имеет свои аспекты, при том, что существующая извне, комплексная система предопределяет несколько систем.
Рис. 1. Схема взаимодействия в системе «водитель - автомобиль - дорога - среда»
Согласно рис. 1 можно отметить, что водитель находится в центре событий. При этом, водитель взаимодействует с несколькими категориями, такими, как:
- автомобиль;
- дорога;
- среда.
В свою очередь, при организационном балансе звеньев системы предусмотренная вероятность дорожно-транспортного происшествия весьма незначительна. Происходящий дисбаланс единого звена зачастую приводит к дисбалансу всей выделенной системы и процессуальному росту вероятности, относительно дорожно- транспортного происшествия [6, с. 100].
В свою очередь, централизованное рассмотрение возникающих на практике, психомоторных функций дорожного поведения достаточно долгий промежуток времени располагалось во время реакции водителя.
Характеризуя вопрос, связанный с психомоторикой, можно обозначить то, что за короткий временной период интерес ослабел по причине того, что
указанная категория в полной мере утратила дифференциально-психологическое значение при оценке водительских способностей. Однако для анализа дорожного поведения время реакции сохраняет свое первостепенное значение [2, с. 103].
Любые реакции водителей характеризуются правильностью, точностью, скоростью, вариативностью. Не менее важное свойство водителя - это умение переключаться с одной реакции на другую, при необходимости затормозить начавшуюся реакцию и перейти к новой.
Тем не менее, установка по времени реакции имеет временной интервал, так называемый опыт, в том числе, отталкиваясь от стажа водителя, поскольку у опытных водителей довольно - таки меньшее время реакции, нежели чем у новичков. Однако, реакция у одного человека может быть последовательно изменена в установленных пределах от состояния здоровья и самочувствия.
Не менее существенным условием в области получения достаточно достоверных результатов при проведении измерения времени реакции принято выделять изоляцию самого испытуемого от различных посторонних раздражителей. При этом, важно также понимать то, чтобы он располагался в конкретной звуконепроницаемой камере, куда могут быть лишь сигнальные раздражители [3, с. 13].
Тем не менее, психомоторика несет в себе некоторые навыки:
- сенсорные (характеризует такие навыки, как восприятие, где итоговую роль играют органы чувств);
- мыслительные (включают в себя общую оценку дорожной обстановки, возникающей при вождении ТС) и осуществлении водителем конкретного действия;
- двигательные (прежде всего, они управляют действием водителей за рулем).
Таким образом, время реакции водителя - это определенное проявление достаточно сложного психического процесса. При этом, в общем промежутке, оно признается как общее понимание, прогнозирование и управление данной
реакцией, осуществляемое при непосредственном выявлении различного рода психофизиологических механизмов всего процесса восприятия.
Следовательно, психомоторика в первую очередь признается, как определенная система, включающая в себя навыки и умения при управлении транспортным средством. При всем том, существенной основой в области управления транспортным средством играют многочисленные системы, например:
- основная группа, как правило, включающая достижение конкретных целей для наиболее благоприятных условий;
- поправочная группа, включающая отклонения различных условий от весьма положительных;
- дополнительная группа, включающая побочное проявление внешних факторов.
В методическом отношении характерное изучение времени реакции водителя включает в себя ряд трудностей:
- конкретизация основного момента начала отсчета времени, в частности, начиная с момента образования сигнала,
- оценку степени неожиданности сигнала для непосредственного водителя.
При проведении анализа изучения основной реакции водителя в реальных дорожных условиях значимой особенностью выделяют записи психофизиологических показателей, которые прежде всего, конкретизируют их подвижность при осуществлении движения.
Таким образом психомоторика, как общая система имеет в своем арсенале навыки и умения водителей, в частности: деятельность водителя сопряжена со знаниями, умениями и навыками.
Библиографический список:
1. Азбука психологии водителя [Текст]: учеб. пособие. - М.: Автошкола, 2015. - 32 с. - (Автошкола МААШ).
2. Аутогенная тренировка [Электронный ресурс] // Медицина от А до Я : медицинский портал. - 2014 - 2016. - Режим доступа: http://medic.social/akusherstvo-ginekologiya/autogennaya-trenirovka.html. (Дата обращения: 23.10.2021).
3. Богданов, М.В. Развитие профессионально-важных качеств водителей автотранспорта средствами и методами подготовки спортсменов-автогонщиков [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Михаил Валентинович Богданов. - СПб., 2010. - 26 с.
4. Идеомоторная тренировка (регуляция психических состояний) [Электронный ресурс] // Выбор: мед. центр. - М.: МИЦ Выбор, 2003-2015. -Режим доступа: http: //www. myvibor.ru/psychology/method/ideomotornaya-trenirovka.php. (Дата обращения: 23.10.2021).
5. Линдеман Ханнес. Аутогенная тренировка [Электронный ресурс] / Линдеман Ханнес. - М.: Попурри, 2000. - 192 с.