Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение процесса становления гендерной идентичности подростков в системе работы школьной психологической службы'

Психолого-педагогическое сопровождение процесса становления гендерной идентичности подростков в системе работы школьной психологической службы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
931
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ УСТАНОВКИ / SCHOOL PSYCHOLOGICAL SERVICE / GENDER IDENTITY / PROGRAMME OF THE PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT / GENDER GUIDELINES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шевцова Ю. А., Матяш Н. В.

В статье рассматриваются возможности школьной психологической службы в качестве фактора, детерминирующего процесс формирования гендерной идентичности в подростковом возрасте. Одним из направлений данной работы является разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения процесса формирования гендерной идентичности. В статье анализируются результаты экспериментального исследования гендерных установок подростков, целью которого было определение эффективности программы сопровождения процесса формирования гендерной идентичности у подростков, реализуемой в условиях работы школьной психологической службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the possibilities of a school psychological service as a factor determining the process of the gender identity at the age of teens are considered. One of the directions of the work is the development and realization of the programmes of the psychological-pedagogical support of the formation of the gender identity process. The author of the article analyzes the results of the experimental research of the gender guidelines of teenagers, the goal of which was efficiency testing of the programme of the support of the process of forming the gender identity with teenagers, realized in the conditions of the work of a school psychological service.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение процесса становления гендерной идентичности подростков в системе работы школьной психологической службы»

УДК-37. 015. 3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ТЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Ю.А. Шевцова, Н.В. Матяш

В статье рассматриваются возможности школьной психологической службы в качестве фактора, детерминирующего процесс формирования тендерной идентичности в подростковом возрасте. Одним из направлений данной работы является разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения процесса формирования тендерной идентичности. В статье анализируются результаты экспериментального исследования тендерных установок подростков, целью которого было определение эффективности программы сопровождения процесса формирования тендерной идентичности у подростков, реализуемой в условиях работы школьной психологической службы.

Ключевые слова: школьная психологическая служба, гендерная идентичность, программа психолого-педагогического сопровождения, гендерныеустановки.

Научная проблема и ее обоснование Процесс сопровождения является основой профессиональной деятельности школьных педагогов и психологов, ориентирован на создание условий (педагогических, психологических, социальных) успешного обучения и развития каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия [1]. Таким образом, психолого-педагогического сопровождение можно охарактеризовать как многоуровневое взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленное на решение актуальных проблем конкретной образовательной среды и личности учащихся в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Учитывая тот факт, что школа является одним из важнейших институтов социализации, под влиянием которого происходит усвоение ребенком элементов культуры, раскрывается и интериоризируются социальные нормы и ценности, принятые в обществе, актуальным направлением в педагогическом процессе в целом и в работе школьной психологической службы в частности становится сопровождение процесса развития тендерной идентичности учащихся, создание условий, способствующих формированию гибких жизненных стратегий, реализации личностного потенциала, раскрытию индивидуальности и самоактуализации подрастающего поколения. Формирование эгалитарного сознания позволит современным подросткам переосмыслить свою роль в современном обществе, строить гармоничные отношения с окружающими людьми, в той числе с представителями другого пола, в свою очередь это ведет к серьезным изменениям в мировоззрении и мировосприятии, позволяющим формировать активную гражданскую позицию. Школа должна давать ученикам возможность развивать индивидуальные способности и интересы, независимо от принадлежности к тому или иному полу, противостоять традиционным стандартам в отношении полов.

Свою практическую реализацию идея обеспечения индивидуального развития учащихся может иметь в программах психолого-педагогического сопровождения процесса формирования тендерной идентичности в подростковом возрасте.

Обзор литературы по теме Вопросами тендерной идентичности в нашей стране занимались такие видные ученые-исследователи как И.С. Кон, В.А. Геодакян, Т.В. Бендас, И.С. Клецина, Е.П. Ильин, В.Е. Каган, Д.Е. Исаев, А.А.Чекалина, Е.В. Здравомыслова, М.Ю. Арутюнян, Л.В. Попова и другие. Однако проблеме психолого-педагогической детерминации развития тендерной идентичности уделялось недостаточное внимание, в основном ориентированное на разрешение теоретических вопросов данной проблемы, а практическая база сопровождения процесса развития тендерной идентичности и находится в стадии становления.

Цель и задачи исследования Целью экспериментального исследования являлось определение эффективности программы сопровождения процесса формирования тендерной идентичности у подростков, реализуемой в условиях работы школьной психологической службы.

Для достижения поставленной цели исследования были намечены следующие задачи:

1. Выявить и обосновать возможности психолого-педагогического сопровождения процесса формирования тендерной идентичности подростков в условиях работы школьной психологической службы.

2. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения процесса формирования тендерной идентичности подростков.

Методы и этапы исследования Основываясь на анализе научно-теоретического материала по проблеме формирования тендерной идентичности в подростковом возрасте, мы выделили основные этапы экспериментальной работы: констатирующий, формирующий и контрольный.

Для решения поставленных в исследовании задач была использована система методов и метод позволяющая охватить различные аспекты формирования тендерной идентичности в подростковом возрасте. Для количественного анализа результатов нами использовались стандартные статистические показатели и приемы обработки: статистический критерий у2 иф - критерий Фишера.

Рис. 1. Схема этапов программы психолого-педагогического сопровождения процесса _формирования тендерной идентичности в подростковом возрасте_

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса развития тендерной идентичности в подростковом возрасте

Организационный этап

- изучение и анализ формирования тендерной идентичности подростков в условиях школы;

-диагностика исходного уровня тендерной идентичности.

СодержатеЖный этап

- разработка тематического планирования; ^^ - определение

форм

и методов

сопровождения процесса формирования тендерной идентичности.

ПрактичесКйи~этап

- работа с ^родителями и

учителями;

- работа с экспериментальной группой подростков.

Ключевым направлением экспериментальной работы явилось создание и обоснование программы психолого-педагогического сопровождения процесса формирования тендерной идентичности с использованием методов активного социально-психологического обучения, которая была внедрена в образовательно-воспитательный процесс школы, в качестве одного из направлений работы школьной психологической службы. Программа состояла из трех этапов: организационного, содержательного и практического.

В эксперименте участвовало 246 учащихся 8-9 классов (127девушек и 119 юношей), проживающих в городе Новозыбкове Брянской области. Участники эксперимента были разделены на экспериментальную (82 подростка) и контрольную (164 подростка) группы.

В ходе обоснования программы сопровождения осуществлялась предварительная диагностика исходного уровня тендерной идентичности подростков. Прохождение программы предполагает участие педагогов, родителей и подростков экспериментальной группы в лекционных занятиях, групповых дискуссиях, различных видах консультаций и индивидуальных беседах. Основная часть программы сопровождения направлена на работу с подростками и представлена в двадцати занятиях с применением методов активного социально-психологического обучения.

Результаты исследования

В качестве показателя одного из критериев сформированное™ тендерной идентичности рассматривались тендерные установки. В широком смысле иод тендерными установками подразумевается сложившаяся в процессе тендерной социализации устойчивая система отношений к своему и противоположному полу. Отметим что, эти установки активизируются не только на сознательном, но и бессознательном уровнях. Поэтому нами была использована методика изучения личности с помощью графических презентаций - «Рисунок мужчины и женщины» Н.М. Романовой

[4].

Далее перейдем к рассмотрению результатов психодиагностического исследования, отражающего некоторые особенности тендерных установок рассматриваемой группы подростков.

Таблица 1.

Результаты исследования типов тендерных установок подростков экспериментальной и

Тип тендерной установки Экспериментальная труппа Контрольная труппа

Девушки % Юноши % Девушки % Юноши %

Сотрудничество 6,9 5,1 8,3 11,2

Опора 6,9 7,9 9,5 12,5

Изоляция 18,5 15,3 13 6,2

Независимость 18,8 23 21,4 22,5

Индифферентность 20,9 23 22,6 28,7

1ритяжение 13,9 15,3 19 12,5 '

I Агрессия 13,9 10,2 5,9 6,2 |

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что между тендерными установками подростков, вошедших в экспериментальную и контрольную группы, нет значительных различий. Для подтверждения данного вывода мы воспользовались статистическим критерием Фишера - ф.

Полученные значения коэффициентов Фишера по типам тендерных установок свидетельствуют о том, что они попали в зону незначимости (фкрит > фэмпир), что является показателем того, что на 5% уровне значимости можно утверждать, что в экспериментальной и контрольной группах вероятность сходства по данным факторам велика.

Участие подростков в занятиях, вошедших в программу психолого-педагогического сопровождения процесса формирования тендерной идентичности, не могло не отразиться на формировании доминирующих типов их тендерных установок, поэтому после формирующего этапа эксперимента нами было проведено повторное исследование с использованием проективной методики «Рисунок мужчины и женщины» Н.М. Романовой. Результаты данного исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты исследования типов тендерных установок подростков экспериментальной и _контрольной групп на этапе контрольного эксперимента

Типы тендерных установок

Сотрудничество

Опора

Изоляция

Независимость

Индифферентность

Притяжение Агрессия

Девушки %

Э группа

23,2

18,6

4,6

11,6

13,9

25,5 2,3

Юноши %

17,9

25,6

2,5

15,3

5,1

30,7 2,5

Девушки %

К группа

10,7

9,5

10,7

25

23,8

15,4 4,7

Юноши %

12,5

13,7

6,2

20

27,5

13,7 6,2

Следует отметить, что результаты в экспериментальной и контрольной группах имеют некоторые различия. Девушки и юноши экспериментальной группы чаще склонны выстраивать отношения, базируясь натипах тендерных установок «сотрудничество» (23,2% и 17,9%), «опора» (18,6% и 25,6%) и «притяжение» (25,5% и 30,7%). В контрольной группе чаще встречаются установки «изоляция» (10,7% и 6,2%), «независимость» (25% и 20%) и «индифферентность» (23,8% и 27,5%). Наличие достаточно большого процента девушек и юношей контрольной группы, продемонстрировавших установку «индифферентность», может отражать наличие у испытуемых слабой полоролевой дифференциации, невысокого уровня постижения типичных женских и мужских черт. Обращает на себя внимание тот факт, что в контрольной группе в несколько раз чаще диагностируется негативная установка «агрессия».

Таким образом, между тендерными установками подростков, вошедших в экспериментальную и контрольную группы, имеются существенные различия. Для подтверждения чего мы воспользовались статистическим критерием Фишера - ф.

Полученные значения коэффициента Фишера - ф по типам «Независимость» и «Индифферентность» у девушек и «Независимость» и «Агрессия» у юношей показывают, что они попали в зону незначимости (фкритич. > фэмпир.), это свидетельствует о том, что у девушек и юношей в экспериментальной и контрольной группах по данным типам установок не имеется различий. Следует отметить, что у девушек по типу тендерной установки «Агрессия» фэмпир. = 1,58 приближается к ф0,05 = 1,64. Полученные значения по типам тендерных установок «Сотрудничество» (фэмпир. = 1,76), «Опора» (фэмпир. = 1,68), «Изоляция» (фэмпир. = 1, 72), «Притяжение» (фэмпир. = 1,68) у девушек экспериментальной и контрольной групп превышают фкритич. на уровне 5% (ф0,05 = 1,64). Основываясь на полученных данных можно сделать вывод, что у девушек экспериментальной и контрольной групп имеются различия в тендерных установках.

У юношей экспериментальной и контрольной групп также имеются различия по некоторым тендерным установкам, что подтверждают полученные данные: «Сотрудничество» (фэмпир. = 1,68), «Опора» (фэмпир. = 1,76), «Изоляция» (фэмпир. = 1,64), «Индифферентность» (фэмпир. = 1,76) и «Притяжение» (фэмпир. = 2,32).

Полученные результаты дают основание утверждать, что у подростков экспериментальной группы сформированы более благоприятные и положительные тендерные установки, чем у подростков контрольной группы.

Выше представленные результаты исследования тендерных установок подростков экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования показывают, что за время

рормирующего эксперимента произошли некоторые позитивные изменения в тендерных устаноЕ^щ девушек и юношей экспериментальной группы. Для того, чтобы подтвердить достоверность успешности проведения формирующего этапа эксперимента мы воспользовались многофункциональным у2 -критерием.

Полученные значения у2 при сравнении результатов девушек экспериментальной и контрольной группы превышают критическое значение %2, составляющее 3,84 для 5% значимости, что указывает на значимые различия в следующих типах тендерных установок «Сотрудничество», «Опора», «Изоляция» и «Агрессия».

По результатам у2 - критерия мы можем говорить, что у девушек экспериментальной и контрольной группы не выявлено значимых различий по таким типам тендерных установок, как «Независимость», «Индифферентность», «Притяжение»; у юношей экспериментальной и контрольной группы не выявлено значимых различий по таким типам установок, как «Сотрудничество», «Изоляция», «Независимость», «Агрессия», так как значения у2 - критерия меньше критической величины (3,84) для 5% уровня значимости. При сравнении результатов юношей экспериментальной и контрольной группы, были получены значения у2 превышающие критическое значение %2, составляющее 3,84 для 5% значимости, по следующим типам тендерных установок: «Опора», «Индифферентность» и «Притяжение ».

Полученные в ходе статистического анализа данные подтверждают наличие значимых различий в установках подростков экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента.

Научная новизна состоит в следующем: разработана комплексная программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования тендерной идентичности в подростковом возрасте;

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и апробирована технология сопровождения процесса формирования тендерной идентичности в подростковом возрасте, реализуемая в системе работы школьной психологической службы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы и перспективы

Основываясь на анализе научно-теоретического материала можно утверждать, что разработка тендерных подходов в образовании является новым шагом в развитии отечественной педагогической науки. Основной идеей психолого-педагогического сопровождения является комплексный подход к проблеме формирования тендерной идентичности в подростковом возрасте. Наиболее целесообразным является создание и реализация программ по сопровождению процесса формирования тендерной идентичности с использованием реализуемых в условиях работы школьной психологической службы.

Проведенное исследование создает базу для дальнейшей работы по сопровождению процесса формирования тендерной идентичности и реализации потенциала школьной психологической службы в рамках данного направления работы с подростками.

In the article the possibilities of a school psychological service as a factor determining the process of the gender identity at the age of teens are considered. One of the directions of the work is the development and realization of the programmes of the psychological-pedagogical support of the formation of the gender identity process. The author of the article analyzes the results of the experimental research of the gender guidelines of teenagers, the goal of which was efficiency testing of the programme of the support of the process of forming the gender identity with teenagers, realized in the conditions of the work of a school psychological service.

The key words: school psychological service, gender identity, programme of the psychological-pedagogical support, gender guidelines.

Список литературы

1. Овчарова, P.B. Практическая психология образования./ Р.В. Овчарова. М.: Академия, 2003. 448с.

2. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной М., 2000. 528с.

3. Клецина, И.С. Психология тендерных отношений. Теория и практика / И.С. Клецина. СПб.: Алатея, 2004. 408 с.

4. Степанова, Л.Г. Психологическая диагностика тендерных характеристик личности / Л.Г. Степанова. Мозырь: Содействие, 2006. 72 с.

5. Фридман, Л.М. С кем работать школьному психологу? / Л.М. Фридман // Народное образование. 1992. Сентябрь - октябрь. С. 27 32.

Об авторе

Шевцова Ю. А. - филиал Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского в городе Новозыбкове Брянской области, shevcoffa@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.