Научная статья на тему 'Психометрическая оценка методики, направленной на изучение профессионализма журналиста'

Психометрическая оценка методики, направленной на изучение профессионализма журналиста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
546
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВАЛИДНОСТЬ И НАДЁЖНОСТЬ / JOURNALIST’S PERSONALITY / CRITERIA OF PROFESSIONAL PERFORMANCE / VALIDITY AND RELIABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Закирзянова Люция Альфатовна

В статье предлагается методика, направленная на изучение профессионализма журналиста. Дается психометрическая оценка показателей методики – надежности и валидности. На основе эмпирического исследования выявлено, что ряд критериев эффективности деятельности журналиста образует взаимосвязи с показателями самоактуализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Закирзянова Люция Альфатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOMETRIC EVALUATION OF THE METHOD USED TO STUDY THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A JOURNALIST

In this paper we suggest a method for identifying the key professional competences of a journalist. The psychometric evaluation of the method, its reliability and validity, is given. On the basis of the empirical research we also show that a number of performance criteria correlate with certain characteristics of self-actualization.

Текст научной работы на тему «Психометрическая оценка методики, направленной на изучение профессионализма журналиста»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №3(33)

УДК 159.923.3

ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЖУРНАЛИСТА

© Л.А.Закирзянова

В статье предлагается методика, направленная на изучение профессионализма журналиста. Дается психометрическая оценка показателей методики - надежности и валидности. На основе эмпирического исследования выявлено, что ряд критериев эффективности деятельности журналиста образует взаимосвязи с показателями самоактуализации личности.

Ключевые слова: личность журналиста, критерии эффективности профессиональной деятельности, валидность и надёжность.

В современной отечественной психологии выполнено немало исследований, посвященных психологическим аспектам личностного развития специалистов. Понятие «профессионализация», а также выделение и содержательное наполнение этапов профессионализации достаточно разработаны в исследованиях В.А.Бодрова [1], Е.А.Климова [2], Т.В.Кудрявцева [3] и др. В работах таких отечественных психологов, как В.А.Бодров [1], А.А.Деркач [4], В.Г.Зазыкин [5] и др., раскрыты связи личностных и профессиональных характеристик, которые рассматриваются как оптимизация профессиональной подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности, как основание формирования профессионально важных личностных качеств самоактуализации и самореализации, как возможность совершенствования профессионализма.

Теоретиками журналистики (Р.Г.Бухарцев [6], Г.В.Лазутина [7] и др.) разработаны профессионально-творческие модели деятельности журналиста, в которых раскрываются особенности творческого процесса журналистов, анализируется процесс саморегулирования в современной журналистике, в том числе исследуются особенности профессиональной морали журналиста. В работах Ю.В.Андреевой [8], Е.С.Дорощук [9], Л.Г.Свитич [10], М.В.Симкачевой [11] и др. проводится поиск и описание личностных характеристик журналиста, обеспечивающих успешное выполнение им профессиональной деятельности.

Не смотря на то что перечисленные труды внесли определенный вклад в изучение проблемы профессионального становления журналиста, исследования в этой области еще находятся на начальной стадии. Дальнейшее исследование в рамках обозначенной темы видится в изучении способности к профессиональному развитию журналиста, что предполагает необходимость психологического инструментария, свя-

занного с диагностикой способности к профессиональному саморазвитию и сдерживающих развитие ограничений.

В своих предыдущих работах на основе эмпирического материала с помощью факторного анализа в профессиональной модели журналиста нами выделены пять факторов: «Человечность», «Профессиональная позиция», «Гибкость», «Саморегуляция поведения», «Коммуникативная компетентность». В содержании каждого фактора раскрываются профессионально важные качества специалиста, обеспечивающие эффективность профессиональной журналистской деятельности. С учетом выделенных факторов была составлена методика, направленная на изучение профессионализма журналиста. Разработка нового инструмента связана с возросшим интересом психологического сопровождения профессионального развития и саморазвития журналиста в психологии журналистики, педагогике и журналистике.

Конструирование методики

За основу методики взят опросник Д.Фрэнсиса и М.Вудкока «Анализ собственных ограничений» [12], применяемый для изучения основных типов ограничений в управленческой деятельности руководителя. Мы изменили его содержание с учетом профессионального портрета личности журналиста и специфики его деятельности.

В рамках разработанной нами методики выделяются 8 показателей, которые могут быть рассмотрены в качестве психологических критериев эффективности журналистской деятельности:

- способность управлять собой;

- ценности;

- целеустремленность;

- продолжающееся саморазвитие;

- хорошие навыки решения проблем;

- творческий подход;

- коммуникативная компетентность;

- понимание особенностей журналисткой деятельности.

Для своего профессионального и личностного развития журналисту необходимо изучить и преодолеть ограничения, препятствующие успеху и личностному саморазвитию. Данная методика позволяет оценивать 8 потенциальных ограничений журналистской деятельности. Рассмотрим краткие определения ограничений:

Неумение управлять собой: неумение журналиста бороться со стрессами; правильно «распоряжаться», рационально использовать время, силы и способности; поддерживать состояние здоровья и работоспособности.

Размытость (несогласованность) ценностей: отсутствие ясного понимания своих личных ценностей; несогласованность личных и профессиональных ценностей.

Смутные цели: отсутствие ясности в вопросе о целях своей личной или профессиональной сфер; наличие целей, несовместимых с условиями современной работы и жизни.

Остановленное саморазвитие: отсутствие настроенности и восприимчивости к новым ситуациям и возможностям, отсутствие желания «двигаться вперед».

Недостаточное развитие навыка решения проблемы: отсутствие стратегии, необходимой в принятии решений, а также способности самостоятельно решать проблемы, принимать ответственность за ситуацию и свое поведение.

Недостаток творческого подхода: отсутствие способностей генерировать достаточно новых идей; неумение использовать новые идеи, ригидность и консерватизм.

Недостаточное развитие коммуникативной компетенции: отсутствие навыков налаживать контакты, неумение «повести за собой», оценивать, интерпретировать и прогнозировать межличностные события. Журналист при этом не умеет внимательно слушать, убеждать, приходить к согласию в спорных вопросах.

Недостаточное понимание особенностей журналистской деятельности: незнание основ журналистики, конкретных методов и приемов воздействия, низкий уровень владения профессиональными компетенциями.

Опросник состоит из 80 утверждений, на которые необходимо дать свое согласие («+») или несогласие («-»), и сопровождается инструкцией. Выборку исследования составили студенты 34 курсов, обучающиеся в КФУ по специальности «Журналистика», в возрасте 20-21 года, общим количеством 50 человек и журналисты (работники СМИ Республики Татарстан) со стажем не

менее 3 лет - 50 человек. Общее количество испытуемых - 100 человек. В исследованной выборке в результате статистических методов обработки были получены нормальные распределения по значениям шкал асимметрии и эксцесса. Статистическая обработка данных включала также сравнение средних показателей по 1> критерию Стьюдента и корреляционный анализ.

Проверка надежности методики Надежность методики определялась с помощью выявления внутренней согласованности, повторного тестирования и методом расщепления. Так, для изучения ретестовой надежности опросник был предложен испытуемым дважды с интервалом измерения около трех месяцев. Показатель Я составил 0,95 при уровне значимости р<0,001, что свидетельствует об удовлетворительной рете-стовой надежности методики (таблица 1).

Таблица 1.

Коэффициент надежности отдельных шкал

методики

Шкалы опросни- Показатель Коэффициент

ка ретестовой внутренней со-

надежности, гласованности,

Я а

А Способность 0,97 0,85

управлять собой

В Ценности 0,87 0,93

С Четкие цели 0,87 0,93

Б Продолжаю- 0,85 0,85

щееся саморазви-

тие

Е Навыки реше- 0,57 0,84

ния проблем

Б Творческий 0,90 0,85

подход

О Коммуника- 0,93 0,92

тивная компе-

тентность

Н Знание особен- 0,79 0,88

ностей журналистской профессии

Для определения внутренней согласованности использовался показатель Альфа Кронбаха. Мы измеряли показатель внутренней согласованности для каждой шкалы (число пунктов в каждой шкале равен 10) и всей методики в целом. Стандартизованный коэффициент Альфа Кронбаха по методике составил а = 0,86, что свидетельствует о ее надежности. Дальнейшие психометрические процедуры по установлению надежности связаны с расчетом корреляции первой и второй половины теста. Показатель Я=0,73 при уровне значимости р<0,01.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ПСИХОЛОГИЯ

Проверка валидности методики

Валидность методики определялась по ряду позиций: оценка содержательной валидности и конструктной (предполагаемой) валидности [13].

Оценка содержательной валидности создаваемой методики осуществлялась методом экспертной оценки. Вопросы в методике были проанализированы группой экспертов, в состав которой входили преподаватели психологического отделения Института педагогики и психологии и факультета журналистики КФУ. Экспертам предлагалось оценить утверждения методики с точки зрения соответствия концепту, доступности для восприятия, социальной желательности. Следуя рекомендациям экспертов, мы отредактировали несколько утверждений, что были изначально заложены. Мнение экспертов послужило основой принятия решения о достаточной содержательной валидности создаваемой методики.

Кроме того, предполагаемая валидность устанавливалась подсчетом коэффициента корреляции показателей нашей методики с показателями по шкалам методики «САТ» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман и др.), которая позволяет проди-агностировать степень развития различных аспектов самооактуализирующейся личности. Поскольку в содержании методики «САТ» имеются шкалы, измеряющие сходные характеристики, мы выдвинули гипотезу о возможной положительной корреляции со шкалами разработанной методики.

На основе полученных данных можно заключить, что показатель «Способность управлять собой» положительно коррелирует с показателями по шкалам «Поддержки» (р<0,01), «Сензе-тивности» (р<0,05), «Самоуважения» (р<0,01), «Самопринятия» (р<0,01), «Принятия агрессии» (р<0,05), «Контактности» (р<0,05) и суммарным показателем самоактуализации (р<0,01).

Показатели «Четкие ценности» и «Продолжающееся саморазвитие» взаимосвязаны со шкалой «Принятие агрессии» (р<0,05). Важность такого параметра, как способность принимать проявления своей деструктивной стороны личности, позволяет характеризовать человека способным адекватно принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы, что является важной характеристикой самоактуализации и саморазвития личности.

Показатель «Навык решения проблем» взаимосвязан со шкалами «Поддержка» (р<0,05), «Ценностные ориентации» (р<0,05), «Сензетив-ность» (р<0,05), «Самоуважение» (р<0,01), «Принятия агрессии» (р<0,05), «Контактность» (р<0,01), а также суммарным показателем самоактуализации (р<0,05).

Шкала «Творческий подход» имеет положительные взаимосвязи с показателями по шкалам «Ценностные ориентации» (р<0,05), «Принятие агрессии» (р<0,05), «Контактность» (р<0,01). В то же время показатель «Коммуникативная компетентность» положительно коррелирует с суммарным показателем самоактуализации (р<0,05), шкалами «Поддержка» (р<0,05), «Ценностные ориентации» (р<0,05), «Спонтанность» (р<0,05), «Самоуважение» (р<0,01), «Контактность» (р<0,01). А шкала «Понимание особенностей журналистской деятельности» положительно взаимосвязана со шкалами «Принятие агрессии» (р<0,05) и «Самопринятие» (р<0,05).

Следовательно, показатели разработанной методики образовали ряд межтестовых связей с показателями надежной, валидной и широко используемой в психологической практике методики «САТ». Это позволяет сделать вывод о том, что предложенная методика может использоваться в рамках психологии журналистики как надежный и валидный диагностический инструмент.

В рамках данного исследования также получен результат сравнения выраженности показателей разработанной методики у журналистов-профессионалов и студентов-журналистов, полученный с помощью статистического сравнения показателей по 1>критерию Стьюдента для независимых выборок. Были выявлены следующие значимые различия (на уровне значимости р<0,01, р<0,001), которые представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Статистическое сравнение показателей по ^критерию Стьюдента у журналистов _и студентов__

Показатель Средние значения Факти-

по показателю ческое

Группа Группа значение

«Сту- «Журна- критерия

денты» листы» г

Способность 5,1 6,69 4 з (***)

управлять собой

Продолжающееся 6,64 7,88 2,8 (**)

саморазвитие

Хорошие навыки 5,68 7,23 3,4 (**)

решения проблем

Знание особенно- 6,5 7,81 3,4 (**)

стей журналистской профессии

Примечание: 1 - фактическое значение критерия; (***) - обозначение показателей, для которых обнаружены достоверные различия на уровне значимости; р<0,001 (**) - обозначение показателей, для которых обнаружены достоверные различия на уровне значимости р<0,01.

Результаты статистического сравнения средних значений личностных характеристик у журналистов и студентов-журналистов показали достоверные различия в ряде критериев эффективности журналистской деятельности. Мы видим, что такие показатели, как способность управлять собой, продолжающееся саморазвитие, хорошие навыки решения проблем, знание особенностей журналистской профессии, более выражены у журналистов. По остальным показателям на данном этапе исследования достоверных различий не обнаружено.

Таким образом, психометрическая оценка методики показала ее надежность и валидность. Область применения методики связана с перспективой ее использования для определения профессионального и личностного самосовершенствования журналистов и студентов, обучающихся по специальности «Журналистика».

1. Бодров В.А. Психологическое исследование профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Сб. научных трудов. - М.: Институт психологии АН СССР, 1991. - С. 3 - 26.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособ. для студентов высших пед. учебных заведений. - М.: Аку, 2005. -304 с.

3. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. - М.: Московский энергоинститут, 1985. - 108 с.

4. Деркач А.А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. - М.: МПСИ, 2006. - 496 с.

5. Зазыкин В.Г. Акмеологические аспекты профессионализма. - СПб.: Питер, 1993. - 48 с.

6. Бухарцев Р.Г. Психологические особенности журналистского творчества. Материалы спецкурса. - Свердловск: Рик, 1976. - 70 с.

7. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. Учеб. пособ. - М.: Аспект Пресс, 2000. -208 с.

8. Андреева Ю.В. Педагогическая система ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов: Автореф. дисс. ... д-ра пед. н. - Казань, 2006. - 44 с.

9. Дорощук Е.С. Деятельная модель журналистики. Материалы к курсу для развития творческих способностей студентов-журналистов. - Казань: КГУ, 2001. - 66 с.

10. Свитич Л. Г. Профессия: журналист. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 255 с.

11. Симкачева М.В. Журналистика XXI века: портрет профессии. Учебно-метод. пособ. - Казань: КГУ, 2009. - 149 с.

12. Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1991. - 320с.

13. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб.: Питер, 2006. - 351с.

PSYCHOMETRIC EVALUATION OF THE METHOD USED TO STUDY THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A JOURNALIST

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

L.A.Zakirzyanova

In this paper we suggest a method for identifying the key professional competences of a journalist. The psychometric evaluation of the method, its reliability and validity, is given. On the basis of the empirical research we also show that a number of performance criteria correlate with certain characteristics of self-actualization.

Key words: journalist's personality, criteria of professional performance, validity and reliability.

Закирзянова Люция Альфатовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Института социальных и гуманитарных знаний.

E-mail: lutsia_zak@mail.ru

Поступила в редакцию 19.09.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.