Научная статья на тему 'Самоопределение личности в экономических ролях'

Самоопределение личности в экономических ролях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
476
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РОЛИ / PSYCHOLOGY / SELF-DETERMINATION / ECONOMIC ROLES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вяткин Александр Павлович

Исследованы проблемы самоопределения личности в экономических ролях. Разработана методика диагностики самоопределения в экономических ролях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL SELF-DETERMINATION IN ECONOMIC ROLES

Problems of personal self-determination in economic roles are discussed. The diagnostic methodology of personal self-determination in economic roles is described.

Текст научной работы на тему «Самоопределение личности в экономических ролях»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ психология

А.П. ВЯТКИН

кандидат психологических наук, доцент Иркутского государственного университета

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ РОЛЯХ

Конкретное экономическое поведение есть результат непрерывного взаимодействия между личностью и ситуацией, в которую она включена. Со стороны личности это мотивационные, перцептивные и когнитивные факторы, со стороны ситуации — то психологическое значение, которое ситуация имеет для личности. В настоящей статье самоопределение личности в экономических ролях рассматривается как критерий личнос-тно-ситуативной готовности к экономической деятельности, т.е. как адекватное отражение личностью конкретной экономической ситуации и дальнейшая эффективная ориентация в ней, как предварительное личностное овладение ситуацией.

Впервые понятие экономической роли обосновал и использовал А.Д. Карнышев. Он интерпретировал структуру экономических ролей, состоящую из шести ролей1. Экономическая роль с социальной стороны определяет вид экономического поведения (например, потребление, производство, распределение), задаваемый общим стандартом исполнения этого поведения. Со стороны личности в рамках внешне заданного вида поведения и стандарта его исполнения может быть реализовано множество вариантов экономического поведения, обусловленных личностными особенностями исполнителя. В этом смысле экономическая роль является не просто функциональной единицей экономического поведения, а личностной реализацией этой функциональной единицы. В дальнейшем исследовании, исходя из личностного опосредования экономической ситуации, мы будем рассматривать экономическую роль как функцию личности. Для данной роли характерно то, что она:

— исходит из представлений личности об экономической ситуации и ее общей ориентации в ней;

— предназначена для синхронизации взаимодействия участников экономической ситуации и связывает личность с этой ситуацией;

— включает набор действий по выполнению социально-экономических норм (предписаний, требований) и ожиданий.

Д.А. Леонтьев выделил два аспекта освоения социальной роли — технический и смысловой. Технический аспект включает в себя восприятие сущности роли субъектом и овладение ее содержанием. Смысловой аспект связан с отношением человека к собственной роли2. Прежде всего, индивид должен овладеть содержанием роли, т.е. освоить ее технически. Чаще всего такое освоение идет через механизм подражания. Многие социальные роли усваиваются довольно легко, но некоторые требуют особых усилий и способностей. Смысловая сторона социальной роли заключается в ее принятии индивидом. Роль должна ему понравиться или, по крайней мере, не вызывать негативного отношения.

Самоопределение в экономических ролях соотносится с профессиональным само-определением3 и профессиональной социализацией4. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов в выполняемой работе и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической ситуации. Именно смысловая установка в ролевом поведении соответствует восприятию человеком ситуации и его ориентации в ней5, т.е. позволяет осуществлять самоопределение в роли. Под профессиональной социализацией понимается, с одной стороны, процесс вхождения индивида в профессиональную среду, усвоения профессионального опыта, овладения стандартами и ценностями профессионального сообщества, а с другой стороны, процесс активной реализации накапливаемого профессионального опыта, в котором различные типы адаптивного поведения проявляются не как слепое подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие6.

Ролевой подход к самоопределению личности в ролях обоснован Дж. Сьюпе-ром, авторитетным специалистом в области профконсультирования из США. Он считает, что жизненная карьера в самом полном и всеобщем смысле есть последовательность и комбинирование ролей, которые человек выполняет в течение жизни7. Н. Гисберс и И. Мур также рассматривают пожизненное самоопределение как саморазвитие через интеграцию ролей, среды и событий в жизни человека8.

Таким образом, интеграция экономического сознания может рассматриваться как процесс, протекающий на основе выработки ролевой идентичности, т.е. самоопределения и самоидентификации личности в экономических ролях. Ранее нами была предпринята попытка обоснования и разработки методики для диагностики самоопределения в экономических ролях9. Ролевой репертуар методики включает шесть экономических ролей, выделенных А.Д. Карнышевым: предприниматель, производитель, продавец, плательщик налогов, потребитель, покупатель. Для каждой роли, аккумулирующей значение и смысл экономической ситуации, определен ряд целей, реализующих функциональное содержание роли. Например, для роли предпринимателя такими целями являются организация своего бизнеса, обеспечение стартового капитала, формирование приоритетов бизнеса, подбор партнеров и др., для роли продавца — выбор и принятие позиции, выявление и удовлетворение запроса клиента, обеспечение объема продаж, достижение признания и др. Каждая цель, в свою очередь, включает ряд действий, которые являются пунктами теста и оцениваются испытуемым по шкале семантического дифференциала. Таким образом методически реализовано положение об экономической роли как функциональной единице экономического поведения.

Апробация методики диагностики самоопределения личности в экономических ролях была проведена на группе студентов экономического вуза, а также на группах бизнесменов и менеджеров со стажем работы более 3 лет. Общая численность испытуемых составила 534 чел. (в том числе мужчин — 207 чел.). Возрастной диапазон — от 17 до 53 лет, средний возраст — 25,6 года. Предварительные результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты предварительного исследования самоопределения личности в экономических ролях

Критерий Экономические роли

Пред- Про- Про- Пла- По- По-

прини- изво- да- тель- тре- купа-

матель ди-тель вец щик налогов би-тель тель

Количество 25 20 20 16 20 24

пунктов

Суммарная 54,2 38,1 37,6 35,9 42,4 52,4

дисперсия

Дисперсия 187 80 133 88 86 112

сумм

Критерий 0,74 0,55 0,76 0,64 0,54 0,56

Кронбаха

Критерий рас- 12,5 0,7 1,7 1,3 10,3 1,1

пределения (Х-квадрат)

Первоначально выполнялась проверка данных на нормальность. В качестве критерия распределения был использован х-квадрат10, расчетные значения которого не превысили 12,5, что достоверно соответствует нормальному распределению первичных данных (р < 0,01).

Надежность-согласованность пунктов, отражающая содержательную и операционную природу методики, определялась при помощи критерия Кронбаха11. Расчетные данные представлены в табл. 1 и подтверждают внутреннюю согласованность пунктов. Наибольшая их согласованность соответствует роли продавца (а = 0,76; р < 0,01), наименьшая — роли потребителя (а = 0,54; р < 0,05), что отражает наибольшее разнообразие потребительского поведения.

Выполненная проверка ретестовой надежности показала приемлемые результаты (г = 0,68; р < 0,01), т.е. ретестовая надежность методики подтверждена.

Эмпирическая валидность методики проверялась для четырех экспериментальных групп, находящихся на разных уровнях экономической социализации: студенты-психологи четвертого курса (П4), студенты-менеджеры четвертого курса (М4), студенты-предприниматели пятого курса (Пр5) и бизнесмены со стажем работы более 3 лет (БМ). Если различия между результатами тестирования адекватны различиям в уровне экономической социализации испытуемых, то эмпирическую валидность методики можно считать подтвержденной. Итоги тестирования показаны на рисунке.

с с га ю

4,0

>5 3,5 .0 X

£ 3,0

и

2,5 2,0

1,5

Экономическая роль

■ П4 □ М4 □ Пр5 ■ БМ Самоопределение студентов и бизнесменов в экономических ролях

В целом динамика оценок степени самоопределения испытуемых по методике соответствует динамике уровня их экономической социализации практически по всем экономическим ролям. С повышением уровня экономической социализации (наименьший у студентов-психологов, наибольший у бизнесменов) степень самоопределения в экономических ролях возрастает. Отметим некоторые «выбросы» из названного соответствия. По роли плательщика налогов студенты М4 заметно «опережают» студентов Пр5 (/ = 2,78; р < 0,01). Но с учетом того, что студенты М4 специализируются в сфере госуправления, а речь идет о налогах как государственной функции, отмеченный «выброс» становится обоснованным. Обратимся к экономической роли производителя. Здесь студенты-менеджеры М4 «отстают» от студентов-психологов П4, и хотя различия недостоверны (/ = 0,78; р > 0,05), их вполне можно объяснить тем, что к четвертому курсу студенты-психологи оказываются более социализированы в сфере производства услуг, чем будущие госслужащие. Наибольшие различия в самоопределении отмечены для ролей покупателя (/ = 3,1; р < 0,01) и плательщика налогов (/ = 3,2; р < 0,01). Они адекватны различиям в уровнях экономической социализации испытуемых, что подтверждает эмпирическую валидность методики.

Для проверки конструктной валидности методики было проведено корреляционное

исследование с использованием известных психодиагностических тестов: самоактуализации, акцентуаций личности, социально-психологической адаптации, структуры темперамента, «Якоря карьеры». Полученные данные конкретизируют психологические особенности экономических ролей и подтверждают конструктную валидность методики. В настоящей статье обсуждается лишь корреляционное исследование с применением теста Р01 Шострома в модификации Н.Ф. Калины12. Результаты представлены в табл. 2. Роль предпринимателя достоверно связана со шкалами спонтанности (г = 0,31; р < 0,01) и автономности (г = 0,21; р < 0,05).

Спонтанность вытекает из уверенности в себе и доверия к окружающему миру и согласуется с такими ценностями, как свобода, естественность, легкость поведения, что в полной мере соответствует психологическому статусу эффективного предпринимателя. Автономность тяготеет к таким чертам, как личная независимость и свобода, жизнерадостность и самоподдержка, направленность изнутри, что также соответствует роли предпринимателя.

Роль производителя наименее связана со шкалами самоактуализации. На первый взгляд парадоксальной выглядит отрицательная связь этой роли со шкалой ценностей (г = —0,21; р < 0,05). Однако высокий балл по этой

Таблица 2

Корреляция оценок экономических ролей с показателями самоактуализации личности

Шкапы самоактуализации Экономические роли

Предприниматель Производитель Продавец Плательщик налогов Потребитель Покупатель

Ориентация во времени 0,23*

Ценности -0,21*

Взгляд на природу человека

Потребность в познании -0,35** 0,28**

Креативность 0,23*

Автономность 0,21* -0,32**

Спонтанность 0,31** 0,32** 0,31**

Самопознание -0,20*

Аутосимпатия 0,32**

Контактность -0,22* 0,36**

Гибкость в общении 0,24*

* р < 0,05; ** р < 0,01.

шкале показывает, что человек разделяет следующие ценности: добро, отсутствие раздвоенности, уникальность, справедливость, самодостаточность. Названные ценности в представлении современной молодежи не связаны с ролью производителя, которая и ассоциируется в первую очередь с работой по найму.

Для роли продавца характерна связь с креативностью (г = 0,23) и гибкостью в общении (г = 0,24), что соответствует творческому подходу и управлению производимым впечатлением.

Для роли плательщика налогов характерна выраженная отрицательная связь со шкалами самоактуализации. В целом факт «отрицательного заряда» роли плательщика налогов отмечается многими авторами. Однако в плане самоактуализации ожидалась скорее положительная связь, потому что актуализированная личность должна разделять ценность общественного потребления, которое обеспечивается во многом за счет налогов. Но ожидаемое долженствование не состоялось, что может объясняться неверием молодежи в правильность сбора и использования налогов.

Самоопределение в роли потребителя связано со спонтанностью (г = 0,32) и ауто-симпатией (г = 0,32). Вполне естественно, что адекватные потребительские тенденции вытекают из уверенности в себе, доверия к окружающему миру, хорошо осознаваемой Я-концепции и адекватной самооценки, соответствующих названным шкалам.

Роль покупателя вполне согласуется с ориентацией во времени (г = 0,23), потреб-

ностью в познании (г = 0,28), спонтанностью (г = 0,31) и контактностью (г = 0,36). Естественно, что покупательское поведение соответствует экзистенциальной ценности «здесь и теперь», открытости новым впечатлениям, уверенности в себе и доверию к социальному окружению, которые диагностируются названными шкалами самоактуализации. В целом проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Экономическая роль, являясь функциональной единицей экономического поведения, обладает операционно-смысловой структурой. Методика, разработанная на основе этой структуры, дает возможность оценивать самоопределение личности в экономических ролях, которое, в свою очередь, отражает ее личностно-ситуативную готовность к экономической деятельности.

2. Выполнена проверка надежности (надежность-согласованность и ретестовая надежность) и валидности (эмпирическая и конструктная) методики. Она показала приемлемые результаты, надежность и валидность методики экспериментально подтверждены.

3. Охарактеризованы специфика самоопределения студентов экономического вуза в экономических ролях в сравнении с бизнесменами, а также психологические особенности самоопределения в сфере самоактуализации личности.

Примечания

1 Карнышев А.Д., Бурменко Т.Д. Собственность: психолого-экономический анализ. Иркутск, 2002.

2 Леонтьев Д.А. Поиск смысла в новом тысячелетии // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 18-29.

3 Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996.

4 Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.; Воронеж, 2002.

5 Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2001.

6 Митина Л.М. Указ. соч.

7 Super D.E. Self-realization through the work and leisure roles // Educational and vocational guidance. 1985. № 43. P. 1-8.

8 Gysbers N.C., Moore E.I. Career counsling: Skills a. Techniques for practitioners. N.Y., 1987. P. 186-192.

9 Вяткин А.П. Самоопределение в экономических ролях как критерий экономической социализации // Материалы Тихоокеанского международного конгресса психологов. Хабаровск, 2004. С. 39-43.

10 Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. СПб., 2000.

11 Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодале-ва, В.В. Столина. М., 1987.

12 Калина Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности // Журнал практического психолога. 1998. № 1. С. 65-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.