Научная статья на тему 'Психометрическая квалификация диагностической методики "уровень социально-психологической адаптации детей 3-5 лет"'

Психометрическая квалификация диагностической методики "уровень социально-психологической адаптации детей 3-5 лет" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
227
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PRESCHOOL CHILDREN / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / CRITERIA OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / AGE FEATURES / PSYCHOANALYTIC APPROACH / SOCIAL INFLUENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митряшкина Надежда Валерьевна

Статья посвящена феномену социально-психологической адаптации детей в возрасте от 3-х до 5-и лет. Описывается разработка авторской методики, позволяющей количественно измерять уровень социально-психологической адаптации детей этого возраста. Приводятся данные по ее надежности и валидности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Митряшкина Надежда Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOMETRIC QUALIFICATION OF DIAGNOSTIC METHODS "THE LEVEL OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF CHILDREN 3-5 YEARS"

The article is devoted to the phenomenon of socio-psychological adaptation of children aged 3 to 5 years. The article describes the development of the author's methodology that allows to quantify the level of socio-psychological adaptation of children of this age. The data on its reliability and validity are given.

Текст научной работы на тему «Психометрическая квалификация диагностической методики "уровень социально-психологической адаптации детей 3-5 лет"»

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Academia, 2005. - 352 с.

5. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. - М.: Психотерапия, 2006. - 512 с.

6. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971.- 352 с.

7. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. - М.: Academia, 2012. - 338 с.

8. Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 183 с.

Психология

УДК 159

заведующая отделением социально-психологической профилактики Митряшкина Надежда Валерьевна

ГБУСО «Центр психолого-педагогической помощи населению «Альгис» (г. Ставрополь)

ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ «УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ»

Аннотация. Статья посвящена феномену социально-психологической адаптации детей в возрасте от 3-х до 5-и лет. Описывается разработка авторской методики, позволяющей количественно измерять уровень социально-психологической адаптации детей этого возраста. Приводятся данные по ее надежности и валидности.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, социально-психологическая адаптация, критерии социально-психологической адаптации, возрастные особенности, психоаналитический подход, социальное взаимодействие.

Annotation. The article is devoted to the phenomenon of socio-psychological adaptation of children aged 3 to 5 years. The article describes the development of the author's methodology that allows to quantify the level of socio-psychological adaptation of children of this age. The data on its reliability and validity are given.

Keywords: pre-school children, socio-psychological adaptation, criteria of socio-psychological adaptation, age features, psychoanalytic approach, social influence.

Введение. На сегодняшний день феномен социально-психологической адаптации является малоизученным.

В современной отечественной литературе мы сталкиваемся как с неоднозначностью понимания процесса адаптации, так и с отсутствием четких критериев этой самой адаптации.

В данной статье понятие адаптации рассматривается как полисемантическое определение, которое подчеркивает многозначный, многоаспектный характер самого явления адаптации, и прежде всего выделение адаптации как процесса и адаптации как результата [13, с. 91

А.А. Реан выделяет 2 критерия: внешний, отражающий соответствие социальным требованиям, и внутренний, связанный с общим психическим благополучием, что является отражением двух составляющих социально-психологической адаптации: социальной и психологической [9, 13, 14].

Таким образом, в данной статье социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс и результат внутренних изменений, внешнего приспособления индивида и его самоизменения к актуальным условиям существования.

Изложение основного материала статьи. При определении уровня социально-психологической адаптации детей необходимо учитывать возрастные особенности, специфику поведенческих и личностных особенностей, в том числе, опыт объектных отношений, наличие психотравмирующих ситуаций в объектных отношениях, а также актуальные отношения со значимыми людьми [9, с. 44].

Методологической и теоретической основой рассмотрения проблемы измерения адаптации у детей 3-5 лет в данной статье является психоаналитическое направление, в частности, теория объектных отношений, теория ранней социализации, а также культурно-историческая психология, концепция социальной обусловленности психики, рассмотренной Л.С. Выготским. Сферой пересечения данных научных подходов является рассмотрение влияния социума на развитие личности. В культурно-историческом подходе очевидна социальная обусловленность сознания, что позволяет рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. Л.С. Выготский настойчиво подчеркивал, что системные следствия первичного дефекта и компенсаторные перестройки наиболее подвержены социальным влияниям [4, С. 115-136; С. 196-218].

Для диагностики уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста часто используются анкеты, опросники, карты наблюдения, которые заполняются другими людьми, знакомыми с ребенком или по результатам наблюдения за ребенком.

Методика для определения социально-психологической адаптации детей 3-5 лет должна быть проста в использовании, не занимать много времени при ее заполнении и отражать сферы жизнедеятельности ребенка не только с социально-психологической, но и с психофизиологической стороны, объединяя поведенческие проявления в целостную картину социально-психологической адаптации [9, с. 47].

Учитывая данные требования была разработана шкала «Уровень социально-психологической адаптации детей 3-5 лет» (далее Шкала). Она представляет собой скрининговую карту, которая может заполняться психологом, специалистом смежной профессии (воспитателем, педагогом дополнительного образования и др.).

Именно поэтому, при конструировании данной методики большое внимание уделялось обеспечению ее содержательной валидности. Это стало возможным благодаря ясности формулировок конкретных поведенческих реакций ребенка в четко описанных ситуациях.

Достаточная содержательная валидность Шкалы косвенно подтверждается также и высоко значимыми корреляциями между оценками разных экспертов (приведены ниже).

В качестве критериев валидизации шкалы «Уровень социально-психологической адаптации детей 3-5 лет» (далее - Шкала) были взяты экспертные оценки уровня социально-психологической адаптации, а также данные о постановке на учет в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при районных администрациях, районные отделы полиции по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства несовершеннолетних, образовательные учреждения и др.) [16, ст. 4 п. 1].

Экспертами выступили сотрудники дошкольных образовательных учреждений г. Ставрополя (педагоги, педагоги-психологи), психолог-исследователь, родители ребенка.

В качестве метода оценки социально-психологической адаптации ребенка эксперты использовали метод наблюдения в следующих типах ситуаций - взаимодействие с детьми и взрослыми на прогулке, на занятиях, во время игры, во время засыпания и сна (Приложение 1).

Значение уровня адаптации, измеренное Шкалой, коррелирует с экспертными оценками в диапазоне 0,58 - 0,63 (коэффициент корреляции Спирмена). Во всех случаях р = 0,000. Корреляция Шкалы с фактом постановки на учет составляет 0,56 (коэффициент корреляции Спирмена). Во всех случаях р = 0,000.

Следует отметить, что экспертные оценки социально-психологической адаптации коррелируют с фактом постановки на учет в диапазоне 0,59 - 0,64 (коэффициент корреляции Спирмена). Во всех случаях р = 0,000. Относительно высокая статистическая связь обоих критериев валидизации дает основание полагать, что построенная Шкала измеряет именно уровень социально-психологической адаптации.

Таким образом критериальная валидность находится на достаточно высоком уровне по двум критериям валидизации [3].

Такой показатель внутренней надежности как согласованность пунктов шкалы по Альфа Кронбаха составляет 0,93 (Таблица 1).

Таблица 1

Согласованность пунктов шкалы

Альфа Кронбаха Альфа Кронбаха, основанная на стандартизованных пунктах Количество пунктов

0,925 0,929 34

Надежность частей теста составила 0,79 (хи-квадрат Фридмана). Коэффициент половинного расщепления Гуттмана - 0,87.

Альфа Кронбаха одной половины теста (17 пунктов) - 0,89, второй половины теста (17 пунктов) - 0,84 (Таблица 2).

Таблица 2

Надежность частей теста

Альфа Кронбаха Часть 1 Значение 0,889

Количество пунктов 17а

Часть 2 Значение 0,839

Количество пунктов 17Ь

Общее количество пунктов 34

Корреляция между формами 0,790

Коэффициент Спирмена-Брауна Равная длина 0,882

Неравная длина 0,882

Коэффициент половинного расщепления Гуттмана 0,872

С целью конструирования методики для определения уровня социально-психологической адаптации дошкольников 3-5 лет были выбраны следующие сферы их жизнедеятельности: взаимодействие со взрослыми, взаимодействие со сверстниками, соблюдение режимных моментов, социальная активность, в том числе социальная референтность, психофизиологический аспект (питание, сон).

Психофизиологический аспект не соотносится напрямую с проявлениями ребенка, но является важным психометрическим показателем его психоэмоционального благополучия [8, 9, 10, 11, 12, 15].

На предварительном этапе разработки методика представляла собой одномерную инвертную шкалу, состоящую из 9 параметров, относящихся к различным сферам жизни ребенка. Каждому описанному социально-психологическому параметру соответствовало пять вариантов поведенческих проявлений ребенка, отражающих уровень социально-психологической адаптации. Специалист выбирал один из пяти предложенных вариантов поведения ребенка. Результаты начального этапа психометрической квалификации диагностической методики были описаны в статье [9].

По результатам первичной психометрической квалификации методика была доработана следующим образом. На теоретическом уровне было выделено 8 типов ситуаций, в которых может проявляться социально-психологическая адаптация испытуемых: реакция на незнакомого человека в безопасной для ребенка ситуации, особенности взаимодействия с взрослыми, особенности взаимодействия со сверстниками, соблюдение требований значимого взрослого, отношение к игрушкам, соблюдение режимных моментов, подготовка ко сну и сон, социальная активность.

В дальнейшем внутри каждого типа были выделены конкретные ситуации, которые позволяют фиксировать определённые поведенческие проявления ребенка. В итоге было получено 20 конкретных ситуаций. Каждая ситуация предусматривает 6 видов поведенческих реакций, которые были определены на основе наших предыдущих исследований [9]. Таким образом было получено 120 пунктов опросника (скрининговой карты).

Пункты опросника предусматривают пятибалльную оценку того, насколько поведенческая реакция свойственна испытуемому.

На данном этапе уровень социально-психологической адаптации детей оценивали 5 экспертов. Внутренняя согласованность экспертных оценок определялась по коэффициенту Альфа Кронбаха, который составил 0,91.

В пилотном исследовании приняли участие 63 ребенка в возрасте от 2 л. 8 мес. до 5 л. 8 мес, посещающих дошкольные учреждения г. Ставрополя.

Был проведен однофакторный дисперсионный анализ, позволивший исключить пункты методики (скрининговой карты), имеющие незначимые или низкие корреляции с внешними критериями валидизации. Математическая обработка проводилась с помощью программы SPSS - 19.

В результате, в методике осталось 34 пункта. Из данных пунктов была построена шкала, определяющая уровень социально-психологической адаптации ребенка.

Экспертные оценки коррелировали с результатами методике в диапазоне от 0,56 до 0,61 (коэффициент корреляции Спирмена, p < 0,01). Корреляция результатов методики с фактом постановки на учете - 0,51. Таким образом была подтверждена достаточная критериальная валидность пилотной методики.

Через месяц было проведено повторное обследование тех же детей.

Ретестовая надежность пилотной методики находится на достаточно высоком уровне. Корреляция результатов первого и второго обследований, измеренных данной методикой составила 0,96 (коэффициент корреляции Спирмена, p < 0,001); при этом соответствующие пункты коррелировали в диапазоне от 0,92 до 0,99 (коэффициент корреляции Спирмена, p < 0,001).

Основное обследование было проведено на 169 детях от 31 до 79 месяцев, состоящих и не состоящих на учете в органах субъектов профилактики. Структура выборки по полу: 86 - мальчики, 83 - девочки. Структура выборки по факту постановки на учет: 107 детей не состояли, 62 ребёнка состояли - находились под наблюдением специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в связи с наличием трудной жизненной ситуации в семье, социально опасным положением семьи и/или несовершеннолетнего.

Как указано выше, критериальная валидность и внутренняя надежность шкалы «Уровень социально-психологической адаптации детей 3-5 лет» находится на достаточно высоком статистически значимом уровне.

Описанная методика была стандартизирована в трех вариантах - z-баллах, стайнанах и Т-баллах.

Ниже приведена таблица перевода сырых баллов в стайнаны (Таблица 3).

Таблица 3

Преобразование сырых баллов в стайнаны

Сырой балл 34-54 55-59 60-63 64-75 76-85 86-98 99-109 110- 117-

116 170

Стайнан 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Обработка результатов.

Для получения значения сырых баллов необходимо сложить все значения по Шкале.

Значение ответов для пунктов Шкалы 1,2,3,4,5,9,10,14,15,17,23,24,25,28,33,34: 1-Никогда; 2- Очень редко; 3-Иногда;4-Очень часто; 5-Всегда.

Значение ответов для пунктов Шкалы 6,7,8,11,12,13,16,18,19,20,21,22,26,27,29,30,31,32: 5-Никогда; 4-Очень редко; 3-Иногда;2-Очень часто; 1-Всегда.

Сырые баллы переводятся в стайнаны в соответствии с Таблицей 3.

Интерпретация результатов:

1-2 стайнан соответствуют высокому уровню социально-психологической адаптации; 3-4 стайнан соответствуют уровню - выше среднего; 5-6 стайнан соответствуют среднему уровню; 7-8 стайнан соответствуют уровню - ниже среднего; 9 стайнан соответствует низкому уровню социально-психологической адаптации.

Выводы. Разработана психодиагностическая методика, измеряющая уровень социально-психологической адаптации дошкольников «Шкала уровня социально-психологической адаптации детей 3-5 лет».

Валидность результатов подтверждается психометрическими показателями методики.

Данная методика была апробирована на дошкольниках, состоящих и не состоящих на учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в связи с наличием трудной жизненной ситуации, социально опасного положения ребенка и/или семьи.

В результате качественного и количественного анализа результатов психометрической квалификации методики можно рекомендовать использование данной методики для выявления уровня социально-психологической адаптации у детей дошкольного возраста.

Приложение 1

Инструкция. Пожалуйста, внимательно прочтите каждый пункт, вспомните типичное поведение данного ребенка и выберите один из пяти предлагаемых вариантов ответов:

Никогда Очень редко Иногда Очень часто Всегда

Выбираемый вариант должен отражать частоту поведенческого проявления ребенка. На каждый пункт выберите только один ответ.

Оценка

№ п/п Содержание вопроса

Никогда Очень редко Иногда Очень часто Всегда

1. В безопасной ситуации ребенок не проявляет интереса к незнакомому человеку, продолжая заниматься «своими делами»

2. В безопасной ситуации ребенок уходит от незнакомого человека в другое помещение (в другую комнату, туалет).

3. Проявляет вербальную агрессию (выражает недовольство и раздражение словами) во взаимодействии со знакомыми взрослыми (родителями, родственниками).

4. Проявляет физическую агрессию (толкает, бьет, щиплет и др.) во взаимодействии со знакомыми взрослыми (родителями, родственниками).

5. Отсутствует агрессия во взаимодействии со знакомыми взрослыми (родителями, родственниками).

6. Проявляет агрессию без видимой причины к знакомым взрослым (родителям, родственникам).

7. Дружелюбен со всеми детьми.

8. Дружелюбен с некоторыми детьми.

9. Недружелюбен с некоторыми детьми.

10. Недружелюбен со всеми детьми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Отсутствует агрессия во взаимодействии со сверстниками.

12. По собственной инициативе обменивается игрушками с другими детьми.

13. По просьбе детей обменивается игрушками.

14. Не возвращает чужие игрушки после просьбы хозяина, оставляя их вместе со своими.

15. Интерес к другим детям отсутствует, ребёнок взаимодействует только с игрушками.

16. Засыпает после обычного ритуала (чтение перед сном, колыбельная и др.).

17. Спит беспокойно, в течение сна просыпается 2 и более раз.

18. Сам убирает игрушки в комнате.

19. Убирает игрушки в комнате после напоминания значимого взрослого.

20. Строит свое поведение в соответствии с тем, что «хорошо».

21. В случае поломки им игрушки сообщает значимому взрослому о поломке («Я сломал игрушку», «У меня сломалась игрушка»).

22. В случае поломки им игрушки сообщает значимому взрослому о факте поломки игрушки кем-то («Игрушка сломалась», «Витя сломал игрушку»).

23. В случае поломки им игрушки прячет сломанную игрушку, не сообщая никому о поломке.

24. В случае поломки им игрушки пытается уничтожить сломанную игрушку (разбить на мелкие части, растоптать и др.).

25. Не реагирует на слова значимого взрослого (родителя, родственника) о необходимости соблюдения режимных моментов (приемы пищи, сон, прогулка, просмотр мультфильмов), продолжая делать то, что делает.

26. Проявляет стабильный интерес к любому виду деятельности (спорт, танцы, лепка, рисование, чтение).

27. Проявляет стабильный интерес к определенному виду деятельности (спорт, танцы, лепка, рисование, чтение).

28. Не проявляет интереса к большинству видов деятельности.

29. Организовывает свободное время (прогулка, время для свободной игры и др.) в соответствии со своими желаниями и желаниями других людей (договаривается с другими - куда пойдут, во что будут играть).

30. В выборе занятия во время прогулки, свободной игры и др. ориентируется на желания других людей (смотрит, во что играют другие дети, спрашивает взрослых - во что играть и др.).

31. Активен во всех социальных ситуациях (в детском саду, во дворе, на дополнительных занятиях и др.).

32. Активен в референтно значимых ситуациях (где интересно

большинству детей, среди которых он находится).

33. В любых социальных ситуациях пассивен.

34. Избегает любых социальных ситуаций (организованного взаимодействия с детьми, взрослыми).

Литература:

1. Авдеева Н. Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности / Под ред. И. В. Дубровиной, Н. Н. Толстых. М., 1986. - 322с.

2. Бобнева М.И., Шорохова Е.В. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М. Издательство. Наука., 1979. - 339 с.

3. Бурлачук Л. Ф. Б91 Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2011. - 384 с.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. М., 1983.

5. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М., 2001. - 220 с.

6. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. - СПб.: Прайм Еврознак, 2006.— 672 с.

7. Кляйн М. Психоаналитические труды в 7 тт. Том 1. Развитие одного ребенка/Пер с англ. и нем. Под науч. ред. С.Ф. Сироткина и М.Л. Мельниковой. - Ижевск: ИД«ERGO», 2008. - 374 с.

8. Лисина Е.А. Социально-психологические основы адаптации и оздоровления детей дошкольного возраста. Дисс.канд.пед наук. - СПб., 2004. - 214 с.

9. Митряшкина Н.В. Начальный этап психометрической квалификации диагностической методики «Шкала определения уровня социально-психологической адаптации детей 3-5 лет» // Психологическая диагностика. - 2015., № 3. — С. 40—56.

10. Паршукова С.В. «Влияние характера внутрисемейных отношений на социально-психологическую адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения». Дисс. канд. псих. наук. - Ярославль., 2007. - 191 с.

11. Пасторова А.Ю. Психофизиологические и психологические аспекты адаптации старших дошкольников с обычным развитием в группах интеграции. Дисс. канд. псих. наук. - СПб., 2005. - 153 с.

12. Посходиева Д.В. Социальная адаптация старших дошкольников средствами народных игр. Дисс. канд. пед. Наук. - М, 2000. - 158 с.

13. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. - СПб. прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 480 с.

14. Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. Сер. 6., 1995. Вып. 3. - С. 74-79.

15. Соснина М.С. Индивидуальные особенности социально-психологической адаптации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Дисс. канд. псих. наук. - М, 2011. - 192 с.

16. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями).

17. Ainsworth M. D. S. Infancy In Uganda, Infant Care and the Growth of Love. — 1 st ed. — The Johns Hopkins Press, 1967. — 471 p.

18. Winnicott D.W. Psycho-Analytic Explorations. - Harvard University Press, - 1992. - 616 p.

Психология

УДК 159.922.7 + 159.922.76-056.2 ББК Ю962.19

кандидат психологических наук, доцент Михайлова Надежда Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (г. Санкт-Петербург)

СТРЕСС ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ И СОВЛАДАНИЕ С НИМ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ С

ПОДРОСТКАМИ ЧАСТЬ II

Аннотация. Обнаружена специфика в стиле когнитивной оценки стрессовой ситуации: неполные семьи были более интернальны - они себя считали виновными в стрессе, способными контролировать и решать проблему, а полные семьи - более экстернальны - ответственность за стресс атрибутировали другим членам семьи. Выявлены различия и в копинг-стиле: одинокие матери были склонны к внутреннему копингу, а в полных семьях - отмечался чаще семейный (диадный) копинг. В неполных семьях подростки чаще демонстрировали адекватный копинг, что способствовало успешному решению ими проблем. Копинг одиноких матерей не был таким же эффективным, на что указывает более частое осложнение проблемы и пролонгация негативных стрессовых эмоций до конца дня.

Ключевые слова: структура семьи, повседневный семейный стресс, стрессовые эмоции, каузальные атрибуции, контролируемость, копинг.

Annotation. Specificity in style of a cognitive assessment of a stressful situation was discovered: incomplete families were more internal - more responsible for stress, able to control and solve the problem by themselves, and full families were more external, they attributed responsibility for stress to other family members. Differences in the coping style were also revealed: incomplete families used internal coping, and the full - family coping. In single-parent families, adolescents often demonstrated adequate coping, which contributed to their successful solution of problems. Coping demonstrated by single mothers was not as effective, what is indicated by the more frequent worsening of the problem and the lack of reduction of stressful emotions by the end of the day.

Keywords: family structure, everyday family stress, stressful emotions, causal attribution, controllability, coping.

Исследование поддержано грантом РГНФ № 16-06-00228

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.