Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолого-педагогическое сопровождение / социализация / младшие школьники / инклюзивная образовательная организация / психолого-педагогическая программа / psychological and pedagogical support / socialization / younger students / inclusive educational organization / psychological and pedagogical program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Анна Сергеевна, Шаталова Елена Александровна

В данной статье рассматривается актуальный вопрос о социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной инклюзии. Предлагается программа психолого-педагогического сопровождения социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной организации. С внедрением федерального государственного образовательного стандарта увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, что обусловило возникновение трудностей, связанных с обучением и адаптацией в новых образовательных условиях. Учитывая характер развития личности имеют место быть и трудности в формировании новых межличностных отношений, которые все еще не нашли своего разрешения. На фоне этого остро стоит вопрос о развитии взаимоотношений между одноклассниками, которые имеют разные уровни психофизического развития и, от того, разные стартовые возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалева Анна Сергеевна, Шаталова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the topical issue of the socialization of children with disabilities in terms of educational inclusion. A program of psychological and pedagogical support for the socialization of younger schoolchildren with disabilities in an inclusive educational organization is proposed. With the introduction of the federal state educational standard, the number of children with disabilities in general educational institutions increased, which led to the emergence of difficulties associated with learning and adaptation in new educational conditions. Given the nature of personality development, there are also difficulties in the formation of new interpersonal relationships that have not yet been resolved. Against this background, there is an acute question of the development of relationships between classmates who have different levels of psycho-physical development and, therefore, different starting opportunities.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

4. Кирякова, O.A. Инновационные технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов / O.A. Кирякова // Вопросы педагогики. - № 9-1.- 2021. - С. 59-62

5. Коммерсантъ: сайт. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5078746 (дата обращения: 12.06.23)

6. Матвиенко, E.H. Метод проектов как способ реализации контекстного обучения иностранному языку студентов-экономистов / E.H. Матвиенко, Е.А. Стучинская, Е.П. Кобелева // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 6. -С. 218-222

7. Матвиенко, E.H. Повышение эффективности иноязычной подготовки студентов-экономистов на основе междисциплинарной интеграции / E.H. Матвиенко, Е.П. Кобелева // Проблемы современного педагогического образования. -2016.-№51-1.-С. 104-110

8. Могилевская, Е.В. Профессиональная подготовка будущих менеджеров с использованием имитационного моделирования на основе информационных технологий: автореферат диссертации ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Могилевская Екатерина Владимировна. - Ставрополь, 2006. -27 с.

9. Назойкин, Е.А. Мультиагентное моделирование учебного процесса передачи и накопления знаний / Е.А. Назойкин // Системы управления и информационные технологии. -2011. -№ 1-1(43). - С. 159-162

10. Решетка, В.В. Проектный метод обучения как средство реализации практико-ориентированной технологии / В.В. Решетка // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2013. - №2 (10). - С. 83-86

11. Самсонова, А.Б. Некоторые особенности контекстного обучения английскому языку в техническом вузе / А.Б. Самсонова // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2016. - № 26(45). - С. 117-122

12. Сергеева, Л.А. Реализация контекстного подхода в процессе обучения общеобразовательным дисциплинам студентов вуза: на примере экономических специальностей: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Сергеева Лидия Александровна. - Майкоп, 2007. - 165 с.

13. Танаева, З.Р. Практико-ориентированное обучение: теоретико-методологические подходы / З.Р. Танаева // Инновационное развитие профессионального образования. - 2012. - № 2(02). - С. 39-42

14. Таскаева, Е.Б. Об антропологических предпосылках формирования билингвизма / Е.Б. Таскаева // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. -2021. -№ 1(9). - С. 83-88

15. Туницкая, Е.Л. Профессиональное эссе в области права как вид дискурса: аргументативный аспект / Е.Л. Туницкая, Н.П. Хомякова // Филологические науки в МГИМО. -2021. - Т. 7, № 2(26). - С. 87-97

16. Филоненко, В.А. Подготовка моряков к эффективной деятельности в современных условиях социально-трудовых отношений / В.А. Филоненко, В.Ф. Тенищева // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 6(97). - С. 302-305

17. Формирование речевой компетентности студентов неязыкового вуза / Т.В. Иванчикова, Ю.К. Леванов // Высшее образование в России,-2017.-№ 11.-С. 132.

18. Komkova, А. Foreign language learning environment: a case study of STU / A. Komkova, E. Kobeleva, E. Taskaeva, V. Ishchenko // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2022. - T. 403. - LNNS. - Pp. 429-437

19. Zubkov, A.D. Teaching Foreign Language in Transport University Using Massive Open Online Courses: Pilot Study / A.D. Zubkov//Lecture Notes in Networks and Systems. - 2022. - T. 403. - Pp. 92-100

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Ковалева Анна Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Шаталова Елена Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальный вопрос о социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной инклюзии. Предлагается программа психолого-педагогического сопровождения социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной организации. С внедрением федерального государственного образовательного стандарта увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, что обусловило возникновение трудностей, связанных с обучением и адаптацией в новых образовательных условиях. Учитывая характер развития личности имеют место быть и трудности в формировании новых межличностных отношениий, которые все еще не нашли своего разрешения. На фоне этого остро стоит вопрос о развитии взаимоотношений между одноклассниками, которые имеют разные уровни психофизического развития и, от того, разные стартовые возможности.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, социализация, младшие школьники, инклюзивная образовательная организация, психолого-педагогическая программа.

Annotation. This article discusses the topical issue of the socialization of children with disabilities in terms of educational inclusion. A program of psychological and pedagogical support for the socialization of younger schoolchildren with disabilities in an inclusive educational organization is proposed. With the introduction of the federal state educational standard, the number of children with disabilities in general educational institutions increased, which led to the emergence of difficulties associated with learning and adaptation in new educational conditions. Given the nature of personality development, there are also difficulties in the formation of new interpersonal relationships that have not yet been resolved. Against this background, there is an acute question of the development of relationships between classmates who have different levels of psychophysical development and, therefore, different starting opportunities.

Key words: psychological and pedagogical support, socialization, younger students, inclusive educational organization, psychological and pedagogical program.

Введение В Российской Федерации происходит процесс глубинных изменений, модернизации образовательной системы, связанной с активным внедрением инклюзивных форм образования. Инклюзивное образование предполагает

равноправное обучение всех, удовлетворение особых образовательных потребностей, посредством создания специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ. Инклюзивное образование - это система, которая содержит все уровни вертикального образования, цель создания и функционирования которой - формирование безбарьерной или универсальной среды в обучении для детей с ограниченными возможностями здоровья. Совокупность этих действий предполагает материально-техническое обеспечение образовательных организаций, так же и создание специальных программ образования и курсов для педагогов и других учащихся, которые будут направлены на адекватное взаимодействие с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Проблема психолого-педагогического сопровождения социализации младших школьников с ОВЗ в инклюзивной образовательной организации является одной из актуальнейших проблем современной психолого-педагогической практики.

Изложение основного материала статьи. В инклюзивной образовательной среде психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как единая система работы всех специалистов: классного руководителя, дефектолога, психолога, социального педагога, тьютора и др. Более того она включает в себя всех школьников с ограниченными возможностями здоровья и с норматипичным развитием, их родителей или опекунов и педагогический коллектив, который включен в инклюзивную практику [1].

Служба сопровождения в образовательной организации определяет дальнейшие приоритетные действия и поведение, программу работы. Специалисты сопровождения принимают во внимание следующие факторы: потенциал образовательной среды образовательного учреждения для обучения и воспитания согласно потребностям обучающегося с ограниченными возможностями здоровья; трудности при формировании положительных, доброжелательных эмоций в разных коллективах или группах (педагогический, родительский, классный); учет особенностей детей с ОВЗ при диагностике: психического, личностного и социального развития; специфику реализации программ коррекционно-развивающей направленности в индивидуально-групповых занятиях.

В связи с этим можно отметить, что специалисты службы сопровождения, которые трудятся в инклюзивной образовательной организации, должны иметь высокие профессиональные качества, такие как: наличие соответствующего высшего образования, квалификация по профилю деятельности. К числу их профессиональных компетенций относится владение адекватным диагностическим инструментарием, методами консультирования, коррекции, а также способность учитывать при обучении потребности школьника с ограниченными возможностями здоровья. Ко всему прочему, К специалистам предъявляют требования в области критического анализа проблемных ситуаций, программирования и проектирования форм работы, которые направлены на разрешение этих ситуации, а также умение скоординировать в этом направлении всех субъектов образовательного процесса.

Основными задачами психолого-педагогического сопровождения значатся не только преодоление сложностей в процессе обучения, но также и нахождение путей для реализации успешной социализации детей с ОВЗ, благодаря определению системных, быстрых и наиболее эффективных путей решения этих задач, которые возникают в процессе обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной системе.

Сегодня выделяют два главных назначения сопровождения, это:

1) конкретное, своевременное преодоление кризисных моментов, нацеленное на нахождение решения уже имеющихся сложностей;

2) профилактическое планирование ближайших перспектив, предупреждение отклонений в обучении и воспитании [2].

В реализации инклюзивного образования самым важным является использование моделей программ сопровождения для преодоления обозначенных трудностей социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и комплексное и оперативное их решение. Модели помогают быстро решать вопросы о стадии вовлеченности и координировать действия всех специалистов сопровождения, в чьей помощи испытывает нужду ребенок.

Условием для эффективного включения детей с ОВЗ в инклюзивную образовательную организацию является качественно согласованная и выверенная программа психолого-педагогического сопровождения, заключающая в себе: непрерывное наблюдение; индивидуальные программы обучения и коррекции; работа с окружающей средой, ближайшим окружением ребенка.

За основу разработки программы психолого-педагогического сопровождения социализации младших школьников с ОВЗ в образовательной организации взят приоритет непосредственного сопровождения детей с ОВЗ в форме внеклассных и тренинговых занятий, ориентированных на принятие детей с ОВЗ в классном коллективе, на создание школьной мотивации, формирование социально приемлемых форм поведения, сплочение школьного коллектива.

Изложенные выше положения определили необходимость и возможность организации опытно-экспериментальной работы, с целью подтверждения актуальности обозначенной проблемы и выявления приоритетных векторов ее практического решения.

Экспериментальной базой исследования явилось муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №122». Всего в эксперименте участвовало 65 человек (из них - 11 дети с ОВЗ), учащихся 1 класса. Распределение детей с ОВЗ в классах сформировалось следующим образом: в первом классе 35 обучающихся из них 5 дети с ОВЗ (14%), во втором классе 30 обучающихся из них 6 дети с ОВЗ (20%). Один класс был экспериментальной группой, второй - контрольной группой.

В процессе исследования использовался комплекс диагностических методик. За основу выбора диагностических методик были взяты следующие критерии: информативность, возможность группового проведения, стандартизированность методики (наличие возрастных норм).

Процедура исследования психолого-педагогического сопровождения социализации младших школьников с ОВЗ в инклюзивной образовательной организации проходила в нескольких этапов: диагностический, поисковый, проективный, рефлексивный.

Диагностический минимум составили методики: «Два дома» (И. Вандвик, П. Эклблад) Т.Д. Марцинковской; анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой. Оценивание сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (A.M. Щетинина, Л.В. Кире) проводили классные руководители начальных классов и педагог-психолог. Благодаря междисциплинарному взаимодействию мы получили более точные оценки социальных форм поведения каждого ребенка.

Разработанная нами программа направлена на успешную социализацию младших школьников с ОВЗ, рассчитана на учащихся первого класса. Направленность программы является актуальной именно на данном этапе образовательной инклюзии. При подготовке к проведению воспитательных мероприятий заранее были обозначены сроки и место проведения, определены форма, содержание и методы работы с учетом возрастных, индивидуально-психологических особенностей обучающихся, выявлена последовательность проведения.

Идейная насыщенность органически включается в учебно-воспитательный процесс. Мероприятия программы насыщены информацией и эмоциональными переживаниями, обеспечивающими активное восприятие происходящего. Ценностно-ориентационная направленность воспитательных мероприятий влияет на формирование нравственного мира личности учащихся. Мероприятия имеют практическую направленность, формируют умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.

Наиболее эффективными моментами в процессе проведения воспитательных мероприятий являются творческие коллективные задания и работы в паре, которые способствовали сплочению класса.

Содержание программы психолого-педагогического сопровождения социализации для детей с ОВЗ было направлено

- расширение знаний младших школьников о социальном мире, о школе, способах взаимоотношений между людьми, то есть на формирование социальной адаптации;

- формирование навыков адекватного восприятия, понимания себя и сверстников;

- коррекцию и профилактику нарушений учебной мотивации [4].

Методическим обеспечением перспективного плана стали разработанные нами:

- серия конспектов внеклассных занятий и тренингов по принятию друг друга, с включенным в структуру занятий мотивацию к обучению и принятию новой социальной роли;

- методические рекомендации для родителей детей с ОВЗ и педагогов, реализующих с ними образовательную программу.

Программа включала 6 занятий для младших школьников, проводимых по определенной структуре.

Первые занятия были направлены на то, чтобы дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к классу, выразить свое настроение. В ходе последующих занятий создавались условия для формирования у детей навыков и умений социальной перцепции: оценки своего состояния, понимания сверстника, его эмоциональных состояний, активизации мотивации к учебе у детей. Основная цель сопровождения заключается в помощи детям младшего школьного возраста к благоприятному течению социально-психологической адаптации к школьному обучению.

В процессе психолого-педагогического сопровождения перед командой специалистов стоит ряд задач:

- формирование позитивного отношения к школе, стимулирование познавательной активности у младших школьников;

- развитие способности к принятию и признанию самого себя;

- формирование равноправных партнерских взаимоотношений и взаимодействия между ребенком и сверстниками;

- предотвращение школьной дезадаптации [3].

Программа психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с ОВЗ проходила в форме тренингов и внеклассных мероприятий, в ходе которых дети с нормативным развитием и с ОВЗ старались работать вместе, помогать и поддерживать друг друга. На начальном этапе путем анкетирования было изучено положение детей с ОВЗ в классе, мотивация к обучению и сформированность социальными навыками. Дети познакомились с понятиями толерантности, дружбы, взаимопомощи, ведь это все влияло на успешную социализацию детей в инклюзивной образовательной организации [3].

Так как дружеские отношения между детьми с ОВЗ и их сверстниками помогают овладевать учебной программой, построить свою модель поведения на примере поведения детей с нормативным развитием, легко усваиваются социальные нормы поведения.

Занятия на базе школы проводились 1 раз в неделю в тесном сотрудничестве с педагогами и администрацией школы.

Ожидаемый результат: сформированность навыков сотрудничества детей в различных видах деятельности, оптимизация межличностных отношений детей с ОВЗ с нормативно развивающимися сверстниками, благоприятное прохождение социально-психологической адаптации обучающихся первого класса к школе, принятие в классный коллектив детей с ОВЗ.

Структура занятий предполагала вводную часть, которая включала в себя ритуал приветствия и разминку; основную часть - состоящую из 3 упражнений, направленных на оптимизацию межличностных отношений детей; заключительную часть - ритуал прощания. Каждое занятие содержит задания, нацеленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения).

Работа проходила содержательно, интересно и организованно. Мероприятия программы направлены на формирование коммуникативных навыков, чувства товарищества, дружбы, пробуждение к учебному процессу. Программа оказала положительное влияние на коллектив обучающихся, воспитательные мероприятия способствовали сплочению коллектива учащихся, развитию коллективизма, плавному вхождению детей с овз в новый ученический коллектив.

В процессе взаимодействия удалось наладить контакт с классом, общение было свободным и непринужденным. Обучающиеся проявляли активность, заинтересованность, были полностью включены в деятельность и удовлетворены проведенными мероприятиям. Они получили и закрепили нужную информацию, приобрели определенные умения и навыки. Об удовлетворенности учащихся можно судить по их настроению, поведению и отношению к участникам данных мероприятий.

Неоспоримым и объективным доказательством эфективности предлагаемой системы сопровождения является мониторинг динамики показателей социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, рассмотрим более детально результаты диагностических срезов на констатирующем и контрольном этапах реализации опытно-экспериментальной работы.

Первой методикой, по которой проводилось исследование, явилась методика «Два дома» (И. Вандвик, П. Эклблад) в интерпретации Т.Д. Марцинковской. Благодаря этой методике, нами был изучен близкий круг общения детей и их популярность в коллективе на констатирующем этапе эксперимента. Результаты исследования показали, что дети с ОВЗ не пользуются популярностью в коллективе. Большинство детей с ОВЗ относятся к предпочитаемой группе, хотя и в категории «отвергаемых» в двух группах есть эти дети.

Результаты, полученные в ходе применения анкеты «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой показывают, что уровень школьной мотивации у детей с ОВЗ не очень высокий. В контрольной группе только у одного обучающегося с ОВЗ уровень мотивации очень высокий, тогда как у 3 одноклассников она находится на среднем уровне, и у двоих уровень мотивации к обучению низкий. Тогда как, результаты в экспериментальной группе показали, что трое детей с ОВЗ имеют низкий уровень мотивации, и у одного уровень мотивации очень низкий. Таким образом, результаты показывают, что у детей с ОВЗ сформированность социальных форм поведения на среднем и на низком уровне.

После реализации программы психолого-педагогического сопровождения социализации младших школьников с ОВЗ в инклюзивной образовательной организации была проведена контрольная диагностика.

Проанализировав результаты диагностики «Два дома», был изучен близкий круг общения детей и их популярность в коллективе, целью которой на констатирующем этапе эксперимента была выявление категорий социометрической популярности детей с ОВЗ в классном коллективе, которые делились на популярных, предпочитаемых, изолированных и отвергаемых. Выявленные результаты показали, что большинство детей с ОВЗ были исключены из категорий изолированные или отвергаемые.

Результаты шкальной оценки сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения), показывают, что у детей с ОВЗ в экспериментальной группе средние и высокие показатели на уровне, тогда как у детей контрольной группы, показатели остались без изменений.

Сравнительный анализ результатов эксперимента показал, что в экспериментальной группе дети с ОВЗ были приняты в классный коллектив, школьная мотивация находится на очень высоком, высоком и на среднем уровне, показатели сформированности социальных форм поведения ребенка на высоком и на среднем. Дети с нормативным развитием в этом классе помогают и поддерживают детей с ОВЗ. Эти дети больше не изолированы у себя в классе, следовательно, и мотивация к обучению повысилась.

Полученные результаты констатирующего эксперимента и результаты формирующего эксперимента, позволяют сделать вывод, что показатели популярности у детей с ОВЗ в экспериментальной группе значительно изменились в сторону популярных и предпочитаемых, тогда как показатели в контрольной группе изменились в сторону изолированных и отвергаемых. Учащиеся экспериментальной группы научились принимать детей с ОВЗ, увеличилась мотивация к обучению, появились изменения в социально-ролевом поведении. В результате, эти дети были охотно приняты в группы, была оказана помощь и поддержка со стороны сверстников, успешная социализация в инклюзивной образовательной организации.

Выводы. Таким образом, эффективность психолого-педагогического сопровождения социализации младших школьников с ОВЗ в инклюзивной образовательной организации обусловлена степенью вовлечения в данную деятельность всех участников сопровождения. Совершенствование программы психолого-педагогического сопровождения социализации младших школьников с ОВЗ в инклюзивной образовательной организации - это задача развертывания социального и психологического потенциала личности педагогов и обучающихся. В качестве перспектив дальнейшей работы возможна организация расширенного исследования с вовлечением в реализацию программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья всех участников инклюзивного образовательного пространства, уделяя особое внимание в этом процессе родителям нормативно развивающихся первоклассников.

Литература:

1. Акимова, О.И. Специфика социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / О.И. Акимова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 35. - С. 1-6

2. Галушко, И.Г. Успешная адаптация первоклассников к обучению в школе как следствие взаимодействия учителя и родителей / И.Г. Галушко, Г.Г. Микерова, А.Г. Чебелко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -Т. 34.-С. 47-54

3. Ковалева, A.C. Практические рекомендации по организации воспитания культуры толерантности в условиях инклюзивного образования / A.C. Ковалева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58(1). -С. 116-120

4. Овчарова, А.П. Этапы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в речевом развитии. [Электронный ресурс] / А.П. Овчарова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - Выпуск № 82-2. - 2008. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/etapy-psihologo-pedagogicheskogo-oprovozhdeniya-detey-s-narusheniyami-v-rechevom-razvitii (Дата обращения: 22.10.2021)

Педагогика

УДК 376.3

кандидат педагогических наук, доцент Корякина Татьяна Григорьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Винокурова Светлана Карловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ДИСТАНЦИОННОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА РАННЕГО

ВОЗРАСТА С ОВЗ

Аннотация. В статье рассматриваются условия дистанционного психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в службе ранней помощи. Актуальность темы связана с необходимостью психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка раннего возраста, что способствует раннему выявлению отклонений и нарушений, раннему началу коррекционно-развивающей работы для устранения нарушений или уменьшению их проявлений. Дистанционное сопровождение посредством информационных технологий дает возможность непрерывного взаимодействия специалистов и семьи в условиях образовательного процесса, коррекционно-развивающих мероприятий и способствует развитию педагогических компетенций родителей. Данная проблема практически не затронута в психолого-педагогических исследованиях по ранней помощи, что определяет цель статьи, которая заключается в определении условий дистанционного психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка раннего возраста с ОВЗ. Авторами разработана модель дистанционного психолого-педагогического сопровождения семьи в области познавательного развития детей раннего возраста с ОВЗ. Апробация модели проводилась на базе МБУ ДО «Центр психолого-медико-социального сопровождения» городского округа «город Якутск». Модель состоит из трех основных компонентов: целевого, содержательно-деятельностного и результативного. Она включает полную непрерывную, сопроводительно-периодическую, консультативно-разовую стратегии психолого-педагогического сопровождения с применением различных видов дистанционных ресурсов. Модель направлена на познавательное развитие детей раннего возраста с ОВЗ, которая предусматривает развитие внимания, памяти, восприятия, мышления, а также формирование элементарных количественных представлений и ознакомление с окружающим. Реализация модели позволила повысить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.