Научная статья на тему 'Модель психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии'

Модель психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1034
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИЕРАРХИЯ СОПОДЧИНЕНИЯ УРОВНЕЙ МОДЕЛИ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ / КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ МОДЕЛИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / АДАПТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / PERSONAL DEVELOPMENT / PROBLEM OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT / HIERARCHY OF SUBORDINATION LEVELS OF MODEL / STRUCTURAL COMPONENTS OF MODEL / PERFORMANCE CRITERIA MODEL / EDUCATIONAL SPACE / ADAPTIVE LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Нина Васильевна, Аутлева Асиет Нурбиевна, Шавернева Юлия Юрьевна

Основой представленного исследования выступает необходимость реформирования системы обучения и воспитания младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии в модели инклюзивного образования. Актуальное значение психолого-педагогического сопровождения заключается в повышении качества социализации и социальной адаптации младших школьников с нарушениями в интеллектуальной сфере. Основной целью психолого-педагогического сопровождения является организация и поддержание адаптивной образовательной среды, которая в свою очередь представлена в модели комплексом блоков: диагностических задач, воспитательных задач, коррекционно-развивающих задач, оздоровительного, образовательного и консультативного блока. Ожидаемые результаты и эффекты реализации представленной модели связаны с уменьшением и коррекцией недостатков психофизического развития младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии, активизацией личностных механизмов их компенсации, профилактикой вторичных отклонений в формировании личности. В статье раскрываются методологические основы создания модели психологопедагогического сопровождения младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии; конкретизируется комплекс задач, основных направлений и структурных компонентов функционирования модели; предлагается иерархия соподчинения субъектов психологопедагогического сопровождения, представленная средовым и личностным уровнями. Новизна представленного исследования заключается в разработке самостоятельной модели, позволяющей выделить иерархию соподчинения ее структурных компонентов, их соотношение, взаимосвязь и взаимозависимость. Представлены критерии эффективности функционирования модели психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие систематический мониторинг качества данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Нина Васильевна, Аутлева Асиет Нурбиевна, Шавернева Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH PROBLEMS IN INTELLECTUAL DEVELOPMENT

Basis of presentation the research supports the need to reform the education system and the education of younger schoolboys with problems in intellectual development in inclusive education model. Actual value of psycho-pedagogical support is to improve the quality of socialization and social adaptation of younger schoolboys with infringements in the intellectual sphere. The main purpose of psycho-pedagogical support is the organization and maintenance of adaptive educational environment, which in turn is represented in the model complex blocks: diagnostic problems, educational problems, correctional and developmental problems, health, education and the advisory unit. Expected results and effects of the implementation of the presented model associated with a reduction and correction of deficiencies mental and physical development of younger schoolboys with problems in intellectual development, the activation mechanisms of their personal compensation, prevention of secondary abnormalities in the formation of personality. The article describes the methodological basis for the creation of psycho-pedagogical model escort younger students with problems in intellectual development; concretized complex tasks, guidelines and structural components of the functioning of the model; proposed hierarchy of subordination of subjects of psycho-pedagogical support provided by environmental and personal levels. The novelty of the present study is to develop a selfmodel to highlight the hierarchy of subordination of its structural components, their correlation, interrelation and interdependence. Presents performance criteria model of psycho-pedagogical support to ensure the systematic monitoring of the quality of the process.

Текст научной работы на тему «Модель психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии»

УДК 371:159.9 ББК 74.202.51 П 3

ПЕТРОВА Нина Васильевна, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

АУТЛЕВА Асиет Нурбиевна, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

ШАВЕРНЕВА Юлия Юрьевна, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

Основой представленного исследования выступает необходимость реформирования системы обучения и воспитания младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии в модели инклюзивного образования. Актуальное значение психолого-педагогического сопровождения заключается в повышении качества социализации и социальной адаптации младших школьников с нарушениями в интеллектуальной сфере. Основной целью психолого-педагогического сопровождения является организация и поддержание адаптивной образовательной среды, которая в свою очередь представлена в модели комплексом блоков: диагностических задач, воспитательных задач, коррекционно-развивающих задач, оздоровительного, образовательного и консультативного блока. Ожидаемые результаты и эффекты реализации представленной модели связаны с уменьшением и коррекцией недостатков психофизического развития младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии, активизацией личностных механизмов их компенсации, профилактикой вторичных отклонений в формировании личности. В статье раскрываются методологические основы создания модели психолого-педагогического сопровождения младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии; конкретизируется комплекс задач, основных направлений и структурных компонентов функционирования модели; предлагается иерархия соподчинения субъектов психолого-педагогического сопровождения, представленная средо-вым и личностным уровнями. Новизна представленного исследования заключается в разработке самостоятельной модели, позволяющей выделить иерархию соподчинения ее структурных компонентов, их соотношение, взаимосвязь и взаимозависимость. Представлены критерии эффективности функционирования модели психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие систематический мониторинг качества данного процесса.

Nina V. PETROVA,

Adyghe State University, Maykop, Russia

Asiet N. AUTLEVA, Adyghe State University, Maykop, Russia

Julia Yu. SHAVERNEVA, Adyghe State University, Maykop, Russia

MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH PROBLEMS IN INTELLECTUAL DEVELOPMENT

Basis of presentation the research supports the need to reform the education system and the education of younger schoolboys with problems in intellectual development in inclusive education model. Actual value of psycho-pedagogical support is to improve the quality of socialization and social adaptation of younger schoolboys with infringements in the intellectual sphere. The main purpose of psycho-pedagogical support is the organization and maintenance of adaptive educational environment, which in turn is represented in the model complex blocks: diagnostic problems, educational problems, correctional and developmental problems, health, education and the advisory unit. Expected results and effects of the implementation of the presented model associated with a reduction and correction of deficiencies mental and physical development of younger schoolboys with problems in intellectual development, the activation mechanisms of their personal compensation, prevention of secondary abnormalities in the formation of personality. The article describes the methodological basis for the creation of psycho-pedagogical model escort younger students with problems in intellectual development; concretized complex tasks, guidelines and structural components of the functioning of the model; proposed hierarchy of subordination of subjects of psycho-pedagogical support provided by environmental and personal levels. The novelty of the present study is to develop a self- model to highlight the hierarchy of subordination of its structural components, their correlation, interrelation and interdependence. Presents performance criteria model of psycho-pedagogical support to ensure the systematic monitoring of the quality of the process.

Ключевые слова: личностное развитие, проблемы ин- Keywords: personal development, problem of intel-

теллектуального развития, психолого-педагогическое lectual development, psychological and educational

сопровождение, иерархия соподчинения уровней моде- support, hierarchy of subordination levels of model,

ли, структурные компоненты модели, критерии результа- structural components of model, performance crite-

тивности модели, образовательное пространство, адап- ria model, educational space, adaptive learning envi-

тивная образовательная среда ronment

Проблема личностного развития младших школьников с нарушениями в интеллектуальной сфере сложна и многоаспектна как с методологической, научно-теоретической, так и практической сторон и становится важнейшей образовательной стратегией республики Адыгея. Для определения содержания процесса психолого-педагогического сопровождения детей данной категории мы применяли метод научного познания - моделирование. В рамках данного проекта под дефиницией «модель» понимается некая система, в которой воспроизведены наиболее существенные свойства оригинала, то есть, процесса психолого-педагогического сопровожде-

ния детей младшего школьного возраста с проблемами в интеллектуальной сфере. Создавая модель, мы опирались на базовые научные данные и прикладные разработки в области психологии и педагогики. Модель носит практико-ориентированную направленность. Она построена: с учетом возрастных особенностей развития детей с проблемами в интеллектуальной сфере; учитывает особенности образовательного пространства начальной школы, осуществляющей соответствующую образовательную деятельность по реализации Федерального государственного образовательного стандарта; характеризуется приближенностью и допущением некоторых идеализаций.

Методологической базой создания модели психолого-педагогического сопровождения служат: гуманистическая парадигма в психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), ориентирующая на развитие потенциала личности младшего школьника с интеллектуальными нарушениями в процессе сопровождения на основе понимания, доверия; личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, И. С.Якиманская и др.) определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития ребенка; психолого-педагогическая антропологическая парадигма (Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков и др.) предполагающая целостный подход к ребенку в единстве его сущностного, личностно-типологического и личностно-индивидуального уровней развития; концепция психолого-педагогической поддержки (В.Д. Газман и др.), обосновывающая содержание сопровождения процесса развития личности младшего школьника с интеллектуальными нарушениями; компетентностный и системно-деятельностный подходы (М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), в контексте которых приоритетом становится формирование универсальных учебных действий, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения младших школьников с нарушениями интеллекта.

Вслед за М.А. Ждановой, Е.И. Казаковой, Л.М. Шипициной, под психолого-педагогическим сопровождением нами рассматривается не просто комплекс вариативных методов в коррекци-онно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной сферах работы с детьми, а интегрированная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с проблемами в интеллектуальном развитии [3]. Основной целью психолого-педагогического сопровождения является организация и поддержание адаптивной образовательной среды, способствующей оптимальному развитию интеллектуального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающей приоритетность их социально-культурного становления. В процессе психолого-педагогического сопровождения младший школьник с проблемами в интеллектуальной сфере одновременно выступает в роли объекта и субъекта саморазвития, при этом объектом является не непосредственно сам ребенок, а его личностные качества, поведенческие действия, условия его жизнедеятельности [2].

Заданная цель находит свою конкретизацию через комплекс задач, представленных в модели комплексом блоков.

Блок диагностических задач находит свою конкретизацию:

-в организации комплексного психолого-медико-педагогического изучения младшего школьника с целью уточнения диагноза для разработки индивидуально-ориентированной программы развития;

-в психолого-педагогическом изучении личности младшего школьника, его родителей и системы детско-родительских отношений;

-в выявлении уровня развития интеллектуальных и сенсорно-перцептивных процессов;

-в диагностике социовитальной среды ребенка как возможного психотравмирующего фактора.

Блок воспитательных задач предусматривает решение вопросов социализации и повышения автономии младшего школьника.

Блок коррекционно-развивающих задач ориентирует:

-на разработку коррекционных программ, основной идеей которых является принципиальная психолого-педагогическая позиция по отношению к младшим школьникам с проблемами в интеллектуальной сфере, заключающаяся в том, что в коррекционном процессе приоритет отдается не биологическому возрасту ребенка, а актуальному уровню его развития;

-на организацию коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие компенсаторных механизмов интеллектуальной деятельности ребенка, на развитие познавательной сферы, на повышение его социального статуса.

Оздоровительный блок предусматривает формирование у детей представлений о здо-

ровом образе жизни и конкретных способах гигиены.

Образовательный блок конкретизирует задачи: -стимуляции мыслительной активности;

-развития познавательной сферы и различных форм мышления (наглядно-действенной, наглядно-образной и понятийной), пространственного гнозиса и конструктивного праксиса, умственных способностей;

-формирования основных видов универсальных учебных действий, адекватных основным целям общего образования: личностных и регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Консультативный блок предусматривает психолого-педагогическое просвещение родителей детей с проблемами в интеллектуальном развитии и педагогов, работающих с данным контингентом детей.

Модель психолого-педагогического сопровождения младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии отражает иерархию соподчинения субъектов, задействованных в данном процессе.

Первый уровень содержит «средовые ресурсы» сопровождения. Он представлен муниципальной образовательной средой и средой образовательного учреждения. На уровне муниципальной образовательной среды определяются стратегии психолого-педагогического сопровождения, осуществляется координация деятельности субъектов сопровождения, проводится мониторинг качества сопровождения. На уровне образовательного учреждения находят реализацию стратегические направления психолого-педагогического сопровождения, организовывается сам процесс сопровождения.

Второй уровень обеспечивает ресурсы, необходимые, во-первых, непосредственно для самого процесса сопровождения, во-вторых - для коррекции интеллектуальной сферы ребенка. В первом случае достигается цель реализации стратегических направлений психолого-педагогического сопровождения и организации процесса сопровождения, а во втором - развитие интеллектуального потенциала младшего школьника, в частности - развитие компенсаторных механизмов интеллекта, познавательной сферы, мыслительных операций.

Модель психолого-педагогического сопровождения младших школьников с интеллектуальными проблемами развития находит свою реализацию в следующих видах деятельности: аналитико-исследовательской, медико-оздоровительной, педагогической, психологической, социальной и досуговой.

Механизмами реализации аналитико-исследовательской деятельности выступают: -создание банка и анализ имеющихся в науке и практике концептуальных идей по проблеме психолого-педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями в интеллектуальном развитии;

-проведение поисковых исследований и экспертизы программно-методического обеспечения процесса психолого-педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями в интеллектуальном развитии;

-создание инновационной модели предметно-развивающей среды жизнедеятельности младших школьников с нарушениями в интеллектуальном развитии.

В контексте медико-оздоровительной деятельности предполагается разработка рекомендаций по укреплению здоровья детей с интеллектуальными нарушениями.

Педагогическая деятельность направлена:

-на расширение круга интересов учащихся через систему учебных и внеучебных мероприятий;

-на организацию работы внутришкольных семинаров для учителей, работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями;

-на выявление, изучение, обобщение и внедрение опыта работы по разработке образовательных, коррекционных и воспитательных программ, применению инновационных методов и форм работы с детьми с интеллектуальными нарушениями;

-на организацию работы внутришкольных семинаров для учителей;

- на организацию и проведение психолого-педагогических консультаций для родителей;

-на создание в образовательных учреждениях оптимальных условий для развития и самореализации детей с проблемами в интеллектуальном развитии. В контексте психологической деятельности предполагается:

-проведение диагностического обследования эмоционально-волевой, интеллектуальной,

гностической и потребностно-мотивационной сфер личности младших школьников с интеллектуальными нарушениями;

-разработка диагностических карт на ребенка, составленных по результатам психологической диагностики, наблюдений на уроках и во внеурочной деятельности, собеседований с родителями, учителями, дефектологами;

-создание единой системы мониторинговой службы в образовательных учреждениях;

-разработка коррекционно-развивающих программ;

-проведение целенаправленной работы по активизации резервных возможностей познавательной сферы личности ребенка, по обучению детей навыкам психосаморегуляции;

-выявление «группы риска» школьной дезадаптации с целью своевременного проведения коррекционной работы.

Социальная деятельность направлена на создание развивающей социокультурной среды образовательного учреждения и на определение социального статуса ребенка в коллективе.

Основным назначением досуговой деятельности является изучение потребностно-мотивационной сферы детей и их погружение в этот вид деятельности.

Модель психолого-педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями в интеллектуальном развитии имеет многоаспектный характер и представлена следующими структурными компонентами: научно-методологическим, психолого-педагогическим, акмеологи-ческим, родительским консалтингом, финансово-экономическим, информационно-просветительским, кадровым.

В контексте научно-методологического компонента предполагается научно-исследовательская деятельность, связанная:

-с разработкой проектов в сфере образования и социальной защиты детей с проблемами в интеллектуальной сфере;

-с анализом и обобщением результатов отечественных и зарубежных психолого-педагогических научных исследований в данной области;

- с экспертизой образовательных программ и психолого-педагогических технологий на предмет их соответствия возрастным и интеллектуальным возможностям обучающихся.

Субъектами данного направления могут выступить кафедры педагогической психологии и педагогических технологий факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета.

Основной функцией психолого-педагогического компонента модели является обеспечение процесса психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в интеллектуальной сфере в соответствии с Государственным федеральным образовательным стандартом. Субъектами данного вида деятельности будут выступать педагогические коллективы, психологи и социальные педагоги образовательных учреждений.

Акмеологический компонент выполняет функцию обеспечения психолого-педагогической профессиональной готовности и повышения квалификации специалистов системы сопровождения, исполнителями которого будут кафедры педагогической психологии и педагогических технологий факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета.

Основное функциональное назначение родительского консалтинга может быть представлено в следующих направлениях: психологическое изучение проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием в ней детей с проблемами в интеллектуальной сфере; психологическое консультирование членов семьи; психолого-педагогическая и психокоррекци-онная работа с детьми и их родителями. Субъектами названных видов деятельности выступают образовательные учреждения.

Актуальным является компонент финансово-экономического обеспечения организации психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Основными источниками финансирования являются: средства, поступающие из муниципального бюджета (фонд оплаты труда, оплата коммунальных расходов, оплата продуктов питания); средства, поступающие из внебюджетных источников (добровольные взносы граждан и организаций, доходы от реализации дополнительных платных образовательных услуг, доходы, полученные за счет средств грантов и целевых программ).

Важное значение для эффективного функционирования модели имеет проведение информационно-просветительской работы по вопросам, связанным с особенностями психолого-педагогического сопровождения младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии. Актуальными аспектами информационно-просветительской работы являются: информирование населения о проблемах детей данной категории с целью формирования в социуме

толерантного отношения к ним; популяризация идеи установления равных социальных прав детей данной категории и развития системы инклюзивного образования.

Особое место в модели психолого-педагогического сопровождения занимают вопросы кадрового обеспечения. Наиболее актуальными выступают следующие положения:

-наличие кадров с высоким уровнем психолого-педагогической компетентности, способных к высокопродуктивной, в том числе и инновационной, деятельности;

-наличие в штате образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с проблемами в интеллектуальной сфере, психолога, тьютора, социального педагога, логопеда, дефектолога;

-осуществление мониторинга успешности-неуспешности или блокирования нововведений среди педагогического персонала.

Результативность модели психолого-педагогического сопровождения определяется совокупностью критериев: эффективным использованием современных образовательных технологий, качеством образовательных программ и их методического обеспечения, сохранением физического и психического здоровья учащихся, проектированием и созданием специальной предметной среды, кадровым и информационным обеспечением. Данная совокупность критериев позволяет осуществлять мониторинг процесса психолого-педагогического сопровождения, формировать банк данных для прогнозирования стратегии его дальнейшего развития.

В заключении отметим, что предложенная модель не претендует на универсальность. Каждое образовательное сообщество мыслит и действует в динамично меняющемся концептуальном поле и осознанно проектирует свой собственный процесс сопровождения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Кинаш Е.А. Обучение детей с нарушениями интеллекта в условиях начальной общеобразовательной школы // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. N1. С. 22-28.

2. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно- методическое пособие [Электронный ресурс]: М.: МИРОС, 2001. http://pedlib.ru/Books/2ra073/2_0073-50.shtm

3. Шипицына Л.М., Казакова Е.И., Жданова М.А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. М.: Изд-во ВЛАДОС, 2003.

REFERENCES

1. Kinash E.A. Education of children with intellectual disabilities in a primary school [Kinash E.A. Obuchenie detey s narusheniyami intellekta v usloviyakh nachal'noy obshcheobrazovatel'noy shkoly //] // Education and training of children with developmental disabilities. 2010. N1. S. 22-28.

2. Mikhailova N.N., Yusfin SM Support in Education: Teaching and methodical manual [electronic resource] [Mikhaylova N.N., Yusfin S.M. Pedagogika podderzhki: Uchebno- metodicheskoe posobie [Elektronnyy resurs]: M.: Miros, 2001. http://pedlib.ru/Books/2ra073/2_0073-50.shtm

3. Shipitsyna L.M., Kazakova E.I., Zhdanov M.A. Psycho-pedagogical counseling and support child development. [Ship-itsyna L.M., Kazakova E.I., Zhdanova M.A. Psikhologo-pedagogicheskoe konsul'tirovanie i soprovozhdenie razvitiya rebenka] M .: VLADOS in 2003.

Информация об авторе

Петрова Нина Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогической психологии, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

Аутлева Асиет Нурбиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедры педагогики и педагогических технологий, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

Шавернева Юлия Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

Получена: 15.05.2016

Information about the author

Nina V. Petrova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Educational Psychology, Adyghe State University, Maykop, Russia

Asiet N. Autleva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies, Adyghe State University, Maykop, Russia

Julia Yu. Shaverneva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Adyghe State University, Maykop, Russia

Received: 15.05.2016

Для цитирования статьи: Петрова Н.В., Аутле-ва А.Н., Шавернева Ю.Ю. Модель психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 134-139

For article citation: Petrova N.V., Autleva A.N., Shaverneva J.Yu. Model' psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detey mladshego shkol'nogo vozrasta s problemami v intellektual'nom razvitii. [Model of psychological and pedagogical support of children of primary school age with problems in intellectual development]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 134-139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.