Научная статья на тему 'Экспертная оценка эффективности психолого-правовых технологий противодействия коррупции в системе государственной службы'

Экспертная оценка эффективности психолого-правовых технологий противодействия коррупции в системе государственной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
304
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ЭКСПЕРТ / ЛИЧНОСТЬ / ОЦЕНКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / МОДЕЛЬ РАНЖИРОВАНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЕДИНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / CORRUPTION / EXPERT / PERSONALITY / ASSESSMENT / PUBLIC OFFICER / RANKING MODEL / PSYCHOLOGICAL AND LEGAL TECHNOLOGIES / SINGLE STANDARD / COMBATING CORRUPTION IN THE PUBLIC SERVICE SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кириченко Александр Викторович, Жук Игорь Александрович, Исаев Габибуллах Минетуллахович

Статья посвящена проблеме исследования эффективности психолого-правовых технологий противодействия коррупции в системе государственной службы. В ней анализируется актуальность, значимость, а также технологические возможности борьбы коррупцией в системе государственной службы. В статье представлены выводы проведенного теоретического исследования в оценке эффективности психолого-правовых технологий противодействия коррупции в системе государственной службы. Отмечено, что для определения весовых параметров эффективности применялась модель ранжирования, также были отобраны эксперты в соответствии с разработанной моделью субъекта экспертной оценки эффективности психолого-правовых технологий противодействия коррупции в системе государственной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кириченко Александр Викторович, Жук Игорь Александрович, Исаев Габибуллах Минетуллахович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expert assessment of the efficiency of psychological and legal technologies for combating corruption in the public service system

The paper is devoted to the problem of studying the efficiency of psychological and legal technologies for combating corruption in the public service system. It analyses the topicality, significance, as well as technological possibilities for combating corruption in the public service system. The conclusions of a theoretical study carried out to assess the efficiency of psychological and legal technologies for combating corruption in the public service system are presented in the paper. It has been noted that in order to determine the efficiency weight parameters, a ranking model was used, and experts were chosen in accordance with the developed model of the subject of expert assessment of the efficiency of psychological and legal technologies for combating corruption in the public service system.

Текст научной работы на тему «Экспертная оценка эффективности психолого-правовых технологий противодействия коррупции в системе государственной службы»

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГО-

ПРАВОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Кириченко А. В.*, Жук И. А.**, Исаев Г. М.***

Expert assessment of the efficiency of psychological and legal technologies for combating corruption in the public service system

AleksandrKirichenko*, Igor'Zhuk**, Gabibullakh Isaev ***

Аннотация. Статья посвящена проблеме исследования эффективности психолого-правовых технологий противодействия коррупции в системе государственной службы. В ней анализируется актуальность, значимость, а также технологические возможности борьбы коррупцией в системе государственной службы. В статье представлены выводы проведенного теоретического исследования в оценке эффективности психолого-правовых технологий противодействия коррупции в системе государственной службы. Отмечено, что для определения весовых параметров эффективности применялась модель ранжирования, также были отобраны эксперты в соответствии с разработанной моделью субъекта экспертной оценки эффективности психолого-правовых технологий противодействия коррупции в системе государственной службы.

Abstract. The paper is devoted to the problem of studying the efficiency of psychological and legal technologies for combating corruption in the public service system. It analyses the topicality, significance, as well as technological possibilities for combating corruption in the public service system. The conclusions of a theoretical study carried out to assess the efficiency of psychological and legal technologies for combating corruption in the public service system are presented in the paper. It has been noted that in order to determine the efficiency weight parameters, a ranking model was used, and experts were chosen in accordance with the developed model of the subject of expert assessment of the efficiency of psychological and legal technologies for combating corruption in the public service system.

* Кириченко Александр Викторович, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), доктор психологических наук, профессор, Российская Федерация, г. Москва.

Kirichenko Aleksandr Viktorovich, Professor at the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation (RANEPA), Doctor of Science in Psychology, Professor, Russian Federation, Moscow.

E-mail: alvkirichenko@yandex.ru

** Жук Игорь Александрович, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), кандидат экономических наук, Российская Федерация, г. Москва.

Zhuk Igor' Aleksandrovich, Associate Professor at the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation (RANEPA), Ph.D. in Economics, Russian Federation, Moscow.

E-mail: iaz19@yandex.ru

*** Исаев ГабибуллахМинетуллахович, аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Российская Федерация, г. Москва.

Isaev Gabibullakh Minetullakhovich, Ph.D. student at the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation (RANEPA), Russian Federation, Moscow.

E-mail: gabib1974@mail.ru

Ключевые слова: коррупция, эксперт, личность, оценка, государственный служащий, модель ранжирования, психолого-правовые технологии, единый стандарт, противодействие коррупции в системе государственной службы.

Keywords: corruption, expert, personality, assessment, public officer, ranking model, psychological and legal technologies, single standard, combating corruption in the public service system.

Одной из главных задач стратегического развития нашей страны в современный период является создание эффективной системы противодействия коррупции в системе государственной службы. Коррупция, поразившая значительную часть системы государственного управления, по оценкам многих исследователей, угрожает национальной безопасности страны, всей системе общественных отношений, каждой личности. Коррупция дискредитирует властную вертикаль, существенно затрудняет систему государственного управления, деструктивно влияет на процессы развития страны, целенаправленно разрушает экономику, делая ее неэффективной и неконкурентоспособной, способствует снижению уровня жизни, порождает цинизм и апатию у граждан нашей страны, формирует основания правового нигилизма в системе «личность-общество-государство» [1, 2,7].

Под противодействием коррупции нами понимается стратегическая деятельность органов власти федерального, регионального и местного уровней, институциональных структур гражданского общества, системы правоохранительных органов, организаций и физических лиц в рамках их полномочий, состоящая в предупреждении коррупции, включая выявление и последующее устранение причин коррупции -профилактике коррупции; в борьбе с коррупцией, включая этапы выявления, предупреждения, пресечения, а также расследования и раскрытия коррупционных правонарушений; в минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений [4].

Анализ международного опыта противодействия коррупции в системе государственной службы позволил выявить целый ряд психолого-правовых технологий, показавших свою эффективность в целом ряде стран [6].

Логика нашего исследования состояла в том, что взяв за основу выявленные психолого-правовые технологии, мы их выстроили в определенную систему.

Для определения весовых параметров эффективности применялась модель ранжирования [3], также были отобраны эксперты в соот-

ветствии разработанной моделью субъекта экспертной оценки эффективности психолого-правовых технологий противодействия коррупции в системе государственной службы.

Проведенное нами теоретическое исследование экспертной деятельности показало, что модель эксперта должна отвечать целому ряду критериев, учитывающих условия данной профессиональной деятельности:

> иметь соответствующее базовое образование в области государственного управления и (или) юриспруденции;

> иметь опыт государственной службы и обладать высоким уровнем профессионализма в той отрасли государственной службы, которая оценивается;

> пройти обучение основам противодействия коррупции в системе государственной службы и получить сертификат соответствующего образца;

> пройти обучение акмеологическим основам экспертной деятельности и получить сертификат соответствующего образца;

> иметь опыт экспертной деятельности в области оценки систем противодействия коррупции в системе государственной службы;

> получить признание в профессиональной и экспертной среде;

> иметь ученую степень, ученое звание по профилю профессиональной деятельности;

> проводить научные исследования и иметь публикации в научных изданиях;

> регулярно (1 раз в 3 года) проходить обучение на курсах повышения квалификации;

> наличие необходимых социально-психологических и профессиональных качеств: знаний в области нормативно-правового регулирования государственной службы, вопросов противодействия и борьбы с коррупцией, персональных данных, а кроме того, локальных ведомственных актов, касающихся вопросов деятельности государственного органа, комиссии;

> обладать профессиональной, квалиметриче-ской и акмеологической компетентностями;

>

>

>

>

>

>

> обладать аналитическими и квалиметриче-скими способностями;

владеть технологиями экспертной деятельности в области оценки систем противодействия коррупции в системе государственной службы;

уметь пользоваться различными типами оценивающих шкал;

владеть умения и навыками работы с документами и информацией;

владеть коммуникативными умениями и навыками.

обладать опытом подготовки экспертных заключений;

непрерывно развиваться, постоянно пополнять багаж профессиональных знаний, совершенствовать профессионально значимые умения и навыки.

Кроме этого, обладать следующими специфическими качествами личности, такими как независимость, креативность, эвристичность, профессиональная интуиция, способность предвидеть будущее состояние исследуемого объекта, независимость, ответственность.

На основании разработанной модели, были отобраны 37 экспертов. В качестве технологического инструментария использовались специальные методы и технологии отбора экспертов [5]. В частности использовался «метод взаимных рекомендаций», основанный на отборе экспертов по рекомендациям других экспертов, пользующихся авторитетом в экспертной среде. В целях получения дополнительных сведений об экспертах использовался метод самооценки, когда каждый эксперты, проходя через

процедуру шкалирования, оценивали свои знания, навыки, умения в сфере технологического противодействия коррупции в системе государственной службы. Совмещение этого метода с результатами тестирования позволяет сохранить в составе команды экспертов лиц, которые высоко требовательны к себе, ответственны, исполнительны, которые обладают достаточными знаниями.

Кроме этого для проверки соответствия параметров экспертов разработанной модели использовался метод анкетных данных.

Модальность взаимоотношений между экспертами, а также степень их взаимных симпатии и антипатий определялась при помощи социометрического метода. Вопрос был сформулирован следующим образом: «Представьте, пожалуйста, что Вас назначили руководителем бригады экспертов. Кого бы Вы желали видеть в этой бригаде?

+ 3 - ввели бы в группу в первую очередь;

+ 2 - желали бы видеть в группе;

+ 1 - не возражали бы видеть в группе;

0 - определенного мнения нет;

-1 - скорее возразили бы против включения в группу;

-2 - не желали бы видеть в группе;

-3 - категорически не согласны работать с ним (с ней)

Подобным образом были выделены эксперты, которые создают проблемы в системе взаимоотношений с коллегами, снижая эффективность групповой экспертной оценки.

Модель ранжирования (обработка мнений экспертов) [9] имеет следующий вид:

m+2 k

x

ш+1

111

1=1

- 3 < Уц< 3

1 : (1Р Хш+1 1 = ШаХ(Хш+1 1,Хш+1 2,-,Хш+1п) к = 1;х

кш+1 1 кш+1 2

О^ТБ ^ _ = шах( Хш+11,Хш+1 2 Хш+1п ) THEN к = 2;х

ш+1 1 ш+1 2

—да = —да

О^Ш Хш+1 п - шах(хш+1 1,Хш+1 2,- -,Хш+1п) ТНБК к = п;Хш+1 п = —да^

п:(1Р Хш+1 1 = шах(Хш+1 1,Хш+1 2>" •,Хш+1п) ТНБК к = 1;Хш+1 1 = " -да^

О^Ш Хш+1 2 = шаХ(Хш+1 1,Хш+1 2,- -,Хш+1п) ТНБК к = 2;Хш+1 2 = —да^

Хш+1 п = Шах(Хш+1 1, Хш+1 2 Хш+1п

) ТНБК к = п;х

ш+1 п

= —да

Условные обозначения:

Хт+1 ) - суммарный ранг л'-й технологии; т - количество экспертов принимающих участие в ранжировании; П - количество оцениваемых технологий; " ^ - оценка выставленная 1-м экспертом по '-й технологии;

^т+2 к - ранг к-й технологии.

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты (Табл.1).

Психолого-технологическими основаниями противодействия коррупции в системе государственной службы выступает система наработанных психологических технологий сопровождения кадровой работы, психолого-правовые технологии, организационно-психологические технологии, формирование позитивного имиджа государственного служащего, технологии сопровождения профессиональной деятельности.

Таблица 1. Результаты экспертной оценки эффективности психолого-правовых технологий противодействия коррупции в системе государственной службы.

№ п/п Виды психолого-правовых технологий противодействия коррупции в системе государственной службы Вес Ранг

А. Психолого-правовые технологии сопровождения кадровой работы:

1 психолого-правовые технологии подбора кадров, включающие аппаратурную и неаппаратурную лай-детекцию; 82 4

2 технологии кадрового профайлинга; 73 6

3 технологии определения уровня лояльности госслужащего, 87 3

4 тестовые методики замера степени коррупционной уязвимости претендента на определенную должность; 94 1

5 технологии разработки профессиограмм и акмеограмм специалистов и определения на их основе профессиональной пригодности специалистов; 90 2

6 психолого-правовые технологии антикоррупционного воспитания государственного служащего; 70 7

7 обучение госслужащих психолого-правовым технологиям формирования, развития и совершенствования профессионализма специалистов в системе государственной службы; 64 8

8 обучение госслужащих психолого-правовым технологиям высокоэффективного воздействия на личность ли группу в профессиональных целях (управления, воспитания, контроля, а также коррекции мотивации профессиональной деятельности); 62 9

9 обучение госслужащих психолого-правовым технологиям выявления неискренности в профессиональной деятельности; 59 10

10 проведение мониторинга лояльности, а также устойчивости к коррупционным воздействиям госслужащих. 76 5

Б. Психолого-правовые технологии:

11 технологии ужесточения законодательства; 78 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 технологии использования единых стандартов борьбы с коррупцией, как для высших, так и рядовых чиновников 109 1

13 психолого-правовые технологии экспертной деятельности в рамках проведения антикоррупционной экспертизы законов, а также ведомственных подзаконных актов; 69 3

14 психолого-правовые технологии сопровождения борьбы коррупцией на этапах предупреждения, выявления и пресечения (в рамках оперативно-розыскной, следственной и судебной деятельностей). 64 4

В. Организационно-психологические технологии:

15 психолого-правовые технологии обеспечения транспарентности профессиональной деятельности госслужащих; 94 1

16 психолого-правовые технологии организации контроля за имущественным положением и доходами госслужащих; 65 6

17 использование технологий разбиения административных процедур на дополнительные стадии в целях обеспечения взаимного контроля; 87 4

18 технологии выведения подразделений внутренней безопасности соответствующих органов из подчинения руководству органа; 93 2

19 применения организационных технологий регулярной ротации должностных лиц; 90 3

20 технологии использования косвенных признаков виновности в качестве основания для наложения служебных взысканий. 70 5

Г. Формирование позитивного имиджа государственного служащего

21 психолого-правовые технологии формирования позитивного имиджа государственной службы в СМИ, на телевидении; 54 1

22 психолого-правовые технологии организации пресс-службы; 44 2

23 психолого-правовые технологии подготовки и проведения РИ акций, долгосрочных мероприятий по формированию позитивного имиджа государственного служащего. 36 3

Д. Психолого-правовые технологии сопровождение профессиональной деятельности государственного служащего

24. психолого-правовые технологии разрешения конфликтов; 41 2

25. психолого-правовые технологии изучения психологического климата в коллективе; 35 4

26. психолого-правовые технологии оказания психологического воздействия в профессиональных целях; 36 3

27. психолого-правовые методы, методики и технологии эффективного стресс-менеджмента; 43 1

28. психолого-правовые технологии профессиональной деятельности в экстремальных условиях, а также условиях конфликтного взаимодействия. 34 5

Как наиболее эффективные среди этих технологий экспертами выделяются технологии использования единых стандартов борьбы с коррупцией, как для высших, так и рядовых чиновников.

Кроме этого экспертами выделены технологии, обеспечивающие максимально возможную деперсонализацию системы взаимодействий госслужащего с субъектом регулирования (потребителем государственных и муниципальных услуг), например, используя технологии

«одного окна» и электронно-информационного решения существующих проблем.

Этому же служит процедура детальной регламентации непосредственных контактов госслужащего с гражданами и организациями, а в предусмотренных случаях наложение целой системы ограничении на взаимодействие должностного лица с субъектами регулирования вне специально выделенных для контактов должностных лиц и граждан служебных помещений, оборудованных системами видео и аудио контроля ведения деловых переговоров.

Обеспечению взаимного контроля способствует процедура разбиения административной технологии решения возникающих вопросов на дополнительные этапы, которые закрепляются за независимыми должностными лицами, представляющие различные структурные подразделения.

Независимой, объективной и, как следствие, эффективной работе по выявлению, предупреждению и пресечению фактов коррупции служит процедура выведения структур собственной безопасности соответствующего органа из подчинения руководящих структур данного органа. Кроме этого, применение регулярно-плановой ротации государственных служащих существенно затрудняет выстраивание коррупционных схем, так как чиновник просто

Литература

1. Антонян Ю.М. Типология коррупции и коррупционного поведения [Электронный ресурс]: Ьир://ап1опуап-jm.narod.ru/inter3.html.

2. Болдырев Ю.Ю. Коррупция как системный порок российского капитализма // Неэкономические грани экономики: непознанное взаимовлияние / под ред. О.Т. Богомолова. - М.: Ин-т экон. стратегий, 2010. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / Под редакцией Берестовой Л.И., Жука И.А. - М.: типография «ШЕС", 2007 г. - С. 66-68.

4. Кириченко А. В. Акмеолого-правовые и технологические основания построения системы противодействия коррупции в сфере образования // Акмеология. 2014, №1 (49). С. 93-99.

5. Кириченко А.В., Барложецкая Н.Ф. Акмеологический анализ причин ошибок экспертной оценки профессиональной деятельности // Акмеология. 2013. № 1 (45). С. 65-72.

6. Кириченко А. В. Акмеолого-правовые и психологические технологии противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы // Государственная служба. 2013, №3 (83). С. 84-86.

7. Пустовалова И.Н. Институционализация коррупции: параллели истории. // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 37.

не успевает за 2-3 года работы на одном месте «обрастать» коррупционными связями. А также эффективным экспертами признано применение «презумпции виновности», состоящей в том, что в качестве оснований для служебных разбирательств и применения санкций используются косвенные признаки виновности.

В рамках проведенного нами исследования как наиболее эффективные технологии экспертами оценены психолого-правовые технологии сопровождения кадровой работы, состоящие из тестовых методик замера степени коррупционной уязвимости претендента на определенную должность; технологий разработки професси-ограмм и акмеограмм специалистов и определения на их основе профессиональной пригодности специалистов; технологий определения уровня лояльности госслужащего,

Разработка и внедрение данной системы психолого-правовых технологий позволит существенно повысить эффективность противодействия коррупции в системе государственной службы за счет качественного улучшения нормативной базы, принятия мер организационного, институционального, компетентностного и психологического характера, широкого использования наиболее эффективных психолого-правовых технологий противодействия коррупции.

References

1. Antonian Iu.M. Tipologiia korruptsii i korruptsionnogo povedeniia. [Elektronnyi resurs]: http://antonyan-jm. narod.ru/inter3.html.

2. Boldyrev Iu.Iu. Korruptsiia kak sistemnyi porok rossi-iskogo kapitalizma, Neekonomicheskie grani ekonomiki: nepoznannoe vzaimovliianie, pod red. O.T. Bogomolova, M.: In-t ekon. strategii, 2010; Federal'nyi zakon Rossiis-koi Federatsii ot 25 dekabria 200S g. No. 273-FZ «O pro-tivodeistvii korruptsii".

3. Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v ob-razovanii: uchebnoe posobie, pod redaktsiei Berestovoi L.I., Zhuka I.A., M.: tipografiia «INEC", 2007, pp. бб-б8.

4. Kirichenko A.V. Akmeologo-pravovye i tekhnologicheskie osnovaniia postroeniia sistemy protivodeistviia korruptsii v sfere obrazovaniia, Akmeologiia, 2014, No.l (49), pp. 9399.

5. Kirichenko A.V., Barlozhetskaia N.F. Akmeologicheskii analiz prichin oshibok ekspertnoi otsenki professional'noi deiatel'nosti, Akmeologiia, 2013, No. 1 (45), pp. б5-72.

6. Kirichenko A.V. Akmeologo-pravovye i psikhologicheskie tekhnologii protivodeistviia korruptsii v sisteme gosu-darstvennoi i munitsipal'noi sluzhby, Gosudarstvennaia sluzhba, 2013, No.3 (S3), pp. 84-8б.

7. Pustovalova I.N. Institutsionalizatsiia korruptsii: paralleli istorii, Gosudarstvennoe upravlenie, Elektronnyi vestnik, 2013, No. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.