Научная статья на тему 'Психолого-правовые основания противодействия коррупции в системе государственной службы'

Психолого-правовые основания противодействия коррупции в системе государственной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / FEATURES OF CORRUPTION IN THE PUBLIC SERVICE / PSYCHOLOGY-LEGAL TECHNOLOGIES / COMBATING CORRUPTION IN THE PUBLIC SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исаев Габибуллах Минетуллахович, Кириченко Александр Викторович

Статья посвящена проблеме исследования психолого-правовых оснований противодействия коррупции в системе государственной службы. В ней анализируется актуальность, значимость, а также особенности коррупции в системе государственной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Исаев Габибуллах Минетуллахович, Кириченко Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND LEGAL BASIS OF COMBATING CORRUPTION IN THE PUBLIC SERVICE

The article deals with psychological and legal analysis of the international experience of combating corruption in the public service. Describe the most effective methods, techniques and technologies to counter corruption.

Текст научной работы на тему «Психолого-правовые основания противодействия коррупции в системе государственной службы»

реализацию субъектно-деятельностного содержания педагогического образования. Проблема деятельностного содержания образования обсуждалась в работах В.В. Давыдова, Ю.В. Громыко, В.В. Краевского, А.В. Хуторского и др. Оформившись впервые в теории развивающего обучения В.В. Давыдова, в настоящее время деятельностное содержание образования рассматривается как научно-педагогическая задача, определяющая основные направления педагогических исследований в направлении личностного аспекта модернизации образования.

Деятельностное или субъектно-деятельностное содержание образования представляет собой виды и способы деятельности, техники и технологии и иные процедурные элементы, которыми должен овладеть обучающийся для решения учебных и жизненных проблем [4]. В исследованиях В.В. Давыдова и его последователей (Ю.В. Громыко и др.) понятие рассматривается как способ деятельности. Освоение способов деятельности, стоящих за каждым понятием, дает возможность обучающемуся продвигаться в освоении содержания учебного материала. В результате организации такого обучения происходит личностное информационное и знаниевое приращение обучающегося. Такое отрефлексиро-ванное знание предстает как совокупность следующих компонентов: «знаю что» (информация о содержании своего знания и незнания); «знаю как» (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания); «знаю зачем» (понимание смысла информации и деятельности по ее получению); «знаю я» (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации) [4,5]. Сказанное, по нашему мнению, соотносится со взглядами ряда исследователей, подчеркивающих близость компетенций и компетентностей к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что» (И.А. Зимняя), и «знать, зачем и почему» (Д.А. Махотин, Ю.В. Фролов).

Деятельностное содержание образования включает в себя две части: инвариантную, внешне задаваемую и усваиваемую учениками и вариативную - формируемую в сознании каждого обучающего в ходе обучения. К инвариантной части относятся: первичная среда, необходимая для образовательной деятельности (вопросы, проблемы по теме); набор фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем; образовательный стандарт, а также виды и способы деятельности, выступающие в качестве содержания. Вариативная часть деятельностного содержания образования формируется в сознании учащихся в процессе и в результате интериоризации ими педагогически адаптированного социального опыта на основе познания фундаментальных образовательных объектов, а также в ходе реализации личностно значимых целей, программ, проблем и видов деятельности. В данный компонент входят образовательный продукты обучающихся: методологические (цели, способы деятельности, рефлексивные результаты), когнитивные (идеи, версии, гипотезы, эксперименты, исследования) и креативные (проекты, сочинения, трактаты) [4].

Таким образом, движение деятельности обучающегося к внутренним личностным приращениям, и от них к освоению культурно-исторических достижений - является основой субъектно-деятельностного содержания образования (^.5.Хуторской), а включение обучающегося в деятельность, осознанное отношение к выполняемой деятельности и средствам, используемым для ее организации, определяют основные моменты освоения субъектно-деятельностного содержания образования (Ю.В. Громыко).

Большим потенциалом в организации субъектно-деятель-ностного содержания педагогического образования обладают формы, методы и технологии, инициирующие профессионально-личностную активность будущего учителя и направленные на становление ценностно-смысловых отношений будущего учителя (мотивационно-ценностного отношения к профессии, детям, образованию, осознания смысла педагогической деятельности, направленность на ученика, совместная работа с ним). Таковым формами могут являться психолого-педагогические тренинги, практикумы, организационно-деятельност-ные игры, технологии проблемного обучения, портфолио и др.

Вслед за А.В. Хуторским мы заключаем, что субъек-тно-деятельностное содержание по своей сути является личностным, поскольку формируется самим обучающимся. Будущий учитель как субъект педагогической деятельности

определяет и выращивает собственное содержание своей деятельности, в процессе которой формируется отношение к ней и развивается персональная компетентность.

Литература:

[1]. Борзова Т.В. Ценностные аспекты понимания в обучении // Ак-меология. 2014. № 1-2 (специальный выпуск). - С. 45-46.

[2]. Громыко Ю.В. Метод В.В.Давыдова. - М.: Пушкинский институт, 2003.

[3]. Деркач А.А. Организация личностно-профессионального развития студентов на основе акмеологического потенциала профессиональных дисциплин // Акмеология. 2014. № 1-2 (специальный выпуск). - С. 15-18.

[4]. Краевский В.В., Хуторской В.В. Основы обучения. Дидактика и методика. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

[5]. Хуторской В.В. Деятельностное содержание образования // Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сборник научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 2001. -С. 48-66.

SUBJECT AND ACTIVITY APPROACH OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE FORMATION OF FUTURE TEACHER PERSONAL COMPETENCE

Zogol Svetlana Gennadyevna (Samara, Russia) - Ph.D. in pedagogy, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, M.Gorko-go 65/67, 443099 Samara, Russia

ABSTRACT

The article deals with the subject and activity approach of pedagogical education as psychology and pedagogical condition of formation of future teacher personal competence

Key words: personal competence, future teacher, subject and activity approach of pedagogical education.

УДК 159.9

ПСИХОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Исаев Габибуллах Минетуллахович (Москва, Россия) - аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; AlVKirichenko@yandex.ru

Кириченко Александр Викторович (Москва, Россия) - доктор психологических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; AlVKirichenko@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме исследования психолого-правовых оснований противодействия коррупции в системе государственной службы. В ней анализируется актуальность, значимость, а также особенности коррупции в системе государственной службы.

Ключевые слова: психолого-правовые основания, противодействие коррупции в системе государственной службы.

Борьба с коррупцией является одним из главных приоритетов в развитии нашей страны в современных условиях. Это связано, прежде всего, с тем, что коррупция представляет серьезную угрозу государственной безопасности страны. Коррупция широко используется криминальными структурами и международным терроризмом. Как показывают многочисленные исследования, высокий уровень коррупции является одной из детерминант формирования «серых зон» - зон вне закона, где вызревают плоды терроризма.

Коррупция выступает в качестве серьезного, очень часто непреодолимого, препятствия в системе государственного управления, порождает неэффективную экономику, существенно затрудняет процесс развития страны, способствует снижению уровня жизни, дискредитирует властные структуры, формирует основы правового нигилизма, цинизма и апатии граждан нашей страны.

Методология организации технологического противодействия коррупции в системе государственной службы

предполагает, прежде всего, разработку и использование выверенных психолого-правовых оснований, которые выступают в качестве основы разработки такой системы. Под психолого-правовыми основаниями понимается совокупность фундаментальных подходов, выступающих в качестве системообразующего базиса научного познания и определяющих базовые параметры исследования коррупции как системного социально-психологического явления, обоснование процедуры построения комплексной модели противодействия коррупции, а также ее технологической реализации в условиях государственной службы.

Проведенное нами исследование позволило выявить комплекс психолого-правовых оснований противодействия коррупции в системе государственной службы, которые условно можно разделить на следующие разновидности: методологические, правовые, организационные, институциональные, морально-нравственные, компетентностные, психолого-технологические.

Методологические основания противодействия коррупции в системе государственной службы предполагают наличие разработанной системы, представленной концептуальным (принципы, система категорий, понятийно-терминологический аппарат, система теорий, законы, закономерности) и инструментальным аппаратами (методы, методики, технологии), обеспечивающими решение проблем борьбы с коррупцией на теоретическом и практическом уровнях.

Правовыми основаниями противодействия коррупции в системе государственной службы служат нормы права, регулирующие процесс борьбы с коррупцией в рамках реализации триединой задачи: выявления, предупреждения и пресечения коррупционных преступлений. Так, например, федеральный закон Российской Федерации Ж73-Ф3 от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» определяет коррупцию как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера...» [8]. Кроме этого в 2012 г. Указ Президента РФ от 13.03.2012 N297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции». 6 мая 2011 года Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

Организационные основания противодействия коррупции в системе государственной службы предполагают введения мер организационного порядка, которые существенно затрудняют процесс построения коррупционных схем. Например, в связи с принятием Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [7] органы государственной власти должны осуществлять такую экспертизу согласно методике, определенной Правительством РФ. Кроме этого следует отметить Федеральный закон от 27 июля 2010 г. Ж10-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который содержит целый ряд механизмов, препятствующих коррупционным преступлениям[6].

Институциональными основаниями противодействия коррупции в системе государственной службы являются правовые основания, уполномочивающие конкретные государственные институты заниматься борьбой с коррупцией. Так, в частности, помимо традиционно занимающихся борьбой с коррупцией Прокуратуры РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, 3 декабря 2013 г. подписан Указ Президента РФ «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции», согласно которому, в кремлевской администрации появилось новое подразделение по борьбе с коррупцией [5].

Компетентностными основаниями противодействия коррупции в системе государственной службы является уровень профессиональной подготовленности субъектов в области теоретических и практических знаний, умений и навыков

использования психолого-правовых технологий борьбы с коррупцией.

Морально-нравственными основаниями противодействия коррупции в системе государственной службы является сформированное в социуме нетерпимое отношение к коррупции, всеобщим признанием ее безнравственным явлением. Например, данное основание является главной детерминантой в весьма успешной шведской модели борьбы с коррупцией как системным социальным злом [3,4].

Психолого-технологическими основаниями противодействия коррупции в системе государственной службы выступает система наработанных психологических технологий. В рамках проведенного нами исследования как наиболее эффективные технологии экспертами (N=37) оценены следующие технологии: технологии работы с кадровым ресурсом, психолого-правовые технологии, организационно-психологические технологии, технологии формирование позитивного имиджа государственного служащего, технологии сопровождения профессиональной деятельности [2].

Разработка и внедрение данной системы психолого-правовых оснований позволит существенно повысить эффективность противодействия коррупции в системе государственной службы за счет качественного улучшения нормативной базы, принятия мер организационного, институционального, ком-петентностного и психологического характера, широкого использования наиболее эффективных психолого-правовых технологий противодействия коррупции.

Литература

[1] Антонян Ю.М. Типология коррупции и коррупционного поведения [Электронный ресурс]: http://antonyan-jm.narod.ru/inter3.html

[2] Кириченко А.В., Барложецкая Н.Ф. Акмеологический анализ причин ошибок экспертной оценки профессиональной деятельности// Акмеология. 2013. № 1 (45). С. 65-72.

[3] Кириченко А.В. Акмеолого-правовые и технологические основания построения системы противодействия коррупции в сфере образования// Акмеология. 2014, № 1 (49). С. 93-99.

[4] Кириченко А.В. Акмеолого-правовые и психологические технологии противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы// Государственная служба. 2013, № 3 (83). С. 84-86.

[5]. Указ Президента РФ от 3 декабря 2013 г. «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».

[6]. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. Ю10-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

[7]. Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

[8] Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. Ю73-ФЗ «О противодействии коррупции».

PSYCHOLOGICAL AND LEGAL BASIS OF COMBATING CORRUPTION IN THE PUBLIC SERVICE

Isaev Gabibullax Minetullaxovich (Moscow, Russia) - advanced student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84; AlVKirichenko@yandex.ru Kirichenko Alexander Viktorovich (Moscow, Russia) - D.Ps. Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84; AlVKirichenko@yandex.ru

Abstract

The article deals with psychological and legal analysis of the international experience of combating corruption in the public service. Describe the most effective methods, techniques and technologies to counter corruption.

Keywords: features of corruption in the public service, psychology-legal technologies, combating corruption in the public services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.