Научная статья на тему 'Психометрические шкалы как средство оптимизации антидепрессивной терапии больных сахарным диабетом типа 2'

Психометрические шкалы как средство оптимизации антидепрессивной терапии больных сахарным диабетом типа 2 Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
86
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психометрические шкалы как средство оптимизации антидепрессивной терапии больных сахарным диабетом типа 2»

признаков как инсомния, военное чувство вины выжившего, которое усиливается после каждых гневных «вспышек», специфические нарушения памяти и т.п.

Неотъемлемой частью структуры ПТСР помимо патологического гнева являлось агрессивное поведение (АП) комбатантов и агрессивные дест-руктивно-дефицитарные части Эго комбатантов (АП г=0,408, деструктивная агрессивность г=0,451, дефицитарная агрессивность г=0,400). Чем больше были дефекты личностного развития в форме блокирования и извращения нормальных форм проявления конструктивной агрессии, тем больше была вероятность развития признаков ПТСР. Возникающие психопатологические симптомы усиливали личностный дефект. АП являлось одним из главных факторов психо-социальной адаптации, действие его на усиление признаков ПТСР могло быть прямым, например, за счет оживления в памяти эпизодов военной агрессии, часто до flashbacks и т.п., и опосредованным, связанным со снижением социальной поддержки. образом, ПТСР в отдаленном периоде БС является производным от многих факторов: личностных, социальных, поведенческих.

Заключение.

Таким образом, ПТСР у комбатантов весьма существенно отличается от общепринятых классификационных критериев: малой зависимостью от БС, выраженной аффективно-стрессовой дисрегу-ляцией с интенсивным патологическим гневом, а также клинически значимыми проявлениями агрессивного поведения. Полученные данные определяют необходимость существенного дополнения или коррекции критериев диагностики военного ПТСР или рассмотрения боевых ПТСР в качестве особого клинического варианта.

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ШКАЛЫ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ АНТИДЕПРЕССИВНОЙ ТЕРАПИИ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ ТИПА 2

А.Г. Крупкин

Московский ГМСУ Е-mail автора: [email protected]

В связи с большой частотой депрессивных расстройств разного уровня у больных сахарным диабетом типа 2 (СД2), особую важность приобретает проблема ранней диагностики депрессии и своевременного назначения адекватной антиде-

прессивной терапии. Врачи общего профиля не всегда распознают так называемую «скрытую» депрессию с преобладающими соматовегетативы-ми расстройствами, ипохондрией, нарушениями сна, относя эти симптомы к проявлениям основного заболевания. Считается, что незамеченными у больных СД2 проходят 3 из 4 случаев депрессии, что ведет к ухудшению течения СД2, к нарушениям диеты, режима приема препаратов и, в конечном итоге, к неблагоприятному прогнозу.

Цель исследования: обосновать эффективность применения психометрических шкал для оценки психического состояния больных сахарным диабетом типа 2 для последующего подбора эффективной антидепрессивной терапии.

Материал и методы.

Исследование проведено в 2010-11 годах на базе Психиатрической больницы №15. Всего обследовано 20 больных с диагнозами рекуррентное депрессивное расстройство (F33), органическое астеническое расстройство в связи с сосудистым заболеванием головного мозга (F06.3), депрессивный эпизод, впервые выявленный (F32). 10 больных составляли группу с сопутствующим сахарным диабетом типа 2 (1 группа), другие 10 пациентов (без СД2) составляли контрольную группу (2 группа). Оценка состояния больных проводилась с использованием психометрического метода — шкал HDRS-21 (Шкала Гамильтона для оценки депрессии, Hamilton M., 1967) и CGI-S (Шкала общего клинического впечатления, тяжесть заболевания, Guy W., 1976).

Результаты исследования: выявлено, что шкала HDRS является простым и надежным методом оценки аффективного статуса больных с ко-морбидным СД2. Распространенность этой шкалы в клинической практике, наличие общедоступных руководств по ее использованию обуславливает возможность ее применения клиницистами, не имеющими психиатрического образования. Средний балл (24) по шкале HDRS в первой группе больных оказался выше, чем во второй группе (19), что может указывать на относительно тяжелое течение депрессивных расстройств у больных СД2. В первой группе у всех больных отмечалось преобладание нескольких пунктов шкалы над прочими - бессонница, соматическая тревога, общие соматические симптомы и снижение работоспособности, которые квалифицировались как сильные и очень сильные в 80% случаев, в то время, как во второй группе общий балл формировался за счет средних и легких оценок в 15 пунктах. Такие данные позволяют осуществлять подбор антидепрессивной терапии с учетом влияния препаратов на отдельные компоненты депрессии.

Средний балл по шкале CGI-S в первой группе (5 баллов) также выше среднего балла второй группы (3 балла). Кроме того, при ретроспективной оценке заболевания отмечено значительное ухудшение субъективного отношения больных к

16

Тюменский медицинский журнал № 1, 2011

своему психическому состоянию с присоединением СД2.

Выводы.

Использование психометрических шкал при исследовании психического состояния больных сахарным диабетом типа 2 существенно повышает качество диагностики, позволяет более взвешенно подойти к выбору необходимой терапии, минимизируя, таким образом, частоту побочных эффектов, увеличивая эффективность лечения основного заболевания, и снижая расходы на лечение. Использование шкалы СИ-Б способствует уточнению течения депрессивного расстройства, своевременной корректировке антидепрессивной терапии.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И СТРУКТУРЫ РЕЧИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Н.И. Куценко

Тюменская ОКПБ

E-mail автора: [email protected]

Олигофрения - это врожденный или в возрасте до 3-х лет приобретенный полиструктурный дефект, где интеллектуальная и речевая ущербность выступает на передний план.

Цель исследования: оценить ведущие клинические проявления интеллектуальных и речевых нарушений у детей с олигофрений различной степени выраженности.

Материал и методы: методом случайной выборки просмотрены заключения врачебной комиссии в 100 амбулаторных картах детей с олигофренией в различных степенях дебильности и нерезко выраженной имбецильности (заключения логопеда имеются).

Распределение по полу: 35 девочек и 65 мальчиков (соотношение 1:2). Возраст детей с 3-х до 14 лет. Этиологический аспект нозологической обусловленности указанной группы олигофрении рассмотрен по рубрикам:

- перинатальная патология инфекционно - интоксикационного регистра;

- родовая травма и асфиксии;

- черепно-мозговые травмы до трехлетнего возраста;

- органическое поражение головного мозга различного генеза и сочетанные причины.

Проведенный нами анализ показал, что до 85% детей с умственной отсталостью имеют речевую патологию, выражающуюся в специфических нарушениях фонетики, лексики и грамматики.

У этих детей сужен набор слов, снижено количество слов соответственно возрастным градациям, слова чаще привычного бытового аспекта, олигофазичность, задержка развития речи. Нет модулированной, адекватно интонационно окра-

шенной речи. Речевые стереотипии, паузы, замедление темпа речи.

Полигамны нарушения произношения звуков («с» - «з», «ш» - «ж»...), слухоречевого восприятия (чаще у детей с анатомическим дефектом строения речевого аппарата). Бедность словаря отражена в особенностях лексики - ребенок не знает названия в чем-то сходных между собой предметов, например: «варежка» - называет все, что одевается на руку (перчатки, рукавицы).

Преобладает пассивный словарь над активным. Дети употребляют слова различной меры общности - один и тот же предмет обозначают как конкретно, так и обобщенно - не сформирована обобщающая функция слова (например: береза, ель, сосна - не обобщает: «деревья» и т.д.).

Дети с олигофренией, в большинстве случаев, не могут «укрупнить» и «разукрупнить» предметы; увеличить - уменьшить. Например, изображены «ягоды» - не называет вид, размер, характеристику цвета, оттенок, сколько их, не употребляет уменьшительное «ягодки» и т.д.

Умственно отсталые дети, словом неточно обозначают и действие предметов, хотя делать могут верно (например: двигает машинку - «она лезет»); не используют приставочные формы глаголов (например: действие «вышел», «зашел», «перешел» - называют одним словом «идет»).

Значительно снижено анализирующее восприятие качества предметов (для больных олигофренией характерно использование 1 - 2- х качеств), например: снег - «белый», «холодный» и все; не говорят - «искрящийся», «пушистый», «скрипучий» и так далее. Часто не могут сравнить «снег» и «мороженое» в многообразии различий.

Для пациентов с олигофренией характерна простая фраза - простое повествовательное предложение с наполняемостью в 3-4 слова (тогда, как у детей с нормальным интеллектом 6-8 слов). Нарушена структура фразы - нет «объекта» (например: «у него клюв», требуется наводящий вопрос -у кого «у него»? Ответ: «птицы» - У какой птицы? И так далее). Или нет отражения «движения» предмета (например: «белка», необходим дополнительный вопрос «что делает?», ответ: «сидит», вопрос - «как сидит? На чем?») без дополнительного уточнения не скажет. Нарушено согласование в роде, числе и падеже - с трудом употребляются слова в творительном и предложном падежах, в других - нет; как правило, только в именительном.

Нет причинно - следственных связей в построении предложений (например: «в связи с тем, что., а заменяется «и пошел»).

Не выработан темп речи (без пауз, «монолог», взахлеб, излишняя эмоциональная окраска или монотонность, замедленная речь, сбивчивая, скандированная). Нет в достаточной мере понимания прочитанного (здесь страдает мышление.) Снижена и речевая активность, задержка развития речи, особенно словотворчества: если у здоровых детей

№ 1, 2011 Тюменский медицинский журнал

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.