Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
414
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ МАТЕРИНСТВА / ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лысенко Оксана Федоровна, Сафонова Марина Вадимовна

В статье показано противоречие между интересом к теме материнства со стороны государства и продолжающимся демографическим кризисом, что делает необходимым учет психологической составляющей материнства. Цель статьи - смоделировать психолого - педагогическое сопровождение процесса формирования психологической готовности к материнству. Методология включает теории, рассматривающие материнство (Г. Г. Филиппова, Е. В. Матвеева), анализ и обобщение работ педагогов и психологов в области психолого - педагогического сопровождения. Дана интерпретация результатов, полученных путем корреляционного (по методу Пирсона) и факторного анализа данных обследования 156 беременных женщин на предмет психологической готовности к материнству. Представлено авторское видение понятий «психологическая готовность к материнству» и «психолого - педагогическое сопровождение». Предложены модель психолого - педагогического сопровождения процесса формирования психологической готовности к материнству и ее теоретико - методологическое обоснование. Обозначены субъекты, этапы и методы сопровождения. Для каждого этапа определены задачи и комплекс мероприятий в рамках педагогического и психологического компонентов сопровождения. Практикующие педагоги и психологи могут использовать предложенную программу работы с девочками, девушками, женщинами. Делаются выводы о желательности дополнения программы социальным и медицинским сопровождением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лысенко Оксана Федоровна, Сафонова Марина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FORMATION OF PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS FOR MOTHERHOOD

The article shows the contradiction between the state’s interest in the topic of motherhood and the ongoing demographic crisis, which makes it necessary to take into account the psychological component of motherhood. The purpose of the article - to model the psychological and pedagogical support of the process of forming psychological readiness for motherhood. The methodology includes theories that consider motherhood (G. G. Filippova, E. V. Matveeva) analysis and generalization of works of teachers and psychologists in the field of psychological and pedagogical support. The interpretation of the results obtained by correlation (using the Pearson method) and factor analysis of the survey data of 156 pregnant women for psychological readiness for motherhood is given. The author’s vision of the concepts of “psychological readiness for motherhood” and “psychological and pedagogical support” is presented. The model of psychological and pedagogical support of the process of forming psychological readiness for motherhood and its theoretical and methodological justification are proposed. The subjects, stages and methods of support are indicated. For each stage, tasks and a set of activities within the framework of pedagogical and psychological components of support are defined. Practicing teachers and psychologists can use the proposed program of work with girls, girls, and women. Conclusions are drawn about the desirability of supplementing the program with social and medical support.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ»

УДК 37.015.1:159.99 DOI 10.26170/po20-06-25

ББК Ю956.75 ГРНТИ 15.81.21; 15.41.49 Код ВАК 19.00.07

Лысенко Оксана Федоровна,

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального образования, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева; 660049, Россия, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89; e-mail: [email protected]

Сафонова Марина Вадимовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева; 660049, Россия, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89; e-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: материнство; психологическая готовность; психолого-педагогическое сопровождение; психология материнства; программы сопровождения; психолого-педагогические программы.

АННОТАЦИЯ. В статье показано противоречие между интересом к теме материнства со стороны государства и продолжающимся демографическим кризисом, что делает необходимым учет психологической составляющей материнства. Цель статьи - смоделировать психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования психологической готовности к материнству. Методология включает теории, рассматривающие материнство (Г. Г. Филиппова, Е. В. Матвеева), анализ и обобщение работ педагогов и психологов в области психолого-педагогического сопровождения. Дана интерпретация результатов, полученных путем корреляционного (по методу Пирсона) и факторного анализа данных обследования 156 беременных женщин на предмет психологической готовности к материнству. Представлено авторское видение понятий «психологическая готовность к материнству» и «психолого-педагогическое сопровождение». Предложены модель психолого-педагогического сопровождения процесса формирования психологической готовности к материнству и ее теоретико-методологическое обоснование. Обозначены субъекты, этапы и методы сопровождения. Для каждого этапа определены задачи и комплекс мероприятий в рамках педагогического и психологического компонентов сопровождения. Практикующие педагоги и психологи могут использовать предложенную программу работы с девочками, девушками, женщинами. Делаются выводы о желательности дополнения программы социальным и медицинским сопровождением.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Лысенко, О. Ф. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования психологической готовности к материнству / О. Ф. Лысенко, М. В. Сафонова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 6. - С. 218-223. - DOI: 10.26170/Р020-06-25.

БЛАГОДАРНОСТИ: исследование выполнено с использованием средств гранта Красноярского краевого фонда науки № 2020020505906 «Разработка и апробация типологической модели потребностей и затруднений современных родителей».

Lysenko Oksana Fedorovna,

Senior Lecturer of Department of Pedagogics and Psychology of Primary Education, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russia

Safonova Marina Vadimovna,

Candidate of Psychology, .Associate Professor of Department of Pedagogics and Psychology of Primary Education, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russia

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FORMATION OF PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS FOR MOTHERHOOD

KEYWORDS: motherhood; psychological readiness; psychological and pedagogical support; psychology of motherhood; support programs; psychological and educational programs.

ABSTRACT. The article shows the contradiction between the state's interest in the topic of motherhood and the ongoing demographic crisis, which makes it necessary to take into account the psychological component of motherhood. The purpose of the article - to model the psychological and pedagogical support of the process of forming psychological readiness for motherhood. The methodology includes theories that consider motherhood (G. G. Filippova, E. V. Matveeva) analysis and generalization of works of teachers and psychologists in the field of psychological and pedagogical support. The interpretation of the results obtained by correlation (using the Pearson method) and factor analysis of the survey data of 156 pregnant women for psychological readiness for motherhood is given. The author's vision of the concepts of "psychological readiness for motherhood" and "psychological and pedagogical support" is presented. The model of psychological and pedagogical support of the process of forming psychological readiness for motherhood and its theoretical and methodological justification are proposed. The subjects, stages and methods of support are indicated. For each stage, tasks and a set of activities within the framework of pedagogical and psychological components of support are defined. Practicing teachers and psychologists can use the pro-

posed program of work with girls, girls, and women. Conclusions are drawn about the desirability of supplementing the program with social and medical support.

FOR CITATION: Lysenko, O. F., Safonova, M. V. (2020). Psychological and Pedagogical Support for Formation of Psychological Preparedness for Motherhood. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 218-223. DOI: 10.26170/po20-06-25.

ACKNOWLEDGMENTS: the research was carried out using the funds of the grant from the Krasnoyarsk Regional Science Foundation No. 2020020505906 "Development and testing of a typological model of the needs and difficulties of modern parents".

Актуальность исследования обусловлена демографической ситуацией и современными социальными тенденциями. По данным Росстата, естественный прирост населения в РФ, начиная с 1992 г. и исключая период с 2013 по 2015 гг., является отрицательным. Среднее число детей, рожденных женщиной за свою жизнь, в последние десятилетия не превышало 1,777 [8, с. 106]. Число рожениц возрастной группы 20-24 лет постепенно сокращается, а групп 25-29 лет и 30-34 лет - увеличивается. Продолжают трудовую деятельность около 50% женщин, имеющих детей 0-2 лет, и около 80% женщин, имеющих детей 3-6 лет. Данные исследований подтверждают, что вопреки пропаганде одобрения роли матери и экономического стимулирования рождаемости существует установка на уменьшение числа детей в семье, приоритет отдается роли «сотрудник».

Проблема исследования заключается в том, что несмотря на значимость вопросов материнства в РФ, в предлагаемых мерах учитываются в основном социальный и экономический компоненты с целью улучшения демографической картины, а психологический остается без внимания. В рамках психологии противоречие отражается в активном изучении психологической готовности к материнству.

Целью исследования стало создание модели и программы психолого-педагогического сопровождения процесса формирования психологической готовности к материнству у женщин в онтогенезе.

Анализ исследований и публикаций последних лет позволяет говорить об активной работе с женщинами лишь в период беременности (Е. В. Матвеева, Г. Г. Филиппова, М. И. Ланцбург, И. В. Добряков, М. Оден, Ф. Лебойе и др.) и появлении интереса к психолого-педагогическому сопровождению девушек, вступивших в фертиль-ный возраст (И. Г. Григорьян, В. В. Иваки-на, М. В. Красноярова и др.). В зарубежных исследованиях материнства уделяется внимание узкоспециализированным темам. Например, в области сопровождения материнства приобрело популярность изучение ЭКО и суррогатного материнства [14; 15].

Методология исследования представлена теориями материнства и психологической готовности к материнству

(Г. Г. Филиппова, И. В. Добряков, М. И. Ланц-бург, Е. В. Матвеева, С. Ю. Мещерякова и др.), работами, раскрывающими психолого-педагогическое сопровождение и образовательные технологии (Л. Г. Субботина, Э. М. Александровская, Э. Ф. Зеер, Р. В. Ов-чарова, М. Р. Битянова, Г. К. Селевко и др.). Также мы опирались на результаты проведенной диагностики психологической готовности к материнству 156 беременных женщин. Выявлено, что лишь 5,7% опрошенных готовы к материнству, 15% - не готовы и 79,3% - условно готовы. Корреляционный (по методу Пирсона) и факторный анализ полученных данных позволили заключить важность для готовности к материнству не только когнитивных и мотиваци-онных аспектов, но и особенностей социальной ситуации, опыта детско-родительских отношений женщины. Отмечена распространенность трудностей в эмоциональном аспекте.

Представленные выше идеи и результаты исследования подвели нас к пониманию психологической готовности к материнству как системно-структурного образования личности, отражающего отношение к материнству и к реализации роли матери, проявляющегося в поведении женщины и имеющего ряд специфичных показателей на каждом этапе своего становления [9]. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования психологической готовности к материнству мы определяем как образовательную технологию, направленную на развитие материнской сферы личности при помощи психологических и образовательных форм и видов деятельности ряда специалистов, предназначенных для проведения профилактической, диагностической и кор-рекционной работы [2; 10; 11; 13].

В предлагаемой модели концепция становления «материнской потребностно-мотивационной сферы» Г. Г. Филипповой является основанием для выделения сопровождаемых субъектов и обозначения этапов сопровождения [12]. Исследования психологической готовности к материнству Г. Г. Филипповой, И. В. Добрякова, С. Ю. Мещеряковой, Е. В. Милосердовой, М. Е. Ланцбург обосновывают выбор объекта, функций, методов и сопровождающих специалистов. Идеи Е. В. Матвеевой о психологической готовности к материнству как личностном об-

© Лысенко О. Ф., Сафонова М. В., 2020

разовании женщины, состоящем из трех блоков, раскрывают предмет сопровождения [4].

Психолого-педагогическое сопровождение, опираясь на работы Г. К. Селевко, мы определяем как макротехнологию, которая обладает следующими качествами: системность, научность, структурированность и управляемость [10]. Научность проявляется в наличии теоретико-методологической базы, структурированность - в наличии внутренней организации модели сопровождения, управляемость - в обозначении цели, прогнозируемости и возможности мониторинга результатов на этапах сопровождения. Системность помогает определить принципы сопровождения: событийной общности (комплексная деятельность субъектов сопровождения помогает изменять субъект материнской сферы на уровне конкретно-культурных и индивидуальных ас-

Опираясь на теоретико-методологическую основу модели и результаты проведенной диагностики беременных женщин, для каждого этапа мы определили задачи в соответствии с блоками готовности к материнству и формы работ в педагогическом и психологическом направлении. На этапе взаимодействия с собственной матерью важно получить позитивный опыт взаимодействия в рамках адекватного стиля эмоционального сопровождения, что станет позитивным фундаментом для формирования психологической готовности к материнству у девочки. Так как ключевой сопровождаемый субъект - это мама девочки, виды и формы работ обозначим при описании этапов взаимодействия с собственным ребенком.

Этап развития материнской сферы в игровой деятельности: формировать интерес к игре с куклой и желание заботиться о ней (потребностно-мотивационный блок -ПБМ); отработать навыки ухода за ребен-

пектов материнства), субъектности (активность, которую проявляет ключевой субъект сопровождения на всех этапах своего развития, а специалисты лишь создают необходимые условия), полисубъектности (учет сопровождаемых субъектов и круга специалистов, консолидирующих свою активность для оптимизации процесса сопровождения и формирования психологической готовности к материнству).

Процесс сопровождения делится на этапы в соответствии с этапами становления материнской сферы в онтогенезе, обозначенными Г. Г. Филипповой [12]. Но в некоторые периоды женщина, будучи матерью, развивается сама и одновременно влияет на формирование готовности к материнству у своей дочери, что указывает на цикличность процесса, предполагая постепенное уменьшение объема работы специалистов (рис.).

ком в игровой ситуации (когнитивно-операционный блок - КОБ); опробовать способы эмоционального взаимодействия с ребенком в роли матери (блок социально-личностной готовности - БСЛГ). Педагогический компонент включает работу педагогов по организации сюжетно-ролевой игры девочек с куклой и просветительскую деятельность с родителями и педагогами. Необходим акцент не на выработку навыков ухода за младенцем, а на развитие эмоционального компонента взаимодействия в такой игре. Просветительская деятельность предполагает освещение возрастных особенностей детей и полового воспитания. Психологический компонент подразумевает проведение индивидуальных консультаций родителей и педагогов по запросу.

Этап няньчания (от 4,5 лет до 10-11 лет) дает опыт взаимодействия с младенцем и детьми младшего возраста: как основа для формирования потребности в материнстве

Рис. Этапы психолого-педагогического сопровождения процесса формирования психологической готовности к материнству

(ПМБ); для знакомства и отработки операций ухода в ситуации реального взаимодействия (КОБ); для получения эмоционального опыта от взаимодействия (БСЛГ). Педагогический компонент предполагает организацию межгруппового взаимодействия в условиях ДОУ и формирование смешанных по возрасту групп для получения девочками навыков ухода за младшими детьми, знаний их поведенческих особенностей и эмоционального опыта от взаимодействия. Просветительская деятельность с родителями, педагогами связана с вопросами полового воспитания, культурой общения и полоролевого взаимодействия, в том числе в рамках семьи [3], проблемами ранней сек-суализации детей через игрушки, одежду, СМИ и т. д. [5]. Психологический компонент представлен тематическими группами для родителей с детьми.

Этап дифференциации мотиваиионных основ материнской и половой сфер приходится на подростковый и юношеский возраст, длится вплоть до наступления беременности и преследует следующие цели: осознание ценности супружества, ребенка и материнства, степени готовности к данным ролям (ПМБ); формирование представления о репродуктивной функции женщины, культурных и правовых основах семейной жизни (КОБ); рефлексия опыта взаимодействия с родителями (БСЛГ). Педагогический компонент включает просвещение родителей, педагогов и обучающихся. Помимо тем полового воспитания обсуждается влияние СМИ на формирование представлений о сексуальности, женственности и мужественности, риски влияния порнографии, соблазнения онлайн и секстинга [3; 5]. Для студентов актуальны специализированные курсы по психологии материнства. Психологический компонент реализуется через групповые занятия для подростков, родителей и педагогов с целью оказания информационной и психологической помощи. Занятия для девушек формируют осознанное отношение к браку и материнству, способствуют осознанию опыта дет-ского-родительских отношений и его влияния на собственную личность. Это предотвратит негативное влияние имеющегося опыта на личную ситуацию материнства.

Пятый этап объединяет три периода, отличающихся по задачам и видам работ, поэтому раскроем содержание каждого периода отдельно.

Работу в периоде беременности выстраивают для: осознания высокой степени ценности ребенка и материнства (ПБМ); знакомства с психофизиологией беременной женщины, процесса родов, ребенка в разные возрастные периоды; приобретения

необходимых навыков для успешных родов и ухода за младенцем (КОБ); формирования стратегии воспитания и осознания ответственности за свою материнскую позицию и развитие ребенка (БСЛГ). Педагогический компонент состоит из просвещения беременных женщин по вопросам перинатальной педагогики и просвещения специалистов, работающих с беременными и роженицами, в области педагогики семьи и женщины, ожидающих ребенка, педагогики пренейта, младенца и ребенка раннего возраста. Уделяется внимание методам прена-тального воспитания и развития детей, в том числе внутриутробному и младенческому пестованию. Важны темы, касающиеся ситуации репродуктивного выбора женщины и случаев перинатальных потерь [1]. Психологический компонент состоит из диагностики беременных женщин, пси-хокоррекционной работы по ее результатам, консультаций, занятий для беременных женщин и семейных пар, ожидающих ребенка. Важность работы с супружеской парой показана в исследовании установок супругов, отражающихся на отношении к детям [6]. Полезны групповые и индивидуальные встречи в ситуации репродуктивного выбора и перинатальной потери (гибель ребенка во время беременности, в родах и в младенчестве, рождение ребенка-инвалида). Опыт проживания данных ситуаций влияет на сохранение репродуктивных намерений и здоровья женщины, в том числе и психологического [1; 7].

В период совместно-разделенной деятельности матери и ребенка (.младенчество) для формирования у матери адекватного стиля эмоционального сопровождения ребенка (ПБМ) и позитивного восприятия своей родительской роли в системе других социальных ролей (БСЛГ), для освоения инструментальной стороны операций ухода и операций общения (КОБ) в педагогическом компоненте предполагаются патронаж матери и ребенка с целью просвещения, а в психологическом компоненте - дистанционные консультации по запросу, патронаж матери и ребенка с целью эмоциональной поддержки, а после полугода - групповые занятия для мам совместно с младенцами. Молодая мама часто остается без квалифицированной психолого-педагогической поддержки и ранее традиционной помощи старших женщин в семье. Необходимо введение обязательной штатной единицы «психолог» или «педагог-психолог» в детских поликлиниках, а также создание комплекса мероприятий по поддержке матерей, воспитывающих ребенка с инвалидностью или ребенка с ОВЗ.

Период возникновения интереса к ре-

бенку как личности (от 1 года до 3 лет) и этап отношений с ребенком после окончания возраста с характеристиками гештальта младенчества предполагают решение схожих задач через идентичные меры. Необходимы: закрепление стратегии воспитания, основанной на ориентации на потребности ребенка, развитие интереса к его деятельности, личности (ПБМ); знакомство с возрастными особенностями развития ребенка и их учет в выстраивании взаимодействия с ребенком (КОБ); рефлексия собственной ситуации материнства и принятие личной ответственности за нее (БСЛГ). В пе-

через просветительские групповые формы занятий для родителей. В психологическом компоненте - через диагностику и коррекцию по запросу родителей или специалиста, тематические группы встреч и индивидуальные консультации для родителей.

В заключение отметим, что мы осознаем важность включения в программу сопровождения специалистов медицинской и социальной сфер, а также возможность столь сложно организованного сопровождения только при условии организации процесса при сотрудничестве государственных и негосударственных учреждений.

дагогическом компоненте задачи решаются

ЛИТЕРАТУРА

1. Добряков, И. В. Оказание помощи семьям при перинатальных утратах : методическое пособие / И. В. Добряков, Л. М. Фаерберг. - Изд. 2-е. - СПб. : Медиа Глобус ; Семейный информационный центр,

2018. - 40 с.

2. Казакова, Е. И. Методическое пособие для преподавателей / Е. И. Казакова. - М. : НФПК, ООО «Миралл», 2005. - 248 с.

3. Кругляк, Л. Половое воспитание детей. Что и как мы должны объяснить своему ребенку / Л. Кругляк. - СПб. : ИГ «Весь», 2018. - 352 с.

4. Матвеева, Е. В. Анализ материнства с позиции теории деятельности / Е. В. Матвеева. - Киров : ВГГУ, 2004. - 326 с.

5. Пеллай, А. Слишком рано! Секс-воспитание подростков в эпоху интернета / А. Пеллай ; пер. с ит. Т. Е. Четвериковой. - М. : Издательство «Э», 2017. - 192 с.

6. Печеркина, А. А. Исследование установок супругов с разной степенью удовлетворенности браком / А. А. Печеркина, И. А. Ершова, О. В. Новикова // Педагогическое образование в России. - 2019. -№ 9. - С. 163-168. - DOI: 10.26170/Р019-09-22.

7. Попова, А. А. Участие медицинского психолога в работе акушерского консилиума / А. А. Попова, Л. С. Сафаргалина, М. М. Ицкович [и др.] // Материалы Международной научно-практической конференции с международным участием «Механизмы профессиональной командной работы с семьей в ситуации репродуктивного выбора», г. Красноярск 25-26 мая 2017 г. - Красноярск, 2017. - С. 231-237.

8. Российский статистический ежегодник. 2019 : стат. сб. / Росстат. - М., 2019. - 708 с. - URL: https://gks.ra/st0rage/mediabank/Ejeg0dn1k_2019.pdf (дата обращения: 28.08.2020). - Текст : электронный.

9. Сафонова, М. В. Диагностика и анализ факторов, отражающих состояние психологической готовности беременных женщин к материнству / М. В. Сафонова, О. Ф. Лысенко // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2018. - № 2. - С. 126-136. - DOI: 10.25146/1995-0861-2018-44-2-66.

10. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г. К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

11. Субботина, Л. Г. Модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса в психолого-педагогическом сопровождении учащихся / Л. Г. Субботина // Сибирский психологический журнал. - 2007. - № 5. - С. 120-125.

12. Филиппова, Г. Г. Психология материнства: Концептуальная модель / Г. Г. Филиппова. - М. : Институт Молодежи, 1999. - 286 с.

13. Mazurchuk, E. O. Training biological family in the process of implementation of the program of psychological and pedagogical support / E. O. Mazurchuk, G. G. Parfilova, K. R. Suvorova // International Journal of Environmental & Science Education. - 2016. - № 11 (3). - P. 217-224. - DOI: 10.12973/ijese.2016.305a.

14. Padilla, S. Analisis de la maternidad subrogada para parejas heterosexuales en la Legislation Ecuatoriana / S. Padilla // USFQ Law Review - 2016. - P. 1-91. - DOI: 10.18272/lr.v5i1.1221.

15. Torres, G. A review of surrogate motherhood regulation in south American countries: pointing to a need for an international legal framework / G. Torres, A. Shapiro, T. K. Mackey, // BMC Pregnancy Childbirth -

2019. - № 19 (46). - DOI: https://doi.org/10.1186/s12884-019-2182-1.

1. Dobryakov, I. V., Faerberg, L. M. (2018). Okazanie pomoshchi sem'yam pri perinatal'nykh utratakh [Helping families with perinatal losses]. 2nd edition. Saint Petersburg, Media Globus, Semeynyy informatsionnyy tsentr. 40 p.

2. Kazakova, E. I. (2005). Metodicheskoe posobie dlya prepodavateley [Methodological manual for teachers]. Moscow, NFPK, OOO «Mirall». 248 p.

3. Kruglyak, L. (2018). Polovoe vospitanie detey. Chto i kak my dolzhny ob"yasnit'svoemu rebenku [Sexual education of children. What and how we should explain to our child]. Saint Petersburg, IG «Ves'». 352 p.

4. Matveeva, E. V. (2004). Analiz materinstva s pozitsii teorii deyatel'nosti [Analysis of motherhood from the point of view of the theory of activity]. Kirov, VGGU. 326 p.

REFERENCES

nEflAmmHECKOE OEPA3OBAHME B POCCMM. 2020. № 6

223

5. Pellai, A. (2017). Slishkom rano! Seks-vospitanie podrostkov v epokhu interneta [It's too early! Adolescent sex education in the Internet era] / transl. by I. E. Chetverikova. Moscow, Izdatel'stvo «E». 192 p.

6. Pecherkina, A. A., Ershova, I. A., Novikova, O. V. (2019). Issledovanie ustanovok suprugov s raznoy stepen'yu udovletvorennosti brakom [Study of the attitudes of spouses with different degrees of satisfaction with marriage]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 9, pp. 163-168. DOI: 10.26170/po19-09-22.

7. Popova, A. A., Safargalina, L. S., Itskovich, M. M., et al. (2017). Uchastie meditsinskogo psikhologa v rabote akusherskogo konsiliuma [Participation of a medical psychologist in the work of an obstetric consultation]. In Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Mekhan-izmy professional'noy komandnoy raboty s sem'ey v situatsii reproduktivnogo vybora», g. Krasnoyarsk 25—26 maya 2017g. Krasnoyarsk, pp. 231-237.

8. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2019 [Russian Statistical Yearbook 2019]. (2019). Moscow. 708 p. URL: https://gks.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2019.pdf (mode of access: 28.08.2020).

9. Safonova, M. V., Lysenko, O. F. (2018). Diagnostika i analiz faktorov, otrazhayushchikh sostoyanie psikhologicheskoy gotovnosti beremennykh zhenshchin k materinstvu [Diagnosis and analysis of factors reflecting the state of psychological readiness of pregnant women for motherhood]. In Vestnik Krasnoyarskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astafeva. No. 2, pp. 126-136. DOI: 10.25146/1995-08612018-44-2-66.

10. Selevko, G. K. (2005). Pedagogicheskie tekhnologii na osnove didakticheskogo i metodicheskogo usovershenstvovaniya UVP [Pedagogical technologies based on didactic and methodological improvement of UVP]. Moscow, NII shkol'nykh tekhnologiy. 288 p.

11. Subbotina, L. G. (2007). Model' vzaimodeystviya sub"ektov vospitatel'no-obrazovatel'nogo protsessa v psikhologo-pedagogicheskom soprovozhdenii uchashchikhsya [Model of interaction between subjects of the educational process in psychological and pedagogical support of students]. In Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal. No. 5, pp. 120-125.

12. Filippova, G. G. (1999). Psikhologiya materinstva: Kontseptual'naya model' [Psychology of motherhood: Conceptual model]. Moscow, Institut Molodezhi. 286 p.

13. Mazurchuk, E. O., Parfilova, G. G., Suvorova, K. R. (2016). Training biological family in the process of implementation of the program of psychological and pedagogical support. In International Journal of Environmental & Science Education. No. 11 (3), pp. 217-224. DOI: 10.12973/ijese.2016.305a.

14. Padilla, S. (2016). Analisis de la maternidad subrogada para parejas heterosexuales en la Legislacion Ecuatoriana. In USFQ Law Review, pp. 1-91. DOI: 10.18272Zlr.v5i1.1221.

15. Torres, G., Shapiro, A., Mackey, T. K. (2019). A review of surrogate motherhood regulation in south American countries: pointing to a need for an international legal framework. In BMC Pregnancy Childbirth. No. 19 (46). DOI: https://doi.org/10.1186/s12884-019-2182-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.