своему психическому состоянию с присоединением СД2.
Выводы.
Использование психометрических шкал при исследовании психического состояния больных сахарным диабетом типа 2 существенно повышает качество диагностики, позволяет более взвешенно подойти к выбору необходимой терапии, минимизируя, таким образом, частоту побочных эффектов, увеличивая эффективность лечения основного заболевания, и снижая расходы на лечение. Использование шкалы СИ-Б способствует уточнению течения депрессивного расстройства, своевременной корректировке антидепрессивной терапии.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И СТРУКТУРЫ РЕЧИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Н.И. Куценко
Тюменская ОКПБ
E-mail автора: [email protected]
Олигофрения - это врожденный или в возрасте до 3-х лет приобретенный полиструктурный дефект, где интеллектуальная и речевая ущербность выступает на передний план.
Цель исследования: оценить ведущие клинические проявления интеллектуальных и речевых нарушений у детей с олигофрений различной степени выраженности.
Материал и методы: методом случайной выборки просмотрены заключения врачебной комиссии в 100 амбулаторных картах детей с олигофренией в различных степенях дебильности и нерезко выраженной имбецильности (заключения логопеда имеются).
Распределение по полу: 35 девочек и 65 мальчиков (соотношение 1:2). Возраст детей с 3-х до 14 лет. Этиологический аспект нозологической обусловленности указанной группы олигофрении рассмотрен по рубрикам:
- перинатальная патология инфекционно - интоксикационного регистра;
- родовая травма и асфиксии;
- черепно-мозговые травмы до трехлетнего возраста;
- органическое поражение головного мозга различного генеза и сочетанные причины.
Проведенный нами анализ показал, что до 85% детей с умственной отсталостью имеют речевую патологию, выражающуюся в специфических нарушениях фонетики, лексики и грамматики.
У этих детей сужен набор слов, снижено количество слов соответственно возрастным градациям, слова чаще привычного бытового аспекта, олигофазичность, задержка развития речи. Нет модулированной, адекватно интонационно окра-
шенной речи. Речевые стереотипии, паузы, замедление темпа речи.
Полигамны нарушения произношения звуков («с» - «з», «ш» - «ж»...), слухоречевого восприятия (чаще у детей с анатомическим дефектом строения речевого аппарата). Бедность словаря отражена в особенностях лексики - ребенок не знает названия в чем-то сходных между собой предметов, например: «варежка» - называет все, что одевается на руку (перчатки, рукавицы).
Преобладает пассивный словарь над активным. Дети употребляют слова различной меры общности - один и тот же предмет обозначают как конкретно, так и обобщенно - не сформирована обобщающая функция слова (например: береза, ель, сосна - не обобщает: «деревья» и т.д.).
Дети с олигофренией, в большинстве случаев, не могут «укрупнить» и «разукрупнить» предметы; увеличить - уменьшить. Например, изображены «ягоды» - не называет вид, размер, характеристику цвета, оттенок, сколько их, не употребляет уменьшительное «ягодки» и т.д.
Умственно отсталые дети, словом неточно обозначают и действие предметов, хотя делать могут верно (например: двигает машинку - «она лезет»); не используют приставочные формы глаголов (например: действие «вышел», «зашел», «перешел» - называют одним словом «идет»).
Значительно снижено анализирующее восприятие качества предметов (для больных олигофренией характерно использование 1 - 2- х качеств), например: снег - «белый», «холодный» и все; не говорят - «искрящийся», «пушистый», «скрипучий» и так далее. Часто не могут сравнить «снег» и «мороженое» в многообразии различий.
Для пациентов с олигофренией характерна простая фраза - простое повествовательное предложение с наполняемостью в 3-4 слова (тогда, как у детей с нормальным интеллектом 6-8 слов). Нарушена структура фразы - нет «объекта» (например: «у него клюв», требуется наводящий вопрос -у кого «у него»? Ответ: «птицы» - У какой птицы? И так далее). Или нет отражения «движения» предмета (например: «белка», необходим дополнительный вопрос «что делает?», ответ: «сидит», вопрос - «как сидит? На чем?») без дополнительного уточнения не скажет. Нарушено согласование в роде, числе и падеже - с трудом употребляются слова в творительном и предложном падежах, в других - нет; как правило, только в именительном.
Нет причинно - следственных связей в построении предложений (например: «в связи с тем, что., а заменяется «и пошел»).
Не выработан темп речи (без пауз, «монолог», взахлеб, излишняя эмоциональная окраска или монотонность, замедленная речь, сбивчивая, скандированная). Нет в достаточной мере понимания прочитанного (здесь страдает мышление.) Снижена и речевая активность, задержка развития речи, особенно словотворчества: если у здоровых детей
приблизительно с 2,5 - 3-х лет - оно значительно набирает темп, то у детей с олигофренией в этой возрастной группе - его практически нет.
Если у здорового ребенка приблизительно в 4 года начинается этап формирования «внутренней» речи и сопровождается мышлением, то для умственно отсталого ребенка - это не характерно. Медленно, с отставанием от возраста, идет пополнение словарного запаса, чаще всего, за счет искаженных бытовых слов, символов («кран» - «канн», «молоко» - «няма» и так далее).
Обобщение сходных по употреблению предметов одним искаженным словом - аморфное слово (например: все, что пьет - «няма» и так далее).
У умственно неполноценных детей встречается дислалия (нарушение произношения). Если нарушена грамматическая, лексическая сторона речи («центр» нарушения - органическое поражение речедвигательного центра речевых центров); моторная алалия - (поражение речедвигательного центра Брока или проводящих путей) здесь: понимает и слышит, но не говорит.
Сенсорная алалия - не вычленяет звуков речи (нарушен слухо - речевой центр Вернике); здесь: не вычленяет звуков речи - «лепетная» речь - но понимает основную суть смысла, хотя общий уровень знаний ниже возрастного.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи (нарушена ЦНС и нервы, идущие к гортани и языку) - ребенок понимает и слышит, но им грубо искажено произношение (при различной степени парезов, проводящих нервов, нередко встречающихся при олигофрении); иногда сюда присоединяются речевые запинки.
Афазия - это «распад» бывшей речи, ранее сформированной - встречается при олигофрении, обусловленной ЧМТ, органическим поражением мозга в возрасте около 3- летнего периода жизни в этих случаях нет полного восстановления речи и в дальнейший период жизни.
Характеристика письменной речи при олигофрении несет ряд специфических особенностей, и в основном делится на 2 группы ошибок: дисграфи-ческие и орфографические.
Дисграфия - специфическое нарушение письма, не связанное с усвоением правил (знает правила, но не может их применить и пишет неверно).
Для детей школьного возраста характерна фонетическая дисграфия (говорит неверно -не устранены дефекты произношения, и пишет неверно).
Фонематическая дисграфия - либо «озвучение» излишне, либо «оглушение» букв в слова: «дом» - говорит: «том»; «санки» - «занки» и так далее.
Нередко и нарушение слухоречевого ритма (пропуск слога, «сужение» слова: «мороз» -«мроз», «мрз»; «град» - «грд» (встречается при
раннем органическом поражении головного мозга - родовая травма, асфиксия, ЧМТ в раннем возрасте). Довольно часто нарушена ритмика (трудно заучить стихотворение из - за невосприятия его ритмики (но память может быть не нарушена). Быстрая утомляемость в разговоре, речевая исто-щаемость, неупорядоченность ошибок.
Часто имеет место и оптическая дисграфия (связана с нарушением формирования органа зрения) - особенно характерна для детей с умственной отсталостью, обусловленной недоношенностью, здесь: «зеркальное» отображение букв при письме («с» - «Э», «з» - «е» и так далее). Нарушается воспроизведение и письменной речи в устную, а значит, нарушается чтение; нет сформированности качества устной речи. Для олигофренов характерна и длительная задержка на этапе побуквенного чтения, более поздно наступает следующий этап -послоговое чтение - медленное, нет «пробегания» взором слова, не «угадывает» слово (попытка торопить - искажает слово, чаще окончание его), запинки в речи, значит - разрыв чтения, пересказа.
А смысл главного вообще может не изложить, путаясь во второстепенном - короткими фразами, нуждаясь в наводящих вопросах (нарушена процессуальная сторона мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование), что находит отражение в речи.
Вышеизложенный обзор речевых расстройств имеет тенденцию к ежегодному увеличению количественно, следовательно, снижается качество обучения данных детей, их интеграцию в обществе. Растет актуальность поэтапности реабилитационных мероприятий в возрастном аспекте - на дошкольном, раннем и среднем школьных уровнях -а это занятия с логопедом - дефектологом параллельно лечению у невропатолога, психиатра. Необходимость продолжения разработки и внедрения специализированных программ для коррекции речевой патологии при олигофрении имеет социальное значение.
Выводы:
1. Частота речевых расстройств при умственной отсталости у детей в среднем достигает 85%.
2. Преобладают дети дошкольного и раннего школьного возраста по нисходящему клону.
3. По половому соотношению преобладают мальчики (2:1).
4. Речевое развитие при олигофрении более позднее, чем у здоровых детей, более длителен период «лепетной» речи и «простой фразы».
5. Сужен объем и качество речи.
6. Соответственно этиологической составляющей олигофрении доминирует определенный тип структурных речевых расстройств.
7. Имея аспект структурной речевой патологии, возможно более убедительное нозологическое дифференцирование олигофрений в раннем возрасте.
18
Тюменский медицинский журнал № 1, 2011
8. Исходя из речевой патологии раннего возраста, возможно прогнозирование качества письма и чтения в школьный период.
9. Учитывая определенную сцепленность речевых нарушений с олигофренией, реально построение адекватных лечебных и реабилитационных мероприятий комплексного характера, что позволит в перспективе более полноценную интеграцию в обществе.
10. Целесообразно, с учетом растущей соче-танной умственно - речевой патологии, расширение сети специализированных коррекционных классов и школ соответственно уровню дефекта, центров по развитию и культуре речи, так это имеет социальное значение, учитывая существенность увеличения популяции умственно отсталых детей в обществе.
БРЕД ВЕЛИЧИЯ В ШИЗОФРЕНИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ НА ФОНЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Р.М. Логутенко Тюменская ОКПБ E-mail автора: [email protected]
Человек был назван Homo religio, «религиозным животным», «религиозным человеком». Религиозный опыт влияет на развитие человека в семье, в обществе, а также на болезненный фон психических расстройств, та внутренняя картина болезни, которая формирует фабулу бредовых переживаний больного.
Ядром бреда величия является преувеличение своих духовных, психических, физических качеств, социального положения, возможностей. Бред величия имеет три основных варианта: 1) маниакальный - больной преувеличивает свои реальные качества, обычно предполагая возможные достижения в будущем, содержание идей при этом не имеет очевидной нелепости; 2) мегалома-нический (экспансивный) характеризуется фантастичностью, грандиозностью, сказочностью преувеличений событий, которые, по утверждению больного уже совершились; 3) паралитический отличаются выраженной нелепостью грандиозных утверждений и сочетается с глобальным слабоумием.
Идеи величия классифицируются на:
1. Идеи особых возможностей (изобретатель, атлет, духовный целитель).
2. Личная грандиозность (потомок исторической фигуры, "бог живой на земле").
3. Особая миссия (посланник Бога на земле).
Процесс бредообразования представлен следующей внутренней картиной переживания больного. Принято различать три стадии хронического
бреда: паранойяльную, параноидную и парафрен-ную. Для паранойяльной стадии характерен бред отношения, суть которого состоит в том, что больному кажется, что вся окружающая действительность имеет непосредственное отношение к нему. На этой стадии характерна: стеничность, гиперм-незия, аффективная напряженность, обстоятельность мышления, повышенная самооценка, интер-претативный бред. На параноидной стадии бред отношения перерастает в бред преследования. «Если все обращают на меня внимание, говорят обо мне, значит им что-то от меня нужно, значит, меня хотят в чем то уличить, возможно, убить и т.д.» На этой стадии бреда преследования нарастает аутизация мышления. Внешний мир для больного приобретает все более искаженную форму, он становится враждебным, страшным, разрушительным, преследующим. Чем мотивируется переход от стадии параноидной к парафренной, от идеи преследования к идеи величия? Больной, следуя своей логике, задает вопрос: «За что меня преследуют?» И больной рассуждая далее. «Меня преследуют потому, что я так значителен, велик. Я пророк, мессия, Мухаммед, Христос, Будда и т.д.» И в тот момент, когда это объяснение заполняет сознание больного, бред преследования сменятся бредом величия. Бред величия, защитная часть психического аппарата от нарастающего внутреннего ужаса и страха, от которого не убежать. Структура парафренной стадии включает в себя: нелепый бред преследования и воздействия, бред величия, фантастические конфабуляции, эйфорию. Эйфория как результат тяжелого психического бредообразования.
Как отмечают многие исследователи, бред величия всегда предшествует шизофреническому слабоумию, что на сегодня является открытым вопросом для обсуждения. Движение от бреда отношения к бреду величия и последующему слабоумию можно рассматривать как инволюцию личности, в качестве регресса психики, «впал в детство». Шизофренический больной и все его психические процессы направлены в обратную сторону, он словно возвращается в «младенческое всемогущество», регрессирует, как бы сворачивается, возвращаясь к началу.
Согласно результатам исследования на базе амбулаторно-поликлинической службы Тюменской областной клинической психиатрической больницы, выявлено, что пациенты с шизофреническим слабоумием имеют в анамнезе обильный спектр, предшествующих экзогенно - органических расстройств (черепно-мозговых травм, сосудистых нарушений). Наличие в анамнезе экзоге-нии, значительно усиливает слабоумие у шизофренических больных.
Описание шизофренического слабоумия у E. Bleuler, получает свою характерную печать, прежде всего, от расстройства аффекта, равнодушие с одной стороны, необузданные аффекты с другой. А