УДК 316.62
Рыжкова О.Б.
педагог-психолог
Государственный гуманитарно-технологический университет, гуманитарно-педагогический
колледж (Россия, г. Орехово-Зуево)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К КАТЕГОРИИ ИНВАЛИДОВ
Аннотация: в данной статье рассматриваются система поддержки обучающихся, относящихся к категории инвалидов, включающая в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности в образовательной организации, позволяющей реализовать творческий потенциал студента.
Ключевые слова: индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение; обучающийся, относящийся к категории инвалидов; адаптация.
В настоящее время актуален вопрос о внедрении инклюзивного обучения в систему образования Российской Федерации. В соответствие с ратификацией РФ конвенции «О правах инвалидов» вступил в силу приказ №1309 от 9 ноября 2015 г. Министерства образования и науки «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Инклюзия, по мнению Сьюзен Д. П., -это «включенность в жизнь общества, это условие для реализации творческого потенциала личности. Вне общества невозможно развитие личности и реализация творческого потенциала» [2, с. 3].
Основная цель психолого-педагогического сопровождения обучающихся, относящихся к категории инвалидов - создание системы условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту обучающихся в социуме.
Психологическое сопровождение студентов в период адаптации к обучению в учреждении СПО включает в себя:
- развитие социальных отношений студентов через непосредственный опыт взаимодействия;
- создание благоприятных социально-психологических условий для преодоления «вторичных» дефектов;
- создание условий для личностного, интеллектуального и социального развития;
- создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся в период адаптации;
- диагностику оценки состояния обучающегося и его адаптивных возможностей;
- разработку коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации студента.
Студенты, адаптация которых осложнена, должны получать дополнительную психологическую поддержку.
Для того, чтобы можно было отследить эффективность психолого-педагогического сопровождения и анализировать динамику развития каждого обучающегося, педагогом-психологом ведется индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения студента, в которой фиксируются качественные характеристики обучающегося. В карте указываются сложности в обучении и воспитании, трудности в освоении норм поведения, оценка социальной ситуации в учреждении образования, проблемы, связанные с учреждением образования, особенности взаимоотношений студента с педагогами, сверстниками, заносятся данные об интеллектуальных особенностях, личностные характеристики, мотивация, интересы и представления о будущем. Карта ведется с момента поступления в образовательное учреждение и до выпуска из него.
Физический недостаток переживается такими студентами как дефект личности. Часто нарушается социально-психологическая адаптация, они не удовлетворены своими отношениями с миром. Как никто другой, они нуждаются в психологической поддержке и сопровождении [1 с. 210].
Виды проводимой работы разнообразны: диагностика; консультирование; коррекционно-развивающая работа; информационно-просветительская работа.
Психолого-педагогическое сопровождение студентов, имеющих статус инвалида, включает ряд последовательных этапов.
I.Этап адаптации - изучение индивидуальных психологических особенностей посредством психологической диагностики, бесед, наблюдения.
II. Основной этап: обучение и воспитание, освоение профессии.
III. Заключительный этап: оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения и определение перспектив дальнейшего повышения адаптивности.
Психологическое сопровождение предполагает предоставление оперативной психологической помощи в кризисных ситуациях и поддержку в самосовершенствовании, самореализации.
Список литературы:
1. Купреева О.И. Особенности психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Московский городской психолого-педагогический университет; Ред.кол.: С.В. Алехина и др. - М.: МГППУ, 2011. -С.210-211.
2. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Том 12, №3, 2010. - С. 134-136.
3. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. -239 с.