Научная статья на тему 'Стратегия деятельности группы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особенностями психофизического развития в учреждении общего среднего образования'

Стратегия деятельности группы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особенностями психофизического развития в учреждении общего среднего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1065
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / УЧАЩИЕСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладкая В.В.

В статье представлена стратегия деятельности группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития в течение учебного года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладкая В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия деятельности группы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особенностями психофизического развития в учреждении общего среднего образования»

УДК 376.015.3(075.9)

СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2019 В. В. Гладкая

канд. пед. наук, доцент, завкафедрой дефектологии E-mail: vgladkaja @ mail. ru

Республика Беларусь, г. Минск, Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования»

В статье представлена стратегия деятельности группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития в течение учебного года.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, учащиеся с особенностями психофизического развития, этапы деятельности.

Обязательным условием организации обучения детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) в системе интегрированного обучения и воспитания является осуществление их психолого-педагогического сопровождения [Методические рекомендации...]. Психолого-педагогическое сопровождение - это особой направленности деятельность школьных специалистов в отношении детей с ОПФР, имеющая целью предупреждение или устранение проблем, приводящих к школьной дезадаптации ребенка [Гладкая 2018]. В результате создаются благоприятные психолого-педагогические условия для успешной позитивной самореализации ребенка с ОПФР в школьной жизнедеятельности.

Г.Ф. Кумариной понятие школьной дезадаптации определяется как нарушение (или не возникновение) равновесия, гармонических отношений между ребенком и школьной средой, при котором страдает ребенок [Кумарина 2001]. А так как у ребенка с ОПФР ситуации дезадаптации возможны в любой из сфер школьной жизни (учение, внеучебная деятельность, общение, межличностные отношения, реализация имеющихся способностей и др.), то важно все эти сферы охватить вниманием для предупреждения или устранения его школьной дезадаптации любого характера. Для этого в учреждении общего среднего образования и создается группа психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР (далее - группа ППС), в которую входят школьные специалисты, от деятельности которых зависит установление гармонических отношений между ребенком и различными компонентами школьной среды - представителями администрации, учителями, учителями-дефектологами, воспитателями, педагогами-психологами, социальными педагогами, руководителями кружков и др. Руководителем группы ППС является заместитель директора, курирующий интегрированное обучение и воспитание.

Предлагаем следующую стратегию деятельности группы ППС в учебном году.

1. Подготовительный этап (последняя неделя августа - первая неделя сентября)

Цели:

определение состава группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР;

обеспечение единого и четкого понимания участниками группы цели и

Раздел 3. СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

специфики содержания их деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР;

стимуляция творческой активности членов группы сопровождения, процессов их саморазвития и самосовершенствования.

Первым важным шагом деятельности группы ППС, созданной в начале учебного года, является коллективное обсуждение содержания предстоящей деятельности группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР. При разном понимании специалистами целей и направлений деятельности психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в учреждении образования, при отсутствии четкого понимания своей роли в общей работе невозможна организация эффективной деятельности и взаимодействия участников группы сопровождения. Основными вопросами для обсуждения могут быть такие: специфика деятельности психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР в учреждении общего среднего образования, цель и направления деятельности группы ППС, функции каждого участника группы сопровождения, формы и методы взаимодействия специалистов, документация группы ППС и др. Возможно, будет осознана потребность в четкой фиксации позиций по ключевым аспектам деятельности сопровождения и, соответственно, в разработке локального документа учреждения образования -Инструкции о деятельности группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР.

Данного рода деятельность в начале учебного года актуальна не для каждого учреждения образования. Она может быть значима в случаях, если учреждение только начинает осуществление деятельности сопровождения учащихся с ОПФР или если в составе группы сопровождения произошли большие изменения.

Следующим шагом деятельности группы ППС на подготовительном этапе является составление общего плана работы группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР на учебный год. При этом предполагается высокая вероятность осуществления внеплановой деятельности.

2. Диагностико-проектировочный этап (сентябрь - октябрь)

Цели:

получение всесторонней информации о взаимоотношениях между ребенком с ОПФР и школьной средой (учебная, внеучебная деятельность, поведение, общение, межличностные отношения);

выявление на этой основе наличия либо отсутствия проблем в школьной жизнедеятельности детей с ОПФР;

определение содержания психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося с ОПФР (разработка индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения);

повышение компетентности членов группы сопровождения в области способов выявления проблем, приводящих к школьной дезадаптации ребенка с ОПФР.

Результатом деятельности группы ППС на этом этапе является разработка индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР. Этому предшествует серьезная диагностическая деятельность участников группы сопровождения, направленная на всестороннее изучение школьной жизни всех учащихся с ОПФР, выявление наличия либо отсутствия проблем или предпосылок их возникновения, приводящих к школьной дезадаптации детей.

Данные диагностической деятельности членов группы сопровождения коллективно обсуждаются на заседании группы сопровождения, проводимом в форме психолого-педагогического консилиума, в результате чего заполняется

Гладкая В. В. Стратегия деятельности группы психолого - педагогического сопровождения обучающихся с особенностями психофизического развития

в учреждении общего среднего образования

«Диагностическая карта психолого-педагогического сопровождения» на каждого учащегося с ОПФР. Диагностическая карта должна давать информацию о наличии (отсутствии) проблем в разных сторонах школьной жизни ребенка (учебная и внеучебная деятельность, реализация имеющихся способностей, поведение, общение, межличностные отношения). Вариант такой карты предложен нами в пособии, посвященном деятельности группы ППС [Гладкая 2018]. На основе анализа результатов диагностической деятельности определяется требующийся тип индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребёнка -профилактическая или коррекционная. В случае отсутствия проблем, проблемных ситуаций в школьной жизнедеятельности ребенка с ОПФР разрабатывается индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения профилактической направленности. Если же проблемы существуют, то определяются их причины и разрабатывается коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения учащегося с ОПФР.

Разработка профилактической программы начинается с формулирования цели сопровождения. При этом принимаются во внимание два аспекта:

1) «сильные» стороны, интересы, способности ребенка с ОПФР, возможности их учёта в учебной и внеучебной деятельности учащегося;

2) «слабые» стороны, связанные с характером нарушений развития (например, нарушения функций опорно-двигательного аппарата), осознание необходимости их учёта, например, путём создания образовательной среды определенного характера (коррекционно-развивающей, адаптивной или безбарьерной) и наполнения (особые предметные и/или пространственные, и/или организационно-смысловые, и/или социально-психологические ресурсы); путём формирования специальной профессиональной компетентности у учителей, воспитателей, руководителей кружковой работы по работе с таким ребенком и т. п.

После постановки цели сопровождения определяется модель взаимодействия членов группы сопровождения, содержание, формы работы каждого участника и планируемые сроки.

Логика разработки коррекционной программы выглядит следующим образом: проблема (-ы) в школьной жизнедеятельности у ребенка с ОПФР ^ её причина (-ы) ^ цель сопровождения ^ члены группы сопровождения, участвующие в реализации программы сопровождения (могут участвовать не все члены группы сопровождения), ^ модель их взаимодействия (параллельное или последовательное) ^ содержание, формы работы каждого участника ^ планируемые сроки.

3. Деятельностный этап (октябрь - апрель)

Цели:

профилактика или устранение проблем в школьной жизнедеятельности учащихся с ОПФР;

повышение уровня компетентности членов группы сопровождения в вопросах методов и форм организации работы по профилактике и преодолению проблем, приводящих к школьной дезадаптации ребенка с ОПФР;

развитие способности специалистов группы сопровождения работать в команде, взаимодействовать.

Через определенный период работы по индивидуальной программе психолого-педагогического сопровождения (устанавливается каждым учреждением образования по своему усмотрению - месяц, четверть или др.) проводится оценка степени успешности реализации программы. Нужно:

проанализировать результативность реализации индивидуальной программы

Раздел 3. СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

психолого-педагогического сопровождения (произошли ли положительные изменения в школьной жизни ребенка, устранены ли проблемы и т.п.);

определить, есть ли необходимость корректировки содержания сопровождения и если есть, то в каком направлении;

оценить, есть ли необходимость корректировки организационно-методической стороны деятельности сопровождения и если есть, то в каком направлении. По результатам анализа делаются выводы: либо о продолжении работы по программе,

либо о необходимости внесения в программу изменений и дополнений, либо об изменении типа программы и разработке новой программы (была коррекционная программа, а теперь разрабатывается профилактическая; была профилактическая, но возникли проблемы и есть потребность в разработке коррекционной).

Параллельно деятельности по реализации индивидуальных программ сопровождения проводится работа по повышению уровня компетентности членов группы сопровождения в вопросах методов и форм организации работы по профилактике и преодолению проблем, приводящих к школьной дезадаптации ребенка с ОПФР (теоретические семинары, семинары-практикумы, круглые столы, методические ринги и т.д.).

4. Аналитический этап (май) Цели:

оценка результативности индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР, степени достижения поставленных целей;

выявление эффективных способов деятельности группы сопровождения; подведение итогов работы группы сопровождения за учебный год. Для достижения данных целей могут использоваться разные формы взаимодействия членов группы психолого-педагогического сопровождения (психолого-педагогический консилиум, методический мост, круглый стол и др.). В процессе любых организационных форм большое значение имеет метод рефлексивного анализа деятельности каждого специалиста и группы в целом, предусматривающий оценку проводившейся работы и ее результатов, выявление эффективных способов деятельности.

В соответствии с полученными данными руководитель группы сопровождения составляет аналитический отчет. Подводя итоги работы группы сопровождения за год, он проводит анализ и оценку результативности деятельности по двум направлениям: в отношении сопровождаемых учащихся с ОПФР; в отношении работы, взаимодействия членов группы сопровождения.

Предложенная стратегия отражает логику развертывания деятельности группы ППС в течение учебного года. Деятельность психолого-педагогического сопровождения предполагает командную работу школьных специалистов, что способствует развитию у них умений взаимодействовать, сотрудничать друг с другом, а эти умения, несомненно, положительно сказываются на результатах работы с детьми. Грамотная реализация деятельности психолого-педагогического сопровождения ученика с ОПФР в учреждении общего среднего образования способствует установлению равновесия, гармоничных отношений между ребенком и школьной средой, несмотря на имеющиеся у него нарушения развития.

Гладкая В. В. Стратегия деятельности группы психолого - педагогического сопровождения обучающихся с особенностями психофизического развития

в учреждении общего среднего образования

Библиографический список

Гладкая В.В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями психофизического развития в учреждении общего среднего образования: учеб.-метод. пособие. Минск: Зорны Верасок, 2018. 100 с.

Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Г.Ф. Кумариной. М.: Академия, 2001. 320 с.

Методические рекомендации по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания (утверждены заместителем Министра образования Республики Беларусь 26.08.2016) [Электронный ресурс] // Gigabaza.ru. URL: https://gigabaza.ru/doc/194821.html (дата обращения: 19.06.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.