Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития в образовательном пространстве вуза: принципы организации и осуществления'

Психолого-педагогическое сопровождение студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития в образовательном пространстве вуза: принципы организации и осуществления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хитрюк Вера Валерьевна, Пономарёва Елена Ивановна, Коршун Анна Ростиславовна, Юрчёнок Людмила Александровна

В статье на основе анализа специальной литературы рассматривается актуальнаяпроблема – психолого-педагогическое сопровождение студентов из числа лиц с особенностямипсихофизического развития (ОПФР) в образовательном пространстве вуза. Установлено,что психолого-педагогическое сопровождение представляет собой целостный системныйпроцесс взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых, который строится на основеспециальных принципов. Анализируются различные классификации принципов организациии осуществления психолого-педагогического сопровождения студентов, имеющих физические ипсихические особенности развития. Предложен оптимальный набор принципов, обеспечивающихэффективность процесса взаимодействия субъектов сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хитрюк Вера Валерьевна, Пономарёва Елена Ивановна, Коршун Анна Ростиславовна, Юрчёнок Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The topical problem of the psychological-pedagogical accompanying of the students with psychophysical development problems in the educational sphere space is examined in the given article on the basis of the special literature analysis. It is ascertained that the psychologicalpedagogical accompanying is an integral systemic process of interaction between an accompanying person and an accompanied one, which is created on the basis of special rules. Different classifications of the organization and execution rules of the psychological-pedagogical accompanying of students with physical and psychological development problems are analyzed. An original set of rules which provide efficiency of the interaction process between the accompanying subjects is proposed.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития в образовательном пространстве вуза: принципы организации и осуществления»

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

133

УДК 376:378

В. В. Хитрюк, Е. И. Пономарёва, А. Р. Коршун, Л. А. Юрчёнок

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА:

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

В статье на основе анализа специальной литературы рассматривается актуальная проблема - психолого-педагогическое сопровождение студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития (ОПФР) в образовательном пространстве вуза. Установлено, что психолого-педагогическое сопровождение представляет собой целостный системный процесс взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых, который строится на основе специальных принципов. Анализируются различные классификации принципов организации и осуществления психолого-педагогического сопровождения студентов, имеющих физические и психические особенности развития. Предложен оптимальный набор принципов, обеспечивающих эффективность процесса взаимодействия субъектов сопровождения.

Введение

На Всемирной конференции по образованию детей с особыми потребностями, проходившей в Саламанке, отмечалось, что современное образование становится все более интегрированным и инклюзивным (включенным), предполагающим не приведение всех к единому знаменателю, не гомогенизацию системы как стремление к однородности, а сохранение обогащающих систему различий при условии заинтересованного, доброжелательного и толерантного диалога и взаимодействия общества [1].

Эффективность интегрированного, включенного образования напрямую зависит:

- от научного обоснования принципов, условий, способов, средств его организации и осуществления в практической деятельности на всех ступенях: от дошкольного - до высшего;

- от определения компонентов, направлений, содержательного наполнения конструируемых моделей психолого-педагогического сопровождения (помощи, поддержки) лиц с нарушениями физического и (или) психического развития;

- от методического обеспечения деятельности тех специалистов, которые непосредственно работают на уровне психолого-педагогического сопровождения (помощи, поддержки) с лицами, имеющими особенности психофизического развития;

- от степени разработанности технологий индивидуального психолого-педагогического сопровождения лиц с ОПФР;

- от создания системы развития толерантного сознания у членов общества по отношению к лицам с ОПФР;

- от уровня сформированности инклюзивной культуры (инклюзивной готовности, инклюзивной грамотности, инклюзивной компетентности) профессорско-преподавательского состава и студенческой молодежи вуза и др.

Проблема доступности высшего образования лицам с особенностями психофизического развития активно исследуется и освещается в научных трудах таких ученых, как Р. О. Агавелян, В. З. Кантор, Е. А. Мартынова, Г. В. Никулина, Г. С. Шушкин, П. В. Романов, А. Г. Станевский, Е. Р. Ярская-Смирнова и др.

Анализ специальной и психолого-педагогической литературы дает основание утверждать, что, оказавшись в условиях вуза, молодые люди с особенностями психофизического развития часто сталкиваются с комплексом проблем, затрудняющих процесс их адаптации к условиям высшей школы: получение и обработка информации, коммуникативные проблемы и т. д. (Е. И. Берус, В. З. Кантор, А. Г. Капрова, А. А. Кочетков, Д. М. Маллаев, Г. В. Никулина,

А. М. Рабец, В. К. Рогушин и др.). Это требует организации специальных мер по преодолению особенностей и трудностей интеграции лиц с ОПФР в новые для них условия вуза.

134

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Психолого-педагогическое сопровождение студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития, осуществляемое в образовательном пространстве вуза, рассматривается в психолого-педагогических исследованиях как целостный системный процесс, в котором принимают участие (непосредственно и опосредованно) руководство вуза, преподаватели, кураторы, психолог, социальный педагог, воспитатели общежития и др. [2]. При этом их деятельность должна быть основана не просто на сумме активностей, а на взаимодействии всех элементов образовательной среды, которые создают условия для объединения усилий сопровождающего и сопровождаемого в разрешении проблем обучения, воспитания, социализации [3] и профессионально-личностного развития последних.

Такое понимание психолого-педагогического сопровождения предполагает опору не только на знание индивидуальных особенностей студентов, связанных с состоянием их физического и психического здоровья, проблем или трудностей, появляющихся в различных сферах студенческой жизни и во внутреннем психологическом самочувствии, но и на знание их личностно значимых потребностей, интересов, стиля общения, отношения к людям и социуму [4].

По нашему мнению, в основе психолого-педагогического сопровождения студентов из числа лиц с ОПФР лежит сложный процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающей структуры, опирающийся на комплексный подход, включающий единство диагностики, информационного поиска, планирования, консультирования и первичной помощи в реализации плана.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследователи, занимающиеся проблемой психолого-педагогического сопровождения лиц с ОПФР в образовательной практике, рассматривают его, прежде всего, с позиции психологической, физической и социальной безопасности сопровождаемых. Эту безопасность призваны обеспечить принципы организации сопровождения.

Необходимо отметить, что в специальной литературе представлены различные классификации принципов осуществления сопровождения.

Так, И. А. Ивановская, автор проекта «Психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников», в качестве основных называет следующие принципы:

- гуманизация (вера в возможности сопровождаемого и его силы);

- системный подход (понимание человека как целостной системы);

- комплексный подход к сопровождению;

- целостность сопровождения человека в процессе жизнедеятельности, которая выражается в преемственности и последовательности сопровождения.

Названные принципы, по мнению И. А. Ивановской, имеют следующее практическое выражение:

а) квалифицированная комплексная диагностика возможностей и способностей сопровождаемого;

б) разработка и реализация программ сопровождения, участие специалистов в создании индивидуальных программ, отвечающих возможностям и особенностям воспитанников;

в) реабилитация физического и психического здоровья [5].

Классификация, предложенная Д. В. Зайцевым, включает в себя такие принципы психолого-педагогического сопровождения студентов в условиях вуза, как:

- рекомендательный характер деятельности сопровождающего;

- приоритет интересов сопровождаемого (быть на стороне студента);

- непрерывность сопровождения;

- мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;

- стремление к автономизации студента [6, 138].

Белорусский исследователь И. Е. Валитова, изучая проблему специальной комплексной помощи при наличии отклонений в развитии детей, выделяет ряд теоретических и организационных принципов, часть из которых можно трансполировать на процесс сопровождения студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития. К ним, прежде всего, относятся:

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

135

- принцип комплексности. Характеризуя его, автор отмечает, что человек является целостным биопсихосоциальным существом. При наличии психофизических отклонений страдают все системы организма и психики, нарушается способность человека воспринимать окружающий мир и осуществлять свое поведение в мире, усваивать информацию и устанавливать контакты с другими людьми. Поэтому сопровождение будет эффективным только на основе комплексного сопровождения;

- принцип единства и дифференциации диагностической, коррекционно-развивающей и терапевтической работы [7, 34-35].

Опираясь на исследования названных авторов, а также на труды Ю. В. Богинской, Е. Н. Бондаренко, И. В. Зарубиной, А. Н. Коноплёвой, Е. И. Тихомировой и др., мы выделили следующие принципы психолого-педагогического сопровождения студентов с особенностями психофизического развития в образовательном пространстве вуза.

1. Принцип научного обеспечения психолого-педагогического сопровождения,

соблюдение которого предполагает: а) описание концептуальной основы психолого-

педагогического сопровождения лиц с ОПФР (миссия, научная основа - принципы, идеи, теории и т. д.); б) описание компонентов процесса сопровождения; в) разработку механизмов и средств сопровождения, которые соответствуют индивидуальным особенностям студентов с ОПФР; г) выполнение диагностических срезов.

2. Принцип адаптивности сопровождения к личности студента с особенностями психофизического развития. Всем участникам сопровождения необходимо знать особенности такого студента, его запросы и потребности, поскольку учет индивидуальных и возрастных особенностей определяет содержание, формы, способы сопровождения лиц с ОПФР. Соблюдение этого принципа обеспечивает целостность, динамичность, гибкость, вариативность, открытость сопровождения.

3. Принцип оптимальности. Его соблюдение позволит обеспечить соответствие сопровождения реальным условиям обучения в вузе с учетом психологических особенностей юношеского возраста. Содержательное наполнение сопровождения в этом случае соотносится с условиями конкретного вуза, учебной группы, имеющимися учебно-методическими, социальнобытовыми, материально-техническими, временными ресурсами и т. д.

4. Принцип реализации личностно-ориентированной стратегии. Он направлен на: а) выявление потребностей и стремлений личности; б) определение ограничений и преград в её функционировании и развитии; в) создание условий, предупреждающих появление образовательной (вузовской) и социальной дезадаптации; г) выявление факторов риска в её окружении; д) выявление внутренних и внешних ресурсов развития личности. На этой основе разрабатывается индивидуальная программа сопровождения.

5. Принцип обратной связи, реализация которого предполагает проведение оценивания промежуточных результатов процесса сопровождения, соотнесение их с желаемым будущим и, при необходимости, корректировки процесса сопровождения.

6. Принцип рефлексии, смысл которого заключается в осознании осуществленной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению студентов из числа лиц с ОПФР. На основе рефлексии необходимо выделить существенные элементы опыта, которые можно использовать в дальнейшей деятельности либо от которых нужно отказаться. Этот принцип требует постоянной корректировки процесса и механизма сопровождения на основе анализа, учёта потребностей и возможностей сопровождающих и сопровождаемых, а также факторов внешней среды.

7. Принцип целостности (включенности), который предполагает, что цели и задачи сопровождения соответствуют целям и задачам образовательного учреждения и в целом социума.

8. Принцип комплексности, реализация которого обеспечивает выполнение двух требований. Первое - деятельность сопровождающих (представителей администрации, преподавателей, кураторов, психологов, социальных педагогов и др.) должна быть согласована и направлена на достижение общей цели - создание благоприятных условий для интеллектуального, социального, личностного развития и профессионального становления

136

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

студентов с особенностями психофизического развития. Второе требование связано с обеспечением ряда взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности: правовая защита и правовой всеобуч субъектов сопровождения, социальная помощь, обучение навыкам социальной компетентности лиц с ОПФР.

9. Принцип преемственности и последовательности сопровождения. Он предполагает осуществление контакта с семьей студента, связь с учреждением образования, в котором он обучался до поступления в вуз, с целью оптимизации процесса адаптации к новым условиям обучения и проживания, создания ситуации развития, соответствующей индивидуальности студента.

10. Принцип коррекционно-педагогической и психологической поддержки. В нем заложена система методов и средств, обеспечивающих помощь студентам из числа лиц с ОПФР, в самостоятельном индивидуальном выборе (нравственном, профессиональном); в преодолении препятствий (трудностей, проблем) на пути самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой, творческой деятельности; в анализе реальных и потенциальных проблем, в проектировании возможного выхода из них; в оказании помощи в овладении образовательной программой вуза и в социальной адаптации к условиям учреждения высшего образования; в содействии самостоятельному достижению желаемых результатов.

11. Принцип позитивно-ресурсной диагностики. Он определяет, что фундаментом сопровождения должна быть диагностика, позволяющая выявить субъективный потенциал студента, который позволит успешно решать возникающие проблемы. Традиционная диагностика, предполагающая констатацию дефицитарности развития, перечисляющая выявленные недостатки, не позволяет грамотно определять траекторию сопровождения.

12. Принцип приоритета особых потребностей лиц с особенностями психофизического развития и внутренней дифференциации сопровождения. Его смысл заключается: а) в учете особенностей и потребностей в соответствии с нозологической группой студентов с ОПФР; б) в осознании сопровождающими, что студенты с ОПФР (в соответствии с характером и глубиной нарушения) нуждаются в создании специальных условий для обучения, передвижения, проживания; в) в выявлении сильных сторон этих студентов, которые необходимо использовать в целях нивелирования, компенсации имеющихся нарушений развития, преодоления повышенной тревожности, неверия в себя.

13. Принцип системности, который реализуется в процессе сопровождения в разных направлениях: студенты, преподаватели, кураторы учебных групп и т. д. Сопровождение в этом случае оказывается одновременно всеми участниками, а усилия сопровождающих координируются и согласуются с потребностями сопровождаемого.

14. Принцип непрерывности и постепенного сокращения сопровождения. Он, во-первых, гарантирует непрерывность сопровождения на всех этапах обучения в вузе; во-вторых, выдвигает требование, что к его окончанию студент должен чётко обозначить трудности, с которыми предстоит встретиться, определить векторы своей деятельности и ресурсы, обеспечивающие её эффективность; в третьих, подсказывает студентам, что сопровождение не может быть бесконечным.

15. Принцип оптимизации средовыхусловий образовательного процесса, предусматривающий оснащение учебных аудиторий, библиотеки, читальных залов и т. д. специализированной оргтехникой и ее программным обеспечением, разработку и внедрение специальных дидактических средств и материалов для организации и проведения коррекционной работы.

Выводы

Определенные нами принципы диктуют необходимость переосмысления методологических и организационно-содержательных основ апробированных путей и способов осуществления психологопедагогического сопровождения студентов с ОПФР в образовательном пространстве вуза.

Реализация названных принципов организации и осуществления психолого-педагогического сопровождения студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития будет, на наш взгляд, способствовать:

- ослаблению имеющихся нарушений и отклонений, их коррекции, преодолению ограничений жизнедеятельности, повышению уровня функционирования;

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

137

- формированию у таких студентов позитивного образа «Я»;

- развитию умения осознавать собственные эмоциональные проявления и управлять собой;

- оптимизации межличностного взаимодействия как на личностном, так и на профессиональном уровнях;

- формированию потребности опираться на собственные внутренние ресурсы при решении профессиональных задач и жизненных ситуаций;

- осознанию ответственности за свое будущее, благополучие и успешность.

Литература

1. Всемирная конференция в Саламанке (1994) «Доступность и качество образования» (World Conference on Special Needs Education Access and Quality). - Режим доступа : http://webcache.googleusercontent.com/searchsource=www.google.by. - Дата доступа: 18.06.2011.

2. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. - СПб., 2008. - 576 с.

3. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. - СПб. : Дидактика Плюс, 2002. - 304 с.

4. Газман, О. С. Педагогическая поддержка в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования. - 1995. - № 3. - С. 61-62.

5. Ивановская, И. А. Проект «Психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников» / И. А. Ивановская. - Режим доступа : http://sindd.ucoz.ru/publ/proekt_pskhologo_mediko_pedagogicheskoe soprovozdenie_ vospitannikov/1-1-0-9. - Дата доступа : 24.05.2011.

6. Зайцев, Д. В. В центре внимания - студент-инвалид / Д. В. Зайцев // Высшее образование в России. - 2009. - № 5. - С. 134-140.

7. Валитова, И. Е. Теоретические основы ранней комплексной помощи / И. Е. Валитова // Дети с отклонениями в развитии: проблемы изучения и организации комплексной помощи : сб. материалов респ. науч.-практ. конф., Брест, 19-20 окт. 2010 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; под общ. ред. И. Е. Валитовой. - Брест : Альтернатива, 2010. - 142 с.

Summary

The topical problem of the psychological-pedagogical accompanying of the students with psychophysical development problems in the educational sphere space is examined in the given article on the basis of the special literature analysis. It is ascertained that the psychological-pedagogical accompanying is an integral systemic process of interaction between an accompanying person and an accompanied one, which is created on the basis of special rules. Different classifications of the organization and execution rules of the psychological-pedagogical accompanying of students with physical and psychological development problems are analyzed. An original set of rules which provide efficiency of the interaction process between the accompanying subjects is proposed.

Поступила в редакцию 06.07.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.